Научная статья на тему 'ПРАКТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ'

ПРАКТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
73
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ С АГРАРНЫМ БИЗНЕСОМ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Поздеева Галина Александровна, Сергиенко Алие Мустафаевна

В статье представлены результаты анализа ключевых практик взаимодействия органов местного самоуправления с сельскохозяйственными организациями в Новичихинском районе Алтайского края. По результатам опроса руководителей сельхозорганизаций района выявлены проблемы государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и проблемы взаимодействий с ними местных органов. К первой группе проблем относятся негативное влияние налоговой нагрузки на деятельность сельскохозяйственных организаций, а также сравнительно узкий спектр и недостаточные размеры существующих финансовых субсидий в АПК. Во второй группе проблем - сложная процедура получения сельхозпредприятиями различных форм поддержки, низкий уровень информирования о действующих мерах поддержки, юридическая и финансовая неграмотность начинающих фермеров и других руководителей малых форм хозяйствования. Предложены меры по совершенствованию господдержки сельхозпредприятий, осуществляемых при участии местных органов, и меры по развитию практик взаимодействия последних с такими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Поздеева Галина Александровна, Сергиенко Алие Мустафаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

сти предоставления государственных и муниципальных услуг на региональном уровне // Образование. Наука. Научные кадры. - 2022. - № 1.

- С. 97-100.

5. Бондаренко С.А. Правовая природа договорных отношений с участием многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2020. - №18. -С. 11-13.

УДК 332.14/ 679.726.6

Поздеева Галина Александровна, Сергиенко Алие Мустафаевна

Практики и проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с сельскохозяйственными организациями

Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект «Движущие силы и механизмы развития кооперационных и интеграционных процессов в экономике Сибири»,

№ 121040100279-5

Аннотация. В статье представлены результаты анализа ключевых практик взаимодействия органов местного самоуправления с сельскохозяйственными организациями в Новичихинском районе Алтайского края. По результатам опроса руководителей сельхозорганизаций района выявлены проблемы государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и проблемы взаимодействий с ними местных органов. К первой группе проблем относятся негативное влияние налоговой нагрузки на деятельность сельскохозяйственных организаций, а также сравнительно узкий спектр и недостаточные размеры существующих финансовых субсидий в АПК. Во второй группе проблем

- сложная процедура получения сельхозпредприятиями различных форм поддержки, низкий уровень информирования о действующих мерах поддержки, юридическая и финансовая неграмотность начинающих фермеров и других руководителей малых форм хозяйствования. Предложены меры по совершенствованию господдержки сельхозпредприятий, осуществляемых при участии местных органов, и меры по развитию практик взаимодействия последних с такими организациями.

Ключевые слова: местное самоуправление, территориальная экономическая политика, сельскохозяйственные организации, взаимодействие местных органов с аграрным бизнесом, муниципальный район, Алтайский край, муниципальная программа, финансовая поддержка, субсидии, грантовая поддержка.

Взаимодействие органов местного самоуправления с сельскохозяйственными организациями, включающее различные виды поддержки, является одним из важнейших механизмов социально-экономического развития сельских муниципальных районов. Государственное регулирование взаимодействия органов местного самоуправления с сельхозпредприятиями регламентировано рядом федеральных и региональных нормативных актов, в том числе федеральными законами № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. и № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. [1-3]. В законах определен перечень полномочий муниципалитетов по поддержке сельскохозяйственных организаций, установлены их формы, порядок и условия осуществления. Регулирование взаимодействия органов местного самоуправления с сельскохозяйственными организациями осуществляется также на основании правовых актов, принимаемых на местном уровне.

Институционализация взаимодействия органов местного самоуправления с сельскохозяйственными организациями происходит в различных формах. В частности, институтами такого взаимодействия являются консультационные центры и общественные советы, создаваемые при местных органах для представления и защиты интересов таких сельхозпредприятий в сфере оказания им различных видов поддержки.

Приоритеты и механизмы поддержки сельхозпредприятий формируются на уровне муниципалитетов на основании складывающейся на территории социально-экономической ситуации. К основным видам поддержки сельскохозяйственных организаций на уровне муниципалитетов относятся развитие инфраструктуры, финансовая и налоговая поддержка субъектов предпринимательства, устранение административных барьеров в сфере предпринимательства. Основными технологиями и инструментами поддержки сельскохозяйственных организаций на уровне муниципалитетов выступают субсидирование и гранто-вая помощь, кредитование, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, организация ярмарок и выставок, консультирование и информирование, совместное участие в развитии социальной сферы села и др. Сельские муниципалитеты активно используют значительную часть таких технологий и инструментов.

В данной статье рассмотрим ключевые практики и проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с сельскохозяйственными организациями в одном из муниципальных районов агро-

промышленного региона (Алтайского края) - Новочихинском районе. Благоприятные природно-климатические условия Новичихинского района способствуют развитию земледельческо-животноводческого производства, являющегося основой его экономики. Экономика сельского хозяйства района представлена преимущественно зерновым земледелием и молочно-мясным скотоводством. Удельный вес сельскохозяйственного производства в структуре экономики района в 2021 г. составлял 57%. В 2019-2021 гг. на территории Новичихинского района неизменно действовало 37 сельскохозяйственных организаций. В начале 2022 г. в коллективных хозяйствах работало 14,5% всех занятых в экономике района (631 чел.) (по материалам «Отчета о работе Управления сельского хозяйства Новичихинского района Алтайского края за 2019-2021 гг.»).

В Новичихинском районе сформирована достаточно устойчивая система взаимодействий органов местного самоуправления с сельскохозяйственными организациями. В таких взаимодействиях местные органы представляет Управление сельского хозяйства районной администрации. Основными целями взаимодействий и поддержки сельхозпредприятий являются развитие отраслей растениеводства и животноводства, технико-технологическая модернизация и в целом инновационное развитие агропромышленного комплекса (АПК) района.

Одним из эффективных инструментов взаимодействия местных органов с сельхозпредприятиями района и поддержки последних является муниципальная программа. С начала периода реализации муниципальной программы «Развитие животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции в Новичихинском районе Алтайского края на 2019-2025 годы» большинство аграрных предприятий района получили финансовую поддержку от органов местного самоуправления в форме субсидий. В 2021 г. общая сумма полученных субсидий составила 49268,3 тыс. руб., что в 1,2 раза больше чем в 2020 г. и в два с лишним раза - в сравнении с 2019 г. (по материалам «Отчета о работе Управления сельского хозяйства Новичихинского района Алтайского края за 2019-2021 гг.»).

Эффект муниципальной поддержки в форме субсидирования выразился в повышении финансовой устойчивости сельхозпредприятий, выросло количество прибыльных хозяйств. За 2019-2021 гг. доля прибыльных сельхозорганизаций варьировала от 93% до 100%, а уровень их рентабельности не опускался ниже 16,0%. Выручка от реализации сельхозпродукции собственного производства и продукции ее переработки составила 2644,8 млн руб. (на 975,2 млн больше, чем в 2020 г.).

За последние пять лет объем инвестиций сельхозтоваропроизводителей района в основной капитал существенно выросла и составила 854,3 млн руб. Приобретение новой высокопроизводительной техники, строительство и модернизация животноводческих комплексов стали катализатором развития сельскохозяйственного производства в районе, что повлияло на рост заработной платы работников таких организаций. В 2021 г. среднемесячная заработная плата работников сельхозпредприятий выросла более чем в полтора раза в сравнении с 2019 г. и составила 30,4 тыс. руб.

Необходимо подчеркнуть, что значимым региональным инструментом поддержки развития сельского хозяйства в Алтайском крае является грантовая помощь, в том числе направленная на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, на поддержку начинающих фермеров и др. Кроме того, региональными мерами предусмотрена законодательная помощь по оптимизации налогообложения, организационная и информационно-консультационная поддержка по вопросам регистрации сельхозпредприятий, финансовая и образовательная помощь, а также дополнительные меры, направленные на организацию каналов сбыта продукции производителей сельхозпродукции. Однако в 20192021 гг. сельскохозяйственные организации Новичихинского района предлагаемыми региональными мерами поддержки не воспользовались.

Принимаемые меры поддержки сельскохозяйственных организаций, реализация основных направлений муниципальной целевой программы по оказанию помощи по сбережению и возобновлению почвенного плодородия, освоения племенного животноводства, позволили за период с 2019 по 2021 гг. увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства на 17,2% (в сопоставимой оценке). По итогам 2021 г. Новичихинский район признан абсолютным лидером по объемам финансовых вложений в обновление сельскохозяйственной техники и строительство производственных объектов (291 млн руб.). Вместе с тем в последние три года наблюдалось сокращение производства зерна и семян зерновых и зернобобовых культур: в 2021 г. было произведено 64027,4 т., что на 6,8% меньше, чем в 2019 г. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,5% и составило в 2021 г. 4106 голов.

Для оценки результативности взаимодействия органов местного самоуправления Новичихинского района с сельскохозяйственными организациями нами было проведено анкетирование, в котором при-

няли участие руководители 25 таких организаций (две трети всех сельхозпредприятий района). Подавляющее большинство опрошенных (72%) являются собственниками или соучредителями малого или среднего сельхозпредприятия, каждый пятый - руководитель КФХ и 8% респондентов имеют статус индивидуальных предпринимателей.

По результатам опроса около половины респондентов (48%) оценили существующий экономический климат для развития сельскохозяйственных организаций в Новичихинском районе скорее, как благоприятный. Почти половина опрошенных используют заемные средства в качестве источников финансирования. Многие респонденты отметили, что знают о существующих мерах государственной и муниципальной поддержки сельскохозяйственных организаций, принимали и принимают участие в действующих программах различного уровня.

В целом всю совокупность практик взаимоотношений органов власти с сельскохозяйственными организациями, реализуемых в Новичихинском районе Алтайского края, характеризуется рядом проблем, которые можно разделить на проблемы государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и проблемы собственно взаимодействий с ними органов местного самоуправления. К группе проблем государственной поддержки относится, во-первых, негативное влияние налоговой нагрузки на деятельность сельскохозяйственных организаций. Все опрошенные выделили высокие налоги как проблемы, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные организации, и 84% отметили высокую налоговую нагрузку как экономический барьер для развития таких организаций. И, во-вторых, сравнительно узкий спектр и недостаточные размеры существующих финансовых субсидий в АПК. На нехватку финансирования указали 88% респондентов и на недостаточную государственную поддержку - 72%. Далеко не все виды оказываемой финансовой поддержки в форме субсидий позволяют сельскохозяйственным организациям района компенсировать понесенные затраты.

Среди проблем взаимодействия органов местного самоуправления с сельскохозяйственными организациями участниками опроса выделены:

1) сложная процедура получения сельхозпредприятиями различных форм поддержки, в том числе и финансовой. С бюрократическими барьерами сталкиваются 44% респондентов. Более половины отметили, что именно бюрократические препоны являются препятствием для развития сельскохозяйственных организаций;

2) низкий уровень информирования о действующих мерах поддержки сельскохозяйственных организаций, отсутствие доступной информации об организации такой поддержки. С данной проблемой сталкиваются 56% опрошенных;

3) юридическая и финансовая неграмотность начинающих фермеров и других руководителей малых форм хозяйствования, что не позволяет повысить эффективность своего хозяйства, освоить новые направления, а также преодолеть сложности, с которыми они обычно сталкиваются при открытии бизнеса. Данную проблему выделили 36% респондентов.

По результатам проведенного опроса для совершенствования системы государственной поддержки сельскохозяйственных организаций предлагается:

- во-первых, расширить перечень предоставляемых субсидий, которые являются основным финансовым инструментом поддержки сельскохозяйственных организаций района, а именно: ввести субсидии на корма для сельскохозяйственных животных и субсидии (льготные тарифы) на перевозку продуктов перемола зерна. Данное предложение поддержали 84% опрошенных;

- во-вторых, снизить налоговую нагрузку на сельскохозяйственные организации за счет снижения или отмены единого сельскохозяйственного налога на территории края на период 2023-2024 гг. «Выпадающие» бюджетные доходы за период действия налоговых льгот предполагается компенсировать в среднесрочной перспективе на основе реализации новых инвестиционных проектов в сельском хозяйстве и дополнительных поступлений в местные бюджеты за счет ожидаемого увеличения выпуска продукции. Такое предложение поддержали все опрошенные представители сельскохозяйственных организаций.

Для развития практик взаимодействия органов местного самоуправления с сельскохозяйственными организациями Новичихинского района предлагается следующее.

1. Ввести упрощенную процедуру получения государственной поддержки в муниципальном образовании. Данное предложение является перспективным по мнению 72% респондентов. На рисунке представлена предлагаемая нами организационная модель оказания поддержки сельскохозяйственным организациям местными органами района. Отличительной особенностью предлагаемой модели от уже реализуемой процедуры предоставления государственной поддержки сельскохозяйственных организаций является включение в данную процедуру Управления сельского хозяйства Новичихинского района, в

котором территориально располагаются потенциальные получатели субсидий. Результатом введения упрощенной процедуры должно стать сокращение сроков получения субсидий с 20 дней до 12.

2. Разработать и принять муниципальную программу «Поддержка начинающих фермеров в Новичихинском района» на 20232026гг., включающую следующие мероприятия: выплату грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, а также организационные мероприятия «Школы фермера». Большая часть опрошенных (56%) поддержали введение мероприятий по обеспечению различными видами поддержки начинающих фермеров. Реализация такой программы позволит развивать крестьянские (фермерские) хозяйства района, что приведет к росту производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Рисунок 1. - Организационная модель оказания поддержки сельскохозяйственным организациям органами местного самоуправления Новичихинского района Алтайского края

3. Ввести в практику местных органов новые инструменты продвижения информации по поддержке сельскохозяйственных организаций. За улучшение информационного сопровождения сельхо-зорганизаций района о мерах поддержки регионального и муниципального уровня высказались 44% респондентов. С этой целью предлагается: сформировать сервисную модель поддержки сельскохозяйственных организаций на территории муниципалитета, включающую предоставление услуг по принципу «одного окна»; создать онлайн-каталог приложений всех существующих финансовых инструментов

поддержки сельскохозяйственных организаций; открыть горячую линию для оперативной связи со специалистами по вопросам поддержки сельскохозяйственных организаций; разрабатывать и развивать жизненные ситуации (кейсы), возникающие в ходе деятельности сельхозпредприятий, формировать правовые механизмы выхода из негативных ситуаций.

Реализация предложенных мер по улучшению взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования с сельскохозяйственными организациями может дать эффект для развития сельского хозяйства в районе и будет способствовать технико-технологической модернизации и в целом инновационному развитию агропромышленного комплекса района. Данные предложения могут быть полезны и для совершенствования практик взаимодействия местных органов с сельхозорганизациями других муниципальных районов.

Полученные нами результаты исследования в целом соответствуют результатам проведенных ранее исследований в Алтайском крае [5] и не противоречат выводам Н.С. Соколовой и Н.М. Борисовой [6], а также других отечественных ученых.

Библиографический список

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // Доступ из Справ.-прав. системы Консультант Плюс.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Доступ из Справ.-прав. системы Консультант Плюс.

3. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ // Доступ из Справ.-прав. системы Консультант Плюс.

4. Об утверждении муниципальной программы «Развитие животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции в Новичи-хинском районе Алтайского края на 2019-2025 годы»: Постановление Администрации Новичихинского района от 15.01.2019 № 15 // Сельчанка. - 2019. - № 4. - С. 2.

5. Сергиенко А.М., Кулаева Т.А. Практики и эффекты муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса в сельском районе // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2021. - № 2. - С. 89-99.

6. Соколова Н.С., Борисова Н.М. Совершенствование поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне // Постулат. - 2018. - № 4. - 6 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.