Научная статья на тему 'Практикум по бухгалтерскому учету или бухгалтерский учет для начинающих'

Практикум по бухгалтерскому учету или бухгалтерский учет для начинающих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3239
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафурова Г. Н.

Статья адресована преподавателям курсов по бухгалтерскому учету, или преподавателям в университете, или рядовому служащему, которому необходимо донести суть и основу основ бухгалтерского учета. Предлагается решать практические задачи по основным разделам и счетам бухгалтерского учета. Практические задачи состоят из шести занятий. Каждое занятие включает теоретический материала, который представлен тезисно, и сквозные задачи по данному разделу. Таким образом, за шесть занятий предлагается освоить суть бухгалтерского учета и научиться формировать журнал хозяйственных операций, переносить данные журнала в оборотно-сальдовую ведомость, а из нее формировать бухгалтерский баланс. А самое главное научиться читать и записывать корреспонденцию счетов бухгалтерского учета, что необходимо начинающему бухгалтеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практикум по бухгалтерскому учету или бухгалтерский учет для начинающих»

ПРАКТИКУМ БУХГАЛТЕРА

ПРАКТИКУМ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ИЛИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Г. Н. ГАФУРОВА, преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Российский государственный гуманитарный университет

Время, когда профессия бухгалтера ассоциировалась с нарукавниками и счетами, давно кануло в лето. И сегодня бухгалтерский учет как дисциплина является таким же естественным предметом на различных специальностях в вузах, например таких, как «Реклама», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» и др., как и высшая математика на первом курсе института. Но порой сами учащиеся, изучающие дисциплину «Бухгалтерский учет», до конца не осознают, для чего в жизни тому же маркетологу или рекламщику может пригодиться столь нетворческий и на первый взгляд скучный предмет, как бухгалтерский учет.

Действительно, бухгалтерский учет — наука точная и требующая большой внимательности. Как говорится — «в бухгалтерии копейку нельзя потерять, иначе баланс не сойдется». К тому же в системе классического высшего образования бухгалтерский учет преподается как достаточно сухая и скучная дисциплина. При этом мало у кого из студентов этот столь нужный предмет вызывает интерес, иужтем более становится любимым.

Но, как известно, все зависит от человека и его желания. Поэтому если тому же преподавателю курсов по бухгалтерскому учету или преподавателю в университете, или рядовому служащему необходимо донести суть и основу основ бухгалтерского учета, то для начала необходимо научить читать бухгалтерские проводки и понимать, как формируются хозяйственные операции. А правильно читать нормативные документы по бухгалтерскому учету

или вносить информацию в бухгалтерскую программу — это следующая ступень, которая непременно станет доступной для тех, кто хочет ее освоить.

Итак, если возникает необходимость за короткое время объяснить материал по бухгалтерскому учету, например, коллеге по работе (работодатель нанял нового работника, который явно мало что понимает в бухгалтерии), первое, с чего стоит начать — это предложить освоить конкретный теоретический материал, т. е. концепцию бухгалтерского учета в РФ. Из литературы, которая будет доступна в понимании начинающему специалисту в области бухгалтерского учета, стоит отметить труды С. С. Молчанова1 и

Н. П. Кондракова2 «Бухгалтерский учет».

Затем приступить к решению практических задач по разделам и счетам бухгалтерского учета, соблюдая требования Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», используя План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н.

Решать практические задачи необходимо в журнале хозяйственных операций по следующим основным разделам бухгалтерского учета:

1. Учет внеоборотных активов: основных средств и нематериальных активов (1-е занятие).

Основные тезисы, которые необходимо знать по учету основных средств.

1 Молчанов С. С. Бухгалтерский учет за 14 дней: Экспресс-курс. М.: Эксмо, 2007.

2 Н.П. Кондратов. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2006.

Основными средствами (далее — ОС) в бухгалтерском учете называют здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительную технику и подобное имущество, которое используется длительное время, т. е. более 12 мес.

Нормативными документами для бухгалтера при учете ОС являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

В бухгалтерском учете ОС отражаются по первоначальной стоимости и учитываются в учете на счете 01 «Основные средства».

В балансе ОС отражаются по остаточной стоимости, которая определяется путем вычитания из первоначальной стоимости начисленной амортизации ОС.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (в учете отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств») в течение всего срока их полезного использования.

Согласно п. 18 ПБУ 6/01 начисление амортизации для объектов ОС производится одним из следующих способов:

• линейным;

• способом уменьшаемого остатка;

• способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

• способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Первичные документы, которыми оформляется поступление, перемещение, выбытие ОС и прочие операции с ними, утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Они имеют унифицированную форму и номера: № ОС-1, № ОС-4, № ОС-6 и т. д.

Сквозная задача (табл. 1). Приобретены ОС у поставщика по первоначальной стоимости в сумме

238 800 руб., в том числе НДС (18%). Были оплачены услуги за доставку ОС в сумме 3 580руб., в том числе НДС (18%). Основные средства приняли на баланс (ввели в эксплуатацию). Срок полезного использования — 10лет, способ начисления амортизации — линейный.

Основные тезисы, которые необходимо знать по учету нематериальных активов.

Нематериальные активы сокращенно называют НМА.

Основным нормативным документом по учету нематериальных активов (далее — НМА) является Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н.

Для того чтобы актив был признан в качестве нематериального, он должен обладать следующими свойствами:

— не иметь материально-вещественной формы;

— использоваться для производственных нужд или управления предприятием;

— использоваться в течение длительного времени, т. е. более 12 мес.;

— приносить организации доход;

— приобретаться не для перепродажи.

К нематериальным активам относятся патенты, лицензии и др.

Учет НМА ведется по первоначальной стоимости, которая включает в себя цену приобретения и затраты, сопровождающие процесс приобретения и приведения в состояние готовности.

Способы амортизации НМА совпадают со способами, установленными для объектов ОС, за исключением способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Для оформления на предприятии НМА должны оформляться первичные документы, которые имеют унифицированную форму и утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 №71а: № НМА-1, № ОС-1, а также другие документы, которые организация может самостоятельно разрабатывать и утверждать.

Таблица 1

Журнал хозяйственных операций

№п/п Хозяйственная операция Сумма, руб. Дебет Кредит

1 Оплачено ОС 238800,00 60 51

2 Выделен НДС 36 427,12 19 60

3 Оприходовано ОС 202372,88 08-4 60

4 Оплачена услуга за доставку ОС 3 580,00 60 51

5 Выделен НДС 546,10 19 60

6 Учтена услуга за доставку 3 033,90 08-4 60

7 ОС принято на баланс 205406,78 01 08-4

8 Начислена амортизация* 1 711,72 20 02

* Расчет амортизации: 20 5406,78/ 10лет/ 12мес. = 1 711,72руб. (за 1 мес.).

Таблица 2

Журнал хозяйственных операций

№п/п Хозяйственная операция Сумма, руб. Дебет Кредит

1 Оплачены НМА 18 600,00 60 51

2 Выделен НДС 2837,29 19 60

3 Оприходовано ОС 15 762,71 08-5 60

4 Оплачена услуга за НМА 8086,00 60 51

5 Выделен НДС 1233,46 19 60

6 Учтена услуга за НМА 6852,54 08-5 60

7 НМА приняты на баланс 22 615,25 04 08-5

8 Начислена амортизация* 471,15 20 05

* Расчет амортизации: 22 615,25/ 4 года/ 12мес. = 471,15 руб. (за 1 мес.).

Сквозная задача (табл. 2). Приобретены НМА у поставщика стоимостью 18 600руб., в том числе НДС. Организация оплачивает посреднические услуги по приобретению НМА в сумме 8 086руб., в том числе НДС. Нематериальные активы введены в эксплуатацию. Срок полезного использования — 4 года, способ начисления амортизации — линейный.

2. Учет оборотных активов: учет материальнопроизводственных запасов; учет затрат и калькулирование себестоимости; учет готовой продукции и ее реализация (2-е занятие).

Основные тезисы, которые необходимо знать по учету материально-производственных запасов.

Материально-производственные запасы (далее — МПЗ) — это часть имущества:

— используемая при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначен-ныхдля продажи (сырье, топливо, тара и т. д.);

— предназначенная для продажи (сырье, готовая продукция);

— используемая для управленческих нужд (вспомогательные материалы, запчасти).

Учет поступления МПЗ осуществляется на счете 10 «Материалы».

Выбор схемы учета оприходования материальных ценностей определяется в учетной политике предприятия и может осуществляться двумя способами:

— по фактической себестоимости и учитываться насчете 10;

— по фактурной стоимости с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение матери-

альных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

При отпуске материалов в производство могут использоваться следующие методы оценки запасов:

— по средней себестоимости;

— по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО).

Сквозная задача (табл. 3). Материалы приобретались у поставщика и списывались по методу ФИФО. 1-е поступление: 1000м х 4,56руб. Списано в производство 897м. 2-е поступление: 800м х 3.20 руб. Списано в производство 900м. 3-е поступление: 1 000м х 6,10 руб. Списано в производство 1001 м. Суммы указаны без НДС.

Основные тезисы, которые необходимо знать по учету затрат.

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

Виды затрат:

• прямые — связаны с производством определенного вида продукции и могут быть отнесены на ее себестоимость;

• косвенные затраты — связаны с выпуском нескольких видов продукции (например, затраты по управлению и обслуживанию производства) и включаются в себестоимость с помощью специальных расчетов распределения. Себестоимость продукции — выраженные

в денежной форме затраты на ее производство и

Таблица 3

Журнал хозяйственных операций

№п/п Хозяйственная операция Сумма, руб. Дебет Кредит

1 1-е поступление материалов 4560 10 60

2 Списано в производство 4 090,32 20 10

3 2-е поступление материалов 2 560,00 10 60

4 Списано в производство 3 020,08 20 10

5 3-є поступление материалов 6100,00 10 60

6 Списано в производство 6106,10 20 10

Сн=0, Ск (сальдо конечное) по дебету счета 10 = 2 мх6,10= 12,20 руб.

Вучетной политике предприятия установлено, что расходы вспомогательного производства распределяются между отдельными производствами пропорционально прямымрасходам по их содержанию.

Расходы вспомогательного производства распределятся в следующем порядке:

—расходы, относящиеся к деятельности основного производства, — 58 049руб. (170 ООО/ 205 ООО х 70000);

—расходы, относящиеся к деятельности обслуживающего производства, — 11 951 руб. (35 ООО / 205000 х 70000).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сквозная задача № 2 (табл. 5). Определить себестоимость, если известно, что в отчетном периоде на производство продукции израсходовано материалов на сумму 250 ООО руб., в том числе НДС, была начислена заработная плата работникам в сумме 120 000руб., в том числе был начислен ЕСНпо ставке 26%, амортизация ОС составила 1 500руб., аренда помещения —113 000руб., в том числе НДС.

Основные тезисы, которые необходимо знать по доходу организации.

Согласно ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение кредиторской задолженности, которые приводят

Таблица 4

Журнал хозяйственных операций

№п/п Хозяйственная операция Сумма, руб. Дебет Кредит

1 Учтены затраты основного производства 170 000,00 20 10. 70. 69

2 Учтены затраты обслуживающего производства 35000,00 29 10, 70, 69

3 Учтены расходы вспомогательного производства 70000,00 23 10. 70. 69

4 Списаны расходы вспомогательного производства на затраты по содержанию основного производства 58 049,00 20 23

5 Списаны расходы вспомогательного производства на затраты по содержанию обслуживающего производства 11951,00 29 23

Таблица 5

Журнал хозяйственных операций

№п/п Хозяйственная операция Сумма,руб. Дебет Кредит

1 Оплачены материалы по счету поставщику 250000,00 60 51

2 Выделен НДС 38135,59 19 60

3 Оприходованы материалы 211 864,41 10 60

4 Списаны материалы в производство 211 864,41 20 10

5 Начислена заработная плата рабочим 120000,00 20 70

6 Начислен ЕСНпо ставке 26%* 31 200,00 20 69

7 Начислена амортизация ОС 1200,00 20 02

8 Оплачена услуга подрядчику 113 000,00 76-5 51

9 Выделен НДС 17237,29 19 76-5

10 Учтена услуга 95762,71 20 76-5

11 Списаны затраты основного производства на себестоимость готовой продукции 95 762,71 43 20

12 Списана фактическая производственная себестоимость готовой продукции 95 762,71 90.2 43

*Расчет ЕСН: 120 000,00х 26 %=31200,00руб.

реализацию. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости отходов), амортизация, затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, прочие затраты (затраты на командировки рабочих, за переподготовку кадров, оплату услуг связи, оплату за аренду помещения, за информационные, консультационные и прочие услуги).

Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества).

Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей.

Сквозная задача № 1 (табл. 4). За отчетный период прямые расходы предприятия «Феликс» основного и обслуживающего производств составили 205 000руб., в том числе:

—расходы основного производства по производству готовой продукции — 170 000руб.;

— расходы обслуживающего производства — 35 000руб.

Расходы вспомогательного производства по обеспечению организации теплом составили 70000руб.

Таблица 6

Журнал хозяйственных операций

№п/п Хозяйственная операция Сумма, руб. Дебет Кредит

1 Выручка от реализации продукции 900 000,00 62 90-1

2 Начислен НДС с продаж 137288,14 90-3 68-2

3 Получены денежные средства от покупателей 900000,00 51 62

4 Списана себестоимость проданных товаров 600 000,00 90-2 41

к увеличению капитала, отличного от вклада собственников.

Доходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее увеличение в будущих экономических выгодах, связанных с соответствующим имуществом, или уменьшение кредиторской задолженности может быть известно с достаточной степенью надежности.

Сквозная задача № 1 (табл. 6). Компанией «Омега» в марте 2009г. были получены денежные средства за ранее реализованный товар в сумме 900 000руб., в том числе НДС. Себестоимость проданных товаров составила 220000руб.

Сквозная задача № 2 (табл. 7). Компания «Сокол» отгрузила покупателю товар. Согласно договору покупатель приобретает право собственности на товар после его оплаты. Цена товара — 120 ООО руб., в том числе НДС, себестоимость товара — 60000руб.

3. Учет труда и его оплаты (3-е занятие). Основные тезисы, которые необходимо знать по учету труда.

Организация самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие доходы работников.

Основными формами оплаты труда являются:

• повременная — оплата производится за определенное количество отработанного времени;

• сдельная — оплата производится за число единиц изготовленной продукции исходя из сдельных расценок.

Первичные документы, которые используются для ведения учета труда — кадровые документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1: унифицированные формы № Т-1, № Т-2, № Т-3, № Т-6, № Т-7, № Т-8, №Т-9,№Т-10и10а,№Т-12идр.

Удержания из заработной платы производятся в соответствии с законодательством (НДФЛ).

Когда налогоплательщику предоставляется налоговый вычет, это означает, что при расчете НДФЛ на сумму вычета налог не будет начисляться. Стандартные налоговые вычеты бывают следующие:

— 400 руб. — на физическое лицо; предоставляется до тех пор, пока доход работника, посчитанный нарастающим итогом с начала года, не превысил 40 000 руб.;

— 1000 руб. на одного ребенка до 18 лет или до 24 лет для учащегося, обучающегося на дневном отделение вуза; предоставляется только до тех пор, пока доход работника, посчитанный нарастающим итогом с начала года, не превысил 280 000 руб.;

— прочие вычеты.

Единый социальный налог — это налог (гл. 24 Налогового кодекса РФ), который платят все работодатели; объектом налогообложения являются все выплаты, начисляемые работникам, а также все выплаты, начисляемые по договорам гражданско-правового характера.

Ставка по ЕСН составляет 26 %. Когда работодатель платит за работника взносы на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС), он финансирует две части будущей пенсии: страховую и накопительную. Всего отчисления в ОПС составляют 14 %, при этом если сотрудник 1966 г. р. и старше, то все 14 % — это страховая часть пенсии, если сотрудник родился в 1967 г. и позже, отчисления составят соответственно 8 % в страховую часть пенсии и 6 % в накопительную.

Сквозная задача № 1 (табл. 8). В феврале 2009г. была начислена заработная плата работникам организации ООО «Фея» в сумме 300 000руб., в том числе работникам основного производства —180 000руб.; управленческому персоналу — 50 ООО руб.; отдела

Таблица 7

Журнал хозяйственных операций

№п/п Хозяйственная операция Сумма,руб. Дебет Кредит

1 Отгружен товар покупателю 60 000,00 45 41

2 Получены денежные средства от покупателя 120000,00 51 62

3 Отражена выручка от продажи 120000,00 62 90-1

4 Начислен НДС с продаж 18305,08 90-3 68-2

5 Списана себестоимость отгруженных товаров 60 000,00 90-2 45

Таблица 8

Журнал хозяйственных операций

№п/п Хозяйственная операция Сумма, руб. Дебет Кредит

1 Начислена заработная плата работникам основного производства 180 000,00 20 70

2 Начислена заработная плата управленческому персоналу 50000,00 26 70

3 Начислена заработная плата работника отдела сбыта готовой продукции 18000,00 44 70

4 Начислена заработная плата работникам, занятым в строительстве склада 52 000,00 08 70

сбыта готовой продукции — 18 ОООруб., работникам, занятым в строительстве склада, — 52 000руб.

Сквозная задача № 2 (табл. 9). В марте 2009г. работникам основного производства компании «Заря» была начислена, а потом выплачена заработная плата из кассы в сумме 250 ООО руб., НДФЛ и ЕСН, НС ПЗ 0,2% в бюджет были оплачены с расчетного счета организации.

4. Учет и порядок формирования финансового результата (4-е занятие).

Сквозная задача (табл. 10). За ранее реализованный товар в январе 2009г. ЗАО «Альфа» были получены денежные средства в сумме 1200 ООО руб., в том числе НДС. Себестоимость проданных товаров составила 600000руб.

5. Состав бухгалтерской отчетности, учетная политика организации (5-е занятие).

Состав бухгалтерской отчетности. Поскольку бухгалтерский баланс (табл. 11) является способом

экономической группировки и обобщенного отражения в денежной оценке средств хозяйствующего субъекта по видам ресурсов, с одной стороны, и источникам их образования — с другой, на определенную дату, необходимо понять, что двухстороннее построение баланса обусловлено экономической классификацией хозяйственных средств.

Кроме того, следует иметь в виду, что в балансе отражаются средства, принадлежащие экономическому субъекту. Актив баланса показывает, чем располагает предприятие, как размещены его экономические ресурсы. При этом задолженность других предприятий, отдельных лиц данному предприятию рассматриваются как своеобразное размещение его имущества.

Источниками образования экономических ресурсов служат собственный и привлеченный капитал, который показывает в пассиве баланса. Элементами актива и пассива являются статьи,

Таблица 9

Журнал хозяйственных операций

№п/п Хозяйственная операция Сумма,руб. Дебет Кредит

1 Начислена заработная плата работникам основного производства 250 000,00 20 70

2 Удержан НДФЛ 28 761,06 70 68-1

3 Начислен ЕСН 65000,00 20 69

4 Начислен НС ПЗ 0,2 % 500,00 20 69-11

5 Оплачен НДФЛ 28 761,06 68-1 51

6 Оплачен ЕСН 65000,00 69 51

7 Оплачен НС ПЗ 0,2 % 500,00 69-11 51

8 Получены деньги с расчетного счета в кассу для выдачи заработной платы работникам 221238,94 50 51

9 Выдана заработная плата работникам основного производства 221238,94 70 50

Таблица 10

Журнал хозяйственных операций

№п/п Хозяйственная операция Сумма, руб. Дебет Кредит

1 Выручка от реализации продукции 1200 000,00 62 90-1

2 Начислен НДС с продаж 183 050,84 90-3 68-2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Списана себестоимость проданных товаров 600000,00 90-2 41

4 Получены денежные средства от покупателей 1200 000,00 51 62

5 Отражена прибыль от продаж* 416 949,16 90-9 99

6 Начислен налог на прибыль** 83389,83 99 68-4

7 Отражена чистая прибыль*** 333 559,32 99 84

*416 949/16руб. (1200 ООО — 183051 — 600 ООО) — отражена прибыль от продаж. **83 389,83руб. (416 949,16х 20%) — начислен налог на прибыль.

***333 559,32руб. (416 949,16 — 83 389,83) — отражена чистая прибыль.

сгруппированные в разделы. Бухгалтеру необходимо знать, сколько их в активе, в пассиве баланса, как они называются, какие статьи в них включены и по какому признаку.

Заполните баланс (табл. 11), используя данные журналовхозяйственныхопераций(табл. 1— 10).

Формирование учетной политики организации. Учетная политика — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета

— первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Она формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации на основании и в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и требованиями Налогового кодекса РФ.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хо-

Баланс ООО «Мир

зяйственной деятельности, погашения стоимости, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

При формировании учетной политики предполагается ряд допущений:

1) имущественной обособленности предприятия, т. е. имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников;

2) непрерывности деятельности предприятия, т. е. предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем;

3) последовательности применения учетной политики;

4) временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Таблица 11

^шек» на 31.03.200 г.

Статьи актива Сумма, руб. Статьи пассива Сумма, руб.

1 2 3 4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 1. Нематериальные активы 2. Основные средства 3. Незавершенное строительство 4. Доходные вложения в материальные ценности 5. Долгосрочные финансовые вложения 6. Прочие внеоборотные активы Итого по разделу I III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 1. Уставный капитал 2. Добавочный капитал 3. Резервный капитал 4. Целевые финансирования и поступления 5. Прибыль Итого по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 1. Займы и кредиты 2. Прочиедолгосрочные обязательства Итого по разделу IV

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 1. Запасы в том числе: • сырье, материалыидр. аналогичные ценности • затраты в незавершенном производстве • готовая продукция • товары отгруженные • расходы будущих периодов • прочие запасы и затраты 2. Дебиторская задолженность в том числе: • покупатели и заказчики • задолженность учредителей по взносам в уставный капитал • задолженность по подотчетным сумам • прочие дебиторы 3. Денежные средства в том числе: • касса • расчетные счета • валютные счета 4. Прочие оборотные активы Итого по разделу II. V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 1. Займы и кредиты 2. Кредиторская задолженность в том числе: • поставщики и подрядчики • задолженность перед персоналом организации • задолженность перед государственными внебюджетными фондами • задолженность перед бюджетом • прочие кредиторы 3. Задолженность передучредителями по выплате доходов 4. Доходы будущих периодов 5. Резервы предстоящихрасходов 6. Прочие краткосрочные обязательства Итого по разделу V.

Баланс Баланс

К формированию учетной политики предъявляются следующие требования:

— полноты, т. е. учетная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

— осмотрительности, т. е. учетная политика должна обеспечивать большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов;

— приоритета содержания перед формой, т. е. учетная политика должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовых форм, но из экономического содержания и условий хозяйствования;

— непротиворечивости, т. е. учетная политика должна обеспечивать тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

— рациональности, т. е. учетная политика должна обеспечивать рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины предприятия.

6. Контрольные вопросы и материал тестирования знаний обучающихся (6-е занятие).

Практические задачи для закрепления материала.

Задание № 1. Определить и записать в тетрадь экономическое содержание хозяйственных операций по приведенным далее бухгалтерским проводкам (табл. 12).

Задание № 2. Материал тестирования знаний обучающихся.

1. Тема: «Предмет и метод бухгалтерского учета».

1. Что относится к средствам труда:

1) здания, сооружения, машины, оборудование, хозяйственный инвентарь;

2) сырье, топливо, готовая продукция;

3) вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты;

4) сырье и основные материалы, незавершенное производство.

2. Что относится к обязательствам по распределению:

1) кредиты и займы, задолженность поставщикам, кредиторская задолженность;

2) уставный капитал, резервы, прибыль;

3) задолженность предприятия по оплате труда, подоходному и единому социальному налогам;

4) денежные средства на расчетном счете в банке, кредит банка, займы.

2. Тема: «Предмет и метод бухгалтерского учета».

1. Что учитывается на активных счетах:

1) источники образования имущества;

2) имущество предприятия и дебиторская задолженность;

3) хозяйственные процессы;

4) результаты хозяйственной деятельности.

2. В каком ответе все счета активные:

1) материалы, готовая продукция, расчеты по краткосрочным кредитам и займам;

2) расчеты по оплате труда, касса, расчеты с подотчетными лицами;

3) товары, основные средства, расчетный счет в банке;

4) основной фонд, расчеты с кредиторами, прибыль.

3. Определите конечное сальдо по счету «Расчеты с дебиторами», если начальное сальдо составило 500 руб., оборот по дебету — 1 700 руб., а по кредиту — 900 руб.:

Таблица 12

Бухгалтерские проводки

№ Корреспонденция счетов Сумма,

п/п Дебет Кредит руб.

1 10 «Материалы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 5 000,00

2 51 «Расчетные счета» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 10 000,00

3 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 68.1 «Расчеты по налогам и сборам» 2 500,00

4 01 «Основные средства» 08 «Вложение во внеоборотные активы» 14 300,00

5 20 «Основное производство» 05 «Амортизация нематериального актива» 1 490,00

6 43 «Готовая продукция» 20 «Основное производство» 98 040,00

7 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 50 «Касса» 12 000,00

8 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 50 «Касса» 3 200,00

9 66 «Расчеты по краткосрочным займам и кредитам» 51 «Расчетныесчета» 700 000,00

10 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 51 «Расчетные счета» 30 290,00

1) 300;

2) 1 200;

3)200;

4)1300.

4. В чем состоит сущность двойной записи:

1) каждая хозяйственная операция записывается в дебет одного счета и кредит другого счета в одинаковой сумме;

2) каждая хозяйственная операция отражается не менее чем на двух счетах;

3) каждая хозяйственная операция отражается по дебетудвух счетов в одинаковой сумме;

4) каждая хозяйственная операция отражается по кредиту двух счетов в одинаковой сумме.

Задание № 3. Укажите правильную бухгалтерскую проводку по следующим хозяйственным операциям:

1) получено в кассу с расчетного счета в банке для выдачи оплаты труда рабочим и служащим 3 000 руб.

а) Д-т сч. 70 К-т сч.51 — 3 000 руб.;

б)Д-тсч.50 К-т сч.51 — 3 000 руб.;

в) Д-т сч. 50 К-т сч. 70 — 3 000 руб.;

г) Д-т сч. 70 К-т сч.50 — 3 000 руб.;

2) приняты в кассу долевые взносы от учредителей в сумме 55 руб.

а) Д-т сч. 50 К-т сч. 80 — 55 руб.;

б)Д-тсч.50 К-т сч. 84 — 55 руб.;

в) Д-т сч. 50 К-т сч. 75 — 55 руб.;

г) Д-т сч. 50 К-т сч.71 — 55 руб.;

3) на склад предприятия поступил хозяйственный инвентарь от поставщиков на сумму 10 000 руб.:

а) Д-т сч. 41 К-т сч. 60 — 10 000 руб.;

б) Д-тсч. 60 К-тсч. 41 — 10 000 руб.;

в) Д-т сч. 10 К-т сч. 62 — 10 000 руб.;

г) Д-т сч. 10 К-т сч. 60 — 10 000 руб.

Задание № 4. Перед вами три субъекта:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) руководитель организации;

2) главный бухгалтер;

3) учредители.

Распределить степень ответственности, используя предложенные варианты:

а) он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета;

б) он несет ответственность за формирование учетной политики предприятия;

в) он организует и ведет бухгалтерский учет на предприятии;

г) он подписывает бухгалтерскую отчетность.

Список литературы

1. Букина О. А. Азбука бухгалтера: от аванса до баланса /О. А. Букина. — 10-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Железнова Л. М. Сборник задач по бухгалтерскому учету: Учеб. пособие для вузов. — 4-е изд. стер. /Л. М. Железнова. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.

3. Захарьин В. Р. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. — М.: Издательство «Форум», «Ин-фра-М», 2007.

4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Инфра-М», 2006.

5. Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Инфра-М», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.