ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС РОССИИ СО СМИ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
И.Е. Киселева, студент П.Н. Климова, студент
Научный руководитель: О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-2-32-35
Аннотация. В эпоху социальных сетей и цифровой среды получения и размещения информации, федеральным органам исполнительной власти важно оперативно реагировать и подстраиваться под быстроменяющуюся среду. Так, в связи со стремительно развивающимися интернет-порталами необходимо опубликовывать информацию не только через СМИ на федеральных телеканалах и в печатных изданиях, но и в электронных источниках и социальных сетях. В статье представлен анализ взаимодействия ФТС РФ со СМИ и бизнес-сообществом в социальных сетях.
Ключевые слова: средства массовой информации, таможенная служба, пресс-релизы, печатные издания, телеканалы, социальные сети, коммуникация.
Главным способом связи с общественностью уже несколько лет являлись печатные издания, а также пресс-релизы на телеканалах федерального значения. За последние годы произошли кардинальные изменения в части освещения вопросов, касающихся деятельности не только ФТС РФ, но и иных структур государства. В настоящее время развитие интернет-сообщества набирает стремительные обороты и публикация на интернет-порталах становится все более востребованной.
По мнению ряда ученых современные технологии и цифровизация уже является неотъемлемой частью общества и связана со многими видами деятельности и труда человека.
Социальные сети стали объединять все больше людей по всему миру, пользуясь удобными механизмами и интерфейсами человек легко анализирует и впитывает информацию, которую транслируют авторы через социальную «паутину». Под социальными сетями стоит понимать сервисы в режиме онлайн, созданные и используемыми с целью социального взаимодействия людей по всему миру. Социальные сервисы основаны на интернет-технологиях и предоставляют пользователям условия для установления контактов, формирования сообществ для общения,
обмена информацией или достижения цели с использованием различных форматов - текст, изображения, аудио и видео. Социальные сети сочетают технологии, коммуникации и социальное взаимодействие [1].
В настоящее время существует новый тип источников информации, отличающийся от традиционных телевизионных и печатных изданий. Этот тип источников предоставляет доступ к информации в ускоренном режиме, так как она не требует переноса на физические носители, а обрабатывается и публикуется в электронном виде. Это позволяет пользователям получать новости и обновления в краткие сроки. При этом социальные сети становятся все более популярными как среди обычных людей, так и среди государственных структур.
Одним из примеров такой цифровиза-ции и использования социальных сетей является Официальный Сайт ФТС РФ. На этом сайте пресс-служба таможенных органов предоставляет информацию о работе службы, а также делится событиями из жизни подразделений. Привлекая внимание к важной информации, такие структуры, как ФТС РФ, демонстрируют использование цифровых платформ для распространения новостей и информации.
Например, до широкого круга общественности доводились через СМИ вопросы реализации мер Стратегии-2030, правоохранительной деятельности таможенных органов, работы мобильных групп и кинологических подразделений, противодействия коррупционным проявлениям, международного таможенного сотрудничества, а также сохранения культурного и исторического наследия России [2].
На протяжении всего исследуемого периода можно увидеть значительный рост по активности и количеству пользователей на официальных страницах ФТС РФ в социальных сетях. Так, количество подписчиков в официальных аккаунтах ФТС РФ на конец 2022 года достигло 46,6 тыс. человек, в 2021 году количество подписчиков достигло 48 тыс., в 2020 году - 26,8 тыс. человек.
Несмотря на снижение показателя в 2022 году на 1,4 тыс. человек, в связи с деактивации социальных платформ Facebook и Instagram, на которых на момент закрытия аккаунтов было 30,8 тыс. подписчиков (Instagram) и 6,2 тыс. подписчиков (Facebook). Деактивация перечисленных платформ связана с запретом использования данных сервисов на территории Российской Федерации.
В 2022 году на замену платформам компании Meta ФТС РФ приняла решения запуска канале на площадке Telegram и менее чем за календарный год данная площадка собрала 17,6 тыс. подписчиков ФТС РФ.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2022 года № 2523-р, государственные органы обязаны создавать и поддерживать официаль-
Для развития коммуникации с интернет-пользователями созданы три новых аккаунта ФТС России: на российских платформах - на площадке Дзен и в видеохостинге Rutube, а также в мессенджере Telegram.
Подробные статистические данные о развитии коммуникации с интернет-сообществом через социальные сети представлены в таблице 1.
ные аккаунты в социальных сетях, список которых определяется Правительством РФ, с целью размещения информации о своей деятельности. Эти страницы будут использоваться для публикации отчетов о проводимых мероприятиях, комментариев по актуальным вопросам, а также предоставления контактных данных для справочных служб, включая адреса электронной почты. Внедрение данного решения способствует улучшению коммуникации между гражданами и государственными органами, такими как ФТС РФ, и повышению информированности населения [4].
Вести аккаунты в социальных сетях является важной функцией пресс-службы ФТС России, которая позволяет быстро информировать о предстоящих и прошедших мероприятиях, а также делиться результатами своей работы и изменениями в таможенных правилах. Более того, предоставление возможности задать вопросы и получить разъяснения по сложным вопросам через социальные сети является формой обратной связи, которая востребована современными пользователями. Они стремятся получить быстрый и удобный для них ответ на свои вопросы. Пользователи могут обратиться с запросами, связанными с компетенцией таможенных органов, и в
Таблица 1. Развитие коммуникации ФТС РФ с интернет-пользователями в 20202022 гг. [31_____
Показатель взаимодействия ФТС РФ со СМИ 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к
2020 г. 2021 г.
Количество подписчиков в аккаунтах ФТС России, тыс. чел., в том числе: 26,8 48 46,6 173,9 97,1
Telegram (запущен в феврале 2022 г.) - - 17,6 - -
ВКонтакте - 10,8 20,5 - 189,8
Одноклассники (созданы в 2021 г.) - 0,4 1,6 - 400
Facebook 4,8 6,2 - - -
Instagram 22,1 30,8 - - -
короткие сроки получить подробный ответ с ссылками на соответствующие разделы сайта ФТС России или официальные источники других государственных органов.
Далее стоит рассмотреть динамику взаимодействия ФТС РФ и средств массовой информации (далее - СМИ) в части упоминания таможенных подразделений (табл. 2).
Таблица 2. Некоторые показатели взаимодействия ФТС РФ со СМИ в^ 2020-2022 гг. [3]
Показатель взаимодействия ФТС РФ со СМИ 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. в % к
2020 г. 2021 г.
Количество запросов информации СМИ, обработанных Пресс Службой ФТС 296 265 322 108,7 121,5
Пресс-релизы, опубликованные на сайте ФТС 241 249 237 98,3 95,2
Опубликовано материалов в СМИ с упоминанием ФТС РФ, тыс. 45 69,5 61,9 137,6 89,1
По данным из таблицы выше можно увидеть незначительное снижение в части опубликованных на сайте ФТС РФ пресс-релизов и опубликованных материалов в СМИ с упоминанием таможенной службы. Обратную тенденцию можно наблюдать в количестве запросов информации СМИ, обработанные пресс-службой ФТС РФ, здесь отмечается стабильный рост на 21,5% по сравнению с 2021 годом и 8,7% по сравнению с 2020 годом.
Исследуемый период был отмечен уменьшением активности взаимодействия со СМИ, что можно объяснить важностью и интересом как ФТС РФ, так и пользователей к социальным сетям, которые обеспечивают доступность, удобство использования и оперативность получения информации.
В течение 2022 года была проведена информационно-разъяснительная работа о деятельности ФТС России через средства массовой информации (СМИ). Особое внимание уделялось освещению работы
таможенных органов в условиях санкци-онного давления со стороны недружественных стран.
Через СМИ также были распространены вопросы, касающиеся реализации мер Стратегии-2030, деятельности таможенных органов в области правопорядка, мобильных групп и кинологических подразделений, борьбы с коррупцией, международного таможенного сотрудничества, а также сохранения культурного и исторического наследия России.
Таким образом, взаимодействие ФТС РФ со СМИ, а также ведение социальных сетей окажет положительное воздействие на информированность и осведомленность населения по вопросам таможенного дела и принятым изменениям. Ведение социальных площадок и разностороннее продвижение государственной структуры в современных реалиях является не дополнительным способом взаимодействия с населением и аудиторией, а основным и одним из наиболее эффективного средства.
Библиографический список
1. Рослякова, М.В. Социальные сети в профессиональной деятельности государственных служащих: российская практика и зарубежный опыт / М.В. Рослякова // Социодина-мика. - 2019. - № 9. - С. 82-99. - DOI 10.25136/2409-7144.2019.9.30298. - EDN ZNJGDX.
2. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://customs.gov.ru/(дата обращения: 09.11.2023).
3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomiktamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 09.11.2023).
4. С 1 декабря 2022 года госорганы должны будут вести официальные аккаунты в «ВКонтакте» и «Одноклассниках». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1564104/ (дата обращения: 10.11.2023).
5. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c046143d086 62125b1b4032/ (дата обращения: 10.11.2023).
6. Федеральная таможенная служба // Официальная страница ВКонтакте // - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/customs_rus (дата обращения: 10.11.2023).
THE PRACTICE OF INTERACTION OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA WITH THE MEDIA AND THE BUSINESS COMMUNITY ON SOCIAL NETWORKS
I.E. Kiseleva, Student P.N. Klimova, Student
Supervisor: O.M. Petrushina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. In the era of social networks and the digital environment for receiving and posting information, it is important for federal executive authorities to respond promptly and adapt to the rapidly changing environment. Thus, due to the rapidly developing Internet portals, it is necessary to publish information not only through the media on federal TV channels and in print publications, but also in electronic sources and social networks. The article presents an analysis of the interaction of the Federal Customs Service of the Russian Federation with the media and the business community in social networks.
Keywords: mass media, customs service, press releases, printed publications, TV channels, social networks, communication.