Научная статья на тему 'Практические возможности проектной деятельности в инновационном преобразовании педагогической действительности'

Практические возможности проектной деятельности в инновационном преобразовании педагогической действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / AN EDUCATION SYSTEM / DESIGNING / PEDAGOGICAL DESIGNING / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потехина Е. В.

В статье проектная деятельность и практические возможности ее применения в современной системе образования рассмотрены на основе характеристики образовательных процессов и образовательной системы в целом. Автором не только дана содержательная характеристика проектирования как способа инновационного преобразования системы образования, но и описаны образовательные возможности рассматриваемой педагогической дефиниции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL POSSIBILITIES PROJECTES OF ACTIVITY IN INNOVATIVE TRANSFORMATION OF THE PEDAGOGICAL VALIDITY

In article design activity and practical possibilities of its application in a modern education system are considered on the basis of the characteristic of educational processes and educational system as a whole. The author not only gives the substantial characteristic of designing as way of innovative transformation of an education system, but also educational possibilities of a considered pedagogical definition are described.

Текст научной работы на тему «Практические возможности проектной деятельности в инновационном преобразовании педагогической действительности»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ^^_

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Е.В. ПОТЕХИНА,

кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета

Аннотация. В статье проектная деятельность и практические возможности ее применения в современной системе образования рассмотрены на основе характеристики образовательных процессов и образовательной системы в целом. Автором не только дана содержательная характеристика проектирования как способа инновационного преобразования системы образования, но и описаны образовательные возможности рассматриваемой педагогической дефиниции.

Ключевые слова: система образования, проектирование, педагогическое проектирование, инновации.

PRACTICAL POSSIBILITIES PROJECTES OF ACTIVITY IN INNOVATIVE TRANSFORMATION OF THE PEDAGOGICAL VALIDITY

E. V. POTEHINA,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

The summary. In article design activity and practical possibilities of its application in a modern education system are considered on the basis of the characteristic of educational processes and educational system as a whole. The author not only gives the substantial characteristic of designing as way of innovative transformation of an education system, but also educational possibilities of a considered pedagogical definition are described.

Key words: an education system, designing, pedagogical designing, innovations.

Формирование технологического типа культуры на рубеже XX—XXI вв. стимулировало ученых к анализу методологических основ проектной деятельности как совершенно особого явления. Проектирование стало рассматриваться как особый вид мыследея-тельности. Опыт проектирования рассматривался как способ развития общественных систем в рамках методологии систем мыследеятельности (О.И. Ани-симов, В.М. Розин, Г.П. Щедровицкий, П.Г. Ще-дровицкий), реализация проектирования как управленческой процедуры (Н.И. Лапин, Б.В. Сазонов, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов) дали толчок к перенесению методологии проектирования в область образования (Ю.В. Громыко, В.И. Борзенков, О.Г. Прикот, В.И. Слободчиков, Г.Л. Ильин, Н.А. Масюкова).

Применение проектной деятельности к сфере обучения и воспитания особенно активизировалось во второй половине 1990-х годов в связи с развитием идей стандартизации образования. Характерны в этом отношении работы В.П. Беспалько. Постепенно наметилась гуманитаризация подходов к проектированию, обозначенная внесением в его методологию философских, культурологических и психологиче-

ских знаний. Появились трактовки проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов), как полифункциональной деятельности, носящей неклассический, нетрадиционный характер (В.Е. Радионов). Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно-коммуникационных технологий. Постепенно проектные свойства и характеристики присваиваются образовательным процессом и образовательной системой в целом. Идеи проектирования распространяются на уровень педагогических систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и обучения, предполагаемых результатов личностного развития, т.е. формируется особое проектное пространство жизнедеятельности участников образования. От метода проектов педагогическое сообщество переходит к проектному обучению (обучению с помощью проектирования, обучению в проекте), проектному воспитанию и проективному образованию. Проектная среда приобретает свойства образовательной среды.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Использование возможностей логики создания типовых проектов выступает в качестве основного средства обучения.

По мере развития общества проектирование охватывает все большее образовательное пространство. От единичного средства оно расширяется до образовательной идеологии в целом. Этому способствует процесс изменения соотношения науки и образования, сформировавшегося еще в эпоху Просвещения. Сегодня утверждается способность получения нового научного знания внутри образовательной системы, что ведет к формированию нового социального статуса образования как сферы производства нового знания. Это требует массового распространения способов обучения, имеющих исследовательскую, опытно-экспериментальную, проектную природу.

Известный российский методолог Ю.В. Громыко считает, что в условиях смены парадигмы образования в настоящее время формируется научность проектно-программного типа. Ее основу составляют деятельности проектирования и программирования, характеризующиеся разработкой, формированием и созданием еще не существующих в практике систем образования. При этом обеспечиваются научное описание и конструктивная разработка принципиально новых образовательных систем.

Необходимость массового освоения основ проектной деятельности становится еще более очевидной, если обратиться к особенностям современного образования. По мере воплощения в жизнь принципа непрерывности образования меняется характер мотивации и знаний, необходимых человеку на каждом этапе его жизни. Со все увеличивающимся объемом информации приходится сталкиваться и учителям, и преподавателям, чтобы успеть за развитием науки, представленной учебным предметом или специальностью. Основной проблемой образования становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которого нет, но потребность в котором человек ощущает. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником способно быть проектирование.

Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название экранной. Она основана на временном потоке экранных изображений, который свободно вмещает в себя поведение и устную речь персонажей, анимационное моделирование, письменные тексты и многое другое. Основным признаком экранной культуры, качественно отличающим ее от книжной, является ежесекундно меняющийся диалоговый характер взаимоотноше-

ний экранного текста с партнером. Экранная культура возвращает нас к культуре личного контакта путем организации диалога между различными пользователями информации с помощью создания сетей коммуникации, позволяющих каждому общаться со всеми и всем с каждым. Между понятием «образование» и образом, изображением, отображением устанавливается непосредственная связь. Образование понимается как самостоятельное построение образа окружающего мира на основе экранных информационных представлений. Но именно образ, воображение являются центральными понятиями проектирования. Переход от «знаниевой» к информационной парадигме образования порождает практический вопрос «разбухания» содержания образования. Вопрос выбора содержания из проблемы отбора объема знаний, умений, навыков превращается в задачу выделения типовых проблем и задач, решения которых требуют от человека жизнь и профессия. Например, выделение задач сохранения здоровья, поиска необходимых сведений (работу с источниками). Так обнаруживается проективный характер самого содержания и способов его построения. Фактически способы построения содержания образования становятся органическим компонентом его структуры. Если существовавшая веками система образования была ориентирована на носителя готового знания — на учителя, преподавателя, ученого, оделяющего своими знаниями учеников и слушателей, то сегодня носителем и источником информации может стать каждый независимо от уровня полученного образования. Учащиеся всех ступеней образования оказываются в ситуации самостоятельного определения (проектирования) траектории движения в информационном поле (образовательный маршрут), самостоятельного создания (проектирования) содержания образования, самостоятельного проектирования учебных материалов, которые могут быть востребованы другими, проектирования образовательной среды.

Таким образом, образование в информационном обществе перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми. Обмена, который совершается на протяжении всей ее жизни и предполагает не только усвоение, но и генерирование информации.

Литература

1. Килпатрик В.Х. Основы метода. — М.; Л., 1928.

2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. — М., 2007.

3. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. — М., 1926.

4. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1985. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.