Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СФЕРА УСЛУГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / TOURISM / SERVICE SECTOR / HIGHER EDUCATION / PRACTICAL APPROACH / PROBLEMS / PROSPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абазян Артак Горикович, Макарец Виктория Аркадьевна

В данной статье рассматриваются проблемы внутреннего туризма, связанные с подготовкой кадров в сфере туризма, с помощью опроса студентов и выпускников высших учебных заведений выявлены причины отказа от работы по профессии. В содержании работы также содержатся предложения по улучшению качества образования в сфере туризма с помощью практического подхода при обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абазян Артак Горикович, Макарец Виктория Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PRACTICAL APPROACH TO TRAINING IN THE SPHERE OF TOURISM: PROBLEMS AND PROSPECTS

This article examines the problems of domestic tourism associated with the training of personnel in the field of tourism, using a survey of students and graduates of higher educational institutions, the reasons for refusing to work in the profession are revealed. The work content also contains suggestions for improving the quality of tourism education through a hands-on learning approach.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат экономических наук, доцент Абазян Артак Горикович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры" (г. Краснодар); магистрант Макарец Виктория Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры" (г. Краснодар)

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы внутреннего туризма, связанные с подготовкой кадров в сфере туризма, с помощью опроса студентов и выпускников высших учебных заведений выявлены причины отказа от работы по профессии. В содержании работы также содержатся предложения по улучшению качества образования в сфере туризма с помощью практического подхода при обучении.

Ключевые слова: туризм, сфера услуг, высшее образование, практический подход, проблемы, перспективы.

Annotation.This article examines the problems of domestic tourism associated with the training of personnel in the field of tourism, using a survey of students and graduates of higher educational institutions, the reasons for refusing to work in the profession are revealed. The work content also contains suggestions for improving the quality of tourism education through a hands-on learning approach.

Keywords: tourism, service sector, higher education, practical approach, problems, prospects.

Введение. В настоящее время туристская отрасль выступает как одна из самых перспективных, развивающихся отраслей во всем мире, в том числе и в России.

В 2020 году, в период тяжелой эпидемиологической обстановки, связанной с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, закрытия границ страны, российский туристский рынок вышел на новый уровень спроса к отдыху в пределах нашей страны.

Внутренний туризм положительно влияет на экономику государства. Манильская декларация по мировому туризму отмечает это так: «В каждой стране внутренний туризм может способствовать более сбалансированному положению национальной экономики, во многом благодаря перераспределению национального дохода, глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных и положительных для экономики в целом страны».

Туристические возможности и ресурсы нашей страны почти неисчерпаемы. Многие исследователи говорят, что более 50%, тех, кто выезжает в заграничные туры, даже не догадываются, что есть возможность получить те же удовольствия в своей стране. В основном речь даже не о красоте и самобытности родной природы или лечебно-рекреационных факторов российских курортов. Но о возможности организации и развития необычных видов туризма экстремального, событийного, приключенческого и других. В большинстве случаев уровень осведомленности наших граждан ограничивается познаниями о Черноморском побережье, Золотом кольце по древним городам, о Кавказе, и рекреационных ресурсах в пределах края, где они проживают.

В результате рекреационно-ресурсная база для развития и формирования внутреннего туризма была задействована не на все 100%. В сфере туризма наблюдался простой и отсутствие товарно-денежных отношений, что могло бы послужить стимулом развития, и денежные средства граждан, которые могли бы стать своего рода инвестициями туристской отрасли, которые путем отдыха на заграничных курортах вывозятся из страны.

В 2020 году ситуация на туррынке России резко изменилась. Большой интерес к российским курортным регионам, в особой степени к Краснодарскому краю и Республике Крым, и немалый поток туристов спровоцировали активный спрос на качественный сервис, к которому привык потребитель.

Потребители (туристы) услуг индустрии сервиса, имея опыт отдыха в других странах (в которых, зачастую, туристская сфера является основой бюджета страны), начинают требовательно относиться к квалификации, знаниям обслуживающих кадров.

Отличительная особенность туристической сферы состоит в том, что не услуга доставляется потребителю, а наоборот, турист (потребитель) приходит к услуге. В связи с чем, образовательные организации, которые занимаются подготовкой специалистов в туристской сфере, как никогда должны обратить внимание на систему обучения в данной отрасли экономики для привлечения потенциальных потребителей на российский туристский рынок в будущем.

Для оценки перспектив развития кадрового потенциала туризма в нашей стране проведем анализ проблем при подготовке специалистов в данной сфере и предложим варианты их решения.

Изложение основного материала статьи. Активно развивающийся внутренний туризм, ситуация на туристском рынке, особенно в 2020 году, говорят о том, что систему подготовки квалифицированных кадров стоит усовершенствовать, внести изменения в учебные планы подготовки студентов СПО и бакалавров. Необходимо качественно улучшить и проработать вопросы, связанные с прохождением практики обучающихся, а также в практическом подходе в обучении студентов, постепенно развиваться в данном направлении.

Представим основные, на наш взгляд, проблемы внутреннего туризма, связанные с обучением специалистов:

- Маленькая база практик для студентов высших учебных заведений;

- Отсутствие опыт у молодых специалистов;

- Отсутствие у большинства сотрудников турсферы базового туристского образования;

- Стереотипы о работе в туризме;

- Уровень подготовки выпускников часто не соответствует ожиданиям и требованиям работодателей;

- Выбор работодателя часто делается не в пользу молодого специалиста, а в пользу претендента с опытом работы в турбизнесе;

- Ежегодное число выпускников туристских вузов превышает количество вакансий в данной сфере;

- Теоретический подход при обучении студентов.

1. Маленькая база практик для студентов высших учебных заведений.

База практики - это организация, учреждение или предприятие, в которую направляется студент или несколько студентов ВУЗа для прохождения производственной практики.

Кафедры выбирают базы практик для студентов, которые соответствуют профилю и направлению подготовки специалистов в высшем учебном заведении, несмотря на формы собственности предприятий. С организациями заключается договор о прохождении производственной практики студентами.

В настоящее время, у ВУЗов, которые работают по направлениям подготовки 43.03.01 - Сервис, 43.03.02 - Туризм, 43.03.03 - Гостиничное дело, недостаточное количество баз практик для студентов. Обычно существует несколько дружественных и проверенных организаций, которые готовы взять под свое крыло будущих специалистов, однако, зачастую, количество последних намного превышает возможности дружественных предприятий.

В связи с чем, студентам приходится самостоятельно искать себе базу практики, которая может и не соответствовать уровню тех организаций, с которыми сотрудничает ВУЗ.

2. Отсутствие опыта у молодых специалистов. Стереотипы о работе в туризме. Уровень подготовки выпускников часто не соответствует ожиданиям и требованиям работодателей.

Каждый год на рынке труда появляется большое количество выпускников-специалистов в сфере сервиса и туризма, которые, нередко, не соответствуют его потребностям и критериям.

Также не все молодые специалисты остаются работать в туристской сфере. Это связано, в первую очередь, с тем, что требования работодателей намного выше, чем практические умения выпускников, а также со стереотипами о профессии. Одним из главных стереотипов сферы туризма являются постоянные путешествия. Абитуриенты, поступая в ВУЗ, думают, что их будущая профессиональная деятельность будет взаимосвязана в большей степени с поездками по всем направлениям земного шара. Однако, как показывает практика, большая часть работы работников сферы туризма сосредоточена в одном месте: офис компании, гостиница, ресторан и так далее.

Для выявления причин, почему молодые специалисты не остаются работать в профессии (не только в сфере туризма), мы провели опрос среди студентов и выпускников ВУЗов в социальной сети Вконтакте.

В опросе приняли участие 210 человек, среди которых 148 человек в возрасте от 15 до 18 лет, а также 62 человека - студенты и выпускники от 19 до 25 лет.

Результатом проведенного исследования стали такие показатели как: 30% участников опроса ответили, что причина отказа от работы по профессии «Маленькая заработная плата», 25% - «Неверное представление о профессии», 20 % - «Отсутствие опыта, высокие требования работодателя» , 15 % - «Большая конкуренция», 7% - «Наличие работы в другой сфере», 3 % - другие причины.

На основе проведенного исследования можно прийти к выводу, что около 20% молодых специалистов боятся работать в сфере туризма из-за отсутствия опыта и высоких требований работодателей.

3. Отсутствие у большинства сотрудников турсферы базового туристского образования.

Результаты проведенного опроса показали, что выпускники ВУЗов не всегда выбирают род занятий,

связанный с их образованием, сфера туризма не стала исключением.

Большая часть сотрудников сферы услуг и туризма не имеет высшего образования по данному направлению деятельности, что приводит низкому уровню сервиса и, следовательно, к падению спроса на внутренний туризм.

4. Выбор работодателя часто делается не в пользу молодого специалиста, а в пользу претендента с опытом работы в турбизнесе. Ежегодное число выпускников туристских вузов превышает количество вакансий в данной сфере.

Крупнейшая онлайн-рекрутинг платформа в России HeadHunter провела исследование (1 квартал 2019 г.), что специалисты разместили на портале поиска работы HeadHunter 750 882 резюме, но компании предложили им всего 140 228 вакансий. На одно рабочее место претендовало 9,6 молодого человека -конкуренция за рабочие места среди молодежи была значительно выше, чем среди остальных соискателей (6,9 человека на место). Безработица среди молодежи до 25 лет, по данным Росстата, тоже превысила общие показатели по рынку: в мае в России было 18,6% безработных молодых людей против 5% среди работников постарше с опытом работы.

Работодатели туристической сферы по-прежнему неохотно нанимают молодых людей на работу - не хотят инвестировать в дополнительное обучение и опасаются, что молодой работник выучится и покинет компанию, так как молодежь чаще меняет место работы, чем сотрудники старшего возраста.

5. Теоретический подход при обучении студентов.

Изучая рабочие программы и учебные планы СПО и бакалавров по направлениям подготовки 43.03.01, 43.03.02, 43.03.03, можно сделать вывод, что большая часть дисциплин имеют больше научный и теоретический характер.

Приведем распространенный перечень дисциплин, изучаемых по направлению подготовки 43.03.02:

Таблица 1

Примерный перечень дисциплин, изучаемых по направлению подготовки 43.03.02

Базовые дисциплины: Общепрофессиональные дисциплины Дисциплины специализации

Русский язык и культура речи Модуль "Рекреация и туризм" Профессиональный

Экономика Основы туристской деятельности Модуль "Туристско-рекреационное проектирование"

Иностранный язык Рекреационная география Туристско-рекреационное проектирование и экспертиза проектов

Философия География туризма Бизнес-планирование в туризме

Правоведение Экономика туризма Курсы по выбору

История Статистика туризма Модуль "Мировое развитие"

Всемирная история Модуль "Экономика и управление предприятиями туриндустрии" Физическая география России и мира

Математика Экономика и финансы предприятий туристской индустрии Социально-экономическая география России и мира

Информатика Менеджмент на предприятиях туристской индустрии Курсы по выбору

Концепции современного естествознания Правовое сопровождение деятельности предприятий туриндустрии Модуль "Технологии продвижения туристских услуг"

Общее землеведение Маркетинг на предприятиях туристской индустрии Второй иностранный язык

Глобальные экологические проблемы и международный туризм Модуль "Информационные технологии в туризме" Психология делового общения

Цифровая трансформация индустрии туризма Сервисная деятельность

Автоматизация работы предприятий туриндустрии и сервиса Системы дистрибуции в туризме

Геоинформационные технологии в туризме Курс по выбору

Модуль "Межкультурные коммуникации в туризме" Модуль "Технология деятельности предприятий туриндустрии и сервиса"

Мировая культура и искусство История туризма

Психология Организация деятельности туроператорских и турагентских предприятий

Управление персоналом Технология и территориальная организация туризма (по отдельным видам)

Физическая культура Организация деятельности гостиничных предприятий

Безопасность жизнедеятельности Сертификация и стандартизация туристских услуг

Семинар по курсовой работе

Представленный выше примерный перечень дисциплин ВУЗов, несомненно, содержит и практические дисциплины, однако больше в теоретическом изложении. Изучение в стенах ВУЗа, например, работы турагентской и туроператорской работы не даст того эффекта, который могло бы дать взаимодействие практики и теории.

Выводы. Рассмотрев ряд проблем внутреннего туризма, связанных с подготовкой молодых специалистов в высших учебных заведениях России, предложим ряд мероприятий, способствующих решению данных проблем.

1. Для решения проблемы, связанной с маленькой базой практик для студентов, ВУЗам следует провести работу по поиску проверенных организаций. Руководящему составу учебных заведений необходимо обратить внимание на крупные компании в сфере туризма, которые могут принять большое количество студентов на практику, поделиться опытом успешной деятельности. Любое предприятие заинтересовано в профессиональных сотрудниках, взаимодействие с ВУЗами даст им возможность получать потенциальных сотрудников, закладывать базис практических знаний сразу, не теряя в дальнейшем время на дополнительное обучение молодых специалистов.

2. Проблема стереотипов профессии также может быть решена. ВУЗам необходимо грамотно подходить к описанию профессии при работе с абитуриентами. Если молодой человек начнет обучение с полным пониманием его будущей деятельности, без завышенных ожиданий, то и его отношение к учебной и практической деятельности будет ответственным. Молодой специалист с адекватным пониманием своей работы больше мотивирован на продолжение своей карьеры в данной сфере.

3. Проблема отсутствия у большинства сотрудников турсферы базового туристского образования имеет рас пространный характер. Решить ее сложно, однако высшим учебным заведениям может быть интересно

обучение, по ускоренной программе, уже работающих специалистов сферы туризма. Таким образом, ВУЗ получит студентов, изучающих базовые и специализированные дисциплины и имеющих практический опыт.

4. Ежегодное число выпускников туристских вузов превышает количество вакансий в данной сфере. Для решения данной проблемы ВУЗам стоит пересмотреть количество бюджетных мест, выделяемых для направлений сферы туризма, и отдать приоритет специальностям, которые нуждаются в специалистах больше. Однако это не говорит о том, что туризм стоит поставить на последнее место в ВУЗе, а наоборот, сделать упор на качество образования, а не на количество выпускаемых молодых специалистов данной сферы.

5. Проблема теоретического подхода при обучении студентов существует уже давно и не только в сфере туризма. Тенденции в совершенствовании такой системы обучения есть. Многие ВУЗы приглашают преподавать специалистов, имеющих не только научный, но и практический опыт. Однако чтобы полностью решить данный вопрос, ВУЗам необходимо, помимо производственной практики, выбирать предприятия сферы туризма как своего рода «аудитории» лекционных занятий, то есть сразу закреплять теорию на практике. Такие подходы к обучению активно применяются в других странах: Швейцария, США, Франция, Великобритания и др.

6. Решением проблемы с отсутствием опыта у молодых специалистов также может стать международный обмен знаниями. Выделение федеральных и региональных стипендий на обучение лучших студентов в зарубежных колледжах, университетах, бизнес-школах, имеющих мировое признание.

В заключении обратим еще раз внимание, что внутренний туризм как вид туризма не сильно приносит стране валюту, но зато положительно влияет на экономику, в частности на ее динамическое развитие, он в основном воздействует на перераспределение между регионами доходов и развитию различных видов деятельности, которые оказывают, благоприятное воздействие на экономику страны. Немаловажным, условием для его развития является наличие необходимых средств для приема и обслуживания путешественников. Помимо проблем в образовании, подготовки первоклассных специалистов туристской сферы, значимым условием является должный уровень развития инфраструктуры, а именно дорог и транспорта.

Решение проблем в подготовке кадров турсферы должно идти параллельно с наращиванием качественной инфраструктуры, что приведет к большому потоку потребителей (туристов) на российский рынок.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2015 г. N 1169 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата)" (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/71249774/ (дата обращения: 30.10.2020). — Текст: электронный.

2. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 N 516 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 N 47223). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219253/7fd29ad785c2b7d25536d7bba564a8ce6a00ca07/ (дата обращения: 30.10.2020). — Текст: электронный.

3. Манильская декларация по мировому туризму. URL: http://docs.cntd.ru/document/901813698 (дата обращения: 29.10.2020). — Текст: электронный.

4. Асанова И.М. Система профессионального развития специалистов для сферы туризма в зарубежных странах (США и Швейцария) // ПСЭ. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-professionalnogo-razvitiya-spetsialistov-dlya-sfery-turizma-v-zarubezhnyh-stranah-ssha-i-shveytsariya (дата обращения: 31.10.2020). — Текст: электронный.

5. Официальный сайт деловой газеты «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/career/articles/2020/02/26/823896-chto-rinok-truda-predlagaet-molodim-spetsialistam (дата обращения: 30.10.2020). — Текст: электронный.

6. Магомедова С.А., Мусаева С.Д., Эмирова Н.Н. Методические рекомендации по организации и проведению производственной практики // Международный журнал экспериментального образования. -2011. - № 3 - С. 174-175. URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=1301 (дата обращения: 29.10.2020). — Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.