© Барг А.О., 2018 УДК 614.31+659.3
ПРАКТИКИ И АЛГОРИТМ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О РИСКАХ ОСТАТОЧНОГО КОЛИЧЕСТВА АНТИБИОТИКОВ В ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ
А.О. Барг1,2
1ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления исками здоровью населения», ул. Монастырская, 82, г. Пермь, 614045, Пермский край, Россия
2ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», ул. Букирева, 15, г. Пермь, 614990, Пермский край, Россия
По материалам глубинных экспертных интервью описаны отечественные практики информирования потребителей о рисках, ассоциированных с воздействием остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции, на здоровье человека.
Выделены проблемы информирования о рисках, связанные с недостатком релевантной информации о проблеме, низкой эффективностью традиционных каналов информирования, недостаточной активностью ключевых субъектов информирования. Описано предметное поле информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции; предложен алгоритм и базовые принципы информирования потребителей о рисках.
Сделан вывод о необходимости интенсификации использования современных средств коммуникации и привлечения «новых лидеров мнений» в риск-коммуникацию.
Ключевые слова: антибиотикорезистентность; информирование; риск-коммуникация; риски для здоровья; пищевая продукция.
A.O. Bar g □ PRACTICES AND ALGORITHM OF INFORMING OF CONSUMERS ABOUT HEALTH RISKS ASSOCIATED WITH ANTIBIOTICS RESIDUES IN FOOD
□ Federal Scientific Center for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies, 82, Monastyrskaya str., Perm, 614045, Russia; Perm State National Research University, 15, Bukireva str., Perm, 614990, Russia.
The practices of risk communication on the problem of residues of antibiotics in foodstuffs in modern Russia are described based on the results of in-depth expert interviews. Several risk communication problems connected with the lack of relevant information about the theme, low efficiency of traditional information channels, and insufficient activity of key informants have been identified. The algorithm and basic principles of risk communication between authorities, food producers and consumers are proposed. It is proved that using of social media, social networking services and «new opinion leaders» (such as bloggers) can increase the effectiveness of health risks communication in modern society. Key words: antibiotic resistance; informing; risk communication; health risks; foodstuffs.
Информирование населения о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции наряду с информированием о рисках здоровью, связанных с медицинским приемом антибиотиков, является элементом единой системы риск-коммуникации по проблеме развития устойчивости к противомикробным препаратам. Международные [2] и российские [5-8] стратегические документы декларируют необходимость разработки специальных алгоритмов распространения информации о рисках формирования антибиотикорезистентности среди различных групп населения, называя повышение информированности граждан ключевым условием решения проблемы антимикробной устойчивости.
Большинством жителей нашей страны проблема загрязнения пищевой продукции животного происхождения остаточными количествами антибиотиков не воспринимается как актуальная, а информационные потребности в этой сфере у населения не сформированы. Так, например, согласно статистике поисковой системы Яндекс, в течение месяца (с 12 ноября по 12 декабря 2017 г.) было сделано 1 млн 366 тыс. за-
просов, содержащих слово «антибиотики». При этом в сочетании со словами «продукты», «пищевые продукты», «продукты питания», «молочные продукты», «мясо» таких запросов было лишь 2 тысячи (0,14 % всех поисковых запросов про антибиотики). Для сравнения, сочетание «антибиотики при ангине» искали в течение месяца 38 тысяч раз. Это означает, что перед структурами, ответственными за сохранение и укрепление здоровья населения, обеспечение безопасности сегодня стоит задача не просто информировать население, производителей пищевой продукции и органы власти о текущей ситуации с наличием остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции, но формировать их позицию, ценностное отношение к проблеме, мотивировать к активным действиям по противодействию распространения угрозы антибиотикорезистентности. Решение поставленных задач требует постоянного мониторинга остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции, налаживания межведомственного и межсекторного сотрудничества в сфере распространения информации, освоения новых форм и каналов риск-коммуни-
—р кации. Но главное, загрязненность пищевых ^ продуктов антибиотиками и связанные с этим риски для здоровья должны осознаться как приоритетная проблема в сфере обеспечения продовольственной безопасности в России. ^зс Цель исследования - оценка существующих практик и научное обоснование алгоритма информирования потребителей о рисках оста-^ точного количества антибиотиков в пищевой
продукции животного происхождения. Э Материалы и методы. Для характеристики существующих в настоящее время практик в области информирования населения о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции и выявления основных проблем и недостатков данного процесса в декабре 2017 г. был проведен экспертный опрос (п = 10). Метод - глубинное интервью. В качестве экспертов выступили специалисты отделов надзора по гигиене питания и пресс-служб Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам РФ, специалисты отделов гигиены питания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ, сотрудники научных организаций гигиенического профиля, региональных центров медицинской профилактики.
Результаты исследования. Экспертный опрос показал, что важной составляющей информационного потока о рисках здоровью является своевременное представление актуальной статистической информации. Такой информации по исследуемой проблеме недостаточно. Эксперты отмечают это как первый проблемный момент и говорят, что необходимо добавить системность в процедуру сбора статистики, придать этому процессу мониторинговый характер, осуществлять объединение разрозненных данных в общую статистическую базу, касающуюся остаточного содержания антибиотиков в продуктах питания. Особо отмечается важность формирования запроса на отдельные исследования по остаточному количеству антибиотиков в пищевой продукции. Возможность запуска такого режима работы представляется специалистам вполне осуществимой. «Роспотребнадзор <может> запрашивать информацию по пробам ... у различных аккредитованных организаций, на предприятиях и т. п.»1 и аккумулировать ее для более эффективного осуществления функции информирования.
Второй момент касается того, что основным каналом информирования, наиболее часто использующимся на региональном уровне, является официальный сайт Управления Роспот-ребнадзора в субъекте РФ. Возникает вопрос -насколько достаточен данный канал целям и задачам информирования? Выбор канала информирования должен происходить по прин-
Здесь и далее приводятся оригинальные формулировки высказываний экспертов.
ципу доступности канала целевой аудитории; способности канала представить информацию в требуемом объеме и форме; способности канала вызывать доверие целевой аудитории; канал должен быть типичен для целевой аудитории, и важна возможность некоторой степени контролируемости канала. Все это осознается экспертами, и они видят решение проблемы в облегчении процедуры согласования информационных сообщений, для возможности их оперативного размещения, например, в социальных сетях. Также эксперты замечают, что такая работа требует дополнительного времени, а, следовательно, «свободных рук», поэтому обращают внимание на важность определенных кадровых решений.
Третий момент, на который обращают внимание эксперты, снова связан с ключевым каналом распространения информации Роспотреб-надзором среди потребителя - с официальными сайтами Управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ. Эксперты убеждены, что необходима их корректировка, приведение в соответствие с запросами потребителя, с возможностью наполнять их интерактивным контентом и с продвижением ресурса для расширения аудитории.
Четвертый проблемный аспект связан с отсутствием четко поставленной задачи по ведению процесса информирования потребителя о рисках здоровью, связанных с остаточным количеством антибиотиков в пищевой продукции, и определением ответственных за ее выполнение лиц. Разрешение данной ситуации видится во включении задач по освещению рассматриваемой темы «...в медиа-план ... Это теоретически можно сделать ежемесячно».
При разработке алгоритма информирования потребителей об остаточном количестве антибиотиков в продуктах питания были учтены выявленные в ходе настоящего исследования проблемы.
Целью информирования потребителей пищевой продукции является обеспечение населения достоверной и научно обоснованной информацией о наличии и уровне риска остаточного количества антибиотиков в пищевых продуктах, необходимых санитарно-противоэпиде-мических мероприятиях, а также о способах и средствах индивидуальной профилактики.
Информация о рисках здоровью может быть структурирована в соответствии с этапами оценки рисков (рис. 1).
Во-первых, это информация об остаточном количестве антибиотиков в пищевых продуктах как факторе риска здоровью - о доказанности связи данного фактора с ответами со стороны здоровья, о возможных негативных эффектах со стороны здоровья (формировании устойчивости к антибиотикам, возникновении аллергических реакций), о характере и силе связи.
Во-вторых, это информация о нормативном регулировании остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции. Целесообразно
предоставлять информацию как об отечественных практиках нормирования остаточного количества антибиотиков, так и о зарубежном опыте. Сравнение российских и зарубежных практик может принести определенную репу-тационную пользу субъектам информирования, т. к. в России, например, по антибиотикам тет-рациклиновой группы приняты более жесткие нормативы. В качестве примера можно привести опубликованное высказывание Главного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой: «В России даже после вступления во Всемирную торговую организацию нормативы по остаточным количествам отдельных антибиотиков в пищевых продуктах, например тетрациклина, сохранены благодаря работе Роспотребнадзора на более жестком уровне, чем стандарты Евросоюза и Комиссии Кодекс Алиментариус» [1]. Важным моментом является различение угроз, связанных с самим фактом наличия антибиотиков в пищевой продукции и с превышением их допустимого (установленного санитарно-гигиеническим законодательством) количества.
В-третьих, информация о результатах оценки риска, связанного с наличием остаточного ко-
личества антибиотиков в пищевых продуктах. Данный тип информации является наиболее сложным для восприятия потребителями. Риск, понимаемый специалистами как устанавливаемая и количественно определяемая вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека, без адекватных комментариев имеет низкую смысловую нагрузку для неспециалистов.
В-четвертых, информация об управлении риском на популяционном и индивидуальном уровнях. В первом случае должна идти речь о том, какие действия предпринимаются субъектами управления для снижения риска. Во втором - о том, какие действия может предпринять сам потребитель для минимизации риска (табл.). Задача субъекта информирования здесь - формирование у целевой аудитории (потребителей) отчетливого представления о том, что риск может быть снижен, в обеспечении чувства контроля над событием риска. Именно осознание человеком себя как знающего, понимающего ситуацию и в определенной степени контролирующего ее является критерием успешности процесса распространения информации о риске.
Информирование о рисках возникновения устойчивости к антибиотикам
В связи с загрязненностью антибиотиками пищевой продукции В связи с медицинским приемом антибиотиков (самолечение, низкий уровень комплаентности пациентов)
Задача 1. Описание ситуации (констатирующий блок)
Угрозы для здоровья, связанные: а) с наличием антибиотиков в пищевой продукции и б) с превышением их допустимого количества
- Виды угроз (формирование устойчивости к антибиотикам, возникновение аллергических реакций, дисбактериоз)
- Доказанность связи наличия антибиотиков в пищевой продукции с ответами со стороны здоровья
- Опенка экспозиции
Допустимость наличия остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции
- Нормирование остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции (законодательство Российской Федерации)
- Международные подходы к нормированию остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции
Уровень риска, установленный по итогам специальной оценки
Количественная характеристика риска ■ Качественная характеристика риска
Управление рисками здоровью населения, связанными с загрязнение стыо антибиотиками пищевой продукции
- Субъекты управления риском
- Меры, предпринимаемые для снижения риска
- Планируемые эффекты от реализации мероприятий
Задача 2. Необходимые действия (рекомендательный блок)
Управление риском на индивидуальном уровне
Действия, рекомендуемые потребителям пищевой продукции, направленные на снижение рисков для здоровья, связанных с загрязненностью антибиотиками пищевой продукции
Рис. 1. Предметное поле информирования потребителей пищевой продукции Figure 1. Subject field for informing consumers of food products
МАЙ HOC (302)
ЗНиСО
1С
Таблица. Рекомендации для потребителей по снижению риска для здоровья, связанного с остаточным содержанием антибиотиков в пищевой продукции Table. Recommendations for consumers to reduce the health risk associated with the residual content of antibiotics in food products
Действия Эффект
1 Отказ от покупки продукции животного происхождения у «непроверенных поставщиков» - на рынках, во дворе, из багажников машин Снижение вероятности покупки продукции без предварительно проведенной ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческого сырья
2 Покупка упакованной продукции животного происхождения с корректной маркировкой
3 Соблюдение гигиенических требований при приготовлении пищи животного и растительного происхождения - промывание, замораживание мяса, рыбы, овощей и фруктов Снижение вероятности попадания антибиотиков из пищевой продукции в организм человека
4 Корректировка питания
При разработке материалов по информированию потребителей пищевой продукции о рисках остаточного количества антибиотиков следует учитывать особенности восприятия риска неспециалистами [9].
Первым шагом при информировании является определение адресата информационного воздействия, т. е. целевой аудитории (рис. 2). Необходимо четко понимать, кому именно направлено сообщение, чьи знания, установки или поведение планируется поменять. Далее следует определить цель и задачи информирования, соотнести предмет информирования с потребностями адресата. Чем конкретнее определена целевая аудитория, чем сильнее локализована и чем ближе предмет информирования ее потребностям, тем сильнее эффект информационного воздействия.
Информационное сообщение обязательно должно содержать «триггер» (это может быть как одно слово или словосочетание, предложение, так и картинка, графический элемент) [4], выступающий в роли «спускового крючка», не
Шаг I. Определение адресата информационного воздействия
I
Потребители пищевой продукции
1 [рОНЧВОДИТСЛН
пищевой продукции
Органы власти
Население в целом
Руководители
Исполнительная
Шаг 2. Определение цели/ целей информирования
Формирование знания
Шаг 3. Определение соответствия цели информирования потребностям целевой аудитории
Формирование мнения
Шаг 4. Определение «зацепки»
Изменение поведения
Шаг 5. Шаг 6.
Определеине Сбор и подготовка
содержания данных для
информационного информационного
сообщения сообщения
Рис. 2. Алгоритм информирования о рисках остаточного количества антибиотиков Figure 2. Algorithm for informing about the risks of antibiotic residues
только привлекающего внимание адресата, но и побуждающего его к планируемому отправителем действию.
Как видно из рис. 2, для предложенного алгоритма характерно наличие обратной связи между отправителем и получателем информационного сообщения. Обеспечительными решениями может стать здесь размещение на официальных сайтах органов и организаций, ответственных за управление рисками здоровью населения (например, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных управлений и подведомственных учреждений), сервисов обратной связи, предоставление возможности направления гражданами обращений в форме электронных документов, открытие горячих телефонных линий для потребителей и производителей пищевой продукции после размещения в средствах массовой информации или в сети Интернет сведений о рисках здоровью, связанных с угрозой антибиотикорезистентности.
Комментируя новые возможности информирования о риске, эксперты ВОЗ заявляют о необходимости «быть более активными в основных социальных сетях, таких как Facebook, Twitter, YouTube, сообщая и разъясняя факты (в том числе на национальном уровне), чтобы предотвратить как появление и распространение домыслов, так и попытки эксплуатации сложившейся ситуации, и одновременно отслеживая то, что происходит в блогосфере» [3]. В качестве актуальных способов обеспечения взаимодействия информатора, распространяющего сведения о риске, и целевой аудитории можно назвать социальную рекламу, баннеры в web-версиях СМИ, применение Tweet" ов и текстовых сообщений, создание сообществ в социальных сетях (например, Вконтакте), вложение информационных флае-ров в чеки в супермаркетах (особо эффективным это считается при решении задачи информирования о безопасности продуктов питания).
Выводы. Возможность внедрения предложенного алгоритма информирования потребителей о рисках остаточного количества антибиотиков в продуктах питания обеспечивается учетом всеми заинтересованными лицами следующих рекомендаций по совершенствованию системы информирования о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции.
Во-первых, определить и документально закрепить ключевую и вспомогательные цели информирования различных контингентов -потребителей и производителей пищевой продукции, органов власти.
Во-вторых, использовать диалоговые формы информирования, дающие возможности получения обратной связи - семинары, круглые столы с привлечением СМИ; форумы в сети Интернет; горячие ли-
Отдельные группы
Ветеринары
П редета вител ьная
Шаг 8. Разработка информационного сообщения
Шаг 7. Определение канала информирования. Выбор «спикера»
II It
с f
нии для потребителей и производителей; обеспечение технической возможности обратной связи при информировании через официальный сайт. Привлекать экспертов (ученых, медицинских работников, ветеринаров) в диалог о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции.
В-третьих, содействовать разработке единой информационной системы прослеживаемо-сти пищевой продукции, адаптированной под цели и задачи информирования различных кон-тингентов, а также их информационные потребности.
В-четвертых, усилить межсекторное сотрудничество при разработке мероприятий по информированию производителей пищевой продукции. Содействовать включению органов власти на уровне субъектов РФ и местного самоуправления в обеспечение глобальной цели противодействия формированию устойчивости к антимикробным препаратам.
В-пятых, для возможности включения в систему информирования такого канала, как социальные сети (ВКонтакте, Facebook и пр.), и преодоления необходимости внутриведомственного согласования каждого информационного сообщения перед его размещением в новостных лентах социальных сетей можно перейти на бан-нерную систему и размещать в новостных лентах баннеры-ссылки на официальные сайты Управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ, при переходе по которым адресат сможет подробно ознакомиться со всеми информационными составляющими, необходимыми для формирования знания о риске и принятия решений относительно риска на индивидуальном уровне Необходимо также привлекать «новых лидеров мнений» (трендсеттеров) для формирования ценностного отношения населения к проблеме антибиотикорезистентности.
В-шестых, в основу информационных материалов, связанных с рассматриваемой тематикой, рекомендуется использовать международные подходы. В связи с этим важным представляется осуществлять своевременный перевод на русский язык, адаптацию и распространение (в т. ч. на официальном сайте) ключевых документов ВОЗ, Комиссии «Кодекс Алиментари-ус» и других международных организаций, касающихся проблемы остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции.
Таким образом, комплексная скоординированная работа органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других федеральных органов исполнительной власти совместно с учреждениями здравоохранения позволит повысить информированность различных контингентов о рисках остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции.
ЛИТЕРАТУРА (п. 9 см. References)
1. Воздвиженская А. Отделить таблетки от котлет // Российская газета. 14 марта 2016 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
К «новым лидерам мнений» относят блогеров, а также пользователей социальных сетей (например, Instagram), имеющих значительное число подписчиков. В качестве трансляторов мнений по проблеме остаточного количества антибиотиков в пищевой продукции могут вступать Юо^блогеры, «молодые мамочки», спортсмены, звезды шоу-бизнеса.
https://rg.ru/2016/03/14/anna-popova-v-rf-normativy-po-antibiotikam-v-pishche-zhestche-chem-v-es.html (дата обращения: 15.04.2018).
2. Глобальная стратегия ВОЗ по сдерживанию резистентности к про-тивомикробным препаратам (2001) ( WHO/CD S/CSR/DRS/2001.2): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/ drugresistance/WHO_Global_Strategy _Russian.pdf (дата обращения: 15.04.2018).
3. Здоровье и окружающая среда: принципы коммуникации риска // Европейское региональное бюро ВОЗ. 2013: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.euro.who.int/data/assets/pdf_file/ 0005/235076/e96930r.pdf (дата обращения: 03.04.2018).
4. Нежура Е.А. Роль индивидуального и коллективного знания при восприятии креолизованного рекламного текста // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. С. 27-31.
5. Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 № 883: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/ 12121276/ (дата обращения: 03.04.2018).
6. Об утверждении Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2045-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71677266/ (дата обращения: 03.04.2018).
7. Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 1364-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/9JUDtBOpqmoAatAhvT2wJ8UPT5Wq8 qIo.pdf (дата обращения: 03.04.2018).
8. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. garant.ru/12172719/ (дата обращения: 03.04.2018).
REFERENCES
1. Vozdvizhenskaya А. Otdelit' tabletki ot kotlet [Separate the wheat from the pills]. Rossijskaya gazeta, 14 March 2016. Available at: https://rg.ru/2016/ 03/14/ anm-popova-v-rf-normativy-po-antibiotikam-v-pishche-zhestche-chem-v-es.html (accessed 15.04.2018). (In Russ.)
2. Global'naya strategiya VOZ po sderzhivaniyu rezistentnosti k protivo-mikrobnym preparatam (2001) WHO/CDS/CSR/DRS/2001.2 [WHO global strategy to contain antimicrobial resistance (2001) WHO/CDS/ CSR/DRS/2001.2]. Available at: http://www.who.int/drugresistance/ WHO_Global_Strategy_Russian.pdf (accessed 15.04.2018). (In Russ.)
3. Zdorov'e i okruzhayushhaya sreda: printsipy kommunikatsii riska [Health and environment: principles of risk communication]. Evropejskoe region-al'noe byuro VOZ, 2013. Available at: http://www.euro.who.int/data/ assets/pdf_file/0005/235076/e96930r.pdf (accessed 03.04.2018). (In Russ.)
4. Nezhura E.A. Rol' individual'nogo i kollektivnogo znaniya pri vospri-yatii kreolizovannogo reklamnogo teksta [Role of individual and collective knowledge in the perception of creolized advertising text]. Teoriya yazyka i mezhkul'turnaya kommunikatsiya, 2012, no. 1, pp. 27-31. (In Russ.)
5. Ob organizatsii i provedenii monitoringa kachestva, bezopasnosti pishche-vykh produktov i zdorov'ya naseleniya: Postanovlenie Pravitel'stva Rossi-jskoj Federatsii ot 22.11.2000, no. 883 [About the organization and carrying out monitoring of quality, safety of foodstuff and health of the population: the order of the Government of the Russian Federation of 22.11.2000, no. 883]. Available at: http://base.garant.ru/12121276/ (accessed 03.04.2018). (In Russ.)
6. Ob utverzhdenii Strategii preduprezhdeniya rasprostraneniya antimik-robnoj rezistentnosti v Rossijskoj Federatsii: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 25.09.2017 № 2045-r [About the approval of Strategy of the prevention of distribution of antimicrobial resistance in the Russian Federation: the Order of the Government of the Russian Federation of 25.09.2017, no. 2045-r]. Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71677266/ (accessed 03.04.2018). (In Russ.)
7. Ob utverzhdenii Strategii povysheniya kachestva pishhevoj produktsii v Rossijskoj Federatsii do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossi-jskoj Federatsii ot 29.06.2016 № 1364-r [About the approval of Strategy of improvement of quality of food products in the Russian Federation till 2030: the Order of the Government of the Russian Federation of 29.06.2016, no. 1364-r]. Available at: http://static.government.ru/media/files/9JUDtB-OpqmoAatAhvT2wJ8UPT5Wq8qIo.pdf (accessed 03.04.2018). (In Russ.)
8. Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010, no. 120 [About the statement of the Doctrine of food safety of the Russian Federation: the Decree of the President of the Russian Federation of 30.01.2010, no. 120]. Available at: http://base.garant.ru/12172719/ (accessed 03.04.2018). (In Russ.)
9. Slovic P. Perceptions of Risk: Reflections on the Psychometric Paradigm [Text] / P. Slovic, S. Krimsky, D. Golding // Social Theories of Risk. - N.Y.: Praeger, 1992. P. 117-152.
Контактная информация:
Барг Анастасия Олеговна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории методов анализа социальных рисков ФБУН «ФНЦ МПТУРЗН» Роспотребнадзора, старший преподаватель кафедры социологии ФГБОУ ВО «ПГНИУ» e-mail: [email protected] Contact information:
Barg Anastasiya, Candidate of Sociological Sciences, Chief Researcher of the Social Risk Analysis Laboratory, Federal Scientific Center for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies of Rospotrebnadzor, Senior Lecturer of Sociology Department of the Perm State National Research University e-mail: [email protected]