ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА
THE PRACTICE OF INNOVATIVE INFORMATION TECHNOLOGY TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE INSTITUTION OF BANKRUPTCY
А. Р. Гареев,
аспирант
Рассмотрена практика применения указанных инноваций, преимущества применения информационных технологий в банкротстве, а также перспективы применения таких технологий в сфере регулирования банкротства.
The practical use of these innovations, the benefits of implementing information technology in bankruptcy, as well as prospects for the application of such technologies in the field of bankruptcy regulations are covered in this article.
Ключевые слова: банкротство, электронные торги, Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, информационные технологии, инновации.
Key words: bankruptcy, electronic trading, the Federal Register of information about bankruptcy, information technology, innovation.
Электронные торги в банкротстве
Электронные торги представляют собой механизм взаимодействия продавца и покупателя (покупателей) с применением специального комплекса информационных и технических средств, направленный на выявление возможности и обеспечения заключения сделки между указанными лицами. В настоящее время торги проводятся на электронных торговых площадках (далее - ЭТП), допуск которых на этот рынок осуществляет Минэкономразвития России.
ЭТП представляет собой сайт в сети Интернет, на котором содержится информация о проведении торгов, такие сайты имеют технические средства, позволяющие обеспечивать возможность организации электронных торгов, участия в электронных торгах. Фиксация юридически значимых действий при проведении электронных торгов осуществляется с применением квалифицированной электронной цифровой подписи.
По состоянию на третий квартал 2012 года, услуги по проведению электронных торгов по продаже имущества должника предлагают 37 ЭТП. При этом, по данным ЗАО «Интерфакс» (оператор ЕФИР) за 2012 год, рынок услуг по проведению электронных торгов в банкротстве распределен следующим образом: 10 ЭТП занимают 92 % рынка; 17 ЭТП занимают долю рынка 0,1-1%. 10 ЭТП занимают долю рынка менее 0,1 % (всего за три квартала 2012 года проведено менее 86 торгов).
Таким образом, можно сделать выводы, что значительное количество ЭТП при наличии на рынке ярко
выраженных лидеров свидетельствует о становлении рынка электронных торгов в банкротстве, впоследствии, вероятно, количество участников этого рынка значительно сократиться до 15-20 ЭТП. Часть из указанных площадок будет охватывать большую часть рынка, предлагая предельно универсальные продукты, остальные площадки будут занимать нишевое положение, привлекая своих клиентов индивидуальным подходом, особым географическим положением, специфическим опытом проведения торгов по продаже конкретных видов имущества и другими преимуществами.
По данным оператора ЕФИР, всего за период с начала 2011 года по третий квартал 2012 года было проведено более 145 000 электронных торгов по продаже имущества (предприятия) должника, доля успешных торгов составила около 10% (т.е. 9 из 10 торгов были признаны несостоявшимися). При этом первичные и вторичные торги признаются несостоявшимися в случае отсутствия участников торгов, а третьи торги, которые проводятся в форме публичного предложения, признаются несостоявшимися в случае снижения цены на торгах до «уровня отсечения», установленного кредиторами.
Суммарная начальная стоимость выставленного на торгах имущества за указанный период превысила 1,2 трлн. руб. (при этом необходимо отметить, что одно и то же имущество могло выставляться на торгах несколько раз: в ходе первичных, вторичных торгов, торгов в форме публичного предложения) Цена продажи имущества должника на состоявшихся торгах в форме публичного предложения, как показывает практика, может составлять менее 30% начальной цены.
ж
ИННОВАЦИИ
По результатам анализа имеющейся статистики по электронным торгам, можно сделать вывод о том, что имущество, выставляемое на электронных торгах, не является привлекательным для потенциальных покупателей, что может быть вызвано следующими причинами: завышенная начальная цена продажи имущества (предприятия) должника; низкое качество выставляемого на торги имущества (изношенность, техническое устаревание); низкая эффективность работы ЭТП по привлечению потенциальных потребителей.
Тот факт, что среднее количество участников на торгах в форме публичного предложения незначительно превышает аналогичные значения показателя для торгов в форме аукциона и конкурса, свидетельствует о том, что ключевым фактором низкого значения рассматриваемого показателя является фактор низкого качества выставляемого на торги имущества. При этом тот факт, что количество успешных торгов в форме публичного предложения значительно (в 3-5 раз) превосходит количество состоявшихся торгов в форме аукциона и конкурса (т.е. количество первых и повторных торгов), свидетельствует о том, что фактор цены оказывает значительно воздействие на привлекательность выставляемого на электронных торгах имущества (предприятий) должника.
Стоимость услуг по проведению торгов (затраты на проведение торгов возмещаются за счет имущества должника) в большинстве случаев не превышает размера фиксированной части месячного вознаграждения конкурсного управляющего (50 000 рублей), что с учетом отсутствия необходимости нести ряд расходов, связанных с проведением торгов в неэлектронной форме (аренда помещения, расходные материалы, транспортные расходы, обеспечение безопасности и т.п.) может свидетельствовать о разумности затрат на проведение электронных торгов.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФИР)
Согласно Закону о банкротстве, сведения в ЕФИР включаются арбитражными управляющими, саморегулируемыми организациями и органом по контролю (надзору). Также обязательному опубликованию в ЕФИР подлежать сведения о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов. Сведения, содержащиеся в ЕФИР, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ЕФИР представляет собой сайт в сети Интернет, доступный по адресу http://www.fedresurs.ru, текущим оператором ЕФИР является ЗАО «Интерфакс». На указанном сайте в обязательном порядке размещаются сообщения, отражающие ход проведения
процедур банкротства (сообщения о судебных актах, объявления о проведении торгов, о результатах торгов, о собрании кредиторов, иные сообщения), различные реестры (саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО), членов таких СРО, организаторов торгов, электронных торговых площадок, дисквалифицированных лиц).
Требования по обязательному размещению сведений в ЕФИР вступило в силу в апреле 2011 года, в настоящее время происходит наполнение базы данных сведениями.
Массивы данных, представленных в ЕФИР, синхронизированы с различными иными базами данных: с Банком решений арбитражных судов, с сайтами ЭТП, с Единым государственным реестром юридических лиц. Таким образом, на одной страницы конкретного должника в ЕФИР собраны данные о всех существенных юридических фактах, которые имели место быть в ходе проведения процедуры банкротства.
Также необходимо отметить, что при размещении сведений в ЕФИР такие сведения подписываются квалифицированной цифровой подписью, что обеспечивает возможность подтверждения достоверности указанных сведений, а также возможность привлечения к ответственности за размещение недостоверных сведений.
Преимущества применения информационных технологий в банкротстве
В целях анализа преимуществ применения информационных технологий в банкротстве целесообразно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на эффективность института банкротства.
1. В части повышения эффективности процессов, электронные торги и ЕФИР дают все те преимущества, свойственные информационным технологиям, в том числе: повышение скорости и простота размещения информации; снижение затрат на размещение информации (отсутствие почтовых затрат, расходования расходных материалов, возможность хранения документов в электронной форме, а не на стеллажах в офисных помещениях).
2. Пользователи информации также получают дополнительные преимущества: снижение издержек поиска информации, оперативный доступ ко всем документам по процедуре банкротства, снижение транспортных расходов. Наличие ЕФИР позволяет обеспечить унификацию публикуемых сведений, без чего невозможна качественная обработка массивов данных.
3. Более значимыми являются изменения в ролевых моделях поведения участвующих в процес-
А. Р. Гареев
Практика применения инновационных информационных технологий для повышения эффективности...
сах банкротства лиц, в отношениях «арбитражный управляющий - кредиторы - общество - должник». Применение информационных технологий позволяет обеспечивать информационную открытость процедур банкротства, что позволяет проводить профилактику правонарушений в ходе процедур банкротства; исключение человеческого фактора снижает вероятность манипулирования результатами торгов. Публичная открытость процедур банкротства препятствует недобросовестному поведению лиц, участвующих в делах о банкротстве, позволяет очистить ряды членов СРО от лиц, дискредитирующих профессию арбитражного управляющего. Возможность оперативного контроля исполнения обязанностей по опубликованию сведений позволяет повысить эффективность такого контроля со стороны СРО, органа по контролю (надзору).
4. Также необходимо отметить то влияние, которое преобразования в сфере банкротства могут оказывать на всю экономику в целом. Повышение информационной открытости и накопление значительных массивов данных о процедурах банкротства позволят впоследствии точнее оценивать риски кредитования, предоставления тех или иных мер поддержки кризисным предприятиям. Наличие электронных торгов, возможно, станет основой для появления новых видов бизнеса, связанных с аккумулированием и управлением активами предприятий-банкротов.
При этом необходимо отметить, что обоснованный ответ на вопросы об эффективности проводимых преобразований, можно будет дать только по прошествии нескольких лет путем оценки накопленных данных и результатов проведения процедур банкротства.
Перспективы применения информационных технологий в банкротстве
Исходя из текущих тенденций развития информационных технологий и отношений в сфере несостоятельности, можно предположить возможность и целесообразность реализации в будущем инноваций в сфере антикризисного регулирования по следующим направлениям.
В части повышение эффективности проведения электронных торгов имеются предпосылки и целесообразность реализации следующих инноваций:
1. Создание информационной базы для определения начальной цены имущества должника на торгах с применением сравнительного метода оценки. Сформированная в течение нескольких лет база данных о сделках по продаже отдельных видов имущества впоследствии может быть
использована для обоснования арбитражным управляющим перед собранием кредиторов начальной цены на торгах. Также необходимо отметить, что такая информационная база будет полезной для выявления подозрительных с точки зрения коррупционной составляющей торгов, т.к. путем сравнения конечных цен продажи аналогичного имущества можно выявлять те процедуры, где имущество реализуется по заниженным ценам.
2. Расширение практики участия граждан в электронных торгах. Перспективным представляется предоставление услуг по обеспечению доступа к электронным торгам без оформления электронной цифровой подписи. В этом случае участником торгов и покупателем имущества от имени любого гражданина может стать юридическое лицо (в том числе коммерческие банки), имеющее квалифицированную электронную подпись и зарегистрированное на ЭТП; такие организации могут предоставлять комплексные услуги по участию в электронных торгах через специальные терминалы в своих отделениях, попутно предлагая получить кредит на покупку такого имущества, оплатить такое имущество в безналичной форме со своего счета в банке, а также иные финансовые услуги. Указанные меры позволят повысить эффективность реализации имущества должников.
3. Применение программно-аппаратных средств ЭТП для проведения предварительного запроса предложений по конкретным лотам в целях формирования начальной цены такого лота на торгах, что позволит повысить вероятность того, что торги состоятся.
4. Применение механизма электронных торгов в целях продажи прав требований конкурсных кредиторов, а также при реализации имущества в ходе исполнительного производства, в ходе приватизации.
В части повышение эффективности процессов в
банкротстве могут быть полезны следующие нововведения:
1. Расширение практики применения саморегулируемыми организациями и арбитражными управляющим систем электронного документооборота, что позволит повысить эффективность контроля деятельности членов СРО, снизить издержки.
2. Возможность регистрации перехода прав на реализованное в ходе электронных торгов имущество в электронной форме, путем внесения изменений в государственный реестр прав на основании представленных в электронной форме документов, заверенных квалифицированной электронной цифровой подписью.
Научно-практический журнал
январь-март 2013
МИР
3. Создание технических средств, позволяющих интегрировать ЕФИР с корпоративными информационными системами, что позволит мгновенно отслеживать в ЕФИР публичную информацию об интересующих предприятиях, в том числе и о своей компании.
4. Применение видеоконференций для проведения собраний кредиторов с возможностью юридической фиксации принимаемых на таких собраниях решений.
5. Включение в ЕФИР сведений о требованиях по заработной плате и обязательным платежам, включенных в реестр требований кредиторов, позволит повысить вероятность введения реабилитационных процедур и заключения мирового соглашения в случае, если такие требования будут погашены каким-либо лицом.
В части совершенствования государственного антикризисного регулирования можно говорить о следующих перспективных инновациях:
1. Внедрение систем электронного документооборота в деятельность налоговой инспекции даст возможность мониторинга финансового состояния всех предприятий на основе данных бухгалтерской отчетности, что может стать основой для разработки мер досудебного урегулирования несостоятельности предприятий. Как минимум, такая система должна действовать в отношении стратегических организаций.
2. Обработка данных о сообщениях о введении процедур позволит создавать интерактивные карты, по которым в режиме реального времени можно будет оценивать кризисную ситуацию на предприятиях в различных субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях на всей территории страны.
3. Накопление значительных массивов данных в ЕФИР позволит создавать системы оценки регулирующего воздействия в банкротстве, отслеживать результаты изменения законодательного регулирования сферы банкротства, оценивать эффективность государственного регулирования указанной сферы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий и инноваций на их базе в перспективе может оказать значительное влияние на состояние института банкротства, а также на роль такого института в национальной экономике.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012).
2. Гареев А., Рубцова С. Перспективы повышения эффективности реализации имущества // Арбитражный управляющий. - 2012. - № 2 (57). - С. 35-42.
Гареев А. Р. - аспирант, эксперт, Государственный Университет Управления Gareev A. R. - Postgraduate, expert, State University of Management e-mail: Arsen.Gareev@gmail.com