Научная статья на тему 'Практическое применение в современном костюме основных видов кружевных полотен'

Практическое применение в современном костюме основных видов кружевных полотен Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
577
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУЖЕВО / УЗОР / ГИПЮР / КАЙМА / РЕЛЬЕФ / LACE / PATTERN / GUIPURE / BORDER / TERRAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнеева Галина Сергеевна

Описаны основные виды кружевных полотен, способы их изготовления. Дана историческая справка происхождения того или иного вида кружева. Рассмотрены способы применения кружевных полотен в качестве отделки швейных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical Application of Lace Linen in the Modern Dress

This article describes the main types of lace linen, ways of its production. The author gives the historical description about origin of various types of lace and considers ways to use lace for finishing garments.

Текст научной работы на тему «Практическое применение в современном костюме основных видов кружевных полотен»

Практическое применение в современном костюме основных видов..

ББК 85.126.6

Г.С. Корнеева

Практическое применение в современном костюме основных видов кружевных полотен

G.S. Korneeva

Practical Application of Lace Linen in the Modern Dress

Описаны основные виды кружевных полотен, способы их изготовления. Дана историческая справка происхождения того или иного вида кружева. Рассмотрены способы применения кружевных полотен в качестве отделки швейных изделий.

Ключевые слова: кружево, узор, гипюр, кайма, рельеф.

This article describes the main types of lace linen, ways of its production. The author gives the historical description about origin of various types of lace and considers ways to use lace for finishing garments.

Key words: lace, pattern, guipure, border, terrain.

Кружевное полотно - это широкая прозрачная ткань с различными узорами. Фоном для кружевного узора служит обычная или крученая сеточка, которая не осыпается на срезах [1, с. 42]. На кружевном полотне направление по долевой не имеет значения. Детали могут располагаться как угодно, в зависимости от узора. Срезы на швах не требуют сложной обработки. По характеру узора кружевное полотно делится на тонкое, рельефное и гипюрное. Тонкое полотно имеет сетку (канву) с ячейками фигурной, ромбовидной или шестигранной формы, с узорами цветов и листьев. Изготовляют его хлопчатобумажным, капроновым или полушелковым. Рельефное полотно производят из трех систем нитей. Узор, как и у рельефных кружев, окаймлен другой нитью - обводной, которая может быть из того же вида сырья, что и полотно, но меньшего номера или из другого вида волокон. Гипюрное полотно характеризуется тем, что имеет резко очерченный контур, части которого соединены между собой редкой сеткой, фон в гипюре отсутствует. Такое полотно изготавливают из двух или трех систем нитей хлопчатобумажным, полушелковым, капроновым с вискозой [2, с. 46-54]. Кружевное плетение имеет богатую историю. В Библии говорится о легких и прозрачных тканях, которыми были украшены одежды священнослужителей и интерьеры храмов. На некоторых египетских мумиях встречается одежда, украшенная сетчатой каймой, с вышитыми по ней орнаментами. Несмотря на такое древнее происхождение, считается, что ажурные ткани впервые были созданы в Европе [3, с. 89-92]. К ним относятся:

1. Алансон - сплошной узор на фоне прозрачной сеточки с четкими контурами, прошитыми толстой атласной ниткой. Один или оба края полотна - фигурные.

2. Кружево шантильи - нежные цветочные узоры на фоне тонкой сеточки, вышитые поверх кружева

гладью тонкой шелковой ниткой. Раппорт узора равномерно повторяется по всей ширине полотна. Из шантильи часто шьют наряды для невест.

3. Шитье - тонкая хлопчатобумажная ткань или ткань из смеси хлопка с полиэфиром, по которой атласной гладьевой строчкой вышит узор с проколами.

4. Кружево поданж - разновидность шантильи. Узор вышит мягкой, слегка пушистой шелковой ниткой.

5. Венецианское кружево плетется из толстых ниток, без фоновой сеточки. Плотный объемный узор соединяется плетеными мостиками.

6. Пуэн-деспри - редкая сеточка или тонкий тюль, по которому вышит точечный узор.

7. Кружево клуни - плетется из толстых хлопчатобумажных ниток, с рельефными выступами, напоминает ручную вязку крючком. Узор клуни состоит из круглых цветов и трилистников.

8. Шиффли - тонкая прозрачная или полупрозрачная ткань с машинной вышивкой, похожей на ручную вышивку гладью [4, с. 144-158; 5, с. 56-62].

Хотя производство кружев было налажено в большинстве просвещенных европейских стран, но общепризнанными, поднявшими это мастерство до уровня искусства, считаются Италия, Франция и Фландрия.

Венецианское кружево впервые заявило о себе в 1363 г. (хотя в Швеции кружево было известно еще с 1335 г.) и стало предметом закона, изданного королем Англии Эдуардом III, запрещающего ввоз иностранных кружевных вуалей. Таким образом король пытался защитить внутренний рынок. Предпосылками для рождения и популярности кружев стала, конечно же, мода. С конца XV в. стали модными огромные воротники «фрез». Их края украшались зубчиками, которые сначала были еле заметными. Затем кружевницы стали делать их все шире и шире, придумывая виртуозные узоры, соединяя их тончайшими нитями,

филология и искусствоведение

вплетая в них конский или даже человеческий волос для придания рельефности цветочным и растительным орнаментам [6, с. 74-78]. Венеция первая прославилась своими шитыми и плетеными кружевами. Орнаменты и узоры кружев соединялись тончайшими нитками-связками. Такие кружева получили название «гипюр». В 1493 г. богатое кружево было вывезено в Англию для коронации Ричарда III.

Французские кружева - Екатерина Медичи, супруга французского короля Генриха II, в середине XVI в. выписывает из Италии некоего Фидерика Винчиоло, который в 1587 г. издает подробный сборник существовавших к тому времени узоров кружев. Во Франции вкус к кружеву развился настолько сильно, что богатые вельможи начинают тратить на них огромные деньги, украшая и женское, и мужское платье, обувь, предметы интерьера. В связи с этим французское правительство не могло остаться равнодушным к значительному оттоку денег за границу, и в конце XVII в. министр Кольбер основывает королевские мануфактуры. Для этого из Венеции были наняты 30 мастериц, а из Фландрии - 200. Уехавшие кружевницы были подвергнуты преследованию и были вынуждены вернуться на родину, успев, однако, научить француженок своему мастерству. Французские ученицы со свойственным им природным усердием и утонченным вкусом привнесли в технику создания кружев неповторимый французский шик и аристократизм. Мировую известность приобрело алансонское кружево. Город Валансьен стал известен своим кружевом в XVIII столетии. Особенностью этого кружева является прозрачная тонкая сетка, которую плели вместе с узором. Черное шелковое шантильи -еще один прославленый вид семейства кружев, производство которого было начато в XVIII в. Екатериной де-Роган. Рисунки для французских кружев выполнялись художниками-орнаменталистами, в том числе Жаном Береном, Франсуа Бонеме де Фалезом, Луи Булонем и позднее Франсуа Буше.

Фламандские кружева - в первой половине XVII в. повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором ячейки орнамента соединяются тонкой сеткой. Обусловлено это изменениями, произошедшими в художественном стиле XVIII в. Невесомые

и изящные орнаменты стиля рококо сменил пышный и тяжеловесный орнамент стиля барокко. Главным кружевным центром становится Брюссель. Самое популярное фламандское кружево было известно в Европе как английское, так как купцы, вследствие запрета на ввоз импортных товаров, вынуждены были прибегать к контрабанде и продавали фламандское кружево за английское. Особенностью брюссельского кружева было то, что фон и орнамент плелся одновременно. Но с середины XVIII в. технология упрощается, а в 1830-х гг. был соткан первый машинный тюль. Разные исследователи дают на вопрос о том, откуда пришел на нашу землю этот дивный промысел, дают разные ответы, предполагая в качестве прародителей и Голландию, и Германию, и Испанию [7, с. 94-98]. Существует предание, по которому в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей 250 кружевниц для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. В образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и названиях этих кружев многие кружевницы указывали на «драбанскую (брабантскую) нитку». Машинным способом изготавливать кружева в России стали в 1889 г., когда в Москве были построены кружевная и гардинно-тюлевая фабрики. Широко известно вологодское кружево. Вологодские кружева стали популярны в Европе в конце XVIII в. Модницы многих стран мечтали о нарядах, украшенных именно вологодскими кружевами. Да и в наши дни большинство иностранцев уверены, что кружево в России плетут исключительно в Вологде. В настоящее время этот вид искусства повсеместно не распространен. Замена найдена в машинном кружеве, более дешевом и доступном. В октябре 2010 г. в Вологде открыт музей вологодского кружева, где энтузиастами собраны экспонаты. Музей соответствует самым современным требованиям (свет, витрины, оформление залов).

В современных изделиях кружевное полотно преимущественно используется в качестве отделки в вечерней одежде, одежде романтического стиля, белье. Это могут быть кружевные кокетки, рукава, вставки по спинке, швам изделия, юбки (с использованием подкладочной ткани), а также в качестве аппликации можно использовать мотивы, вырезанные из кружевного полотна [8, с. 74-79].

Библиографический список

1. Бузов Б.А., Модестова Т.А., Алыменкова Н.Д. Материаловедение швейного производства. - М., 1986.

2. Жихарев А.П., Румянцева Г.П., Кирсанова Е.А. Материаловедение. Швейное производство. - М., 2005.

3. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. - М., 2004.

4. Как шить красиво / пер. с англ. А. Юрасовой. - М.,

1990.

5. Козлова Т.В. и др. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. - М., 1990.

6. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Практическая книга по моделированию женской одежды. - М., 1992.

7. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. - М., 1981.

8. Фефелова Л.Н. Если вы любите шить. - Новосибирск,

1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.