Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ ЛОМОНОСОВА В КЫРГЫЗСТАНЕ ПРИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА'

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ ЛОМОНОСОВА В КЫРГЫЗСТАНЕ ПРИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИКА / МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суржик Любовь Степановна, Турдакунова Нурия Байкалыковна

В данной статье описывается передовой опыт учителей математики, физики и информатики Научно-образовательной школы-комплекса МГУ в Кыргызстане в области применения инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. НОШК МГУ в Кыргызстане работает по особой программе обучения школьников. Эта программа предусматривает в профильных классах более расширенный объем тем по математике, физике, информатике и программированию и их более глубокое рассмотрение, чем в обычной общеобразовательной школе. Данная программа в основном выполняется в рамках традиционных форм обучения, но все чаще и интереснее стали проводиться уроки с использованием инновационных технологий. Их применение, возможности, плюсы и минусы которого описаны в статье, актуально на сегодняшний день не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суржик Любовь Степановна, Турдакунова Нурия Байкалыковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN SCIENCE AND MATHEMATICS CLASSES AT LOMONOSOV SCHOOL IN KYRGYZSTAN WITH THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY (MSU)

This article is devoted to developments in application of innovative technologies in the classes and extracurricular activities. The best practices of Kyrgyzstan School of MSU teachers of mathematics, physics and computer science are presented. The school works according to a special student teaching program. In specialized classes, this program provides a more expanded scope of topics in mathematics, physics, computer science and programming and their deeper consideration than in a regular school. The program is mainly carried out within the framework of traditional forms of education. However, the use of innovative technologies during the lesson have become more common making classes more interesting. The application of technologies, possibilities as well as pros and cons of which are described in the article, is relevant today not only in class, but also during extracurricular activity.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ ЛОМОНОСОВА В КЫРГЫЗСТАНЕ ПРИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА»

I Суржик Любовь Степановна, Турдакунова Нурия Байкалыковна

Практическое применение инновационных технологий на уроках предметов естественно-математического направления в Школе Ломоносова в Кыргызстане при методической поддержке МГУ имени М. В. Ломоносова

Practical Application of Innovative Technologies in Science and Mathematics Classes at Lomonosov School in Kyrgyzstan with the Methodological Support of Lomonosov Moscow State University (MSU)

Аннотация. В данной статье описывается передовой опыт учителей математики, физики и информатики Научно-образовательной школы-комплекса МГУ в Кыргызстане в области применения инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. НОШК МГУ в Кыргызстане работает по особой программе обучения школьников. Эта программа предусматривает в профильных классах более расширенный объем тем по математике, физике, информатике и программированию и их более глубокое рассмотрение, чем в обычной общеобразовательной школе. Данная программа в основном выполняется в рамках традиционных форм обучения, но все чаще и интереснее стали проводиться уроки с использованием инновационных технологий. Их применение, возможности, плюсы и минусы которого описаны в статье, актуально на сегодняшний день не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: инновационные технологии, педагогические технологии, образование, физика, математика, информатика

Abstract. This article is devoted to developments in application of innovative technologies in the classes and extracurricular activities. The best practices of Kyrgyzstan School of MSU teachers of mathematics, physics and computer science are presented. The school works according to a special student teaching program. In specialized classes, this program provides a more expanded scope of topics in mathematics, physics, computer science and

ш

Суржик

Любовь Степановна,

учитель математики, отличник образования Кыргызской Республики, зам. директора по НМР НОШК МГУ, Кыргызская Республика, г. Бишкек e-mail: math61@mail.ru

и spumiK.KG

Турдакунова

Нурия Байкалыковна,

отличник образования Кыргызской Республики, Президент НОШК МГУ в Кыргызстане, Кыргызская Республика, г. Бишкек

e-mail: mguschool@gmail. com

Lyubov

Surzhik,

Mathematics Teacher, Excellence in Education of the Kyrgyz Republic, Program Director of Kyrgyzstan School of MSU, Bishkek, the Kyrgyz Republic

Nuriya

Turdakunova,

Excellence in Education of the Kyrgyz Republic, President of Kyrgyzstan School of MSU, Bishkek, the Kyrgyz Republic

programming and their deeper consideration than in a regular school. The program is mainly carried out within the framework of traditional forms of education. However, the use of innovative technologies during the lesson have become more common making classes more interesting. The application of technologies, possibilities as well as pros and cons of which are described in the article, is relevant today not only in class, but also during extracurricular activity.

Keywords: innovative technologies, pedagogical technologies, education, physics, mathematics, computer sciences

О школе. Учреждение «Научно-образовательная школа-комплекс МГУ в Кыргызстане» было создано 19 июня 2019 г. в целях реализации договоренностей между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о сотрудничестве в области образования и культуры. Идея создания школы на территории Кыргызстана принадлежит ректору МГУ Садовничему Виктору Антоновичу.

Цель открытия школы — создание образовательной площадки для подготовки конкурентоспособных выпускников, ориентированных на поступление в ВУЗы РФ и топ-ВУЗы мира.

Основателем является Президент школы — Турдакунова Нурия Байкалыковна. Открытие состоялось 1 сентября 2019 г.

Школа полностью оснащена мультимедийным и компьютерным оборудованием, тщательно укомплектован педагогический состав учителей высококвалифицированными кадрами.

Миссия школы — формирование нового поколения высокообразованных, социально активных, творчески мыслящих граждан своей страны посредством создания инновационной открытой образовательной системы в соответствии с социальными и экономическими потребностями Кыргызской Республики на основе высокого качества образования учащихся, совершенствования образовательной и поликультурной среды учреждения, межгосударственного сотрудничества и взаимодействия с Российской Федерацией.

НОШК МГУ — это школа с фундаментальным образованием, в которой ведется преподавание на русском языке. Большое внимание в работе школы уделяется естественным и техническим наукам.

I Суржик Любовь Степановна, Турдакунова Нурия Байкалыковна

«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить,».

Дистервег Л. (немецкий педагог-демократ)

Введение

Современное образование несколько изменилось по срав- ^^ нению с образованием конца прошлого века, поскольку и сам современный школьник очень сильно отличается от учащихся прошлого столетия. С малых лет на сегодняшних детей со всех сторон «льется» большой поток информации. Задача современных родителей и учителей научить ребят использовать нужную информацию и отсеивать ненужную.

Прошли те времена, когда учитель являлся ключевой лич- к Хи ностью в процессе обучения и чуть ли не единственным источ- ШШ инком информации, когда для получения дополнительных зна- > ний ребенок тратил много времени на посещение библиотек. Обучение может происходить в любое время, в любом удобном для обучающегося темпе. И тем не менее образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества.

В условиях информационной революции, изменившей труд и культуру, становится все более актуальным изучение сущностных черт информационного общества и его неотъемлемой стороны — информационной культуры как части общей культуры человека. Сегодня основным источником информации является Интернет, где ответ почти на любой вопрос можно получить молниеносно. В этом случае роль учителя как основного источника информации значительно падает, из «ключевой» фигуры в процессе обучения он должен превратиться в некоторого консультанта и помощника. В связи с этим должны меняться формы и методы обучения. В настоящее время в условиях современной школы методика обучения претерпевает сложный период изменений, так как не все учителя могут сразу перестроиться и начать применять новые педагогические технологии, направленные на развитие личности всех учащихся в приоритетных направлениях.

Повсеместное внедрение информационных технологий создало новые уникальные возможности для активного и эффективного развития личности, общества, государства. В большом темпе происходят процессы информатизации, а вместе с ними зарождение и развитие новой формы культуры — информационной. Человек XXI века должен быть прежде всего творческой личностью, быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Становление и развитие информационного гражданского общества рождает острую необходимость в педагогах,

обладающих высокой профессиональной компетентностью. Реализация основных направлений использования инновационных технологий в образовании должна привести к созданию образовательных учреждений, способных раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать у них интерес к учебе, создавать условия, адекватные требованиям современной жизни. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире с учетом задач модернизации и инновационного развития.

Слово «инновация» происходит от латинского тоуайз, что в переводе означает «обновление, новинка, изюминка». Педагогические инновации — это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения [Педагогические технологии].

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [Ожегов, 1949].

Педагогическая технология (от др.-греч. т¿xvr| — искусство, мастерство, умение; Л6Y0£ — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения [Педагогические технологии].

Образовательной технологией называют комплекс, состоящий из:

• некоторого представления планируемых результатов обучения;

• средств диагностики текущего состояния обучаемых;

• набора моделей обучения;

• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Рассмотрение образовательной технологии начнем с модели обучения. В ней выделяют два яруса — верхний и нижний. Верхний ярус — методы и формы — дидактика. Нижний ярус — педагогическая техника — средства и приемы, а также личностные особенности учителя: интуиция, манера поведения, мимика, жесты и т. д., что является педагогическим искусством [Алексеев, 1993; Гузеев 1996].

В настоящее время уже существует значительное количество разнообразных технологий.

1. Информационно-коммуникационные технологии подразумевают интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.

Суржик Любовь Степановна, Турдакунова Нурия Байкалыковна

2. Личностно-ориентированные технологии ставят во главу личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий его развития, реализации природных потенциалов.

3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка, класса, параллели.

4. Мониторинг интеллектуального развития — анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии, как ведущий механизм формирования современного ученика, являются неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Они реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы получения образования.

Воспитательные технологии, как условие развития процесса обучения учащихся, — самостоятельная работа с помощью любого источника информации (книга, Интернет), игра, оформление и защита проектов, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения (система малых групп).

Таким образом, можно сказать, что в основе всех технологий лежит идея создания условий адаптации содержания, методов, форм образования к особенностям каждого ученика и максимальная ориентация его на самостоятельную деятельность или работу в малых группах.

Практическое применение инновационных технологий на уроках

Сегодня современный, педагогически грамотный человек, учитель любого школьного предмета должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий, всегда держать руку на пульсе.

Чтобы достичь успеха в обучении современных учеников, учитель должен быть изобретательным, креативным, далеко смотрящим вперед и, разумеется, уметь применять на уроках различные методы и формы обучения, современные технологии:

• обучение в сотрудничестве;

• проблемное обучение;

• игровые технологии;

• технологии уровневой дифференциации;

• групповые технологии;

• технологии развивающего обучения;

• технологии модульного обучения;

1 Россова Ю. И. Функция учителя в образовательном процессе: современная педагогика и «новая педагогика» / В. П. Вах-терова // Современные научные исследования и инновации, 2015. — № 4.

• технологии проектного обучения;

• технологии (критерии) критического мышления.

Хочется напомнить слова Вахтерова В. П.: «Многое из

того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а прежде всего способы, какими они зарабатываются»1.

Мы же, в свою очередь, среди существующих инновационных технологий наиболее перспективными считаем те, которые уже применяем на практике, и те, которые дают положительные результаты. Расскажем о тех, которые применяются в нашей школе.

Метод опережающего обучения. Здесь ученик выступает соавтором урока. На одном из уроков учащиеся делятся на группы, каждой группе раздаются темы. Когда подходит время урока по соответствующей теме, он выстраивается вместе с детьми, с учетом их наработок — это могут быть сообщения, вопросы, презентация, схема.

На уроках информатики применяется такая форма работы как «Перевернутый класс». Идея перевернутого класса возникла в 2000 году в США. Пионерами «перевернутых» уроков являются Джонатан Бергман и Аарон Сэмс. Именно они придумали термин и впервые апробировали этот метод.

Суть этой модели обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию под диктовку учителя. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка заданий дома ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете. На уроке учитель организует совместную деятельность по изученной теме (практическая направленность): решение задач по математике, физике и программированию, создание мини-проектов по информатике, проведение экспериментов по физике и т. д.

Примеры таких уроков по информатике можно найти в Интернете:

• урок-деловая игра «Publisher. Основы издательской деятельности» в 8-м классе;

• «Суд над компьютером» в 7-м классе;

• «Моделирование, понятие и виды моделей» в 9-м классе.

Обучение в сотрудничестве. Другими словами, общегрупповое сотрудничество (совместный труд, разновозрастное сотрудничество, самообучение, ученик в позиции учителя).

Рассмотрим варианты применения обучения в сотрудничестве.

Проверка правильности выполнения домашнего задания, например, по математике: в группе учащиеся могут прояснить непонятные в ходе выполнения домашнего задания детали.

Суржик Любовь Степановна, Турдакунова Нурия Байкалыковна

Одно задание на группу с последующим рассмотрением заданий каждой группой очень хорошо применяются на уроках математики и физики: группы получают различные задания, что позволяет к концу урока разобрать большее их количество.

Совместное выполнение практической работы (в парах) на уроках.

Выполнение проектного задания: как правило, на уроке это мини-проекты.

Групповое общение учащихся во время совместной работы имеет особое значение для развития ребенка. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения определяется и лидерство, и исполнительность, и умение общаться друг с другом, умение выслушать чужую идею и отстоять свою. Здесь создается возможность дополнения групповой деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Групповая форма организации труда делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.

Совокупность технологий сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирование интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной и творческой работы над проектами. Конечно, переводить полностью образовательный процесс на проектное обучение не стоит. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием лич-ностно ориентированных технологий.

Личностно ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, а также его ранней подготовки по предметам, его способностей и задатков.

Например, на уроках информатики на каждом компьютере созданы файловые папки с теоретическим и практическим материалом по темам курса информатики и программирования, которые разбиты по параллелям. Это позволяет учащимся изучать материал в темпе, удовлетворяющем его потребности, что повышает качество обучения. Каждый учащийся сам может выбрать и порядок изучения материала по определенной теме, и порядок выполнения той или иной работы. Основные аспекты при составлении материала для индивидуального обучения за компьютером направлены на:

• установление целей;

• выбор и применение стратегий;

• выяснение собственных потребностей обучаемого;

• оценку результатов.

Мы рассматриваем уроки информатики, т. к. они в большей степени проводятся с применением одного компьютера на

одного или двух учеников, что дает возможность создать условия, при которых каждый учащийся работает в подходящем для него индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу более комфортной.

В старших классах, начиная с девятого, на компьютере создаются портфолио — индивидуальные папки учащихся, где хранятся рисунки, документы, электронные таблицы, базы данных, презентации, программы. Система анализа портфолио обеспечивает индивидуализацию обучения, причем анализируют не только учителя, но и сами дети. Очень важно, чтобы порт-фолио отличалось своей индивидуальностью от всех других.

В рамках изучения объектно-ориентированного программирования в среде Delphi учащиеся 11-х классов создают всевозможные тесты и игры для детей младших классов, затем на этих же учениках проходит апробация созданного продукта и именно «апробаторы» (мы их называем обычными пользователями) по разработанным критериям оценивают созданный продукт. Таким образом, можно наблюдать разновозрастное сотрудничество.

Технология дифференцированного обучения — это основное направление в нашей школе. Цель дифференцированного обучения — создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей учащихся; сущность — усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного по стандарту.

Как же построить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету и повышало качество образования? Одним из наиболее оптимальных решений данного вопроса, на наш взгляд, является использование разноуровневых заданий на различных этапах урока. Основными целевыми ориентациями дифференцированного обучения являются:

• обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Эти целевые ориентации работают на решение основных специфических проблем обучения, например, информатике: а) разный уровень знаний; б) разный уровень умений работы на компьютере; в) разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий.

Практически во всех задачниках по каждой теме приведены задачи разного уровня. Допускается рассмотрение любой задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (посильной) ему информационной технологии или ученик жестко следует поставленным требованиям.

Для дифференцированного обучения составляются:

Суржик Любовь Степановна, Турдакунова Нурия Байкалыковна

• самостоятельные работы по конкретной теме (тесты, в том числе компьютерные, расчетно-графические работы, диктанты);

• контрольные работы с разноуровневыми заданиями (на отметки 3, 4 или 5);

• зачеты (вопросы для устного зачета, конспект, презентация).

А зачетная работа по математике, физике, программированию и др. может быть в следующих формах:

• проект;

• презентация;

• программа (составление программы на применение основных операторов языка программирования).

Для реализации целей дифференциации обучения можно предложить использовать различные виды разноуровневых заданий на уроке, включая пошаговые обучающие тесты по физике и математике.

Индивидуализировать обучение по содержанию, по темпу обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по приемлемым методам и способам обучения, по способам контроля и самоконтроля нам позволяет модульная технология. Модульное обучение (учебный модуль) включает:

• законченный блок информации;

• целевую программу действий ученика;

• рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Положительные аспекты дифференцированного обучения

1. Исключается «уравниловка» и «усреднение» детей.

2. Появляется возможность более эффективной работы с разными детьми: и слабыми, и сильными, и одаренными.

3. Появляется возможность помогать слабому и уделять больше внимания сильному ученику.

4. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в обучении.

5. Повышается уровень самосознания учащихся: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать ситуацию учебного успеха, избавиться от комплекса неполноценности, реально оценить свои силы.

6. Повышается уровень мотивации обучения в сильных группах.

7. Облегчается усвоение материала в слабых группах, так как ученику предоставляется возможность усваивать материал в оптимальном для него режиме. Усиливается интерес.

Отрицательные аспекты дифференцированного обучения

1. Деление детей по уровню является «негуманным».

2. Перевод в более слабые группы плохо отражается на самооценке ученика.

3. Учителю приходится тратить больше времени для составления и проверки разноуровневых заданий.

4. Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах.

5. Слабые учащиеся лишаются возможности «тянуться» за сильными, получать от них помощь, соревноваться.

6. Понижается уровень самосознания учеников: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, избранности.

7. У слабых ребят снижается уровень самооценки.

8. Несмотря на все минусы, технология дифференцированного обучения наиболее понятна и вполне осуществима.

Школа-Комплекс

М.Ломоносова

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МГУ

Проблемное обучение состоит в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую ученик осваивает знания, умения и навыки, необходимые ему по программе.

НОШК МГУ в Кыргызстане работает по особой авторской программе обучения школьников. Эта программа предусматривает в профильных классах более расширенный объем тем по математике, физике, информатике и программированию, их более глубокое рассмотрение, чем в обычной школе. Соответственно, увеличивается и количество часов. Данная программа в основном выполняется в рамках традиционных форм обучения. Некоторые уроки математики проводятся в форме деловой игры, где ребятам нужно производить оптимальный выбор того или иного производственного процесса, применять математические методы, помогающие решать экономические задачи. Такие уроки запоминаются надолго, учащимся явно нравятся занятия, максимально приближенные к жизни (уложить более экономично паркет, выстроить самую короткую дорогу и прочее).

На уроках математики предлагается, например, задача-ситуация «выбор наиболее выгодного варианта поездки в школу». Здесь рассматривается ситуация: наши ребята каждый день добираются в школу на специальном трансфере, на общественном транспорте, на машине с родителями или на такси. Было решено проверить, реально ли намного уменьшить расходы на транспорт, добираясь в школу, например, на такси вместе с тем, кто живет в одном районе. Заметим, что в первом предложении представляется ситуация (дано условие), а во втором обозначен диапазон вопросов и проблем, которые мы хотим исследовать. Такую ситуацию можно назвать «ориентированной»

Суржик Любовь Степановна, Турдакунова Нурия Байкалыковна

(т. е. известно, в каком направлении нужно исследовать проблему). Учащимся предлагается работа в парах, где ищется и обосновывается компромиссное решение.

На уроках информатики также используется технология проблемного обучения. Например, при изучении MS Access ставится задача систематизировать книги и журналы в школьной библиотеке, а в среде программирования Delphi написать программу регистрации посещаемости учеников по классам (количество пропусков, отчеты по фамилиям, классам).

Можно создать проблемную ситуацию и в названии темы урока, например:

• «Как закодировать информацию при помощи нулей и единиц?» (кодирование информации);

• «Что такое алгоритм и кто его может исполнить?» (понятие алгоритма и исполнителя);

• «Учимся считать на компьютере» (электронные таблицы);

• «Как построить график, диаграмму» (диаграммы и графики);

• «Какими компьютерными средствами создать кроссворд?» (PowerPoint, Excel, Word, Publisher).

В нашей школе в 10-11-х классах изучается программирование. Изучение основ программирования в школьном курсе информатики 10-11-х классов позволит учащимся не только сформировать элементы информационной культуры и научного мировоззрения, но и содействовать успешной социализации обучаемых в обществе, активному освоению новых интеллектуальных продуктов и созданию своих собственных.

Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Выполняя проект, ученики пользуются планом, определяющим критерии проекта. В ходе подготовки работают над качеством сообщения, учатся отбирать материал. Большую часть тем для своих проектов ребята выбирают сами, основываясь на актуальности и заинтересованности.

На уроках информатики разрабатываются и защищаются мини-проекты, а во внеурочное время разрабатываются долгосрочные проекты по математике, физике, информатике, программированию, робототехнике и другим предметам. Проекты ребята презентуют на школьной научно-практической конференции в апреле. По школьному положению дипломанты конференции освобождаются от переводных экзаменов по предмету.

Метод проектов по математике чаще всего используется на факультативных занятиях. В процессе работы над проектами по математике возникают интересные идеи, как, например, идея создания сборника задач на проценты, в который следует включить материалы из некоторых пособий, из Интернета и

Университетские лицеи и гимназии

научной литературы, задачи, которые предоставляет реальная практика экономики Кыргызстана.

Разумеется, в проектной деятельности прослеживаются межпредметные связи. Перечень созданных проектов за 3 года:

1. исследовательский проект «Математика в живых организмах», 10-й и 11-й классы (математика, биология, прикладная информатика);

2. создание интерактивной периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева на языке программирования Delphi, 11-й и 10-й классы (прикладная информатика, программирование, химия);

3. создание интерактивного приложения «Библиотека школьника», 11-й и 8-й классы (прикладная информатика, программирование);

4. создание интерактивной энциклопедии «Великие люди Кыргызстана», 10-й класс, (прикладная информатика, программирование, история Кыргызстана, адабият-кыр-гызская литература).

НОШК МГУ — это уникальное образовательное учреждение в системе Кыргызско-Российского образования. Многие выпускники школы поступают в высшие учебные заведения России, а значит, некоторые из учащихся сдают ЕГЭ по предметам, как и российские школьники. В связи с этим, наряду с изучением профильных предметов в условиях очного формата, в школе организованы дистанционные формы учебных занятий по подготовке учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена по профильным предметам. Занятия проводят преподаватели МГУ им. М. В. Ломоносова, Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Как следствие, в обучении разработаны и применяются педагогические приемы на основе цифровых технологий, которые делают образовательный процесс более эффективным и увлекательным. Цифровые технологии — это не просто инструмент, а «новые возможности, которые способствуют обучению в любое удобное время, непрерывному образованию, возможностям проектировать индивидуальные образовательные траектории, и из потребителей электронных ресурсов стать их создателями. Таким образом, цифровизация образования предполагает применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными» [Уваров и др., 2019].

Применение дистанционных форм в процессе обучения наших школьников прежде всего связано с использованием интернет-конференций. Школа располагает необходимой материальной базой. В классах есть веб-камеры с микрофонами, что позволяет проводить уроки на основе дистанционных технологий с применением Zoom-конференций. При этом возможно не только общение в видеоформате, но и использование

Суржик Любовь Степановна, Турдакунова Нурия Байкалыковна

различных форм: презентации с интерактивом, проведение опытов непосредственно на уроках. Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения позволяет учащимся проявить самостоятельность при изучении нового материала, в работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить свой уровень подготовки по предмету по конкретной проблеме на данный момент времени.

Заключение

Использование различных видов деятельности, таких как самостоятельная работа с выбором уровня сложности, разработка различных заданий для одноклассников, написание программ-тестов по различным предметам, позволяет повышать интерес к предмету и самообразовательный уровень учащихся. Этому же способствуют такие формы подведения итогов как уроки-семинары, уроки-демонстрации, мини-конференции, отчетные выступления, конкурсы проектов, в том числе конкурс «Мы интеллектуалы XXI века».

На уроках-семинарах учащиеся получают задание выработать и обосновать свою точку зрения по предложенной теме. Тематика уроков-семинаров, проводимых в нашей школе: «Информационные технологии в современном мире», «Компьютер в моей профессии», «Компьютер и технологии будущего», «Школа будущего», «Безопасность в сети Интернет» и другие. На конференциях, семинарах, уроках-демонстрациях, презентациях учителя стараются «раствориться» в детской среде и незаметно для учеников предоставить ведущую роль им.

Что дает такая работа ученикам? Ощущение значимости и сопричастности каждого к общему делу. Помимо получения новых знаний, происходит личностное становление учащихся — у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками, чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в этом возрасте. Здесь учителю важно проявлять терпимость к детским ошибкам, оптимистическую веру в своего ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Ребенок имеет право на ошибку, порой испытания личного отрицательного опыта является более значимым для его становления.

Что дает такая работа учителям? Удовлетворение от проделанной работы, радость успехам ребят. На практике мы замечаем, что инновационные методы обучения дают возможность получить хороший результат и достичь поставленных целей и задач в обучении качественно и быстро.

Подводя итоги, хочется отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед

образовательными учреждениями задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Каждому учителю невозможно дать конкретный рецепт конструирования образовательного процесса, его необходимо найти самому в том классе, где он работает. Выбор же способов, технологий, средств организации образовательного процесса очень широк. Какие из них дадут оптимальный результат? Какие подходят учителю и тем условиям, в которых он работает? На эти вопросы каждый из нас ответит сам. 1Ш

Литература:

Алексеев, 1993 — Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи. Педагогика и логика. — М.: Касталь, 1993. С. 416.

Андреев, 2001 — Андреев А. Л. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии, 2001. № 3. С. 154-169.

Гузеев, 1996 — Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996. С. 112.

Зотов, 1984 — Зотов Ю. Б. Организация современного урока: книга для учителя / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Просвещение, 1984. С. 144.

Ожегов, 1949 — Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: иностранных и национальных словарей, 1949.

Педагогические технологии — Педагогические технологии // Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Педагогические_технологии (дата обращения: 01.06.2022).

Полат и др., 1999 — Полат Е. С., Бухаркина М. Ю, Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. С. 224.

Попыванова, 2013 — Попыванова О. А. Применение технологии критического мышления на уроках информатики // Концепт: эл. журнал, 2013. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/53057.htm.

Ракитов, 2008 — Ракиитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. — М.: ИНИОН РАН, 2008.

Селевко, 1998 — Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. С. 256.

Уваров и др., 2019 — Уваров А. Ю, Гйбл Э., Дворецкая И. В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. С. 344.

Шамова и др., 2002 — Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами / Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Академия, 2002. С. 384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.