Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение и системный подход в юридическом образовании: опыт реализации в деятельности юридических клиник'

Практико-ориентированное обучение и системный подход в юридическом образовании: опыт реализации в деятельности юридических клиник Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ / LEGAL CLINICS / PRACTICE-BASED LEARNING / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ACTIVITY APPROACH / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Т.Ю., Самсонова М.В., Звонова Е.В., Кулакова В.Ю., Юркевич М.А.

В статье рассматривается специфика практико-ориентированного юридического образования, которое реализуется в рамках работы юридических клиник. Характеристикой практико-ориентированного обучения определяется целенаправленное формирование и развитие знаний и умений прикладного характера, ориентированных на практическое применение. Практическая направленность обучения при сохранении теоретической составляющей возможно реализовать в рамках системного подхода, позволяющего осуществлять развитие самостоятельности в решении профессиональных задач. Системообразующим элементом выступает компетентностная модель специалиста, в рамках которой сформированные знания и умение приобретают также характеристики интегрированного опыта. Студент должен не только знать и уметь применять знания на практике, владеть определенными практическими навыками профессиональной деятельности, но и обладать потенциалом профессионального саморазвития. В статье поднимается вопрос о безопасности молодых специалистов, работающих с гражданами, важной частью которой являются психологические знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING AND SYSTEM APPROACH IN LAW EDUCATION: EXPERIENCE OF REALIZATION IN ACTIVITY OF JURIDICAL CLINICS

In the article the specificity of practice-based legal education, which is realized through the work of legal clinics, is studied. The paper defines that the practice-based training is determined by the purposeful formation and development of knowledge and skills of applied nature, oriented at practical application. The practical orientation of training while maintaining the theoretical component can be implemented within the framework of the system approach, enabling the development of independence in the solution of professional tasks. A backbone element acts as a competence model of the specialist, within which the generated knowledge and the ability to acquire the characteristics of an integrated experience. The student must know and be able to apply knowledge in practice, to possess certain practical skills of professional activity, but also to have the capacity for professional self-development. The article raises the question about the safety of young professionals working with citizens, an important part of which is psychological knowledge.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение и системный подход в юридическом образовании: опыт реализации в деятельности юридических клиник»

выражается в понимании и принятии личности как индивидуума, стремящегося к самоактуализации. Для нас это является основным образующим аспектом, потому что самоактуализация и стремление учащегося к ней и есть следствие ценностной педагогической мотивации в направленном её проявлении [11].

На данном историческом этапе развития Российского общества и системы образования как социального института, эти ориентиры способствуют повышению уровня мотивации к обучению. Исходя из всего вышесказанного, мы можем констатировать, что

Библиографический список

смена исторических эпох характеризуется не только изменением социального строя и популяризацией определенных ценностей в этом строе. Смена исторических эпох влечет за собой кризисное изменение всех социальных институтов. И эта зависимость будет всегда. Потому что образование всегда социально в какой бы эпохе мы его не рассматривали и какой бы не была идеология этой эпохи. Образование напрямую зависит от идеалов, которые пропагандирует та или иная культура и ценностей, которые этой культурой приняты и культивируются.

1. Хекхаузен. X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер; Москва: Смысл, 2003. (Серия «Мастера психологии»). Available at: www.alleng.ru/d/psy/psy114.htm

2. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. Перевод С.В. Меликовой и С.А Жебелева. Пг.: Тип. акц. об-ва «Слово», 1916. Available at: static.my-shop.ru/product/pdf/118/1171243.pdf

3. Конфуций "Беседы и суждения". Глава 14. Available at: http://anna-ganzha.narod.ru/cun_zi.htm

4. Мишель Монтень. Опыты. Избранные произведения: в 3-х томах. Том I. Пер. с фр. Москва: Голос, 1992. Available at: http://www.lib. ru/FILOSOF/MONTEN/monten1.txt

5. Гордеева Т.О., Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2013. Available at: www.psy.msu.ru/science/autoref/doc/gordeeva/gordeeva_diss.pdf

6. Гольбах П. Система природы. Избранные произведения: в 2-х т. Т.-М., 1963: 59- 67. Available at: publ.lib.ru/ARCHIVES/F/"Filosofskoe_ nasledie"/_"Filosofskoe_nasledie".html

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-изд., испр. и дополн. Москва: ТЦ «Сфера», 2001. Available at: www.pedagogov.net/files/books/Piskunov_ipo.pdf

8. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. Вопросы психологии обучения и воспитания. Под редакцией Г.С. Костюка. Москва, 1971. Available at: ebooks.grsu.by/.../elkonin-d-b-psikhologicheskie-voprosy-formirovaniya-uchebnoj-d

9. Hennig Werner. Lernmotive bei Schülern.Psychologische Beiträge. Heft23.Volk und Wissen Volkseigener Verlag. Berlin. 1978. - 96). Available at: http://www.voppsy.ru/frame25.htm/

10. Интернет-журнал НАУКОВЕДЕНИЕ. Выпуск 6, ноябрь-декабрь 2013, Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ). Available at: http://naukovedenie.ru 128PVN613

11. Шляхова И.Б. Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей решения. Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Своё издательство, 2015: 54 - 64.

References

1. Hekhauzen. X. Motivaciya i deyatel'nost'. 2-e izd. Sankt-Peterburg: Piter; Moskva: Smysl, 2003. (Seriya «Mastera psihologii»). Available at: www.alleng.ru/d/psy/psy114.htm

2. Pedagogicheskie vozzreniya Platona iAristotelya. Perevod S.V. Melikovoj i S.A Zhebeleva. Pg.: Tip. akc. ob-va «Slovo», 1916. Available at: static.my-shop.ru/product/pdf/118/1171243.pdf

3. Konfucij "Besedy i suzhdeniya". Glava 14. Available at: http://anna-ganzha.narod.ru/cun_zi.htm

4. Mishel' Monten'. Opyty. Izbrannye proizvedeniya: v 3-h tomah. Tom I. Per. s fr. Moskva: Golos, 1992. Available at: http://www.lib.ru/FILOSOF/ MONTEN/monten1.txt

5. Gordeeva Т.О., Motivaciya uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov i studentov: struktura, mehanizmy, usloviya. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2013. Available at: www.psy.msu.ru/science/autoref/doc/gordeeva/gordeeva_diss.pdf

6. Gol'bah P. Sistema prirody. Izbrannye proizvedeniya: v 2-h t. T.-M., 1963: 59- 67. Available at: publ.lib.ru/ARCHIVES/F/"Filosofskoe_ nasledie''/_''Filosofskoe_nasledie''.html

7. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do konca XX v.: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod red. akademika RAO A.I. Piskunova. 2-izd., ispr. i dopoln. Moskva: TC «Sfera», 2001. Available at: www.pedagogov.net/files/books/Piskunov_ipo.pdf

8. 'El'konin D.B. Psihologicheskie voprosy formirovaniya uchebnoj deyatel'nosti. Voprosy psihologii obucheniya i vospitaniya. Pod redakciej G.S. Kostyuka. Moskva, 1971. Available at: ebooks.grsu.by/.../elkonin-d-b-psikhologicheskie-voprosy-formirovaniya-uchebnoj-d

9. Hennig Werner. Lernmotive bei Schülern.Psychologische Beiträge. Heft23.Volk und Wissen Volkseigener Verlag. Berlin. 1978. - 96). Available at: http://www.voppsy.ru/frame25.htm/

10. Internet-zhurnalNAUKOVEDENIE. Vypusk 6, noyabr'-dekabr' 2013, Institut Gosudarstvennogo upravleniya, prava i innovacionnyh tehnologij (IGUPIT). Available at: http://naukovedenie.ru 128PVN613

11. Shlyahova I.B. Pedagogicheskaya paradigma, teoriya, problemy, poiski putej resheniya. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2015: 54 - 64.

Статья поступила в редакцию 10.07.17

УДК 378

Markova T.Yu., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, O.E. Kutafin Moscow State University of Law (Moscow, Russia),

E-mail: tatjana_markova@mail.ru

Samsonova M.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, O.E. Kutafin Moscow State University of Law (Moscow, Russia),

E-mail: msamsonova@mail.ru

Zvonova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: zevreturn@yandex.ru

Kulakova V.Yu., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, O.E. Kutafin Moscow State University of Law (Moscow, Russia),

E-mail: Vkulakova2008@yandex.ru

Yurkevich M.A., MA student, O.E. Kutafin Moscow State University of Law (Moscow, Russia),

E-mail: mariauyrkevich@mail.ru

PRACTICE-ORIENTED TRAINING AND SYSTEM APPROACH IN LAW EDUCATION: EXPERIENCE OF REALIZATION IN ACTIVITY OF JURIDICAL CLINICS. In the article the specificity of practice-based legal education, which is realized through the work of legal clinics, is studied. The paper defines that the practice-based training is determined by the purposeful formation and development of knowledge and skills of applied nature, oriented at practical application. The practical orientation of training while maintaining the theoretical component can be implemented within the framework of the system approach, enabling the development of independence in the solution of professional tasks. A backbone element acts as a competence model of the specialist, within which the generated knowledge and the ability to acquire the characteristics of an integrated experience. The student must know and be

able to apply knowledge in practice, to possess certain practical skills of professional activity, but also to have the capacity for professional self-development. The article raises the question about the safety of young professionals working with citizens, an important part of which is psychological knowledge.

Key words: legal clinics, practice-based learning, system approach, activity approach, psychological knowledge.

Т.Ю. Маркова, канд. юр. наук, доц., ФГОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (МГЮА), г. Москва, Е-mail: tatjana_markova@mail.ru

М.В. Самсонова, канд. юр. наук, доц., ФГОУ ВО «(Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (МГЮА), г. Москва, Е-mail: msamsonova@mail.ru

Е.В. Звонова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «(Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), г. Москва, Е-mail: zevreturn@yandex.ru

В.Ю. Кулакова, канд. юр. наук, доц., ФГОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (МГЮА), г. Москва, Е-mail: Vkulakova2008@yandex.ru М.А. Юркевич, магистрант, ФГОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (МГЮА), г. Москва, Е-mail: mariauyrkevich@mail.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК

В статье рассматривается специфика практико-ориентированного юридического образования, которое реализуется в рамках работы юридических клиник. Характеристикой практико-ориентированного обучения определяется целенаправленное формирование и развитие знаний и умений прикладного характера, ориентированных на практическое применение. Практическая направленность обучения при сохранении теоретической составляющей возможно реализовать в рамках системного подхода, позволяющего осуществлять развитие самостоятельности в решении профессиональных задач. Системообразующим элементом выступает компетентностная модель специалиста, в рамках которой сформированные знания и умение приобретают также характеристики интегрированного опыта. Студент должен не только знать и уметь применять знания на практике, владеть определенными практическими навыками профессиональной деятельности, но и обладать потенциалом профессионального саморазвития. В статье поднимается вопрос о безопасности молодых специалистов, работающих с гражданами, важной частью которой являются психологические знания.

Ключевые слова: юридические клиники, практико-ориентированное обучение, системный подход, деятельности подход, психологические знания.

Обучение как средство подготовки человека к повседневной жизни и профессиональной деятельности представляет собой процесс передачи и усвоения знаний, умений и получения первоначального опыта их применения, что в сумме составляет компетентность профессионала. Цель обучения несёт в себе организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Цель обучения не остается стабильной, она меняется в зависимости от изменений, происходящих в обществе. Профессиональное обучение ориентировано на выполнение социального заказа на подготовку специалиста в соответствии с потребностями общества на определённом этапе исторического развития.

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях активных, творчески и неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи [1].

Проблема изменения качества и содержания профессиональной подготовки как способа повышения конкурентоспособности российских специалистов на рынке труда обусловила потребность в преобразовании действовавшей ранее системы образования, характеризовавшейся преобладанием теоретико-абстрактного обучения. Эволюция образования идет по пути изменения целевых установок. Акцент смещается в сторону «развивающего» обучения, в качестве главной цели которого ставится цель развития способностей, профессионального потенциала личности, ориентированности на научный поиск [2]. В то же время, учитывая, что развитие человека невозможно без создания прочной базы определенных знаний, сохраняют свою актуальность и требования фундаментальной научной подготовки. Таким образом, развитие системы образования строится на взаимодействии информационного и развивающего компонентов, определяющих в качестве цели профессионального обучения достижения такого уровня теоретической и практической подготовки специалиста, который бы позволил конкурировать на рынке труда и эффективно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с потребностями практики.

Достижению обозначенной выше цели способствует реализация следующих конкретных задач обучения:

1. Усвоение, приобретение теоретических знаний, составляющих основы определенной деятельности;

2. Развитие способностей и профессионального потенциала студента, необходимых для эффективной реализации профессиональных задач;

3. Формирование у студентов основ профессионального мастерства, развитие специальных практически значимых компетенций, составляющих готовность к будущей профессиональной деятельности.

Обучение, соответствующее данным целям и задачам, получило название практико-ориентированного. Сущность такого обучения, главным образом, заключается в целенаправленном формировании и развитии знаний и умений прикладного характера, ориентированных на потребности практики. В его рамках преобладает практическая направленность обучения при сохранении его теоретической составляющей. Однако в условиях быстро развивающейся социальной среды огромное значение имеет развитие самостоятельности в решении профессиональных задач. Студент должен не только знать и уметь применять знания на практике, владеть определенными практическими навыками профессиональной деятельности, но и обладать потенциалом профессионального саморазвития, уметь решать нестандартные задачи, находить необходимую информацию, владеть прогностическими методами оценки.

Практико-ориентированное обучение характеризуется особыми методами, способами и средствами получения знаний и устраняющими разрыв между актуальной информацией теоретического плана и умением ее применять, что возможно в рамках системного подхода. Системность проявляется через требования, предъявляемые к результатам освоения основных образовательных программ, раскрываемые в виде взаимосвязанного комплекса компетенций (системы знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности), приобретаемых студентами в ходе обучения различным дисциплинам. Системность наблюдается также в способах получения знаний и навыков через неразрывную связь теории и практики.

В практико-ориентированном обучении реализуется совокупность приемов, способов, методов, форм обучения студентов, направленная, прежде всего, на формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности. Практи-ко-ориентированная методология обеспечивает эффективность уяснения содержания материала при наличии самостоятельного поиска, продуктивности познавательных процессов, высокого

уровня проблемности [3] и характеризуется активной позицией и высокой степенью самостоятельности студента. Обучающийся не только получает готовые знания от преподавателя, а учится находить и вырабатывать их самостоятельно. Как следствие, студент ставится в ситуацию, когда осознается необходимость поиска новой информации, осмысливается существенность и значимость решения обозначенных проблем, стимулируется самостоятельная познавательная деятельность.

В результате активной деятельности развивается умение среди множества источников найти нужную информацию и работать с ней, структурировать материал, анализировать ситуации, понимать проблему, оценивать альтернативы, выбирать и обосновывать оптимальный вариант, формулировать выводы, подбирая аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи.

С другой стороны, деятельностный подход имеет ориентацию учебного процесса на развитие личности студента, ее психологических качеств в соответствии со структурой и характером профессиональной деятельности - спецификой профессиональной мотивации, познавательного интереса, профессионального мышления, целевых установок, ценностных качеств и т. п. [4]. Практико-ориентированное обучение ставит своей целью активизировать самостоятельность студента, развить умение организовать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, воспитать смелость в поиске различных вариантов решения проблемных ситуаций, сформировать способности к творческому нешаблонному мышлению, привить осознание ответственности за собственные действия. Закладываются особые личностные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, и создаются основы для саморазвития личности в последующем.

Таким образом, практико-ориентированное обучение представляет собой преследующий специфические цели и задачи, осуществляемые особыми методами, способами и средствами, целенаправленный процесс совместной деятельности обучающихся и преподавателей по передаче и усвоению практико-зна-чимых знаний, формированию профессиональных умений и навыков, профессионально-значимых психологических качеств личности обучающихся [5].

Одной из серьезных проблем юридического образования является недостаточная подготовка выпускников к самостоятельной практической деятельности. Это обусловлено, прежде всего, традициями академического образования, неразвитостью прак-тико-ориентированных методов обучения. Кроме того, современные цели и задачи образования предъявляет новые требования к профессиональной переподготовке преподавателей высшей школы [6].

Основным запросом работодателей является формирование у выпускников готовности к самостоятельному решению вопросов и задач правового характера в различных отраслях экономики и профессиональной деятельности. На это также ориентируют образовательные стандарты, согласно которым в вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов, юридических консультаций населения в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых образовательным стандартом). Образовательная программа магистратуры должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) профессионального цикла, формирующим у обучающихся соответствующие умения и навыки [7].

Усиление практико-ориентированной составляющей в подготовке будущих юристов является важнейшей целью и условием повышения качества современного юридического образования.

Одним из возможных способов решения обозначенной проблемы является создание в образовательных организациях юридических клиник и организация на их базе обучения студентов, а также использование принципов и методов юридического клинического (практического) обучения при преподавании основных дисциплин.

Сегодня юридические клиники стали распространенным явлением и в зарубежных странах, и в России. Эффективность юридических клиник в подготовке юристов подтверждена опытом деятельности юридических клиник в ведущих отечественных юридических вузах на протяжении почти двух десятилетий.

Однако, в практике работы юридических клиник кроме вопросов профессиональной подготовки, актуальной проблемой выступает психологическая безопасность при работе со сложной ситуацией социального и личностного неблагополучия клиента.

Проблема безопасности человека, осуществляющего деятельность в процессе профессионального общения с другими людьми не может быть решена традиционно, то есть только за счет выявления, описания, развития тех психических свойств и качеств, которые необходимы отдельной личности для опознания, предвидения, избегания опасных ситуаций или решения задач выживания в этих ситуациях [8]. Указанная проблема может быть решена в рамках тренинговых занятий и консультаций «по обращению», направленных на формирование у стажеров умения саморегуляции, методов, приемов и средств сохранения профессиональной эффективности в психологически сложных ситуациях «клиент-стажер». Знания о способах сохранения работоспособности могут оказаться полезными на протяжении всей профессиональной деятельности юриста.

В ходе решения профессиональных кейсов стажер определяет свою профессиональную и психологическую готовность работать с клиентами, приобретает умения и навыки управления профессиональным общением со «сложными» посетителями, знакомится с правилами безопасного профессионального взаимодействия, с содержанием понятия «коммуникативная толерантность» [9].

Влияние ценностных ориентаций, различное представление о референтных группах [10], проблема взаимодействия с представителями других возрастных групп - только небольшое перечисление психологических проблем, с которыми приходитс сталкиваться стажерам юридических клиник.

Кроме этого, клиенты, обращающиеся в юридическую клинику, чаще всего имеют негативный опыт попытки решения своего вопроса. Многолетние тяжбы и разбирательства приводят к формированию характеристик навязчивой идеи, что лишает человека способности внимательно слушать, понимать и принимать аргументы.

Хотя вопросы юридических проблем несовершеннолетних в статическом плане не занимают самое большое место среди обращений граждан в юридические клиники, проблемы юридической помощи несовершеннолетним, вопросы девиантного и делинкветного поведения относятся к психологически сложным, что находит отражение в специальных тренингах и практических занятиях [11].

Как ни странно, в наш век тотальной телефонизации, когда телефон становится не просто средством общения, но средством организации деловой и личной жизни, многие молодые люди не умеют весть профессиональные переговоры по телефону. Тренинг телефонного общения, имитирующий ситуации профессионального взаимодействия, лишенные визуального контакта, помогают стажеру выработать навык управления поведением клиента по телефону: организовать продуктивный обмен информацией, исключить отвлекающие внешние факторы, осуществить контроль действий клиента, активизировать процесс понимания передаваемой информации.

Для проведения практических занятий по психологии профессионального общения преподаватель готовит кейсы, при составлении которых использует реальные ситуации. При подготовке кейса необходима консультация преподавателей юристов, чтобы исключить грубые ошибки, однако, юридическая составляющая не является основной компонентой кейса. Социально-психологические характеристики клиента, специфика его поведения, возможные коллизии, возникающие при консультации и способы решения психологически проблемных ситуаций составляют содержание кейса. Ситуация кейса разыгрывается стажерами, остальные участники занятия оценивают поведение юриста. После решения ситуации проводится оценка выбранной тактики поведения стажера.

Юридические клиники представляют уникальную возможность будущему профессионалу начать профессиональную деятельность под руководством преподавателей, ведущих специалистов-практиков. Целенаправленное формирование психологической компетентности стажеров повышает эффективность данного вида учебно-практической деятельности.

Библиографический список

1. Щербаков Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 105 - 107.

2. Юдина Е.И., Иванова О.Ю. Теоретико-практические аспекты построения инновационной модели научно-исследовательской работы студентов. Цивилизация знаний: глобальный кризис и инновационный выбор России: труды X Международной научной конференции. 2009: 416 - 418.

3. Ильясов И.И. Сравнительная эффективность объяснения содержания учебного материала информационным и проблемным методами. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2003; 1: 168 - 174.

4. Салмина Н.Г. Учебное пособие по психологии общего и профессионального образования. Вопросы психологии. 2010; 3:140 - 143.

5. Маркова Т.Ю., Самсонова М.В., Акатнова М.И., Антонян Е.А., Романова О.А., Гутников А.Б., Осипов А.Л., Матевосова Е.К., Черных И., Сулейманова Ф.О., Звонова Е.В., Максимова Т.Ю., Кулакова В.Ю., Макаров С.Ю. Профессиональные навыки юриста: учебное пособие. Москва, 2016.

6. Леванова Е.А., Плешаков В.А., Пушкарева Т.В., Серякова С.Б. О современных требованиях к повышению квалификации и переподготовке преподавателей. Глобальный научный потенциал. 2012; 19: 206 - 211.

7. Маркова Т.Ю., Самсонова М.В., Акатнова М.И., Антонян Е.А., Романова О.А., Гутников А.Б., Осипов А.Л., Матевосова Е.К., Черных И., Сулейманова Ф.О., Звонова Е.В., Максимова Т.Ю., Кулакова В.Ю., Макаров С.Ю. Профессиональные навыки юриста: учебное пособие. Москва, 2016.

8. Азарнов H.H. Безопасность личности в системе социального взаимодействия. Прикладная юридическая психология. 2010; 3:157 -159.

9. Толстикова С.К Роль коммуникативной толерантности в процессе становления личностной позиции в стратегии взаимодействия. Прикладная юридическая психология. 2012; 1: 86 - 94.

10. Керимова И.А. Особенности ценностных ориентаций подростков, ориентированных на различные референтные группы (на примере коренных жителей и мигрантов). Сибирский педагогический журнал. 2016; 2: 7 - 11.

11. Маркова Т.Ю. Проблемы судебного разбирательства с участием несовершеннолетних подсудимых. Социосфера. 2014; 2: 237 - 241.

References

1. Scherbakov Yu.I. Vzaimodejstvie vuza i shkoly v sovremennyh usloviyah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 105 - 107.

2. Yudina E.I., Ivanova O.Yu. Teoretiko-prakticheskie aspekty postroeniya innovacionnoj modeli nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov. Civilizaciya znanij: global'nyj krizis i innovacionnyj vybor Rossii: trudy X Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2009: 416 - 418.

3. Il'yasov I.I. Sravnitel'naya 'effektivnost' ob'yasneniya soderzhaniya uchebnogo materiala informacionnym i problemnym metodami. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya ipedagogika. 2003; 1: 168 - 174.

4. Salmina N.G. Uchebnoe posobie po psihologii obschego i professional'nogo obrazovaniya. Voprosy psihologii. 2010; 3:140 - 143.

5. Markova T.Yu., Samsonova M.V., Akatnova M.I., Antonyan E.A., Romanova O.A., Gutnikov A.B., Osipov A.L., Matevosova E.K., Chernyh I., Sulejmanova F.O., Zvonova E.V., Maksimova T.Yu., Kulakova V.Yu., Makarov S.Yu. Professional'nye navykiyurista: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.

6. Levanova E.A., Pleshakov V.A., Pushkareva T.V., Seryakova S.B. O sovremennyh trebovaniyah k povysheniyu kvalifikacii i perepodgotovke prepodavatelej. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2012; 19: 206 - 211.

7. Markova T.Yu., Samsonova M.V., Akatnova M.I., Antonyan E.A., Romanova O.A., Gutnikov A.B., Osipov A.L., Matevosova E.K., Chernyh I., Sulejmanova F.O., Zvonova E.V., Maksimova T.Yu., Kulakova V.Yu., Makarov S.Yu. Professional'nye navyki yurista: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.

8. Azarnov N.N. Bezopasnost' lichnosti v sisteme social'nogo vzaimodejstviya. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2010; 3:157 - 159.

9. Tolstikova S.N. Rol' kommunikativnoj tolerantnosti v processe stanovleniya lichnostnoj pozicii v strategii vzaimodejstviya. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2012; 1: 86 - 94.

10. Kerimova I.A. Osobennosti cennostnyh orientacij podrostkov, orientirovannyh na razlichnye referentnye gruppy (na primere korennyh zhitelej i migrantov). Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; 2: 7 - 11.

11. Markova T.Yu. Problemy sudebnogo razbiratel'stva s uchastiem nesovershennoletnih podsudimyh. Sociosfera. 2014; 2: 237 - 241.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 28.07.17

УДК 37.048.45

Nikolaev M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Academy of Business and Innovative Technologies (Moscow, Russia),

E-mail: estradatv@gmail.com

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF CHANGING PROFESSION BY ECONOMISTS. The article studies motivation for changing professions by economists, who have work experience of 3 to 5 years long. The work presents a theoretical overview of this subject, as well as the results of an empirical study that was conducted in 2016. A group of respondents was offered techniques to identify the structure of motives for labor activity, as well as value orientations of the individual. The results gave grounds for concluding that the basis of motivation of choosing a new profession people of middle age began rethinking their results of his life and career, as well as setting new life goals. The results of this research may find their application in the field of personnel management in the selection of specialists on various positions, training and retraining of specialists in educational organizations of higher and additional education.

Key words: education, motivation, career change, additional education, professional retraining, rethinking of life positions, career orientations.

М.В. Николаев, канд. пед. наук, Академия бизнеса и инновационных технологий, г. Москва, E-mail: estradatv@gmail.com

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЕНЫ ПРОФЕССИИ ЭКОНОМИСТАМИ

В данной статье рассматривается мотивация смены профессии экономистами, имеющими стаж работы от 3-х до 5-ти лет. В работе представлен теоретический обзор по данной проблематике, а также результаты эмпирического исследования, которое было проведено в 2016 году. Группе респондентов были предложены методики на выявление структуры мотивов трудовой деятельности, а также на ценностные ориентации личности. Полученные результаты дали основание для вывода о том, что основой мотивации выбора новой профессии людьми среднего возраста стали переосмысление ими результатов своей жизни и карьеры, а также постановка новых жизненных целей. Результаты исследования могут найти своё применение в сфере управления персоналом при подборе специалистов на различные позиции, подготовки и переподготовки специалистов в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: образование, мотивация, смена профессии, система дополнительного профессионального образования, профессиональная переподготовка, переосмысление жизненных позиций, карьерные ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.