УДК 358.432; 623.4.024 ГРНТИ 78.27.54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ВОЕННОГО ВУЗА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И СИСТЕМЫ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ БОЕВОГО РАСЧЕТА ЦЕНТРА БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
В.И. СТУЧИНСКИЙ, доктор военных наук, профессор
ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
В.В. ШАЛЯ
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
В статье на основании результатов педагогического эксперимента предложены практические рекомендации учебно-методическому отделу, преподавательскому и инструкторскому составу военного учебного заведения по организации подготовки специалистов боевого управления авиацией (в части касающейся лиц боевого расчета центра боевого управления (и взаимодействия авиации с Сухопутными (воздушно-десантными) войсками к выполнению задач боевого управления авиацией. С использованием системы методик организации обучения представлен порядок использования учебно-тренировочных средств для формирования умений и навыков практической деятельности лиц боевого расчета центра боевого управления выполнению задач боевого управления авиацией. На основании результатов экспериментальной проверки эффективности организации обучения лиц боевого расчета центра боевого управления в военном учебном заведении разработаны практические рекомендации преподавательскому и инструкторскому составу по организации подготовки лиц боевого расчета центра боевого управления к выполнению специальных задач. Представлена модель учебной деятельности при формировании умений и навыков практической деятельности, адаптированная к выполняемым задачам в ходе управления авиацией в интересах Сухопутных (воздушно-десантных) войск.
Ключевые слова: центр боевого управления, моделирование, проектирование, процесс, учебно-тренировочные средства, учебно-тренировочная задача, тренажеры, обучение, подготовка, рекомендации, требования
Введение. Для решения задач управления авиацией в полосе общевойсковых соединений первого эшелона развертывается центр боевого управления (и взаимодействия авиации с Сухопутными (воздушно-десантными войсками), основной задачей которого является боевое управление авиацией в ходе авиационной поддержки общевойсковых формирований, а также обеспечения безопасности воздушного движения. Эффективность применения авиации, действующей в интересах общевойсковых формирований напрямую определяется качеством выполнения функциональных обязанностей лиц боевого расчета центра боевого управления. В то же время установлено, что повышение эффективности их подготовки связано с непрерывным совершенствованием информационной и тренажерной поддержки образовательного процесса на основе внедрения новых методик обучения, применения новых автоматизированных форм занятий.
Актуальность статьи обусловлена следующими факторами:
1. Существенным усложнением средств управления армейской и оперативно-тактической авиацией, объединением их в комплексы и системы, что приводит к образованию сложной иерархической системы управления.
2. Возрастанием роли современных учебно-тренировочных средств в системе военно-профессиональной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерацией.
3. Низкой эффективности организации подготовки специалистов боевого управления авиацией, связанной недостаточными возможностями существующих учебно-тренировочных средств.
4. Недостаточной организацией подготовки специалистов боевого управления авиацией к выполнению задач управления авиацией в части касающейся работы с беспилотными летательными аппаратами в ходе ведения ими разведки и корректировки ударов авиации по плановым и вновь выявленным целям.
Цель статьи состоит в разработке практических рекомендаций учебно-методическому отделу, преподавательскому и инструкторскому составу по реализации модели организации обучения лиц боевого расчета центра боевого управления и системы методик обучения, выработке единых подходов по организации и совершенствованию подготовки специалистов боевого управления авиацией, отвечающих современным требованиям.
Под организацией обучения специалистов боевого управления авиацией понимается комплекс мероприятий по разработке документации, учебно-профессиональной среды, учебно-тренировочных задач, тактических эпизодов, оперативно-тактических ситуаций для реализации их в подготовке к выполнению специальных задач лицами боевого расчета центра боевого управления.
Для организации обучения специалистов боевого управления авиацией необходимо использовать новые разработанные элементы модели, такие как: учебно-тренировочные задачи; учебно-профессиональную среду; учебно-тренировочные средства (специализированные тренажеры, комплексные тренажеры и тренажная система) и методики обучения специалистов боевого управления авиацией (рисунок 1) [1].
Рисунок 1 - Составляющие модели организации обучения специалистов боевого управления авиацией
1. Учебно-профессиональную среду, под которой понимается совокупность воздействующих на обучающихся условий, факторов, содержания обучения, элементов учебно-материальной технической базы, учебно-тренировочных средств и других средств педагогической коммуникации учебному отделу, преподавательскому составу и инструкторскому составу разработать на основе предложенных тактических эпизодов, учебно-тренировочных задач, использование которых позволит сформировать у специалистов боевого управления авиацией необходимые умения и навыки практической деятельности в области боевого управления авиацией, при этом: учебно-методическому отделу ВВУЗа:
- осуществлять систематический контроль организации обучения специалистов боевого управления авиации и проводить детальный его анализ не реже одного раза в месяц;
ы
- совместно с представителями факультетов на весь период обучения разрабатывать элементы учебно-профессиональной среды (систему учебно-тренировочных задач, охватывающих ведение боевых действий на различной местности (театрах военных действий)) в различных условиях обстановки. При этом содержание учебно-профессиональной среды направить на формирование умений и навыков у специалистов боевого управления авиацией, необходимых для выполнения специальных задач, адаптированных к условиям сложной динамически меняющейся обстановки в ходе авиационной поддержки общевойсковых соединений.
преподавательскому составу ВВУЗа:
- для обеспечения качественной подготовки специалистов боевого управления авиацией к выполнению специальных задач организовать проведение занятий на штатной технике и вооружении центра боевого управления, учебных командных пунктах, компьютерных классах, оснащенных тренажерами со специальным программным обеспечением и учебных авиационных полигонах;
- отражать контекст индивидуальных, групповых видов деятельности специалистов боевого управления авиацией в рамках формирования умений и навыков практической деятельности по выполнению специальных задач, а также специфику деятельности боевых расчетов взаимодействующих общевойсковых формирований (ПВО, РВиА, РЭБ, ПУР, подразделения БПЛА) при выполнении задач поражения наземных объектов противника силами авиации, учитывая специфику деятельности обучающихся;
- отражать совокупность средств управления авиацией, объектов поражения авиации; создавать условия, имитирующие процесс боевого управления авиацией и характерные для управления авиацией;
- обеспечивать формирование комплексных умений и навыков, необходимых для выполнения задач боевого управления авиацией и обеспечивать контроль полученных знаний, сформированных умений и навыков у специалистов боевого управления авиацией, необходимых для выполнения специальных задач в ходе авиационной поддержки общевойсковых формирований;
- обеспечивать возможность проведения компьютерных тактико-специальных занятий (компьютерных тактико-специальных учений) и командно-штабных учений, как финального этапа подготовки специалистов боевого управления авиацией.
2. Учебно-тренировочные задачи использовать для подготовки специалистов боевого управления авиацией к выполнению специальных задач с учетом специфики их деятельности, а также реализации в процессе их подготовки ситуационного обучения, при этом:
учебно-методическому отделу и преподавательскому составу ВВУЗа:
- разработать комплект учебно-тренировочных задач в содержание которого включить состав сил авиации, аэродромов базирования, наличие авиационных средств поражения, структуру подразделений центра боевого управления и их подчиненность, их удаленность от аэродромов базирования авиации, структуру системы управления (наведения) и целеуказания авиации подразделений центра боевого управления, совокупность каналов управления и передачи информации; варианты боевого управления авиацией в ходе авиационной поддержки общевойсковых формирований, способы и методики управления авиацией при ведении боевых действий;
инструкторскому составу ВВУЗа:
- отрабатывать в ходе практических занятий элементы обучения, необходимые для специалистов боевого управления авиацией к выполнению специальных задач в системе цикла боевого управления, включающего: обработку данных, полученных от беспилотных летательных аппаратов и оценку объектов поражения противника; согласование с командиром общевойскового соединения предложений на боевое применение авиации, действующей в их интересах, оформление заявки на применение авиации согласно выделенного летного ресурса;
принятие решения на боевое управление авиацией; управление авиацией по назначенным целям; контроль результатов управления авиацией.
При этом, в содержание сценариев учебно-тренировочных задач [3,4] включить следующие разделы:
- требования к предтренажной подготовке специалистов боевого управления авиацией, определяющие уровень и содержание знаний, умений и навыков практической деятельности обучающихся, необходимых для выполнения данной учебно-тренировочной задачи;
- условия выполнения учебно-тренировочных задач, реализующие тот или иной метод обучения;
- цель обучения в рамках решения учебно-тренировочных задач и критерии уровня обученности (конечная цель обучения);
- градации сложности и их количество (в соответствии с промежуточными целями обучения);
- методика оценки действий обучающихся по выполнению заданий, модель оценки уровня обученности, содержащая критерии оценок;
- описание взаимосвязанных действий обучающихся, обучающего и учебно-тренировочных средств (модулей тренажной системы) в ходе процесса подготовки.
3. Учебно-тренировочные средства с применением тренажеров и тренажных систем должна реализовать при с помощи модели учебной деятельности (рисунок 2), в основе которой используется тот или иной метод (методы) обучения, определяющие условия формирования умений и навыков практической деятельности специалистов боевого управления авиацией.
Теоретические знания в области боевого управления авиацией
Формирование базовых умений и навыков практической деятельности
Формирование базовых умений и навыков слаженной работы
Формирование умений и навыков слаженной работы специалистов БУА и БР общевойсковых формирований СВ
Практические занятия на средствах управления Практические занятия на средствах управления Практические занятия (тактико-специальные занятия) ТСЗ, ТСУ
Теоретические занятия с использованием автоматизированных обучающих систем
Практические занятия
с использованием специализированных тренажеров
Практические занятия с использованием комплексных тренажеров
Практические занятия с использованием тренажной системы. Проведение КТСУ.
Рисунок 2 - Модель учебной деятельности
Процесс подготовки специалистов боевого управления авиацией осуществлять в соответствии с существующей системой подготовки специалистов боевого управления авиацией по установленным программам и планам (рисунок 3) по новой методике и реализовать в виде системы циклов с применением учебно-тренировочных средств [2]. В систему циклов включить предтренажную подготовку на основе автоматизированных обучающих систем, обеспечивающих усвоение специальной информации необходимой для деятельности в ходе выполнения задач боевого управления авиацией; формирование базовых умений и навыков практической деятельности, систем умений и навыков при совместной работе боевых расчетов ЦБУ и взаимодействующих подразделений Сухопутных войск в рамках существующих и перспективных форм занятий с использованием соответствующих тренажеров и тренажных систем.
Работа преподавателя с обучающимися в процессе формирования умений и навыков практической деятельности лиц боевого расчета ЦБУ на всех этапах их обучения
к выполнению специальных задач, в большей степени, носит индивидуальный характер и состоит в уточнении учебно-тренировочных задач, указании путей, последовательности выполнения учебно-тренировочных задач, демонстрации порядка выполнения отдельных элементов, а также в контроле их выполнения. При этом основная роль отдается учебно-тренировочным средствам.
Специальные знания
.-Г
Базовые ВПК выполнения функциональных обязанностей
.-Г
Умения и навыки слаженной работы при выполнении функциональных обязанностей
Умения и навыки слаженной работы при выполнении функциональных обязанностей
Совершенствование умений и навыков слаженной работы
Формирование ВПК ЛБР ЦБУ
Самостоятельная (предтренажная) подготовка
Получение и совершенствование специальных знаний
Индивидуальные задания
Совершенствование уровня слаженности, профессионального мастерства в решении вопросов боевого управления авиацией в ходе боевых действий
Групповые задания
Совершенствование уровня слаженности, профессионального
мастерства в решении одного (нескольких)вопросов управления авиацией в ходе боевых действий
Раздельные ШТ
Совершенство вание навыков выполнения мероприятий
высших степеней БГ
Совместные ШТ
Совершенство вание навыков выполнения мероприятий
высших степеней БГ
Тренировки
дежурных смен ПУ
КШУ
Совершенствование практических навыков, слаживание, проверка степени подготовленности к выполнению задач по предназначению
КШУ
Выполне
ние должнос
тных обязанно
стей по управлен
ию ударной авиацией в ходе боевых действий
Формирование ВПК ЛБР ЦБУ и взаимодействующих ПУ
Рисунок 3 - Соответствие модели учебной деятельности в системе мероприятий военно-профессиональной подготовки специалистов по боевому управлению авиацией
Для повышения эффективности проведения занятий определить порядок использования учебно-тренировочных средств (рисунок 4) для формирования умений и навыков практической деятельности специалистов по боевому управлению авиацией к выполнению задач боевого управления в ходе их слаженной работы [3].
УЧЕБНО -ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕИ
Автоматизированная обучающая система
по предоставлению специальной информации обучающимся конкретного вида деятельности
Этап 1
Специализированные тренажеры
Этап 2
Комплексные тренажеры
Этап 3
Тренажная система
Этап 4
Рисунок 4 - Схема использования учебно-тренировочных средств
Под специализированным тренажером понимается тренажер изделия военной техники, предназначенный для формирования функций оператора в виде полного набора, группы или отдельных профессионально важных качеств, навыков и умений, необходимых оператору одной специальности для управления отдельными узлами образца или выполнения отдельных этапов боевой работы [3].
Под комплексным тренажером понимается тренажер изделия военной техники, предназначенный для формирования, поддержания и восстановления утраченных навыков и умений совместной деятельности в составе коллектива операторов в полном объеме функциональных обязанностей с отработкой взаимодействия между собой и с другими взаимодействующими коллективами операторов данного изделия военной техники [3].
Под тренажной системой понимается тренажер системы военной техники, представляющий собой совокупность тренажных комплексов и тренажеров изделий военной техники и технических средств, обеспечивающих их применение, объединенных единой организацией функционирования и общим управлением для подготовки коллективов операторов по формированию профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков в соответствии с их функциональным предназначением [3].
Например, оказание помощи в выполнении учебно-тренировочных задач возложено на автоматизированную обучающую систему; формирование индивидуальных базовых умений и навыков - на специализированный тренажер; формирование системы умений и навыков индивидуальной подготовки - на комплексный тренажер, формирование системы умений и навыков слаженной работы специалистов боевого управления авиацией и формирование умений и навыков слаженной работы специалистов боевого управления авиацией и боевых расчетов пунктов управления взаимодействующих подразделений - на тренажную систему.
После прохождения всех этапов обучения лицами боевых расчетов центра боевого управления преподавателю необходимо выдать всем обучающимся задание на компьютерное тактико-специальное учение, во время которого обучающиеся отрабатывают на практике полученные на предыдущих этапах элементы задач боевого управления авиацией, что является допуском к участию в командно-штабном учении на авиационном полигоне с применением реальной авиации по наземным объектам противника, представленным в мишенях.
Важным в системе методик является порядок использования методов обучения, основными из которых являются: демонстрация практической работы обучающихся, оперативно-тактических ситуаций, контроля и др. Выбор совокупности методов обучения, порядок и последовательность их использования на каждом занятии определяется содержанием обучения, характером решаемых задач, перечнем формируемых умений и навыков практической деятельности специалистов боевого управления авиацией по выполнению специальных задач, уровнем базовой подготовки обучающихся, а также состоянием УМБ (таблица 1) [3].
Таблица 1 - Порядок использования методов обучения в ходе занятий
№ Наименование метода Вид занятия / порядок использования методов Кол-во
п/п Л СР ПЗ ГУ КТСУ методов
1. Демонстрация (показ) + + + 3
2. Практической работы + + + + 4
3. Упражнения (учебно-тренировочные задачи) + + + + 4
4. Ситуаций (ОТС) + + + 3
5. Проблемный + + + + 4
6. Контроля + + + + 4
7. Самостоятельной работы + + 2
Количество методов 3 3 6 6 24
Порядок использования методов 1 ,5, 7 7, 2, 3 1, 5, 4, 2, 3, 6 1,2,5, 4,3,6 2, 5, 4, 3, 6
В современных условиях ведения БД (СВО) лицам боевого расчета ЦБУ придется выполнять задачи в нестандартных ситуациях, выполнять задачи БУА в условиях неопределенности исходных данных, отсутствия достоверных данных о противнике, а также противоречивой информации. Это обстоятельство обусловливает необходимость интенсивного использования активных методов обучения для подготовки ЛБР ЦБУ, в том числе методов ситуаций (оперативно-тактических) и проблемного обучения. В связи с этим для формирования у ЛБР ЦБУ умений и навыков, необходимых для выполнения задач БУА, в ходе ПЗ в большей степени используется метод ситуаций и практической работы, на ГУ - проблемный метод, ситуаций упражнений (в виде модулей учебно-тренировочных задач).
Каждый этап обучения лиц боевого расчета ЦБУ характеризуется длиной, определяемой суммой продолжительностей УТЗ, выданных преподавателем на всех этапах их обучения )в соответствии с выражениями [3]
Г1 Г1 Г1 Г1
^ = ^ } , ^ = ^ ^ 2} , ^ = ^ ^3} , ^4 = ^ 1
4 Г
]=1
] =1
]=1
] =1
В конце каждого этапа обучения уделяется внимание отработке обучающимися вопросов, связанных с выполнением задачи БУА в должности начальника соответствующего подразделения (ПБУ, ПНЦ, ГБУ), а также принятием решения на боевое управление авиации в ходе АПВ [4].
Основные возможности тренажной системы должны быть реализованы в следующих режимах работы [4]: обучение работе на тренажере; обучение алгоритмам выполнения функциональных обязанностей лиц боевого расчета центра боевого управления при боевом управлении авиацией; тренаж по порядку принятия решения на боевое управление авиацией; тренаж по порядку оценки динамически изменяющейся тактической обстановки; тренаж по обработке поступающей разнородной разведывательной информации; тренаж по ведению разведки; тренаж по управлению применением авиации; компьютерное ТСЗ; компьютерное ТСУ; контроль уровня специальных знаний и алгоритмов выполнения функциональных обязанностей лиц боевого расчета центра боевого управления; контроль уровня сформированности умений и навыков практической деятельности лиц боевого расчета центра боевого управления, при этом:
учебно-методическому отделу и преподавательскому составу ВВУЗа:
- определить рабочие места (интерфейсы обучаемых), элементы системы управления, в том числе системы подготовки полетных данных для выдачи целеуказания экипажу воздушного судна;
- разработать информационное обеспечение процесса подготовки в виде совокупности интерактивных динамических моделей объектов оперативно-тактической обстановки боевых действий;
- разработать сценарий применения авиации в условиях современных боевых действий на конкретном театре военных действий при интенсивном воздействии средств ПВО и артиллерии противника; а также замыслы проведения компьютерных тактико-специальных учений (занятий);
- разработать методическое обеспечение, включающее методики подготовки специалистов боевого управления авиацией по усвоению специальной информации, формированию требуемых умений и навыков практической деятельности, а также умений и навыков совместной работы при управлении авиацией в различных оперативно-тактических ситуациях;
- разработать программу обучения специалистов боевого управления авиации и включить в нее содержание, связанное с изучением: ТТХ средств управления оперативно-тактической авиацией; ТТХ БПЛА, используемых для управления (наведения) авиацией; возможности
средств обеспечивающих разведывательной информацией ЛБР ЦБУ в ходе поддержки общевойсковых соединений; новых способов боевого управления авиацией, исходя из характера боевых действий подразделений НАТО в ходе военного конфликта в Украине и методик оценки систем управления противника и работы лиц боевого расчета центра боевого управления по выполнению задач по наведению авиации на объекты противника в таких условиях;
- разработать новые необходимые нормативные документы (внести предложения на изменение в существующие нормативные документы), в том числе в Курс боевой подготовки пунктов управления авиацией Военно-воздушных сил, программы и тематические планы обучения офицеров боевого управления авиации с учетом опыта управления авиацией в специальной военной операции в Украине.
инструкторскому составу ВВУЗа:
- отработать на практике программу обучения специалистов боевого управления авиации в курсах учебных специальных дисциплин к выполнению задач боевого управления авиацией в модуле «специальная военная подготовка» с использованием разработанной модели;
- использовать разработанные модели тактической обстановки, комплекты тактических эпизодов и учебно-тренировочных задач с различными вариантами боевого управления авиацией, адаптированные для подготовки специалистов по боевому управлению авиацией к выполнению специальных задач в ходе проведения тактико-специальных занятий (учений).
Для реализации системы методик обучения лиц боевого расчета центра боевого управления необходимо:
4. Систему методик обучения специалистов боевого управления авиацией к выполнению специальных задач, построенную на основе интеграции элементов методических систем о поэтапном формировании умственных действий, модульного и компьютерного обучения, построенного на основе комплекса учебно-тренировочных задач индивидуальной и групповой подготовки, реализовать в ходе четырех частных методик, соответствующим четырем этапам обучения, при этом:
Преподавательскому и инструкторскому составу ВВУЗа:
- для формирования умений и навыков практической деятельности специалистов боевого управления авиацией в ходе реализации первой методики обучения (этапа) обеспечить усвоение специальной информации на основе их мультимедиа представления, для чего использовать автоматизированную обучающую систему.
Преподавателям и инструкторам на первом этапе обучения необходимо поставить обучающимся задачу, определить порядок их выполнения, осуществить демонстрацию основных элементов выполняемых учебно-тренировочных задач, объяснить и ответить на возникшие вопросы, которые не были найдены в автоматизированной обучающей системе, а также определить варианты контроля выполнения заданий на каждом последующем шаге. При этом по результатам контроля выполненных учебно-тренировочных задач, обучающиеся, выполнившими соответствующие задания, переходят на следующий этап обучения, а невыполнившие - остаются на прежнем этапе обучения до момента выполнения ими заданий с заданной градацией сложности.
- для формирования умений и навыков практической деятельности специалистов боевого управления авиацией при реализации второй методики обучения (этапа) в ходе индивидуальной их подготовки выполнить последовательность учебно-тренировочных задач, заданной градации сложности.
Преподавателям и инструкторам на втором этапе формировать у обучающихся умения и навыки, необходимые для нанесения на электронную карту объектов противника, уточнения точных координат (прямоугольных и географических) расположения его объектов, проведения предварительных штурманских расчетов по определению необходимой боевой зарядки авиации, боевого курса выхода на цель, профиля полета и других необходимых исходных данных для выполнения специальных задач. Формирование умений и навыков практической деятельности
осуществлять в ходе выполнения учебно-тренировочных задач лицами боевого расчета центра боевого управления.
- для формирования умений и навыков практической деятельности в ходе реализации первой методики обучения (этапа) специалистов боевого управления авиацией в ходе их совместной работы, организовать посредством коллективного обучения на основе комплексирования аналитического и синтетического способов при формировании умений и навыков обучающихся.
Преподавателям и инструкторам на третьем этапе в ходе обучения специалистов боевого управления авиацией использовать комплекты учебно-тренировочных задач, с учетом исходного уровня подготовки обучающихся. При этом, применять задачи, направленные на выявление и определение объектов противника, составление заявки на применение авиации в интересах общевойскового формирования согласно выделенному летному ресурсу, затем - для обучения способов применения авиации с учетом расположения средств ПВО, РВиА противника, прогнозирования вариантов удара авиации по объектам противника, а на завершающем этапе -для обучения выявлению боевому управлению авиацией в составе боевого расчета во взаимодействии с силами и средствами общевойсковых формирований. Данные учебно-тренировочные задачи использовать в ходе проведения учебных занятий в курсах специальных учебных дисциплин.
- для формирования умений и навыков практической деятельности в ходе реализации четвертой методики обучения (этапа) при решении задач боевого управления авиацией во взаимодействии с подразделениями общевойсковых соединений, реализовать с применением новых методических приемов и организационных форм обучения (компьютерных ТСЗ, ТСУ) на основе единого трехкомпонентного динамического информационного вектора исходных данных, определяющего динамический процесс заявок на применение авиации, перемещения и размещения объектов поражения противника и наших войск, процесса извлечения информации).
При этом, преподавательскому и инструкторскому составу для формирования у специалистов боевого управления авиации умений и навыков, необходимых для оценки объектов поражения и систем управления противника, объектов ПВО и РВиА, выявления в них уязвимых звеньев использовать разработанную методику обучения в курсах учебных дисциплин;
- для формирования у специалистов боевого управления авиации комплексных умений и навыков, необходимых для выполнения специальных задач в ходе авиационной поддержки общевойсковых формирований, организации управления и взаимодействия с разнородными подразделениями видов Вооруженных Сил и родов войск, осуществлять в ходе совместных тренировок по наведению авиации на наземные цели противника, проведения компьютерных тактико-специальных занятий (учений) и командно-штабных учений во взаимодействии с силами общевойсковых формирований Сухопутных (воздушно-десантных) войск.
Важным в системе методик является порядок использования методов обучения, основными из которых являются: демонстрация (показ) практической работы обучающихся, оперативно-тактических ситуаций, контроля и др. Выбор совокупности методов обучения, порядок и последовательность их использования на каждом занятии определять содержанием обучения, характером решаемых задач, перечнем формируемых умений и навыков по выполнению задач боевого управления авиацией, уровнем базовой подготовки обучающихся, а также состоянием учебно-материальной базы.
Разработанная система методик формирования умений и навыков практической деятельности слаженной работы лиц боевого расчета центра боевого управления и боевых расчетов пунктов управления взаимодействующих подразделений и слаженной их работы в целом позволит повысить уровень знаний, умений и навыков специалистов боевого управления авиацией, необходимый для выполнения задач по боевому управлению авиацией в ходе выполнения специальных задач и тем самым повысит эффективность боевого применения авиации по наземным целям противника.
В результате последовательного прохождения всех этапов подготовки специалисты боевого управления авиацией должны овладеть совокупностью специальных знаний, умений и навыков практической деятельности по выполнению специальных задач.
Разработку содержания учебного материала в автоматизированной обучающей системы осуществлять специалистами в данной предметной области (преподавателями, инструкторами, имеющими опыт управления авиацией), вследствие чего такую работу проводить на базе филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» (имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина) (г. Челябинск).
При организации подготовки специалистов боевого управления авиацией проводить текущий и итоговый контроль уровня подготовки обучающихся. При такой последовательности подготовки у обучающихся складывается целостное системное представление о деятельности должностных лиц ЦБУ в период проведения занятий [5].
При этом устанавливаемые квалификационные требования к заключительному этапу подготовки специалистов боевого управления авиацией обеспечивают заданную оперативность решения задач авиационной поддержки войск в общем цикле боевого управления. В последующем система подготовки обеспечивает (поддерживает, восстанавливает) требуемый уровень подготовки специалистов боевого управления авиацией в условиях изменений функционального предназначения специалистов авиационного наведения.
Предполагается, что планомерное непрерывное обучение (повышение квалификации, переподготовка и т. д.) специалистов боевого управления авиацией обеспечивается на основе дифференцированного подхода путем формирования из боевых расчетов ЦБУ определенных специализированных групп, обучающихся по соответствующим учебным программам в рамках регламента непрерывного образования на основе периодического контроля и учета уровня подготовки каждого специалиста боевого управления авиации.
Выводы. Можно констатировать, что использование в ходе обучения разных типов тренажеров, тренажных систем, а также практическая работа с образцами боевой техники связи центра боевого управления в ходе финального этапа подготовки специалистов боевого управления авиацией, обеспечивает «погружение» обучающихся в незнакомые оперативно-тактические ситуации в системе «человек - средство управления авиацией - ударная авиация» [6] и должно способствовать формированию у специалистов боевого управления авиацией устойчивых навыков выполнения задач управления (наведения) авиации в ходе авиационной поддержки общевойсковых формирований в бою.
Таким образом, общий замысел подготовки специалистов боевого управления авиацией к выполнению задач боевого управления авиацией заключается в последовательном прохождении всех этапов обучения согласно модели учебной деятельности в соответствии со своими функциональными обязанностями, в результате которого они должны усвоить специальную информацию, овладеть умениями и навыками (в том числе умениями и навыками слаженной работы), определенными в квалификационных требованиях к их подготовке и позволяющими самостоятельно исполнять обязанности лиц боевого расчета по функциональному предназначению [7].
Использование в учебном процессе разработанной комплексной методики обучения позволяет повысить успешность и качество подготовки специалистов боевого управления авиации, а также оперативность выполнения задачи боевого управления авиацией в рамках поддержки общевойсковых формирований.
Внимательно изучив опыт участия Вооруженных Сил Российской Федерации в локальных войнах и конфликтах, а также недостатки, выявленные в ходе выполнения задач боевого управления авиацией можно отметить, что ряд проблем с боевым управлением авиацией вызван с недостаточной подготовкой лиц боевого расчета центра боевого управления. Реализация основных положений практических рекомендаций учебному отделу, преподавательскому и инструкторскому составу военного ВУЗа позволит повысить уровень подготовки специалистов
боевого управления авиацией и, как следствие, оперативность выполнения функциональных обязанностей должностных лиц боевого расчета ЦБУ в общем цикле боевого управления авиацией, что в конечном итоге максимально реализовать на практике возможности авиации в условиях боевых действий и совершенствовать координацию авиационной поддержки войск.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селевко Г.К. Применение современных технологий обучения в образовательном процессе ВВУЗА: учебное пособие. Г.К. Селевко. Санкт Петербург, 2008. С. 11-90.
2. Бенда В.Н. Создание и развитие системы подготовки военных кадров в России в конце XVII - первой половине XVIII вв. СПб, 2019. 205 с.
3. Барынькин В.М., Твердохлебов Ю.П., Сайфетдинов Х.И. Компьютерные командно-штабные учения как новая форма оперативной подготовки ОВС НАТО. М: ГШ МО РФ, 1994. С. 56.
4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: ACADEMIA, 2001. 255 с.
5. Мещеряков Д.В. Педагогическое обеспечение личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2014. Т. 10 № 3.2. С. 160-163.
6. Образцов П.И. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. 317 с.
7. Подольский А.И., Ариевич И.М. Психологические задачи подготовки специалистов в учебно-тренировочных центрах // Проблемы планирования и управления подготовкой специалистов в высшей школе. Рига, 1985. 312 с.
REFERENCES
1. Selevko G.K. Application of modern technologies of teaching in the educational process of VVUZA: textbook. G.K. Selevko. St. Petersburg, 2008. С .11-90.
2. Benda V.N. Creation and development of the system of military training in Russia in the late XVII - first half of the XVIII centuries. SPb, 2019. 205 с.
3. Barynkin V.M., Tverdokhlebov Y.P., Saifetdinov H.I. Computerised Command and Staff Exercises as a New Form of Operational Training of NATO Forces. M: GSH MO RF, 1994. С. 56.
4. Kodzhaspirova G.M., Petrov K.V. Technical means of teaching and methodology of their use. M.: ACADEMIA, 2001. 255 с.
5. Meshcheryakov D.V. Pedagogical support of personal-professional competence of future officers in a military university // Bulletin of Voronezh State Technical University, 2014. Т .10 № 3.2. С.160-163.
6. Obraztsov, P.I. Didactics of the higher military school: textbook / P.I. Obraztsov, V.M. Kosukhin - Orel: Academy of Special Communication of Russia, 2004. 317 с.
7. Podolskiy A.I., Arievich I.M. Psychological tasks of specialists' training in training centres // Problems of planning and management of specialists' training in higher school. Riga, 1985. 312 с.
© Стучинский В.И., Шаля В.В., 2024
Стучинский Владилен Игоревич, доктор военных наук, профессор кафедры Сухопутных войск, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
Шаля Виталий Валентинович, адъюнкт, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
UDC 358.432; 623.4.024 GRNTI 78.27.54
PRACTICAL recommendations to MILITARY uNIVERsiTY oFFICIALs on the implementation of a model of training organization and a system of training methods for combat control centre personnel
V.I. STUCHINSKY, Doctor of Military Sciences, Full Professor
MERC AF «AFA» (Voronezh)
V.V. SHALYA
MERC AF «AFA» (Voronezh)
Based on the results of the pedagogical experiment, the article offers practical recommendations to the training and methodological department, teaching and instructional staff of a military educational institution on the organization of training of aviation combat control specialists (as it relates to the persons of the combat control centre's combat calculation (and the interaction of aviation with the ground forces (airborne) and instructor staff of a military educational institution on the organization of training of aviation combat control specialists (in the part concerning the persons of the combat control centre combat calculation (and interaction between aviation and ground (airborne) troops to perform aviation combat control tasks). Using the system of methods of training organization the order of using training means for formation of skills and skills of practical activity of the persons of the combat control centre's combat calculation to fulfil the tasks of aviation combat control is presented. On the basis of the results of the experimental verification of the effectiveness of the organization of training of the combat control centre's combat personnel in a military educational institution the practical recommendations to the teaching and instructor staff on the organization of training of the combat control centre's combat personnel to perform special tasks are developed. A model of training activity in the formation of skills and skills of practical activity, adapted to the tasks performed in the course of aviation management, is presented.in the interests of the Ground (Airborne) Forces.
Keywords: combat control centre, modelling, design, process, training facilities, training task, simulators, training, training, recommendations, requirements.