Научная статья на тему 'ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ'

ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучмурукова Екатерина Александровна, Шаньгинова Галина Алексеевна

Рассматриваются особенности организации и проведения различных видов практик кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры, характеризуются базы практик, проводимые стационарным и выездным способом, выявляются различия в содержании заданий практик для студентов очной и заочной форм обучения, описывается содержание учебной и производственных практик, поднимаются проблемы, возникающие в ходе их организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучмурукова Екатерина Александровна, Шаньгинова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE AS A MEANS OF FORMING PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE LIBRARIANS

The problem of choosing the means of professional training of future specialists in the library and information sphere is repeatedly raised by specialists and is one of the most relevant in Russian education. Among the works devoted to this topic, we should note the publications of O.A. Lopatina, V.K. Klyuev, G.I. Sbitneva and A.Sh. Merkulova, T.N. Somova, G.A. Starodubova and other authors. The organization of all types of practices in the field of training 51.03.06 “Library and information activities” (qualification (degree) - bachelor) in THE East Siberian state Institute of culture (VSGIK) is carried out in accordance with the regulatory documents of Federal and local significance. As a stationary base practice defined by the largest library in the city of Ulan-Ude. Among them, GAUC “national library of the Republic of Buryatia”, UIA “Centralized library system of Ulan-Ude”, “Republican children's and youth library”, scientific libraries of higher educational institutions of the city. These organizations are used for conducting training practices for students of all forms of education, are the main ones for the majority of fulltime students when passing all types of industrial practices. The main types of libraries are represented among the field practices of distance learning students: the main libraries of the subjects of the Russian Federation, district, city, University, school, etc. The geography of visiting practices is very extensive: the republics of Buryatia, Sakha (Yakutia), Tuva, Irkutsk region, Zabaykalsky and Krasnoyarsk territories. Students of correspondence education have a library as their practice base, where they carry out their professional activities. The choice of places of practice for people with disabilities is made taking into account the state of health of students and accessibility requirements. Many databases (specialized organizations) are adapted for students with different nosologies. Important attention is paid to the educational and methodological support of practices. In recent years, several educational manuals have been published that regulate the procedure for passing various types of practices. The procedure for conducting the practice is strictly regulated, at the beginning of any practice, an introductory conference is organized, and at the end - the final one. Reporting documentation on practices is completed and submitted by the student in a complete package in printed and electronic versions at the final conference. The first practice is educational, then production and pre-graduate, completing this section of training. Thus, practices contribute to better training of specialists in the library and information sphere, allow you to establish the relationship between theoretical and practical training of students, get acquainted with the work of librarians directly at the workplace. The solution to the problem of reducing the hours allocated to all types of practices is facilitated by practice-oriented training, during which students get the opportunity to interact with employers not only when passing the practice, but also when studying various disciplines of the curriculum.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 49. С. 80-89. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 49. pp. 80-89.

Научная статья УДК 378.016

doi: 10.17223/22220836/49/7

ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Екатерина Александровна Кучмурукова1, Галина Алексеевна Шаньгинова2

1 2 Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Улан-Удэ, Россия

1 kuchmurukova@mail.ru

2 gala_shanginova@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности организации и проведения различных видов практик кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры, характеризуются базы практик, проводимые стационарным и выездным способом, выявляются различия в содержании заданий практик для студентов очной и заочной форм обучения, описывается содержание учебной и производственных практик, поднимаются проблемы, возникающие в ходе их организации.

Ключевые слова: учебная практика, производственная практика, преддипломная практика, библиотечно-информационная деятельность, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

Для цитирования: Кучмурукова Е.А., Шаньгинова Г.А. Практика как средство формирования профессиональных качеств будущих библиотекарей // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 49. С. 80-89. doi: 10.17223/22220836/49/7

Original article

PRACTICE AS A MEANS OF FORMING PROFESSIONAL QUALITIES OF FUTURE LIBRARIANS

Ekaterina A. Кuchmurukova1, Galina A. Shanginova2

1 2 East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude, Russian Federation

1 kuchmurukova@mail.ru

2 gala_shanginova@mail.ru

Abstract. The problem of choosing the means of professional training of future specialists in the library and information sphere is repeatedly raised by specialists and is one of the most relevant in Russian education. Among the works devoted to this topic, we should note the publications of O.A. Lopatina, V.K. Klyuev, G.I. Sbitneva and A.Sh. Merkulova, T.N. Somova, G.A. Starodubova and other authors.

The organization of all types of practices in the field of training 51.03.06 "Library and information activities" (qualification (degree) - bachelor) in THE East Siberian state Institute of culture (VSGIK) is carried out in accordance with the regulatory documents of Federal and local significance.

© Е.А. Кучмурукова, Г.А. Шаньгинова, 2023

As a stationary base practice defined by the largest library in the city of Ulan-Ude. Among them, GAUC "national library of the Republic of Buryatia", UIA "Centralized library system of Ulan-Ude", "Republican children's and youth library", scientific libraries of higher educational institutions of the city. These organizations are used for conducting training practices for students of all forms of education, are the main ones for the majority of fulltime students when passing all types of industrial practices.

The main types of libraries are represented among the field practices of distance learning students: the main libraries of the subjects of the Russian Federation, district, city, University, school, etc. The geography of visiting practices is very extensive: the republics of Buryatia, Sakha (Yakutia), Tuva, Irkutsk region, Zabaykalsky and Krasnoyarsk territories. Students of correspondence education have a library as their practice base, where they carry out their professional activities.

The choice of places of practice for people with disabilities is made taking into account the state of health of students and accessibility requirements. Many databases (specialized organizations) are adapted for students with different nosologies.

Important attention is paid to the educational and methodological support of practices. In recent years, several educational manuals have been published that regulate the procedure for passing various types of practices.

The procedure for conducting the practice is strictly regulated, at the beginning of any practice, an introductory conference is organized, and at the end - the final one. Reporting documentation on practices is completed and submitted by the student in a complete package in printed and electronic versions at the final conference.

The first practice is educational, then production and pre-graduate, completing this section of training.

Thus, practices contribute to better training of specialists in the library and information sphere, allow you to establish the relationship between theoretical and practical training of students, get acquainted with the work of librarians directly at the workplace. The solution to the problem of reducing the hours allocated to all types of practices is facilitated by practice-oriented training, during which students get the opportunity to interact with employers not only when passing the practice, but also when studying various disciplines of the curriculum. Keywords: educational practice, industrial practice, pre-graduate practice, library and information activities, East Siberian state Institute of culture.

For citation: Kuchmurukova, E.A. & Shanginova, G.A. (2023) Practice as a means of forming professional qualities of future librarians. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 49. pp. 80-89. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/49/7

Система отечественного высшего библиотечно-информационного образования видоизменяется в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Особое значение приобретает практи-ко-ориентированный подход, усиливающий мотивированность будущего специалиста, его профессиональную подготовку, максимально приближенный и учитывающий профиль сферы трудоустройства выпускника.

Проблема выбора средств профессиональной подготовки будущих специалистов библиотечно-информационной сферы неоднократно поднимается в публикациях авторов и является одной из актуальных тем в отечественном образовании.

Интересной работой по изучаемой проблеме является статья О.А. Ло-патиной [1], в которой приводятся результаты контент-анализа публикаций по вопросам организации разных видов практик. Проведение данного метода позволило автору определить наиболее изученные и фактически незатронутые специалистами аспекты темы. Кроме того, ею особо подчеркивается роль работодателей в процессе обучения студентов по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» [2]. В статье представлены

итоги апробированного в 2019 г. в Московском государственном институте культуры (МГИК) пилотного проекта «Партнеры МГИК - библиотекарям нового поколения». Согласно разработанной педагогической стратегии, одним из направлений, в котором предполагается тесное взаимодействие между педагогами вуза и сотрудниками библиотек, является практика. Ранее на приоритетность практико-ориентированной подготовки будущих библиотекарей указывал В.К. Клюев [3].

Ряд статей описывают опыт конкретных отраслевых вузов. Так, работа кафедры технологии документальных коммуникаций КемГИК в данном направлении обобщена Г.И. Сбитневой и А.Ш. Меркуловой [4]. Опыт Орловского государственного института культуры рассмотрен Т.Н. Сомовой [5]. Отдельные публикации посвящены анализу конкретных видов практик, в частности, работа Г.А. Стародубовой [6] описывает особенности организации производственной (педагогической) практики. При этом автор особое внимание уделяет характеристике разных этапов практики через призму формируемых компетенций.

Организация всех видов практик по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация (степень) -бакалавр) во ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» (ВСГИК) осуществляется согласно нормативно-правовым документам федерального значения:

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 № 1383 (с доп. и изм.);

ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информа-ционная деятельность», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 № 1001.

Среди локальных документов, регламентирующих образовательный процесс в вузе: Устав ФГБОУ ВО ВСГИК, Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности в ФГБОУ ВО ВСГИК по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, Положение о порядке разработки и реализации основной профессиональной образовательной программы в ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», Положение о практике обучающихся в ФГБОУ ВО ВСГИК, Положение об электронной информационно-образовательной среде в ФГБОУ ВО ВСГИК, Положение о фонде оценочных средств, Положение об организации образовательного процесса в ФГБОУ ВО ВСГИК для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и др. Все нормативные документы представлены на официальном сайте ВСГИК в разделе «Сведения об образовательной организации». Кроме того, на главной странице имеется раздел для обучающихся «Студенту», где в подразделе «Практика» размещена подробная информация о порядке организации данного вида учебной деятельности, перечень заключенных ВСГИК договоров о практике и бланки отчетных документов по итогам прохождения практики для студентов [7].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-

информационная деятельность» прохождение практики является одним из важных условий подготовки обучающихся к профессиональной деятельности. Являясь особым видом учебных занятий, практика дает возможность не только закрепить знания, полученные в результате теоретического освоения предусмотренных учебным планом курсов, но и выработать практические навыки, подойти комплексно к формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся.

Практика проводится в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. Периоды ее проведения предполагают в зависимости от формы обучения различные сроки. Согласно учебному плану у студентов очной формы предусмотрены учебная, производственная и преддипломная практики (1 неделя, 5 недель, 2 недели соответственно). Распределение практики по заочной форме обучения предполагает аналогичные виды практик, отличающиеся по срокам: так, учебная практика и преддипломная проводятся в течение двух недель, в то время как производственная сокращена до четырех недель. Одинаковые по срокам практики, завершающие процесс обучения студента, - преддипломные. Безусловно, объем времени, отведенный на выполнение заданий по практикам, весьма ограничен, не дает возможность студенту в полной мере сосредоточиться на задачах практики. Частично эта проблема на всех формах обучения решается привлечением наиболее опытных практиков к преподаванию ряда дисциплин и проведение их на базе ведущих библиотек Республики Бурятия.

В ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» основные способы проведения практики - стационарная и выездная. В качестве стационарной выступает практика, которая проводится в вузе либо профильной организации, расположенной на территории Улан-Удэ. Выездная практика проводится вне города Улан-Удэ. Условия проведения данного вида практики определяются «Положением о порядке обеспечения обучающихся проездом к месту проведения практики и обратно, а также проживанием их вне места жительства в период прохождения практики».

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов (БИР) ежегодно заключает долгосрочные договоры с различными организациями, учреждениями, выступающими местом практики студентов. На данный момент институтом заключено 9 договоров для проведения стационарной практики и более 30 для проведения выездной. При этом год от года наблюдается рост количества библиотек, входящих в их состав, и расширение географии их распространения. Так, за период 2017/2018 учебный год число заключенных договоров составило 4, в следующем 2018/2019 учебном году - 7, что свидетельствует о динамике роста договоров с библиотеками различных регионов.

В качестве стационарных баз практик определены наиболее крупные библиотеки г. Улан-Удэ. Среди них ГАУК «Национальная библиотека Республики Бурятия», МАУ «Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ», «Республиканская детско-юношеская библиотека», научные библиотеки высших учебных заведений города. При этом данные организации используются для проведения учебной практики для студентов всех форм обучения, а также являются основными для большинства обучающихся-очников при прохождении всех видов производственных практик.

Выездные практики преимущественно используются обучающимися заочной формы обучения: среди баз практик - главные библиотеки субъектов РФ (Национальная библиотека Республики Бурятия, ГУК «Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина»), районные («Нижнеангарская межпоселенческая центральная библиотека» р.п. Нижне-ангарск Северо-Байкальского р-на Бурятии, МКУК «Межпоселенческая центральная библиотека» Усть-Удинского р-на Иркутской обл., МБУ «Прибайкальская межпоселенческая центральная библиотека» с. Турунтаево Прибайкальского района Республики Бурятия, МБУК МОБ Балаганского р-на «Центральная межпоселенческая библиотека» п. Балаганск Иркутской области, МБУК ЦБС МО «Окинский район» с. Орлик Окинского р-на Республика Бурятия, МАУК ЦБС «Межпоселенческая центральная библиотека» п. Заиг-раево Заиграевского р-на Республики Бурятия, МБУ «Иволгинская ЦБС» с. Иволгинск Иволгинского р-на Республики Бурятия и др.), городские (МАУ ЦБС г. Улан-Удэ, МБУК АГО «ЦБС» г. Ангарск Иркутской области, МУК ЦБС ЦГБ г. Саянска Иркутской обл., МБУ НГБ «Нерюнгринская городская библиотека» г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) и др.), вузовские (научные библиотеки ВСГИК, ВСГУТУ, БГСХА), школьные (МОУ Шилкинская СОШ № 51 п. Шилка Шилкинского р-на Забайкальского края, МБОУ СОШ № 77 г. Иркутска, МБОУ СОШ № 17 ст. Хушенга Хилокского р-на Забайкальского края) и т.д. География выездных практик весьма обширная: республики Бурятия, Саха (Якутия), Тува, Иркутская область, Забайкальский и Красноярский край. Таким образом, среди баз практик студентов представлены основные виды библиотек. Со многими библиотеками установлены деловые контакты, что позволяет говорить об успешном взаимодействии, совместном решении вопросов с работодателями, возникающих в процессе организации практики.

У студентов заочной формы обучения, как правило, в качестве базы практики выступает библиотека, в которой они осуществляют профессиональную деятельность. Студентам-очникам значительно сложнее, поскольку производственная практика проходит после сессии, в результате чего приходится констатировать фактор усталости студента, кроме того, необходимо время на освоение в новом коллективе. Наш опыт свидетельствует, что для студентов, обучающихся на очном отделении, практика - возможность не только продемонстрировать свои знания, умения и навыки, но и определиться с местом своей будущей работы.

Среди организаций, являющихся базами практик студентов по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», чаще всего можно отметить библиотеки, с которыми вуз сотрудничает значительное время, но встречаются и единичные, редко используемые - ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко», ВС ЦНТИБ Восточно-Сибирской железной дороги - филиал ОАО «Российские железные дороги» на станции Улан-Удэ и др. Сложности взаимодействия с данными учреждениями заключаются в отсутствии информации на сайтах баз практик.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ОВЗ производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований доступности. Многие базы (профильные организации) адаптированы под студентов с различными нозо-логиями. Национальная библиотека Республики Бурятия, Научная библиоте-

ка Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ) оснащены специальным оборудованием для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей и предусматривают в случае необходимости вызов сотрудника. В частности, НБ ВСГУТУ оборудована лифтом, пандусами и туалетными комнатами, Национальная библиотека Республики Бурятия имеет телескопический пандус, кнопку вызова сотрудника библиотеки и другие виды приспособлений для разных нозологий.

Важное внимание уделяется учебно-методическому обеспечению практик. Педагоги кафедры ежегодно обновляют методические рекомендации с учетом мнения работодателей. В последние годы изданы учебно-методические пособия, регламентирующие порядок прохождения разных видов практик. Так, в 2017 г. была выпущена программа преддипломной практики [8], в 2019 г. - рекомендации по прохождению учебной и производственных практик для студентов очной формы обучения [9]. В них обозначены цели и задачи конкретных видов практик, их объем и сроки, формируемые компетенции. Каждое пособие включает несколько разделов, в которых описываются определенные задачи. Наиболее значимыми для студентов являются разделы, включающие задания, соотнесенные с конкретным видом практики, оценочные средства, использующиеся для характеристики сформированности в ходе практик компетенций, и формы отчетных документов, которые необходимо предоставить на отчетной конференции. Списки основной и дополнительной литературы оказываются востребованными при подготовке к практике: с их помощью студенты имеют возможность своевременно внести изменения и дополнения в отчетные документы, пояснить непонятные фрагменты.

Порядок проведения практики строго регламентирован, в начале любой практики организуется установочная конференция, по окончании - итоговая. Отчетная документация по практикам заполняется и сдается студентом полным пакетом в печатном и электронном варианте на итоговой конференции.

Первой практикой является учебная, предполагающая экскурсии по крупным республиканским, городским библиотекам. В процессе ее прохождения студенты знакомятся с библиотеками, изучают их функции, задачи, основные показатели работы. В число баз учебных практик по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе научно-исследовательской деятельности (ознакомительной), входят ведущие библиотеки: Национальная библиотека Республики Бурятия, МАУ «Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ», Республиканская детско-юношеская библиотека, научная библиотека ВСГУТУ. По окончании учебной практики предусмотрена производственная.

Некоторые отличия в содержании производственных практик обусловлены разными профилями подготовки, по которым обучаются студенты очной и заочной формы обучения. Производственные практики в соответствии с видами профессиональной деятельности поделены на несколько типов. Для всех форм обучения проводятся научно-исследовательская, технологическая, преддипломная практики и практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Для студентов очной формы обучения дополнительно определена информационно-аналитическая, для за-

очников - аналитико-синтетическая практика. Таким образом, практики способствуют формированию всех профессиональных компетенций, предусмотренных конкретным учебным планом.

Производственные практики являются своеобразным этапом, трамплином, с помощью которого студент закрепляет полученные в ходе учебных занятий теоретические знания, приобретает необходимые практические навыки и переходит к изучению более сложных дисциплин. Различные типы практик предполагают выполнение заданий по базовым библиотечно-библиографическим дисциплинам, среди которых «Общее библиографоведе-ние», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Документове-дение», «Библиотечный фонд», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Отраслевые информационные ресурсы», «Методика изучения информационных потребностей», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиографическая деятельность библиотеки» и др. Практика формирует навыки обучающегося, способствует повышению его активности, формирует основы самостоятельной работы студента. С этой целью в программы включены разнообразные по содержанию задания. Помимо изучения и анализа внутренней документации, студентам предлагается составить программу научного исследования и провести его, составить библиографические описания и проиндексировать документы, подготовить информационно-аналитические продукты, организовать мероприятия и выставки, обслужить читателей, выполнить различные виды справок, принять участие в комплектовании библиотечных фондов и т.д. Наибольший интерес вызывают задания, связанные с разработкой различных проектов и программ. Так, студентам предлагается принять участие в разработке проекта оптимальной библиотечной среды, составить программу продвижения чтения для различных категорий пользователей и др.

По окончании учебной, производственной практики студенты направления подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» переходят к производственной (преддипломной), завершающей данный раздел обучения. Итоговая практика направлена на выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР). Опираясь на использование фактического материала, собранного в библиотеках и иных научных, информационных учреждениях и организациях, обучающийся анализирует проблемы библиотечно-информационной деятельности.

У студентов очной и заочной форм обучения цели производственной (преддипломной) практики различаются. Так, первые создают информационно-аналитическую продукцию на основе анализа информационных ресурсов; вторые - заочной формы обучения - изучают и анализируют информационные, кадровые, экономические и материально-технические ресурсы библиотеки.

Производственная (преддипломная) практика для студентов всех форм обучения состоит из нескольких последовательных этапов, с помощью которых формируются профессиональные компетенции, необходимые будущему специалисту библиотечно-информационной сферы. Отразим основные этапы производственной (преддипломной) практики в таблице.

Сравнительный анализ этапов производственной (преддипломной) практики позволяет выявить как общие, так и отличительные особенности, продиктованные различиями в профилях обучаемых.

Этапы практики производственной (преддипломной) практики

Stages of the practice of industrial (pre-graduate) practice

№ п/п Задание

Для студентов очной формы обучения

Установочная конференция

1 Выявление, анализ и оценка информационных ресурсов по теме ВКР

2 Аналитико-синтетическая переработка выявленной информации

3 Создание информационно-аналитической продукции по теме ВКР

4 Подготовка презентации готовой информационно-аналитической продукции

Итоговая конференция

Для студентов заочной, заочной (ускоренной) формы обучения

Установочная конференция

1 Изучение и анализ библиотечно-информационной деятельности в ракурсе проблематики ВКР

2 Использование научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности

3 Проведение социологического, психолого-педагогического и маркетингового исследования (в зависимости от темы ВКР)

4 Использование методов качественной и количественной оценки работы библиотеки при подготовке ВКР

5 Выявление и оценка профессиональных инноваций

Итоговая конференция

Таким образом, практики способствуют более качественной подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы, позволяют установить взаимосвязь между теоретическим и практическим обучением студентов, ознакомиться с работой библиотекарей непосредственно на рабочем месте. Однако сокращение общих сроков обучения студентов по программам бакалавриата привело к уменьшению часов, отведенных на все виды практик. Это привело к необходимости пересмотра программ практик (отказ от заданий, на реализацию которых требуется долгое время, совмещение ранее разведенных практик). Решению проблемы способствует практико-ориентированное обучение, в ходе которого студенты получают возможность взаимодействовать с работодателями не только при прохождении практики, но и при изучении различных дисциплин учебного плана.

Список источников

1. Лопатина О.А. Комплексный подход к организации практик бакалавров библиотечно-информационной деятельности: проблемы и решения // Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры: материалы науч.-практ. конф. / под науч. ред. Р.Ш. Ахмадиевой, З.М. Явгильдиной. Казань, 2019. С. 413-417.

2. Лопатина Н.В. Педагогические стратегии участия работодателей в образовательном процессе: на примере библиотечно-информационного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 162-171.

3. Клюев В.К. Практико-ориентированное обучение как приоритет подготовки библиотечных кадров // Библиография и книговедение. 2018. № 6 (419). С. 13-18.

4. Сбитнева Г.И., Меркулова А.Ш. Учебная и производственная практики в подготовке бакалавров по направлению 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» // Актуальные проблемы реализации ФГОС 3+ : материалы XVI науч.-практ. конф. / науч. ред. И.С. Цы-ремпилова; сост. З.К. Хуриганова. Улан-Удэ, 2016. С. 53-54.

5. Сомова Т.Н. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе прохождения производственной практики // Пятнадцатые Денисьевские чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информ. деятельности. Орел, 2019. С. 171-173.

6. Стародубова Г.А. Роль производственной практики в развитии компетенций бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 510306 (071900.62) «Библиотечно-информационная деятельность» - профиль подготовки «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» // Актуальные проблемы реализации ФГОС 3+: материалы XVI науч.-практ. конф. / науч. ред. И.С. Цыремпилова; сост. З.К. Хуриганова. Улан-Удэ, 2016. С. 57-60.

7. Практика во ФГБОУ ВО ВСГИК // Восточно-Сибирский государственный институт культуры : офиц. сайт. URL: https://www.vsgaki.ru/student/practice/ (дата обращения: 02.04.2020).

8. Кучмурукова Е.А., Ринчинова Ю.С., Шаньгинова Г.А. Программа производственной (преддипломной) практики: методические рекомендации для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.06. «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата). Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2017. 44 с.

9. Кучмурукова Е.А., Ринчинова Ю.С., Фокичева И.А., Шаньгинова Г.А. Учебная и производственная практики : методические рекомендации для студентов очного отделения, обучающихся по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата). Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2019. 68 с.

References

1. Lopatina, O.A. (2019) Kompleksnyy podkhod k organizatsii praktik bakalavrov bibliotechno-informatsionnoy deyatel'nosti: problemy i resheniya [An integrated approach to the organization of practices of bachelors of library and information activities: Problems and solutions]. In: Akhmadiev, R.Sh. & Yavgildin, Z.M. (eds) Sbornik materialov Mezhdunarodnogo sammita po kul'ture i obrazovaniyu, posvyashchennogo 50-letiyu Kazanskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Collection of materials of the International Summit on Culture and Education, dedicated to the 50th anniversary of the Kazan State Institute of Culture]. Kazan: [s.n.]. pp. 413-417.

2. Lopatina, N.V. (2019) Pedagogicheskie strategii uchastiya rabotodateley v obrazovatel'nom protsesse: na primere bibliotechno-informatsionnogo obrazovaniya [Pedagogical strategies for the participation of employers in the educational process: Library and information education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 5(91). pp. 162-171.

3. Klyuev, V.K. (2018) Praktiko-orientirovannoe obuchenie kak prioritet podgotovki bibliotech-nykh kadrov [Practice-oriented learning as a priority for the training of library staff]. Bibliografiya i knigovedenie. 6(419). pp. 13-18.

4. Sbitneva, G.I. & Merkulova, A.Sh. (2016) Uchebnaya i proizvodstvennaya praktiki v podgotovke bakalavrov po napravleniyu 51.03.06 "Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'" [Educational and industrial practice in the syllabus of Bachelors' programme 51.03.06 "Library and Information Activities"]. In: Tsyrempilova, I.S. (ed.) Aktual'nyeproblemy realizatsii FGOS 3+ [Topical problems of the Federal State Educational Standard 3+]. Ulan-Ude. pp. 53-54.

5. Somova, T.N. (2019) Formirovanie professional'noy kompetentnosti studentov v protsesse prokhozhdeniya proizvodstvennoy praktiki [Formation of professional competence of students during industrial practice]. Pyatnadtsatye Denis'evskie chteniya [Fifteenth Denisiev Readings]. Proc. of the International Conference. Orel: [s.n.]. pp. 171-173.

6. Starodubova, G.A. (2016) Rol' proizvodstvennoy praktiki v razvitii kompetentsiy bakalavrov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki 510306 (071900.62) "Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'" - profil' podgotovki "Bibliotechno-pedagogicheskoe soprovozhdenie shkol'nogo obrazovaniya" [The role of industrial practice in the development of competencies of bachelors studying in 510306 (071900.62) "Library and Information Activities", Program "Library and Pedagogical Support of School Education"]. In: Tsyrempilova, I.S. (ed.) Aktual'nye problemy realizatsii FGOS 3+ [Topical problems of the Federal State Educational Standard 3+]. Ulan-Ude. pp. 57-60.

7. East Siberian State Institute of Culture. (n.d.) Praktika vo FGBOU VO VSGIK [Practice at East Siberian State Institute of Culture]. [Online] Available from: https://www.vsgaki.ru/student/practice/ (Accessed: 2nd April 2020).

8. Kuchmurukova, E.A., Rinchinova, Yu.S. & Shanginova, G.A. (2017) Programma proizvodstvennoy (preddiplomnoy) praktiki: metodicheskie rekomendatsii dlya studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki 51.03.06. "Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'" (uroven' ba-kalavriata) [The program of production (pre-diploma) practice: Guidelines for students enrolled in 51.03.06. "Library and Information Activity" (Bachelor's Degree)]. Ulan-Ude: East Siberian State Institute of Culture.

9. Kuchmurukova, E.A., Rinchinova, Yu.S., Fokicheva, I.A. & Shanginova, G.A. (2019) Uchebnaya i proizvodstvennaya praktiki: metodicheskie rekomendatsii dlya studentov ochnogo otdele-

niya, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki 51.03.06. "Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'" (uroven' bakalavriata) [Educational and production practices: Guidelines for full-time students studying in 51.03.06. "Library and Information Activities" (Bachelor's Degree)]. Ulan-Ude: East Siberian State Institute of Culture.

Сведения об авторах:

Кучмурукова Е.А. - кандидат исторических наук, доцент, декан гуманитарно-информационного факультета Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ, Россия). E-mail: kuchmurukova@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаньгинова Г.А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ, Россия). E-mail: gala_shanginova@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Kuchmurukova E.A. - East-Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: kuchmurukova@mail.ru

Shanginova G.A. - East-Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: gala_shanginova@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.04.2020; одобрена после рецензирования 24.06.2020; принята к публикации 15.02.2023.

The article was submitted 07.04.2020; approved after reviewing 24.06.2020; accepted for publication 15.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.