ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УДК 342, 343
Права человека и полицейский надзор за лицами, освобожденными условно-досрочно
Гончаров Денис Юрьевич, Уральский государственный экономический университет, Уральский юридический институт МВД России, доктор юридических наук, доцент
e-mail: goncharov_d@mail.ru
Рублев Андрей Геннадьевич, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук
e-mail: andrewrublev@bk.ru
Рассмотрены некоторые особенности обеспечения конституционных прав граждан в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из учреждений исполнения наказаний условно-досрочно. В статье делается вывод о целесообразности передачи части полномочий полиции в отношении освобожденных условно-досрочно, за которыми установлен административный надзор, из органов внутренних дел в уголовно-исполнительную инспекцию Министерства юстиции Российской Федерации.
Ключевые слова: конституционные права; административный надзор; полиция; органы внутренних дел; уголовно-исполнительная инспекция; условно-досрочное освобождение.
Human rights and police supervision of persons released on parole
Goncharov Denis Yurievich,
Ural State University of Economics,
Ural Law Institute of the Ministry of the
Interior of Russia, Doctor of Law, Associate professor
Rublev Andrey Gennadievich,
Crimean branch of the Russian State University
of Justice, Candidate оf Law
Some features of ensuring the constitutional rights of citizens in the sphere of administrative supervision of persons released from prison institutions on parole are considered. The article concludes that it is expedient to transfer some of the police powers in relation to parolees who are subject to administrative supervision from the internal Affairs bodies to the criminal Executive Inspectorate of the Ministry of justice of the Russian Federation..
Key words: constitutional rights; administrative supervision; police; internal Affairs bodies; criminal Executive inspection; parole.
Конституция как писаный документ и как правовой механизм в целом выполняет в социуме целый ряд функций. Главная из них - сделать упорядоченными и предсказуемыми фундаментальные публично-властные отношения между человеком, обществом и государством1.
Сегодня в России происходит реформирование всех институтов власти с учетом имплементации общепризнанных стандартов прав человека и гражданина. Для того чтобы соответствующее реформирование было успешным, ставится первоочередная задача реализации изменений, направленных на совершенствование нормативно-правовых основ функционирования механизма государства. Следующим шагом должна стать оптимизация организационного обеспечения функционирования государственных органов: ведь одним из препятствий в развитии правового государства в России является нередко откровенно низкий уровень деятельности аппарата, выполняющего функции государства.
Между тем понимание природного характера прав и свобод человека освобождает лицо от чрезмерной зависимости от государства, дает возможность защитить собственные права от любых посягательств. Такие права человека, как право на жизнь, честь и достоинство, неприкосновенность личности, свобода совести, мнений, убеждений, право на частную жизнь, служат необходимыми условиями существования человека в гражданском обществе. Органы внутренних дел призваны служить обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина, противодействия правонарушениям и преступлениям.
При этом подготовка сотрудников полиции должна быть направлена на приобретение ими практических знаний, умений и навыков в сочетании с воспитанием их в духе уважения к естественным правам человека, осознания своей роли в их защите, а также в предотвращении нарушений конституционных прав граждан, поскольку надлежащий уровень соблюдения прав человека в полицейской деятельности пока окончательно не достигнут.
Кроме того, конституционные права осужденных согласуются с уточнением единственно возможных законных ограничений, необходимых для защиты общественных интересов, прав и свобод других лиц, поддержания общественного порядка и безопасности. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 октября 2003 г. № 15-П отметил, что публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том
1 См.: Ескина Л. Б. Конституция России: стабильность и развитие // Журнал конституционного правосудия. 2018. № 5 (65). С. 2.
числе прав и законных интересов других лиц2. Эта позиция отражена и в Европейской конвенции о правах человека: определенные свободы могут подвергаться ограничениям, если последние представляют собой меры, необходимые в демократическом обществе для национальной безопасности, общественной безопасности, порядка и предупреждения преступлений, защиты репутации или прав других лиц3.
Правовое положение поднадзорных лиц в действующем законодательстве формулируется исходя из конституционного положения человека и гражданина в обществе и государстве. В этом контексте деятельность правоохранительных органов четко определена, при этом в правовом государстве «защита прав других» не может быть ложным оправданием введенных ограничений.
К примеру, правоспособность поднадзорного не отличается от правоспособности любого другого лица, находящегося на свободе. Вместе с тем для ранее судимых лиц присутствуют некоторые установленные законом ограничения в возможности фактического осуществления принадлежащих осужденным прав (например, права выбора места жительства)4.
Деятельность органов государственной власти должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение реализации конституционных норм, создание эффективной системы наказания за их нарушения и в том числе на успешную реинтеграцию осужденных лиц в общество, а также защиту прав потерпевших по возмещению ущерба от преступлений. Правовые способы реализации конституционных гарантий прав и свобод российских граждан в сфере полицейского надзора за лицами, освобожденными из мест принудительного содержания, состоят в использовании административно-правового и судебно-правового способа, кроме того, как эффективное средство выделим прокурорский надзор.
К примеру, конституционно-правовые гарантии обеспечения трудовых прав могут быть реализованы через обеспечение права на труд и его защиту. Однако, несмотря на декларированные конституционно-правовые гарантии, на сегодняшний день есть вопросы, связанные с соблюдением этих прав и свобод лиц,
2 См.: Постановление КС РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросом группы депутатов ГД и жалобами гр. С.А.Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова». URL: http://study.garant.ru/#/ document/12132995/paragraph/148/highlight.
3 См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 3 декабря 2019 г.).
4 См.: Рыбаков В. В. Имущественные права лиц, осужденных к лишению свободы [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук // Российская государственная библиотека; Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов. М., 2006. URL: https://search. rsl.ru/ru/record/01003277196 (дата обращения: 19 ноября 2019 г.).
освобожденных из мест изоляции от общества1.
Среди наиболее нарушаемых конституционных прав лиц, освобожденных из мест лишения свободы, выделяются права, которые отражают ухудшение социально-экономического положения: право на жилище, право на социальное обеспечение, право на образование, право на труд, но преобладает все-таки право на справедливый суд, а также право на неприкосновенность частной и семейной жизни.
Кроме того, к лицам, находящимся под административным надзором, применяются подчас некоторые необоснованные ограничения свободы передвижения, запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий, которые создают условия, провоцирующие сотрудников полиции на возможные нарушения законности при их контроле за их исполнением2, несмотря на то, что каждому, кто законно находится на территории страны, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства. Эти ограничения вызваны стабильным ростом повторных криминальных проявлений, который вынудил законодателя возродить3 после забвения институт административного надзора4. При этом актуальность рассматриваемых вопросов растет, о чем свидетельствует современное правотворчество5, меняется и значение ресоциализации лиц, освобожденных из мест изоляции от общества. Изложенные проблемы требуют актуальных подходов к их решению в законотворческой и практической деятельности.
В этой дискуссии присутствует ряд сложных кон-
1 См., например: Решение Альметьевского городского суда (Республика Татарстан) от 7 июня 2017 г. по делу № 2А-1885/2017 (Антипенко В. В., Ванюшин Я. Л., Галкин В. А. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс] / под ред. Н. А. Агешкиной. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «Гарант», 2018) (дата обращения: 30 сентября 2019 г.).
2 См.: Холманский В. И., Стульнова Т. В. Проблемы правового и организационного характера, возникающие в работе участковых уполномоченных полиции по исполнению федерального законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 52-53.
3 Впервые институт административного надзора закреплен в советское время Указом Президиума ВС СССР от 26 июля 1966 г.: «Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
4 См.: Сергеев Д. Н. Правовая природа постпенитенциарного административного надзора // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8. 1Ж1.: https://cyberleninka.ru/ art¡cle/n/pravovaya-pr¡roda-postpen¡tents¡arnogo-adm¡n¡str ativnogo-nadzora (дата обращения: 9 октября 2019 г.).
5 См.: Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 331-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13 декабря 2019 г.).
цепций, к примеру, административные ограничения - это не наказания, а потому должны применяться только ограничения, соразмерные тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 2876-О, от 19 июля 2016 г. № 1676-О и постановление Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В сфере административного надзора законодатель использует отечественный опыт, возможно, упуская из виду, что компетенция уголовно-исполнительной инспекции Минюста в Российской Империи и в советское время входила в ведение подразделений МВД (инспекция исправительных работ и трудоустройства). При этом в настоящем статусе службы полиции не имеют широких возможностей современных подразделений указанной инспекции Минюста России. Между тем административный надзор за условно-досрочно освобожденными лицами сегодня осуществляют только органы внутренних дел.
Нередко в процессе анализа реализации административного надзора мы констатируем проблемы, связанные с его низким качеством и слабой эффективной деятельностью органов внутренних дел по объективным причинам. Так, Уголовно-исполнительным кодексом РФ и подзаконными нормативными актами вопросы контроля за условно-досрочно освобожденными не урегулированы, четко регламентирован лишь контроль за условно осужденными.
В Положении об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729, контроль за поведением условно-досрочно освобожденных не включен в перечень задач инспекций. В соответствии с п. 26 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений, обязана полиция.
При этом иногда освобожденные условно-досрочно из мест лишения свободы лица «теряются» от административного надзора. Рассмотрим следующий реальный пример, чтобы понять, что подразумевается под постановкой самой исследуемой проблемы. «После нахождения в колонии в установленном адресе прибытия осужденный П. (как лицо, «подпадающее» под административный надзор) не появился, имея неотбытый срок наказания 4 года (это была его пятая судимость). В отделе полиции об условно-досрочном освобождении осужденного П. стало известно из письма Уполномоченного по правам человека по области. Ранее по названному адресу он не проживал, запросы о возможности проживания осужденного по указанному адресу из исправитель-
ного учреждения не поступали, также сотрудники полиции не были проинформированы о предстоящем освобождении данного осужденного. Проведенная участковым уполномоченным полиции проверка показала, что людям, проживающим в указанной квартире, П. не знаком. В настоящее время личный состав отдела ориентирован на установление местонахождения П.»1.
Кроме того, нельзя не отметить и другие существующие проблемы: при назначении административного надзора в отношении осужденного, отбывшего основное наказание в виде лишения свободы и отбывающего дополнительное в виде ограничения свободы, надзор начинает осуществляться с момента окончания отбывания ограничения свободы. Есть ли смысл назначать административный надзор в этом случае? Дублирование контроля будет явно лишним и несоразмерным, будет восприниматься как третье наказание (после отбытых наказаний последовательно - основного наказания в виде лишения свободы на определенный срок и дополнительного в виде ограничения свободы)2.
При этом еще в 2009 г. в научной литературе предлагалось на уголовно-исполнительные инспекции Минюста России в качестве основных возложить организационные, координационные, контрольные и ресоциализационные функции, возбуждение, проведение и прекращение надзорной деятельности, ведение надзорного производства, а к компетенции полицейских структур - непосредственное проведение гласных и негласных надзорных мероприятий, главным образом по месту жительства поднадзорных лиц3.
На основании изложенного полагаем целесообразным дополнить ч. 1 ст. 54 УИК РФ, а именно: уголовно-исполнительной инспекции следует поручить наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом. И, соответственно, предлагаем изложить п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в следующей редакции: «1) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел и уголовно-испол-
1 Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 26 февраля 2019 г. № 1681-ПЗС «О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2018 году» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 9 августа 2019 г.).
2 См.: Сергеев Д. Н. Правовая природа постпенитенциарного административного надзора // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pravovaya-priroda-postpenitentsiarnogo-administr ativnogo-nadzora (дата обращения: 9 октября 2019 г.).
3 См.: Редько Н. Л. Персонифицированный полицейский надзор: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009.
С. 6-7.
нительной инспекцией наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Конкретные нормы, регулирующие порядок административного надзора, особенности изменения компетенции в сфере постпенитициарного контроля следует предусмотреть в ведомственных приказах ФСИН России и МВД России по передаче определенной части полномочий сотрудников полиции по постановке на учет, контролю и сбору материалов в отношении лиц, за которыми установлен административный надзор, из органов внутренних дел в уголовно-исполнительную инспекцию.
Таким образом, превентивное действие административного надзора в отношении условно-досрочно освобожденных должно строиться посредством индивидуальной профилактики подназорных в целях защиты государственных и общественных интересов с участием подразделений МВД России и ФСИН России. В свою очередь, одним из приоритетных результатов совершенствования административного надзора необходимо считать обеспечение конституционных прав потерпевших от преступлений, поскольку уклонение от исполнения наложенных судом обязательств ведет к отсутствию возможности добиться взыскания даже относительно небольших сумм.
Действительно, неотъемлемой стадией осуществления права на судебную защиту является право на то, чтобы вступившее в законную силу решение суда было правильно и своевременно исполнено. Судя по обращениям граждан, есть еще определенные проблемы и с правовой осведомленностью граждан, и с доступом к правосудию, и с реализацией права на справедливый суд, но они не идут ни в какое сравнение с теми проблемами, с которыми сталкиваются граждане на этапе реализации права на исполнение судебного решения, без которого теряет всякий смысл предыдущая цепочка4.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что предложенные меры приведут к единообразному подходу подразделений МВД России и Минюста России к своим полномочиям, качественному обмену между ними информацией, а также в результате будет выработан действенный механизм контроля за исполнением судебных актов, возлагающих на осужденных установленные ограничения и запреты.
Между тем отметим особое значение гарантий доступа всех освобожденных лиц к социальным правам, а также к схемам интеграции в общество. Особенно
4 См.: Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 26 февраля 2019 г. № 1681-ПЗС «О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2018 году» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 9 августа 2019 г.).
важно обеспечить осужденного жильем в первые дни освобождения. Потенциалом в механизме реализации конституционных прав в исследуемых правоотношениях являлось бы создание в стране службы с компетенцией по профессиональной интеграции поднадзорных лиц. Управлением деятельности такой службы могло бы стать развитие общественных работ, профессиональной подготовки для тех, кто находится под надзором, с целью обеспечения лучшей реинтеграции осужденных в общество.
Библиографический список
1. Ескина Л. Б. Конституция России: стабильность и развитие / Л. Б. Ескина // Журнал конституционного правосудия. - 2018. - Ns 5 (65).
2. Редько H. Л. Персонифицированный полицейский надзор: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / H. Л. Редько. - Челябинск, 2009.
3. Рыбаков В. В. Имущественные права лиц, осужденных к лишению свободы [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Рыбаков // Российская государственная библиотека; Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов. - Москва, 2006. - URL: https://search.rsl.ru/ ru/record/01003277196 (дата обращения: 19 ноября 2019 г.).
4. Сергеев Д. H. Правовая природа постпенитенциарного административного надзора / Д. H. Сергеев // Актуальные проблемы российского права. -2014. - W 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pravovaya-priroda-postpenitentsiarnogo-administr ativnogo-nadzora (дата обращения: 9 октября 2019 г.).
5. Холманский В. И. Проблемы правового и организационного характера, возникающие в работе участковых уполномоченных полиции по исполнению федерального законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / В. И. Холманский, Т. В. Стульно-ва // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - W 3 (71). - С. 52-53.
Bibliograficheskij spisok
1. Eskina L. B. Konstituciya Rossii: stabil'nost' i razvi-tie / L. B. Eskina // ZHurnal konstitucionnogo pravosu-diya. - 2018. - W 5 (65). - S. 2.
2. Red'ko N. L. Personificirovannyj policejskij nadzor: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / N. L. Red'ko. -CHelyabinsk, 2009. - 23 c.
3. Rybakov V. V. Imushchestvennye prava lic, osuzhdennyh k lisheniyu svobody [Elektronnyj resurs]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / V. V. Rybakov // Rossijskaya gosudarstvennaya biblioteka; Vserossijskaya gosudarstvennaya nalogovaya akademiya Ministerstva finansov. - Moskva, 2006. - URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01003277196 (data obrashcheniya: 19 noyabrya 2019 g.).
4. Sergeev D. N. Pravovaya priroda postpenitenciarnogo administrativnogo nadzora / D. N. Sergeev // Aktual'nye problemy rossijskogo pra-
va. - 2014. - W 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pravovaya-priroda-postpenitentsiarnogo-administr ativnogo-nadzora (data obrashcheniya: 9 oktyabrya 2019 g.).
5. Holmanskij V. I. Problemy pravovogo i organizacionnogo haraktera, voznikayushchie v rabote uchastkovyh upolnomochennyh policii po ispolneniyu federal'nogo zakonodatel'stva ob administrativnom nadzore za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody / V. I. Holmanskij, T. V. Stul'nova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2016. - W 3 (71). - S. 52-53.