Научная статья на тему 'Практика использования кадровых технологий в муниципальных органах власти (Белгородский опыт)'

Практика использования кадровых технологий в муниципальных органах власти (Белгородский опыт) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
271
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАДРОВЫЕ СЛУЖБЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ЭКСПЕРТЫ / РУКОВОДИТЕЛИ / HUMAN TECHNOLOGY / HUMAN RESOURCES SERVICES / MUNICIPALITIES / MUNICIPAL OFFICIALS / EXPERTS / LEADERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Астахов Юрий Викторович

В статье рассматриваются результаты социологических исследований по использованию современных кадровых технологий в работе с персоналом в муниципальных органах власти региона. Подчеркивается, что кадровая ситуация в муниципальных образованиях региона в основном позитивная, однако не исключает наличие проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of personnel technology by public authorities (Belgorod experience)

In the article the results of sociological research on the use of modern technologies in the work of staff with a staff of municipal governments in the region. It is emphasized that the staffing situation in the municipalities of the region is mainly positive, but does not rule out the existence of problems.

Текст научной работы на тему «Практика использования кадровых технологий в муниципальных органах власти (Белгородский опыт)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 13 (304).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 29. С. 111-113.

Ю. В. Астахов

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ (БЕЛГОРОДСКИЙ ОПЫТ)

В статье рассматриваются результаты социологических исследований по использованию современных кадровых технологий в работе с персоналом в муниципальных органах власти региона. Подчеркивается, что кадровая ситуация в муниципальных образованиях региона в основном позитивная, однако не исключает наличие проблем.

Ключевые слова: кадровые технологии, кадровые службы, муниципальные образования, муниципальные служащие, эксперты, руководители.

Социологическое исследование, проведенное нами, позволило оценить кадровую систему в органах местного самоуправления Белгородской области. Оценивая ее по пятибалльной шкале, пятая часть экспертов поставили оценку «5»; 37,9 % - «4»; 22,7%

- «3»; 9,1 % - «2» и 4,6 % - «1», оценка со стороны руководителей и специалистов кадровых служб органов местного самоуправления имеет меньший разброс. Установлена среднеарифметическая оценка экспертами стабильности кадровой ситуации - 3,6 балла по пятибалльной шкале.

Это говорит о том, что кадровая система в органах местного самоуправления Белгородской области оценивается чуть выше среднего значения. Следовательно, имеются резервы повышения ее эффективности1.

Среднеарифметическая оценка стабильности ситуации по шкале от 1 (нестабильная) до 5 (стабильная) составила 4,1 балла, что, по нашему мнению, свидетельствует о низком уровне разногласий среди респондентов и о менее критичной оценке, данной респондентами кадровой ситуации в муниципальных образованиях по сравнению с экспертной оценкой.

Руководителям и специалистам кадровых служб было предложено также оценить кадровую ситуацию в своем муниципальном образовании в сравнении с другими по шкале: «более благоприятная» - «в целом такая же» - «в отдельных случаях более, в других менее благоприятная». Более трети опрошенных (37,5 %) выбрали первый вариант ответа, 31,3 % - второй, 9,4 % - третий. Как более благоприятную, чем в своем муниципальном образовании, кадровую ситуацию в целом оценивают 42 %. Считают, что она такая же

- 39 %. Только 8 % оценивают ситуацию как

«менее благоприятную», 6,1 % опрошенных выбрали вариант ответа «в одних случаях более, в других - менее благоприятная». Таким образом, 81 % экспертов склонны к позитивной оценке ситуации в сравнении с той, которая сложилась в других муниципальных образованиях региона.

Исследование выявило динамику кадровой ситуации, включая направленность ее изменения. Две трети экспертов (71,3 %) и почти все руководители (специалисты) кадровых служб отмечают определенное улучшение кадровой ситуации в муниципальных образованиях.

Уровень остроты по 5-балльной шкале, включающий максимальную оценку -«острая проблема», составил 2,7 балла. Значение данного показателя позволяет говорить

о том, что уровень наличия «острых», нерешенных проблем ниже среднего. Вместе с тем данные проблемы имеют место и требуют воздействия для их перехода в качественно иное состояние.

Одним из острых вопросов остается вопрос оценки использования в муниципальных образованиях кадровых технологий. В ходе исследования выяснилось, что из предложенных для оценки мер и кадровых технологий «постоянно» кадровые службы используют аттестацию кадров. Так считают соответственно 51 %, «время от времени» используют «планирование кадрового продвижения по службе и управления карьерой» 27 % и «диагностику кадрового потенциала» - 26 % от числа опрошенных. Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что в муниципальных образованиях региона накоплен некоторый опыт организации и проведения открытых конкурсов на замещение ключевых вакантных должностей му-

112

Ю. В. Астахов

ниципальной службы. Вместе с тем, данную кадровую технологию используют далеко не во всех муниципальных образованиях, так как сравнительное большинство респондентов (24 %) выбрало оценку «не используется». Несколько меньше (23 %) ответили, что конкурсы используются время от времени, а 15 % - что конкурсы проводятся постоянно. Характер имеющихся ответов и большое число (39 %) анкетируемых, не сформулировавших однозначного ответа, заставляет усомниться, что исполняется не только буква, но и дух документов, определяющих необходимость проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы.

Причин неиспользования данной технологии несколько. В этой связи мы полагаем, что, во-первых, все еще недостаточная профессиональная подготовка специалистов кадровых служб, на которых в соответствии со ст. 17, ст. 32 Федерального закона от 02.03.2007 года № ФЗ - 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» возложена функциональная обязанность вносить предложения руководству исполнительно-распорядительного органа власти о проведении конкурсного отбора на ключевые вакантные должности муниципальной службы. Во-вторых, в ряде сельских муниципальных образований региона практически сложно подобрать и пригласить для участия в конкурсной процедуре специалистов требуемой профессии, да еще имеющих, помимо высшего специального образования, опыт производственной деятельности, второе высшее образование по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». В-третьих, налицо несовершенство структуры денежного содержания персонала, снижающую престижность муниципальной службы.

Сравнительно высоко эксперты и руководители оценили эффективность применения отдельных процедур кадровых технологий: «обучение и повышение квалификации кадров», «аттестация персонала», «подбор, оценка и прием на работу сотрудников». Низкую оценку в обеих группах получила только технология формирования корпоративной идентичности.

Эксперты и руководители оценили уровень формального отношения к реализации кадровых технологий. В группе экспертов почти все технологии получили баллы, близ-

кие к середине, руководители же выразили свое мнение менее категорично. Разница в оценке говорит о необходимости пересмотра отношения руководителей к применению на практике кадровых технологий, их взаимосвязи с показателями эффективности деятельности сотрудников.

Последнее проявилось в результате оценки методов воздействия руководящих работников на персонал. По мнению респондентов, метод рационального убеждения наиболее приоритетен в использовании в органах местного самоуправления. В совокупности «постоянно» или «время от времени» этот метод используют 73 % опрошенных. На втором месте - методы «моральное поощрение» и «личный пример» - по 55 %. На третьем - «вдохновляющий призыв» (53 %). Несколько более низкую оценку получил метод «материальное вознаграждение» - 42 %. Остальные методы получили оценки менее 30 % из 100 % возможных. Если посмотреть, как на аналогичный вопрос ответили эксперты и руководители, получается идентичная картина, что говорит о высоком уровне достоверности полученных сведений. Полученные результаты свидетельствуют как об объективном определяющем влиянии нематериальных методов воздействия, так и о возможном незначительном диапазоне воздействия методом материального вознаграждения, что возможно обусловлено особенностями правового обеспечения применения кадровых технологий.

Одним из условий успешного применения кадровых технологий является их правовая обеспеченность. В ходе исследования мы выяснили, какие нормативные акты, регулирующие кадровые технологии, необходимо принять. Ответ на этот вопрос даёт возможность понять и общее состояние правовой базы муниципальной службы. Исследования показали, что средний балл в обеих группах респондентов близок к максимальной оценке в 5 баллов, что подтверждает необходимость использования всех перечисленных в работе нормативных актов.

Наряду с правовым обеспечением применения кадровых технологий важнейшим является и степень использования кадровых технологий. Диапазон ее оценки представлен растущим вектором технологизации кадровых процессов по пятибалльной шкале. Средняя оценка в группе экспертов составила 3,3 балла, руководителей - 3,4 балла.

Практика использования кадровых технологий.

113

В половине случаев специалисты кадровых служб опираются на мощь современных интеллектуальных разработок. Данная ситуация свидетельствует в целом о достаточном уровне восприятия руководителями степени использования технического инструментария кадровых технологий. Вместе с тем уровень самой технологизации позволяет говорить о существенных резервах повышения использования современных интеллектуальных разработок. Более того, он ориентирует и на осуществление этих разработок и их адаптацию в деятельности конкретного муниципального образования.

Проведенный в ходе исследования экспертный опрос показал, что в абсолютном большинстве муниципальных образований Белгородской области кадровые службы используют весь арсенал кадровых технологий, однако частота использования некоторых технологий является ещё недостаточной. Меньше всего у муниципальных служащих развита способность эффективно решать инновационные задачи, служащие нуждаются в освоении новых знаний в области информационно-аналитической деятельности, регулирования муниципальной экономики, кадровых технологий управления персоналом, делопроизводстве, социальной политики.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, анализ практики использования кадровых технологий в работе с персоналом муниципальной службы показывает, что кадровая ситуация в муниципальных образованиях региона рассматривается как позитивная. Вместе с тем, подобная оценка не исключает наличия проблем. Одной из наиболее значимых, как мы полагаем, является дефицит муниципальных служащих, специализирующихся на выполнении управленческих функций, умеющих принимать решения и обеспечивать их исполнение, а также в «аналитиках», обеспечивающих научную основу управления, вследствие чего данная практика нуждается в совершенствовании как в методологическом, практическом, так и организационном обеспечении.

Примечание

1 В статье использованы материалы социологического исследования «Регулирование кадровых технологий в системе муниципальной службы», проведенного автором в 11 муниципальных образованиях Белгородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.