Список использованной литературы:
1. Демографический ежегодник Республики Тыва: Стат. Сборник / Тывстат. - Кызыл, 2014. - 166 с.
2. Соян Ш.Ч. Группировка районов Республики Тыва по уровню жизни населения // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. № 2.- С. 60-62.
3. Соян Ш.Ч. Статистическое исследование уровня жизни населения / Автореф. дис. канд. экон. наук. -Иркутск, 2006.
4. Соян Ш.Ч., Чараш-оол А.А. Особенности малого бизнеса в экономике Республики Тыва // Инновационная наука, 2015. Т.1. №4-1. С. 110-112.
© Ооржак У.Г., 2015
УДК 338
В.М. Оселедец
к.э.н, доцент кафедры « Финансы и кредит» Сибирского государственного университета путей сообщения
г. Новосибирск, Российская федерация
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НЕПРЕРЫВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СИТУАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ
Аннотация
В статье автор продолжает исследования в области повышения эффективности механизма государственной поддержки системы ипотечного жилищного кредитования на основе обеспечения непрерывности ее функционирования посредством включения инструментов ситуативного управления финансовыми ресурсами.
Ключевые слова
Система ипотечного жилищного кредитования, механизм государственной поддержки системы ипотечного жилищного кредитования, непрерывность функционирования экономической системы, ситуативное
управление, источники финансовых ресурсов.
Ключевые экономические тренды во всем мире однозначно определяют геополитику как наиболее мощную внешнюю силу, оказывающую влияние на содержание всех сфер жизни современного человека. Самым наглядным примером является ситуация в российской экономике, проблемы которой в текущем периоде усугубились сложной геополитической обстановкой и введенными экономическими санкциями. Складывающееся положение дел в подобных глобальных системах требует подключения рычагов ситуативного управления, возможностей реагирования на быстрые изменения и уникальных навыков поиска оптимальных решений. Начиная с формирования бюджета страны до социальных программ федерального значения - буквально все направления требуют гибкого управления и наличия механизмов адаптации и корректировки с минимальными затратами.
Одним из значимых направлений является ипотечное жилищное кредитование (далее - ИЖК). ИЖК это одна из немногих существующих возможностей решить жилищную проблему для большинства российских семей. Осенью 2014 г. Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года была заменена на Стратегию развития ипотечного жилищного кредитования в
Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия ИЖК) [1] с сохранением общих целей и задач государства по обеспечению возможности для решения жилищной проблемы не менее 50 % российских семей, но уже в «условиях ограниченных возможностей бюджетной поддержки и внешних заимствований» [1].
Причинами изменения государственной стратегии в области ИЖК послужили серьезные изменения условий экономической и финансовой деятельности в России. В 2014 г. были существенно сокращены зарубежные заимствования, а прямые иностранные инвестиции в Россию в 2014 г. впервые за достаточно долгий период (с 2009 г.) стали отрицательными (- 1 068 млн долл. США). Данная тенденция продолжилась в 2015 г. (- 2 974 млн долл. США только за 1 квартал 2015 г.). Цены на нефть в 2014 г. значительно снизились по сравнению с 2013 г. (средняя цена снизилась с 100,41 долл. США за баррель в 2013 до 77,99 долл. США за баррель в 4 квартале 2014 г. и до 56,75 долл. США за баррель во 2 квартале 2015 г.). Соответственно, и курс рубля снизился по отношению к доллару США более чем в 2 раза. Ключевая ставка Банка России за последний год претерпела существенные изменения (выросла с 8 % июле 2014 г. до 17 % в декабре 2014 г.), что привело к значительному росту ставок по ипотечным кредитам на российском рынке ИЖК.
Динамика пополнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в РФ, которое осуществляется в основном за счет доходов от продажи нефти и других энергоносителей, существенно замедлилась, а на фоне роста потребностей финансовой системы и государственных обязательств стабильное финансирование программ ИЖК за счёт федерального бюджета становится проблематичным.
Резкое изменение характера внешней политики России по объективным причинам требует роста расходов на оборонную промышленность, что тоже немаловажно с точки зрения увеличения расходов государственного бюджета.
На фоне явного ухудшения экономической ситуации под влиянием внешних факторов (введенные санкции и пр.) в России значимую роль играют внутренние факторы. Помимо часто звучащих «слабой диверсификации экономики» и «низкой производительности труда» особое значение для реализации Стратегии ИЖК имеют пенсионные накопления граждан и сокращение возможностей их использования. Речь идет о том, что с 2016 г. будут иметь место значительный рост количества российских пенсионеров и, соответственно, рост расходов бюджета на их содержание. По статистике Правительства РФ, количество пенсионеров в стране составляет 41,3 млн человек и, начиная с 2015 г. по 2024 г. их число увеличится на 8 млн чел., при этом число граждан трудоспособного возраста сократится на 5,1 млн человек. В конечном итоге все дополнительные расходы лягут на плечи работающего населения, что отразится на их способности, а, точнее, финансовой неспособности решать жилищную проблему посредством ИЖК.
Таким образом, система ИЖК уже нуждается и будет еще больше нуждаться в масштабных финансовых вливаниях. Понимая необходимость продолжения реализации государственной программы поддержки ИЖК (Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 гг. и ее обновленная версия от 2015 г. ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 гг. [2]) и ее значимость в стратегической перспективе для России во всех сферах (экономической, социальной, научной и пр.), Правительство РФ пытается решить проблему дофинансирования этой программы долгосрочными ресурсами посредством выделения средств на субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам для удержания их на уровне порядка 12 - 13 %. Общая сумма финансирования на данные цели составляет порядка 11 млрд. руб., но этого явно недостаточно.
Все вышесказанное позволяет отметить, что любая предлагаемая модель или программа в рамках текущего периода должна учитывать такие резкие колебания основных экономических параметров и сохранять свою актуальность. Другими словами, должна быть учтена ситуативность управления любыми сложными экономическими системами с учетом влияния глобальных трендов таким образом, чтобы обеспечить непрерывность процесса реализации программы ИЖК.
Ранее в предложенном модельно-методическом аппарате автор уже говорила о необходимости диверсификации источников долгосрочных ресурсов для реализации Стратегии ИЖК и программы «Жилище» и в целом о субсидировании процентной ставки по ипотечным кредитам как основной мере
государственной поддержки [3;4;5]. Однако сейчас актуальной становится задача продемонстрировать возможности построенного механизма с точки зрения его способности адаптироваться к изменяющимся условиям и выдерживать заданные критерии устойчивости государственной программы поддержки ИЖК. Иначе говоря, ставится задача показать, насколько предложенный механизм способен обеспечить непрерывность процесса реализации государственной политики в области ИЖК.
В условиях кризисов обеспечение непрерывности деятельности любого экономического объекта приобретает особый смысл. Управление непрерывностью бизнеса (Business Continue Management, BCM) -это целостный процесс управления, в рамках которого идентифицируются потенциальные угрозы деятельности экономической системы, оцениваются возможные воздействия на экономические операции при реализации этих угроз, а также создается система мер реагирования на угрозы для обеспечения восстановления своей деятельности [6]. Другими словами, непрерывность деятельности любой экономической системы (например, системы ИЖК) - это ее способность к восстановлению критичных для ее деятельности процессов в течение срока, минимально допустимого для этого (т.е. такой период, по истечении которого потери от прерывания деятельности либо необратимы, либо критичны для последующей деятельности).
Принципиально важным фактором обеспечения непрерывности реализации государственной Стратегии ИЖК и программы «Жилище» на 2015 - 2020 гг. является наличие достаточного объема финансовых ресурсов или соответствующих источников финансирования.
В данной статье подробно рассматривается механизм формирования финансовой базы для реализации программы субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам в рамках реализации Стратегии ИЖК (далее - Программа ИЖК) с точки зрения его гибкости, надежности (в том числе обеспечения непрерывности деятельности) и способности переходить на различные режимы управления в зависимости от складывающейся ситуации.
Финансовая база для реализации Программы ИЖК формируется из следующих источников [4;7;8]: средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; средства пенсионной и страховой систем; выведенные из страны капиталы; доля прибыли крупного бизнеса; вложения в ценные бумаги США; средства от продажи ипотечных ценных бумаг на вторичном рынке. В целях рассматриваемой оценки были введены следующие обозначения:
t - время, лет;
n - период действия Программы ИЖК, лет;
Vi(t) - объем средств, привлекаемых в программу за счет выведенного и выводимого капитала (в т.ч. и частичный возврат средств) в период t, млн руб.;
V2(t) - объем средств, предоставляемый крупным бизнесом в период t, млн руб.;
Vs(t) - объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, привлекаемых в систему ИЖК в период t, млн руб.;
V4(t) - объем вложений в ценные бумаги США, привлекаемых в систему ИЖК в период t, млн. руб.;
V¡(t) - объем средств пенсионной и страховой систем, привлекаемых в систему ИЖК в период t, млн
руб.;
Ve(t) - объем средств негосударственных пенсионных фондов, привлекаемых в систему ИЖК в период t, млн руб.;
V?(t) - объем иностранных инвестиций, привлекаемых в систему ИЖК в период t, млн руб.;
Vs(t) - объем частных инвестиций, привлекаемых в систему ИЖК в период t, млн руб.;
Zi(t) - коэффициенты динамики средств источника V(t) (% в год) соответственно в период t, i=1,..,8.
В общем виде механизм формирования ресурсной базы представлен как система уравнений следующим образом (1).
8 8 Р р = р +Хк,
г=1 1=1
1 /1 \ ^ = ъо=(1) .
к = Р * 100, Р = У3(0 + ^(О + ),
где ¥о - общий объем средств, выделенных на программу субсидирования на стартовом этапе (в момент ^ = 0);
¥ - общий объем средств, аккумулированных для реализации программы субсидирования за весь период действия Программы ИЖК (п лет);
кй - коэффициент достаточности «длинных денег», %;
¥й - объем «длинных денег», млн руб.
Ранее автор подробно представила подходы и информационные источники для оценки фондов ¥() [4]. Однако в реалиях текущего периода часть источников потеряли (возможно, временно) свою актуальность и их необходимо заменить другими в целях обеспечения непрерывности процесса реализации Программы ИЖК.
Во - первых, не стоит рассчитывать на выведенные из страны капиталы, так как отток продолжается и, более того, на фоне последних событий, он активизировался. Только за 2014 г. было выведено 153 млрд долл. США, в то время как за 2013 г. - 61,6 млрд долл. США. В 2015 г. тенденция на активный вывод продолжается: только за 1 квартал выведено 32,5 млрд долл. США. Таким образом, данный источник потерял свою актуальность в текущих условиях (по крайней мере, в течение периода действия экономических санкций) и вероятность его включения в Программу ИЖК в ближайшие годы крайне низка. Данный источник справедливо рассматривать в качестве потенциального в стратегической перспективе, но в текущих условиях ему требуется срочная замена.
Во - вторых, несмотря на то, что средства Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов включены в Стратегию ИЖК как долгосрочные ресурсы для ее реализации, по вышеуказанным причинам использовать данный источник достаточно проблематично до 2020 г.
В отношении вложений инвестиций в государственные ценные бумаги США выделим следующее. С января 2014 г. и вплоть до апреля 2015 г. Россия в основном продавала американские облигации. Объем вложений тогда сократился со 131,8 млрд долл. США до 66,5 млрд долл. США. Однако с апреля 2015 г. Россия наращивает свой портфель американских облигаций, который по состоянию на 01 августа 2015г. составил 81,7 млрд. долл. США. Рекордные продажи в 2014 г. были зафиксированы в декабре и марте (22,1 и 31,4 млрд долл. США), когда ЦБ РФ активно продавал валюту на рынке в попытке сдержать падение рубля. Другими словами, государственная политика в отношении данного источника такова, что он не рассматривается как источник реализации каких-либо внутренних государственных программ. В то же время, при наличии сложной экономической ситуации в отдельных отраслях, а также для решения насущных социальных программ какая-то его часть вполне может быть использована.
Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния можно использовать, но, возможно в меньших объемах, чем планировалось ранее [4;9;10].
На средства крупного бизнеса в реалиях текущего периода вряд ли можно рассчитывать, поскольку в условиях экономических санкций и отсечения российских компаний от дешевых зарубежных займов возникают большие проблемы с поиском дополнительной ликвидности. Также на бизнесе лежат обязательства по погашению ранее взятых валютных кредитов (в структуре внешнего долга РФ именно средства
бизнеса занимают наибольшую долю - 38 % или 211 448 млн долл. США на 01.04.2015г., в совокупности с коммерческими российскими банками и прочими финансовыми организациями - почти 69 %).
Средства негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ) также нельзя рассматривать в качестве источника, поскольку государственная политика по замораживанию накопительной части пенсии, проводимая с 2014 по 2015 гг. и, возможно, в 2016 г., существенно сокращает возможности НПФ по инвестированию данных средств.
Иностранные инвестиции в современных условиях тоже нельзя рассматривать как потенциальный источник средств для Программы ИЖК (особенно при существующих объемах оттока капиталов за рубеж).
Вместо ряда источников, которые на фоне кризиса потеряли свою актуальность для системы ИЖК, можно предложить другие, более дорогие для экономики, а именно, платные, но, вероятно, единственно возможные в рамках существующих экономических реалий. Речь идет о потенциальных кредитах недавно образованных мировых финансовых институтов: Банка развития БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (далее - АБИИ), которые называют аналогами МВФ. АБИИ официально создан 24.10.2014г. (подписан «Меморандум о взаимопонимании»), Банк развития БРИКС - 15.07.2014г. (подписана Декларация о создании Нового банка развития БРИКС). Оба банка основной акцент ставят на финансирование масштабных инфраструктурных проектов и оказание финансовой помощи развивающимся странам (особенно Банк развития БРИКС). Подобным кредитом в случае необходимости сможет воспользоваться и Россия, тем более, что в Декларации Банка развития БРИКС в качестве цели выделен курс на поддержание устойчивого развития в странах БРИКС, к чему непосредственно можно отнести и реализацию важнейших государственных программ.
Помимо непосредственно кредитования в целях господдержки системы ИЖК вполне можно воспользоваться размещением долгосрочных гособлигаций (по состоянию на 01.04.2015 в структуре внешнего долга РФ их доля составила не более 5,5 % или 29 840 млн. долл. США).
В качестве источника погашения зарубежного кредита и процентов по нему можно рассматривать такой ресурс как поступления в бюджет налогов с заработной платы иностранных рабочих. Речь идёт о рабочих, привлекаемых на масштабные инфраструктурные проекты. Например, о китайских рабочих, которые будут строить газопровод в соответствии с Соглашением между правительством РФ и правительством КНР о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из России в Китай по «восточному» маршруту. Соглашение было подписано в Москве 13 октября 2014 г. и ратифицировано согласно Федеральному закону № 106 «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту» от 2 мая 2015 г. Соглашение подписано сроком на 40 лет и учитывает привлечение значительного количества иностранных рабочих на строительство и сопровождение этого «восточного» маршрута.
Исходя из предложенной замены источников финансовых ресурсов для формирования финансовой базы Программы ИЖК, получим:
V'i(t) = 0;V'2(t)=0; V'e(t)=0; V'y(t)=0;
V's(t) - объем средств страховой системы, привлекаемых в систему ИЖК в период t, млн руб.;
V's(t) - объем средств, привлекаемых на первичный рынок за счет продажи ипотечных ценных бумаг на вторичном рынке (за период t);
V'g(t) - объем средств, полученных посредством займа от международного финансового института (Банк развития БРИКС или АБИИ), в период t, млн руб.
Тогда уравнения (1) перепишутся в виде:
международный научный журнал «инновационная наука»
№12/2015
ISSN 2410-6070
F\ = £ V0; F' = F\ +£ V
. F' >= F
V'! = 0;
V 2 = 0; V ' б = 0; V ' 7 = 0;
1 n— 1
1 *
8j 8. j+1
V'8'0 = 0; V . = V ...+700* £V ■
1 n—7
V' = V' +--V' *z i = 3 5-
V i V i 0 + Л1Л1Л £V ij Zi,j + i.. 3.--5;
(2)
1 n—7
V'9 = V'90 +-* £V'
9 9,0 100 £
9,./ 9Л +1
100 j=1
К' = ' * 100, Р' * >= ^
Р ' * = V' 3 ) + V' 4 ) + V' 9 (^),
Р '—Р АР
ш =-*100% =-*100%, У
где ¥' - совокупный объем финансовых ресурсов для реализации Программы ИЖК в новых условиях для обеспечения непрерывности деятельности, млн руб.;
У'г - объем финансовых ресурсов 1-го источника в новых условиях, млн руб.;
2'д - коэффициент динамики объема ресурсов по источнику У'я, %;
Ш - интегрированный коэффициент динамики совокупного объема финансовых ресурсов %.
Частные инвестиции Ув(0 [4;5] конкретизируются и превращаются в У'в(0 - средства от продажи ипотечных ценных бумаг. В Стратегии ИЖК даны конкретные прогнозные значения этого показателя.
Для уравнения, определяющего объем источника У'я коэффициент динамики 2'д учитывает выплату процентов по кредиту, несмотря на то, что выплаты осуществляются за счет другого источника. Связано это с тем, что таким образом государственные расходы приводятся в сбалансированное состояние.
Здесь вводится интегрированный коэффициент динамики ш , который во многом будет зависеть от динамики цены на нефть на мировых рынках. Очевидно, что практически все источники У\ зависят от наполнения бюджета доходами от продажи нефти, и даже У'я (т.к. погашение основного долга так или иначе связано с величиной доходов от продажи нефти). Очень высока вероятность, что искомая функция зависимостей носит нелинейный характер и для ее точного представления необходимы будут дополнительные статистические данные.
Для России вполне актуально будет ввести подобный параметр ш и проанализировать различные сценарии. При этом временной интервал, при котором можно надеяться на относительную зависимость мировой экономики от нефти и газа как основных источников энергии, может составить порядка 7 - 10 лет, что вполне достаточно для реализации Стратегии ИЖК.
Пользуясь модельно-методическим аппаратом, предложенным ранее [3;4;5], осуществим расчет совокупного объема ресурсов, исходя из новых условий, согласно системе (2). Полученные данные представим в виде таблиц (табл. 1, 2).
Таблица 1
Базовые источники ресурсов для Программы ИЖК
i=3
i=1
Входящие параметры для расчета объема ресурсов
Параметр Значение Коэффициент вовлечения, % Итоговое значение
V's Резервный фонд + Фонд национального благосостояния, млн руб. 9 015 663,0 8 721253,0
V'4 Средства, вложенные в казначейские облигации США, млн руб. 4 930 252,0 17 838142,8
Продолжение таблицы 1
V5 Средства страховой системы, млн руб. 1 000 000,0 15 150000,0
V'8 Средства от продажи ценных бумаг на вторичном рынке, млн руб. 250 000,0 100 250000,0
V'9 Иностранные кредиты и займы, млн руб. 3 017 290,0 100 3017290,0
Объем иностранных займов составит порядка 50 млрд долл. США на старте, при этом Россия вложила в капиталы созданных международных финансовых институтов 36 (18+18) млрд долл. США и заявила, что сразу готова потратить примерно 50 млрд долл. США инвестиций АБИИ на собственные инфраструктурные проекты. В последующем в течение срока действия Программы ИЖК - еще порядка 40 млрд долл. США.
Объемы средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда почти сравнялись на 01.04.2015г. и составили 74,35 и 75,05 млрд долл. США соответственно.
В табл. 1 все источники в долларах США (¥'з,У'4,У'д) пересчитаны в рублях по курсу ЦБ РФ на 01 августа 2015 г. (60,3458 руб. за 1 долл. США).
Таблица 2
Оценка динамики совокупного объема финансовых ресурсов для Программы ИЖК
Расчет объемов средств Программы ИЖК
Оценка объемов Г в стандартных экономических условиях Оценка объемов Г' в кризисных экономических условиях
Параметр Итоговое значение Параметр Итоговое значение
Vi, млн руб. 852000,0 Vi, млн руб. 0,0
V2, млн руб. 3032970,0 V'2, млн руб. 0,0
Уз, млн руб. 1066372,0 V3, млн руб. 937629,0
V4, млн руб. 2232750,0 V'4, млн руб. 1634378,0
V5, млн руб. 650160,0 V'5, млн руб. 258120,0
Уб, млн руб. 305800,0 К'б, млн руб. 0,0
V7, млн руб. 100000,0 V'7, млн.руб. 0,0
Vs, млн руб. 50000,0 V's, млн руб. 350000,0
F, млн руб. 8290052,0 V'9, млн руб. 5431122,0
F', млн руб. 8611249,0
Kd,% 43,48 K'd,% 92,94
3,87
Значения V} и Е взяты из уже проведенных автором исследований [4;5], при этом можно за счет источника V'g стараться выходить на нулевой показатель за счет полного покрытия источником V'9
источников V;, V2, Vб и V7,, однако в реальности это практически невозможно, в том числе и за счет выплат по кредиту и процентам.
Таким образом, разработанный модельно-методический аппарат на основе ситуативного управления вполне способен обеспечивать непрерывность деятельности предложенной Программы ИЖК в целях достижения ключевых показателей Стратегии ИЖК. Список использованной литературы
1. Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ № 2242-р от 08.11.2014 г.
2. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050: Постановление Правительства РФ № 889 от 25.08.2015 г.
3. Оселедец В.М. Анализ изменений в методологии развития системы ипотечного кредитования в России в условиях нового кризиса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015 №1-1. С. 200-203.
4. Оселедец В.М. Оценка финансовых перспектив реализации программы субсидирования процентных
ставок по ипотечным кредитам в системе ипотечного жилищного кредитования в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015 №1-1. С. 199-200.
5. Оселедец В.М. Рефинансирование ипотечных кредитов в условиях реализации механизма государственной поддержки системы ипотечного жилищного кредитования в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014 №10. С. 181-188.
6. Башнин А. Ситуативное управление и непрерывность бизнеса // Управление предприятием. 2015. № 7 (54).
7. Оселедец В.М. Методические подходы к оценке финансовой емкости рынка ипотечного жилищного кредитования // Сибирская финансовая школа. 2011. № 6. С. 208-212.
8. Оселедец В.М., Владимирова Т.А. Теоретические основы и практический инструментарий оценки потенциала ипотечного жилищного рынка в России, 2011. 168 с.
9. Оселедец В.М. Анализ потенциала развития рынка ипотечного жилищного кредитования в России // Сибирская финансовая школа. 2010. № 6. С. 64-69.
10. Оселедец В.М., Владимирова Т.А. Теория и практика ипотечного кредитования. САФБД, 2006 г.
© Оселедец В. М., 2015
УДК 336.143
О.В. Павликова
Преподаватель, кафедра экономики и управления Гуманитарно-экономический факультет Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института
г. Новороссийск, Российская Федерация
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ МОШЕННИЧЕСТВА В ЭТОЙ СФЕРЕ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация
В статье характеризуются проблемы межбюджетных отношений в целом по РФ и в отдельных регионах, особое внимание обращается на виды мошенничества в этой сфере. Представлены результаты анализа рейтинга регионов, наиболее подверженных мошенническим действиям с межбюджетными трансфертами. Также в статье определяются основные приоритетные направления развития межбюджетных отношений в контексте преодоления мошеннических действий.
Ключевые слова
Межбюджетные отношения, бюджет, бюджетная политика, финансовая среда, мошенничество,
рейтинг регионов, качество жизни.
Межбюджетные отношения - это инструмент распределения финансовых ресурсов на территории регионов России[1]. Они направлены на обеспечение региональных и местных бюджетов прочной финансовой базой в целях наиболее эффективного исполнения возложенных на них полномочий. Межбюджетные отношения, действующие на территории России направлены на обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней (регионального, районного, городского и поселенческого)[4]. Учитывая различия в уровне социально-экономического развития регионов и муниципальных образований нашей страны, а, следовательно, и налоговой базы, эта задача очень непростая. Одни регионы, обладая значительным промышленным потенциалом, по своим доходным возможностям значительно превосходит другие регионы. Поэтому сформировать справедливые, с точки зрения всех, межбюджетные отношения