УДК 37.013.42
ПРАКТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
© Любовь Константиновна ИВАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и семейной педагогики, e-mail: [email protected] © Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Академии социальных и образовательных технологий,
e-mail: [email protected]
В статье обосновывается необходимость формирования гуманистических профессиональноличностных ценностных ориентаций будущих социальных педагогов как носителей основного ценностного смысла и социального назначения своей профессии. На основе выявленных механизмов формирования гуманистических ценностных ориентаций определяются технологические составляющие вузовской учебно-производственной практики, которая рассматривается как ведущий фактор формирования гуманистических ценностных ориентаций у студентов.
Ключевые слова: профессиональная социально-педагогическая деятельность; гуманизм; гуманистические ценностные ориентации; формирование; студенты; учебно-производственная практика.
Практическая социальная педагогика с полным правом может быть отнесена к гуманистическому роду профессиональной деятельности, поскольку ее мировоззренческим основанием является гуманизм, понимаемый как высший смысл общественного развития, утверждающий отношение к человеку как главной ценности бытия и самоцели, предполагающий создание максимально благоприятных условий для социального функционирования всех людей. Как субъект профессиональной деятельности социальный педагог является носителем гуманистических ценностных оснований общества и своей профессии. От того, насколько он разделяет эти ценности, считает их своими, во многом зависят эффективность и действительная направленность его профессиональной деятельности.
Ценностные ориентации - это, во-первых, ориентация человека в самих ценностях, т. е. осознанный выбор наиболее значимых из них; во-вторых, ориентация на ценности, т. е. направленность на наиболее значимые объекты и явления, которые в качестве идей, целей, норм, принципов, идеалов, личностных свойств, убеждений, имеющих смыслообразующий характер, обусловливают содержание активности, мотивов деятельности и поведения человека и регу-
лируют их. В структуре ценностных ориентаций личности выделяют когнитивный, оценочный (эмоциональный) и поведенческий компоненты, поэтому проявляются они в ценностях-убеждениях, ценностях-переживаниях и ценностях-качествах. Профессионально личностные ценностные ориентации социального педагога должны быть адекватны требованиям профессии, т. е. быть гуманистическими по содержанию.
Как базовая нравственная ценность, норма и принцип общественного развития и отношений гуманизм выступает как ценностное основание социально-педагогической деятельности, направленной на активное обеспечение и поддержание достойной жизни населения, реализации человеком своих прав на счастье, свободу, равенство, справедливость. Соответственно, целью и средствами социально-педагогической деятельности являются милосердие, творение добра, забота о благе всех людей, борьба за признание чести и достоинства любого человека. Реализуя профессиональную стратегию управления взаимодействием человека и социума, социальный педагог борется за то, чтобы оно осуществлялось в соответствии с принципами и нормами гуманизма, что возможно при условии, если последние составляют содержание его собственной аксио-
сферы. Поэтому очень важно в системе вузовской профессиональной подготовки вести целенаправленное формирование гуманистических ценностных ориентаций будущих социальных педагогов.
В соответствии с принципом детерминизма (С. Л. Рубинштейн) психический облик личности определяется ее конкретной деятельностью, которая выступает основным источником развития человека, реальным звеном в соотношении сознания личности и внешнего мира. Как отмечает Е.В. Шорохо-ва, деятельность является тем процессом, «посредством которого происходит перевод внешнего во внутреннее, общественного в индивидуальное» [1, с. 33]. В рамках принципа детерминизма были созданы две наиболее крупные концепции психического развития, своеобразно представляющие механизм воспитания. Так, теория интериоризации (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина) представляет процесс воспитания как постепенную интериориза-цию этического образца, перевод его во внутренний план личности, превращение в некоторую ориентировочную основу поведения. Иначе представляет психологический механизм воспитания С. Л. Рубинштейн, предложивший концепцию генерализации, согласно которой под влиянием внешней ситуации возникает актуальный мотив, «отклик», состояние личности - «черта характера в ее генезисе» [2, с. 157]. При повторении и варьировании подобных ситуаций данное состояние личности генерализуется, т. е. становится общим, типичным и для других сфер проявления личности. Иными словами, образуется свойство, качество личности.
Опираясь на концепции интериоризации, генерализации и идеи отечественных ученых, касающиеся определения механизмов формирования ценностных ориентаций личности, назовем основные из них, ведущие к формированию гуманистических ценностных ориентаций будущих социальных педагогов: усвоение знаний о сущности гуманистических ценностей в процессе духовно-практической деятельности, в качестве которой выступают специально организованные ситуации нравственного общения, деятельности и поведения, где заложены, объективированы гуманистические ценности; перевод гуманистических ценностных представлений сту-
дента в разряд смыслообразующих, что возможно в том случае, если он займет позитивную позицию по отношению к ним, эмоционально их переживет; переход знаний о гуманистических ценностях общества и профессиональной деятельности в убеждения, формирование которых, во-первых, неразрывно связано с непосредственным включением студентов в социально-педагогическую деятельность, усвоением и самостоятельным определением ее целей и задач, а во-вторых, с развитием нравственной самооценки, основывающейся на профессионально-личностной рефлексии; сопровождение процесса усвоения содержания гуманистических ценностей решением учебных, а затем и реальных жизненных и профессиональных задач, ставящих студентов в ситуацию ценностного выбора, его аргументированного обоснования, доказательства своей позиции; верификация гуманистических ценностей в реальном опыте жизнедеятельности и профессиональной активности; организация визуального и образного восприятия процесса реализации гуманистических ценностей, анализ демонстрируемого поведения, изучение фактов следования гуманистическим нормативноценностным предписаниям; соавторство студента в выработке гуманистических норм, принципов и ценностных ориентиров профессиональной деятельности; формирование знаний учащихся о ценных переживаниях и качествах личности социального педагога; обеспечение будущему специалисту доступа к «предметам» его профессиональных и личностных потребностей - потребности в про-социальном общении, в оказании помощи людям, в эмоциональной вовлеченности, что способствует их свободному развитию и закреплению; включение студентов в деятельность, далеко выходящую за пределы имеющихся у них потребностей, обусловленных ими чувств и качеств, и тем самым формирующую новые потребности, свойства, эмоциональные обобщения; создание возможностей для «опредмечивания» и «распредмечивания» гуманистических ценностей и нормативов в деятельности, поведении, другом человеке; включение будущих социальных педагогов в нормативно организованную среду, группу, обладающую ценностно заданной структурой функций, ролей и статусов, организация взаимодействия со «значимым дру-
гим», являющимся типичным представителем данной группы, к которой студент стремится принадлежать; создание ситуаций, в которых, с одной стороны, студентами будет осознана необходимость проявления гуманистически ценных чувств, качеств, а с другой -ситуаций, по отношению к которым реализация требуемых ценностей, даже если они не считаются личностно-значимыми, представляется единственно разумным выходом из положения, что, во-первых, способствует формированию потребности в поведении, соответствующем смыслу ценности (потребность и необходимость, влечение и долженствование диалектически взаимосвязаны), а во-вторых, ведет к генерализации названных свойств в структуре личности.
Мы считаем, что ведущим фактором формирования гуманистических профессионально личностных ценностных ориентаций у будущих социальных педагогов является вузовская учебно-производственная практика. Она обладает существенным гуманистическим ценностным потенциалом, заключающимся в присущих ей особых возможностях, реализация которых обеспечивает ин-териоризацию и генерализацию (рационально-логическое, эмоциональное и поведенческое усвоение и присвоение) гуманистических ценностей общества и профессии, интегрированных в виды и формы учебнопрофессиональной деятельности студентов, составляющих содержание практики.
Для реализации гуманистического ценностного потенциала вузовской учебнопроизводственной практики социальных педагогов необходимо ее соответствующее технологическое обеспечение. Технология формирования гуманистических ценностных ориентаций студентов в ходе учебно-производственной практики представляет собой содержание практики, включающее задания, обеспечивающие становление гуманистического ценностно-личностного опыта будущих социальных педагогов, и процедуры его освоения и усвоения. То есть в ходе практики должны быть сформированы ценностноинформационный, ценностно-ориентационный, ценностно-смысловой, ценностно-эмоциональный, ценностно-поведенческий, ценностно-рефлексивный, ценностно-коррекционный и ценностно-творческий компоненты гуманистического ценностно-личностного
опыта студентов посредством следующих формирующих процедур.
1. Ценностно-информационный компонент (знания о сущности и содержании гуманистических ценностей общественного развития, гуманистической миссии своей профессии, ее гуманистических ценностях-целях и ценностях-средствах). Нельзя отрицать, что формированию гуманистических ценностей-убеждений предшествует возникновение в сознании студента соответствующих знаний. Нет знаний - нет и мнения о них, убеждения и соответствующего поведения. Знания о гуманистических ценностях формируются у студентов в ходе теоретического и практикоориентированного академического обучения. Однако мы считаем, что в ходе практики имеется возможность существенного пополнения, уточнения, обобщения, систематизации, коррекции знаний. Поэтому в содержание практики должны входить задания, требующие от студентов обращения к их поиску. В качестве основных формирующих процедур в данном случае могут выступать ответы студентов на специально поставленные вопросы, их теоретическое обоснование, выполнение контрольных работ и т. д.
2. Ценностно-ориентационный компонент (опыт ориентации в мире гуманистических ценностей, умение выделять их в содержании профессиональной деятельности, наблюдать и анализировать их проявления в практической работе и поведении социальных педагогов, своих товарищей и т. д.). Для формирования данного компонента личностного опыта студентов в содержание практики должны входить задания, требующие от последних определения гуманистических ценностных составляющих профессиональной деятельности, их представленности в работе специалистов, анализа их профессиональноличностных свойств, влияющих на характер, направленность и эффективность социальной работы. Основной формирующей процедурой в связи с этим является целенаправленное наблюдение студентами профессиональной деятельности социальных педагогов, анализ его результатов, их соотнесение с имеющимися у практикантов знаниями, аргументированные выводы.
3. Ценностно-смысловой компонент (опыт обсуждения, выбора, критической оценки гуманистических терминальных и
инструментальных ценностей общества и профессии). Формирование названного компонента опыта возможно в случае, если содержание заданий студентам будет построено таким образом, чтобы в сознании последних шло восхождение от общей социальной установки «гуманистические ценности общества и профессиональной деятельности для всех» к индивидуально своеобразной цели «гуманистические ценности общества и профессии для меня как личности и специалиста». В качестве основных способов формирования данного компонента опыта могут выступать диалог, полилог, дискуссия, требующие от студентов предъявления своего мнения, рефлексии позиции собеседников, эмоционального, рационально-логического, исследовательского отношения к гуманистическим императивам общества и профессии.
4. Ценностно-эмоциональный компонент (опыт переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманистического общения и поведения: умение распознавать эмоции других людей и свои собственные, выделять среди них гуманистически ценные и противоположной модальности, видеть их причины, прогнозировать ход развития чувств, вытекающих из них действий, умение регулировать свои эмоциональные состояния в соответствии с гуманистическими нормативами, учить эмоциональной саморегуляции других). Известно, что источником эмоций, чувств, как правило, является предшествующее им социальное взаимодействие. Его характер и содержание вызывают соответствующие эмоциональные реакции участников. В ходе социального взаимодействия могут удовлетворяться или подвергаться депривации личностные потребности, что также ведет к возникновению вполне определенных чувств. Для формирования ценностно-эмоционального опыта студентов в содержание практики должны входить задания, направленные на изучение переживаний людей, определение их характера и причин возникновения, поиск путей эмоциональной адаптации личности, формирование у человека гуманистических ценных чувств. Кроме того, необходимо, чтобы в содержании практики имели место задания, обеспечивающие осознание студентом своих эмоций и чувств, требующие анализа причин их вызывающих, осознанной
эмоциональной саморегуляции общения, поведения и профессиональной деятельности в соответствии с гуманистическими нормами и принципами. В качестве основной формирующей процедуры в данном случае выступает рефлексия своих и чужих эмоциональных переживаний, их вербализация, анализ и регуляция.
5. Ценностно-поведенческий компонент (опыт гуманистически ориентированной профессиональной деятельности, ее регуляции в соответствии с гуманистическими принципами и нормами профессии, опыт «опредмечивания» гуманистических ценностей). Этот компонент опыта может быть представлен в содержании практики заданиями на выявление проблем человека, определение их истоков, разработку программ их преодоления личностью, программ социально-педагогической помощи и поддержки, реализацию созданных проектов, с последующим анализом полученных результатов. Ведущим формирующим методом здесь выступает непосредственное участие студентов в процессах гуманизации социума, отношений человека с ним.
6. Ценностно-рефлексивный компонент (опыт ценностной рефлексии своей профессиональной деятельности, поведения и общения, самоанализа и самооценки своих личностно и профессионально значимых качеств, с точки зрения их соответствия гуманистическим нормативам профессиональной среды). Этот вид личностного опыта формируется преимущественно в конкретной профессиональной среде посредством установления равновесия между ценностями профессиональной группы, руководителя практики и ценностями студента, проявляющегося во взаимной терпимости к ценностным ориентациям друг друга, приноровления -признания и принятия основной системы ценностей профессиональной группы, супервизора, обусловливающей требуемую направленность профессиональной деятельности и взаимные уступки, и последующего уподобления - психологической переориентации студента, трансформации его ценностных взглядов, установок в соответствии с групповыми ценностями. В связи с этим непременным требованием к организации практики студентов является специальный отбор наставников, основными критериями
которого выступают: авторитетность, гуманистический стиль профессиональной деятельности, способность устанавливать правильные взаимоотношения с людьми. Однако, чтобы в ходе адаптации к профессиональной среде у студентов формировались гуманистические ценностные ориентации, недостаточно только наличия соответствующих условий в этой среде. Они должны уметь анализировать ценностные проявления в деятельности супервизора (ценностноориентационный компонент личностного опыта) и соотносить свою ценностную систему с ценностной системой наставника. А для этого необходимы умения оценивать свои ценностные ориентации, в частности профессионально и личностно ценные убеждения, чувства и качества, и соотносить их с теми же компонентами ценностных ориентаций супервизора. То есть речь идет о ценностно-рефлексивной составляющей личностного опыта студента. Для ее формирования в содержание учебно-производственной практики должны входить задания, требующие от будущего социального педагога самооценки и самоанализа своих ценностных ориентаций, путей их реализации в профессиональной деятельности, сравнения с ценностными ориентирами супервизора. Основной формирующей процедурой в данном случае является непосредственное участие в профессиональной деятельности в качестве помощника социального педагога, дидактическое взаимодействие между супервизором и студентом, в ходе которого осуществляется взаимный обмен ценностями, самоанализ и самооценка степени соответствия своих профессионально-личностных качеств, ценностных ориентаций нормативно-ценностной системе профессиональной группы.
7. Ценностно-коррекционный ком-
понент (опыт коррекции ценностных представлений, убеждений, чувств, качеств в соответствии с гуманистическими требованиями профессии: умение составлять план и программу ценностного самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования, их практической реализации с последующим анализом результатов). Этот компонент личностного опыта непосредственно связан с предыдущим. Мало оценить степень своей профессионально-личностной адекватности, нужно уметь строить программу ее повыше-
ния, претворять последнюю в жизнь. Формирование этого вида опыта также осуществляется в ходе адаптации студента к профессиональной среде. Процедурой, способствующей его образованию, служит реализация студентом-практикантом нормативно-цен-
ностных требований профессии вне зависимости от содержания его собственных ценностных установок. Формирование ценностно-коррекционного компонента обеспечивается включением в содержание практики заданий на разработку программ ценностного самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития. Их разработка и реализация также выступает в качестве формирующей процедуры.
8. Ценностно-творческий компонент (опыт творческого освоения гуманистической ценностно-нормативной системы профессии: умение выделять гуманистически ценностные аспекты в научной проблематике, разрабатывать собственные оригинальные технологии решения проблем, имеющих аксиологический характер и т. д.). Ценностно-творческий компонент личностного опыта может быть сформирован посредством включения в содержание учебно-производственной практики заданий на создание индивидуального профессионально-личностного кодекса студента, где последний выступит в роли соавтора ценностно-нормативной системы социального педагога. Кроме того, необходимо, чтобы осуществляя работу над курсовым и дипломным проектом в ходе практики, проводя научные исследования, студент не терял из вида аксиологическую проблематику социальной педагогики, а, разрабатывая авторские методики, технологии, проекты решения проблемы своего научного исследования, всегда строил их с опорой на гуманистические цели, принципы и нормы профессии. В качестве ведущих формирующих процедур здесь выступают творческие задания, учебная научно-исследовательская деятельность.
В заключение отметим, что формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов в ходе учебно-производственной практики - это процесс, разворачивающийся во времени и идущий в определенной закономерной последовательности: от освоения знаний о содержании и смысле гуманистических ценностей общества и про-
фессии, осмысления и осознанной ориентации в них, к эмоциональному переживанию ценностей, выработке положительного отношения к ним, к переводу в дальнейшем гуманистических ценностей в сферу глубоких профессионально-личностных убеждений, обусловливающих установку, стремление к гуманистически ориентированному общению, поведению, профессиональной деятельности, требующих сформированности соответствующих чувств и качеств личности
и, далее, к непосредственной реализации гуманистических ценностей в профессиональной деятельности с последующей рефлекси-
ей и коррекцией своей профессиональной активности и обусловливающих ее личностных свойств, и, наконец, к творчеству в профессионально-личностной ценностной сфере.
1. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы // Теоретические проблемы психологии личности / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1974.
2. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
Поступила в редакцию 21.11.2011 г.
UDC 37.013.42
PRACTICE AS FACTOR OF FORMATION OF HUMANISTIC VALUABLE ORIENTATIONS OF FUTURE SOCIAL PEDAGOGUES
Lyubov Konstantinovna IVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Social and Family Pedagogics Department, e-mail: [email protected]
Raisa Mikhailovna KULICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor Education, Professor Scientific Head of Academy of social and Educational Technologies, e-mail: [email protected]
The article proves the necessity of formation of humanistic valuable orientations of future social pedagogues as carriers of main valuable and social meaning of their profession. On the base of revealed mechanisms of formation of humanistic valuable orientations the article determines the components of university studying and production practice which is scrutinized as leading factor of formation of humanistic valuable orientations of students.
Key words: professional socio-pedagogical activity; humanism; humanistic valuable orientations; formation; students; studying and production practice.