Научная статья на тему 'Права авторов в Индии и Китае'

Права авторов в Индии и Китае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНДИЯ / КИТАЙ / СМЕЖНЫЕ ПРАВА / ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ / ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ / PROTECTION OF AUTHORS'' RIGHTS / BRICS / COPYRIGHT LAW / INDIA / CHINA / NEIGHBOURING RIGHTS / THE COPYRIGHT ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ординян Вануи Вачиковна

Целью настоящей статьи является изучение авторских прав в Индии и Китае. В работе исследуются особенности и противоречия авторского права. Обе страны являются участницами основных конвенций в области авторского права, а также имеют свои национальные источники, регулирующие права авторов. Установлено, что подходы к трактовке авторских прав в Индии и Китае имеют схожий характер. Законодательства стран предусматривают разные сроки действия исключительного права на произведения. Выявлено, что споры об авторских правах рассматривают в изучаемых странах районные, арбитражные и народные суды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTHORS’ RIGHTS IN THE INDIA AND CHINA

The goal of this paper is to consider the copyright in India and China. In this paper investigates the characteristics and identification of copyright´s contradictions. India and China are the members of the main conventions in the field of Copyright Law. At the same time these countries have their own national sources that govern the rights of authors. It is found that the approaches to the interpretation of copyright in India and China have the similar character. Legislation in the countries under consideration provides for a different period of exclusive rights to the work. Revealed that the debate about copyright in the studied countries is settled in courts: arbitration, people's and district courts.

Текст научной работы на тему «Права авторов в Индии и Китае»

ПРАВА АВТОРОВ В ИНДИИ И КИТАЕ

Ординян Вануи Ваниковна

бакалавр юриспруденции, студент Российского Университета Дружбы

Народов, РФ, г. Москва E-mail: Dzhakonda-91 @mail. ru

THE AUTHORS’ RIGHTS IN THE INDIA AND CHINA

Ordinyan Vanui

bachelor of Law, student of Russian Peoples' Friendship University, Russia Moscow

АННОТАЦИЯ

Целью настоящей статьи является изучение авторских прав в Индии и Китае. В работе исследуются особенности и противоречия авторского права. Обе страны являются участницами основных конвенций в области авторского права, а также имеют свои национальные источники, регулирующие права авторов. Установлено, что подходы к трактовке авторских прав в Индии и Китае имеют схожий характер. Законодательства стран предусматривают разные сроки действия исключительного права на произведения. Выявлено, что споры об авторских правах рассматривают в изучаемых странах районные, арбитражные и народные суды.

ABSTRACT

The goal of this paper is to consider the copyright in India and China. In this paper investigates the characteristics and identification of copyright's contradictions. India and China are the members of the main conventions in the field of Copyright Law. At the same time these countries have their own national sources that govern the rights of authors. It is found that the approaches to the interpretation of copyright in India and China have the similar character. Legislation in the countries under consideration provides for a different period of exclusive rights to the work. Revealed that the debate about copyright in the studied countries is settled in courts: arbitration, people's and district courts.

Ключевые слова: БРИКС; авторское право; Индия; Китай; смежные права; закон об авторском праве; защита авторских прав.

Keywords: BRICS; copyright law; India; China; neighbouring rights; the Copyright Act; protection of authors' rights.

Одним из важнейших институтов интеллектуального права являются авторские права, без них существование полноценной системы хозяйственных отношений невозможно, так как развитие новых технологий сделала объекты интеллектуальной собственности ценным активом, который используется как гражданами, так и юридическими лицами.

Стимулирование творческой деятельности — это важнейший двигатель прогресса. Богатство национального культурного достояния непосредственно зависит от уровня охраны, предоставляемой литературным и художественным произведениям. Чем выше этот уровень, тем больше стимул для авторов; чем больше число интеллектуальных творений в стране. В конечном счёте, неоспоримо, что поощрение интеллектуального творчества, является одной из основных предпосылок социального, экономического и культурного развития. На данном этапе развития общества, все большее значение приобретают проблемы регулирования авторских прав, как в Российской Федерации, так и во всем мире. Большой интерес в сфере регулирования авторских прав представляют Индия и Китай, как страны, входящие в БРИКС, в пятерку быстроразвивающихся стран мира. Вместе с Россией, Бразилией и ЮжноАфриканской Республикой. Весьма любопытно рассмотреть, как регулируются авторские права в странах с таким большим экономическим потенциалом.

Индия и Китай являются участницами главных конвенций в области авторского права, в частности, Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Индия стала участницей Конвенции 1 апреля 1928 года, а Китай — 15 октября 1992 года) и Всемирной конвенции об авторском праве (всемирная конвенция была создана в связи с появлением на мировой арене государств, нежелающих связывать себя положениями Бернской конвенции [2, с. 19].Исходя из этого, они должны придерживаться предписаний данных конвенций.

Что же касается национальных источников правового регулирования авторских прав в Индии и Китае, то свой путь в Индии авторское право начинало в 1914году, когда был издан первый закон об авторском праве. Он был по образцу смоделирован с Британского Закона об авторском праве 1911 года. Закон 1914 года представлял собой короткий устав, состоящий из 15 разделов. И даже после приобретения Индией независимости, закон1914 года продолжал действовать вплоть до принятия закона об авторском праве 1957 г. [9, с. 115—116].

Данный закон и в настоящее время регулирует вопросы, связанные с авторским правом в Индии, но закон модернизируется, в него вносятся поправки, ввиду изменяющейся технологии и международной обстановки. Примером этому могут служить поправки, введенные Министерством развития Человеческих ресурсов Индии в закон в 2010 году. Поправки стремятся сделать положения Закона об авторском праве 1957 года соответствующими положениям ВОИС по авторскому праву (ДАП) и Договору ВОИС об исполнениях и фонограммах (ДИФ). Положения обеспечивают защиту владельцев авторских прав, в виде штрафов и лишения свободы (до двух лет). Законопроект включил новый раздел 65 (А) к Закону об авторском праве 1957 года, которые налагает штраф в размере лишения свободы на два года и штраф за обход цифровых методов защиты авторских прав. Новый законопроект продлевает срок действия авторского права, в течение жизни автора плюс шестьдесят лет [7, с. 94—98].

Первое упоминание об «авторском праве» (Иа:одиап — буквально печатающий право) в Китае было в девятнадцатом веке. В отличие от соседней Японии, которая после восстановления Мэйдзи 1868 году добровольно ввела защиту авторских прав, а у Китая, как у квази-колонии Западных держав, было мало свободы, чтобы решить подходила ли защита авторских прав для национального интереса или нет. Однако отечественные авторы и издатели требовали защиты от увеличения печати пиратства, и в 1910 году император Гуансюй согласился на эти требования и предписал Закон об авторском праве

Великой династии Цин (DaQingZhuzjuoquan Ш). За ним следовал закон Кинга, который защищал только зарегистрированные работы. Права эксплуатации авторского права были предоставлены сроком на 30 лет после смерти. Моральным правам же давалась бесконечная защита. Данный закон пережил суматоху 1911 года, и без существенных изменений был преобразован в Закон об авторском праве в 1915 году. В 1928 году он был восстановлен фактически без изменений как Закон об авторском праве правительства Гоминьдан. В 1949 году все предыдущие законы, включая Закон об авторском праве 1928 года, были отменены Центральным комитетом коммунистической партии. Первым достаточно полным набором авторских положений были предварительные положения о защите авторских прав в книгах и периодике, принятые Министерством культуры 15 июня 1984 года. Предварительные Положения в значительной степени совместимы с тогдашним существующим проектом Закона об авторском праве и они, как говорят, служили в качестве стартовой точки для ускорения усилий по законодательству. Учреждение Национальной администрации по Авторскому праву («КСА») 25 июля 1985года заложило основу для эффективного законодательства об авторском праве. КСА был впредь компетентен подготавливать законодательство авторского права, консультировать владельцев авторских прав и заниматься вопросами лицензии [10, с. 424].

Увеличение внутреннего спроса для защиты авторских прав и давления из-за границы, чтобы придерживаться стандартов международной защиты, привело к принятию 7 сентября 1990 года Закона об авторском праве, который был предписан на Пятнадцатой Сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей [4, с. 61].

4 июня 1991 Государственный совет предписал другое важное административное связанное с авторским правом условие, а именно: положение

о защите компьютерного программного обеспечения [5, с. 13].

В 1992 году Китай более или менее добровольно начал брать на себя международные обязательства по защите авторских прав, присоединившись 30

июля 1992 года к Всемирной конвенции об авторском праве и к Конвенции о защите производителей фонограмм от Несанкционированного воспроизведения

1 мая 1993 года. Эти интеграции Китая в международном режиме авторского права в основном происходили в результате одностороннего давления со стороны США [6, с. 5].

Относительно субъектов авторского права, в Индии понятие «автор» шире, чем в Китае. В Индии исключительные права могут возникнуть у издателей газет, журналов и любых периодических изданий. Конечно, данное положение возможно изменить соглашением между работником и работодателем, но само содержание статьи говорит о том, что в Индии предусматривается возможность возникновения исключительного права на произведение за не творческими субъектами, в данном случае работодателем [3, с. 13].

Владелец авторских прав на существующую работу или будущий автор в отношении будущей работы, может передать любому лицу авторское право полностью или в части при условии, что в случае назначения авторского права в любой будущей работе, назначение вступает в силу только тогда, когда работа будет выполнена. Что касается режима назначения авторских прав, то передача авторства без письменной подписи первоначального автора или уполномоченного им представителя не имеет силу [3, с. 14].

В соответствии со статьей 11 Закона КНР «Об авторском праве», авторские права принадлежат автору произведения. Если произведение создается под руководством юридического лица или другой организации, выражает их творческий замысел, и данное юридическое лицо или иная организация признают свою ответственность за произведение, то в таком случае автором произведения признается юридическое лицо или иная организация [1, с. 6].

Что касается соавторства, то если произведение создано совместным творческим трудом двух и более лиц, то авторское право на произведение принадлежит соавторам совместно [1, с. 6].

Если произведение создано по договору авторского заказа, то принадлежность авторских прав в данном случае будет определяться исходя из

условий договора между автором и заказчиком. Если же в договоре не будут указаны данные условия или договор не заключен, то авторские права будут принадлежать автору произведения [1, с. 7].

Объектами авторских прав в Китае являются произведения граждан, юридических лиц и иных организаций КНР, вне зависимости от того, обнародованы данные произведения или нет, а также произведения иностранных граждан, лиц без гражданства, если они впервые были опубликованы на территории Китая.

Подходы к трактовке авторских прав в Индии и Китае в целом схожи: под объектами авторских прав в этих странах понимаются произведения науки, литературы, искусства. Исключение лишь в том, что в Индии, в перечне объектов авторских прав указана также звукозапись [3, с. 10], которая в Китае относится к объектам смежных с авторскими правами.

При этом, чтобы являться объектом авторского права, произведение должно обладать определенными критериями, — в обеих странах они идентичны: произведение должно быть результатом творческой деятельности, а также должно существовать в какой-либо объективированной во вне форме.

В Индии срок действия авторского права на опубликованные литературные, драматические, музыкальные и художественные произведения распространяется в течение всей жизни автора и в течение 60 лет с начала календарного года, следующего за годом смерти автора. В отношении соавторства, исчисление указанного срока начинает истекать со смертью последнего автора [3, с. 17].

Срок действия авторского права на произведения государственных предприятий и на произведения международных организаций тоже составляет шестьдесят лет с начала календарного года, следующего за годом, в котором произведение впервые опубликовано [3, с. 18].

В КНР авторские права с неограниченным сроком охраны распространяются на права на указание авторства, права на внесение изменений в произведение и право охраны неприкосновенности произведения.

Права гражданина на выпуск произведения в свет, на его использование и получение вознаграждения охраняется пожизненно, а также в течение 50 лет после смерти автора; срок охраны прав заканчивается 31 декабря на 50-й год после смерти автора; в случае если произведение создано в соавторстве, срок охраны прав заканчивается 31 декабря на 50-й год после смерти последнего из соавторов произведения [1, с. 8].

Те же сроки действуют относительно произведений юридических лиц или иных организаций или служебных произведений.

За нарушение авторских прав в Индии и Китае предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. В Китае в случае если сумму ущерба правообладателя или заинтересованного лица и полученной правонарушителем прибыли нельзя установить, народный суд на основании обстоятельств дела определяет сумму компенсации в размере до 500 000 юаней жэньминьби. Одновременно в соответствии со статьей 46 Закона «Об авторском праве» Китая в рамках гражданской ответственности нарушитель должен принести публично извинения [1, с. 15]. В Индии подобных мер законодательство не предусматривает.

По индийскому законодательству лицо, сознательно нарушившее авторское право на произведение, или любые другие права, предусмотренные Законом «Об авторском праве», наказывается лишением свободы на срок, который составляет не менее шести месяцев, но который может быть продлен до трех лет. Штраф должен быть не меньше пятидесяти тысяч рупий, но может варьироваться до 200 000 рупий [3, с. 46].

Если преступление совершено повторно, то лицо наказывается лишением свободы на срок не менее одного года, но этот срок может быть продлен до трех лет и штраф, который не должен быть меньше, чем 100 000 рупий, но который также может варьироваться до 200 000 рупий [3, с. 47].

Любое лицо, неудовлетворенное решением суда, может подать апелляцию в течение тридцати дней. В течение 3 месяцев после вынесения решения лицо может обратиться в ведомство по охране авторских прав. В случае

неудовлетворения решением ведомства по охране авторских прав, в течение 3 месяцев лицо может обратиться в Высокий суд [3, с. 49].

Подводя итог, отметим, что споры об авторских правах рассматривают в Индии и Китае суды. В Индии споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав подлежат рассмотрению в районных судах [3, с. 45]. В Китае — в арбитражных судах, если имеется арбитражное соглашение, и в народных судах, если последнее отсутствует.

Список литературы:

1. Закон КНР «Об авторском праве» от 07.09.1990 вред. 26.02.2010 (принят на 15-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 7-госозыва). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://chinalawinfo.ru (дата обращения: 10.12.2013).

2. Подшибихин Л.И. Исследование вопросов совершенствования правовой охраны авторских и смежных прав на национальном и международном уровнях. М.: ИНИЦ Роспатента. 2002. — С. 19.

3. Copyright Act of India, 04/06/1957 No. 14 (as last amended by Act № 49 of 1999).

4. Gazette of the Standing Committee of the NPC № 4, 1990. English translation in China Patents& trademarks — № 1, — 1991. — P. 61.

5. Gazette of the State Council 1991; English translation in China Current Laws — № 4, — 991. — P. 13.

6. Gordon C.K Cheung. Intellectual Property Rights in China: Politics of Piracy, Trade and Protection, 2009. — P. 5.

7. Hong Xue. Intellectual Property Law in China// Kluwer law international BV, the Netherlands, 2010. — P. 19—22.

8. Tamali Sen Gupta. Intellectual Property Law in India//Kluwer law international BV, the Netherlands, 2011. — P. 94—98.

9. Uma Suthersanen, YsoldeGrendreau. A shifting empire. 100 years of the Copyright Act 1911. 2013. — P. 115—116.

10. Zhonghua Remain Gongheguofalufaguiquanshu (Collection of Laws and Provisions of the People's Republic of China) Vol II. Beijing, 1994—1996. — P. 424.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.