Научная статья на тему 'Практические рекомендации по реализации методики повышения эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов при выпуске товаров'

Практические рекомендации по реализации методики повышения эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов при выпуске товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ТЕХНОЛОГИЯ БЛОКЧЕЙН / ДИАГРАММА ГАНТА / RISK MANAGEMENT / BLOCKCHAIN TECHNOLOGY / GANTT CHART

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова А.И., Лавринович А.А.

В данной статье предложены практические рекомендации по реализации методики повышения эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов при выпуске товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснова А.И., Лавринович А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical recommendations on the implementation of the method of efficiency activities increasing for the officials of customs authorities when release of goods

The practical recommendations on the implementation of the method of efficiency activities increasing for the officials of customs authorities when release of goods are suggested in this paper.

Текст научной работы на тему «Практические рекомендации по реализации методики повышения эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов при выпуске товаров»

БИТ 2019 Том 3 № 2 (10) УДК 35.085.6

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ

Краснова А.И., Лавринович А.А.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

PRACTICAL RECOMMENDATIONS ON THE IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF EFFICIENCY ACTIVITIES INCREASING FOR THE OFFICIALS OF CUSTOMS AUTHORITIES WHEN RELEASE OF GOODS

Krasnova A.I., Lavrinovich A.A.

St. Petersburg named after V.B.Bobkov branch of the Russian Customs Academy St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics

Аннотация

В данной статье предложены практические рекомендации по реализации методики повышения эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов при выпуске товаров.

Ключевые слова: управление рисками, технология блокчейн, диаграмма Ганта.

Abstract

The practical recommendations on the implementation of the method of efficiency activities increasing for the officials of customs authorities when release of goods are suggested in this paper.

Keywords: risk management, technology, Gantt chart.

blockchain

Технология блокчейн представляется перспективной для обеспечения повышения эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов (ДЛТО) при выпуске товаров [1].

С помощью такого инструмента стратегического планирования как диаграмма Ган-тта продемонстрируем возможную хронологию внедрения предложенной методики повышения эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов при выпуске товаров на основе факторов и принципов, выделенных ранее в других статьях [2-4].

Нормативно-правовое направление (рис. 1):

1. Разработка федеральной нормативно-правовой базы по применению технологии блокчейн. Необходимо подготовить правовой фундамент применения технологии.

2. Разработка ведомственной нормативно-правовой базы по применению технологии блокчейн. Особенное внимание должно быть уделено вопросам информационной безопасности (документы ФСТЭК и ФСБ).

3. Приказ Министерства Финансов о проведении пилотного проекта. Данный Приказ будет ориентирован на ФТС и другой орган исполнительной власти, который будет участвовать в пилотном проекте.

4. Приказ Министерства Финансов о регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием децентрализованной базы данных (ДБД) (блокчейна). В это же время должен быть разработан приказ, устанавливающий основы правового регулирования пилотного проекта.

5. Внесение рассматриваемой технологии в Стратегию развития таможенных органов до 2030 года. Применение блокчейн-технологии должно стать одним из приоритетных направлений развития информационно-технического обеспечения таможенных органов.

6. Разработка предложений по совершенствованию законодательства о применении технологии блокчейн (в том числе на уровне ЕАЭС). На данном этапе с учетом наработанного опыта потребуется внесение коррективов в принятые акты, а также разработка норм, которые впоследствии могут быть применены на уровне ЕАЭС.

Нормативно-правовое направление »1

•и* «1«.-11«. т 1 .. 1 -М-1- , 1.1»1« .. | » | а. | ». " 1-М- 01 1 1 1 С 01 О: в) 0< -1-1" 1" 4-

Разработка федеральной нормативно-правовой базы по применению технологии блокчейн

1

2 Разработка ведомственной нормативно-правовой базы по применению технологии блокчейн

11риказ Министерства Финансов о проведении пилотног о проекта

4 Приказ Министерства Финансов о ре< улировании правоотношений, возникающих в связи с использованием ДЬД

5 Внесение рассмафиваемой технологии в Стратегию развития таможенных органов до 2030 года

6 Разработка предложений но совершенствованию законодательства о применении технологии блокчейн (в том числе на уровне ЕАЭС)

Решение комиссии ЕЭК о проведении пилотного проекта на уровне ЕАЭС

8 Внесение рассматриваемой технологии в Стратегию развития таможенных органов до 2040 года -

Рис. 1. Нормативно-правовое направление

7. Решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о проведении пилотного проекта на уровне ЕАЭС. Данный акт будет направлен на исследование возможности применения технологии на межгосударственном уровне.

8. Внесение рассматриваемой технологии в Стратегию развития таможенных органов до 2040 года.

Отметим, что общий порядок нормотворчества будет включать следующие этапы [5]:

1. Анализ действующих нормативно-правовых актов, касающихся информационно-технического обеспечения выпуска товаров.

2. Определение нормативно-правовые актов, которые должны быть изменены или признаны утратившими силу в связи с принятием данного акта.

3. Разработка концепции нормативного акта о применении блокчейн-технологии в деятельности государственных органов.

После окончания данных действий необходимо составить план-конспект, черновой вариант нормативного акта: основные разделы, наличие примерных абстрактных норм в каждом из них, выбор исполнителей, этапы и сроки подготовки. Кроме того, необходимо издать распоряжение о создании рабочей группы.

4. Подготовка проекта нормативного документа. Проект должен быть согласован с федеральными органами государственной власти, которые принимают участие в реализации проекта.

5. Доработка проекта нормативного документа, проверка проекта руководителями ведомств, научно-исследовательскими группами институтов.

6. Подготовка окончательного текста проекта. Если проект почти полностью изменен по сравнению с его первоначальным видом, то разрабатывается единый новый акт (п. 8 Правил).

7. Подготовленный проект отправляется на подпись и проверяется на соответствие законодательству Российской Федерации и иметь необходимые реквизиты (п. 9 Правил).

8. Уже подписанный акт должен быть отправлен в Министерство юстиции не позднее 10 дней, на бумажном носителе (6 экземпляров; документы, содержащие государственную тайну - 2 экземпляра) или в электронном виде. К нормативно-правовому акту необходимо приложить справку с необходимыми сведениями (о согласовании, основаниях для издания, результатах проведения экспертизы и т.д.).

9. Министерство юстиции проводит регистрацию актов в течение 15 дней со дня получения акта. В регистрации нормативного правового акта может быть отказано на основании несоответствия нормативного акта законодательству РФ и если при проведении антикоррупционной экспертизы в этом акте будут выявлены коррупциоген-ные факторы.

10. В течение одного месяца данные документы рассматриваются, и при положительном решении в течение 5 дней акт может снова быть подан на регистрацию в Министерство юстиции.

Организационное направление (рис. 2):

1. Разработка технического задания и поиск исполнителя проекта. На данном этапе необходимо техническое задание, описывающее требования к разработчикам и консультантам.

.ч> Организационное направление т. „ ш,

-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1" -1-№ -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-

1 исполнителя проекта

2 Планирование инлотного проекта но использованию ДБД в деятельности государственных органов власти —

> Разработка правил использования ДБД разными группами пользователей

Определение контрольных показателей эффективности внедрения технологии

5 Подключение ГКО и участников ВЭД к пилотному проекту

• Проведение пилотного проекта по государственных органов —

Нослеловагельное подключение ГКО к ДБД

Планирование пнлотного проекта но государственных органов на уровне ЕЛЭС —

11роведенне текущею кошроля

и Проведение промежуточно)« конгроля В В Ш Ш ЕЗ

Определетге дальнейших перспектив функционирования ДБД в РФ и ЕЛЭС

Рис. 2. Организационное направление

2. Планирование пилотного проекта по использованию децентрализованной базы данных в деятельности государственных органов власти. Сформированная экспериментальная группа должна будет разработать опытный материал, с которым в дальнейшем уже и будут совершаться разные манипуляции с применением блокчейн-тех-нологии. К работе по созданию децентрализованных платформ могут быть подключены и другие разработчики, программисты и бизнесмены, которые задействованы в других государственных блокчейн-проек-тах. Это поможет организовать процесс создания готового блокчейн-продукта более быстро и эффективно.

3. Разработка правил использования ДБД разными группами пользователей. Правила пользования должны будут включать возможности каждой из групп. Также на данном этапе необходимо решить проблему подготовки кадров: на текущий момент немногие люди обладают необходимыми знаниями, чтобы разработать блок-чейн, что является проблемой.

4. Определение контрольных показателей эффективности внедрения технологии. В качестве примера таких показателей могут выступать: доля недействительных разрешительных документов в общем числе разрешительных документов, проверяемых таможенными органами; доля таможенных органов, использующих ДБД для проверки разрешительных документов, в общем числе таможенных органов; эффективность применения мер по минимизации рисков, принятых ввиду срабатывания профилей рисков, разработанных на основе системы прослеживаемости товаров и т.п.

5. Подключение государственных контролирующих органов (ГКО) и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) к пилотному проекту. Следует начать подключение с ГКО, которые более готовы к данному проекту с технической точки зрения.

6. Проведение пилотного проекта по использованию ДБД в деятельности государственных органов.

7. Последовательное подключение ГКО к ДБД. Результатом данного этапа станет полное подключение государственных органов к рассматриваемому криптографическому механизму.

8. Планирование пилотного проекта по использованию ДБД в деятельности государственных органов на уровне ЕАЭС.

9. Проведение текущего контроля.

10. Проведение промежуточного контроля, которое осуществляется ежегодно.

11. Определение дальнейших перспектив функционирования ДБД в РФ и ЕАЭС. На данном этапе необходимо определить текущие проблемы и недостатки, чтобы в перспективе повысить эффективность работы системы.

Финансовое направление (рис. 3):

1. Работа по финансовому планированию создания, развития, модернизации и эксплуатации ДБД. На данном этапе необходимо оценить расходы на технологию, а также на фонд оплаты труда на будущие периоды.

2. Работа по финансовому планированию администрирования пилотного проекта.

3. Работа по финансовому администрированию ДБД.

Финансовое направление „„

-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-

Работа по финансовому планированию создания, развития, модернизации и эксплуатации ДЬД

2 Работа но финансовому планированию администрирования пилотного проекта

> Работа но финансовому администрированию ДБД

« Финансовое планирование замены оборудования и программного обеспечения, используемого ГКО

5 Проведение финансового анализа применения

« Работа но финансовому планированию администрирования пилотного проекта на уровне ЕАЭС

Рис. 3. Финансовое направление

4. Финансовое планирование замены оборудования и программного обеспечения, используемого ГКО.

5. Проведение финансового анализа применения технологии.

6. Работа по финансовому планированию администрирования пилотного проекта на уровне ЕАЭС.

Информационно-техническое направление (рис. 4):

1. Создание прототипа ДБД с учетом подключения в системе трех групп пользователей. Технологии, на которых строится блокчейн, используют передовую криптографию, пользовательские сетевые протоколы и оптимизацию производительности. Разрабатывать программное обеспечение с нуля представляется трудозатратным, поэтому рекомендуется использовать уже имеющиеся наработки с открытым кодом, но делать упор на собственные разработки.

2. Подключение ГКО и участников ВЭД к пилотному проекту. Как уже отмечалось, необходимо делать выбор в пользу наиболее технически оснащенных ведомств.

3. Администрирование пилотного проекта рабочей группой проекта.

4. Последовательная интеграция ДБД в существующую информационно-техническую среду ГКО.

5. Последовательная замена оборудования и программного обеспечения, используемого ГКО.

6. Информационно-техническая поддержка функционирования ДБД. Данный элемент деятельности также возложен на рабочую группу.

7. Подключение федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) ЕАЭС и участников ВЭД к пилотному проекту на уровне ЕАЭС.

8. Администрирование пилотного проекта на уровне ЕАЭС.

Подробнее остановимся на возможностях разных групп пользователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пользователи класса А (ведомства).

1. Выдача разрешительных документов, необходимых участникам ВЭД для осуществления внешнеэкономической деятельности, которая будет выражаться в осуществлении транзакции пользователю класса Б (доступ к созданию записей в базе данных).

2. Проверка соответствия хэш-ключа разрешительного документа полному ключу такого разрешительного документа - при таможенном оформлении товаров (доступ предоставлен таможенным органам).

3. Доступ к анкете разрешительного документа (доступ предоставлен таможенным органам). Зашифрованная анкета о документе сохраняется в распределенном неизменяемом хранилище. Ссылка на анкету хранится в транзакции блокчейна. Распространение ключей для расшифровки анкеты осуществляется с помощью дополнительных криптографических приемов. Они позволяют гарантировать, что только таможенный орган может прочитать анкету.

Пользователи класса Б (участники ВЭД).

1. Принятие разрешительного документа, необходимого участнику ВЭД для осуществления внешнеэкономической деятельности, которая будет выражаться в принятии транзакции от пользователя класса А.

2. Использование хэш-ключа разрешительного документа при таможенном оформлении товаров.

Пользователи класса В (рабочая группа).

Информационно-техническое направление ж. ш. »» _ _ ш,

-Н- -1-1-1- "1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-

Создание прототипа ДБД с учетом подключения в системе трех групп пользователей

11одключение ГКО и участников ВЭД к пилотному проекту —

3 Администрирование пилотного проекта

4 Последовательна* интеграция ДБД в существующую информационно-техническую среду ГКО —

• 11оследовательиая замена оборудования и программного обеспечения, используемого ГКО

Информационно-техническая поддержка функционирования ДБД

6

Подключение ФОИВ ЕАЭС и участников ВЭД к пилотному проекту на уровне ЕАЭС

8 Администрирование пилотного проекта на уровне ЕАЭС

Рис. 4. Информационно-техническое направление

Кадровое направпение ... — — »

.1.1. -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- -1-1-1- 1-1-1- -1-

• Создание специального структурного подразделения по использованию технологии блокчейн в Министерстве Финансов —

2 Разработка мегодических рекомендаций для должностных лиц ГКО по использованию ДБД

> Разработка методических рекомендаций для ДЛТО

< Разработка методических рекомендаций для должностных лиц ГКО ЕАЭС по использованию ДБД

: Разработка методических рекомендаций для ДЛТО ЕАЭС

Рис. 5. Кадровое направление

1. Подтверждение транзакций между пользователями класса А и пользователями класса Б путем майнинга. Процесс майнинга заключается в расчете хеша (выходных данных) заголовка блока в блок-чейне. Блок включает в себя хеш заголовка предыдущего блока, хеш транзакций и случайное число. Как правило, включенные в блок транзакции считаются подтвержденными после того, как рассчитаны шесть блоков подряд.

2. Администрирование базы данных (поддержание целостности блокчейна) [1].

Разработка межведомственного блок-чейн-документооборота улучшает взаимодействие между ведомствами, сделает его дешевле и прозрачней.

Кадровое направление (рис. 5).

1. Создание специального структурного подразделения по использованию технологии блокчейн в Министерстве Финансов (рабочая группа). В обязанности данной рабочей группы будет входить полное администрирование проекта: правовое обеспечение, финансовое обеспечение, информационно-техническое обеспечение, организационное обеспечение и кадровое обеспечение.

2. Разработка методических рекомендаций для должностных лиц ГКО по использованию ДБД (например, при выдаче разрешительных документов).

3. Разработка методических рекомендаций для ДЛТО (например, при проверке разрешительных документов).

4. Разработка методических рекомендаций для должностных лиц ГКО ЕАЭС по использованию ДБД (например, при выдаче разрешительных документов).

5. Разработка методических рекомендаций для ДЛТО ЕАЭС (например, при проверке разрешительных документов).

Таким образом, на основе сделанных ранее наработок с помощью инструмента стратегического планирования (диаграмма Гантта) предложены рекомендации по внедрению предложенных технологий в деятельность государственных органов по таким направлениям, как: правовое направление, организационное направление, финансовое направление, информационно-техническое направление, кадровое направление. Данные рекомендации могут быть положены в основу планирования государственной политики в области применения технологии блокчейн.

Список литературы

1. Нигматулин Т.А., Краснова А.И., Лаврино-вич А.А. Перспективы использования технологии блокчейн таможенными органами Российской Федерации в целях повышения эффективности информационно-технического обеспечения выпуска товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4(60). С. 1424.

2. Лавринович А.А., Краснова А.И. Анализ рисковых факторов внешней среды при разработке методики повышения эффективности деятельности ДЛТО при выпуске товаров (на основе PEST-анализа) // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Том 2. № 1(5). С. 27-31.

3. Лавринович А.А., Краснова А.И. Использование системы прослеживаемости товаров на

основе технологии блокчейн в интересах повышения эффективности системы управления рисками таможенных органов Российской Федерации // Бюллетень инновационных технологий. 2017. № 4. С. 52-55.

4. Афонин П.Н., Афонин Д.Н. Методология управления рисками: учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедиа, 2014. 196 с.

5. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СПС Консуль-тантПлюс.

Поступила в редакцию 12.04.2019

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Сведения об авторах:

Краснова Анастасия Ивановна - доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент, e-mail: tstk@spbrta.ru

Лавринович Александр Андреевич - аспирант Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, e-mail: tstk@spbrta.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.