ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЁЖИ: ВИРТУАЛЬНАЯ И РЕАЛЬНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (на примере фестивального движения в Перми)
Алина Юрьевна МЕЛЬНИКОВА
аспирант факультета культурологии и социально-культурных технологий, заместитель заведующего кафедрой социально-культурных технологий и туризма, специалист управления научно-исследовательской деятельности Пермского государственного института культуры, г. Пермь, Россия
e-mail: [email protected]
Повсеместное распространение сети Интернет привело к виртуализации многих аспектов повседневной жизни человека, что оказало непосредственное влияние на трансформацию практик виртуального и реального поведения. Статья посвящена определению способов презентации маркеров молодёжной культуры в виртуальном и реальном пространстве через освоенные практики современной массовой культуры. На основании проведённого исследования активности участия молодёжных микрогрупп в фестивальном движении в Перми автором были выявлены мотивы и способы презентации маркеров молодёжной культуры, переход реальных практик в виртуальное пространство социальных сетей. Было замечено, что практики виртуальной презентации являются не только дополнением к реальным культурным событиям, но и воспроизводят новые культурные смыслы, наполняя дополнительным содержанием реальный контекст культурного ландшафта. Зачастую события в пространстве виртуальных медиа приобретают больший интерес по сравнению с офлайн-мероприяти-ем, что влечёт за собой смену коммуникативных практик.
Ключевые слова: массовая культура, молодёжная культура, виртуализация жизни, культурные практики.
PRACTICES OF MODERN MASS CULTURE OF URBAN YOUTH: VIRTUAL AND REAL PRESENTATION (on the example of the festival movement in Perm)
A. Yu. Melnikova, doctoral student of Faculty of Cultural Studies and Social and Cultural Technologies, Deputy Head of the Department of Social and Cultural Technologies and Tourism, Specialist of the Research Department, the Perm State Institute of Culture, Perm, Russia
e-mail: [email protected]
Cosmopolitan diffusion of the Internet has led to virtualization of life. It has exerted direct impact on transformation the practice of virtual and real behavior. The article is devoted to the definition of ways to present the markers of youth culture in virtual and real space through the assimilated practices of modern mass culture. Based on
the study of the youth micro group's participation activity in the festival movement in Perm, the author identified the motives and ways to present the markers of youth culture, the transition of real practices to the virtual space of social networks. It has been noticed that practices of the virtual presentation are not only addition to real cultural events, but also reproduce new cultural meanings, filling with additional contents a real context. Often events in the space of virtual media acquire greater interest in comparison with the of-line event. This entails a change in communicative practices.
Key words: mass culture, youth culture, life virtualization, cultural practice.
Культура молодёжи и проблемы этой социально-демографической группы находятся сегодня в сфере повышенного внимания российских исследователей. Такой интерес вполне закономерен и основывается на том, что молодёжь, являясь полноценным ресурсом общества, определяет перспективу развития этого общества и воплощает в своей жизнедеятельности возможности раскрытия социально-культурного, социально-экономического потенциала государства.
Эта группа, в силу особенностей своего возраста и переходного социального положения, выступает самой динамичной, наиболее восприимчивой к изменяющимся условиям социально-демографической группой. Именно молодёжь легче всего адаптируется к качественно новым социальным условиям, а потому является лидером процессов социокультурных изменений.
Переход к культурному плюрализму ознаменовал новую эпоху в развитии России, повсеместное распространение сети Интернет привело к виртуализации жизни, что оказало непосредственное влияние на трансформацию практик виртуального и реального поведения.
В современных, постоянно меняющихся условиях развития информационного общества индивид движим спонтанностью поступков и мыслей, преобладанием эмоционального над рациональным, смещением ориентиров в пользу телесного и уходом от духовного. Для молодёжи характерна мозаичность восприятия картины мира, семантический и ценностный плюрализм, постоянная потребность в самопрезентации и построении идеального образа себя самого.
Потребность в презентации заставляет молодых людей включаться в культурные практики, которые способны обеспечить им эту возможность. Практики в сфере досуга, медиа и потребления становятся всё более значимыми в современном обществе. В предпочитаемых формах досуга доступнее всего проявляется культурный омниворизм, характеризующийся большим разнообразием культурных предпочтений в потреблении продуктов как высокой, так и массовой культуры [10].
Всё более и более важную роль начинают играть механизмы распространения продуктов культуры в системе межкультурной коммуникации. Сегодня мы живем в технической цивилизации, в которой принципиаль-
ным образом изменились средства, способы, каналы и технологии передачи культурной информации. В новом информационном пространстве выживает только то, что массово востребовано, а таким свойством обладают стандартизованные продукты массовой культуры. Хотя в то же время прослеживается тенденция к индивидуализации потребления, в связи с этим наибольшим спросом в потреблении пользуются комплексные продукты массовой культуры, включающие разнообразные отдельные культурные блага.
В пространстве потребления продуктов масскульта, рассматривая их на примере городских фестивалей, можно проследить освоенные реальные и виртуальные практики молодёжи разных возрастных групп. Через масскульт молодёжь получает возможность открыть и верно идентифицировать себя в обществе.
Фестивали как продукт массовой культуры выступают отличной площадкой для презентации молодёжи в обществе. Фестивали всегда зрелищны, участники вовлечены в различные формы активности. Фестивальные мероприятия, ввиду своей многопрофильности, способны удовлетворить вкусы практически любого «массового» зрителя. Фестивали как форма досуга выполняют функции социальной адаптации, психологической разрядки, общения, повышения активности и самоорганизации масс и т.д. Помимо прочего, фестивали выступают значимыми информационными поводами, которые получают освещение в СМИ, кристаллизуются и тиражируются в социальных медиа.
Реальные культурные практики фестивальных движений транслируются в виртуальное пространство социальных сетей. Таким образом, появляется некая виртуально отредактированная жизнь, априори более эмоционально насыщенная, пропущенная через фильтры маркеров, характерных для молодёжной культуры.
Данная статья представляет собой краткое изложение результатов исследования активности участия городской молодёжи Перми в современных практиках массовой культуры (на примере фестивального движения), а также способов презентации маркеров молодёжной культуры, характерных для виртуальных и реальных практик.
Степень активности участия определялась посредством анкетирования молодёжных микрогрупп, для определения способов презентации маркеров молодёжной культуры был использован контент-анализ сетевых сообществ фестивальных движений Перми.
Основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных учёных по вопросам становления информационного общества (Ж. Фура-стье, М. Маклюэн, М. Кастельс, Д. В. Иванов), виртуализации и медиатизации жизни (Ш. Теркл, А. А. Лисенкова, А. В. Костина, Д. Матисон, Дж. Пэлфри).
Результаты исследования подтверждают высокий интерес молодёжи к фестивальному движению в Перми. Такой формат культурных практик интересен, эмоционально насыщен, отвечает гедонистическим потребностям молодёжи. Среди опрошенных 59,07% принимают участие в фестивалях, проводимых в Перми. Наибольшая активность была выявлена в возрастной группе 20-24 года (73,25%). Зрителями в возрастной группе 17-19 лет выступают 51% респондентов. Среди молодых людей в возрасте 25-29 лет посещают фестивали в Перми 47,6% респондентов.
Сегодня любое значимое культурное событие в городском пространстве не проходит без заранее спланированного продвижения и создания индивидуального контента в Сети. Зачастую событие в пространстве виртуальных медиа приобретает больший интерес по сравнению с офлайн-мероприятием. Более половины респондентов в возрасте 20-24 года активно участвуют в обсуждении фестивальных мероприятий в социальных сетях (55,7%), в возрасте 17-19 лет интерес к обсуждению фестивальных мероприятий в социальных сетях проявляют 69% респондентов. Как и в других возрастных группах молодёжи, у молодых людей в возрасте 25-29 лет наблюдается желание узнавать новости о фестивалях в социальных сетях (52,2%) и участвовать в обсуждении фестивальных мероприятий (53%). Мотивом посещения фестивалей более половины респондентов отметили «информационный шум вокруг».
Современная молодёжь, избалованная повышенной интерактивностью пребывания в виртуальном пространстве, непрекращающейся игрой в «коммуникативный пинг-понг», отсутствием границ в установлении виртуальных связей, требует от «реального» мира быстрой смены картинок. Молодым людям важно быть частью «модных» проектов, о которых говорят, пишут, дискутируют.
Постоянное тиражирование информационных поводов создаёт информационный шум, в котором индивид вычленяет интересующие его события, соответствующие его маркерам причастности к конкретным социальным группам. «Масс-медийные технологии предлагают потребителю клипы, бренды, образы, в которые надо верить [4]».
В современных культурных практиках всё большее распространение получает виртуализация культурного пространства. Виртуальные сетевые сообщества выходят за пределы пространственных, временных, организационных и технологических ограничений, так как глобальные сети позволяют участникам осуществлять процессы коммуникации как синхронно, так и асинхронно, а также независимо от географических факторов.
Любое физическое участие человека в событиях масскульта (фестиваль, презентация фильма и т.д.) сопровождается его «репрезентативными репликами» - обсуждением в Сети, фотографиями, модными трендами в одежде и т.п. Такие социальные активности вызваны зачастую
не эстетическим содержанием события, а его социальным содержанием (статус, презентация себя). Публичные места перестают быть коммуникативными пространствами, становясь местами «социального собрания».
Публичность - неотъемлемая черта социализации молодых людей, установления ими разветвлённой и зачастую хаотичной сети социальных связей. Подобная презентация насыщена маркерами идентификации члена определённой социальной группы, социального пространства и служит поддержанию ценностного и смыслового единства группы. В процессе социализации молодые люди усваивают групповые нормы и ценности, присущие как всем членам данного общества, так и условно закрытым "peer group". Желание быть принятым группой сверстников или другой референтной группой становится сверхзадачей каждого молодого человека. Человек утрачивает способность к выработке самостоятельных суждений, однако, с другой стороны, оказывается вписанным в общество, разделяя его доминирующие ценности и нормы поведения.
Всё более часто поведенческие паттерны индивид усваивает в виртуальном пространстве, для него это неотъемлемый атрибут повседневности. Новые технологии значительно расширили границы привычного мира и повлекли за собой ряд изменений, связанных с виртуализацией культурной среды, такие, например, как включение городских культурных практик в глобальное сетевое пространство и замена традиционных практик образами (симуляциями).
По мнению Дона Тапскотта и Энтони Д. Уильямса, «вместо того, чтобы пассивно потреблять продукты массовой культуры, представители Сетевого поколения проводят время в поиске, чтении, исследовании, идентификации, сотрудничестве и прогрессе организации (чего угодно - начиная от музыкальных МРЗ-файлов и заканчивая акциями протеста) [9]». Люди (горожане) сегодня сами выступают творцами среды обитания, наполняя её определёнными смыслами и ценностными статусами, выделяя область функционирования виртуальной культуры.
С этой целью пользователи моделируют в виртуальном пространстве свой образ, который транслируется другим пользователям с помощью различных цифровых инструментов (хештеги). В случае «одобрения» этого образа (лайки) в интернет-комьюнити пользователь проецирует в реальный мир виртуальную версию себя. Мы можем предположить, что социальные сети выступают своего рода виртуальными тестовыми площадками для самоидентификации и самоактуализации человека в обществе. Постоянное позитивное подкрепление собственного статуса посредством «лайков» рассматривается как средство повышения собственной самооценки [7].
Трансляция причастности к модным событиям у молодёжи возможна посредством как реальных, так и виртуальных практик. Визуальная пре-
зентация предполагает физическое присутствие человека, возможность запечатлеть на фотографии факт участия, в то же время реальные практики имеют возможность перехода в виртуальное пространство. Размещая фотографии в социальных сетях с хэштегами и геолокацией, молодые люди транслирую своё физическое участие на виртуальной платформе.
Сегодня если события нет в Сети - его просто нет. Поэтому многие явления совершаются заранее в интернет-пространстве и только в последующем переходят в офлайн-практики. «Это - система, в которой сама реальность (то есть материальное / символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом [2]». Подлинность перестаёт быть ценностью.
Таким образом, всё, что мы производим в виртуальном пространстве, является не только дополнением к реальным культурным событиям, но и воспроизводит новые культурные смыслы, наполняя дополнительным содержанием реальный контекст. Социальные сети можно назвать индикатором развития социокультурной реальности.
По итогам контент-анализа социальной сети "Instagram" на предмет размещения фотографий участников фестивального движения в Перми нами были количественно определены наиболее популярные #хэштеги.
• #diaghilevfest - 7 271 фотография;
• #госкПпе - 4 581 фотография;
• #kamwa - 4 235 фотографий;
• #белыеночивперми - 2 534 фотографии;
• #крыльяпармы - 1 972 фотографии;
• #камва - 1 445 фотографий;
• #дягилевскийфестиваль - 817 фотографий;
• #пермскийкалейдоскоп - 444 фотографии;
• #флаэртиана - 326 фотографий.
Результаты исследования позволяют нам проследить тенденцию ан-глоизации языка в молодёжной коммуникации. Хэштеги с английскими версиями названий фестивалей встречаются чаще.
Виртуальные сообщества фестивалей в социальной сети «ВКонтакте» набирают тысячи подписчиков.
• RockLine - 11 957 подписчиков;
• Дягилевский фестиваль - 2 997 подписчиков;
• KAMWA - живой поток времени - 5 359 подписчиков;
• Крылья Пармы - 3 652 подписчика;
• Фестиваль Флаэртиана - 960 подписчиков.
Человек свободен в выборе культурных практик, которые соответствуют уровню его образования, его ценностным приоритетам, эстетическому
вкусу, профессиональным потребностям, однако всё же прослеживается система аттракторов, проявляющихся в молодёжной среде.
Через коммуникативную систему передачи информации транслируются нормы, система ценностей, представления, модные веяния, объединённые понятием массовой культуры и присущие большинству членов общества.
Посредством как реального, так и виртуального потребления продуктов массовой культуры формируется специфика мотивации молодёжи, вырабатываются их практики по освоению окружающего мира, пополняется культурный багаж. На уровне общества социальные медиа выступают важнейшим фактором формирования современного социокультурного пространства, на индивидуальном уровне - «массовизированный» индивид становится продуктом функционирования медиакультуры.
Медиаграмотность как явление возрастает в среде продвинутой молодёжи. Молодые люди уже не выступают потребителями медиадискурса, а становится «добывателями» и «создателями» информации [6], что позволяет им сохранить свой интеллектуальный суверенитет. Однако освоение виртуальных культурных практик происходит в молодёжных группах методом подражания удачным образцам, копирования моделей поведения референтных групп. Личность современного молодого человека постоянно нуждается в социальном одобрении и поддержке, что присуще чертам нарциссизма.
В реальные практики переходит только виртуально проверенный, удачный опыт, посещаются только те события, которые получили широкий резонанс в виртуальном пространстве. Социальные сообщества фестивалей в Сети набирают тысячи подписчиков, в то время как реальными участниками из них могут оказаться только сотни или десятки.
Частная жизнь перемещается на виртуальную сцену. Группы, в которых состоит человек, причастность к событиям, которые он транслирует в виртуальном пространстве посредством постов с хэштегами, геолокацией, являются маркерами того, кем он является или хочет являться. Создаётся иллюзия виртуально отредактированной жизни. В связи с этим можно сделать вывод о том, что смещение культурных практик в виртуальное пространство влечёт за собой смену как инструментов и мотивов самопрезентации, так и состав самих культурных практик, что откладывает свой отпечаток на культурное пространство города.
Литература
1. Иванов Д. В. Виртуализация общества = Virtualizationofsociety / [Центр
«Петербургское востоковедение»]. - Санкт-Петербург : ПВ, 2000. - 96 с.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер.
с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - Москва : ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
3. Костина А. В. Конструктивный социальный потенциал массовой культуры: Специфика проявления в информационном обществе. - Москва : ЛЕНАНД, 2015. - 256 с.
4. Лисенкова А. А. Виртуализация городских культурных практик // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств.
- 2016. - № 3 (22). - С. 31-36.
5. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева. - 2-е издание. - Москва : Гиперборея : Кучково поле, 2007.
- 464 с.
6. Матисон Д. Медиа-дискурс : анализ медиа-текстов : пер. с англ. - Москва : Изд-во «Гуманитарный Центр», 2013. - 264 с.
7. Мельникова А. Ю., Чудинова М. М. Раньше перед едой молились, сейчас
- её фотографируют и выкладывают в Instagram // Диалоги о культуре и искусстве : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 26-27 октября 2016 г.) : [в 2 частях] / Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Пермского края, Пермский государственный институт культуры ; [ответственный редактор: А. В. Макина]. - Пермь : Упр. науч.-исслед. деятельности Пермского гос. ин-та культуры, 2016. - С. 292-295.
8. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры / [пер. с англ. Н. Г Яцюк]. - Москва : Эксмо, 2011. - 365 с.
9. ТапскоттД., УильямсЭ.Д. Викиномика : как массовое сотрудничество изменяет все / пер. с англ. П. Миронов при участии Г. Василенко. - Москва : Сбербанк, 2011. - 459 с.
10. Peterson R. A. Understanding audience segmentation: From elite and mass to omnivore and univore. - Poetics. - 1992. - 21 (4). - P. 243-258.
11. Turkle S. Alone together: why we expect more from technology and less from each other. - New York, 2011. - 360 p.