Научная статья на тему 'Практика реализации личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов'

Практика реализации личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика реализации личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов»

Содержание практической готовности выражается во внешних умениях, другими словами, действиях, которые можно наблюдать. В нашем случае

- владение основными признаками речи, владение голосовыми средствами, владение мимическими выразительными средствами, владение моторными выразительными движениями и т.д.

Однако на сегодняшний день процесс формирования экспрессивной компетентности у будущих учителей в период профессиональной подготовки в вузе является недостаточно разработанным, что сказывается на общей профессиональной компетентности студентов педагогических вузов.

Для формирования, развития и совершенствования экспрессивной компетентности у будущих учителей должна быть организована последовательная и систематическая работа, состоящая из нескольких этапов.

На первом этапе необходимо провести диагностирование студентов, выявить первоначальный уровень их экспрессивной компетентности. Это можно сделать при помощи специально разработанных тестовых заданий, анкетирования и т.п.

Вторым этапом формирования и развития экспрессивной компетентности у будущих учителей является целенаправленная и просветительская деятельность в данной области. Это может быть специально разработанный и организованный факультатив или спецкурс по данной проблематике, семинарские занятия, увеличение количества часов на дисциплины «Культура речи», «Риторика», предусмотренные учебным планом, участие студентов в конкурсах профессионального мастерства, посещение ими театральных кружков, студий, секций и т.п.

Третьим этапом должно стать внедрение и апробация полученных в процессе обучения в вузе знаний, умений и навыков на педагогической

практике, а после - и в профессиональной деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что экспрессивная компетентность в профессионально-педагогической деятельности будущего учителя занимает одно из первых мест и играет ведущую роль, так как является одним из компонентов педагогического мастерства, а процесс ее формирования, развития и совершенствования является важнейшей задачей, стоящей перед высшими учебными заведениями.

Библиографический список

1. АртемовВ.А. Очерк психологии речи. - М., 1954.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

3. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.

4. Вэскер А.Б. Открывая занавес урока. Энциклопедия актерско-педагогического мастерства учителя. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2004.

5. ИльинЕ.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.

6. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж: Изд-во НПО «Мо-дэк», 1996.

7. Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5.

8. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2002.

9. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.

10. Язык жестов / Сост. А. Мельник. - М.: ТЕР-РА - Книжный клуб, 2003.

С.М. Воронин

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Изменившиеся условия социально-экономической жизни в нашем обществе не могли не затронуть сферу образования. На сегодняшний день ученые и практики ищут эффективные пути, способы, средства, технологии подготовки молодежи к жизни и профессиональной деятельности. Значительная роль в та-

кой подготовке отводится физической культуре и спорту. В своих исследованиях мы сделали попытку разработать новый подход к физической подготовке студентов непрофильных вузов, основанный на личностно ориентированной парадигме образования и предложить модель лично-стно ориентированной физической подготовки

студентов непрофильных вузов, апробации и результатам, внедрения которых посвящена данная статья. В материале статьи дается описание опытной работы, проведенной на базе классического университета им. П.Г. Демидова (г. Ярославль), в которую были включены студенты 1-2 курсов данного университета, обучающиеся на различных специальностях. Материал, изложенный в статье будет полезен всем тем, чья профессиональная деятельность связана с физической подготовкой молодежи в системе высшего образования, а также ученым и исследователям, кто по профилю своих исследований связан с решением проблем поиска эффективных путей повышения результативности физической подготовки различных категорий молодежи.

В ходе своих исследований мы работали над проблемой личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов. Результатом наших исследований явилась разработка интегративного подхода к данному виду подготовки и ее модели.

Проверка разработанного нами интегративного подхода и модели личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов осуществлялась нами в ходе опытной работы, которая была организована на базе классического университета им. П.Г. Демидова, в период с 2002 по 2006 годы. Оценка эффективности проделанной нами работы осуществлялась на основе экспертной оценки, которая проводилась с использованием разработанных нами критериев и показателей их характеризующих лич-ностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

Оценивая эффективность личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов мы использовали предложенную М. Скрайвером (1967) классификацию оценок эффективности, в которой различаются процессуальные и итоговые оценочные исследования. Процессуальные исследования проводились в виде опросов студентов различных факультетов. Итоговые исследования были направлены на то, чтобы получить информацию об эффективности реализуемой нами личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов. В опытную работу были включены студенты всех факультетов, на которых осуществляется подготовка студентов в университете им. П.Г. Демидова. На каждом факультете

в 2002 году были определены две группы студентов - контрольная и экспериментальная. В контрольных группах физическая подготовка осуществлялась по традиционной методике, основанной на дифференцированном подходе к данному виду подготовки. В экспериментальных группах физическая подготовка осуществлялась на основе интегративного подхода и обеспечивалась реализацией разработанной нами модели личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

Всего нами было определено 10 контрольных и 10 экспериментальных групп студентов. Контрольная группа включала 282 человека, экспериментальная - 276. Лиц женского и мужского пола приблизительно равное количество.

Сделанная выборка являлась репрезентативной, т.к. отражала специфику генеральной совокупности включенных в нее людей как по составу (пол, возраст, социально-экономические, географические, этнические, культурные характеристики), так и по индивидуальным характеристикам. Опытная работа включала четыре этапа:

Первый этап - диагностический. Его цель: определение отношения студентов к физической культуре и спорту, их роли и значению в подготовке к будущей профессии и жизни в обществе, в определении физических и личностных качеств, которые развиваются в ходе физической подготовки и наиболее значимы для современного человека в ходе реализации его в социальной жизни и в профессионально-трудовой сфере.

Второй этап - подготовительный или мотивационного обеспечения. Его цель: подготовить студентов к положительному восприятию предстоящей работы.

Третий этап - организационно-практический или собственно практики личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, осуществляемый в течении пяти лет обучения студентов. На 1, 2, 3 курсе - это учебные занятия теоретической и практической направленности, спортивно-массовые мероприятия и спортивные мероприятия профилактического характера, факультативные формы работы, включение студентов в физкультурно-спортивную деятельность на базе спортивного клуба «Буревестник», созданного в русле реализации концепции личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, профессионально-прикладная физическая подготовка, ин-

дивидуальная работа со студентами и самостоятельные занятия студентов физической культурой и спортом.

На 4 и 5 курсах - все вышеперечисленные виды подготовки, за исключением учебных занятий.

Четвертый этап опытной работы - контрольно-оценочный, в ходе которого проводилась оценка результатов проделанной опытной работы, осуществлялся их анализ и интропретация полученных результатов на качественном уровне, на основе опросов студентов контрольных и экспериментальных групп и экспертных оценок.

Для научно-методического обеспечения личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов, нами была создана учебно-научная лаборатория педагогики и психологии спорта. Одним из направлений деятельности которой, реализуемым под руководством автора, является научно-методическое обеспечение личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

С целью диагностики и решения в ее ходе тех задач, которые были обозначены выше, нами была разработана анкета, предназначенная для определения отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом, для получения информации об отношении к физической подготовке как фактору, определяющему общую подготовленность к профессиональной деятельности и жизнедеятельности в обществе в целом, а также о тех личностных и физических качествах, которые обеспечивают успешность человека в различных сферах, включая профессиональную и влияние на их формирование физической подготовки.

Проведя диагностику в 2002 году мы выявили, что в целом независимо от факультета и пола студентов отношение к занятиям физической культурой и спортом в большей степени нейтральное, на математическом факультете звучали даже такие ответы: «если надо, то буду заниматься».

О значении роли физической подготовки в подготовленности специалиста к реализации себя в профессиональной деятельности студенты имеют очень неточное представление, большая часть студенческой молодежи даже не представляет особенностей самой профессиональной деятельности, которую они выбрали. То же касается и познания роли физической культуры и спорта для подготовленности человека к различным сложным жизненным ситуациям.

В ходе своих исследований такие физические качества как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость мы выделяем как необходимые фактически во всех видах профессиональной подготовки, которые представлены на базе ЯрГУ им. П.Г. Демидова. В профессиональной деятельности математика, программиста, экономиста, юриста, физика, историка, социолога, политолога, специалиста по социальной работе, биолога, эколога, психолога ,специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость.

Этап первоначальной диагностики показал, что большинство студентов вышеперечисленные физические качества важными в освоении своей будущей профессиональной деятельности не считают.

По поводу личностных качеств, которые могут быть сформированы в ходе физической подготовки и иметь прикладное значение как в социальной жизнедеятельности, так и в профессиональной деятельности знаний у студентов практически нет. Главными личностными качествами, которые могут быть сформированы в ходе физической подготовки, они считают: волевые качества, целеустремленность и решительность.

Таким образом, у студентов преобладал бытовой уровень знаний над научно-обоснованным в представлении о роли и значении физической подготовки, а отсюда как следствие, нейтральное отношение к самому процессу физической подготовки.

На этапе мотивационного обеспечения с целью формирования мотивации студентов к осознанному и активному включению в процесс личностно-ориентированной физической подготовки мы на 1 и 2 курсах в экспериментальных группах помимо основных тем учебных занятий, определенных в русле общей физической подготовки, в ходе теоретических занятий включаем проблемную лекцию на тему: «Роль физической культуры и спорта в жизни человека» (4 часа), дискуссионный семинар «Физическая подготовка: развитие, красота, совершенство человека» (4 часа) на примере развития физической культуры в Древней Греции и Риме.

На подготовительном этапе или этапе мотивационного обеспечения со студентами экспериментальных групп также проводится тренинговое занятие с целью знакомства с будущей профессиональной деятельностью и формирования мотивации на включение в физическую подго-

товку как основу для подготовки к будущей профессии и социальной жизни человека. Тренинговое занятие проводится в течении 8 часов. Для проведения тренинга нами были разработаны профессиограммы для 10 специальностей: юрист, экономист, историк, программист, психолог, биолог, эколог, физик, социолог, математик. Данные профессиограммы использовались в ходе тренингового занятия в экспериментальных группах в соответствии с той специальностью, которую выбрали студенты.

Сформировать у человека, какие либо физические качества невозможно только в ходе теоретической подготовки. Студента необходимо ставить в условия, где эти качества требуется проявить. Это возможно в ходе спортивных тренировок, учебно-практических занятий, регулярных самостоятельных занятий, спортивно-массовых мероприятий и спортивных мероприятий профилактической направленности.

В ходе опытной работы на организационнопрактическом этапе мы создали спортивный клуб «Буревестник» для активизации включения студенческой молодежи в физическую подготовку вне учебных занятий, расширили спектр дополнительных факультативных занятий и разработали схемы индивидуальных занятий со студентами различных специальностей.

В процесс личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов включаются все студенты. Не пренебрегая ограничениями по здоровью, студенты различных отделений в соответствии с имеющимися у них возможностями включаются во все компоненты физической культуры: спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладную физическую подготовку, оздоровительно-реабилитационную и профилактическую деятельность, в фоновые и рекреативные виды физической подготовки. К примеру, студенты специального учебного отделения и те, кто полностью освобожден от занятий физической культурой и спортом выполняли роль судей на спортивных мероприятиях, группы поддержки в ходе разнообразных спортивных игр.

В ходе данного процесса для каждого студента разрабатываются индивидуальные траектории освоения вышеуказанных компонентов физической культуры с обязательной ориентацией на самостоятельное включение в физическую подготовку. Самостоятельные занятия способствуют

лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

Методика личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов на основе интегративного подхода включает в себя методические принципы физической подготовки (принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности, принцип постепенности повышения требований); методы физической подготовки (строго регламентированного упражнения, соревновательный метод, игровой метод, метод использования слова, метод обеспечения наглядности), методики воспитания силовых качеств, скоростных качеств, воспитания ловкости, выносливости, гибкости.

Все используемые нами средства личностноориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов можно объединить в следующие группы:

- прикладные физические упражнения и отдельные элементы разных видов спорта;

- прикладные виды спорта (их целостное применение);

- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

- вспомогательные средства, обеспечивающие качество личностно-ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов.

На основании выделенных в профессиогра-мах физических качеств, имеющих наибольшее значение для той или иной профессии, студенты конкретных специальностей занимаются дополнительными видами спорта.

На факультете истории и биологии - это плавание и туризм. На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, система терморегуляции, развивается общая выносливость, вестибулярная устойчивость, общая эмоциональная устойчивость, воспитывается стойкость, быстрота реакции, активность и гибкость.

Эффективными средствами развития этих качеств являются: медленное длительное плавание на 800-1000 метров, «фартлек» на воде (плавание до 30 минут безостановочно в медленном темпе разными стилями), повторное плавание отрезков

50-100 метров с дозированным отдыхом между ними, прыжки в воду со стартовой тумбочки различными способами, игра в водное поло по упрощенным правилам.

На занятиях по туризму с целью развития таких физических качеств как рациональная ходьба, общая выносливость, устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, выносливость, подвижность, ловкость и таких личностных качеств как самостоятельность, активность, инициативность, мобильность, волевые качества, настойчивость, решительность используются: ходьба до 3 км, спортивная ходьба до 1000 м, бег с преодолением препятствий до 2 км, переменный бег на местности до 3 км, бег в гору, бег по песку до 100 м, элементы спортивного ориентирования, преодоление открытых и закрытых полос препятствия, соревнования по туристской технике, различные эстафеты.

В своей работе мы используем туристические походы различной дальности с ночлегом и без него. Туристические походы проводятся во вне-учебное время.

На факультете физики, математики и ИВТ -легкая атлетика и гимнастика. Данные виды спорта способствуют развитию ловкости, гибкости, быстроты, точности движений, способствуют эффективности функционирования всех психических процессов, а также развитию и устойчивости эмоциональной и волевой сферы человека, препятствуют развитию гиподинамии. С этой целью мы используем: тихий бег до 1,5 часов, медленный бег в чередовании с ходьбой до

1 часа, темповый бег, интервальный бег и быстрая ходьба на отрезках до 1000 м, спортивная ходьба, повторный бег на длинных и коротких отрезках, продолжительный темповый бег и быстрая ходьба, проведение занятий по легкой атлетике на открытом воздухе, медленный длительный бег на открытом воздухе.

Занятия по гимнастике способствуют также развитию координации движений, статической выносливости мышц туловища, координации движению рук, т.е. тех качеств, которые важны в работе математиков, программистов, физиков. С целью формирования вышеназванных качеств, применяются вольные упражнения, упражнения с палками, со скалкой, средними и малыми мячами элементарные прыжки на батуте, упражнения на кольцах, акробатические перекаты (вперед, назад, разнообразные наклоны туловища, сложные опорные прыжки). Упражнения, выпол-

няемые на гимнастическом занятии, строго индивидуализированы и регламентированы.

На факультете психологии, экономическом факультете и факультете социально-политических наук - спортивные игры. Спортивные игры способствуют развитию разнообразных физических качеств, а также формированию тех качеств личности, которые обеспечивают высокий уровень адаптивности человека в жизни и профессиональной сфере. Мы использовали в процессе своей работы различные спортивные игры: футбол без правил и по упрощенным правилам; баскетбол; игры на различные быстрые передвижения; волейбол; разнообразные эстафеты; игры с мячом на открытом воздухе; выполнение упражнений на отработку тактики нападения и защиты.

На юридическом факультете - самбо и рукопашный бой. Данные виды спорта способствуют развитию таких физических качеств как сила, выносливость, быстрота реакции, оперативность. Человек, занимающийся самбо и рукопашным боем эмоционально устойчив, у него в достаточной степени развиваются волевые характеристики. Занятие данными видами спорта способствует развитию самостоятельности и инициативности, решительности и мобильности, обеспечивает эффективность функционирования познавательных процессов, восприятия, а через это успешной социализации в обществе.

Интегративный комплекс задач личностно ориентированной физической подготовки студентов непрофильных вузов включает в себя в качестве одной из задач профилактику негативных явлений в молодежной среде средствами физической культуры и спорта. Студенты экспериментальных групп включались нами регулярно в различные профилактические акции спортивного характера: «Жизнь без наркотиков» (2002 год). «Да - здоровому образу жизни» (2002 год), «Каждый выбирает свой путь» (2003 год), «Курить -здоровью вредить» (2003 год), «Мы - за...» (2004 год), «Здоровье, спорт, красота» (2004 год), «Нет ВИЧ-инфекции» (2005 год), «Студенческая среда - здоровая среда» (2005 год), «Мой образ жизни» (2006 год), привлекались к проведению спортивно-профилактической работы в летних оздоровительно- образовательных центрах и летних спортивно-туристских лагерях.

Следующий этап опытной работы - контрольно-оценочный, который был реализован в конце 2006-2007 учебного года. Выборка сту-

дентов контрольных и экспериментальных групп изменилась незначительно. В контрольных группах по различным причинам ушли из университета 14% студентов, в экспериментальных - 17%.

На основании полученных данных можно отметить, что в экспериментальных группах изменилось отношение студентов к занятиям физической культурой. Практически все студенты отмечают его как положительное. У студентов экспериментальных групп в достаточной степени сформировано понимание роли и значения физической подготовки в подготовленности к будущей профессиональной деятельности и социальной жизнедеятельности. Изменились в положительную сторону и оценки роли физической подготовки в решении человеком сложных жизненных ситуаций. Студенты экспериментальных групп четко выделяют значимые в профессиональной деятельности физические и личностные качества и отмечают у себя их достаточное развитие.

Значительных изменений в ответах студентов контрольных групп не выявлено, хотя они и прослеживаются в незначительной положительной динамике, но произошли в большей степени под действием таких факторов как процесс взросле-

ния, расширение информационного поля и освоение профессиональной деятельности.

По оценкам экспертов, проводимой на основании разработанных нами критериев эффективности личностно ориентированной физической подготовки и показателей их характеризующих, наблюдается положительная динамика полученных результатов в экспериментальных группах по сравнению с контрольными, позволяющая сделать вывод об общей эффективности и результативности опытной работы по модели личностноориентированной физической подготовке студентов непрофильных вузов.

Библиографический список

1. Виленский М.Я. Физическая культура студента / М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильина и др. - М., 2000. - 198 с.

2. ВолковЮ.Г. Интегральная природа человека: Естественно-научный и гуманитарный аспекты: Учеб. пособие / Ю.Г. Волков. В.С. Поликарпов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ 1993. - 288 с.

3. Воронин С.М. Личностно ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов. - Ярославль, 2008. - 282 с.

УДК 378

Е.А. Глухова МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ КАК ОСНОВА СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассматривается проблема межпредметных связей в экономическом неязыковом вузе как основа структуры образовательного процесса на примере английского языка; анализируется идея межпредметных связей в данном образовательном процессе; дается анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

Ключевые слова: межпредметные связи, образование, образовательный процесс, межпред-метность, английский язык.

Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки [4].

Решающая роль в повышении продуктивности преподавания основ наук на всех этапах образования принадлежит целенаправленному со-

вершенствованию содержания учебных курсов, которое представляется результативным лишь в условиях тесной взаимной соотнесенности, координации изучаемых дисциплин, широкого переноса знаний, умений и навыков, приобретаемых при их усвоении. Иными словами, задача повышения основ наук в образовательном учреждении может быть положительно решена только в условиях систематической и плановой реализации межпредметных связей в образовательном процессе, отражающих реально существующие отношения между явлениями и про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.