Научная статья на тему 'Практические проблемы судебного представительства по административным делам'

Практические проблемы судебного представительства по административным делам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУТ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мошонкин Александр Дмитриевич

С принятием в 2015 году кодекса административного судопроизводства Российской Федерации был выделен отдельный институт судебного представительства, который имеет качественно новые особенности, ранее не присутствующие в российском законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические проблемы судебного представительства по административным делам»

При этом, органы местного самоуправления могут принять во внимание данный документ и не принять каких-либо действий. Подобного рода обстоятельства влекут необходимость инициирования дальнейших юридически значимых процедур (например, начало судебного производства). В то же время правоприменительная практика, позиция Конституционного Суда Российской Федерации и Федеральный закон № 131-Ф3 прямо указывают на возможность населения выразить своё недовольство деятельностью органов местного самоуправления и поднять вопрос о судебном производстве на противоправные действия. На наш взгляд процедура более простая.

Отметим и тот момент, что камнем преткновения является разнообразие юридической практики в вопросах общественного контроля. Вопросы общественного контроля на текущем этапе решают в большей своей части на локальном уровне, в актах муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, точно так же, как и вопросы ответственности органов местного самоуправления. Указанное обстоятельство не позволяет выделить закономерностей в практике, но обоснованно создает почву для научной проработки и формированию концепции общественного контроля на муниципальном уровне.

Список литературы

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Ст. 70.

2. Федеральный закон от 4 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Ст. 3-4.

3. Гриб В.В. Актуальные проблемы формирования правовых основ общественного контроля. // Конституционное и муниципальное право. № 12, 2014. С. 33.

4. Чеботарев Г.Н. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти: от теории к практике. // Конституционное и муниципальное право. № 8, 2015. С. 63.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ Мошонкин А.Д.

Мошонкин Александр Дмитриевич — магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, (Приволжский филиал), Российский государственный университет правосудия, г. Нижний Новгород

Аннотация: с принятием в 2015 году кодекса административного судопроизводства Российской Федерации был выделен отдельный институт судебного представительства, который имеет качественно новые особенности, ранее не присутствующие в российском законодательстве.

Ключевые слова: судебное представительство, институт бесплатной юридической помощи, административные дела.

В ходе изучения института судебного представительства в административном процессе автором были сделаны попытки выявить практические проблемы, возникающие в ходе судебного разбирательства у субъектов административного процесса.

Первое время после принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) перед судами стоял вопрос о том, что можно считать надлежащим документом, подтверждающим высшее профессиональное образование судебного представителя. Однако, решением данного вопроса в кратчайшие сроки занялся Верховный Суд Российской Федерации, который дал подробнейшие разъяснения по данному вопросу.

Автор обращает внимание на то, что КАС РФ регламентирует определенные категории дел, которые требуют обязательного участия судебного представителя, но не дает возможности назначать судебного представителя, который будет бесплатно оказывать услуги заявителю.

На основании выше указанного, можно сделать вывод о том, что существует необходимость дать возможность судам назначать представителей гражданам, при обращении последних в суд

по тем категориям дел, которые предусматривают обязательное участие судебного представителя, отвечающего требованиям статьи 55 КАС РФ.

Стоит отметить, что статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право получения квалифицированной юридической помощи [1].

Если говорить о теоретическом аспекте института бесплатной квалифицированной юридической помощи, важно отметить две основные формы, возникающие и существующие на основании двух основных принципов - «pro bono» и «pro se» [2].

Оказание бесплатной юридической помощи по принципу «pro bono» предполагает оказание полной юридической услуги клиенту бесплатно, включая подготовку процессуальных документов, представление интересов в суде и т.п. Наиболее известная международная организация, оказывающая услуги по данному принципу, находится в Великобритании и называется «LawWorks». В Российской Федерации оказание юридических услуг по данному принципу нашло свое отражение непосредственно в работе юридических компаний, а именно мастодонты юридического бизнеса обязывают своих сотрудников тратить часть своего рабочего времени для оказания бесплатной юридической помощи клиентам. Важно отметить, что уровень такой помощи не должен отличаться качеством от того уровня, что оказывается клиентам, которые оплачивают юридические услуги.

Оказание юридической бесплатной помощи по принципу «prose» предполагает подробное информирование юристом клиента о самостоятельной защите своих интересов. Данная форма оказания юридической помощи в настоящий момент в Российской Федерации не получила широкого распространения, однако, ряд некоммерческих организаций, таких как Ассоциации юристов России, а также образовательные учреждения высшего юридического образования осуществляют активную пропаганду данной формы.

В Российской Федерации существуют различные формы обеспечения бесплатной юридической помощи. Базовые виды юридических услуг отражены в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», к которым относятся:

- правовое консультирование в устной и письменной форме;

- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [3].

Важно отметить, что законодатель оставил данный список открытым, тем самым обеспечив возможность нормативного существования новых форм оказания юридической помощи, возникающих по мере развития общества.

Круг субъектов, которым бесплатно может быть оказана квалифицированная юридическая помощь, также регламентируется в указанном законе.

Автором предлагается следующие два способа решения рассматриваемой практической проблемы:

1. Признать утратившими силу положения КАС РФ, регламентирующие то, что заявитель обязательно должен иметь представителя, отвечающего требованиям статьи 55 указанного Кодекса;

2. Внести в статью 54 КАС РФ изменения, а именно дополнить пунктом 10 в следующей редакции: «В случае если настоящий Кодекс предусматривает обязательное участие представителя, отвечающего требованиям статьи 55 настоящего Кодекса, административному истцу (заявителю), который в соответствии с законом, имеет право на получение бесплатной юридической помощи, суд имеет право назначить представителя бесплатно. Услуги назначенного представителя оплачиваются из средств федерального бюджета».

Второй способ кажется более логичным и обоснованным, так как в настоящий момент действительно существует проблема оказания бесплатной квалифицированной помощи по принципу «pro bono» в Российской Федерации, и порой в удаленных местностях, где крайне низкий уровень жизни, практически невозможно найти представителя, который бесплатно готов представлять интересы заявителя в суде.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с

учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008

№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в

«Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Виноградова П.А. Квалифицированная юридическая помощь как гарантия защиты государством прав человека // Адвокатская практика, 2014. № 3. С. 48.

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // «Российская газета». № 263, 23.11.2011.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЛИЧНОСТИ Потехин М.С.

Потехин Михаил Сергеевич — студент магистратуры, факультет подготовки специалистов для судебной системы, Крымский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Симферополь

Аннотация: в статье проводится анализ обстоятельств, подлежащих установлению в ходе судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних. Обозначен предмет доказывания по данной категории дел, а также предложены изменения в законодательство, отражающие сложившуюся практику по рассмотрению данной категории уголовных дел. Ключевые слова: доказывание, несовершеннолетние, судебное разбирательство.

Уголовно-процессуальный закон Российской Федерации предусматривает расширение предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Вместе с обстоятельствами, закрепленными в ст. 73 УПК РФ подлежат доказыванию также обстоятельства, закрепленные в ст. 421 УПК РФ: возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Как указанно в Пленуме ВС РФ, установление вышеуказанных обстоятельств необходимо для постановления законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних [1].

В свою очередь, уголовно-процессуальный закон не конкретизирует, какие именно условия жизни и воспитания несовершеннолетних необходимо устанавливать при доказывании по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. По смыслу данная норма содержит в себе обязательство в установлении криминологической характеристики совершенного преступления.

В современном законодательстве Российской Федерации нет точного определения понятия «условия жизни и воспитания несовершеннолетних». В свою очередь, в ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что благоприятным условием жизнедеятельности человека является состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие её факторов на человека и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека [2].

Одним из толкований слова «установить», согласно толковому словарю Ожегова, является «доказать, выяснить, обнаружить» [3, 731]. Исходя из этого суд фактически не устанавливает условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности, а исследует данные полученные следователем или дознавателем на стадии предварительного следствия.

В свою очередь, на стадии предварительного расследования существует свой предмет доказывания, который обозначен в ч. 1 ст. 73 УПК РФ. Также ч. 2 ст. 73 УПК РФ закрепляет обязанность по установлению обстоятельств, способствовавшие совершению преступления. Данные обстоятельства, а также условия жизни и воспитания несовершеннолетнего находятся в крепкой связи между собой.

Так, при расследовании уголовного дела, где в роли обвиняемого выступает несовершеннолетний, органом предварительного расследования в качестве характеризующего материала в отношении несовершеннолетнего выступают:

1) справка с места жительства;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.