Научная статья на тему 'Практика итальянской Республики в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем'

Практика итальянской Республики в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
432
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИТАЛИИ / ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА ИТАЛИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ИНСТИТУТ ПО НАДЗОРУ / ПРЕДИКАТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ ГВАРДИЯ / БЮРО / ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелестинский Денис Григорьевич, Буртасова Анна Васильевна

В работе рассмотрен процесс становления существующей в Италии системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, которая построена на принципах взаимодействия между финансовыми, административными институтами и правоохранительными органами. В отличие от США и Великобритании, ответственным за разработку политики по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем в Италии, является Министерство экономики и финансов. В работе представлен анализ деятельности национального подразделения финансовой разведки Италии – L’Unità di informazione finanziaria per l'Italia (UIF), созданной в соответствии с Legislative Decree 231/2007 в качестве независимого органа в структуре Банка Италии, а также Национальной комиссии по компаниям и фондовой бирже и Института по надзору за страхованием. На основе полученных данных авторы обращают внимание на то, что в Италии функционирует хорошо продуманный режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в рамках удачно разработанной правовой базы. При проведении исследования авторами применялись исторический, логический, статистический, системный и прогностический методы исследования, которые способствовали формированию объективных данных. Основным выводом проведенного исследования стало то, что отличительной чертой итальянской системы является тесное взаимодействие национального подразделения финансовой разведки с Банком Италии, чьим хоть и формально независимым, но по сути структурным подразделением оно является. Вместе с тем, повышению эффективности в борьбе с легализацией преступных доходов способствует вовлечение и иных государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шелестинский Денис Григорьевич, Буртасова Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика итальянской Республики в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем»

Практика Итальянской Республики в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем

Шелестинский Денис Григорьевич

кандидат юридических наук доцент, Московский университет МВД России 109386, Россия, г. Москва, ул. Таганрогская, 27

И hertz@mail.ru

Буртасова Анна Васильевна

юрист

123007, Россия, г. Москва, ул. Полины Осипенко, 14, корп. 1 И avburtasova@mail.ru

Статья из рубрики "Государственное регулирование экономики"

Аннотация.

В работе рассмотрен процесс становления существующей в Италии системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, которая построена на принципах взаимодействия между финансовыми, административными институтами и правоохранительными органами. В отличие от США и Великобритании, ответственным за разработку политики по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем в Италии, является Министерство экономики и финансов.В работе представлен анализ деятельности национального подразделения финансовой разведки Италии - L'Unita di informazione finanziaria per l'Italia (UIF), созданной в соответствии с Legislative Decree 231/2007 в качестве независимого органа в структуре Банка Италии, а также Национальной комиссии по компаниям и фондовой бирже и Института по надзору за страхованием. На основе полученных данных авторы обращают внимание на то, что в Италии функционирует хорошо продуманный режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в рамках удачно разработанной правовой базы. При проведении исследования авторами применялись исторический, логический, статистический, системный и прогностический методы исследования, которые способствовали формированию объективных данных. Основным выводом проведенного исследования стало то, что отличительной чертой итальянской системы является тесное взаимодействие национального подразделения финансовой разведки с Банком Италии, чьим хоть и формально независимым, но по сути структурным подразделением оно является. Вместе с тем, повышению эффективности в борьбе с легализацией преступных доходов способствует вовлечение и иных государственных органов.

Ключевые слова: легализация доходов, Валютно-финансовое управление Италии, Финансовая разведка Италии, Национальная комиссия, Институт по надзору, предикатные преступления, Финансовая гвардия, Бюро, подозрительные операции, Правовая культура

DOI:

10.7256/2454-0765.2018.2.24155

Дата направления в редакцию:

11-09-2017

Дата рецензирования:

13-09-2017

Сфера оказания услуг, в особенности финансовых, считается одной из тех, где, зачастую, правоохранительные и контролирующие органы сталкиваются с проблемой выявления и расследования случаев легализации доходов, полученных преступным путем.

Особенности исторического развития криминальных структур, а также серьезные проблемы, с которыми столкнулись правоохранительные органы Италии в ходе борьбы с мафией, подтолкнули законодателей этой страны к созданию правовой базы для борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, раньше, чем во многих других странах Европы.

Уже в 1982 году, задолго до создания ФАТФ, был принят закон «О борьбе с мафией» №646. Указанным законом правоохранительные органы наделялись следующими правами:

- проверять счета лиц при наличии достаточных оснований полагать об их причастности к мафии;

- расследовать случаи осуществления этими лицами операций по продаже недвижимости (на момент принятия закона это был один из наиболее распространенных способов легализации доходов, полученных преступным путем, используемых в этой стране);

- получать сведения, не только в отношении лиц, подозреваемых в причастности к мафии, но также:

а) в отношении членов их семей,

б) в отношении иных физических и юридических лиц, имуществом которых заподозренные в причастности к мафии лица имеют возможность воспользоваться.

Италия является членом Европейского союза и законодательная база в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем строится в соответствии с Директивами ЕС в этой сфере (в частности, с Третьей директивой ЕС о борьбе с отмыванием денег), а также другими международными стандартами.

В настоящее время в соответствии с Legislative Decree 231/2007 под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается совершение операций по отмыванию денег как самими лицами, совершившими преступление, так соучастниками, т.е. лицами,

которым эти доходы передаются.

В Италии за участие в легализации доходов, полученных преступным путем, предусмотрены гражданская, административная и уголовная ответственность.

В качестве мер ответственности для юридических лиц могут применяться:

- штраф;

- лишение права заниматься определенными видами деятельности;

- публикация решения суда -Ш.

Существенный интерес представляет последняя среди упомянутых мер ответственности, т.к. по мнению авторов, она не является универсальной и не может быть рекомендована к имплементации в законодательство любой страны. Такая мера способна оказывать эффективное воздействие в странах с высоким уровнем развития правовой культуры и в случае, если финансовое учреждение в значительной степени дорожит своей репутаций, а не было создано исключительно в целях легализации доходов, полученных преступным путем. Значительное количество таких учреждений, например, было создано в России в 1990-е годы, а в 2000-е у них начали массово отзывать лицензии.

Статья 648-bis Уголовного кодекса Италии предусматривает следующие виды наказания за легализацию доходов, полученных преступным путем:

- лишение свободы на срок до 12 лет;

- штраф в размере до 15 493 евро.

Отдельно стоит отметить, что в этой же статье указано, что было совершено в сфере осуществления профессионально должно быть увеличено. При этом уголовным кодексом ограничений на этот счет.

В 2015 году с принятием итальянским парламентом закона 95/2015 положения американского FATCA были имплементированы в национальное законодательство.

Существующая в Италии система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем построена на принципах взаимодействия между финансовыми, административными институтами и правоохранительными органами.

Министерство экономики и финансов является ответственным за разработку политики по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

В отличие от США и Великобритании подразделение финансовой разведки Италии -L'Unita di informazione finanziaria per l'Italia (UIF), создано в соответствии с Legislative Decree 231/2007 в качестве независимого органа в структуре Банка Италии. Начало работать в качестве центрального органа, ответственного за противодействие легализации доходов, полученных преступным путем с 1 января 2008 года, переняв функции существовавшего до этого Ufficio Italiano dei Cambi (UIC). Согласно сведениям, опубликованном на официальном сайте Банка Италии, по состоянию на май 2017 года в состав UIF входило 139 сотрудников. Банк Италии осуществляет финансовую, техническую, кадровую поддержку подразделения, а также предоставляет служебные помещения.

в случае, если й деятельности, не установлен

преступление то на ка з а ние о конкретных

Подразделение финансовой разведки Италии не ведет самостоятельных расследований, а осуществляет функции по:

- сбору информации;

- анализу информации;

- принятию решения о необходимости направления информации в органы следствия;

- обмену информацией с подразделениями финансовой разведки других стран.

и^ проводит анализ поданных банками и другими финансовыми институтами докладов о подозрительных операциях, а в случае необходимости направляет запросы на предоставление дополнительной информации.

В отдельных случаях, и^ уполномочен приостановить подозрительные операции на срок до 5 рабочих дней по запросу Финансовой гвардии, Бюро по борьбе с мафией или по собственной инициативе, при условии, что это не окажет влияния на уже ведущееся расследование.

и^ осуществляет разработку правил подачи докладов о подозрительных операциях, а также проводит исследования существующих тенденций и пробелов с сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Фактически можно сказать, подразделение финансовой разведки Италии - это информационно-аналитический центр.

Согласно отчету о деятельности, осуществленной в 2015 году, опубликованном на официальном сайте и^, продолжает наблюдаться тенденция к увеличению количества

поступающих докладов о подозрительных операциях Так в 2015 году увеличение составило более 10 000 по сравнению с 2014 годом. (подробнее см. рисунок 1)

64000 Е2000 БОООО 78000 76000 74000 72000 70000 63000 66000 64000

Рис. 1. Количество докладов о подозрительных операциях, поступивших в подразделение финансовой разведки Италии в 2014 и 2015 гг., в шт.

За первые 6 месяцев 2016 года было зафиксировано более 50 000 докладов о подозрительных операциях, из чего можно предположить, что по итогам 2016 года также будет зафиксировано увеличение по сравнению с 2015 годом. По состоянию на май 2017 года отчет о деятельности подразделения финансовой разведки Италии за 2016 год не был опубликован.

Если рассматривать структуру поданных в 2015 году в и^ докладов о подозрительных операциях, то следует обратить внимание, что большинство отчетов было подано банками и почтой Италии - 65 860 из общего количества -82 428 Более подробно со

структурой поданных докладов можно ознакомиться на рисунке 2.

Рис. 2. Доля, поступивших в и^ докладов о подозрительной деятельности в 2015 году по секторам, в %.

При этом общая стоимость проведенных подозрительных операций, о которых были поданы доклады в и^ в 2015 году, составила 97 миллиардов евро, а с учетом операций, которые попытались осуществить составила 114 миллиардов евро

Таблица 1. - Стоимостное выражение подозрительных операций, о которых и^ были получены доклады в 2014-2015 гг.

Год 2014 2015

О б щ а я с то имос ть проведенных подозрительных операций, о которых были поданы доклады в и^ Около 56 миллиардов евро Около 97 миллиардов евро

О б щ а я с то имос ть проведенных подозрительных операций и тех, которые попытались осуществить и о которых были поданы доклады в и^ 164 миллиарда евро 114 миллиардов евро

Также стоит отметить, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается устойчивое укрепление взаимодействия с подразделениями финансовой разведки других стран. Об этом свидетельствует статистика полученных и направленных и^ запросов

(подробнее см. рисунок 3)

Рис. 3 Сведения об информационном обмене UIF с подразделениями финансовой разведки других стран за период с 2011 по 2015 гг.

Авторы хотели бы отметить, что подразделение финансовой разведки Италии также вовлечено в борьбу сексуальной эксплуатацией детей и распространением детской порнографии в сети Интернет на основании закона 38/2006 ^^

Помимо, упомянутых ранее, UIF, Банка Италии, Министерства экономики и финансов, Финансовой гвардии, Бюро по борьбе с мафией, функции по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, также выполняют:

- Министерство внутренних дел, которое отвечает за поддержание общественного порядка, координирует деятельность 5 национальных подразделений полиции в этом направлении и принимает превентивные меры;

- Министерство юстиции, которое осуществляет надзор за сферами осуществления профессиональной деятельности, подверженные риску быть использованным в целях легализации доходов, полученных преступным путем (например, ведет нотариальные архивы);

- Национальная комиссия по компаниям и фондовой бирже - CONSOB (Commissione Nazionale per le Societa e la Borsa Commissione Nazionale per le Societa e la Borsa) -государственный орган, ответственный за регулирование итальянских финансовых рынков;

- Институт по надзору за страхованием - IVAAS (Istituto per la Vigilanza sulle Assicurazioni) - орган осуществляющий надзор за страховыми компаниями, а также за всеми, на кого распространяются правила о частном страховании, включая страховых агентов и брокеров.

В феврале 2016 года ФАТФ опубликовала доклад по взаимной оценке Италии, в котором было указано, что в Италии функционирует хорошо продуманный режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в рамках удачно разработанной правовой базы. Одновременно с этим встречаются попытки легализации, в основном, в

сфере организованной преступности ^^ При этом значительное количество схем легализации доходов, полученных преступным путем, используемых в Италии предусматривает вовлечение юридических лиц.

В указанном докладе приводится статистика предикатных преступлений, т.е. тех, доходы от которых в дальнейшем подлежали легализации. В большинстве случаев - 75%

легализации подлежат доходы, полученные в результате уклонения от уплаты налогов. Это еще раз свидетельствует о том, что в легализации, как правило, участвуют хорошо образованные слои населения, так называемые «белые воротнички». Более подробно со статистикой предикатных преступлений можно ознакомиться на рисунке 4 [4].

Коррупция,

m'i ill i'i< и и частно

К|)ЛЖИ.

вымогательство,

незаконные

Уклонение от

10% /Щ уплаты налогов А

75%

Нр+АнОнныг ^^И

оборетиэркошко*

и (юстонцлчество

1И6

■ Уклонение от уплаты налогов

■ Незаконны!* оборот наркотиков п ростовщичество

к Коррупция, мошенничество, кражи, вымогательство, незаконные

лчартные игры

Рис. 4. Соотношение предикатных по отношению к легализации доходов, полученных преступным путем преступлений в Италии, в %.

В указанном докладе ФАТФ определило приоритетные меры, которые должны быть приняты в Италии для улучшения системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем:

1) правоохранительные органы должны прилагать больше усилий при проведении расследований;

2) наказание за легализацию доходов, полученных преступным путем, должно быть ужесточено;

3) подразделению финансовой разведки Италии (UIF) должен быть предоставлен доступ к информации правоохранительных органов и административным базам данных (например, реестру сделок с недвижимым имуществом);

4) правоохранительные органы должны предоставлять качественную обратную связь UIF;

5) регулирующие и надзорные органы должны взаимодействовать с финансовым сектором в целях улучшения понимания и внедрения требований по идентификации бенефциарных владельцев, подаче докладов о подозрительных операциях [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ итальянской системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем позволяет сделать вывод о том, что функционирующее подразделение финансовой разведки Италии осуществляет свою деятельность достаточно эффективно. Отличительной чертой итальянской системы является тесное взаимодействие национального подразделения финансовой разведки с Банком Италии, чьим хоть и формально независимым, но по сути структурным подразделением оно я в ля е тс я .

Библиография

1. «United Nations Office on Drugs and Crime. Country Review Report on Italy [Электронный ресурс] // UNODOC Official web-site-URL:

https ://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/CountryVisitFinalReports/Italy_Repo rt_Final.pdf. (дата обращения: 18.04.2017).».

2. «Unità di Informazione Finanziaria's Annual Report 2015 [Электронный ресурс] // FIU Italy Official web-site-URL: http://uif.bancaditalia.it/pubblicazioni/rapporto-annuale/2016/Annual_Report_2015_8.pdf?language_id = 1 (дата обращения : 18.04.2017).».

3. «The Role of the Financial Information Unit (FIU) [Электронный ресурс] //-URL: https ://uif.bancaditalia.it/sistema-antiriciclaggio/uif-italia/index.html? com.dotmarketing.htmlpage.language = 1 (дата обращения: 10.05.2017).».

4. «FATF Mutual Evaluation Report.Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures Italy 2016 [Электронный ресурс] // FATF official web-site. - URL: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/mer4/MER-Italy-2016.pdf (дата обращения: 18.04.2017».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.