Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОНСТРУИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ И КОСМЕТОЛОГИИ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОНСТРУИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ И КОСМЕТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ И КОСМЕТОЛОГИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / DERMATOVENEREOLOGY AND COSMETOLOGY / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулев А.Л., Еремина М.Г., Свистунова Д.А., Чумаченко Ю.В.

Сфера высшего образования принадлежит к наиболее перспективным, интенсивно развивающимся областям деятельности современного мира. В ней всегда есть место педагогическим инновациям. Преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. Основной показатель педагогического профессионализма - контактная работа с обучающимися. В настоящее время мастерство педагога заключается в балансе традиционного взгляда на методику преподавания в вузе и современных трендов в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE DESIGN OF THE PEDAGOGICAL PROCESS IN TEACHING DERMATOVENEREOLOGY AND COSMETOLOGY

The sphere of higher education bilongs to the most promising, intensively developing fields of activity in the modern world. There is always a place for pedagogical innovations in it. In a certain sense, a teacher is a key figure who plays a strategic role in the development of a student's personality during training. The main indicator of pedagogical professionalism is contact work with students. Currently, the teacher's skill lies in balancing the traditional view of teaching methods at the university and modern trends in education.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОНСТРУИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ И КОСМЕТОЛОГИИ»

21. Tosti A, Torres F, Misciali C, et al. Follicular Red Dots: A novel dermoscopic pattern observed in scalp discoid lupus erythematosus. Arch Dermatol 2009; 145: 1406-9.

22. Wilson CL, Burge SM, Dean D, Dawber RP. Scarring Alopecia in Discoid Lupus Erythematosus. Br J Dermatol 1992; 126: 307-14.

23. Sperling LC, Sau P. The Follicular Degeneration Syndrome in Black Patients: «Hot Comb Alopecia» revisted and revised. Arch Dermatol 1992; 128: 68-74.

24. Sperling LC. Central Centrifugal Scarring Alopecia. In: Sperling LC, ed. An Atlas of Hair Pathology with Clinical Correlations. New York: Parthenon Publishing Group, 2003; p. 91-100.

25. Sperling LC. Brocq's Alopecia (Pseudopelade of Brocq) and «Burnt Out» Scarring Alopecia. In: Sperling LC, ed. An Atlas of Hair Pathology with Clinical Correlations. New York: Parthenon Publishing Group, 2003; p. 115-8.

УДК 616.5/.97:613.39]:378 Авторское мнение

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОНСТРУИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ И КОСМЕТОЛОГИИ

А. Л. Бакулев — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой дерматовенерологии и косметологии, профессор, доктор медицинских наук; М. Г. Еремина — ФГБОУ ВО «Саратовский гМу им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры дерматовенерологии и косметологии, кандидат медицинских наук; Д. А. Свистунова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры дерматовенерологии и косметологии; Ю. В. Чумаченко — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, студент.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE DESIGN OF THE PEDAGOGICAL PROCESS IN TEACHING DERMATOVENEREOLOGY AND COSMETOLOGY

A. L. Bakulev — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Dermatovenereology and Cosmetology, Professor, DSc; M. G. Eremina — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Assistant Professor of Department of Dermatovenereology and Cosmetology, PhD; D. A. Svistunova — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Assistant of Department of Dermatovenereology and Cosmetology; Yu. V. Chumachenko — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Student.

Дата поступления — 03.08.2020 г. Дата принятия в печать — 10.09.2020 г.

Бакулев А. Л., Еремина М. Г., Свистунова Д. А., Чумаченко Ю. В. Практико-ориентированный подход в конструировании педагогического процесса при обучении дерматовенерологии и косметологии. Саратовский научно-медицинский журнал 2020; 16 (3): 866-868.

Сфера высшего образования принадлежит к наиболее перспективным, интенсивно развивающимся областям деятельности современного мира. В ней всегда есть место педагогическим инновациям. Преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. Основной показатель педагогического профессионализма — контактная работа с обучающимися. В настоящее время мастерство педагога заключается в балансе традиционного взгляда на методику преподавания в вузе и современных трендов в области образования.

Ключевые слова: педагогический процесс, здравоохранение, дерматовенерология и косметология.

Bakulev AL, Eremina MG, Svistunova DA, Chumachenko YuV. Practice-oriented approach in the design of the pedagogical process in teaching dermatovenereology and cosmetology. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2020; 16 (3): 866-868.

The sphere of higher education bilongs to the most promising, intensively developing fields of activity in the modern world. There is always a place for pedagogical innovations in it. In a certain sense, a teacher is a key figure who plays a strategic role in the development of a student's personality during training. The main indicator of pedagogical professionalism is contact work with students. Currently, the teacher's skill lies in balancing the traditional view of teaching methods at the university and modern trends in education.

Key words: pedagogical process, healthcare, dermatovenereology and cosmetology.

Вызовы здравоохранения предъявляют высокие требования к уровню подготовки современного врача-специалиста. Для достижения поставленных задач в рамках клинической дисциплины используются широкие возможности преподавания. Традиционно организация процесса подготовки врача-специалиста осуществляется на клинических базах кафедр, непосредственно у постели больного, чем обеспечивается непрерывный поток практических знаний. Ресурсы симуляционного центра Саратовского государственного медицинского университета имени

Ответственный автор — Еремина Мария Геннадьевна Тел.: +7 (927) 2231053 E-mail: 913693@mail.ru

В. И. Разумовского дополняют и значительно расширяют процесс формирования практических навыков и умений, необходимых обучающимся медицинского вуза в рамках аккредитации врача-специалиста.

Изучение дисциплины через предмет, создание неотделимой взаимосвязи теории и практики — залог успеха медицины будущего [1]. Современная дерматовенерология как дисциплина опирается на новейшие достижения различных теоретических и клинических дисциплин, изучаемых студентами ранее. Базовые знания фундаментальных дисциплин неизбежно выстраивают связь нарушений обмена, внутренней среды организма, генетических факторов, поражений внутренних органов и нервной системы с изменениями и заболеваниями кожных покровов.

Кожу называют зеркалом здоровья и болезни [2]. Именно поэтому дерматовенерология не является «узкой» специальностью, знания которой необходимы только будущим врачам-дерматовенерологам. Возможности комплексного подхода к преподаванию с другими клиническими и теоретическими дисциплинами повышают интенсификацию обучения и позволяют усилить профилизацию преподавания в зависимости от целей подготовки врача-специалиста [3].

Отличительной особенностью преподавания клинической дисциплины является не заучивание устоявшихся положений и фактов, а развитие стремления к клиническому поиску, умению творчески переработать и практически использовать возрастающую информацию о новых достижениях в области дерматовенерологии [4]. По принципу «от простого к сложному» познавательно-побуждающие мотивы требуют привнести в образовательный процесс исторические данные развития клинической науки. Наглядность изучаемого материала в муляжном музее, большая часть коллекции которого была изготовлена в 1915 г, и детали реальной клинической картины у пастели больного позволяют построить «мост» от теоретической базы к практической составляющей дисциплины.

Образовательная среда кафедры оказывает существенное влияние не только на профессиональное, но и на личностное развитие студента [5]. Необходимым условием организации личностно-развивающей среды становится создание доброжелательной, доверительной атмосферы, которая начинается с работы в научном кружке или формируется в рамках работы волонтером в клинике кожных и венерических болезней СГМУ. Совместная работа обучающегося и практикующего врача-специалиста способствует быстрой и логичной интеграции учебного, воспитательного, научного процессов в систему формирования целостной ориентации студентов [6]. Научно-исследовательская работа помогает понять лучший способ обретения новых знаний и умений, необходимых будущему специалисту.

На пути непрерывного медицинского образования происходит формирование нового мышления, направленного на активный и постоянный поиск знаний [7, 8]. Потребность постоянного профессионального роста создает необходимость персонифицированного подхода обучения и самоорганизации врача-специалиста [9]. Создание новых современных образовательных маршрутов, основанных на принципах гибкости, вариативности, открытости и постоянного расширения кругозора знаний, интеграция современных информационных технологий, таких как телемедицина, онлайн-конфенции, образовательный портал кафедры, в педагогический процесс повышают практико-ориентированную направленность обучения и создают прочный фундамент для будущих профессиональных открытий.

Индивидуализация учебного процесса и необходимость соответствовать статусу современного врача-специалиста требуют выйти за рамки основного учебно-методического комплекса [10, 11]. В рамках учебной дисциплины «Дерматовенерология» для студентов 5-го курса организованы дополнительные факультативы, такие как «Косметология», «Трихология». Образовательный процесс института дополнительного профессионального образования включает вариативные направления: «Дерматоско-пия», «Детская дерматология», «Подология», «Особенности лабораторной диагностики инфекций,

передающихся преимущественно половым путем». Создание отдельных направлений, факультативов и элективов способствует расширению кругозора профессионального мышления.

Таким образом, конструирование педагогической системы клинической дисциплины по принципу совокупности взаимосвязанных компонентов теоретической базы и практических навыков и умений, наличие и взаимодействие дополнительных учебных программ в рамках единого учебного плана позволяют расширить возможности выпускников-специалистов и подготовить практико-ориентированного врача-специалиста, готового к вызовам современной медицины.

Конфликт интересов не заявляется.

References (Литература)

1. Osetrov AS. On current aspects of improving the teaching of neurology in medical schools. International Journal of Applied and Fundamental Research 2014; (6): 19-22. Russian (Осетров А. С. Об актуальных аспектах совершенствования преподавания неврологии в медицинских вузах. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2014; (6): 19-22).

2. Zalmanov AS. The secret wisdom of the human body. Moscow: Russian Chess House, 2020; 240 р. Russian (Залманов А. С. Тайная мудрость человеческого организма. М.: Русский шахматный клуб, 2020; 240 с.).

3. Musokhranova MB, Orlyanskaya TYa, Razumov VI, Nesterova KI. About the interdisciplinary approach in teaching biomedical terminology. Modern Problems of Science and Education 2018; (1). Russian (Мусохранова М. Б., Орлянская Т. Я., Разумов В. И., Нестерова К. И. О междисциплинарном подходе в обучении медико-биологической терминологии. Современные проблемы науки и образования 2018; (1). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27391 (дата обращения: 01.09.2020).

4. Romantsov MG, Melnikova IYu, Shamsheva OV. The role of the university teacher in improving the system of national medical education at the stage of its reform. Children's Infections 2013; 12 (4): 63-7. Russian (Романцов М. Г., Мельникова И. Ю., Шамшева О. В. Роль преподавателя вуза в совершенствовании системы национального медицинского образования на этапе его реформирования. Детские инфекции 2013; 12 (4): 63-7).

5. Novikov VN. The educational environment of the university as a professionally and personally stimulating factor [Electronic resource]. Psychological and Pedagogical Research 2012; (1). Russian (Новиков В. Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор [Электронный ресурс]. Психолого-педагогические исследования 2012; (1). URL: http://psyedu.ru/jour-nal/2012/1 /2776. phtml (дата обращения: 01.09.2020).

6. Khojayan AB, Agranovich NV. Features of the organization of effective self-educational activities of students in a medical university. Basic Research 2011; (11): 149-53. Russian (Ходжаян А. Б., Агранович Н. В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе. Фундаментальные исследования 2011; (11): 149-53).

7. Melnikova IYu, Romantsov MG. Features of medical education and the role of a university teacher in the educational process at the present stage. International Journal of Experimental Education 2013; (11): 47-52. Russian (Мельникова И. Ю., Романцов М. Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе. Международный журнал экспериментального образования 2013; (11): 47-52).

8. Romantsov MG, Khramtsova EG, Melnikova IYu. The formation of professional competencies and the formation of a competency-based approach to studying at a medical university. Higher Education Today 2015; (7): 2-10. Russian (Романцов М. Г., Храмцова Е. Г., Мельникова И. Ю. Формирование профессиональных компетенций и становление ком-петентностного подхода при обучении в медицинском вузе. Высшее образование сегодня 2015; (7): 2-10).

Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2020. Vol. 16, № 3.

9. Peck C, McCall M, McLaren B, et al. Continuing medical education and continuing professional development: international comparisons. BMJ Education and Debate 2000; (320): 432-5.

10. Maltseva AN. Modern methods in the educational process of a medical university. Modern Problems of Science and Education 2019; (4). Russian (Мальцева А. Н. Современные методы в учебном процессе медицинского вуза. Современные проблемы науки и образования 2019; (4). URL:

http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29040 (дата обращения: 01.09.2020).

11. Petruneva RM. Individually-oriented organization of the educational process: illusions and reality. Higher Education in Russia 2011; (5): 65-70. Russian (Петрунева Р. М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность. Высшее образование в России 2011; (5): 65-70).

УДК 616.97:616.6-002.9] -084 Обзор

РОЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПЛАКАТА В ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ (ОБЗОР)

Д.А. Шнайдер — ГУЗ «Саратовский областной клинический кожно-венерологический диспансер», главный врач; ФгБОу ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры дерматовенерологии и косметологии; А. Л. Бакулев — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой дерматовенерологии и косметологии, профессор, доктор медицинских наук; А.В. Горбенко — ГУЗ «Саратовский областной клинический кожно-венерологический диспансер», клинический психолог.

THE ROLE OF EDUCATIONAL POSTERS IN THE PREVENTION OF SEXUALLY TRANSMITTED INFECTIONS (REVIEW)

D. A. Shiwider — Saratov Regional Clinical Dermatovenerologic Dispensary, Chief Doctor; Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Assistant of Department of Dermatovenereology and Cosmetology; A. L. Bakulev — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Dermatovenereology and Cosmetology, Professor, DSc; A. V. Gorbenko — Saratov Regional Clinical Dermatovenereologic Dispensary, Clinical Psychologist.

Дата поступления — 03.08.2020 г. Дата принятия в печать — 10.09.2020 г.

Шнайдер Д. А., Бакулев А.Л., Горбенко А.В. Роль просветительского плаката в профилактике инфекций, передающихся половым путем (обзор). Саратовский научно-медицинский журнал 2020; 16 (3): 868-871.

Представлена информация об истории формирования и развития просветительского плаката в дерматовенерологии. Анализ просветительских плакатов по дерматовенерологии показывает, что содержание их менялось по мере эволюции социально-экономической формации и моральных установок общества. История просветительского плаката берет начало со средних веков и развивается по настоящее время. Изучены плакаты различных стран и народов, которые использовались для профилактики венерических заболеваний среди населения.

Ключевые слова: просветительский плакат, профилактика венерических заболеваний и ИППП.

Shnaider DA, Bakulev AL, Gorbenko AV. The role of educational posters in the prevention of sexually transmitted infections (review). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2020; 16 (3): 868-871.

Information about the history of the formation and development of educational posters in dermatovenereology is presented. Analysis of educational posters on dermatovenereology shows that their content has changed with the evolution of the socio-economic formation and moral attitudes of society. The history of educational posters dates back to the Middle Ages and is still developing. Posters of various countries and peoples that were used for the prevention of sexually transmitted diseases among the population were studied.

Key words: educational poster, prevention of sexually transmitted diseases and IPPP.

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова (1992) слово «плакат» трактуется как «настенный лист — крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом» [1].

Человеку плакат известен с давних времен. Возникновение плаката связывают с Древним Египтом, с рабовладельческим строем и попытками бегства рабов. Для того чтобы расположить сообщения о поиске беглецов, использовали особые объявления, которые можно назвать родоначальниками современных плакатов.

Официальной датой зарождения плаката принято считать 1482 год, когда английский книготорговец Батдоль, рекламируя книгу «Геометрия Эвклида», для привлечения публики применил плакат [2].

Ответственный автор — Горбенко Анастасия Владимировна Тел.: +7 (919) 8394078 E-mail: anastasiafila@mail.ru

Позже, в 1796 г., историю формирования плаката продолжил немец Алоиз Зенефельдер. Он создал новый метод печатания изображений: на специально созданный камень наносился рисунок химическим красителем.

В конце 1897 г. в Санкт-Петербурге прошла первая в России Международная выставка плакатов и афиш, включавшая около 700 экспонатов, представлявших многочисленных художников из стран Европы и США.

До конца XIX в. искусство плаката, выступая средством социальной и политической пропаганды на бумаге, существовало в специфических формах, таких как различные листовки, раздаваемые глашатаями, указы и распоряжения.

В настоящее время плакат используется во многих областях науки и жизни. В частности, в медицине важную роль играют просветительские плакаты. Рассмотрим использование плаката в профилактике инфекций, передающихся половым путем (ИППП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.