УДК/UDC 378.14 EDN EDWAII
Романенко Надежда Михайловна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГАОУ ВО Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, г. Москва
0Й&Е0
Romanenko Nadezhda M.
Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
PRACTICE OF APPLYING FORESIGHT TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF STUDENT TRAINING
Аннотация. В работе автор обращает внимание на современное образование, которое не в полной мере способно сегодня готовить конкурентоспособного выпускника. Прогнозирование в выборе профессионального направления несет серьезные риски, так как жизненный цикл профессий значительно сократился. Проблему «убегающих знаний» автор предлагает разрешить с помощью форсайт-технологии, представляющей новую методологию организации процесса обучения, способствующей эффективному прогнозированию целей профессиональной подготовки. Результатом форсайта должен стать перспективный план или карта будущего, которая дает возможность увидеть методы, способы, средства и пути достижения желаемых результатов. Автор предлагает методику применения форсайта на примере 5 этапов перспективной карты студента. В заключении автор отмечает, что итогом использования форсайт-технологии должна стать разработка модели прогнозного развития, включающей критериальный ряд и экспертизу практических шагов по ее результативной реализации в жизни студента.
Abstract. In the work, the author draws attention to modern education, which is not fully capable of preparing a competitive graduate today. Forecasting in choosing a professional direction carries serious risks, since the life cycle of professions has been significantly shortened. The author proposes to solve the problem of "runaway knowledge" with the help of foresight technology, which represents a new methodology for organizing the learning process that promotes effective forecasting of professional training goals. The result of foresight should be a long-term plan or map of the future, which makes it possible to see methods, methods,
means and ways to achieve the desired results. The author proposes a methodology for using foresight using the example of 5 stages of a student's perspective map. In conclusion, the author notes that the use of foresight technology should include the development of a predictive development model, including a series of criteria and an examination of practical steps for its effective implementation in a student's life.
Ключевые слова: образование, конкурентоспособный выпускник, прогнозирование, форсайт-технология, карта будущего, индивидуальная образовательная траектория.
Keywords: education, competitive graduate, forecasting, foresight technology, map of the future, individual educational trajectory.
Введение
Проблема использования в педагогической практике форсайт-технологий обусловлена стремительным изменением современного образования, где главной чертой является его динамичность и постоянно растущий объем знаний.
Сегодня востребован мобильный, креативный выпускник, готовый к переменам, инновациям, к решению проблем в ситуации неопределенности, подготовку которого не в состоянии в полной мере обеспечить современное российское образование. Главным барьером на пути к эффективности профессиональной подготовки является неумение педагогической общественности оценить роль принципа неопределенности в системе и реформировании отечественного образования. Как результат, образование сегодня все сложнее предопределить, предвидеть, и не менее сложно - гаран-
тировать работодателям, бизнесу и государственным ведомствам образованного, квалифицированного специалиста, обеспечить реализацию инновационных технологий [1, с. 510-525]. Растущий объем знаний и стремительность развития информационного поля вынуждает педагогов искать новые способы и техники управления ходом процесса обучения, предвидеть тот комплекс знаний и компетенций, необходимых в будущем на рынке труда. Отмечая успехи обучающихся в учебной деятельности, ученые [2; 3] отводят особую роль в этом процессе развитой интуиции личности, ее способности к прогнозу. Способность к прогнозу у обучающихся может сформировать только педагог, сам обладающий данной компетенцией - педагогическим прогнозированием. «Педагогическое прогнозирование понимается как предвидение будущих изменений в разбитии, образовании, формировании личности, в определении путей ее совершенствования» [4, с. 111]. Благодаря способности прогнозировать профессиональное будущее своих студентов педагог способен подготовить их к профессии, жизни и труду. К сожалению, прогнозирование в выборе профессионального направления, в выборе специальности часто несет серьезные риски, так как жизненный цикл профессий сегодня значительно сократился. То, что было востребовано еще 4-5 лет назад, сегодня становится невостребованным. Это означает тот факт, что студент, приобретая знания в течение четырех лет, получив диплом бакалавра, не всегда находит себе применение на рынке труда.
Частично проблему «убегающих знаний» могут разрешить офлайн- и онлайн-курсы переподготовки, позволяющие приобрести новую профессию, повысить квалификацию, приобрести инновационные компетенции [5, с. 83]. Но и это сегодня уже становится недостаточным по причине того, что современный работодатель в ходе практики может затребовать от выпускника вуза одних компетенций и навыков, а завтра, получив научный импульс и новые заявки на продукт, уже других знаний. В связи с этим растет значение некоторых главных качеств современного выпускника -интуиции и предвидения. Уметь предвидеть - значит представлять себе в перспективе развитие общества и собственной профессии, понимать перспективные перемены. Собирая и анализируя полученную информацию, студент находит возможность сделать верный вывод в собственном профессиональном развитии, ожидать и управлять изменениями, подсказывающими приобретение актуальных знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций.
Народная мудрость «Управлять - значит предвидеть» сегодня востребована как никогда, поэтому внедряе-
мая сегодня форсайт-технология представляет собой «новую методологию организации процесса обучения как вариативный способ планирования, ориентирующий педагогов на выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, способствующий эффективному прогнозированию целей профессионального образования» [6, с. 1-16]. Профессиональную интуицию и предвидение у студента может развить педагог, который сам обладает данными качествами. Необходимость со стороны педагогического сообщества предвидеть способности выпускника, использование тех или иных технологий связано с неудовлетворенностью работодателей качеством выпускников вузов, давлением со стороны государства и бизнеса в совершенствовании компе-тентностного прогноза образовательного учреждения. Другими словами, сегодня в системе российского образования наступает эра радикальных перемен, где главным источником возникающих изменений будут технологические нововведения. Все это свидетельствует о том, что форсайт-технология в процессе обучения заслуживает внимания и более пристального ее изучения.
Методология
С английского языка «foresight» означает «предвидение» и такой формат коммуникации, который позволяет всем участникам процесса договориться по поводу образов будущего, а также определить желаемый результат, согласовать свои действия для достижения общей цели. В словаре В. С. Зверева термин «форсайт» отчасти повторяет предыдущее обоснование и предполагает некую «совокупность инструментов, позволяющих активно предугадывать проблемы будущего с помощью согласования частных интересов» [7, с. 220]. Объединив обе дефиниции, можно заключить, что форсайт-технология в системе образования предполагает совместную работу педагогического коллектива, когда они объединены в разработке перспективного плана развития своего образовательного учреждения и каждого из обучающихся. Форсайт-технологию нужно отличать от традиционного педагогического прогнозирования. Главное отличие - в проактивном характере форсайта по отношению к будущим реалиям и действиям, когда все участники обладают навыками расставлять приоритеты, принимать ответственность за свою судьбу, не делать причиной своих неудач внешние обстоятельства.
Не менее важным считаем применение форсайт-технологий в педагогической науке и практике. Педагог, способный прогнозировать будущее развития своих учеников, не только оценивает предполагаемые риски, но и прогнозирует свою деятельность так, чтобы усилить положительные тенденции в обучении учащихся
и повысить достоверность желаемых событий. При этом коллектив старается всеми способами минимизировать нежелательные риски и негативные результаты.
Форсайт-технологии в образовании включают в себя планирование, разработку и внедрение проективной деятельности и событий, позволяющих достичь намеченной цели [8]. Результатом форсайта должен стать перспективный план или карта будущего, создание эффективной перспективной образовательной среды, которая дает возможность увидеть методы, способы, средства и пути достижения желаемых результатов. Однако сложно сегодня назвать форсайт-технологию абсолютно новой технологией или ранее неизвестным новшеством. Данная технология появилась в позднем СССР на базе «Организационно-деятельных игр» (ОДИ), автором которых стал философ, психолог, антропотехнолог и методолог Георгий Петрович Щедровицкий, основатель Московского методологического кружка, членами которого были А. А. Зиновьев, В. А. Грушин, М. Мамардашвили и многие другие. Организационно-деятельные игры разрабатывались как прогрессивный проект, как моделирование будущего, продвижения общества к лучшему организационному управлению общественными процессами. Сегодня принципы организационно-деятельных игр в формате круглого стола и принципы группового обучения активно внедряются в разные сферы человеческой деятельности. На этих же принципах построен набирающий обороты конкурс «Лидеры России», целью которого является отбор лучших специалистов для построения эффективного менеджмента, реализация перспективных целей развития на практике.
Результаты
В основе занятия, когда педагог применяет форсайт-технологию, может быть использован как групповой, так и индивидуальный метод обучения. В группе идет коллективное обсуждение совместного выполнения зада-
ния или учебных задач. Участники форсайта с помощью проектного метода будут предлагать свои перспективные образы будущего на решение поставленной задачи, раскрывая собственный творческий потенциал. Давая полную свободу творчеству участников, не ограничивая их рамками, педагог активизирует мыслительный процесс даже тех обучающихся, кто раннее не проявлял самостоятельности и креативности. Сформировать у учеников представление о своем будущем поможет планирование индивидуальной образовательной траектории, в чем поможет Рекомендация в построении «Алгоритма построения ИОТ обучения» (табл. 1).
В качестве практического примера реализации форсайт-технологии приведем разработку образовательной траектории обучающихся, структура которой включает последовательные шаги.
Пример. Студент Дмитрий Н. перевелся из одного вуза в другой, что вызвало проблемы досдачи кредитных единиц по ряду дисциплин, отсутствующих в учебном плане прежнего вуза. Объемный список предметов вызвал некоторое раздражение, а потом нежелание продолжать обучение в новом вузе. С новыми одно-группниками новичок не пытался найти общий язык, не включался в ход занятия, не делал домашнее задание, не отвечал на вопросы педагога. Ситуацию заметил куратор курса, предложивший Дмитрию спроектировать индивидуальную образовательную траекторию (далее -ИОТ), которая должна была помочь справиться с трудностями в обучении в новом вузе. Индивидуальный подход в образовании - развить у студентов способность самостоятельно управлять своей образовательной траекторией, которая базируется на определенных принципах.
Для успешной разработки ИОТ важно отталкиваться от самого студента - учитывать его мотив выбора профессии, вуза, учитывать его состав семьи, место рождения, культуру, традиции, его успешную/неуспешную адаптацию к вузовской жизни и т.д. Поэтому первым этапом
Таблица 1
Алгоритм построения ИОТ обучения
1. Сформулируй собственную цель в получении знаний Цель - перспективный, предполагаемый результат учебной деятельности в вузе. Поставить индивидуальную цель в образовании - это означает предсказать, спрогнозировать будущий результат
2. Определи перечень задач Задачи позволят студенту разработать перспективный план деятельности по достижению поставленных целей
3. Подбери для себя формы и методы обучения Данный выбор поможет студенту продуктивно усвоить учебный материал
4. Установи формы, методы и диагностические методики самоконтроля Выбранный диагностический инструментарий позволит каждому студенту наладить контроль не только над собственной учебной деятельностью, но и в деле самовоспитания
5. Осуществи саморефлексию С помощью саморефлексирующих способов и методов студент сделает собственную деятельность качественной и эффективной (ведение дневника, самосовершенствование, «Задай себе вопрос», «Обозначь свои ошибки», «Измерь свой прогресс и т.д.)
индивидуальной образовательной траектории Дмитрия должно было стать более близкое с ним знакомство.
Первый этап. Знакомство со студентом. Детальное знакомство включает учет не только возраст студента, его семейное положение, национальность, культуру, но и его устремленность в будущее, планирование и осуществление им жизненных планов, стремление к самоопределению. Данный этап предполагает инициирование активности студента, когда педагог выбирает тему и сложность заданий. Студент проявляет инициативу в выборе формата заданий, сам ищет темы для самостоятельного изучения и т.д.
К сожалению, работа с родителями и связь с членами семьи студента завершается с его поступлением в вуз. Про родителей вспоминают в случае каких-то чрезвычайных событий, связанных с учебой в университете (достижения студента в учебе или его отчисление из вуза). Однако коммуникация между семьей и вузом может стать условием социализации студента, его плавной адаптацией к вузовской жизни вдали от дома и семьи. «Система семейных отношений, мировоззренческие позиции относительно семейного уклада во многом проецируются в дальнейшей жизни и на другие аспекты человеческих отношений, в том числе на вузовскую социализацию, а также являются основой формирования гражданской позиции и смысложизненных установок студента» [9, с. 35].
Второй этап. Вовлечение в активную деятельность. Планирование ИОТ предполагает объем уже накопленных знаний студентом, проявление его активности, мотивации, что позволит сформировать у него умение самостоятельно оценивать эффективность своей образовательной траектории в перспективе. На данном этапе важно предоставить студенту возможность выбора технологий и средств обучения (цифровые ресурсы, онлайн-занятия, устно-письменные задания, викторины, кроссворды и т.д.), виды коммуникации, влияющие на планирование собственной образовательной траектории. Здесь можно предложить целый комплекс ролевых имитационных игр, разработанных известными учеными-практиками игротехниками [10]. В этом главную роль будут играть профессионализм педагога, его интуиция, предвидение, умение находить подход к студенту, благодаря его психологической культуре, знаниям при организации научно обоснованного влияния на учащихся и владению учебными ситуациями [11, с. 84].
Третий этап. Интеракция и саморефлексия предполагают не только ответственность педагога, но и ответственность самого студента, его умение оценивать свою работу, осознавать результат работы, оценить то, насколько он с ней справился. Со стороны педа-
гога предоставляется студенту целый комплекс диагностических инструментов, позволяющий самостоятельно получить баллы за выполнение заданий. Как пример приводим разработанную «Шкалу для самоанализа учебной деятельности студента», которую мы успешно используем в педагогической практике со студентами (табл. 2).
Таблица 2
Когнитивно-познавательные умения 3 2 1
Уметь выделять ключевые мысли в тексте, в сообщении педагога, в прочитанной книге 3 2 1
Уметь определять связи между явлениями, представлять материал через форматирование: рисунки, символы, диаграммы 3 2 1
Уметь искать и находить нужные дополнительные источники 3 2 1
Конспективно-творческие умения 3 2 1
Уметь кратко конспектировать услышанную лекцию, кратко и бегло ее записывать 3 2 1
Уметь разрабатывать план предстоящего выступления на семинаре, конференции 3 2 1
Уметь составлять умозаключения своего сообщения, составлять краткие тезисы 3 2 1
Коммуникативно-контактные умения 3 2 1
Уметь четко формулировать вопросы к преподавателю и студентам-одногруппникам 3 2 1
Уметь активно слушать выступления своих одногруппников, преподавателей, затем анализировать и оценивать сообщения 3 2 1
Уметь проявлять инициативу в ходе работы семинара, задавать вопросы и формулировать собственные ответы 3 2 1
Задания: 1. Присвойте баллы каждому предложенному умению. 2. Определите средний балл по каждой группе умений. 3. Сделайте анализ результатов и попробуйте сделать вывод.
Студент (Дмитрий Н.), реализуя методику самоанализа собственной учебной деятельности,стал понимать и осознавать целеполагание, представлять примерный конечный результат своей работы.
Четвертый этап. Индивидуальное оценивание студента. Индивидуальная образовательная траектория предполагает оценивание выполненного задания каждым учеником. Помнить о том, что, если одного студента хорошая оценка может разочаровать при ожидании «отлично», другого же - хорошая оценка может обрадовать и стимулировать на новые учебные подвиги, а кого-то и удовлетворительные баллы будут стимулировать к дальнейшей работе. То есть педагог оценивает прогресс студента относительно самого студента, когда каждый студент демонстрирует индивидуальную динамику развития, а не по общей успеваемости в группе. В данном случае эффективным будет
метод проектов, позволяющий самостоятельно выбрать и тему, и формат будущей деятельности, подобрать необходимую научную литературу.
Пятый этап. Контроль и самоконтроль. В случае если студент научился оценивать себя самостоятельно, верно работать с распределением времени (тайм-менеджмент), расставлять приоритеты в учебной и не учебной деятельности, то можно ожидать хороших результатов. Вместе с тем роль преподавателя вуза в перспективном проектировании своей траектории студентом не ослабевает, а, напротив, усиливается, даже если студент научился контролировать больший процент своего обучения.
Исходя из вышеизложенного можно заметить возможности форсайт-технологии, позволяющие результативно интегрировать ее в практику учебного процесса. Причем занятия с использованием форсайта могут проходить как в урочном, так и внеурочном форматах [12]. Преподаватель общается со студентом, интересуется его будущими целями, его успехами, выбранными инструментами в реализации профессиональных целей. Наряду с этим педагог как наставник мягко вносит коррективы в перспективное планирование, пытается помочь, если студент терпит неудачи в реализации ИОТ.
Заключение
Использование форсайт-технологий в педагогической науке и практике диктуется стремительным изменением современного образования, особенностями которого становятся высокая скорость его изменений и растущий объем знаний. Педагогическая общественность находится в постоянном поиске инновационных способов управления образовательным процессом, прогностических технологий, позволяющих спланировать на будущее тот комплекс знаний и компетенций, которые активно востребованы на рынке труда. Форсайт-технологии обеспечат воспитание мобильного, креативного выпускника, готового к переменам и инновациям.
Отмечая успехи современных студентов в учебной деятельности, мы отводим важную роль его прогностической компетенции, способности планировать свое будущее. В результате исследования была предложена структура последовательных шагов карты академического развития студента в формате форсайт-технологии, представляющей собой методическую разработку образовательной траектории обучающихся, структура которой включала последовательные шаги. Индивидуальный подход в образовании ставил главную цель - сформировать у студентов способность самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, базирующейся на определенных принципах, главный из которых - инициатив-
ность в выборе формата заданий и самоконтроля, тем проектной деятельности, избирательность в выборе технологий и средств обучения. Немаловажным этапом в самостоятельной разработке и планировании ИОТ являются интеракция и саморефлексия, предполагающие ответственность самого студента, его умение оценивать свою работу, осознавать результат работы.
Технология форсайта имеет целью не только формирование у студентов прогностической компетенции, но и разработку стратегии развития личности специалиста нового типа с учетом оценки рисков, потенциалов внутренней и внешней среды вуза. Перспективность исследования связана с необходимостью разработки модели прогнозного академического развития студентов, включающей критериальный ряд или экспертизу практических шагов по ее результативной реализации в жизнь вуза.
Литература
1. Kozlov A. V., Kuimov V. V., Pogrebnaya T. V., Sidorkina O. V. Innovative Projects Method Application in Engineering Education // Proceedings of 2017 7th World Engineering Education Forum (WEEF), 13-16 November 2017. Kuala Lumpur, Malaysia. P. 510-525.
2. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ) : монография. М. : Мысль, Ред. философ. лит., 1979. 230 с.
3. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория. Методология. Практика. М. : Флинта, 2003. 768 с.
4. Панфилова В. М., Панфилов А. Н., Газизова А. И. Формирование форсайт-компетенции будущего учителя // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 7. С. 210-214.
5. Афанасьев Г Э. Что такое форсайт? Попытки определения [Электронный ресурс]. URL: http://stra.teg.ru/library/global/ Prognoz/foresight/4 (дата обращения: 26.01.2023).
6. Kuribayashi M., Hayashi K., Akaike S. A. Proposal of a New Foresight Platform Considering of Sustainable Development Goals // European Journal of Futures Research. 2018. Vol. 6, No 1. P. 1-16. DOI: 10.1007/s40309-017-0130-8.
7. Зверев В. С. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2010. 269 с.
8. Council Recommendation of 22 May 2018 on key competences for lifelong learning [Электронный ресурс]. URL: https:// eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX: 32018H0604(01)&rid=7 (accessed: 20.02.2022).
9. Филоненко В. И., Малышева М. С., Понеделков А. В. Коммуникации между семьей и вузом как фактор социализации студентов // Коммуникология. 2017. Т. 5. № 5. С. 34-47. DOI: 10.21453/2311-3065-2017-5-5-34-47.
10. Crawley D. Classcraft makes the classroom a giant role-playing game [Электронный ресурс]. URL: https://venturebeat. com/2014/05/31/classcraft-role-playing- classroom/ (дата обращения: 02.11.2021).
11. Якушева С. Д. Интуиция в профессиональной деятельности современного педагога-мастера // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2014. № 2. С. 80-87.
12. Naderi Beni N. Presenting a Framework for Foresight in Education // Proceedings of 5th International Conference on Education and Social Sciences. Istanbul, 2018. P. 1072-1078.
References
1. Kozlov A. V., Kuimov V. V., Pogrebnaya T. V., Sidorkina O. V. Innovative Projects Method Application in Engineering Education. Proceedings of 2017 7th World Engineering Education Forum (WEEF), 13-16 November 2017, Kuala Lumpur, Malaysia, pp. 510-525. (In English).
2. Brushlinskij A. V. Myshlenie I prognozirovanie (logiko-psikhologicheskij analiz): monografija. Institut psikho-logii. Moskva : Mysl', Red. filosof. lit. 1979. 230 p. (In Russian).
3. Gershunskij B. S. Obrazovatel'no-pedagogicheskaja prognostika. Teorija. Metodologija. Praktika. Moskva : Flinta, 2003. 768 p. (In Russian).
4. Panfilova V. M., Panfilov A. N., Gazizova A. I. Formirovanie forsajt-kompetencii budushchego uchitelja. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2019, no. 7, pp. 210-214. (In Russian).
5. Afanas'ev G. Je. Chto takoe forsajt? Popytki opredelenija. URL: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight74 (accessed: 26.01.2023). (In Russian).
6. Kuribayashi M., Hayashi K., Akaike S. A Proposal of a New Foresight Platform Considering of Sustainable Development Goals. European Journal of Futures Research, 2018, vol. 6, no. 1, pp. 1-16. DOI: 10.1007/s40309-017-0130-8. (In English).
7. Zverev V. S. Tolkovyj slovar' «Innovatsionnaja dejatel'nost». Ter-miny innovacionnogo menedzhmenta I smezhnyh oblastej (ot A do Ya). Novosibirsk : IEHOPP SO RAN, 2010, 269 p. (In Russian).
8. Council Recommendation of 22 May 2018 on key competences for lifelong learning. URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018H0604(01)&rid=7 (accessed: 20.02.2022). (In English).
9. Filonenko V. I., Malysheva M. S., Ponedelkov A. V. Kommunikacii mezhdu sem'ej i vuzom kak faktor socializacii studentov. Kom-munikologija. 2017, vol. 5, no. 5, pp. 34-47. DOI: 10.21453/23113065-2017-5-5-34-47. (In Russian).
10. Crawley D. Classcraft makes the classroom a giant role-playing game. URL: https:// venturebeat.com/2014/05/31/classcraft-role-playing-classroom/ (accessed: 02.11.2021). (In English).
11. Jakusheva S. D. Intuicija v professional'noj dejatel'nosti sovre-mennogo pedagoga-mastera. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2014, no. 2, pp. 80-87. (In Russian).
12. Naderi Beni N. Presenting a Framework for Foresight in Education. Proceedings of 5th International Conference on Education and Social Sciences, Istanbul, References, pp. 1072-1078. (In English).
УДК /UDC 378 EDN RGIDYW
Быстрай Елена Борисовна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Скоробренко Иван Александрович
аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Челпанова Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Bystray Elena B.
Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor, Head of the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk
Skorobrenko Ivan A.
Graduate Student, Lecturer of the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk
Chelpanova Elena V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of English Language and English Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА «MICROTEACHING»
OVERCOMING PROFESSIONAL BARRIERS OF FUTURE TEACHERS BASED ON THE METHOD OF MICROTEACHING
Аннотация. Авторами рассмотрены и описаны различные виды профессиональных барьеров педагога. Представлены результаты анализа понятия «микропре-
подавание», дана его характеристика. Описаны этапы реализации метода «микропреподавание» в процессе подготовки педагогов. Разработаны и представлены