Научная статья на тему 'Практика создания 3D-тренажеров'

Практика создания 3D-тренажеров Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
911
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
3D-ТРЕНАЖЕР / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / COMPUTER GRAPHICS / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ / SIMULATION OF THE MOTION / ЭРГОНОМИКА / ERGONOMICS / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / ПРОЧНОСТНЫЕ РАСЧЕТЫ / STRENGTH CALCULATIONS / 3D-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / 3D-VISUALIZATION / 3D SIMULATOR

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Разумовский А. И.

В работе рассматривается проблема полезности применения компьютерных 3D-тренажеров в контексте средств и особенностей их реализации. Обсуждаются вопросы создания условий эффективного восприятия визуальной информации, а также предпосылки формирования 3D-тренажерных систем автоматизированного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Разумовский А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of creating 3D simulators

This paper describes the purpose and benefits of 3D computer simulators, tools and features of their creation by means of virtual reality. Examples of the software simulator systems developed with the participation of the author present the features of their design. The practical importance of the use of 3D simulators in a wide range of industrial and education is shown.

Текст научной работы на тему «Практика создания 3D-тренажеров»

№ 2 (38) 2012

А. И. Разумовский, канд. техн. наук, старший научный сотрудник Института проблем управления РАН, г. Москва

Практика создания 3D-тренажеров

В работе рассматривается проблема полезности применения компьютерных 3D-тренажеров в контексте средств и особенностей их реализации. Обсуждаются вопросы создания условий эффективного восприятия визуальной информации, а также предпосылки формирования 3D-тренажерных систем автоматизированного проектирования.

Введение

Взаимодействие человека и технологии, накопление опыта эффективного изучения и распространения технологии, в сегодняшних условиях массового усложнения производственной и ситуационной человеческой деятельности, немыслимо без проектирования и реализации специальных программных систем быстрого и качественного формирования у человека определенных заданных способностей и навыков. Актуальным остается освоение методик и практик, включающих исследование и моделирование поведенческой динамики сложных объектов и многоступенчатых процессов. Когда же требуется внедрение в модель объекта или процесса вспомогательного элемента, имитирующего дополнительные обстоятельства или изменение условий, задача реализации пространства исследования значительно усложняется. В тех же случаях, когда моделируется поведение человека в динамических условиях, т. е. когда конечной целью является формируемый навык взаимодействия человека и специфического окружения, имеется лишь один способ быстрой и качественной выработки подобного навыка — использование виртуального 3D-тренажера. Он способен осуществить «погружение» человека в любой узнаваемый мир, предоставляя ему возможность комплексного восприятия одновременно как ему знакомых, так и новых в наблюдении и управлении элементов.

Концептуальные особенности 3D-тренажеров

Задача любого тренажера — создание навыка и опыта конструктивного принятия решений в сознательной и перцептивной сфере человеческой деятельности. Такой опыт обуславливается помещением человека в активную или пассивную среду, представляющую собой упрощенный мир взаимодействия составляющих его элементов и сознания обучаемого. До середины 1990-х годов роль визуальных тренажеров исполняли простые программные решения, основанные на анимационном характере представления знаний. К концу века, с развитием информационных технологий (прежде всего Microsoft DirectX и OpenGL), появилась возможность создания полноценных 3D-тренажеров со значительным выбором управляющих воздействий. Подобные решения получили название виртуальной реальности, чему причиной стала возможность формирования у человека иллюзии действительного погружения в узнаваемое пространство комфортного восприятия.

Информационную модель использования 3D-тренажера лучше всего изобразить с точки зрения процесса последовательного и циклического накопления знаний и навыков, выделив в качестве конструктивной ценности тренажера динамику освоения виртуального 3D-пространства. При каждом новом цикле обучаемый может

№ 2 (38) 2012

Рис. 1. Информационная модель процесса накопления знаний посредством тренажера

быть способен руководствоваться обновленным знанием и, соответственно, действовать в рамках имеющегося виртуального мира все более уверенно и совершенно (рис. 1).

Эффективность используемого тренажера будет зависеть, прежде всего, от насыщенности восприятия знаниями в течение «единичного» управления, т. е. одного простого действия. Насыщенность восприятия можно повысить двумя путями: во-первых, созданием более емкого и реалистичного виртуального 3D-мира; во-вторых, созданием условий более качественного, удобного и свободного управления 3D-об-разами виртуальной реальности. Осуществление первого сценария ограничено простой целесообразностью достижения конкретной цели обучения, действуя же вторым сценарием, получаем практически неограниченные возможности применения. Так, например, если конструировать 3D-модель, допуская ее изменения в процессе обучения, результатом станет автоматизированный 3D-тренажер, у которого имеется функция преобразования виртуального мира. Отметим, что, хотя такие 3D-тренажерные автоматизированные системы очевидно сложнее в реализации, они более универсальны, как за счет большей функциональности, так и по причине произвольности 3D-мира, который способен реконструироваться и трансформироваться по ходу обучения. Потребность в таких гибких много- и полифункциональных системах сегодня весьма велика.

Примеры разработанных и внедренных 3D-тренажеров

В лаборатории Компьютерной графики ИПУ РАН накоплен значительный опыт создания 3D-тренажеров и их преобразования в специализированные комплексы широкого профиля — от программ презентации до систем виртуальной реальности. Комплексы формируются на базе автономных программных модулей локальной функциональности. Это обеспечивает возможность быстрого и качественного развертывания многоцелевых программных 3D-тренажеров для решения задач в промышленности, производстве и обучении: ГИС, SCADA, системотехника, дизайн широкого назначения, проектирование крупногабаритных конструкций с расчетом динамических, прочностных или эргономических свойств [1-6].

На рисунке 2 изображена виртуальная среда 3D-тренажера по срочному покиданию МКС (Международной космической станции). Тренажер работает в следующих режимах: создание геометрической модели МКС, ее реконфигурация, обозрение внутреннего помещения модулей станции и переходного отсека, перемещение точки наблюдения по внутреннему пространству МКС, а также моделирование действий космонавта по работе с пультами управления и прочей аппаратурой.

На рисунке 3 изображено рабочее пространство виртуальной среды 3D-тренаже-ра по приобретению персоналом АЭС спе-

-ч ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

№ 2 (38) 2012 ' -

Рис. 2. Виртуальная среда МКС

циальных навыков управления пультами безопасности. Данный тренажер был предназначен также для моделирования уровня комфорта деятельности посредством определения оптимальных эргономических характеристик [2].

Рисунок 4 представляет изображение виртуальных 3D-миров тренажеров для презентации функционального обеспечения завода по уничтожению химического оружия (рис. 4 а), а также мусоросжигательного завода (рис. 4 б).

3D-тренажер управлением ракеты-носителя «Протон», выполненный для презентации причин аварии 1999 г., причиной которой был перегрев топливного бака, изображен на рисунке 5 а. Иллюстрация воз-

никновения и местоположения возникшего возгорания показана на рисунке 5 б.

Для выработки навыков взаимодействия отдельных узлов и элементов 3D-про-странств используются специализированные 3D-тренажеры, содержащие возможность активного доступа к каждой детали 3D-пространства. Подобный тренажер позволит изучить общее устройство, принципы сборки и ремонта автомобиля, ракеты или станка, его отдельных систем, узлов, приборов и деталей (рис. 6).

Для демонстрации принципов работы, последовательности и технологии сборки различных узлов автомобиля здесь используются статические и динамические изображения трехмерных моделей деталей, сбороч-

0

V

г §

1 Л

0 и

1

I

Рис. 3. Виртуальное 3D-пространство управления АЭС

80 у

№ 2 (38) 2012

а)

Рис. 4. 3D-мир завода по уничтожению химического оружия (а) 3D-модель мусоросжигательного завода (б)

ных единиц и инструментов. Для контроля полученных знаний пользователю предлагается самостоятельно собрать тот или иной виртуальный узел, последовательно выбирая и устанавливая необходимые детали [6].

Многофункциональные комплексы

Тренажерные системы последнего поколения — это многофункциональные модульные программные комплексы, способные кроме обучения обеспечивать решение самого широкого круга задач проектирования и управления. Среди таких комплексов следует выделить системы, построенные

как специализированные автоматизированные системы, часто включающие функции редактирования 3D-модели, а также полифункциональные компоненты разнообразных расчетов. Рисунок 7 изображает фрагмент виртуальной реальности программного комплекса «RELIEF STUDIO», созданного для анализа рельефа местности и моделирования полета по траектории. На основе исходной информации конструируется сеточная модель рельефа местности с последующей интерполяцией.

Программный комплекс «RELIEF STUDIO» [5] — наглядный пример полновесной автоматизированной системы проектирова-

1 о

Ü £

а) б)

Рис. 5. 3D-тренажер для иллюстрации аварии ракеты «Протон»

81

№ 2 (38) 2012

Рис. 6. Процесс сборки стартера

ния, которая была создана на фундаменте в разное время реализованных модулей визуализации, анализа, управления, хранения и преобразования данных.

Другим примером многофункционального комплекса является разработанный в лаборатории Компьютерной графики ИПУ РАН совместно с НПО «Энергия» программный комплекс визуализации развертки большого космического рефлектора [3]. Построенный на базе разработанных прежде тренажерных модулей виртуальной реальности, данный программный комплекс включает специализированный инструментарий для моделирования механизма автоматическо-

го развертывания на орбите отражающей поверхности рефлектора (рис. 8).

Заключение

Создание специализированных 3D-тре-нажерных сред на базе технологий виртуальной реальности позволяет приблизить использующего их человека к реальности действительной. Придавая виртуальному миру произвольную форму и наполняя его требуемым содержанием, становится возможным многократно воспроизвести и изучить объект практически любой сложности. Реализовав в доступной для наблюдения и по-

0

V

г §

1 Л

0 и

1

I

Рис. 7. Визуализация сеточной модели рельефа местности

82

№ 2 (38) 2012

нимания форме сложную конструкцию, динамику многоступенчатого процесса или нештатной ситуации, сформировав пространство когнитивных возможностей действий персонала, 3D-тренажер способен эффективно обеспечить выработку и закрепление требуемого навыка и знания.

В настоящее время применение тренажерных автоматизированных многофункциональных систем на основе средств виртуальной реальности позволяет ставить и решать любые самые сложные, многообразные и неоднозначные задачи, тем или иным образом связанные с формированием специальных навыков овладения определенной технологией. Среди таких задач следует выделить, прежде всего, задачи управления в 3D-динамическом пространстве, задачи наблюдения и специфического мониторинга среды, а также моделирования визуальных экспериментов.

Список литературы

1. Артамонов Е. И., Высотин О. В., Разумовский А. И, Макаров А. М, Шурупов А. А. Объемное геометрическое моделирование орбитального комплекса «МИР» // Автоматизация проектирования. № 4. 1998. С. 3 - 8.

2. Артамонов Е. И., Разумовский А. И., Рома-кин В. А., Зверков В. В., Петухов В. В. Сравнительные характеристики средств виртуальной реальности на примере моделирования эргономических характеристик пультов безопасности АЭС // Материалы международной конференции CAD/CAM/PDM-2003. С. 216 -223.

3. Артамонов Е. И., Разумовский А. И., Рома-кин В. А, Ефремов И. С., Чернявский А. Г., Федосеев А. И. Использование средств виртуальной реальности при моделировании конструкции Большого Космического Рефлектора // Материалы международной конференции CAD/CAM/ PDM-2003. С. 175 -178.

4. Разумовский А. И. Комплекс программных средств по управлению испытаниями сложных объектов. Материалы международной конференции CAD/CAM/PDM-2002. С. 395 - 399.

5. Разумовский А. И., Ромакин В. А. Построение и анализ 3D-модели рельефа местности с использованием программного комплекса «RELIEF STUDIO» // Мехатроника, Автоматизация, Управление. № 7. 2009. С. 76 - 78.

6. Ромакин В. А., Разумовский А. И., Балабанов А. В. Создание графических учебных пособий и 3D-тренажеров // Информационные технологии в проектировании и производстве. 2009. № 4. С. 65 - 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.