УДК 159.9
ПРАК ТИКА РАЗРЕШЕНИЯ
и предупреждения конфликтов
Раиса Анатольевна Рогожникова,
профессор кафедры педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, профессор кафедры военной педагогики и психологии Пермского военного института войск национальной гвардии России, доктор педагогических наук, e-mail: [email protected]
Александр Александрович Васильев,
преподаватель кафедры продовольственного и вещевого обеспечения Пермского военного института войск национальной гвардии России, e-mail: [email protected]
• конфликт • предупреждение конфликтов • разрешение конфликтов
• личность • воспитанник • педагог • этап воспитания • культура общения • конфликтологическая культура
Социально-психологическая напряжённость всех сфер современной общественной жизни затронула систему воспитания молодого поколения, что влечёт за собой, в том числе, увеличение конфликтов в образовательной среде.
Из средств массовой информации мы узнаем о фактах, которые свидетельствуют о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодёжи, школьников и студентов.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», образовательная политика России отражает общенациональные интересы в сфере образования, учитывая общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость перехода к информационному обществу, в связи с чем особую значимость имеют факторы общения и коммуникативности.
Научные исследования свидетельствуют о том, что обучаемые не имеют необходимых знаний о культуре, обычаях, традициях. Зачастую не владеют навыками формирования здоровых межличностных отношений, используют неэффективные способы урегулирования разногласий.
Основа предупреждения конфликтов в образовательной среде — воспитание у личности конфликтологической культуры как интегративного личностного образования. Конфликтологическая культура — это владение необходимыми знаниями о сущности отношений в условиях конфликта, о путях его предупреждения. Личность должна управлять эмоциональным состоянием в предконфликтных ситуациях, а также гармонизировать личностные отношения.
К сущностным характеристикам относятся: противоречие по значимым аспектам взаимодействия, приводящего к открытому столкновению и борьбе;
РА Рогожникова, А.А. Васильев. Практика разрешения и предупреждения конфликтов
участники — носители противоречия; действия, ущемляющие интересы оппонента; резко отрицательные эмоциональные переживания.
Структура конфликта включает: противоречие как основу конфликта, а также понимание возникновения объективной конфликтной ситуации — латентная (скрытая) стадия; инцидент — объективные или искусственно сконструированные условия, способствующие перерождению ситуации противоречия в конфликт; собственно открытую форму конфликта, для которой свойственны угрозы, активное создание помех и причинение косвенного вреда, завершающую фазу — тупик, применение насилия, мирное урегулирование, которые предполагают полное разрешение конфликта или его переход в тлеющую стадию.
Кроме того, на развитие конфликта влияет поведение участвующих в нём сторон (активное, пассивное, компромиссное), продиктованное их конфликтными установками (цели, ожидания), что предопределяет логику развития и уникальность конфликта; изменчивость структуры самого конфликта (преднамеренная или стихийная подмена объекта, смена участников). Пространственно-временные факторы позволяют оценить скорость протекания, широту зоны охвата, историю развития конфликта. Наконец, прогнозирование и управление конфликтной ситуацией, определение кратковременных и долговременных последствий также могут влиять на ход конкретного конфликта и развитие новых.
Предупреждение конфликта — это не избегание его, а наиболее эффективный способ разрешения противоречий на ранней стадии. Для предупреждения конфликтов в образовательной среде необходимо создать благоприятный социально-психологический климат, способствующий её сплочению, а также провести комплекс педагогических мероприятий воспитательного характера, предполагающих систему соответствующих знаний и умений по преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия в ходе учебно-воспитательного процесса.
Воспитательный процесс, направленный на предупреждение конфликтов, целесообразно организовать на протяжении трёх этапов: демонстрационного, стереотипного (поведенческого) и этапа самореализации, которые имеют содержание и соответствующие методы и формы, обеспечивающие успешность этого процесса. Реализация этапов даёт знания о природе межнационального конфликта, его структуре, динамике, формирует позитивную эмоциональную сферу личности; обучает эффективным способам предупреждения конфликтов.
На демонстрационном этапе предъявляются образцы поведения, соответствующие высокому уровню конфликтологической культуры общения.
В целях формирования у личности когнитивного компонента конфликтологической культуры следует использовать такие методы, как разъяснение, рассказ, убеждение, пример. Важно, чтобы личность обдумывала действия и поступки по отношению к другим людям.
Благодаря разъяснению личность усваивает нормы и правила поведения в коллективе. При этом нельзя переходить в назойливое назидание, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности, а также сложившиеся обстоятельства (взаимоотношения, социометрический статус и т.п.). Метод примера, основанный на склонности к подражанию, способствует формированию высокого уровня культуры общения. Эти методы воспитания не могут не оказать влияние на эмоциональную сферу личности. Эмоциональный отклик находит отражение в делах и поступках. Методы приучения, поручения, упражнения закрепляли практические умения и навыки по предупреждению конфликтов. В последующем освоенные способы поведения становились привычными.
Особое место в предупреждении конфликтов занимают тренинговые занятия. С целью формирования аналитических навыков целесообразно разыгрывать
миниатюры, воспроизводящие конфликтные ситуации. Воспитанник должен описать, что он чувствовал; попытаться объяснить, почему было легко или сложно играть роль. При анализе способов поведения в конфликте следует выявить типичные для того или иного участника конфликтогены. Отдельные участники могут привлекаться для демонстрации способов поведения в конфликте.
Формируя навыки активного слушания собеседника или оппонента в конфликте, учащиеся должны учиться высказывать претензии окружающим, трансформируя «Мы-сообщение» в «Я-сообщение», знакомиться со способами критики. Целесообразно предложить использовать знания и навыки из реальной жизни. При этом нужно учитывать, что для многих характерен перенос негативных последствий конфликта на отношение к оппоненту в целом, что выражается в избегании общения с ним, в разрыве всех ранее существовавших связей и нежелании видеть в нём какие-либо положительные черты. Безусловно, это объясняется недостаточной сформированностью нравственного сознания, нравственных чувств и необходимых умений разрешения конфликтов. Естественно, что на первом этапе ещё не происходят существенные сдвиги в качественном изменении уровня конфликтологической культуры.
На втором — стереотипном — этапе необходимо не только формировать привычные умения и навыки, которые лежат в основе предупреждения и разрешения конфликтов, но и закреплять привычки, творчески подходить к их разрешению. Важно поощрять переориентацию с внешнего контроля на самоконтроль, воспитывать уважение к личности человека с другой культурой и умение признавать равенство своих прав и прав окружающих, независимо от испытываемых к ним симпатий или антипатий. Эффективны тактики сотрудничества и компромисса. На этом этапе необходимо продолжать развивать умение рефлексировать мысли, чувства и поступки, а также мысли, чувства и поступки других людей, формировать потребность в разрешении конфликтов. Эти задачи решаются в процессе многократного обсуждения, разыгрывания, анализа конфликтных ситуаций, которые вырабатывают потребность в позитивном
разрешении противоречий. Личность, как правило, испытывает чувство удовлетворения от совершения ценного, общественно значимого действия. Происходит осознание социальной и личностной значимости умений предупреждать и разрешать конфликты. Этому способствует не только метод убеждения, который пронизывает всю систему методов, формируя умение грамотно и убедительно выдвигать аргументы и контраргументы в ситуации конфликта. Эффективны на стереотипном этапе следующие методы: переговоров без участия посредников; переговоров с посредником; развода конфликтующих; «выхода чувств»; принудительного слушания оппонента; обмена позиций. Раскроем их сущность.
Метод переговоров без участия посредников считается одним из основных при разрешении противоречий. Оппоненты, желающие приступить к переговорам, уже предприняли ряд важных шагов на пути к разрешению конфликта: во-первых, они признали факт существования противоречия, а, во-вторых, они стремятся к совместному поиску вариантов его разрешения. Ведение переговоров предполагает соблюдение ряда условий:
• сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
• действовать по принципу «здесь
и сейчас», то есть решать проблемы, непосредственно ставшие причиной конфликта, не вспоминая спорные события и факты;
• создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;
• говорить только за себя, уметь слушать и слышать другого;
• соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;
• создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.
Р.А. Рогожникова, А.А. Васильев. Практика разрешения и предупреждения конфликтов
Метод переговоров с посредником применяется в том случае, если вступившие в конфликт не владеют навыками ведения переговоров, не могут воспринимать друг друга как сотрудников по разрешению конфликта. Роль посредника может исполнить как педагог, так и сверстник. Посредническая деятельность наиболее эффективна, когда её обеспечивают не взрослые, а сверстники, которых выбирают сами конфликтующие. Посредники не решают проблем спорящих, но создают условия для обсуждения разногласия и разрешения их путём взаимоприемлемых решений.
Метод развода конфликтующих используется после тщательного анализа ситуации. Определение оптимальной дистанции взаимодействия или полный разрыв связей зависят от глубины конфликта, его предмета и индивидуальных особенностей конфликтующих.
Если в межличностном конфликте на основе межнациональных отношений преобладают негативные тенденции и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то следует использовать косвенные методы.
Метод «выхода чувств» даёт возможность оппоненту высказать всё, что у него наболело, и благодаря этому происходит понижение эмоционально-психологического напряжения. Освободившись от негативных эмоций, человек в большей степени настроен на поиск вариантов конструктивного урегулирования конфликтов.
Метод принудительного слушания оппонента направлен на то, чтобы предвзятость оппонента друг к другу стала очевидна. Конфликтующим ставят условия внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем отвечать оппоненту, должен с определённой точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как участники конфликта слушают только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. В результате напряжённость в их отношениях спадает.
Метод обмена позиций. Предлагается высказать претензии с позиции своего оппонента. Этот приём позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять противоположную сторону.
Таким образом, методы, которые применяются на втором этапе воспитания у личности конфликтологической культуры, повышают вероятность разрешения противоречий, а активное применение знаний и умений выводит обучаемых на новый этап предупреждения и разрешения конфликтов.
Заключительный — этап самореализации личности. На этом этапе оказывается помощь обучаемым в разработке индивидуальной программы самосовершенствования в общении.
Этот сложный процесс должен быть системным. Учебно-воспитательные, организационные и методические мероприятия следует направить на использование самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности.
На этапе самореализации эффективны технологии самосовершенствования личности (Г.К. Селевко). Обучаемые осваивают знания и умения саморазвития, включаются в адекватную деятельность. Технология саморазвития личности позволяет сделать переход от воспитания к самовоспитанию, формировать человека, стремящегося к самосовершенствованию, а также способствовать становлению устойчивой мотивации не только к учению, но и к процессу предупреждения межнациональных конфликтов как к жизненно важному процессу.
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, Н.П. Капустин) позволяет человеку выстраивать траекторию дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности. Индивидуализированное воспитание — это такая организация
воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход становится приоритетом и предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания. Основная задача применения рефлексивной технологии — обеспечение помощи личности, поддержка в трудной работе по самостроительству.
Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова также влияет на процесс предупреждения конфликтов. Организация творческого воспитания — это совместные
практические дела. В условиях психологического комфорта и защищённости исключается недоброжелательность между людьми.
Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитанника в сфере формирования у личности культуры общения обеспечивает предупреждение и раз решение сложных конфликтов. НО
Warning And Resolution Of Conflicts In The Educational Environment: Practical Aspect
Raisa A. Rogozhnikova, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Perm State University of Humanities and Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Perm Military Institute of the National Guard of Russia, Professor of the Department of Military Pedagogy and Psychology, e-mail: [email protected]
Alexander A. Vasilyev, Perm Military Institute of the National Guard of Russia, Lecturer, Department of Food and Apparel Supplies, e-mail: [email protected]
Abstract. The article reflects the advisory methodological material on the problem of preventing and constructive resolution of conflicts in the educational environment. The stages of this process are highlighted. At each stage, the content, methods of the conflict culture are determined.
Keywords: conflict, prevention, resolution, personality, pupil, teacher, upbringing stage, culture of communication, conflictologi-cal culture.