Научная статья на тему 'Практика использования мультимедийных учебных курсов в преподавании дисциплин специализации'

Практика использования мультимедийных учебных курсов в преподавании дисциплин специализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INTERACTIVE FORMS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-BASED APPROACH / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / INTERACTIVE LEARNING / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КУРСЫ / MULTIMEDIA COURSES / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслов Дмитрий Анатольевич

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий; в статье рассмотрен опыт использования мультимедийных учебных курсов в преподавании дисциплин специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF USING MULTIMEDIA TRAINING COURSES IN TEACHING COURSES OF SPECIALIZATION

The implementation of competence-based approach involves a wide use in the educational process of active and interactive forms of training; the article describes the experience of using multimedia training courses in the teaching specialization.

Текст научной работы на тему «Практика использования мультимедийных учебных курсов в преподавании дисциплин специализации»

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

УДК 378.147

Дмитрий Анатольевич Суслов,

к.п.н., доцент, Московский университет МВД России

E-mail: tarasovka96@rambler.ru

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий; в статье рассмотрен опыт использования мультимедийных учебных курсов в преподавании дисциплин специализации.

Ключевые слова: информационные технологии, качество образования, интерактивные формы обучения информационное общество, образовательные технологии, компетентнос-тный подход, интерактивные формы, мультимедийные курсы.

Dmitry A. Suslov,

Moscow University of the MIA of Russia E-mail: tarasovka96@rambler.ru

THE PRACTICE OF USING MULTIMEDIA TRAINING COURSES IN TEACHING COURSES OF SPECIALIZATION

The implementation of competence-based approach involves a wide use in the educational process of active and interactive forms of training; the article describes the experience of using multimedia training courses in the teaching specialization.

Keywords: information technology, quality of education, interactive learning, the information society, educational technology, competency-based approach, interactive forms, multimedia courses.

1. Введение

Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации определены основные направления государственной политики в области информационных технологий, которые выступают главным фактором ускорения инновационных процессов и модернизации экономики.

В области повышения качества образования к основным направлениям реализации стратегии относится расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования [1].

2. О необходимости реализации механизмов информатизации системы образования

Современная экономика, бесспорно, является экономикой наукоемких отраслей и инвестиционных проектов. Сложившиеся разрывы между содержанием образования и потребностями общества и экономики можно преодолеть, реализуя механизмы информатизации системы образования, в т.ч. - образовательные технологии. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. №2 543 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 экономика (квалификация (степень) «магистр») [2]. Стандартом определены требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры. Так, согласно п. 7.3. стандарта, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, проектно-экономической, аналитической, организационно-управленческой, педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

3. Реализация педагогических технологий в преподавании дисциплин специализации

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Так, согласно устоявшемуся определению

В.П. Беспалько, педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса [5].

Понятие педагогической технологии раскрывается следующими принципиально важными положениями:

- планирование обучения и воспитания на основе точно определённого желаемого эталона;

- програмирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика;

- сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;

- коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса [6].

Эффективность образовательной технологии связана с качеством постановки и реализации образовательных целей, достижение которых должно обеспечивается всем арсеналом средств, методов и форм ведения образовательной деятельности.

В отличие от традиционных, применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать эффективное взаимодействие между обучаемым и преподавателем, и предполагает использование как средств повышения наглядности учебного материала, так и средств программированного контроля.

Среди форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий можно выделить лекцию-визуализацию, когда изложение сопровождается демонстрацией учебных материалов, представленных, например, в виде презентации.

В основе информационно-коммуникационных технологий лежат инновационные методы, направленные на повышение качества подготовки путем развития у обучаемых творческих способностей и самостоятельности. Примером может служить использование мультимедийных учебников, электронных версий авторских курсов, а также

использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний.

Автору в определенной мере удалось трансформировать традиционный вид учебных материалов в формат мультимедийных курсов по дисциплинам кафедры: «Методика налоговых проверок финансово-кредитных учреждений», «Налоговый учет и налоговая отчетность», «Налоговый контроль», «Оценка налоговой базы недвижимого имущества» и т.д.

Электронные учебники выполнены с использованием возможностей HTML (по аналогии создания Интернет сайтов и web-узлов). Это позволило достичь:

Повышение интенсивности обучения за счет обеспечения постоянного доступа к изучаемому материалу.

Технологии гипертекста позволяют осуществлять связи между различными блоками и темами, как по изучаемой дисциплине, так и увязывать полученные знания с другими дисциплинами. Это становиться возможным благодаря наличию в тексте гиперссылок, позволяющих о существлять быстрый переход к различным блокам изучаемой дисциплины и к темам из других дисциплин, имеющих отношение к изучаемому материалу.

Реализация «сетевого подхода» к созданию мультимедийных учебных курсов позволяет обеспечить комплексное изучение отдельной дисциплины с учетом межпредметных связей.

Технология HTML позволяет организовать быстрый доступ к информации носящей справочный характер, поясняющей те разделы учебного материала, которые требуют уточнения и конкретизации.

Представленные электронные учебные комплексы имеют собственную систему тестирования, позволяющую самостоятельно оценивать степень усвоения учебного материала.

4. Заключение

Разработка электронных учебных материалов в электронном виде позволяет создать разветвленную

сеть документа, адаптированную к потребностям той или иной учебной дисциплины, доступную, актуальную и соответствующую требованиям образовательного стандарта. Возможно расширение учебного материала за счет дополнительных заданий, которые выполняются слушателями в виде самостоятельной работы, при этом данный вид деятельности носит творческий поисковый характер и способствует выработке навыков работы в коллективе.

Немаловажным дополнительным эффектом подготовки мультимедийных материалов может стать развитие отдельных направлений научных школ и отражение результатов исследований в научной печати [7].

В результате применения мультимедийных средств в образовательном процессе студенты способны более качественно описывать проблемные ситуации в терминах конкретной предметной области, организовывать накопление, обобщение и структурирование полученных знаний, а также обновлять устаревающие знания, и в целом, характеризуются более высоким уровнем профессиональной подготовки.

Литература

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212) // Российская газета. - 2008. - 16 февр., № 34.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 20.05.2010 № 543 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «магистр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.07.2010 № 17819) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 15.03.2015.

3. Дианов Д.В., Гайфулин Н.В. Финансирование основных средств как объект статистического исследования // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО - 2014. № 6. С. 170-174.

Экономика, Статистика и Информатика

15

№5, 2015

4. Дианов Д.В. Оценочная деятельность, статистический учет и аудит в системе обеспечения экономической безопасности и защиты интересов государства // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 7. С. 127-133.

5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В.П. - М.: 1989. - 192 с.

6. Чернявская А.П., Байборо-дова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 311 с.

7. Ищенко А.Н. Применение математического моделирования и использование технологий баз данных с целью повышения эффективности и результативности труда ревизора // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2008. -№ 3. - С. 82-85.

References

1. Strategy of information society development in the Russian Federation (UTV. Russian President 07.02.2008 № PR-212) // Rossiyskaya Gazeta. -2008. - 16 Feb., No. 34.

2. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated 20.05.2010 № 543 (edited on 31.05.2011) «On approval and introduction in action of the Federal state educational standard of higher professional education in the field of training 080100 Economics (qualification (degree) «master»)» (Registered in Ministry of justice of the Russian Federation 14.07.2010 17819 №) // reference legal system «Consultant Plus»: [Electronic resource] / Company «Consultant Plus». - Seq. update on 15.03.2015.

3. Dianov D. B., Gaifullin N. In. Financing of fixed assets as an object of statistical studies // Economics, statistics and Informatics. Vestnik UMO. -2014. № 6. S. 170 to 174.

4. Dianov D. B. Assessment activities, statistical accounting and audit in the system of economic security and protection of the interests of the state Economy, statistics and Informatics. Vestnik UMO. 2011. № 7. P. 127-133.

5. Bespalko VP. Terms of educational technology / Bespalko V.P. - M.: 1989. - 192 p.

6. Chernyavskii A.P., Baiborodova L.V., Kharisov I.G. Technology teaching. Part I. Educational technology: textbook/ under the General editorship of A.P. Chernyavskaya, L.V. Baiborodova. - Yaroslavl: publishing house of the Yaroslavl state pedagogical University named, 2012. - 311 p.

7. Ishchenko A.N. The use of mathematical modeling and use of database technology with the aim of improving the efficiency and effectiveness of the work of the auditor // Bulletin of the Academy of economic security Ministry of internal Affairs of Russia. -2008. - № 3. - S. 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.