Научная статья на тему 'Опыт обоснования гигиенических нормативов безопасности пищевых продуктов с использованием критериев риска здоровью населения'

Опыт обоснования гигиенических нормативов безопасности пищевых продуктов с использованием критериев риска здоровью населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
523
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ / ОЦЕНКА РИСКА ЗДОРОВЬЮ / ТЕТРАЦИКЛИНЫ / РАКТОПАМИН / НИТРАТЫ / L. MONOCYTOGENES / FOOD SAFETY / HEALTH RISK ASSESSMENT / TETRACYCLINES / RACTOPAMINE / NITRATES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайцева Н. В., Тутельян В. А., Шур Павел Залманович, Хотимченко С. А., Шевелева С. А.

В статье представлен опыт обоснования гигиенических нормативов безопасности пищевых продуктов с использованием критериев риска здоровью населения. При оценке риска здоровью при воздействии антибиотиков тетрациклиновой группы с пищевыми продуктами установлено, что содержание остаточных количеств этих антибиотиков на уровне 10 мкг/кг (допустимое остаточное содержание тетрациклинов, принятое в странах-членах Таможенного союза - ТС) не приведет к увеличению риска для здоровья населения, в том числе его наиболее чувствительных групп. Результаты оценки риска здоровью, связанного с поступлением рактопамина с пищевыми продуктами, показали, что употребление пищевых продуктов, содержащих рактопамин на уровне, обеспечивающем допустимую суточную дозу - ДСД (ADI) 0-1 мкг на 1кг массы тела и даже на уровне предела количественного определения в мясопродуктах, недопустимо из-за неприемлемого риска функциональных нарушений и болезней сердечно-сосудистой системы. Результаты обоснования допустимого содержания нитратов в растениеводческой продукции показали, что при экспозиции на уровне гигиенических нормативов, установленных в странах ТС (как при рекомендуемом, так и при фактическом уровне потребления продуктов растительного происхождения), риск для здоровья как канцерогенный, так и неканцерогенный не превышает допустимого уровня. Результаты оценки риска, связанного с допустимым уровнем L. monocytogenes в отдельных группах пищевых продуктов, показали, что при экспозиции на уровне гигиенических нормативов, установленных в странах ТС, стандартов Комиссии Codex Alimentarius и Европейского союза (ЕС) (перед выпуском на рынок производителем), риск для здоровья не превышает предельно допустимого уровня риска возникновения серьезных заболеваний (1 · 10 -4). Принятие нормативов Комиссии Codex Alimentarius и ЕС (при обращении продукции на рынке) недопустимо, так как может привести к неприемлемому риску листериоза как для населения РФ в целом, так и для его наиболее чувствительных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайцева Н. В., Тутельян В. А., Шур Павел Залманович, Хотимченко С. А., Шевелева С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of justification of hygienic standards of food safety with the use of criteria for the risk for population health

In the article there is presented the experience of justification of hygienic standards of food safety with the use of criteria for the risk for population health Health risk assessment under the impact of tetracyclines with food showed that the content of residual amounts of these antibiotics at the level of 10 mg/kg (permissible residual tetracycline accepted in Customs Union Member Countries (CUMC) will not increase the risk to public health, including the most sensitive groups of the population. The assessment of the health risk associated with the receipt ofractopamine withfood, showed that eatingfoods containing ractopamine at ADI level (0-1 mg/kg body weight), and even at the limit of quantification levels in meat products, is inadmissible because of unacceptable risk offunctional disorders and diseases of the cardiovascular system. The results of the substantiation of the permissible levels of nitrates content in crop production showed that at the level of exposure according to hygienic standards established in the CUMC as at the recommended and actual consumption levels of products of plant origin, the health risk as carcinogenic and non-carcinogenic, does not exceed acceptable levels. The results of the assessment of the risk associated with the permissible levels of L. monocytogenes in certain food groups showed that an exposure level of hygienic standards established in the CUMC, standards of Codex Alimentarius Commission and EU documents (before release to the market by the manufacturer) the health risk does not exceed the maximum permissible level of the appearance of serious diseases. Adoption of standards of Codex Alimentarius Commission and the EU (for handling products in the market) is not acceptable because it can lead to an unacceptable risk of listeriosis for the population of the Russian Federation as a whole, and for the most sensitive groups.

Текст научной работы на тему «Опыт обоснования гигиенических нормативов безопасности пищевых продуктов с использованием критериев риска здоровью населения»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УдК 614.31:006

ЗайцеваН.В.1, Тутельян В.А.2, Шур П.З.1, Хотимченко С.А.2, Шевелева С.А.2

опыт обоснования гигиенических нормативов безопасности пищевых продуктов с использованием критериев риска здоровью населения

'ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, г. Пермь; 2ФГБУ «НИИ питания» РАМН, 115446, Москва

В статье представлен опыт обоснования гигиенических нормативов безопасности пищевых продуктов с использованием критериев риска здоровью населения.

При оценке риска здоровью при воздействии антибиотиков тетрациклиновой группы с пищевыми продуктами установлено, что содержание остаточных количеств этих антибиотиков на уровне 10 мкг/кг (допустимое остаточное содержание тетрациклинов, принятое в странах-членах Таможенного союза - ТС) не приведет к увеличению риска для здоровья населения, в том числе его наиболее чувствительных групп. Результаты оценки риска здоровью, связанного с поступлением рактопамина с пищевыми продуктами, показали, что употребление пищевых продуктов, содержащих рактопамин на уровне, обеспечивающем допустимую суточную дозу - ДСД (ADI) 0-1 мкг на 1кг массы тела и даже на уровне предела количественного определения в мясопродуктах, недопустимо из-за неприемлемого риска функциональных нарушений и болезней сердечно-сосудистой системы.

Результаты обоснования допустимого содержания нитратов в растениеводческой продукции показали, что при экспозиции на уровне гигиенических нормативов, установленных в странах ТС (как при рекомендуемом, так и при фактическом уровне потребления продуктов растительного происхождения), риск для здоровья как канцерогенный, так и неканцерогенный не превышает допустимого уровня.

Результаты оценки риска, связанного с допустимым уровнем L. monocytogenes в отдельных группах пищевых продуктов, показали, что при экспозиции на уровне гигиенических нормативов, установленных в странах ТС, стандартов Комиссии Codex Alimentarius и Европейского союза (ЕС) (перед выпуском на рынок производителем), риск для здоровья не превышает предельно допустимого уровня риска возникновения серьезных заболеваний (1 • 10-4). Принятие нормативов Комиссии Codex Alimentarius и ЕС (при обращении продукции на рынке) недопустимо, так как может привести к неприемлемому риску листериоза как для населения РФ в целом, так и для его наиболее чувствительных групп.

Ключевые слова: безопасность пищевых продуктов; оценка риска здоровью; тетрациклины; рактопамин; нитраты; L. monocytogenes.

Zaytseva N. V.1, Tutelyan V. A.2, Shur P. Z.1, Khotimchenko S. A.2, Sheveleva S. A.2 - EXPERIENCE OF JUSTIFICATION OF HYGIENIC STANDARDS OF FOOD SAFETY WITH THE USE OF CRITERIA FOR THE RISK POPULATION HEALTH

1Federal Scientific Center for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies, 614045, Perm, Russian Federation; 2Institute of Nutrition, 115446, Moscow, Russian Federation

In the article there is presented the experience of justification of hygienic standards of food safety with the use of criteria for the risk for population health

Health risk assessment under the impact of tetracyclines with food showed that the content of residual amounts of these antibiotics at the level of 10 mg/kg (permissible residual tetracycline accepted in Customs Union Member Countries (CUMC) will not increase the risk to public health, including the most sensitive groups of the population. The assessment of the health risk associated with the receipt ofractopamine withfood, showed that eatingfoods containing ractopamine at ADI level (0-1 mg/kg body weight), and even at the limit of quantification levels in meat products, is inadmissible because of unacceptable risk offunctional disorders and diseases of the cardiovascular system. The results of the substantiation of the permissible levels of nitrates content in crop production showed that at the level of exposure according to hygienic standards established in the CUMC as at the recommended and actual consumption levels of products of plant origin, the health risk as carcinogenic and non-carcinogenic, does not exceed acceptable levels. The results of the assessment of the risk associated with the permissible levels of L. monocytogenes in certain food groups showed that an exposure level of hygienic standards established in the CUMC, standards of Codex Alimentarius Commission and EU documents (before release to the market by the manufacturer) the health risk does not exceed the maximum permissible level of the appearance of serious diseases. Adoption of standards of Codex Alimentarius Commission and the EU (for handling products in the market) is not acceptable because it can lead to an unacceptable risk of listeriosis for the population of the Russian Federation as a whole, and for the most sensitive groups.

Key words: food safety; health risk assessment; tetracyclines; ractopamine; nitrates; L. monocytogenes.

Разработка нормативных документов по обеспечению безопасности продукции, в том числе в рамках Всемирной торговой организации, Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза (ТС), с

для корреспонденции: Шур Павел Залманович; shur@fcrisk.ru For corresondence: Shur Pavel; shur@fcrisk.ru

целью обеспечения защиты потребителей и облегчения международной торговли предполагает обязательное применение методологии оценки риска для здоровья населения [1, 2]. В установлении стандартов, касающихся безопасности пищевых продуктов, оценка риска рассматривается как ключевой элемент.

Понятие оценки риска здоровью населения при воздействии химических, биологических и физических

факторов является неотъемлемым в рамках законодательства в сфере обеспечения безопасности пищевых продуктов и защиты здоровья населения как государств-членов ТС, так и остального мирового сообщества.

В большинстве стран мира и международных организаций концепция оценки риска рассматривается в качестве основного механизма разработки политики, стратегии и определения приоритетов действий, направленных на максимальное, экономически оправданное снижение негативного воздействия на здоровье населения.

Полная схема проведения оценки риска для здоровья населения, связанного с наличием контаминантов в пищевых продуктах, предусматривает проведение четырех этапов:

- идентификация опасности (Hazard Identification), подразумевающая установление конкретных факторов риска в соответствии с принципиальными сценариями воздействия, возможных нарушений здоровья населения, связанных с факторами риска, идентификацию контингентов риска; определение критических точек формирования опасности в процессе производства пищевых продуктов в рамках системы HACCP;

- оценка зависимости «доза-ответ» (Dose-Response Assessment) (для химических факторов) и характеристика опасности (Hazard Characterization) (для микробиологических факторов) предполагает определение безопасного уровня воздействия для факторов, отличающихся пороговостью действия, и параметризацию зависимости «экспозиция-эффект (ответ)» для факторов беспорогового действия;

- оценка экспозиции (Exposure Assessment) - определение и оценка качественной и количественной выраженности, частоты, продолжительности и путей воздействия с использованием сценарного подхода, с учетом уровня потребления продукции (максимальный, рекомендуемый, фактический);

- характеристика риска (Risk Characterization) предполагает описание рисков как вероятностей отдельных эффектов с их количественной, полуколичественной или качественной (при оценке микробиологического риска) характеристикой, а также оценку допустимости уровня риска и его классификацию как для отдельных факторов, так и для продукции в целом с применением интегральной оценки риска от воздействия разнородных факторов продукции.

Во многих странах и международных сообществах нормативы содержания химических веществ и микробных агентов в пищевых продуктах устанавливают с учетом результатов оценки риска здоровью. Так, по критериям риска здоровью населения в РФ был установлен безопасный уровень тетрациклина, рактопамина, нитратов и L. monocytogenes [3-8].

В ходе оценки риска здоровью населения при поступлении остаточных количеств антибиотиков тетра-циклиновой группы с пищевой продукцией на этапе характеристики опасности установлено, что допустимая суточная доза - ДСД (ADI) на уровне 30 мкг на 1 кг массы тела, предложенная Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО)/ВОЗ в 1998 г., не имеет соответствующих обоснований, ее использование недопустимо без устранения неопределенностей результатов и требует пересмотра.

Оценка риска здоровью населения, обусловленного остаточным содержанием антибиотиков тетрацикли-новой группы в пищевой продукции, основывалась на оценке воздействия тетрациклина на микрофло-

ру кишечника, а именно на формирование дисбаланса микробной флоры кишечника, по результатам математического моделирования роста факультативной микрофлоры на фоне подавления облигатной флоры, прежде всего бифидобактерий.

В качестве контингента риска были выбраны дети в возрасте 1-11 лет с чувствительной к тетрациклину микрофлорой кишечника, составляющие до 70% всего детского населения [9].

В ходе исследования разработаны четыре сценария экспозиции, в которых учитывали данные о среднем суточном потреблении пищевых продуктов животного происхождения детским населением РФ и значения максимально допустимого уровня (МДУ) тетрациклина, принятые в РФ (10 мкг/кг), максимальный остаточный уровень (MRL) тетрациклина, рекомендованный ВОЗ (1990), ФАО/ВОЗ (1998) и принятый в США.

На этапе характеристики риска по результатам моделирования нарушения баланса микрофлоры в кишечнике установлено, что у детей при возникновении дисбаланса кишечной микрофлоры, в том числе обусловленного остаточной концентрацией тетрациклина в пищевых продуктах более 10 мкг/кг, увеличивается индивидуальный риск болезней органов пищеварения до уровня 0,000461, дерматитов до 0,000725, пищевой аллергии до 0,000149, болезней крови до 0,001372. При этом увеличение популяционного риска заболеваемости детского населения РФ болезнями системы пищеварения может составить до 4% случаев, болезнями крови - до 8%, болезнями кожи - до 0,9%, аллергических заболеваний - до 0,1%.

Решением Комиссии Codex Alimentarius максимально допустимый уровнень рактопамина, используемого в качестве кормовой добавки, которая стимулирует наращивание мышечной массы, сокращение жировой массы и повышение эффективности использования кормов у свиней, крупного рогатого скота, индеек, составил в свинине и говядине - 0,01 мг/кг, печени - 0,04 мг/кг, почках - 0,09 мг/кг и был основан на анализе научных данных Объединенного комитета ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам (JECFA) [10].

Однако в настоящее время рактопамин запрещен для использования при откармливании сельскохозяйственных животных в 80 странах мира, включая страны Европейского союза (ЕС) [11-13], РФ также придерживается позиции, что допустимая суточная доза рактопамина недостаточно обоснована и не может быть использована для установления максимально допустимого уровня рактопамина в мясе и субпродуктах.

В ходе оценки риска здоровью, связанного с поступлением рактопамина с пищевыми продуктами, учитывали как канцерогенные, так и неканцерогенные эффекты со стороны здоровья населения.

В качестве исходной информации для формирования модели зависимости «экспозиция-эффект» для расчета уровня канцерогенного риска использовали информацию о развитии лейомиомы матки в эксперименте на мышах [14]. Расчет канцерогенного риска, который связан с поступлением рактопамина с пищевыми продуктами на уровне, рекомендуемом Комиссией Codex Ali-mentarius (1 мкг на 1 кг массы тела в сутки), показал, что уровень верхней 95% границы канцерогенного риска составит 1,32 • 10-6, что классифицируется как уровень, соответствующий предельно допустимому риску.

В отношении неканцерогенного воздействия моделирование зависимости «экспозиция-эффект» проводили

на основании информации, приведенной в докладах ФАО/ВОЗ [13, 14]. В качестве базовой модели использовали эволюционную модель накопления риска нарушений функций сердечно-сосудистой системы, описанную в методических рекомендациях «Количественная оценка неканцерогенного риска при воздействии химических веществ на основе построения эволюционных моделей» [15]. Оценку экспозиции проводили для двух сценариев: содержание рактопамина в количествах, рекомендуемых в качестве МДУ Комиссией Codex Alimentarius (первый сценарий), и на уровне предела количественного определения рактопамина в мясопродуктах (второй сценарий). В результате моделирования нарушения функций сердечно-сосудистой системы установили, что при реализации как первого, так и второго сценария экспозиции индекс приведенного риска нарушения функций сердечно-сосудистой системы составит 0,47 и 0,141 соответственно и классифицируется как неприемлемый [15], что может привести к сокращению прогнозируемой продолжительности жизни за счет дополнительных случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы (болезни, характеризующиеся повышенным артериальным давлением, ишемическая болезнь сердца).

Обоснование допустимого уровня нитратов в растениеводческой продукции по критериям оценки риска проводили с использованием экспоненциальных моделей зависимости возникновения неканцерогенного (мет-гемоглобинемия) [16] и канцерогенного [17] ответов от уровня поступления нитратов с пищевыми продуктами растительного происхождения.

В ходе оценки экспозиции сформировали пять сценариев, учитывающих поступление нитратов с пищевыми продуктами растительного происхождения при рекомендуемом уровне поступления овощей и картофеля (максимальные значения диапазона) и при среднем фактическом уровне их потребления населением в возрасте от 1 года до 11 лет, от 11 до 18 лет, от 18 до 60 лет, старше 60 лет и допустимый уровень нитратов в овощах и картофеле, принятый в странах ТС.

Величина канцерогенного риска для всех сценариев экспозиции находилась на уровне предельно допустимого (1 ■ 10-6 - 1 ■ 10-4), при этом максимальная величина канцерогенного риска была получена для сценария, учитывающего рекомендуемые нормы потребления пищевых продуктов растительного происхождения и допустимые значения содержания нитратов в этих продуктах (2,92 ■ 10-5).

С учетом того что фоновый уровень метгемоглобина составляет от 1 до 3%, а нарушения со стороны здоровья наблюдаются при уровнях более 10%, результаты оценки риска здоровью допустимого уровня нитратов в растениеводческой продукции показали отсутствие риска развития неканцерогенных эффектов (метгемоглобине-мия), связанных с поступлением нитратов с продуктами растительного происхождения.

Для оценки популяционных рисков здоровью, связанных с поступлением L. monocytogenes с продуктами питания для оценки зависимости «доза-ответ», применяли экспоненциальную модель с одним параметром; при оценке риска заболевания после употребления нескольких видов продуктов использовали гипотезу аддитивности вероятности.

Разработка сценариев воздействия проводилась с учетом данных о среднесуточном потреблении пищевых продуктов, считающихся наиболее вероятными источниками L. monocytogenes [18], различными группами

населения, и нормативов содержания бактерий в продуктах питания [21] (допустимого содержания L. monocytogenes, принятого в странах ТС [19,20], (0,04 КОЕ L. monocytogenes./г); используемого Комиссией Codex Alimentarius и странами ЕС для контроля на конечной точке производства пищевого продукта (0,04 КОЕ L. monocytogenes/г) и максимального допустимого содержания L. monocytogenes в пищевом продукте, готовом к употреблению и поступившем на рынок (100 КОЕ L. monocytogenes/г)). Всего было разработано 12 сценариев воздействия, в том числе для беременных и кормящих женщин, которые рассматривались в качестве чувствительных групп населения.

Результаты оценки риска, связанного с допустимым уровнем L. monocytogenes в отдельных группах пищевых продуктов, показали, что при экспозиции на уровне гигиенических нормативов стран ТС, стандартов Комиссии Codex Alimentarius и ЕС перед выпуском на рынок производителем (отсутствие L. monocytogenes в 25 г пищевого продукта или 0,04 КОЕ/г) риск для здоровья составляет от 1,42 ■ 10-7 до 8,83 ■ 10-6 и не превышает предельно допустимого уровня серьезных заболеваний (1 ■ 10-4), что обеспечивает безопасность здоровья населения РФ.

Принятие нормативов Комиссии Codex Alimentarius и ЕС при обращении продукции на рынке (100 КОЕ L. monocytogenes/г) недопустимо, так как может привести к неприемлемому риску листериоза как для населения РФ в целом (до 6,93 ■ 10-4) , так и для его наиболее чувствительных групп (до 2,55 ■ 10-3 у беременных женщин и до 2,86 ■ 10-3 у кормящих женщин). При этом основная доля суммарного риска развития листериоза среди населения РФ в целом связана с поступлением овощей (99,4%), в то время как основной группой продуктов, формирующей риск здоровью беременных и кормящих женщин, являются молочные продукты, вклад в суммарное значение риска 72,9 и 75,9% соответственно.

Таким образом, результаты оценки риска развития нарушения баланса микрофлоры кишечника и последующего увеличения риска ассоциированных с ним заболеваний у детей показали, что риск развития нарушения баланса микрофлоры кишечника под воздействием тетрациклинов для этой группы отсутствует только при потреблении пищевых продуктов с остаточным количеством антибиотиков в пищевых продуктах на уровне не более 10 мкг/кг (МДУ содержания тетрациклина для всех продуктов животного происхождения, используемый в РФ).

МДУ рактопамина в пищевых продуктах в настоящее время не может быть принят в РФ, и употребление населением пищевых продуктов, содержащих рактопамин на этом уровне и даже на уровне предела количественного определения в мясопродуктах, недопустимо из-за неприемлемого риска функциональных нарушений и болезней сердечно-сосудистой системы.

Результаты обоснования допустимого уровня нитратов в растениеводческой продукции по критериям оценки риска показали, что при экспозиции на уровне гигиенических нормативов, установленных в странах ТС как при рекомендуемом, так и при фактическом уровне потребления продуктов растительного происхождения, риск для здоровья как канцерогенный, так и неканцерогенный не превышает допустимого уровня.

Результаты оценки риска, связанного с допустимым содержанием L. monocytogenes в отдельных группах пищевых продуктов, показали, что при экспозиции на

уровне гигиенических нормативов стран ТС, стандартов Комиссии Codex Alimentarius и ЕС перед выпуском на рынок производителем (отсутствие L. monocytogenes в 25 граммах продукта) риск для здоровья не превышает предельно допустимого уровня для развития серьезных заболеваний, что обеспечивает безопасность здоровья населения РФ. Принятие нормативов Комиссии Codex Alimentarius и ЕС при обращении продукции на рынке (100 КОЕ L. monocytogenes/г) недопустимо, так как может привести к неприемлемому риску листериоза как для населения РФ в целом, так и для его наиболее чувствительных групп.

Таким образом, результаты оценки риска здоровью на базе международно признанных принципов позволили обосновать гигиенические нормативы содержания остаточных количеств антибиотиков тетрациклиновой группы и рактопамина, нитратов и L. monocytogenes и аргументировать позицию стран-членов ТС по проблеме обеспечения безопасности пищевых продуктов.

Литер атура

1. CAC/GL 30-1999. Principles and guidelines for the conduct of microbiological risk assessment. 1999.

2. CAC/GL 62-2007. Working principles for risk analysis for food safety for application by governments. 2007.

3. Зайцева Н.В., Шур П.З., Аминова А.И., Кирьянов Д.И., Ка-малтдинов М.Р. К оценке дополнительного риска заболеваний желудочно-кишечного тракта, ассоциированного с дисбиозом кишечной микрофлоры вследствие воздействия остаточных концентраций тетрациклина в пищевых продуктах. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 7: 46-8.

4. Онищенко Г.Г., Попова А.Ю., Тутельян В.А., Зайцева Н.В., Хотимченко С.А., Гмошинский И.В., Шевелева С.А., Ракит-ский В.Н., Шур П.З., Лисицын А.Б., Кирьянов Д.А. К оценке безопасности для здоровья населения рактопамина при его поступлении с пищевыми продуктами. Вестник Российской академии медицинских наук. 2013; 6: 4-8.

5. Зайцева Н.В., Шур П.З., Кирьянов Д.А., Атискова Н.Г., Чиг-винцев В.М., Хрущева Е.В. Обоснование допустимых уровней содержания нитратов в растениеводческой продукции по критериям риска здоровью. ЗниСО. 2013; 11: 47-8.

6. Зайцева Н.В., Шур П.З., Атискова Н.Г., Кирьянов Д.А., Ка-малтдинов М.Р. Оценка безопасности допустимых уровней содержания L. monocytogeneses в пищевых продуктах по критериям риска здоровью населения. Анализ риска здоровью. 2013; 2: 4-14.

7. Онищенко Г.Г., Шевелева С.А., Хотимченко С.А. Новые аспекты оценки безопасности и контаминации пищи антибиотиками тетрациклинового ряда в свете гармонизации гигиенических нормативов санитарного законодательства России и Таможенного союза с международными стандартами. Вопросы питания. 2012; 5: 4-12.

8. Онищенко Г.Г., Шевелева С.А., Хотимченко С.А. Гигиеническое обоснование допустимых уровней антибиотиков тетра-циклиновой группы в пищевой продукции. Гигиена и санитария. 2012; 6: 4-13.

9. Камалова А.А. Состояние микроэкологии желудочно-кишечного тракта у детей с хронической гастродуоденаль-ной патологией: дис. ... д-ра мед. наук. Казань; 2011.

10. Joint FAO/WHO Food Standard Programme Codex Alimentarius Commission. Thirty-fifth Session FAO Headquarters, REP12/ CAC Rome, Italy 2-7 July, 2012: 87-120.

11. Scientific Opinion of the Panel on Additives and Products or Substances used in Animal Feed (FEEDAP) on a request from the European Commission on the safety evaluation of ractopamine. The EFSA Journal. 2009; 1041: 1-5.

12. Council Directive 96/22/ЕС of 29 April 1996 concerning on the

use in stockfarming of certain substances having a hormonal or thyrostatic action and of beta-agonists, and repealing Directives 81/602/EEC, 88/146/EEC and 88/299/EEC. Off. J. Eur. Communities. L. 125: 3-9.

13. Alemanno A., Capodieci G. Testing the limits of global food governance: the case of ractopamine. Eur. J. Risk Regulat. 2012; 3.

14. WHO Food additives series: 53 ractopamine (addendum) (JECFA 53, 2004) First draft prepared by Professor Fritz R. Ungemach Institute of Pharmacology, Pharmacy and Toxicology Veterinary Faculty, University of Leipzig, Leipzig, Germany.

15. МР 2.1.10.0062-12. Количественная оценка неканцерогенного риска при воздействии химических веществ на основе построения эволюционных моделей. М.; 2012.

16. Shuval H.I., Gruener N. Epidemiological and toxicological aspects of nitrates and nitrites in the environment. Am. J. Publ. Health. 1972; 62 (8): 1045-52.

17. IARC. Ingested nitrate and nitrite and cyanobacterial peptide toxins. Lyon: International Agency for Research on Cancer. 2010. (IARC Monographs on the evaluation of carcinogenic risks to humans. vol. 94).

18. Risk assessment of Listeria monocytogenes in ready-to-eat foods: technical report. (Microbiological risk assessment series: no. 5). WHO/FAO; 2004.

19. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утв. решением комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299.

20. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г., № 880.

21. Commission regulation (EC) No1441/2007 of 5 December 2007 amending Regulation (EC) No2073/2005 on microbiological criteria for food stuffs.

References

1. CAC/GL 30-1999. Principles and guidelines for the conduct of microbiological risk assessment. 1999.

2. CAC/GL 62-2007. Working principles for risk analysis for food safety for application by governments. 2007.

3. Zaytseva N.V., Shur P.Z., Aminova A.I., Kir'yanov D.I., Kamaltdinov M.R. To estimate the additional risk of diseases of the gastrointestinal tract associated with dysbiosis of the intestinal microflora due to the impact of tetracycline residues in foods. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2012; 7: 46-8. (in Russian)

4. Onishchenko G.G., Popova A.Yu., Tutel'yan V.A., Zaytseva N.V., Khotimchenko S.A., Gmoshinskiy I.V., Sheveleva S.A., Rakitskiy V.N., Shur P.Z., Lisitsyn A.B., Kir'yanov D.A. Health safety assessment due to ractopamine in food. Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 2013; 6: 4-8. (in Russian)

5. Zaytseva N.V., Shur P.Z., Kir'yanov D.A., Atiskova N.G., Chigvintsev V.M., Khrushcheva E.V. Justificaion of acceptable nitrate levels in crop products using health risk criteria. ZNiSO. 2013; 11: 47-8. (in Russian)

6. Zaytseva N.V., Shur P.Z., Atiskova N.G., Kir'yanov D.A., Kamaltdinov M.R. Safety assessment of l. monocytogenes maximum contamination levels in food using health risk criteria. Analiz riska zdorov'yu. 2013; 2: 4-14. (in Russian)

7. Onishchenko G.G., Sheveleva S.A., Khotimchenko S.A. New aspects of antibiotics contamination of food in the light of harmonization of hygienic standards for tetracycline with the international standards. Voprosy pitaniya. 2012; 5: 4-12. (in Russian)

8. Onishchenko G.G., Sheveleva S.A., Khotimchenko S.A. Hygienic substantiation of the permissible levels for tetracycline-group antibiotics in food. Gigiena i sanitariya. 2012; 6: 4-13. (in Russian)

9. Kamalova A.A. Gastrointestinal microecology condition of

children with chronic gastro duodenal pathology: diss. Kazan; 2011. (in Russian)

10. Joint FAO/WHO Food Standard Programme Codex Alimentarius Commission. Thirty-fifth Session FAO Headquarters, REP12/ CAC Rome, Italy 2-7 July, 2012: 87-120.

11. Scientific Opinion of the Panel on Additives and Products or Substances used in Animal Feed (FEEDAP) on a request from the European Commission on the safety evaluation of ractopamine. The EFSA Journal. 2009; 1041: 1-5.

12. Council Directive 96/22/EC of 29 April 1996 concerning on the use in stockfarming of certain substsnces having a hormonal or thyrostatic action and of beta-agonists, and repealing Directives 81/602/EEC, 88/146/EEC and 88/299/EEC. Off. J. Eur. Communities. L. 125: 3-9.

13. Alemanno A., Capodieci G. Testing the limits of global food governance: the case of ractopamine. Eur. J. Risk Regulat. 2012; 3.

14. WHO Food additives series: 53 ractopamine (addendum) First draft prepared by Professor Fritz R. Ungemach Institute of Pharmacology, Pharmacy and Toxicology Veterinary Faculty, University of Leipzig, Leipzig, Germany.

15. Methodical recommendations 2.1.10.0062-12. Quantitative assessment of non-cancer risk on the basis of constructing evolutionary models. Moscow; 2012. (in Russian)

16. Shuval H.I., Gruener N. Epidemiological and toxicological aspects of nitrates and nitrites in the environment. Am. J. Publ. Health. 1972; 62 (8): 1045-52.

17. IARC. Ingested nitrate and nitrite and cyanobacterial peptide toxins. Lyon: International Agency for Research on Cancer. 2010. (IARC Monographs on the evaluation of carcinogenic risks to humans. vol. 94).

18. Risk assessment of Listeria monocytogenes in ready-to-eat foods: technical report. (Microbiological risk assessment series: no. 5). WHO/FAO; 2004.

19. Unified Sanitary Epidemiological and Hygienic Requirements for Goods Subject to Sanitary and Epidemiological Control, adopted by Custom Union Commission 29 May 2010, N 299. (in Russian)

20. Technical Regulation of Custom Union 021/2011 «On Food Safety», adopted by Custom Union Commission 9 December 2011, N 880. (in Russian)

21. Commission regulation (EC) No1441/2007 of 5 December 2007 amending Regulation (EC) No2073/2005 on microbiological criteria for food stuffs.

Поступила 12.02.14 Received 12.02.14

© НОВИКОВ С.М., УНГУРЯНУ Т.Н., 2014 УдК 614.72-074

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новиков С.М.1, Унгуряну Т.Н.2

оценка химического воздействия на работающее население в моногородах

1ФГБУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина Минздрава России, 119121, Москва; 2Управление Роспо-требнадзора по Архангельской области, 163000, Архангельск

Выполнена характеристика риска здоровью рабочих целлюлозно-бумажной промышленности при одновременном воздействии химических веществ в селитебной и рабочей зонах. Химические вещества, загрязняющие атмосферный воздух и производственную среду, основное неблагоприятное воздействие оказывают на органы дыхания. При последовательной экспозиции (атмосферный воздух - воздух рабочей зоны) у взрослого населения, работающего на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате, риск развития болезней органов дыхания (HI = 18,5) и индивидуальный канцерогенный риск (CR = 9,7 • 10-3) оценены как высокие и составляют 86-99% суммарного риска.

Ключевые слова: целлюлозно-бумажная промышленность; оценка риска здоровью; химические вещества.

Novikov S.M.1, Unguryanu T.N.2 - ASSESSMENT OF THE EFFECT OF ENVIRONMENTAL CHEMICALS ON THE WORKING POPULATION IN MONO-CITIES

A. N. Sysin Research Institute of Human Ecology and Environmental Health, Moscow, Russian Federation, 119121; 2Office of the Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare in the Arkhangelsk region, Moscow, Russian Federation, 163000

There was made the characterization of the health riskfor workers' ofpulp and paper industry, under the simultaneous effects of chemicals in the residential and working area. The main adverse effect of chemicals that pollute the air and work environment is related with the impact on the respiratory system. Under the successive exposure (ambient air -air in the workplace) in the adult population working at the Arkhangelsk Pulp and Paper Mill, the risk of occurrence of respiratory diseases (HI = 18,5) and individual carcinogenic risk (CR = 9,7*10-3) have been rated as high and constitute 86-99% of the total risk.

Key words: Pulp and paper industry; health risk assessment; chemicals.

Введение

В настоящее время проблема взаимоотношений безопасных концентраций для работающих и общего населения приобрела в европейских странах особую

д ля корреспонденции: Унгуряну Татьяна Николаевна; ungu-ryanu_tn@mail.ru

For correspondence: Unguryanu Tat'yana; unguryanu_tn@mail.

ru

актуальность. В соответствии с программой Евросоюза REACH, касающейся регистрации, оценки, выдачи разрешений и ограничений на применение химикатов, Европейское химическое агентство (ECHA) совместно с другими странами должно разработать унифицированные пороговые уровни воздействия DNEL (Derived No Effect Level) для локальных и системных эффектов при острых и хронических ингаляционных, пероральных и накожных путях поступления как для рабочих, так и для общего населения [1]. Решение данной задачи требует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.