Научная статья на тему 'Практика управления эколого-экономической системой в России и Пензенском регионе'

Практика управления эколого-экономической системой в России и Пензенском регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
563
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УСТОЙЧИВОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT PRACTICES / ECOLOGICAL AND ECONOMIC SYSTEM / STABILITY / CONTROL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Малышев Алексей Алексеевич

Актуальность и цели. С подписанием Российской Федерацией Декларации устойчивого развития (1992) решение проблем глобального характера стало важной задачей нашей страны. Однако экономические, социальные и экологические трансформации в России в 90-х гг. ХХ в. привели к снижению эффективности функционирования системы управления охраной окружающей среды, сложившейся еще в советский период. С появлением экологического менеджмента актуальной стала проблема устойчивого развития эколого-эконо­мической системы страны и регионов, в рамках которой необходимо решение ряда задач как в теоретическом, так и практическом плане. Это определило необходимость исследования особенностей устойчивости эколого-экономиче­ских систем, а также формирования механизмов управления ею. Цель работы рассмотреть практику управления эколого-экономической системой России и Пензенского региона, проанализировать организационную структуру, выявить основные задачи и функции органов управления устойчивостью эколого-экономической системы России и Пензенского региона, систематизировать различные механизмы управления, применяемые на практике. Материалы и методы. Теоретической и методологической базой статьи послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы международных, всероссийских, региональных конференций и семинаров, посвященных проблеме управления устойчивостью эколого-экономических систем. Использовались различные методы исследования: моделирование, логический метод, абстрагирование, анализ, а также графический метод представления результатов исследования. Информационную базу исследования составили материалы научно-практических конференций, статьи в научных и периодических изданиях и ресурсы сети Интернет, а также результаты исследования, проведенного автором. Результаты. Рассмотрена практика управления эколого-экономи­ческой системой России и Пензенского региона, проанализирована организационная структура, выявлены основные задачи и функции органов управления устойчивостью эколого-экономической системы России и Пензенского региона. Систематизированы различные механизмы управления, применяемые в практике. Выводы. Разработанные методические положения и практические рекомендации возможно использовать в деятельности предприятий различных отраслей, а также на уровне региона для решения проблем повышения уровня устойчивости эколого-экономической системы. Результаты исследования могут быть полезны экологическим службам предприятий, Министерству природных ресурсов и экологии при разработке стратегии развития региона, Управлению экономики, инновационной и научно-технической политики для разработки инновационных концепций экологической политики в регионах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT PRACTICES OF ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC SYSTEM IN RUSSIA AND THE PENZA REGION

Background. With the signing of the Declaration of the Russian Federation for Sustainable Development (1992) addressing the global problems became an important task of our country. However, economic, social and environmental transformation in Russia in the 90-s of the XX century led to decrease in efficiency of the management system of environmental protection, established during the Soviet period. With occurence of environmental management the sustainable development of the eco-economic system of the country and the regions became a topical problem. It was necessary to solve a number of problems both in theoretical and practical terms. It identified the need for studying the ecological and economic systems’ stability, as well as the formation of mechanisms controlling the stability of ecological-economic systems. The article aims to consider management practices regarding the ecological and economic system of Russia and Penza region, to analyze the organizational structure, to identify main objectives and functions of bodies that manage the stability of ecological and economic systems of Russia and Penza region, to systematize various mechanisms of control applied in practice. Materials and methods. Theoretical and methodological basis of article includes scientific works by leading Russian and foreign authors, publications on the researched topic in proceedings of international, national and regional conferences and seminars devoted to the problem of managing sustainability of ecological and economic systems. The author used different methods: modeling, logical method, abstraction, analysis, and graphical presentation of the research results. The information base of the research included scientific and practical conferences, articles in scientific periodicals and Internet resources, as well as the results of the research conducted by the author. Results. The author considered practical management of the eco-economic system of Russia and Penza region, analyzed the organizational structure, identified the main tasks and functions of controlling the stability of the eco-economic system of Russia and Penza region. The researcher also systematized various control mechanisms used in practice. Conclusions. It is possible to apply the developed methodological principles and recommendation at the enterprises of various industries, as well as at the regional level to address the problem of eco-economic system sustainability improvement. The results can be used by environmental services companies, the Ministry of Natural Resources and Environment in preparation of the regional development strategy, the Office of the economy, innovation and scientific and technological policy to develop the innovative concepts of environmental policy in the regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Практика управления эколого-экономической системой в России и Пензенском регионе»

УДК 005.2:344.7

А. А. Малышев

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ В РОССИИ И ПЕНЗЕНСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация. Актуальность и цели. С подписанием Российской Федерацией Декларации устойчивого развития (1992) решение проблем глобального характера стало важной задачей нашей страны. Однако экономические, социальные и экологические трансформации в России в 90-х гг. XX в. привели к снижению эффективности функционирования системы управления охраной окружающей среды, сложившейся еще в советский период. С появлением экологического менеджмента актуальной стала проблема устойчивого развития эколого-эконо-мической системы страны и регионов, в рамках которой необходимо решение ряда задач как в теоретическом, так и практическом плане. Это определило необходимость исследования особенностей устойчивости эколого-экономиче-ских систем, а также формирования механизмов управления ею. Цель работы -рассмотреть практику управления эколого-экономической системой России и Пензенского региона, проанализировать организационную структуру, выявить основные задачи и функции органов управления устойчивостью эколо-го-экономической системы России и Пензенского региона, систематизировать различные механизмы управления, применяемые на практике. Материалы и методы. Теоретической и методологической базой статьи послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы международных, всероссийских, региональных конференций и семинаров, посвященных проблеме управления устойчивостью эколого-экономических систем. Использовались различные методы исследования: моделирование, логический метод, абстрагирование, анализ, а также графический метод представления результатов исследования. Информационную базу исследования составили материалы научно-практических конференций, статьи в научных и периодических изданиях и ресурсы сети Интернет, а также результаты исследования, проведенного автором. Результаты. Рассмотрена практика управления эколого-экономи-ческой системой России и Пензенского региона, проанализирована организационная структура, выявлены основные задачи и функции органов управления устойчивостью эколого-экономической системы России и Пензенского региона. Систематизированы различные механизмы управления, применяемые в практике. Выводы. Разработанные методические положения и практические рекомендации возможно использовать в деятельности предприятий различных отраслей, а также на уровне региона для решения проблем повышения уровня устойчивости эколого-экономической системы. Результаты исследования могут быть полезны экологическим службам предприятий, Министерству природных ресурсов и экологии при разработке стратегии развития региона, Управлению экономики, инновационной и научно-технической политики для разработки инновационных концепций экологической политики в регионах Российской Федерации.

Ключевые слова: практика управления, эколого-экономическая система, устойчивость, механизмы управления.

A. A. Malyshev

MANAGEMENT PRACTICES OF ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC SYSTEM IN RUSSIA AND THE PENZA REGION

Abstract. Background. With the signing of the Declaration of the Russian Federation for Sustainable Development (1992) addressing the global problems became

an important task of our country. However, economic, social and environmental transformation in Russia in the 90-s of the XX century led to decrease in efficiency of the management system of environmental protection, established during the Soviet period. With occurence of environmental management the sustainable development of the eco-economic system of the country and the regions became a topical problem. It was necessary to solve a number of problems both in theoretical and practical terms. It identified the need for studying the ecological and economic systems’ stability, as well as the formation of mechanisms controlling the stability of ecological-economic systems. The article aims to consider management practices regarding the ecological and economic system of Russia and Penza region, to analyze the organizational structure, to identify main objectives and functions of bodies that manage the stability of ecological and economic systems of Russia and Penza region, to systematize various mechanisms of control applied in practice. Materials and methods. Theoretical and methodological basis of article includes scientific works by leading Russian and foreign authors, publications on the researched topic in proceedings of international, national and regional conferences and seminars devoted to the problem of managing sustainability of ecological and economic systems. The author used different methods: modeling, logical method, abstraction, analysis, and graphical presentation of the research results. The information base of the research included scientific and practical conferences, articles in scientific periodicals and Internet resources, as well as the results of the research conducted by the author. Results. The author considered practical management of the eco-economic system of Russia and Penza region, analyzed the organizational structure, identified the main tasks and functions of controlling the stability of the eco-economic system of Russia and Penza region. The researcher also systematized various control mechanisms used in practice. Conclusions. It is possible to apply the developed methodological principles and recommendation at the enterprises of various industries, as well as at the regional level to address the problem of eco-economic system sustainability improvement. The results can be used by environmental services companies, the Ministry of Natural Resources and Environment in preparation of the regional development strategy, the Office of the economy, innovation and scientific and technological policy to develop the innovative concepts of environmental policy in the regions of the Russian Federation.

Key words: management practices, ecological and economic system, stability, control mechanisms.

Управление устойчивостью эколого-экономической системы осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и на уровне предприятия. В качестве субъекта управления в Российской Федерации выступают органы исполнительной власти: Президент, Государственная дума РФ, Совет Федерации РФ, Министерство природных ресурсов и экологии и его подразделения и ведомства, Министерство финансов, Министерство экономического развития; подразделения; общественные экологические организации разных организационных уровней; экологический менеджмент предприятия. Экологические требования и нормативы устанавливают уполномоченные организации органов федеральной исполнительной власти, например Санэпид-надзор Минсоцздрава России, Госгортехнадзор Российской Федерации, Госпожнадзор МЧС России, Российская земельная кадастровая палата и др.

Управление эколого-экономической ситуацией в РФ осуществляется при помощи набора инструментов, представляющих собой ряд законодательных актов, предписаний и постановлений в области охраны окружающей среды. Начиная с 1999 г. была проведена ревизия ведомственных нормативно-правовых актов. Работа до сих пор не закончена, в результате чего в РФ

существуют институциональные противоречия и неоформленная система в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. На сегодняшний день управление устойчивостью эколого-эко-номической системы осуществляется в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды»1 федеральными и региональными органами исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 № 2-ФКЗ с изменениями и дополнениями от 30.12.2008 № 309-ФЗ. Этим законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного экологического контроля.

В России в сфере охраны окружающей природной среды и экологии задействован 21 орган и 12 министерств. Структура органов управления устойчивостью эколого-экономической системы России представлена на рис. 1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации образовано в соответствии с указом Президента РФ 12 мая 2008 г. Ему подведомственны Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по недропользованию. На рис. 1 система органов управления делится на три уровня: федеральный, региональный и уровень предприятия. Ресурсным блоком Минприроды и экологии являются органы исполнительной и законодательной власти через систему подразделений, отраслей и ведомств.

Начиная с 1991 г. управление в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности РФ постоянно изменялось, что не привело к сохранению эффективно функционирующей системы. Скорее, наоборот, институциональные преобразования привели к потере общей логики и внутренней согласованности различных элементов системы управления. Наиболее крупные институциональные реформы проводились в 1994, 1996, 2000 и 2008 гг. [1, с. 46-52]. За этот период значительно сократилось число квалифицированных сотрудников в области контрольно-надзорных органов и государственной системы управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности РФ.

Действующим законодательством федеральным органам власти предоставлено право не только осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения. К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ «О недрах» и др. В Водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения. Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка организаций и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органом исполнительной власти поручено его осуществление.

1 Об охране окружающей среды : Закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Рис. 1. Структура органов управления эколого-экономической системой РФ

Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а также соответствующими негосударственными структурными организациями субъекта РФ в виде общественных палат при главе правительства субъекта. По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля по вопросам экологии возложена Правительством РФ на Министерство природных ресурсов и экологии.

По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Например, Госэпид-надзор является отраслевым контролирующим органом. К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся МВД России и др. Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов.

Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Рос-комвод - водных ресурсов, Рослесхоз - лесов и т.д. В некоторых случаях в сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Так, Роскомрыболовство отвечает за состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций продуктивности и воспроизводства рыбных запасов. Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществляет контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.

Отсутствие целей и задач контрольно-надзорных органов приводит зачастую к превратному толкованию деятельности как своих собственных служб, так и экономических агентов. Например, эффективность контроля оценивается по количественным, но не качественным показателям: по количеству выявленных нарушений, предписаний и санкций. Таким образом, невозможно оценить ни экономическую эффективность контроля, ни снижение уровня опасности для окружающей среды в результате контрольно-надзорных мероприятий.

Немаловажную роль в системе управления природоохраны и экологии играют неформальные институциональные организации. К ним относятся различные общественные структуры, занимающиеся вопросами экологии и охраной окружающей среды. Это неправительственные организации, которые финансируются только на пожертвования граждан и частных благотворительных фондов. Они ответственны за эффективное использование выделяемых средств, направляемых на природоохранные проекты. По существующему законодательству РФ общественные экологические организации способны проводить экологические акции, инициировать проверки и контроль контрольно-надзорных органов в сфере нарушения существующего законодательства в области природоохраны и экологии. Имея различную территориальную организацию, общественные экологические организации делятся на международные, неправительственные организации, действующие в пределах страны, а также региональные природоохранные организации. К первой группе неформальных организаций относятся UNEP, GREENPEACE, EUROPEAN ENVIRONMENTAL AGENCY., TEIA и др.; вторая группа организаций - это «Леса России», «Природа России», «Заповедники» и др.; наконец, к представителям третьей группы можно отнести «Экологическую вахту по Северному Кавказу», «Байкальскую экологическую волну» и др.

Таким образом, российская система управления в области охраны окружающей среды и экологии требует оптимизации и институциональной трансформации. Необходимо завершить ревизию и реформу в данной области и ввести систему механизмов управления и оценки качества ее работы.

Рассмотрение продолжения принципиальной структуры органов управления устойчивостью эколого-экономической системы РФ на региональном уровне осуществляется на примере Пензенского региона. К государственным органам экологического контроля и надзора Пензенского региона относятся:

1) управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области;

2) управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области.

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области образовано постановлением Правительства Пензенской области

от 06.02.2006 № 50 и осуществляет свою деятельность на территории Пензенской области на основании «Положения об Управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области»1.

В рамках работы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области образована Межведомственная комиссия по гидротехническим сооружениям на территории Пензенской области. Межведомственная комиссия создавалась в целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории области и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» (с последующими изменениями). Постановлением Правительства Пензенской области было утверждено Положение о создании Межведомственной комиссии по гидротехническим сооружениям от 9 ноября 2006 г. № 290-рП. Основной функцией межведомственной комиссии является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Пензенской области2.

Другой орган управления - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области (сокращенное наименование - Управление Росприроднадзора по Пензенской области) - является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Пензенской области.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями.

Управление подчиняется непосредственно Росприроднадзору, находится в оперативном подчинении Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу.

Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) контроль и надзор в области особо охраняемых природных территорий и природного законодательства;

2) контроль полноты и качества осуществления органами государственной власти переданных полномочий в области охраны окружающей среды;

3) принятие решений в сфере выдачи лицензий и информации о добыче и экспорте природных ресурсов;

4) ведение и распределение средств экологического фонда региона;

1 иКЬ: http://www.penzalaws.ru/ (дата обращения: 29.03.2013).

2 иКЬ: http://www.prirodnadzor-penza.ru/ (дата обращения: 29.03.2013).

5) профессиональная подготовка кадров в сфере природоохраны и природопользования;

6) проведение экологической экспертизы, исследования и анализа оценок1.

Таким образом, органами управления в сфере охраны окружающей

среды и экологии по Пензенской области осуществляется контрольно-надзи-рательная функция. Если Управлением природных ресурсов и окружающей среды по Пензенской области эта функция реализуется в области охраны окружающей среды, то Управлением Федеральной службы в сфере природопользования - в сфере пользования особо охраняемых территорий и природоохранного законодательства. Однако, несмотря на имеющиеся незначительные различия органов управления эколого-экономической системой Пензенской области, общим правовым положением для всех государственных органов является их надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан.

Среди общественных экологических организаций Пензенской области можно выделить: «За химическую безопасность», «ЭКА Пенза», ООО АСБ, ООО «БРИЗ», НО «Пенза - Экология» (региональная ассоциация экологов),

ООО «Русэкология». Они проводят экологический контроль состояния окружающей среды, разрабатывают экологические программы, работают со СМИ, предоставляя необходимую информацию населению о экологических изменениях. Таким образом, объединение правительственных и общественных организаций в сфере охраны окружающей среды необходимо для достижения состояния устойчивости эколого-экономической системы.

На крупных промышленных предприятиях Пензенской области система управления охраной окружающей среды, здоровья населения и обеспечения безопасности труда осуществляется органами экологического менеджмента, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда в соответствии с требованиями ИСО 14001, ИСО 9001:2000, OHSAS 18001 и др. Принципы управления экологического менеджмента предприятия являются неотъемлемым элементом экологической политики в таких организациях, как ФГУП «ПО «Электроприбор», ОАО «Пензтяжпромарматура», ОАО «Биосинтез», ОАО «Радиозавод» и др. При этом экологический менеджмент принимает на себя ответственность за реализацию экологической политики, выполнение законодательных требований, обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения эколого-экономических целей предприятия.

Таким образом, экологический менеджмент предприятий Пензенского региона представляет собой развивающуюся систему управления. В большинстве же организаций, в том числе и достаточно крупных, подобная система развита слабо или же экологонаправленная политика не является для них приоритетной. Это связано с отсутствием комплексной системы необходимых механизмов стимуляции ее развития в административном управлении региона.

Анализ организационной структуры управления позволил выявить основные задачи и функции органов управления устойчивостью эколого-эконо-мической системы России и Пензенской области. Практика управления ус-

1 URL: http://www.prirodnadzor-penza.ru/ (дата обращения: 29.03.2013).

тойчивостью эколого-экономической системы федерального, регионального уровней и уровня предприятия показывает, что можно выделить общие функции органов управления устойчивостью эколого-экономической системы:

1) регулирующая, которая заключается в корректировке управления в связи с изменившимся действием факторов устойчивости эколого-экономической системы;

2) контролирующая, связанная с проверкой результатов природоохранной деятельности;

3) прогностическая, связанная с научным предвидением изменения устойчивости эколого-экономической системы;

4) планирование, подразумевающее составление плана действий в соответствии с прогнозом устойчивости эколого-экономической системы;

5) информационное обеспечение, которое представляет собой совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по сохранению и достижению устойчивости эколого-экономической системы;

6) стимулирующая, подразумевающая развитие инициативы и мотивации к проведению природоохранных мероприятия;

7) аккумулирующая, состоящая в накоплении необходимых средств для осуществления природоохранных мероприятий по сохранению устойчивости эколого-экономической системы.

Функции органов управления различных уровней организации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Функции органов управления устойчивостью эколого-экономической системы

Органы управления Функции

аящ ю у & л гу е р контролирующая планирование прогностическая информационное обеспечение ща ю у & л му и т с аккумулирующая

1 2 3 4 5 б 7 в

Совет Федерации, Государственная дума РФ, городская, областная, краевая дума +

Министерство природных ресурсов и экологии + + + + + +

Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору + + +

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и т.д. + + +

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования + + + +

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды + + + + + +

Окончание табл. 1

1 2 3 4 З б 7 в

Общественные экологические организации: «За химическую безопасность», «ЭКА Пенза», НО «Пенза - Экология» (региональная ассоциация экологов) и т.д. + + +

Совет директоров, акционерное собрание + + + + +

Руководитель подразделения экологического менеджмента и маркетинговой службы предприятия + + + + +

Ревизионная служба предприятия, экологический аудитор + +

Анализ табл. 1 показывает, что органы управления устойчивостью эко-лого-экономической системы выполняют преимущественно контролирующую и регулирующую функции, а также функцию планирования и информационного обеспечения, в значительно меньшей степени - прогностическую, стимулирующую и аккумулирующую. Эта диспропорция приводит к снижению эффективности функционирования системы управления устойчивостью эколого-экономической системы.

Органами управления природоохранной сферой в России и Пензенской области используются различные механизмы, которые выполняют определенные функции и оказывают необходимое воздействие на устойчивость эко-лого-экономической системы. Функции и способы воздействия существующих механизмов управления устойчивостью эколого-экономической системы представлены в табл. 2 [2, с. 57].

Таблица 2

Существующие механизмы управления устойчивостью эколого-экономической системы

Механизмы управления Функции Методы воздействия

1 2 3 4 З б 7 в 9

Уровень подсистемной организации Механизмы управления устойчивостью эколого-экономической системы стимулирование перераспределение е и ва о & л гу е р контроль е и ва о & л уму ак прямое косвенное

Экологическая подсистема Экологическая стандартизация + •

Государственный экологический мониторинг и контроль + •

Экологический муниципальный и общественный мониторинг и контроль + •

Общественный экологический контроль + •

Экономи- ческая подсистема Экологические и ресурсные налоги + + •

Экологическое страхование + + •

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Социальная подсистема Общественная экологическая экспертиза + •

Деятельность общественных экологических и природоохранных организаций + •

Нормирование потребления природных ресурсов + + •

Добровольная экологическая сертификация + + •

Общественный экологический контроль + •

Институ- циональная подсистема Федеральное экологическое законодательство + •

Региональное экологическое и природно-ресурсное законодательство + •

Экологический аудит + •

Внутренний аудит + + •

Анализ табл. 2 показывает, что на практике механизмы управления устойчивостью эколого-экономической системы в основном выполняют контролирующие функции и в меньшей мере - стимулирующие, перераспределительные и функции аккумулирования финансовых средств, направляемых на организацию природоохранных мероприятий, что в целом соответствует функциям органов управления. Сложившаяся практика не позволяет сконцентрировать значительные финансовые средства и использовать их на мотивацию природоохранной деятельности предприятий региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, исследование системы механизмов позволяет создать модель функционирования механизмов управления устойчивостью экологоэкономической системы (рис. 2). Субъектом управления выступает предприятие, а объектом - устойчивость эколого-экономической системы.

Таким образом, механизмы управления устойчивостью эколого-эконо-мической системы направлены на достижение устойчивости и позволяют рационально планировать и эффективно разрабатывать региональные программы развития. Они представляют собой сложный комплекс экономических, экологических, социальных и институциональных ограничений. Разделение механизмов по уровням организации управления дает возможность определить компетенции органов управления каждого уровня в пределах их эколо-го-экономических систем. Кроме того, это способствует облегчению работы по согласованию интересов органов управления и увеличивает эффективность их работы. Использование предложенной системы механизмов управления способствует более эффективному управлению устойчивостью эколо-го-экономической системы, а также планированию ее показателей при разработке региональных программ развития [2, с. 58].

Таким образом, анализ структуры, функций и механизмов управления эколого-экономической системой показал, что российская система регулирования в области охраны окружающей среды и экологии требует оптимизации, институциональной трансформации, а также расширения функций управляющих органов. Система управления устойчивостью эколого-экономической системы России и Пензенской области имеет несовершенную систему

механизмов, в результате чего происходит дублирование функций органов управления уже на этапе их создания.

Цель I Повышение эффективности системы управления устойчивостью эколого-экономической системы

Субъект управления: предприятия

Объект управления: устойчивость эколого-экономической системы

Принципы

| Принципы управления: экологической безопасности; принцип использования наиболее эффективных и малозатратных ресурсосберегающих I

| те^^огий;^ринципрациональности необоснованности в принятии природоохранных решений; принцип обеспечения устойчивого развития |

Механизмы управления устойчивостью эколого-экономической системы

Методы управления:

I Методы управления: нефискальные методы; методы, связанные с государственными расходами бюджета; методы, I связанные с государственными доходами

Экологическая подсистема Экономическая подсистема Социальная подсистема Институциональная подсистема

^ ^ Инструменты управления ^ ^

Федеральный уровень

экологический контроль и мониторинг федерального уровня экологические и ресурсные налоги экологическая занятость населения страны; экологические льготы регионов; экологическая пропаганда; профилактика заболеваний федеральная законодательная база по охране природной среды; экологические нормы и требования

Региональный уровень

экологический мониторинг и контроль регионального уровня экологические инвестиции экологическая пропаганда; экологическая занятость населения страны региональная законодательная база по охране природной среды; экологические квоты

У ровень предприятия

экологическая экспертиза; экологически безопасная технология производства экологическая страховка; экологические кредиты объем инвестиций предприятия экологический аудит; экологический сертификат

Механизмы управления J31-

Федеральный уровень

экологическая стандартизация; государственный экологический мониторинг и контроль рыночные механизмы управления; экологическое квотирование регионов; экологические и ресурсные налоги поддержка экологических направлений исследования НИОКР; экологонаправленная государственная политика занятости федеральное экологическое законодательство; механизм согласования интересов органов управления

Региональный уровень

экологический муниципальный и общественный мониторинг и контроль механизмы экономической мотивации; плата за экологические риски; кредитньш механизм охраны окружающей среды общественная экологическая экспертиза региональное экологическое и природно-ресурсное законодательство; добровольные природоохранные соглашения между органами экологического контроля и предприятиями региона; экологический аудит

Уровень предприятия

общественный экологический контроль экологическое страхование деятельность общественных экологических и природоохранных организаций; нормирование потребления природных ресурсов; добровольная экологическая сертификация информационное обеспечение экологической деятельности; внутренний аудит

^_________________________________Устойчивость эколого-экономической системы j

Рис. 2. Модель функционирования механизмов управления устойчивостью эколого-экономической системы

Список литературы

1. Желаева, С. Э. Институциональные аспекты устойчивого развития социо-эколого-экономических систем различных типов I С. Э. Желаева, В. Е. Сактоев, Е. Д. Цыренова. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2005. - С. 156.

2. Резник, Г. А. Механизмы управления устойчивостью эколого-экономической системы I Г. А. Резник, А. А. Малышев II Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 4.

References

1. Zhelaeva S. E., Saktoev V. E., Tsyrenova E. D. Institutsional’nye aspekty ustoychivogo razvitiya sotsio-ekologo-ekonomicheskikh sistem razlichnykh tipov [Institutional aspects of sustainable socio-eco-economic systems of various types]. Ulan-Ude: Izd-vo VSGTU, 2005, p. 156.

2. Reznik G. A., Malyshev A. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2012, no. 4.

Малышев Алексей Алексеевич кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и экономической теории, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

(Россия, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28)

Malyshev Aleksey Alekseevich Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of marketing and economics, Penza State University of Architecture and Construction (28 G. Titova street, Penza, Russia)

E-mail: malyshe-aleksej@yandex.ru, alekseymallyshev27@rambler.ru

УДК 005.2:344.7 Малышев, А. А.

Практика управления эколого-экономической системой в России и Пензенском регионе / А. А. Малышев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 4 (28). -С.215-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.