УДК 37.013.32, ББК 74.48 © Е.А. Филимонова
Е.А. Филимонова
ПРАКТИКОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения выступает в качестве инструмента для развития общества, при этом образование с древнейших времен было социальноориентированным и практикоориентированным, поскольку преследовало две основные функции социализации и адаптации к условиям существования. Практикориентированность и необходимость максимально быстрого освоения необходимых навыков определили стандартизированность образования. В статье рассмотрена проблема практикоориентированности современного российского высшего образования в условиях реализации образовательных стандартов. Для достижения этой цели в статье с применением общенаучных методов анализа, синтеза и обобщения, решаются следующие задачи: осуществлен анализ образовательных стандартов нескольких поколений, рассмотрена концепция прикладного и академического бакалавриата с позиции ее внедрения, рассматриваются основные тенденции реформирования системы образования с позиции практикоориентированности. Анализ основных тенденций современного образования приводит к выводу о необходимости выстраивания долгосрочного социального партнерства, заключающегося в участии работодателей в создании и корректировке образовательных программ, в реализации практической части образовательного процесса через ведение практических занятий, обеспечения практики и стажировки, а также через создание, содержание и обновление материально-технической базы образовательных организаций, что позволит сократить разрыв между высшим образованием и потребностями работодателя, будет способствовать быстрой адаптации выпускников на рабочем месте, а также позволит обеспечить потребности работодателя в кадрах. Результаты исследования могут быть применимы при реализации образовательных программ в профессиональных образовательных организациях и в организациях высшего образования, в частности при выстраивании взаимодействия с работодателями и организации социального партнерства.
Ключевые слова: практикориентированное образование, федеральные образовательные стандарты высшего образования, социальное партнерство, реформа образования.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как «единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Образование выступает в качестве инструмента развития общества и выполняет функцию передачи опыта. В этом определении содержатся три составляющих передаваемого «багажа»: знания, ценностные установки (социальные знания) и навыки (компетенции, опыт деятельности). Образование с древнейших времен было практикоориентированным и социальноориентированным, оно преследовало функции социализации и адаптации к условиям существования. Практикориентированность и необходимость быстрого освоения необходимых навыков определили стандартизированность образования. Обучение предполагало освоение основных типовых форм деятельности, приобретение
стандартизированных навыков. Идея
практикоориентированности в педагогической мысли не нова, так, о необходимости ориентировать на будущую профессиональную деятельность в обществе говорил Дж. Дьюи, при этом суть практической работы заключается не только в приобретении конкретных знаний, но и в социальной деятельности, поскольку ценным является только то, что приносит практический результат. Хотя Дьюи говорил о средней школе, эти принципы применимы и для высшего образования, поскольку позволяют реализовать концепцию непрерывного образования
[7].
Стандартизированность в образовании сохраняется, необходимо учитывать ускорение темпов жизни, которое требует изменять стандартизированные виды деятельности, следом за чем с неизбежностью меняются образовательные стандарты. При этом образование не успевает за всеми веяниями времени, не успевает отвечать запросам, поскольку образование отличается консерватизмом, в результате исследователи отмечают ряд противоречий современного образования, в частности между существующей системой профессиональной подготовки и реальным содержанием будущей профессиональной деятельности, между высокой теоретической подготовкой выпускников вузов и слабым
практическим подкреплением и навыками [10, с. 136]. Современный темп жизни требует унифицированного специалиста, подготовленного к тому, каким будет мир через четыре года его обучения и далее, а не на момент его поступления в вуз. Этим объясняется частое обновление образовательных стандартов, которое можно наблюдать последние годы. Источником формирования
практикоориентированного образования выступают потребности «социальной практики», оформленные как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации [6, с. 9]. Советское профессиональное образование было
преимущественно практикоориентированным,
поскольку готовило рабочие кадры под нужды производства, распределяя их на рабочие места и обеспечивая тем самым непрерывность обновления кадрового состава, удовлетворение потребностей работодателей в кадрах, доведение кадров до нужного профессионального уровня в рамках вечерних школ. С начала 1990-х годов началось общее обрушение плановой экономики, что создало разрыв между экономической сферой и профессиональным (особенно высшим)
образованием, разрушились многие традиционные связи между образовательными учреждениями и организациями, в то время как новые связи не возникали. В определенной степени профессиональное образование оказалось оторванным от реалий и стало образованием для образования, что привело систему образования к своеобразному кризису, выходом из которого стало реформирование системы образования, в частности по пути восстановления утраченной практикоориенированности.
Введение стандартов нового поколения отражает тенденции и основные направления реформирования системы высшего образования. Одним из этапов реформирования стало утверждение и начало реализации «Стратегии 2020», в которой бакалавриат подразделяется на прикладной и академический. Прикладной бакалавриат
задумывался как обучение в вузе с получением квалификации для работы и диплома о высшем образовании, после чего выпускник мог продолжить обучение на академическом бакалавриате с третьего курса либо работать по специальности прикладного бакалавриата [9]. Внедрение этой системы должно было сократить разрыв между «реальностью» и высшим образованием, поскольку в основу уровня прикладного бакалавриата были положены образовательные программы среднего
профессионального образования, ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение
глубокой теоретической подготовки, что было прописано в утвержденных приказом от 16 октября 2009 г. требованиях [2]. С 2009 года началась апробация программ прикладного бакалавриата, в утвержденных в 2015 году основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в части высшего образования предполагалось обучение по программам прикладного бакалавриата до 30% обучающихся за счет средств федерального бюджета [3].
Так, в стандарте 2009 года направления подготовки «Экономика» на учебную и производственную практику отводилось 8-12 з. е., в то время как в стандарте 2015 года практика в программе академического бакалавриата должна составлять 12-18 з.е., прикладного бакалавриата - 1827 з.е. При этом в программе 2009 года в части практик вузам отводилась большая
самостоятельность: конкретные виды практик определялись основной образовательной программой вуза, цели и задачи, программы и формы отчетности определялись вузом по каждому виду практики. В программе 2015 года появляется большая конкретизированность: учебная практика - это практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; перечисляются типы производственной практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; технологическая практика; педагогическая практика; научно-исследовательская работа [5].
Необходимо отметить следующие моменты, прописанные в требованиях к разработке программ прикладного бакалавриата. Во-первых, программы в обязательном порядке разрабатываются совместно с работодателями, к участию в конкурсе допускались только те образовательные учреждения, в которых существовало качественное взаимодействие с работодателями [2]. При оценивании программ прикладного бакалавриата большинство баллов (800) присваивалось за соответствие результатов освоения программы прикладного бакалавриата требованиям работодателей, подтвержденное заявками на подготовку кадров, гарантией предоставления мест для прохождения учебной и производственной практик и последующего трудоустройства; и создание системы контроля за реализацией и достижением результатов программы прикладного бакалавриата, в том числе со стороны работодателей. 200 баллов отводилось на оценку состояния качества подготовки специалистов через оценку востребованности выпускников на рынке и оценку уровня развития договорных отношений с работодателями в динамике за три года, предшествующих проведению конкурса [2].
Профессиональная практико-ориентированная подготовка обеспечивается за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, при этом в программе прикладного бакалавриата объем практической подготовки студента составляет не менее 50% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.
Внедрение такой системы разделения бакалавриата вызвало опасения прежде всего в части неоправданного стирания границ между средним профессиональным и высшим образованием, превращение прикладного бакалавриата в среднее профессиональное образование [9].
В результате можно говорить, что к 2018 году данный проект не воплощен, однако, можно наблюдать тенденцию усиления
практикоориентированности образования, которая вводится в новых образовательных стандартах. Анализ образовательных программ следующих поколений показывает дальнейшее усиление практикоориентированности образования. Так, 30 декабря 2017 года вступает в силу приказ, утверждающий новый Федеральный
государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика, который сменит стандарт 2015 года [4].
Сравнивая два варианта стандартов с позиции их практикоориентированности, можно отметить что из перечня видов профессиональной деятельности исключена аналитическая деятельность, как более теоретизированный вид деятельности, который включается в остальные виды деятельности.
Изменения коснулись также видов практики: в стандарте 2015 года и в новом стандарте предполагается два вида практики: учебная и производственная. При этом в стандарте 2015 года закреплялся один тип учебной практики: «практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности», в стандарте 2017 года вводятся четыре типа учебной практики: ознакомительная; технологическая (проектно-технологическая); эксплуатационная; научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы). Организация имеет право выбрать один или несколько типов учебной практики.
Типы производственной практики остались без изменений и включают в себя: технологическую (проектно-технологическую) практику,
эксплуатационную практику и научно-исследовательскую работу.
Самые существенные изменения, касающиеся практики, относятся к распределению часов: в стандарте 2015 года на практику отводилось 15-18 з.е. для академического бакалавриата и 24-27 з.е. для прикладного бакалавриата. В стандарте 2017 года практика составляет не менее 20 з. е. без указания верхней границы, что, во-первых, дает большую свободу образовательным организациям в определении доли образовательного процесса, отводимого на практику, во-вторых, сглаживает деление на прикладной и академический бакалавриат.
Изменения произошли и в определении областей и сфер профессиональной деятельности, в которых могут осуществлять профессиональную деятельность выпускники, освоившие
образовательную программу бакалавриата. Так, в стандарте 2015 года предполагается два вида профессиональной деятельности: ориентированная на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) и ориентированная на практико-ориентированный, прикладной вид (виды).
Стандарт 2017 года отсылает к реестру профессиональных стандартов (перечню видов профессиональной деятельности), и предлагает два вида:
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сфере проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации информационных систем, управления их жизненным циклом);
40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информатики и вычислительной техники).
Одной из тенденций реформирования образовательных стандартов является ориентация определенных образовательных программ (а именно - направления подготовки «Менеджмент» и «Бизнес-информатика») на предпринимательский и инновационно-предпринимательский виды
профессиональной деятельности как основные. Эта тенденция поддерживается включением в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования уровня бакалавриата при формировании перечня общекультурных компетенций, которыми должен владеть выпускник, освоивший программу бакалавриата, компетенций в области применения экономических и правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности [3]. Можно отметить, что именно эта тенденция находит всестороннее подкрепление, в частности, в виде различных программ, реализуемых в регионе, по развитию предпринимательских способностей, обучающих основам предпринимательской деятельности, а также помогающих реализовать собственные идеи.
Следующей существенной тенденцией модернизации высшего образования является предусмотренная в рамках государственной программы «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствии с профессиональными стандартами. Целью такой актуализации является сближение высшей школы с профессиональной сферой, что должно было бы решить проблемы недостаточного уровня профессиональной подготовки выпускников в виду низкой практикоориентированности высшего образования, а также, как следствие, повысить процент трудоустройства выпускников. Однако, как отмечает В.С. Сенашенко, сохраняется следующее противоречие: с одной стороны, имеют место попытки подчинить образовательные стандарты требованиям профессионального сообщества работодателей, использующего в качестве инструмента профессиональные стандарты, с другой стороны основная идея многоуровневой структуры основных образовательных программ высшей школы, основой которых является универсальность, фундаментальность и научность приобретаемых знаний, что подтверждается тем фактом, что в законе «Об образовании» применительно к высшему образованию опущено слово «профессиональный» [8, с. 31-32]. Подчинение образовательных программ профессиональным стандартам потенциально создает проблему профессиональной мобильности выпускников, оказывающихся в ситуации неопределенности в выборе будущей профессии [8, с. 32]. Еще одним потенциальным риском практикоориенированности высшего образования отмечается возможность личностной стагнации выпускника в силу снижения творческих возможностей до уровня реальных потребностей работодателя и вытекающее отсюда снижение адаптационных способностей выпускника за пределами полученной профессии [6, с. 12].
Таким образом, резюмируя рассмотренные тенденции реформирования и проблемы реализации практикоориентированного высшего образования необходимо отметить, что реализация всех указанных тенденций возможна только в рамках организации грамотного социального партнерства, которое должно заключаться в следующих моментах. Во-первых, работодатели должны активно участвовать в создании и постоянной корректировке образовательных программ, что позволит минимализировать оторванность теоретического
высшего образования от потребностей производства. Во-вторых, работодатель должен быть активным реализатором образовательных программ в части проведения практических занятий, организации практики и стажировок на своей базе, что позволит решить еще одну очень важную проблему высшего образования, которую образовательная организация не сможет решить только собственными силами, как проблема адаптации выпускников на рабочем месте и связанное с этим «доучивание» выпускников. Если первые две составляющие социального партнерства не предполагают особых затрат со стороны работодателей, кроме определенных временных ресурсов, идущих на совместную разработку или анализ рабочих программ, организацию деятельности практикантов, то третья составляющая социального партнерства самая «западающая» на данный момент, поскольку требует финансовых ресурсов: создание, содержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений под нужды работодателей для обеспечения приобретения необходимых именно данному работодателю практических навыков будущими специалистами. Сложность, возникающая в этой части реализации социального партнерства, связана не только с финансовыми затратами, но и с определенными ограничениями. В частности, возможности реализации такой базы в подавляющем большинстве случаев будут иметь довольно ограниченный спектр приобретаемых студентами навыков, во-вторых, это требует постоянного обновления и актуализации материально-технической базы, в-третьих, сужает сферу практического применения выпускников кругом предприятий конкретного типа, и в-четвертых, сам поиск подобных социальных партнеров, способных создать некую универсальную базу, достаточно затруднен для направлений подготовки высшего образования широкого профиля, например, экономические и управленческие специальности. Для успешной реализации данных программ образовательная организация вынуждена привлекать к образовательному
практикоориентированному процессу очень широкий круг работодателей и социальных партнеров, у которых может существенно отличаться подход к профессиональной деятельности. В результате, образовательная организация, вынужденная лавировать между требованиями работодателей, рискует на выходе получить опять же «недоученных» специалистов, не способных удовлетворить в достаточном объеме требования работодателей.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 октября 2009 г. № 423 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 667» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/, свободный.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/, свободный.
6. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.И. Сатдыков, И.С. Сергеев, А.А. Факторович; под общ. ред. А.Н. Лейбовича. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 256 с.
7. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж. Дьюи; Пер. с англ. Н.М. Никольской. -М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
8. Сенашенко, В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования [Текст] / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 31-36.
9. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2020strategy.ru, свободный.
10. Филимонова, Е.А. Проблема адаптации студентов к будущей профессии в рамках реализации образовательных программ [Текст] / Е.А. Филимонова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. - № 2 (22). - С. 136-141.
References
1. Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ (as amended on 29.07.2017) «On education in Russian Federation» // Legal reference system «Garant».
2. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from October 16, 2009 № 423 «About implementation of decree of the Government of the Russian Federation dated August 19, 2009 № 667» // Legal reference system «Garant».
3. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 295 (ed. by 31.03.2017) «On approval of the state program of the Russian Federation «Development of education» for 2013 - 2020 years» // Legal reference system «Garant».
4. Federal state educational standard of higher education - bachelor training 09.03.03 Applied computer science. http//fgosvo.ru/.
5. Federal state educational standard of higher education - bachelor degree in field of study 38.03.01 Economics. http//fgosvo.ru/
6. Aktualnie voprosi razvitiya srednego professionalnogo obrazovaniya;:prakticheskoe posobie [Topical issues of development of vocational education: a practical guide] / V.I. Blinov E.Yu. Esenina O.F. Klink A.I. Satdikov I.S. Sergeev A.A. Faktorovich; pod obsch. red. A.N. Leibovicha. - Moscow, Federalnii institut razvitiya obrazovaniya, 2016. - 256 p.
7. Dewey J. Psihologiya i pedagogika mishleniya [Psychology and pedagogy of thinking]. Moscow, Sovershenstvo, 1997. - 208 p.
8. Senashenko V.S. O sootnoshenii professionalnih standartov i FGOS visshego obrazovaniya [About the ratio of professional standards and educational standards of higher education] // Visshee obrazovanie v Rossii, 2015, № 6. P. 31-36.
9. Strategiya socialno-ekonomicheskogo razvitiya strani do 2020 goda [Strategy for socio-economic development of the country till 2020]. http//2020strategy.ru.
10. Filimonova E.A. Problema adaptacii studentov k buduschei professii v ramkah realizacii obrazovatelnih programm [Tekst] / E.A. Filimonova // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnih tehnologii, 2017, № 2 (22). P. 136-141.
PRACTICAL ORIENTATION OF HIGHER EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS
Ekaterina A. Filimonova
associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Education as a single purposeful process of training as a tool for the development of society, while education in ancient times was people-centred and practice-oriented, as had two main functions of socialization and adaptation to the conditions of existence. Practicerelevant and the need for the most rapid development of the necessary skills identified standardisierung education. The article considers the problem of practical orientation of modern Russian higher education in the conditions of realization of educational standards. To achieve this goal, the following tasks are solved with the application of scientific methods of analysis, synthesis and generalization: the analysis of educational standards of several generations, the concept of applied and academic bachelor's from the perspective of its implementation, discusses the main trends in the reform of the education system from the standpoint of practical orientation. Analysis of the main trends of modern education leads to the conclusion about the need to build long-term social partnerships, involving participation of employers in the creation and adjustment of educational programs, the implementation of the practical part of the educational process through the conduct of practical classes, provision of practices and internships, and also through the creation, maintenance and updating of material-technical base of educational institutions, which will reduce the gap between higher education and the needs of the employer, will contribute to the rapid adaptation of graduates in the workplace, and will enable it to meet the needs of employer staffing. The results of the study can be applied in the implementation of educational programs in vocational educational institutions and institutions of higher education, particularly in building cooperation with employers and social partnership.
Keywords: practical orientation of education, Federal state educational standards of higher education, social partnership, education reform.
Сведения об авторе:
Филимонова Екатерина Алексеевна - кандидат философских наук, доцент факультета очного обучения НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1), email: filimonova [email protected].
Статья поступила в редакцию 17.12.2017 г.