Научная статья на тему 'Практика составления и реализации стратегий развития Украины и ее регионов'

Практика составления и реализации стратегий развития Украины и ее регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГіЯ РОЗВИТКУ / РЕАЛіЗАЦіЯ СТРАТЕГії / ЗАКОНОДАВСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / DEVELOPMENT STRATEGY / REALIZATION OF STRATEGY / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизим Николай Александрович, Омаров Шахин Анверович

В статье анализируется законодательство и практика составления и реализации стратегий развития Украины и ее регионов. Определяются существующие проблемы по осуществлению этих процессов, а также направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of Making out and Realization of Development Strategies of Ukraine and its Regions

The article analyses the legislation and practice of making out and realization of development strategies of Ukraine and its regions. It defines the existing problems as to realization of these processes and also directions of their solution.

Текст научной работы на тему «Практика составления и реализации стратегий развития Украины и ее регионов»

ЕКОНОМІКА ТА ГОСПОДАРСТВОМ

УДК 338.2

ПРАКТИКА СОСТАВЛЕНИЯ

и проблемы реализации

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УКРАИНы И ЕЕ РЕГИОНОВ

КИЗИМ Николай Александрович

доктор экономических наук, профессор

ОМАРОВ Шахин Анверович

кандидат экономических наук, доцент

Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется динамичностью и подверженностью влиянию ряда факторов и мегатрендов, ведущих к изменениям общей картины мировой экономики и модификации форм ее организации. Формирование новой глобальной архитектуры мира ставит Украину перед жесткими геополитическими, геостратегическими и геоэкономическими вызовами, ответы на которые должны содержаться в стратегии развития Украины и в стратегиях развития ее регионов.

Стратегия социально-экономического развития страны - это сфомированные на долгосрочный период направления развития страны в целом и каждого из ее регионов в отдельности, включая систему мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Несмотря на то, что стратегия является первичным документом, определяющим траекторию развития каждой из стран мира, к сожалению, на настоящий момент официально утвержденной ее в Украине не существует.

Как показал проведенный анализ, главной проблемой сложившейся ситуации является отсутствие нормативно-правовой базы по разработке стратегии развития Украины с определением приоритетных направлений и отраслей развития экономики, а также практических мероприятий по обеспечению такого развития.

В настоящее время существует несколько проектов стратегий развития Украины, разработанных различными научными институтами и организациями. Рассмотрим наиболее основательные и известные из них, к которым логично отнести следующие:

■ Стратегию экономического и социального развития Украины на 2004-2015 годы «Путем европейской интеграции» [1].

■ «Стратегию развития Украины на период до 2020 года» [2].

■ «Концепцию экономического развития Украины на 2008 - 2015 гг.» [3].

Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004 - 2015 годы «Путем европейской интеграции» [9] подготовлена Национальным институтом стратегических исследований, Институтом экономического прогнозирования НАН Украины и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.

в Стратегии [9] определены цели и приоритеты развития Украины, а также стратегические направления развития отраслей ее экономики, организационноинституциональные формы реализации национальных конкурентных преимуществ и прочее (рис. 1).

В Стратегии предлагаются три возможных сценария развития событий в экономике Украины: оптимистический (ускоренный инвестиционно-активный); пессимистический (ограничительный, повышенно-рисковый) и базовый (инвестиционно-интенсивный с усилением конкурентоспособности страны).

Кроме того, в Стратегии [1] предусматриваются три этапа социально-экономических преобразований.

На первом этапе (2004-2005 гг.) формируются институциональные, финансовые и организационные предпосылки глубоких качественных преобразований во всех сферах общественной жизни.

На втором этапе (2006-2009 гг.) предусматривается осуществление комплексной модернизации предприятий, утверждение принципов и механизмов структурно-инновационной модели социально-ориентированной экономики.

На третьем этапе (2010-2015 гг.) происходит закрепление устойчивых темпов роста с акцентом на решение широкого комплекса проблем улучшения благосостояния населения, ускоренной реализации структурных задач евроинтеграционного курса Украины.

Государственным учреждением «Институт экономики и прогнозирования» НАН Украины и Министерством экономики Украины, по поручению Кабинета Министров Украины, разработана «Стратегия развития Украины на период до 2020 года» [2].

Особенностью этой стратегии является то, что в ней анализируются глобальные тенденции и вызовы, мегатренды мирового экономического развития. Вместе

0131010102320002013101

Ж ПРИОРИТЕТЫ СТРУКТУРНО-ИННОВАЦИОННОЙ

ж ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Преодоление отраслевых структурных дисбалансов Энергетическое обеспечение экономики Развитие рынка электро- энергии Развитие угольной отрасли Развитие металлурги- ческой отрасли Опережающее развитие машиностроения Развитие легкой промышлен- ности Развитие пищевой промышлен- ности

Рис. 1. Отдельные фрагменты структуры Стратегии экономического и социального развития Украины на 2004 - 2015 гг.

«Путем европейской интеграции»

с тем, в работе подробно проанализированы сильные и слабые стороны украинской экономики, благоприятные возможности и угрозы для экономического прорыва по следующим направлениям (рис. 2):

■ гражданское общество;

■ рациональное использование природных ресурсов;

■ обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

■ рекреация и развитие туризма;

■ безопасное обращение с отходами;

■ человеческий капитал;

■ охрана здоровья;

■ промышленный комплекс;

■ инновации и др.

В Стратегии [2] предусматриваются два возможных сценария развития экономики Украины: инерционнопассивный и инвестиционно-активный.

Кроме того, в Стратегии предлагаются два этапа реализации сценариев. Первый - среднесрочный этап (2009 -2012 гг.) - направлен на минимизацию влияния финансового кризиса на экономику Украины и выход из него.

Второй - долгосрочный этап (2013 - 2020 гг.) - сосредоточен на обеспечении полноценного устойчивого развития на основе создания эффективной национальной инновационной системы и повышении конкурентоспособности экономики Украины для достижения высокой адаптивности к внешним возмущениям.

Фондом «Эффективного управления» в 2008 г. предложена «Концепция экономического развития Украины на 2008-2015 гг.» (рис. 3).

Приведенная концепция не является стратегическим документом развития страны, а скорее программой реформ, которая направлена на создание благоприятных условий для устойчивого социальноэкономического развития Украины.

Ж МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ

ж И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Рис. 2. Отдельные фрагменты структуры «Стратегии развития Украины до 2020 года»

Анализ обеих стратегий развития Украины [1, 2], показывает, что они, вследствие отсутствия единой методологической базы, существенно различаются между собой.

Стратегии социально-экономического развития регионов Украины более похожи друг на друга. Причиной этого является наличие единой методической базы и требований к их формированию [4 - 6].

Так, проведенный анализ стратегий социальноэкономического развития 22-х регионов Украины на соответствие их содержания, предложенного в «Методических рекомендациях по формированию региональных стратегий развития» [6], показал следующее (табл. 1).

Во всех рассматриваемых стратегиях были налицо: вступление, описательно-аналитическая часть, виденье будущих направлений развития, совокупность стратегических целей и наличие планов действий.

В большинстве региональных стратегий детально были прописаны меры, установленны сроки их выполнения и источники финансирования. В то же время только в стратегиях социально-экономического развития трех регионов были определены ответственные за мероприятия исполнители. Вместе с тем, более чем

в половине региональных стратегий не определена миссия региона и отсутствует механизм их реализации.

В Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года [5] были предложены конкретные государственные приоритеты развития каждого из регионов страны. Так, для Харьковской области они следующие:

■ развитие высокотехнологичного и наукоемкого производства (в первую очередь, машиностроения, авиастроения);

■ технологическое обновление топливно-энергетического комплекса;

■ развитие и модернизация транспортной инфраструктуры: развитие логистики, отрасли связи и телекоммуникаций;

■ усиление приграничного сотрудничества;

■ внедрение высоких технологий в образовании, медицине, области связи и телекоммуникаций;

■ реформирование жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения;

■ внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Для других регионов Украины государственные приоритеты развития представлены в табл. 2.

Рис. 3. Отдельные фрагменты структуры «Концепции экономического развития Украины на 2008 - 2015 гг.» [11]

Согласно табл. 2, для регионов Украины на государственном уровне определены от 3 до 9 приоритетов развития. Регионам чаще рекомендуется развивать: транспорт и инфраструктуру - 19 случаев (86,4% от всех регионов), высокотехнологичное аграрное производство - 16 случаев (72,7%); высокотехнологичное машиностроение - 15 случаев (68,2%); туристически-рекреационную сферу - 13 случаев (59,1%), экологию -12 случаев (54,5%) и ресурсо- и энергосберегающие технологии - 11 случаев (50,0%) и др.

Определенные в Государственной стратегии [5] приоритеты развития для регионов украины не всегда являются обоснованными. Так, как отмечалось выше, для 15-ти из 22-х регионов страны в качестве приоритета развития определено высокотехнологичное машиностроение. Однако нужно отметить, что в таких регионах, как: Винницкая, Волынская, Житомирская, Тернопольская и другие никогда не было даже развитого машиностроения низкого и среднего уровня технологичности, не говоря уже о высоком.

В то же время, в Государственной стратегии не приводятся какие-либо аргументы для такого выбора.

Исследование показало, что в большинстве своем регионы Украины в качестве приоритетных направлений развития приняли те, которые определены в Государственной стратегии [5].

В Методических рекомендациях [6] предложено при разработке стратегий регионального развития использовать целый ряд инструментов: дерево целей, SWOT-анализ, сценарный подход. Однако на практике не все регионы Украины их применяли (табл. 3).

Как видно из табл. 3, при разработке региональных стратегий чаще всего использовались: дерево целей -12 случаев (54,5% от всех регионов) - для построения системы целей; SWOT-анализ - 16 случаев (74,7%) - для определения сильных и слабых сторон региона, внешних и внутренних угроз и возможностей. Из проанализированных 22-х стратегий развития регионов, только в четырех (Закарпатской, Луганской, Тернопольской и Харьковской областях) использовались все три инструмента одновременно.

Таким образом, исследование практики разработки стратегий социально-экономического развития Украины и ее регионов показало следующее:

Проблеми економіки N° 4, 2010

Таблица 1

Соответствие содержания стратегий регионального развития требованиям, изложенным в «Методических рекомендациях по формированию региональных стратегий развития» [6]

Регион Вступление Описательно- аналитическая часть Виденье будущего Характеристика конкурентных преимуществ и ограничений перспективного развития регионов (БШОТ-анализ) Стратегические цели (направления) Механизм реализации стратегического плана

Направ- ления развития региона Миссия региона Совокуп- ность стратеги- ческих целей Наличие планов действий Подробное описание меро- приятий Установленные сроки исполнения Ответ- ственные исполни- тели Источники финансиро- вания

Винницкий + + + - + + + + + + + +

Волынский + + + - - + + + + - - -

Донецкий + + + - + + + + + - + +

Житомирский + + + - + + + + + - + +

Закарпатский + + + + + + + - + - + +

Запорожский + + + + + + + + - - + +

Ивано-Франковский + + + + - + + - + - + -

Кировоградский + + + - - + + + - - + +

Луганский + + + + + + + - + - + +

Львовский + + + + + + + + - - - -

Николаевский + + + - - + + - + - + +

Одесский + + + + + + + + + + + +

Полтавский + + + - + + + - + - - +

Ровенский + + + - - + + + + - - -

Сумской + + + - + + + + + - + -

Тернопольский + + + + + + + + + - + +

Харьковский + + + + + + + + + + + +

Херсонский + + + + + + + + + - + +

Хмельницкий + + + + + + + - + - + -

Черкасский + + + - + + + + + - + +

Черниговский + + + - + + + + + - + -

Черновицкий + + + + + + + + + - - -

Всего 22 22 22 11 17 22 22 16 19 3 17 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Економіка та управління національним господарством

Проблеми економмки N° 4, 2010

Черновицкий Всего Черниговский Черкасский Хмельницкий Херсонский Харьковский Тернопольский Сумской Ровенский Полтавский Одесский Николаевский Львовский Луганский Кировоградский Ивано-Франковский Запорожский Закарпатский Житомирский Донецкий Волынский Винницкий Регион

ГО 1 1 1 1 1 + 1 1 1 + 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Топливно-энергетический комплекс Промышленность

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + + + 1 1 1 1 + + 1 Горнообогатительная отрасль

-Р* 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + 1 + 1 1 + 1 1 + 1 1 Металлургическая отрасль

Оч 1 1 + 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + 1 1 + + 1 1 + + 1 Химическая и нефтехимическая отрасль

1 + + + + + + + 1 1 1 + 1 + + 1 + 1 + + + + Высокотехнологичное машиностроение

ю 1 1 1 1 1 1 1 1 + 1 1 + 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Строительные материалы

ио 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + 1 + 1 1 + 1 1 1 1 1 1 Иные отрасли

04 + + + + + 1 + + + + + + + 1 + 1 1 1 + 1 + + Высокотехнологическое агропромышленное производство

40 + 1 + + + + + + + + + + + + + + + + 1 1 + + Транспорт и инфраструктура

04 1 + + + 1 1 + 1 + 1 1 1 1 1 1 + 1 1 1 1 1 1 Связь и телекоммуникации

оо + 1 1 1 + + 1 1 1 1 + 1 1 + 1 1 + 1 1 + + 1 Жилищно-коммунальное хозяйство

ио + + 1 + + 1 + 1 1 1 + + + 1 1 + + + 1 1 + + Туристически-рекреационная сфера

ио 1 1 + 1 1 + + 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Образование и медицина

- + 1 1 1 + + 1 + + 1 + 1 1 + + 1 1 1 1 + + + Ресурсе- и энергосберегающие технологии

о + + 1 1 1 + 1 + 1 + + 1 + 1 1 1 1 + 1 1 + + Приграничное сотрудничество

го + + 1 1 + 1 1 1 + 1 1 + + + 1 + + + + + 1 1 Экология и подтопления

■^1 Оч Оч оч ■^1 ■^1 04 ич 04 4^ ■^1 ■^1 ОО ■^1 оч Оч ■^1 4^ оо ■^1 04 Всего

Таблица 2

Приоритетные направления развития экономик регионов Украины, которые определены в Государственной стратегии [5]

Таблица 3

Использование отдельных инструментов разработки стратегий социально-экономического развития регионов Украины

Регион Инструмент разработки стратегий

Дерево целей БШОТ-анализ Сценарный подход

Винницкий - + -

Волынский + - -

Донецкий - + -

Житомирский - + +

Закарпатский + + +

Запорожский + + -

Ивано-Франковский + - -

Кировоградский - - -

Луганский + + +

Львовский - + -

Николаевский - - -

Одесский + + -

Полтавский - + -

Ровенский + - -

Сумской + + -

Тернопольский + + +

Харьковский + + +

Херсонский + - +

Хмельницкий - + -

Черкасский - + -

Черниговский + + -

Черновицкий - + -

Всего 12 16 6

■ в украине отсутствует официально принятая стратегия социально-экономического развития страны;

■ проекты стратегий развития украины, разработанные различными научными институтами и организациями, из-за отсутствия законодательства и методического обеспечения существенно различаются между собой;

■ стратегии социально-экономического развития регионов страны по структуре и содержанию более подобны, так как имеют официально принятое единое методическое обеспечение, однако региональные стратегии имеют и различия как по содержанию, так и по инструментарию, который использовался при их составлении.

Анализ 22-х принятых стратегий социальноэкономического развития регионов украины свидетельствует, что только в 16 из них (72,7%) имеется раздел, посвященный механизмам их реализации (табл. 4).

в Законе украины «о стимулировании развития регионов» [6] определены правовые, экономические и организационные основы реализации государственной региональной политики.

в качестве этих принципов, согласно действующему в стране законодательству, выступают государственные и региональные целевые программы и соглашения о региональном развитии. исследование региональных стратегий показало, что в 11-ти из них (50,0% от общего количества) есть сведения о действующих в регионах целевых программах.

при этом только в трех стратегиях регионального развития (Харьковской, донецкой и тернопольской областях) есть ссылка на значительное количество региональных целевых программ. например, в стратегии социально-экономического развития Харьковской области перечисляется 47 региональных

Таблица 4

Механизм реализации стратегий социально-экономического развития регионов Украины

Регион Наличие раздела в стратегии Наличие ссылки на государственные и региональные целевые программы Наличие ссылки на соглашение о региональном развитии Реально заключенный договор по региональному развитию

Винницкий + - + +

Волынский - - - +

Донецкий + + + +

Житомирский + + + -

Закарпатский + - + -

Запорожский + + + -

Ивано-Франковский - - - -

Кировоградский + + + -

Луганский + + + -

Львовский - + - -

Николаевский + - + -

Одесский + - + -

Полтавский + - + -

Ровенский - - - -

Сумской - - - -

Тернопольский + + + -

Харьковский + + + -

Херсонский + - - -

Хмельницкий - + - -

Черкасский + + + -

Черниговский + - + -

Черновицкий + + + -

Всего 16 11 15 3

целевых программ, которые имеют следующую направленность: социальные и культурные - 48,9% от общего их количества; экономические - 42,4%; экологические - 8,7% (рис. 4.)

В 15-ти региональных стратегиях (68,0% от исследованных) есть ссылка на необходимость разработки и заключения соглашений о региональном развитии между областными советами и Кабинетом Министров украины. И только три договора по региональному развитию, на момент анализа, были фактически заключены: Донецкой (15.09.2007 г.), Волынской (12.01.2010 г.) и Винницкой (26.01.2010 г.) областями.

Таким образом, проведенное исследование механизма реализации стратегий социально-экономического развития регионов украины выявило следующие проблемы:

■ только в 16-ти стратегиях развития регионов (72,7%) имеются разделы, посвященные механизмам их реализации;

■ только в 11-ти региональных стратегиях (50,5%) есть ссылка на региональные целевые программы;

■ только в 15-ти стратегиях развития регионов (68,0%) сообщается о необходимости разработки и заключения соглашений о региональном развитии между областным советом и кабинетом министров украины:

■ в стране действует только три реально заключенные соглашения по региональному развитию.

Литература

1. Стратегія економічного і соціального розвитку України на 2004 - 2015 роки «Шляхом Європейської інтеграції». [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http:// uspishnaukraina.com.ua/ uk/nsa/151.html

2. Стратегія розвитку України на період до 2020 року. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http:// uspishnaukraina.com.ua/ nsa/150.html

3. Концепція економічного розвитку України на 2008 - 2015 рр. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http:// www.feg.org. ua/docs/ua_economics_ua.pdf

4. Закон України «Про стимулювання розвитку регіонів» від 8.09.2005 № 2850-IV. - Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2005. - № 51, ст.. 548). [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://Zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.nreg=2850-15-15.

5. Постанова Кабінету Міністрів України «Про затвердження державної стратегії регіонального розвитку на період до 2015 року» від 21.07.2006 року № 1001 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://Zakon1.rada.gov.ua/cgibin/laws/ main.cgi.nreg=100-2006-4.EF

6. Наказ Міністерства Економіки з питань Європейської інтеграції «Про затвердження Методичних рекомендацій щодо формування регіональних стратегій розвитку» від 29.07.2002 № 224 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://Zakon. nau/ua/doc/?uid=1022.322.0

Направленность программ:

ИМ - социальные и культурные;

Щ (2) - экономические;

Ц (3) - экологические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Структура региональных целевых программ, на которые есть ссылки в стратегии социальноэкономического развития Харьковской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.