ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
«Гуманитаризация образования - это путь к гуманизации всего общества».
Д.С. Лихачев
Вялкова Татьяна Сергеевна, магистрант
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 16
E-mail: wyalkosha@mail.ru
В статье автором дается анализ современного отечественного состояние практико-ориентированного образования. Отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны внедрения в современную российскую школу новейших педагогических технологий. Указывается, что в условиях господства современных информационных технологий оказывается сложным пройти мимо таких мировых трендов, как глобализация и элитизация учебного процесса. Новое качественное образование должно быть ориентировано на аксиологические нормы новейших глобальных изменений, учитывать последнее слово науки и техники, свободно ориентироваться в информационном киберпространстве.
Ключевые слова: практико-ориентированное образование, элитное образование, элитизация, глобализация, конкурентоспособность, государственная политика, информационные технологии, hi-tech
PRACTICE-ORIENTED EDUCATION AND MODERN TRENDS
Vyalkova Tatyana S., Post-graduate Student
Astrakhan State University
16 Tatishchev st., 414056, Astrakhan, Russian Federation
E-mail: wyalkosha@mail.ru
In this article the author analyzes the state of the modern domestic practice-oriented education. The author points out both positive and negative aspects of the introduction of the modern Russian school of modern educational technologies. Ii is indicated that under the domination of modern information technology is difficult to pass by global trends such as globalization and elitisation of educational process. New high-quality education should be focused on the latest global standards of axiological changes consider the last word of science and technology in the information freely navigate cyberspace.
Keywords: practice-oriented education, elite education, elitisation, globalization, competitiveness, public policy, information technology, hi-tech
Современное Российское образование имеет государственную форму и фундаментальное содержание, и не очень «гладко» вяжется с канонами имеющейся здесь «рыночной экономикой». В сегодняшнем динамично меняющемся мире, возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития. На Российском рынке труда уже не столько ценятся знания, сколько умения их применять на практике.
С целью повышения конкурентоспособности, государственная политика в области образования на первый план ставит задачу изменить качество образования. Первый и главный шаг к решению данной задачи: фундаментальные знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, должны стать средством. Образование должно стать практически целесообразным, основываясь на предметные знания, обучающийся должен овладеть и комплексом универсальных действий, что выведет его на новый уровень всей учебной деятельности в настоящем и будущем [3, с. 71].
Необходимость создания практико-ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни нынешних и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем. При этом следует помнить, что данный процесс будет проходить в условиях глобализации и элитизации, т.е. становления т.н. информационного общества (или постиндустриализма). Мы живем в условиях переходного общества, которое сочетает в себе различные элементы «старого» и «нового», что делает его эклектичным, неустойчивым и крайне противоречивым [6]. Современный мир озабочен поиском новых ценностей и смыслов. Но при всех этих трансформациях неизменным остается одно - гуманистическая направленность общего вектора развития человечества [7].
Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Именно гуманитарные основания являются тем самым базовым основанием на котором ранее строились наиболее прогрессивные системы образования [2, 8].
В рамках практико-ориентированного обучения «учебным пособием» является деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат и подкрепить полученные теоретические знания. Для этого необходимо применять различные технологии: эксперименты, кейсы, решения задач практического содержания, проекты и др. Применение практико-ориентированных технологий выявляет и развивает профессиональные способности учеников, исходя из сложившихся интересов, и усваивает и закрепляет профессиональные качества студентов. Также необходимо интегрировать предметы и вносить в них практический характер, для того, чтобы в сознании учащихся не закладывалась мысль о границах наук, а наоборот поддерживалось четкое понимание того, что все науки взаимосвязаны, без хороших знаний в одной области «нечего делать» в другой.
С каждым наиболее высоким уровнем образования, от дошкольного учреждения высших учебных заведений, должна формироваться мысль учащихся о том, что дальнейшие знания необходимы для расширения возможностей необходимого опыта в дальнейшей жизни, а не мысли о том, что дальнейшие полученные знания более сложны для понимания и восприятия, и более ненужная информация, что подавляет мотивацию и качественные показатели образования.
С учебными материалами, обеспечивающими практико-ориентированное обучение, вопрос стоит наиболее остро, поскольку обязанностью сферы образования является передача научных знаний. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, далеко отстает от живой практики и жизненного опыта учащихся, на учебных занятиях редко обсуждаются практические проблемы и анализируются ситуации из повседневной жизни. Чаще всего это происходит из-за смешения задач и функций науки и учебного предмета. Вследствие этого учебный процесс становится излишне усложненным и отрывается от реальной жизни, что ведет к потере интереса учащихся к обучению.
Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни. Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска [4].
Встраивание в учебный процесс практико-ориентированного звена, цель которого научить детей пользоваться полученными знаниями, поможет решить сегодняшние системные проблемы, а именно: 1) снижение качественных показателей учащих-
ся; 2) потеря мотивации; 3) доминирование презентационной деятельности педагога (до 80 % учебного времени).
Образовательный процесс, выстроенный по принципу практико-ориентированного обучения, обеспечивает эффективность и привлекательность обучения, ведь интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается как менее трудный. При таком подходе, учащиеся научатся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений, что повлечет повышение качественных показателей. В процессе обучения необходимо использовать творческие задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству, что способствует повышению мотивации к учебному процессу. И, в целом, данный подход привлечет к активной образовательной деятельности учащихся, что в свою очередь, снизит презентационную деятельность педагога.
К сожалению, современное образование пока на начальной стадии применения практико-ориентированного обучения. Для реализации необходимо проделать колоссальные изменения. В первую очередь изменение учебных материалов, методик, переподготовка кадров и др. Для справедливости отметим, что ведущие западные вузы, входящие в число элитных учебных заведений, давно уже успешно используют подобные технологии, плодотворно сочетая теоретические и практические сферы обучения. В первую очередь это касается т.н. Лиги плюща (англ. The Ivy League) - ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США, считающихся эталоном высокого качества образования [10].
Практико-ориентированное обучение тесно связано с методами компетентност-ного подхода, поскольку компетентность определяется как «умения»: умения ориентироваться в некоторых источниках информации, умения делать выводы, умения получать информацию и т.д. Идея компетентностно-ориентированного образования является ответом системы образования на социальный заказ. Данный подход ориентирует образовательное учреждение на формирование учащихся ключевых компе-тентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. [1, с. 8] Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. В целом образование должно быть и личностно-ориентированным. Практическая деятельность является внутренним условием движения личности к цели, она выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Поэтому замена сегодняшнего образования актуальный, открытый вопрос.
Является очевидным, что современные технологии будут оказывать возрастающее давление на всю систему образования, заставляя ее идти в ногу со временем. По нашему мнению, именно развитие практико-ориентированного образования сможет максимально удовлетворить запросы high technology (hi-tech). Понятно, что высокие технологии на пустом месте не возникают. Они появляются там, где государство и общество делают существенные вложения в развитие человеческого капитала, в систему элитного (т.е. качественного) образования. Само понятие «развитие» в настоящее время понимается не как следованию уже существующим передовым технологиям, а как самостоятельное и конструктивное участие в разработке новых высококачественных продуктов. Развиваться значит не просто идти вперед со всеми, а быть в числе передовых [11].
В последнее время все чаще внимание начинает обращаться на внедрение инновационных систем обучения. При этом современное инновационное образование понимается как основной ресурс инновационного развития всего российского государства. Специалисты отмечают, что само «слово «качественное образование» является
коренным во всей этой инновационной программе. От него исходят все остальные «категории» и «понятия», а само оно является главной целью всех педагогических и административных инициатив. Но следует напомнить, что «качество» непосредственно указывает на превосходство, указывает на наличие элитности. Поэтому все разговоры о качестве образования могут быть сведены к тому, насколько оно элитно, или нет?» [9, с. 29].
Особенно много копий было сломано вокруг т.н. Болонского процесса, который в качестве западной инновации начал активно внедряться в России в 2000-е гг. Однако идеи Болонской системы образования весьма трудно внедрялись в сознание учащихся и учителей. Властям (чиновникам) так и не удалось убедить общественность в полной совместимости западной и российской системы образования. Поэтому даже сегодня специалистами отмечается, что «Болонская инновация имеет весьма сомнительный характер и вряд ли годиться для массового внедрения. Во всяком случае, весьма сомнительно, чтобы либерализация экономики или властных структур имела такую же природу реализации как и в системе образования» [9, с. 29].
Все это указывает на то, что российская школа должна крайне внимательно относиться к западным инновациям и брать на вооружение только те из них, которые соответствуют отечественным традициям и будет служить их качественному росту.
Список литературы
1. Анфисова С.Е., Кузина А.Ю. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста. Сб.научно-методических работ. Тольятти, 2008.
2. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. /Под ред. П.Л. Карабущенко. М., - Астрахань: Изд-во МОСУ, 1998. -432с.
3. Исаева Н.А. «Проектирование компетентностных задач как основа практико-ориентированного подхода к обучению в школе и вузе // Начальная школа плюс до и после. №5, 2013.
4. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся. диссертация, Екатеринбург, 2000.
5. Карабущенко Н.Б. Элитологическое сознание как разновидность индивидуального сознания личности // European Social Science Journal. 2011. № 5. С. 239 - 244.
6. Мощелков Е.Н. Переходное общество // Элитология: Энциклопедический словарь. /Под ред. проф. П.Л. Карабущенко. - М.: Экон-информ, 2013. - 618 с.
7. Подвойский Л.Я. Платоносфера русской философской культуры. Монография. Аст-рахань,.2011. - 212с.
8. Резаков Р.Г. Формирование интеллектуальной элиты в системе непрерывного образования. Монография. М., 2001.
9. Резаков Р.Г. Проблемы элитизации образования в современной России: pro et contra С.25-32 // Вопросы элитологии: философия, культура, политика. Т.6. 2009. -220с.
10. Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО. Сборник научных трудов. Общая редакция: проф. Г.К. Ашин, проф. С.А. Кравченко. М.: МГИМО (У), 2002. -223с.
11. Karabushchenko P., Lebedeva I. Meritocracy as a synthesis of elite education and post-industrialism // European Applied Sciences. № 1, 2013, pp.232-235.
References
1. Anfisova S.Ye., Kuzina A.Yu. Kompetentnostno-orientirovannyy podkhod v obrazova-nii detey doshkolnogo vozrasta. Sb.nauchno-metodicheskikh rabot. Tolyatti, 2008.
2. Ashin G.K., Berezhnova L.N., Karabushchenko P.L., Rezakov R.G. Teoreticheskie osnovy elitologii obrazovaniya. /Pod red. P.L. Karabushchenko. M., - Astrakhan: Izd-vo MOSU, 1998. -432s.
3. Isaeva N.A. «Proektirovanie kompetentnostnykh zadach kak osnova praktiko-orientirovannogo podkhoda k obucheniyu v shkole i vuze // Nachalnaya shkola plyus do i posle. №5, 2013.
4. Kalugina I.Yu. Obrazovatelnye vozmozhnosti praktiko-orientirovannogo obucheniya uchashchikhsya. dissertatsiya, Yekaterinburg, 2000.
5. Karabushchenko N.B. Elitologicheskoe soznanie kak raznovidnost individualnogo sozna-niya lichnosti // European Social Science Journal. 2011. № 5. S. 239 - 244.
6. Moshchelkov Ye.N. Perekhodnoe obshchestvo // Elitologiya: Entsiklopedicheskiy slovar. /Pod red. prof. P.L. Karabushchenko. - M.: Ekon-inform, 2013. - 618 s.
7. Podvoyskiy L.Ya. Platonosfera russkoy filosofskoy kultury. Monografiya. Ast-rakhan,.2011. - 212s.
8. Rezakov R.G. Formirovanie intellektualnoy elity v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Monografiya. M., 2001.
9. Rezakov R.G. Problemy elitizatsii obrazovaniya v sovremennoy Rossii: pro et contra S.25-32 // Voprosy elitologii: filosofiya, kultura, politika. T.6. 2009. -220s.
10. Elitnoe obrazovanie: mirovoy opyt i model MGIMO. Sbornik nauchnykh trudov. Obsh-chaya redaktsiya: prof. G.K. Ashin, prof. S.A. Kravchenko. M.: MGIMO (U), 2002. -223s.
11. Karabushchenko P., Lebedeva I. Meritocracy as a synthesis of elite education and post-industrialism // European Applied Sciences. № 1, 2013, pp.232-235.
СОТРУДНИЧЕСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО»
Шабельникова Ольга Владимировна, аспирант
Российский университет дружбы народов
117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2
E-mail: ch.olga@yahoo.fr
В статье автор рассматривает основные сферы сотрудничества Азербайджанской Республики и Европейского Союза в рамках программы «Восточное Партнерство». Новая региональная инициатива Европейского Союза была учреждена на саммите в Праге 7 мая 2009 г. и объединила шесть постсоветских государств - Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдову и Украину. Подписав «Пражскую Декларацию», азербайджанское руководство приступило к реализации четырех тематических платформ «Восточного Партнерства» -демократия, экономическая интеграция, энергетическое сотрудничество и контакты между людьми. Особое внимание уделяется энергетическому аспекту сотрудничества. Занимая выгодное географическое положение и обладая значительными энергетическими ресурсами, Азербайджан стал активным участником энергетических программ, разработанных Европейским Союзом для черноморско-каспийского региона. Стремление европейских стран к диверсификации энергоресурсов привело к подписанию 14 января 2011 г. Европейским Союзом и Азербайджаном Совместной декларации о поставке азербайджанского газа в Европу через Южный газовый коридор. Подписание данной декларации и принятие решений о строительстве Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) газопроводов позволили Азербайджану зарекомендовать себя в качестве надежного энергетического партнера Европы. Однако, несмотря на ряд положительных результатов, которых Азербайджан добился в рамках «Восточного партнерства», таких как приток дополнительных инвестиций в экономику страны, энергетическое партнерство, образовательные программы, соглашение о либерализации визового режима, азербайджанское руководство не вполне довольно таким форматом сотрудничества. Вместо Ассоциативного соглашения, Азербайджан стремится к подписанию более модернизированного варианта соглашения о стратегическом партнерстве с Европейским Союзом (Strategic Modernisation Partnership).
Ключевые слова: Европейский Союз, Азербайджан, программа «Восточное Партнерство», демократия, зона свободной торговли, энергоресурсы, трубопроводы, либерализация виз, реадмиссия, сотрудничество