Научная статья на тему 'Практическое обучение как средство совершенствования профессиональных компетенций'

Практическое обучение как средство совершенствования профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / SITUATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / COGNITIVE MOTIVATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ / GEODETIC CONSTRUCTIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / TECHNICAL DOCUMENTATION / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL WORK / ИНСТРУМЕНТЫ / TOOLS / ВЫНОС ПРОЕКТА В НАТУРУ / REMOVAL PROJECT IN NATURE / ГЕОДЕЗИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / GEODETIC CONTROL / СТРОИТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / CONSTRUCTION SITE / GEODETIC CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрусталёва Валентина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы практической направленности обучения при проведении со студентами геодезических работ в полевых условиях на специально оборудованном полигоне. Описывается организация названного вида работ во время проведения учебной практики студентов, образщается внимание на приобретение студентами навыков работы с геодезическими приборами. Акцентируется внимание на овладении студентами техникой геодезических измерений и построений с учётом требований к точности таких измерений. Обращается внимание на возможности современного геодезического оборудования при производстве измерений в полевых условиях геодезического полигона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хрусталёва Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical Training as a Means of Perfection of Professional Competences

The article deals with the questions of practical orientation of training students during field geodetic works on specially equipped site. Акцентируется внимание на овладении студентами техникой геодезических измерений и построений с учётом требований к точности таких измерений. It describes the organization of the above-mentioned type of work during the of students' educational practice, and draws attention to the acquisition of skills of working with geodetic instruments by students. Attention is focused on the students’ mastering the technique of geodetic measurements and constructions taking into account the requirements for the accuracy of such measurements. Attention is drawn to the possibilities of modern geodetic equipment while making measurements under the field conditions of a geodetic test site.

Текст научной работы на тему «Практическое обучение как средство совершенствования профессиональных компетенций»

Окончание табл. 3

Умеренная 5 25

Выраженная 7 35

Глубокая 2 10

40

35

30

25

20

15

10

I

Отстутствует или Минимальная незначительная

Легкая

Умеренная Выраженная Глубокая

Рис. 3. Показатели уровня депрессии среди исследуемых учащихся, %

Таким образом, по результатам проведённых диагностик выявлено, что большая часть учащихся исследуемой группы постоянно грустят, потеряли интерес к вещам, которые раньше доставляли им удовольствие. Среди них ярко выражена неспособность получать удовольствие от жизни, они испытывают чувство вины, безнадёжности, усталости. У них замедлено мышление, наблюдаются трудности в концентрации внимания и принятии решений, такие обучаемые не желают или у них отсутствуют силы общаться с друзьями и знакомыми, они постоянно ощущают чувство разбитости и усталости. Студенты исследуемой группы имеют высокую склонность к аддиктивному поведению, к проявлению агрессии и насилию в поведении, они не способны к волевому контролю, связанному с проявлением своих эмоциональных состояний. Для таких учащихся характерна склонность воспринимать любое проявление качеств их личности в широком диапазоне ситуаций, а любую заинтересованность в них - как возможную угрозу их престижу и самооценке.

В целом результаты проведённого исследования позволяют констатировать следующее: большая часть студентов группы риска Сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова имеет слабую мотивацию получения будущей профессии, низкий интеллектуальный уровень; они отличаются невоспитанностью, неумением учиться и трудиться. Данные факторы в совокупности с полученными результатами диагностики социально-психологических особенностей учащихся колледжа, относящихся к категории «группа риска», безусловно, порождают серьёзные проблемы, связанные с их обучением и воспитанием. В то же время методичная и целенаправленная работа со студентами, нуждающимися в помощи специалистов и социально-педагогическом сопровождении, способствует тому, что они приобретают навыки контролирования своих отрицательных поведенческих проявлений эмоциональных реакций, становятся способными к изменению своих жизненных позиций, корректированию своего девиантного социального поведения и пр.

Библиографический список

1. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондратенко. - Минск: Знание, 2008. - 345 с.

2. Калачева, И. И. Словарь социального педагога и социального работника / И. И. Калачева. - Минск: Знание, 2005. - 652 с.

3. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2002.

© Ворожцова Л. А., 2016

5

0

УДК 372.863:371.6

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В. Н. Хрусталёва

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются вопросы практической направленности обучения при проведении со студентами геодезических работ в полевых условиях на специально оборудованном полигоне. Описывается организация названного вида работ во время проведения учебной практики студентов, образщается внимание на приобретение студентами навыков работы с геодезическими приборами. Акцентируется внимание на овладении студентами техникой геодезических измерений и построений с учётом требований к точности таких измерений.

Обращается внимание на возможности современного геодезического оборудования при производстве измерений в полевых условиях геодезического полигона.

Ключевые слова: ситуация, инновационная деятельность, познавательная мотивация, конкурентоспособность, геодезические построения, профессиональные компетенции, техническая документация, индивидуальная работа, инструменты, вынос проекта в натуру, геодезические построения, геодезический контроль, строительная площадка.

Современная социально-экономическая ситуация оценивается специалистами как кризисная виду того, что она характеризуется высоким уровнем неопределённости, противоречивостью, нестабильностью. Вместе с тем наблюдается повышенная инновационная активность во всех сферах социальной жизни, интенсификация информационных процессов, что является предпосылкой выхода из кризиса.

В наше время инновационная деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями самых разных уровней, вне всякого сомнения, есть неотъемлемый компонент успешного их функцинирования на соответствующих ступенях образования: общего среднего, специального профессионального и высшего. Быстро меняющиеся условия стремительно развивающегося современного общества диктуют необходимость адаптирования среднего профессионального образования к новым потребностям рынка труда и весьма жёстким требованиям работодателей к профессиональным знаниям и умениям выпускников СПО. Сложившееся положение требует не только объективного и серьёзного пересмотра статуса профессионального образования, чтобы оно стало престижным в сфере инновационной перестройки экономики России, но и глубокого, всестороннего анализа качества образования, которое ССУЗы дают своим выпускникам. И для этого у системы СПО есть все предпосылки.

Система среднего профессионального образования в России развивается в тесном взаимодействии со всеми отраслями экономики. Целевая направленность профессионального образования обусловливает его преимущественную ориентацию на обеспечение профессиональной реализации личности и, соответственно, на удовлетворение интегрированной потребности личности и общества, то есть потребности личности в получении соответствующего образования и потребности предприятий, организаций, фирм и других учреждений в качественном кадровом обеспечении.

Профессиональная компетентность педагога (мобильность, коммуникабельность, способность выстраивать профессиональный диалог) формируется при активном включении студента в процесс самообразования, без которого не только невозможно представить современный процесс образования, но и нельзя выпустить грамотного, компетентного, квалифицированного специалиста. Следовательно, задача педагога в новых условиях заключается в том, чтобы включить студента в такую систему обучения, чтобы заинтересовать его самим процессом обучения, необходимостью получения нужных знаний, а также формирования профессиональных умений и навыков. Для этого преподаватель должен уметь оптимально чередовать традиционные (при необходимости модернизуя их) и нестандартные формы обучения, ставя и разрешая на занятиях проблемы, актуальные для будущей профессиональной деятельности студентов.

Современный специалист должен непрерывно самообразовываться, то есть иметь высокую познавательную мотивацию, таковы требования самого нашего времени и быстро меняющихся условий на рынке труда. Умение самостоятельно приобретать и пополнять знания не только способствует формированию и становлению компетентного, высококвалифицированного специалиста, но и делает его конкурентоспособным работником на рынке труда [1]. Сказанное, естественно, касается и будущих специалистов-строителей, для которых, в частности, умения и навыки точных геодезических измерений и построений, а также геодезического сопровождения строительных работ являются важнейшей составной частью в организации строительно-монтажного производства. Поэтому для успешной подготовки будущих специалистов-строителей необходимо оптимально и методически верно организовать все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами, что предполагает постоянное совершенствование методического обеспечения как теоретического, так и практического обучения. В свою очередь модернизация и совершенствование профессионального обучения позволяет сформировать соответствующие устойчивые компетенции обучаемых [2].

В силу того, что целью настоящего исследования является рассмотрение вопросов практического обучения в период проведения со студентами геодезических работ на специально оборудованном полигоне, своё основное внимание мы обращаем на организацию и проведение соответствующей учебной практики в полевых условиях. Этой практике предшествует изучение общепрофессиональной дисциплины «Основы геодезии», которое начинается с усвоения теоретического материала, который закрепляется лабораторно-практическими занятиями. По окончании теоретико-лабораторно-практического курса студенты применяют свои знания, закрепляют и совершенствуют полученные на занятиях практические навыки и умения во время прохождения полевой учебной практики на полигоне, оборудованном опорной геодезической сетью (два-три пункта полигонометрии и два-три грунтовых репера).

Учебные практики играют огромную роль в реализации практикоориентированного подхода и формирования компетенций, указанных в новых образовательных стандартах: «Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности» [2].

При прохождении учебной геодезической практики студенты приобретают умения и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности, а также закрепляют и углубляют знания, полученные при изучении соответствующих дисциплин. Задачей практики является не только приобретение навыков работы с геодезическими приборами. Важно, чтобы каждый студент усвоил определённую последовательность выполнения каждого процесса работ с заданной точностью и умел правильно и грамотно организовать работу в бригадах.

Обучение, как известно, процесс многосторонний, и в этом процессе немалую роль играет сам обучаемый с его отношением к обучению, заинтересованностью в получении знаний, формировании необходимых практически значимых профессиональных компетенций. В то же время нельзя упускать из вида, что усвоение знаний зависит от индивидуальных способностей студента, его работоспособности, подготовки, пунктуальности, аккуратности во всём, в том числе в выполнении и оформлении расчётных, графических и других видов работ, необходимых по ученому плану и рабочим программам конкретных дисциплин. Специфика системы среднего специального образования так же, как и школа, требует учитывать индивидуальные способности студента, видеть в каждом из них личность, уметь поддержать каждого обучаемого в трудные для него моменты, ободрить его, похвалить, помочь поверить в свои силы.

Специфика геодезической учебной практики состоит в том, что он включает в себя комплекс работ, который проводится для получения данных, необходимых для размещения строительных сооружений с соблюдением всех необходимых параметров.

Программа данной учебной практики включает следующие виды работ: изучение размещения объекта строительства по площади и по высоте; ориентирование основных осей сооружения; проектирование рельефа местности; вычисление объёмов земляных работ; выполнение расчётов, связанных с составлением проекта сооружений линейного типа (включая расчёт горизонтальных и вертикальных кривых и составление продольного профиля будущей трассы); выполнение расчётов, необходимых для перенесения проекта в натуру; составление разбивочных чертежей, схем и т. д. [3].

Для выполнения геодезических полевых работ учебная группа делится на производственные бригады. Очень важно эти бригады комплектовать таким образом, чтобы в них можно было организовать слаженную работу всех их членов, чтобы создавались условия для более благоприятного закрепления пройденного теоретического материала, формирования практических профессиональных умений и навыков, приобретения первоначального опыта работы с геодезическими приборами. Причём деятельность сформированных бригад строится на принципах самоуправления, что в значительной степени благотворно сказывается на ответственности и дисциплинированности каждого из их членов.

В период полевой практики все члены студенческой производственной бригады приобретают практические навыки составления и проверки разнообразной технической документации: журналов, схем, эскизов, профилей и т. д., а также её подбора в определённой технической последовательности. Такая работа приучает студентов к ответственности за точность полученных результатов, воспитывает в каждом из них бережное отношение к приборам и снаряжению.

Условия выполнения геодезических работ, предлагаемых студентам, максимально приближены к производственным. Работу в бригадах организовывают таким образом, чтобы каждый студент умел выполнять любую поставленную задачу и отвечать за качество её исполнения. Иначе говоря, и в период учебной практики со студентами ведётся индивидуальная работа.

Рабочий день студенческих бригад начинается с подробного инструктажа, который даётся руководителями практики. После полученных указаний, касающихся порядка и способов выполнения задания, каждая бригада приступает к работе под наблюдением руководителя практики. В течение всего учебного дня руководитель контролирует действия каждого студента-практиканта, ведёт индивидуальную работу со студентами, показывая правильные приёмы работы с геодезическими инструментами и оборудованием.

Залогом высокой продуктивности работы производственных бригад студентов являются: знание каждым практикантом своих обязанностей и неукоснительное следование им; строгая очередность выполнения всех производственных операций; знание того, какие инструменты и оборудование он должен готовить к работе; содержание геодезического инструментария и оборудования в рабочем состоянии и сохранности; аккуратное ведение полевой документации; качественное выполнение полевого контроля.

Во время практики студенты должны осознать необходимость правильного выполнения каждого технологического процесса и понять, что любое нарушение производственных инструкций и наставлений в соответствующих допусках и технологии недопустимо на учебной практике, так же как неприемлемо это и на производстве.

Геодезическую разбивочную основу для строительства различного назначения зданий и сооружений следует создавать в виде сети закреплённых знаками геодезических пунктов, определяющих положение здания (сооружения) на местности и обеспечивающих выполнение дальнейших построений и измерений в процессе строительства с наименьшими затратами и необходимой точностью. Разбивочную основу для выполнения геодезических работ надлежит создавать с привязкой к имеющимся в районе строительства пунктам геодезических сетей

Итогом учебной полевой геодезической практики является отчёт, составленный студентами по всем видам работ, выполненных ими во время её прохождения. При выставлении итоговой оценки тому или иному практиканту учитывается качество выполнения им всей программы практики, степень самостоятельности при выполнении конкретных заданий, качество оформленных полевых и камеральных материалов, а также степень участия в них каждого члена бригады, степнь исполнительской дисциплины студента.

В целях улучшения организации учебного процесса, направленного на совершенствование профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованием ФГОС, на строительном отделении сель-хозколледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова созданы курсы общего дополнительного образования, которые имеют ярко выраженную практическую направленность. В частности, в ходе реализации программы общего дополнительного образования «Геодезические разбивочные работы на строительной площадке» будущие строители совершенствуют свои знания и навыки при выполнении геодезических работ в профессиональной деятельности. Кроме того, усваивая содержание этого курса, они расширяют представления об основных задачах геодезии как науки, предназначенной для обслуживания строительства на стадии проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. На занятиях дополнительного образования студенты углубляют знания, полученные в рамках основной общепрофессиональной дисциплины «Основы геодезии»; здесь они более подробно изучают устройство геодезических приборов, в деталях знакомятся с методами и принципами выполнения топографо-геодезических работ, расширяют навыки практической деятельности при выполнении геодезических работ в подготовительный период строительства объектов, совершенствуют навыки определения положения точек на местности, учатся проводить геодезический контроль за строительно-монтажными работами на строительной площадке в период строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

Дополнительное профессиональное образование, таким образом, даёт возможность получить дополнительные компетенции (знания, умения, навыки), то есть овладеть кругом вопросов, необходимых для выполнения функций нового направления в будущей профессиональной деятельности, стать конкурентоспособным специалистом на рынке труда [5]. В целом практическая направленность обучения в условиях среднеспециального профессионального образования является одним из важных средств совершенствования профессиональных компетенций обучаемых и приобретения ими первоначального практического опыта.

Библиографический список

1. Методические указания по учебной геодезической практике для студентов заочной и ускоренной форм обучения / сост. Н. А. Калачёва, О. А. Гусева; ред. Т. М. Климчук. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2008. - 16 с.

2. Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. № 673. - URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/147488 (дата обращения: 11.09.2016).

3. Киселёв, М. И. Геодезия / М. И. Киселёв. - 11-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 384 с.

4. Строительные нормы и правила. Правила производства и приёмки работ. Геодезические работы в строительстве. СНиП 3.01.03-84. -М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985. - URL: http://snipov.net/database/c_4294956168_doc_4294854900.html (дата обращения: 11.09.2016).

5. Минюхина, Г. А. Компетентностный подход к специалистам аграрного профиля / Г. А. Минюхина // От поиска - к решению. От опыта - к мастерству: мат-лы Региональной науч.-практ. конф., 26 февраля 2009 г.; науч. ред. Г. А. Минюхина. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2009. - 168 с.

© Хрусталёва В. Н., 2016 УДК 372.881.1:376

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССОВ: ТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ НАМЕРЕННО ДЕФОРМИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ

Н. П. Чаптыкова

Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Логические ошибки в письменных работах учащихся полиэтнических классов связаны с нарушением последовательности и связности мыслей при создании текста. Использование эффективных упражнений на восстановление текста, перестановку его частей способствует предупреждению и преодолению логических ошибок, развивает творческие способности школьников, включая инофонов.

Ключевые слова: учащиеся-инофоны, связная речь школьников, логические ошибки, последовательность и связность текста, текстовые упражнения, структурно деформированный текст, изложение с хронологической перестановкой частей.

В последние годы в связи с процессами миграции населения в российских общеобразовательных школах постоянно увеличивается процент школьников, для которых русский язык не является родным. В различных субъектах Российской Федерации стихийно возникают «неоднородные полиэтнические классы, включающие детей-инофонов» [1, с. 24]. Наш опыт работы в подобных классах показывает, что дети мигрантов слабо владеют русским языком, с трудом придумывают (то есть составляют, конструируют) предложения, с большими затруднениями строят (то есть создают, сочиняют) связные тексты. Развивая речь таких учащихся, в их письменных работах необходимо учитывать не только содержание и языковое выражение мысли, но и логические ошибки, потому что «речь, не упорядоченная в логическом отношении, обычно оказывается неупоря-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.