Научная статья на тему 'Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов специальности «Социальная работа»'

Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов специальности «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодянкина Ольга Владимировна

Рассматривается проблематика и подходы к организации профессиональной подготовки студентов специальности «Социальная работа», описываются активные формы обучения студентов, применяемые в европейских и российских вузах, а также анализируется опыт практико-ориентированной профессиональной подготовки студентов специальности «Социальная работа» в Удмуртском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодянкина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice-oriented professional training of students at the Social work department

The problematics and approaches to the organization of vocational training of students of a speciality «Social work» is considered(examined), active forms of training of the students, used in the European and Russian high schools are described, and also experience practice focused vocational training of students of a speciality «Social work» is analyzed.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов специальности «Социальная работа»»

_________________ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 378:369(045)

О. В. Солодянкина

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Рассматривается проблематика и подходы к организации профессиональной подготовки студентов специальности «Социальная работа», описываются активные формы обучения студентов, применяемые в европейских и российских вузах, а также анализируется опыт практико-ориентированной профессиональной подготовки студентов специальности «Социальная работа» в Удмуртском университете.

Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов, социальная работа, специалист социальной работы, практико-ориентированные технологии, формы и методы обучения, мотивация.

Российское образование в сфере социальной работы относительно недавно перешагнуло десятилетний рубеж, и в небольшой период времени высшим учебным заведениям удалось существенно продвинуться вперед в подготовке специалистов. Но по мере развития данной профессиональной деятельности социальные работники испытывают значительные трудности, которые настойчиво заявляют о себе [6]. Резюмируя обсуждения в литературе обозначенной темы, можно констатировать, что перед отечественной практикой и образованием в сфере социальной работы остро стоит вопрос о том, как полноценно реализовать потенциал новой профессии в решении социальных проблем, затрудняющих жизнедеятельность людей различных категорий. По сути, это вопрос о качестве социальной работы и качестве подготовки специалистов данной сферы.

Современному обществу нужны компетентные профессиональные специалисты, знающие специфику своего дела и способные трудиться в постоянно меняющихся условиях. В настоящее время практическая социальная работа рассматривается как «вид профессиональной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов как системы. Социальная работа основана на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп [5]. Исходя из трактовки данного понятия, при организации образовательного процесса в высшей школе необходимо использовать методы и формы обучения, позволяющие студентам не только получать знания и умения, но и осваивать ценности профессии.

Российские ученые и практики осознают значимость ценностносмыслового потенциала специалистов для приобретения знаний. По их мнению, кратчайший путь к освоению знания лежит именно через анализ его ценностно-смысловых предпосылок - понимания того, ради чего в конечном счете все делается. Как отмечает А.А. Пузырей, «если человек хочет осмысленно заниматься каким-то делом, он должен начинать со своего собственного ценностного самоопределения, т.е. определения предельных целей и ценностей своей работы». Таким образом, в подготовке специалиста главным является не приобретение знаний и навыков, а формирование профессионального мышления и рефлексии [5].

Подготовка студентов как будущих специалистов в области социальной работы непосредственно связана с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 350500 «Социальная работа». Выпускник в соответствии с квалификационными требованиями должен иметь определенные знания, иметь определенный опыт в области социальной работы, а также владеть методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы.

Специалист в области социальной работы должен знать «понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы»; «сущность, содержание, инструментарий, методы и виды социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения»; «профессионально-этические, организационно управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы»; «основы психологии, виды и технологию психосоциальной работы»; «основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социальнопедагогической работы в социальных учреждениях и службах»; «основы правового обеспечения социальной работы» и др. Специалист должен владеть «основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения»; «основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы»; «методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы»; «основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы» и др.

В.Я. Якунин выделяет внутренние критерии успешности обучения и воспитания специалиста: общая и профессиональная компетентность; профессиональная направленность и учебная мотивация; активность; умственная самостоятельность; творчество; способность к самоуправлению [8].

Таким образом, видно, что современный специалист социальной работы

- это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственнопсихологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им помощь и поддержку, соответствующую определенной ситуации.

Анализ практической и научно-исследовательской литературы по проблеме профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов социальной работы дает основание констатировать, что существуют разные подходы к организации образовательного процесса в высшей школе. Авторский коллектив одного из первых учебных пособий, созданного европейскими коллегами для российских преподавателей и студентов, подчеркивает, что необходимо ориентировать профессиональную подготовку специалистов по социальной работе на формирование его личности [3]. Такой подход предполагает определение мировоззренческих принципов и ценностей на основе которых возможно воспитание будущих специалистов социальной работы в процессе образования в высших учебных заведениях.

Университетское образование в европейских странах выступает гарантией в первую очередь освоения ценностей социальной работы наряду с необходимыми знаниями и умениями [3]. В российской образовательной концепции социальной работы ценностно-ориентированный подход не получил должного распространения, что связано с относительно небольшим периодом времени распространения практик и подготовки специалистов для данной сферы. В ряде российских университетов сущность образования - Building трактуют как «возрастание человека к гуманности» [1]. Таким образом, у студентов - будущих специалистов социальной сферы необходимо формировать осознание принадлежности к единому человеческому сообществу, взаимосвязи традиций, социальных моделей и их качеств. Социальная работа выступает в современном мире одним из характерных показателей цивилизованности общества как социальный механизм соблюдения гарантированных прав каждого гражданина, а сам социальный работник - проводником реализации социальной политики в общество.

Образовательный процесс в высшей школе выступает фактором качественного преобразования и совершенствования личности, поскольку осуществляет ее переход на более высокий уровень мировоззренческих позиций. Однако существует у определенной категории студентов установка, в первую очередь, это характерно для будущих специалистов-практиков, что теоретические знания нужны в ограниченном количестве. Отсюда весьма упрощенное отношение к восприятию теоретических знаний, ориентированность только на изучение прикладных методов и технологий. Таким образом, встает вопрос о развитии реальной заинтересованности у студентов постигать теоретические знания различных учебных дисциплин и возможности увидеть их востребованность в практической деятельности. В соответствии с рядом философских концепций по профессиональной подготовке будущих специалистов обучение должно побуждаться и регулироваться определенной мотивационной системой, которая выражает осознанное отношение к своей будущей специальности, направляет индивида на характерные объекты и специфические способы эффективного взаимодействия с ними. По мнению Х. Хеккаузена, «мотивацией объясняется выбор между различными возможными дей-

ствиями, между возможным содержанием мышления, интенсивностью и упорством осуществления выбранного действия и достижения его результатов» [2].

Мотивацию при организации образовательного процесса можно использовать как совокупность двух составляющих: а) как систему факторов, которые обусловливают любую деятельность человека (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления); б) как характеристику процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне [5].

Мотивация ориентирована на профессиональное самоопределение человека, на его способность к саморазвитию. В этом случае важно, как организован образовательный процесс, обеспечен ли он мотивационно. Очень часто встречаем, когда студент не понимает, каким образом изучение понятий, терминов, методов исследования, экономических законов и нормативноправовых документов связано с его будущей деятельностью в социальной сфере. Для решения этой цели необходимо, чтобы каждый общетеоретический курс включал материал, который можно было бы использовать в практической деятельности. Такой подход к соотношению теоретического и практического блока образовательной программы активизирует в целом студента как будущего специалиста на повышение качества своего обучения, так как изначально он будет видеть связь между знаниями и изменениями, которые получены в курсе любой дисциплины.

Как известно, сложность перехода от учебной к профессиональной деятельности связана с наличием существенных различий в целях мотивации, предметах этих видов деятельности. Несовпадение системы потребностей у индивида во время обучения и после приводит к возникновению уже на первой стадии формирования профессиональной карьеры различных негативных личностных факторов и отклонений, что не позволяет сконструировать собственную иерархию потребностей, которая побудила бы постоянно ставить жизненно важные проблемы и эффективно концентрировать усилия на их разрешение.

Таким образом, важным аспектом формирования эффективной модели обучения является выделение ведущих мотивов студентов в учебной деятельности, взаимосвязи этих мотивов при изучении дисциплин теоретического и прикладного характера. При решении проблемы мотивации обучения студентов в высших учебных заведениях по специальности «Социальная работа» целесообразно основываться на понимании ведущей роли деятельности в формировании специалиста, необходимости насыщения развития его в личностном плане и социальной обусловленности этого развития практическими проблемами, которые будут стоять перед ним в решении вопросов организации помощи и поддержки различным категориям граждан.

В качестве одного из средств формирования профессиональной мотивации на получение знаний по фундаментальным дисциплинам выступает научно-исследовательская работа студентов, максимально приближенная к проблемам предстоящей практической работы. Это способствует преобразованию учебно-познавательной деятельности в профессиональном аспекте специалиста социальной работы. Такой подход включает в себя всеобщность

теории и конкретность практики, что позволяет повысить качество образования путем возрастания теоретического уровня через целеполагающую практику.

Анализ теории и практики организации образовательного процесса высшей школы позволил определить формы обучения студентов. Так, традиционно сложилось, что основными методами подачи и усвоения учебного материала в высшей школе остаются такие традиционные формы, как лекция и семинары. Общеизвестно, что лекция представляет собой систематическое, познавательное экономное по времени изложение лектором учебного материала. А под семинаром подразумевается групповое практическое занятие, на котором обсуждаются доклады или рефераты студентов либо заранее подготовленные вопросы по определенной теме. И если подготовка и чтение лекции предполагают проявление наибольшей активности лишь одной стороны образовательного процесса - преподавателя, то традиционное семинарское занятие способствует проявлению активности студентов.

Изучение опыта подготовки специалистов социальной работы в европейских странах (Германия, Дания, Голландия) показывает, что в учебном плане практической подготовке социального работника отводится 59% учебного времени. Методы практической работы с клиентами становятся методами обучения студентов. Большинство университетских преподавателей имеют значительный опыт социальной работы и, продолжая преподавать, они постоянно обращаются к практической деятельности, которая рассматривается как источник совершенствования квалификации и профессионального мастерства. Не менее существенно и то, что теоретическая подготовка студентов осуществляется в формах максимально ориентированных на практику.

Как отмечает Т. Шанин, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, «учебное время, отводимое в западных университетах на самостоятельную работу студентов, так велико еще и потому, что в эти часы студенты выполняют свои письменные работы (essays), и эта часть учебной деятельности рассматривается как основной элемент образовательного процесса, поскольку развивает мышление, логику, аналитические способности студентов» [7].

Е.И. Холостова и А.М. Панов рассматривают практическое обучение будущих социальных работников как составной компонент учебного процесса, включающий в себя глубокое изучение нормативно-правовой базы системы социальной защиты населения. Социальный работник должен уметь ориентироваться во всем многообразии социальных отношений, выступать посредником между людьми и государством [3].

Практическая деятельность формирует у будущих специалистов умения и навыки, благодаря которым студенты могут оказывать реальную помощь при проведении различных мероприятий городского масштаба. Проходя каждый этап практической деятельности, студент осуществляет цели, поставленные перед ним, и решает конкретные задачи, а также постепенно интегрируется в процессе социальной работы. Контроль за практической деятельностью фиксируется с двух сторон. С одной стороны, это специалист социаль-

ного учреждения (руководитель практики, который организует работу и объективно оценивает деятельность студента), а с другой - преподаватель вуза, который курирует студента и помогает ему применять теоретический материал в практической деятельности, а также объективно оценивает его деятельность [3].

По мнению Н.С. Румянцевой и О.В. Оконешниковой, в высшей школе необходимо «с одной стороны, увеличить удельный вес нетрадиционных форм обучения (за счет активных методов обучения, совместных форм деятельности преподавателя и студента), с другой - сделать акцент не на передачу знаний, а на развитие профессионального мышления и рефлексии (через научную деятельность, творческие задания, разнообразные практики)» [5].

В последние годы на практике при организации образовательного процесса в высших учебных заведениях усиливается тенденция к использованию активных методов обучения, направленных на актуализацию мышления и поведения студентов. Активные методы обучения гарантируют высокую степень включенности студентов в образовательный процесс, приобретение и развитие у них профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений. Они способствуют развитию творческих способностей и формированию таких важных качеств, как умение оперативно и эффективно принимать оптимальные решения в проблемных ситуациях, убедительно и конструктивно излагать свои идеи и отстаивать свою точку зрения. Благодаря активным методам обучения студенты разрабатывают свои собственные стратегии поведения и вырабатывают свои стили профессиональной деятельности. Кроме того, у них формируется чувство коллективной ответственности за свою деятельность.

Среди активных методов обучения, используемых для будущих специалистов социальной работы, прежде всего необходимо выделить тренинг общения, исследовательскую работу (курсовые и дипломные работы), деловую игру, социальный проект, ролевую игру и др.

Анализ организации образовательного процесса на кафедре социальной работы Удмуртского государственного университета выявил, что намечается усиление практико-ориентированной направленности при подготовке специалистов социальной работы. К традиционным формам обучения студентов (лекциям, семинарам) добавлены деловые игры, тренинги, работа в малой группе, создание проектов, ролевые игры, ситуации, практические задания, олимпиада, где создаются такие условия, которые активизируют студентов, развивают коммуникативные и креативные способности, способствуют интеграции знаний из разных областей наук к непосредственно практической деятельности.

Профессиональная подготовка студентов социальной работы органично включает в себя решение разного рода задач и заданий. Теоретический анализ различных элементов проблемных заданий для студентов, а также практическая разработка и применение позволяют нам выделить функции проблемных заданий:

- обучающая функция, которая формирует знания о понятиях, законах, теориях, об основных приемах и методах практической деятельности специа-

листа по социальной работе, умения применять эти знания в новых ситуациях, при решении учебных и реальных жизненных проблем;

- развивающая функция и воспитательные возможности способствуют активному выполнению проблемных заданий и целенаправленно формируют у студента умения практического характера;

- управляющая функция детерминирует общую стратегию деятельности через систему логически связанных учебных проблем и проблемных заданий.

Преподаватели кафедры социальной работы выделяют следующие факторы профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов социальной работы и управленцев социальной сферы:

- овладение подлинно научной теорией. В процессе изучения ряда дисциплин «Организация, администрирование и управление социальной работы», «Прогнозирование, моделирование и проектирование в социальной работе» студенты овладевают теоретическими знаниями и управленческими технологиями. Всем хорошо известно, что теория в чистом виде не может непосредственно применяться на практике. Так, в процессе изучения дисциплины «Прогнозирование, моделирование и проектирование в социальной работе» студенты убеждаются в том, что специалист социальной работы, как и управленец социальной сферы, вынужден пройти несколько этапов проектировочной деятельности, чтобы превратить систему теоретических взглядов в конструкт -документ, которым он будет руководствоваться в своей практической деятельности;

- управленческая практика - одна из наиболее активных форм профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов социальной работы и управленцев социальной сферы. В процессе управленческой практики обучающийся становится субъектом собственного учения и профессионального становления и отрабатывает навыки оптимального применения освоенных им методологических, теоретических и технологических знаний, умений и навыков в практической управленческой деятельности, проверяет их истинность, полноту и достаточность в управлении конкретными ситуациями и системами.

Исходя из теории менеджмента и анализа практики управления высшими учебными заведениями, можно выделить основные функции управленческой практики:

- интегративная функция практики. Так, овладение управленческими технологиями и интериоризация теоретических знаний, полученных на занятиях по дисциплинам «Организация, администрирование и управление социальной работы», «Прогнозирование, моделирование и проектирование в социальной работе», наиболее оптимально происходят только в процессе управленческой практики. Условием формирования навыков управленческой деятельности является развитие у студентов управленческого самосознания и профессиональной позитивной Я-концепции. Позитивная профессиональная Я-концепция формируется только в интегративном единстве знаний, умений и навыков практической деятельности;

- предупредительная функция способствует предостережению от опасных ошибок, а если они допущены, то помогает быстро и квалифицированно их исправить;

- адаптационная функция играет важную роль в управленческой практике. Студент впервые знакомится с реальной управленческой деятельностью в учреждении с позиций определенных теоретических знаний о менеджменте и общей культуре управленца; сопоставляет свои знания и умения с управленческой деятельностью реальных управленцев. Выявляя возможные рассогласования между теорией и практикой, начинающий управленец обязательно задумывается над путями их преодоления в предстоящей управленческой деятельности. Адаптационная функция практики позволяет сделать первый шаг к построению или реконструкции профессиональной Я-концепции. Таким образом, практика позволяет адаптировать приобретенные теоретические знания и умения к реальности;

- обучающая функция практики заключается в возможности проверить теоретические знания, определить, насколько эффективна данная научная школа и в случае необходимости начать освоение иной научной школы. Недостаточность научных знаний, выявленная во время практики, стимулирует обучающихся к самообразованию;

- воспитывающая функция практики, реализуемая прежде всего в базовых учреждениях, заключается в возможности сопоставить теоретическое понимание профессиональной культуры управленца с реальной культурой менеджеров базового учреждения, их подходами к выбору ценностей, к отбору принципов руководящей деятельности;

- развивающая функция практики реализует лидерские, аналитические, проектировочные и другие способности студентов, обусловливающие успех управленческой деятельности. В частности, способность быстрого принятия правильных ситуативных решений, прогнозирования ситуаций. Успех зависит и от уровня развития интуиции студентов;

- диагностическая функция практики - одна из важнейших. Именно практика мотивирует студента к оценке полученных теоретических знаний и практических умений, диагностике их достаточности, глубины и прочности. Благодаря этой функции практика становится отправной точкой в выстраивании траектории личностного профессионального самообразования на дальнейший период обучения [4].

Таким образом, мы видим, что на данном этапе практикоориентированная направленность в управленческом цикле дисциплин прослеживается. Практико-ориентированные технологии обучения студентов используются и при организации учебных дисциплин «Социальная работа с семьями хронических больных и инвалидов» и «Социальная работа с семьями детей, страдающих ДЦП».

При реализации программ данных учебных дисциплин используются следующие формы организации обучения:

- лекционные занятия, позволяющие освоить основные понятия данной дисциплины, овладеть знаниями о способах, механизмах и принципах реабилитации и социальной защиты семей и детей с ограниченными возможностями и др.;

- семинарские занятия, где студенты знакомятся и изучают нормативно-правовую базу социального обеспечения и социальной защиты семей и инвалидов, разрабатывают социальные проекты и программы реабилитации для клиентов данной категории, смотрят и обсуждают видеофильмы, отражающие формы и методы работы с семьями и инвалидами разных категорий и др.;

- экскурсии в социальные и образовательные специальные (коррекционные) учреждения разных видов и типов г. Ижевска, где студенты знакомятся с технологиями работы с семьями, имеющими инвалидов, и разными категориями хронически больных и инвалидов (умственно отсталые, глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, ДЦП, дауны и др.);

- практические занятия, где студенты включаются в работу с семьями и инвалидами разных категорий. Так, на данном этапе студенты 3-го и 5-го курсов помогают реализовать финско-российский проект «От сочувствия - к партнерству», где они проводят занятия и праздники с умственно-отсталыми молодыми людьми в возрасте от 16 до 28 лет;

- волонтерская деятельность осуществляется на базах ЦСО № 4 и ЦСО №1 г. Ижевска. Студенты 2, 3 и 5-го курсов организовывают досуговую и учебную деятельность с детьми, имеющими нарушения в развитии;

- научно-исследовательская работа студентов проводится в социальных и образовательных учреждениях разных типов и видов в г. Ижевске и на территории Удмуртии. Основной научно-исследовательской базой является муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение начальная школа - детский сад № 256 IV вида г. Ижевска. Данное учреждение является Республиканской опытно-экспериментальной площадкой по теме «Социальное воспитание и обучение детей со сложными дефектами». На основе полученных результатов исследований были написаны 4 курсовых работы и 4 дипломных работы, планируется написать еще ряд работ;

- разработка социальных проектов и программ по реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество;

- ролевые и деловые игры, где студенты обсуждают проблемы инвалидности и пути их реализации, обыгрывают конкретные ситуации и др.

Одной из форм реализации практико-ориентированного подхода к обучению студентов нашей кафедры является привлечение студентов в процессе обучения к проведению общественно значимых мероприятий для города. Это День пожилого человека, День инвалидов, День города, День защиты детей и День молодежи.

Преподаватели совместно со студентами готовят педагогические средства обучения: методические пособия, наглядный материал, фотографии, подборку статей и др. Сейчас идет подготовка электронного учебника по данной дисциплине.

В заключение хотелось бы отметить, что сформировать высокий профессионализм будущих специалистов социальной работы возможно лишь путем оптимальной связи теоретических знаний с практикой их применения и отра-

ботки на активных формах учебной деятельности студентов, что способствует поиску и разработке новых технологий образования высшей школы.

Получение высшего образования не может быть сведено лишь к усвоению научных истин и технологических приемов, тем более что сама наука в современном обществе гуманизируется, становится ценностно-

ориентированной, воспитание в процессе получения образования должно осуществляться в той или иной идеологической перспективе, которая включает в себя систему ценностей, идеалов, целей, выражающих социальные интересы.

Применение практико-ориентированных технологий в рамках учебного процесса подготовки специалистов социальной работы дает возможность студентам не только осуществлять имитационную профессиональную деятельность по разрешению ситуаций, но и самим непосредственно участвовать в преобразующей деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.,1959.

2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М. ,1988.

3. Обучение и практика социальной работы: Международный взгляд и перспективы /Под ред. М. Доуэла, С. Шардлоу. М.: Аспект Пресс, 1977.

4. Солодянкина О. В. Управленческая практика: Рабочая программа для студентов 4-го курса специальности «Социальная работа»/Удм. гос. ун-т. Ижевск, 2004.

5. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. посо-

бие/Отв. ред. А.А. Козлов. М.: Логос, 2004.

6. Старшинова А.В. Социальная работа в модернизируемом российском обществе: условия и тенденции развития//Актуальные проблемы теории и практики социальной работы. Екатеринбург, 2002.

7. Шанин Т. Западные и российские подходы к подготовке специали-стов//Преподавание социально-экономических дисциплин в высшей школе: Национальные ориентиры и мировой опыт. М., 2001.

8. Якунин В.Я. Педагогическая психология. СПб., 1998.

Поступила в редакцию 13.01.06

O. V. Solodyankina

Practice-oriented professional training of students at the Social work department

The problematics and approaches to the organization of vocational training of students of a speciality «Social work» is considered(examined), active forms of training of the students, used in the European and Russian high schools are described, and also experience practice - focused vocational training of students of a speciality «Social work» is analyzed.

Солодянкина Ольга Владимировна

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск,

Университетская, 1, корп.6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.