Научная статья на тему 'ПРАКТИКА - ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КУРСАНТАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ БОЕПРИПАСОВ'

ПРАКТИКА - ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КУРСАНТАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ БОЕПРИПАСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕПРИПАСЫ / ПОРОХА И ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / ЛАБОРАТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боклашов Николай Михайлович

В статье приведён анализ методики привития практических навыков курсантам при проведении лабораторных испытаний порохов и взрывчатых веществ, применяемых в артиллерийских боеприпасах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боклашов Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE IS THE BASIS FOR THE TRAINING OF MILITARY ENGINEERS INSTILLING PRACTICAL SKILLS IN CADETS DURING LABORATORY TESTS OF AMMUNITION

The article provides an analysis of the methodology for instilling practical skills in cadets during laboratory tests of gunpowder and explosives used in artillery ammunition.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА - ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КУРСАНТАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ БОЕПРИПАСОВ»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Н.М. БОКЛАШОВ N.M. BOKLASHOV

ПРАКТИКА - ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ

PRACTICE IS THE BASIS FOR THE TRAINING OF MILITARY ENGINEERS

ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КУРСАНТАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ БОЕПРИПАСОВ

INSTILLING PRACTICAL SKILLS IN CADETS DURING LABORATORY

TESTS OF AMMUNITION

Сведения об авторе: Боклашов Николай Михайлович - профессор кафедры порохов и взрывчатых веществ Пензенского артиллерийского инженерного института (филиала Военной академии материально-технического обеспечения), кандидат технических наук, профессор (г. Пенза. E-mail: boclashov@yandex.ru).

Аннотация. В статье приведён анализ методики привития практических навыков курсантам при проведении лабораторных испытаний порохов и взрывчатых веществ, применяемых в артиллерийских боеприпасах.

Ключевые слова: боеприпасы, пороха и взрывчатые вещества, лабораторные испытания, практические навыки курсантов.

Information about the author: Nikolay Boklashov - Professor of the Department of Powders and Explosives of the Penza Artillery Engineering Institute (a branch of the Military Academy of Logistics), Candidate of Technical Sciences, Professor (Penza. E-mail: boclashov@yandex.ru).

Summary. The article provides an analysis of the methodology for instilling practical skills in cadets during laboratory tests of gunpowder and explosives used in artillery ammunition.

Keywords: ammunition, gunpowder and explosives, laboratory tests, practical skills of cadets.

В современных условиях требования к качеству подготовки офицерских кадров возрастают, что объясняется совершенствованием систем вооружения и повышением их качества. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определили виды профессиональной деятельности выпускников: научно-исследовательская; про-ектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; полигонно-испытательная. Следовательно, выпускники должны уметь на высоком уровне выполнять научные исследования, про-

водить контроль технического состояния ракетно-артиллерий-ского вооружения, боеприпасов, порохов и взрывчатых веществ, оценивать эффективность их боевого применения. Теоретические основы контроля технического состояния изделий формируются на лекционных занятиях в специализированных классах, при лабораторных исследованиях технических характеристик порохов и взрывчатых веществ.

В области научно-исследовательской деятельности выпускник должен обладать такими профессиональными компетенциями, как способность анализировать теку-

щее состояние и тенденции развития стрелкового, артиллерийского и ракетного оружия, способность работать с научно-технической литературой и электронными средствами, способность самостоятельно выполнять научно-исследовательские работы и их отдельные разделы поискового и прикладного характера, способность технически грамотно оформлять результаты научных исследований в форме отчётов и публикаций.

Великий русский учёный-химик Д.И. Менделеев писал: «России нельзя без того, чтобы её военное могущество не постра-

дало, быть позади других народов и только заимствовать от них то, что они сочтут возможным ей уделить». Эти слова не потеряли своей актуальности и сегодня.

Д.И. Менделеев стоял у истоков создания пороховой промышленности в России. По заданию российского правительства он четыре года занимался проблемой разработки бездымных порохов. За это время он изучил технологию их производства в Англии и Франции, разработал пиро-коллодийный порох, предложил технологию обезвоживания пироксилина, создал проект исследовательской лаборатории для изучения свойств порохов.

В докладной записке на имя военного министра (1891 г.) Дмитрий Иванович пишет: «...Бездымный порох составляет новое звено между могуществом стран и научным их развитием. По этой причине, принадлежа к числу ратников русской науки, я на склоне лет и сил не осмелился отказаться от разбора задач бездымного пороха.».

Известно, что эффективность боевого применения и безопасность эксплуатации боеприпасов в значительной степени зависят от их технического состояния. При длительном хранении артилле-

рийские боеприпасы изменяют свои баллистические и взрывчато-энергетические характеристики вследствие протекания процессов «старения» материалов под действием температуры и влажности окружающей среды. Составные части из металлов могут подвергаться коррозии. В по-рохах, ракетных твёрдых топли-вах и взрывчатых веществах при хранении боеприпасов протекают различные физико-химические процессы, вследствие этого изменяются их скорость горения, теплота горения, взрывчато-энергетические характеристики, химическая стойкость и запас химической стойкости. В конечном итоге изменяются начальная скорость и рассеивание снарядов, снижается точность стрельбы. При глубоком химическом разложении пороха и ракетные топлива становятся опасными в обращении и подлежат утилизации или уничтожению.

Таким образом, контроль технического состояния боеприпасов имеет большое значение для обеспечения их надёжности функционирования и безопасности эксплуатации.

По этому поводу Д.И. Менделеев писал: «Лаборатории взрывчатых веществ должны дать

самостоятельные русские исследования, как видов порохов, так и процессов, происходящих при их употреблении, должны быть научными союзниками военной силы своей страны уже потому, что сильное войско обеспечивает мир.».

Эффективность контроля технического состояния боеприпасов в целом, в частности порохов и взрывчатых веществ, определяется не только материальной базой, но и наличием высококвалифицированных специалистов. Для подготовки таких специалистов необходимы не только теоретические знания, но и практические навыки проведения испытаний порохов, ракетных твёрдых топлив и взрывчатых веществ лабораторными методами (см. фото 1).

О подготовке специалистов в области исследования порохов Д.И. Менделеев писал следующее: «Лица, изучившие в лабораториях взрывчатых веществ теоретическую и практическую стороны их производства, окажутся незаменимыми во всех отраслях пороховой техники. В России придёт время, когда будет осознана необходимость особых химиков-техников, специально изучивших сложное дело производства пороха для разных целей армии и флота. Лаборатории взрывчатых веществ станут центром успехов в этом отношении».

В настоящее время в Вооружённых Силах Российской Федерации таким «центром» подготовки специалистов по эксплуатации боеприпасов и ракетно-артилле-рийского вооружения является Пензенский артиллерийский инженерный институт (филиал Военной академии материально-технического обеспечения). Наш институт готовит специалистов не только для Вооружённых Сил Российской Федерации, но и для многих зарубежных государств. За заслуги в подготовке военных специалистов по ракетно-артил-лерийскому вооружению Выс-

шая артиллерийско-техническая школа (ныне Пензенский артиллерийский инженерный институт) в 1945 году награждена орденом Красной Звезды.

За подготовку иностранных военных специалистов Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище (ныне институт) награждено орденом Германской Демократической Республики «За заслуги перед народом и Отечеством» в золоте (1974); орденом «Красная Звезда» Чехословацкой Социалистической Республики (1978), орденом «За военные заслуги» I степени Социалистической Республики Вьетнам (1983); орденом «Красная Звезда» Венгерской Народной Республики (1985).

В 1958 году в Пензенском высшем артиллерийском инженерном училище приказом Министра обороны СССР создана кафедра порохов и взрывчатых веществ, которая готовила военных специалистов по технологии производства и эксплуатации порохов и взрывчатых веществ.

В настоящее время кафедра порохов и взрывчатых веществ совместно с другими кафедрами участвует в подготовке специалистов по эксплуатации артиллерийских боеприпасов и ракет-но-артиллерийского вооружения. Кроме этого на кафедре проводится переподготовка офицеров, увольняемых в запас.

На кафедре изучаются дисциплины по программам высшего образования: «Химия», «Экология», «Основы проектирования, производства и испытаний боеприпасов и их элементов» (раздел «Основы производства и испытаний энергонасыщенных материалов»); по программам среднего профессионального образования: «Основы устройства и функционирования вооружения и военной техники» (раздел «Пороха и взрывчатые вещества»), «Испытания и контроль систем вооружения на стадии конструкторской подготовки производства»

(раздел «Виды испытаний и контроля порохов, ракетных твёрдых топлив и взрывчатых веществ на стадиях конструкторской подготовки»), «Экологические основы природопользования».

Возглавляет кафедру начальник кафедры кандидат технических наук, доцент полковник Н.Н. Борисов.

Профессорско-преподавательский состав имеет большой опыт проведения всех видов занятий. На кафедре успешно трудятся: доктор технических наук, доцент Терен-тьев А. Б.; доктор технических наук, профессор Пономарёва О. Н.; кандидат технических наук, профессор Боклашов Н. М.; кандидат технических наук, доцент Сёмина О. Н.; заместитель начальника кафедры кандидат технических наук подполковник Авдеев В. В.

В состав кафедры входят три учебные лаборатории («Ракетных топлив и порохов», «Химии и взрывчатых веществ», «Горения и взрыва»), которые возглавляют заведующие лабораториями Сту-пишин В. В., Усманов А.Ш. и Николаев В. А.

Следует отметить сотрудников лаборатории, которые имеют большой опыт проведения испытаний порохов и взрывчатых веществ, - это инженеры Шпы-неваН. В., СветцоваГ. М., Сони-на Л. А. и др.

Для привития курсантам практических навыков проведения испытаний порохов и взрывчатых веществ на кафедре проводятся лабораторные работы по определению:

1) удельной плотности и гравиметрической плотности порохов;

2) теплоты горения порохов;

3) скорости горения и закона скорости горения ракетных твёрдых топлив;

4) химической стойкости и запаса химической стойкости поро-хов и ракетных твёрдых топлив (см. фото 2);

5) изготовление и испытание пиротехнических составов и др.

Кроме этого, проводятся испытания порохов и взрывчатых веществ для оценки их чувствительности к удару и нагреву (см. фото 3) с целью определения безопасности эксплуатации боеприпасов.

Качество выполняемых выпускниками обязанностей при организации производства и эксплуатации порохов, взрывчатых веществ, разрывных, метательных и ракетных зарядов будет определяться уровнем полученных курсантами знаний и практических навыков обращения с порохами и ВВ.

В связи с этим целью лабораторных работ является практическое освоение курсантами научно-теоретических положений изучаемых на кафедре дисциплин, овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой, формирование общих и профессиональных компетенций.

Особенностью проводимых лабораторных работ по исследованию свойств порохов и взрывчатых веществ является то, что эти работы имеют повышенную опасность, на выполнение которых оформляется допуск на проведение работ повышенной опасности.

На каждую лабораторную работу разрабатываются задание и методические рекомендации. Лабораторные занятия должны способствовать привитию курсантам командных и методических навыков, с этой целью рекомендуется на каждой лабораторной работе задания формулировать на фоне ролевой игры с исполнением обязанностей курсантами по первичным должностям в войсках.

При работе с порохами и ВВ количество обучаемых в подгруппе не должно превышать 8 человек.

В лаборатории начальник лаборатории назначает сотрудника лаборатории, ответственного за

Фото2. Испытания пороха на химическую стойкость на установке «Вулкан»

Фото3. Испытания пороха на стойкость к нагреву на установке «Тепло»

подготовку и проведение лабораторной работы.

За две недели до начала лабораторных работ преподаватель выдаёт курсантам задание на лабораторные работы.

В задании указываются: название лабораторной работы, цель лабораторной работы, рекомендованная литература, теоретическая и практическая часть работы, которую должны изучить курсанты, исходные данные для выполнения работы, контрольные вопросы. Имея такое задание, выданное преподавателем заблаговременно, курсанты должны подготовиться к предстоящему занятию с использованием рекомендованной нормативно-технической документации, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, в том числе электронных изданий. В обязанности преподавателя в этом случае входят: организация самостоятельной работы курсантов по подготовке к занятию, проведение индивидуальных и коллективных консультаций, проверка готовности лабораторного оборудования и документации.

В начале каждого семестра обучения в лабораторию подаётся заявка на материальное обеспечение работы. В лаборатории инженер,

ответственный за подготовку и проведение лабораторной работы, производит подготовку лабораторного оборудования и химических реактивов. Преподаватель осуществляет контроль готовности оборудования и необходимых материалов.

В часы самостоятельной подготовки курсанты изучают с применением рекомендованной литературы теоретическую часть, порядок выполнения экспериментальной части, обработки результатов эксперимента и требования к оформлению отчёта, готовят ответы на поставленные вопросы.

Заведующий лабораторией оформляет допуск на выполнение работы повышенной опасности.

Накануне занятия преподаватель утверждает у начальника кафедры план проведения лабораторной работы, окончательно проверяет готовность оборудования и необходимых материалов, в часы самостоятельной работы проводит консультацию с обучаемыми.

В ходе консультации курсанты знакомятся с устройством и работой лабораторного оборудования, закрепляют знания по порядку выполнения лабораторной работы, изучают меры безопасности.

В начале занятия с использованием презентации преподаватель

объявляет тему занятия, цель занятия, учебные вопросы, порядок выполнения лабораторной работы, обосновывает актуальность данной работы с точки зрения выполнения функциональных обязанностей на первичных офицерских должностях, применения полученных знаний и умений при выполнении курсовых и дипломных работ. Проводит устный или письменный контроль знаний обучаемых по теории и практике выполнения лабораторной работы.

На рабочем месте преподаватель проводит целевой инструктаж по мерам безопасности, путём опроса убеждается в усвоении требований инструкции по технике безопасности, курсанты расписываются в журнале инструктажа.

Затем курсанты приступают к выполнению экспериментальной части под руководством преподавателя и инженера лаборатории. В ходе работы преподаватель контролирует правильность выполнения опытов и правильность полученных результатов, при необходимости оказывает помощь, контролирует соблюдение воинской дисциплины, распорядка дня и правил техники безопасности, правильность представления экспериментальных данных.

В процессе выполнения лабораторных работ курсанты ведут все необходимые записи, связанные с экспериментами. В рабочей тетради или на специальном бланке отчёта кратко излагается поставленная экспериментальная задача, характеризуется методика её выполнения, приводятся поясняющие записи, схемы, таблицы и другие материалы. Заносятся все наблюдения по ходу выполнения эксперимента, а также результаты в виде выводов с соответствующими таблицами и графиками.

Обработку результатов эксперимента, выполнение расчётов, построение таблиц и графиков целесообразно проводить с применением ЭВМ (см. фото 4), например, с помощью программы EXCEL.

Отчёт должен содержать: название работы, цель работы, порядок выполнения работы, результаты эксперимента, результаты обработки экспериментальных данных в виде таблиц и графиков, выводы по работе.

В конце лабораторной работы преподаватель подводит её итоги, даёт оценку работы каждого курсанта и необходимые указания по устранению выявленных в ходе занятия недостатков. Каждый курсант оценивается преподавателем, и оценки выставляются в журнал учёта учебных занятий.

Привитие курсантам навыков выполнения экспериментальных исследований помогает им в научно-исследовательских работах, выполняемых по тематике военно-научного общества. Для практической реализации этих работ необходимо, чтобы они были направлены на решение задач, связанных с опытом боевого применения вооружения и боеприпасов в военных конфликтах за пределами Российской Федерации.

В качестве примера следует отметить конкурсную военно-научную работу курсанта Н.О. Зерно-ва. В его работе предложен способ

быстрой постановки дымовой завесы над подразделениями при воздушном нападении авиации противника с высокоточными бомбами, имеющими лазерную систему наведения.

Научная новизна работы заключается в разработке конструкции малогабаритной управляемой ракеты с дымогенераторной боевой частью, позволяющей в течение нескольких секунд поставить дымовую завесу на требуемой высоте без создания дымовых помех защищаемым объектам. Дымовая завеса создаёт помехи лазерным системам наведения и снижает эффективность применения высокоточных авиационных бомб противника. Научная новизна работы подтверждена патентом на полезную модель. По результатам исследований опубликованы четыре статьи. На разработанные технические решения получены пять свидетельств на рационализаторские предложения. В 2021 году военно-научная работа курсанта Н.О. Зернова была представлена на конкурс в Михайловскую военную артиллерийскую академию и заняла второе место. Курсант Н.О. Зернов защитил в этом году дипломную работу с оценкой «отлично» и убыл для прохождения военной службы в войска. Его дипломная работа

была отмечена председателем государственной аттестационной комиссии как одна из лучших работ. Несомненно, полученный практический опыт работы на кафедре порохов и взрывчатых веществ поможет ему правильно организовывать эксплуатацию и проводить контроль технического состояния артиллерийских боеприпасов и ракет.

Таким образом, практическая направленность обучения имеет важное значение для повышения качества подготовки курсантов и последующего выполнения функциональных обязанностей выпускниками Пензенского артиллерийского инженерного института на первичных офицерских должностях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Менделеев, Д. И. Сочинения. Том 9.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. 314 с.

2. Боклашов, Н. М. Планирование эксперимента и статистический анализ данных в управлении качеством артиллерийского вооружения и боеприпасов: монография / Н. М. Боклашов.- Пенза: Филиал ВА МТО, Пенз. арт. инж. ин-т, 2018. 138 с.

3. Боклашов, Н. М. Основы проектирования, производства и испытаний боеприпасов и их элементов. Руководство к лабораторным работам: учеб. метод. пособие / Н. М. Боклашов, А. Б. Терентьев.- Пенза: Филиал ВА МТО, Пенз. арт. инж. ин-т, 2021. 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.