Научная статья на тему 'Практические методы организации функционирования проектного управления в компании'

Практические методы организации функционирования проектного управления в компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ДИАГНОСТИКА / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорошенко Ю.А., Мишенин С.С., Растопчина Ю.Л., Лысых М.Н.

В статье описана методика диагностики наступления кризисных состояний. Она состоит из двух частей: 1) оценка действующей финансово-экономической стратегии; 2) диагностика кризисных явлений в динамическом развитии компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical methods of organization of project management company operation

Тhe article describes the technique of diagnosing the approach of crisis events. It consists of two parts: 1) assessment of the current financial and economic policies, 2) diagnosis of the crisis in the dynamic development of the company.

Текст научной работы на тему «Практические методы организации функционирования проектного управления в компании»

Дорошенко Ю.А.

д-р экон. наук, профессор,

директор института экономики и менеджмента

Белгородского государственного технологического университета

им. В.Г. Шухова

ROGOVA@intbel.ru

Мишенин С.С.

главный специалист по финансам агропромышленного холдинга

«БЭЗРК-Белгранкорм»

mishenin@bezrk.ru

Растопчина Ю.Л.

канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики Белгородского государственного университета Rastopchina@bsu.edu.ru

Лысых М.Н.

аспирант Белгородского государственного технологического

университета им. В.Г. Шухова,

зам. управляющего директора ЗАО «Троицкое»,

ГК «Г убкинагрохолдинг»

lysykh@mail.ru

проектное управление и диагностика

кризисных явлений

практические методы организации

функционирования проектного

управления в компании

_Аннотация

В статье описана методика диагностики наступления кризисных состояний. Она состоит из двух частей: 1) оценка действующей финансово-экономической стратегии; 2) диагностика кризисных явлений в динамическом развитии компании.

Методика в общем случае включает следующие эта-

1. Определение характеристик состояния компании — абсолютных экономических показателей, оказывающих влияние на результаты деятельности. В качестве таких показателей предлагаем рассматривать чистую прибыль, выручку, себестоимость реализованной продукции, а также коэффициенты эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Оценка стратегии и фазы жизненного этапа компании

2. Оценка действующей финансово-экономической стратегии компании на основе ранжирования темпов роста, определенных по выявленным характеристикам. На данном этапе устанавливаются цепные темпы роста по выделенным показателям экономической активности компании:

где у — текущий уровень показателя, у-1 — предшествующий уровень показателя;

Составляется нормативная структура (нормативный ряд) темпов роста (Т) показателей развития компании:

T1<T2<T3<T4<T5<T5<T7 , (2)

где:

^ — трудовые затраты (заработная плата);

Т2 — затраты на проектное управление в т.ч. НИОКР; ^ — полная себестоимость товарной продукции; Т4 — материальные затраты;

^ — собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал);

^ — совокупный капитал компании (собственный и заемный капитал); T7 — выручка от реализации.

3. Определение относительных показателей финансового состояния компании (с учетом рекомендуемых критериев) на базе выделенных абсолютных показателей экономической активности. Данная процедура формализации позволяет выявить фазу жизненного этапа компании и обнаружить сигналы о приближении кризиса в стратегическом развитии.

Распознавание состояния компании

4. Многомерное распознавание состояний компании, различающихся средними величинами (многомерные (векторные) наблюдения). Рассчитанные относительные показатели в дальнейшем используются в целях обобщающей оценки состояния предприятия. Процедура данного метода может быть представлена следующими задачами:

а) оценка векторов средних а1 и а2 (см. формулы (3) и (4)), характеризующих многомерные наблюдения, принадлежащие одному из двух состояний — кризис или не кризис:

Ключевые слова:

методика;

диагностика;

кризисные явления;

финансово-экономическая

стратегия;

прогнозные оценки

управление проектами

41

1 щ

Щ

х(1)

(3) м,=-

где х(1) — значения относительных экономических показателей, характеризующих деловую активность преуспевающих организаций,

m1 — количество преуспевающих компаний отрасли, на базе которых будет проводиться сравнительный анализ исследуемых организаций (объем обучающих выборок).

где х(2) — значения относительных экономических показателей, характеризующих деловую активность кризисных компаний, m2 — количество кризисных компании, на базе которых будет проводиться сравнительный анализ исследуемых организаций (объем обучающих выборок). В исследовании для сравнительных оценок в качестве кризисного и преуспевающего предприятий рассматриваются гипотетические компании с данными, характеризующими экономическую устойчивость или кризис (отклонения значений относительных экономических показателей от рекомендуемых критериев), а также ряд предприятий Белгородской области. б) оценку ковариационных1 матриц М1 и М2 (см. формулы (5) и (6)) с дальнейшей оценкой общей ковариационной матрицы М (формула (7))

1 Ковариационным называют отношение, при котором две или более переменных проявляют тенденцию изменяться одновременно — прим. ред.

т

1

1 /=1

а^х^-аУ ,(5)

где знак Т означает операцию транспонирования.

2 1 /=1

м, =■

м =

тх + т2 - 2

{т1М1+т2М2) ,(7)

в) определение значение логарифма правдоподобия 1п L (см. формулу (8))

1пЬ = ~ а2)ТМ'

Л 11 " /=1

(8)

где п — количество исследуемых предприятий (объем контрольной выборки).

На основе результатов 1п L можно сделать соответствующие выводы:

— если 1п L>0 — свидетельство о том, что исследуемая компания является преуспевающей и далеко от кризисного состояния,

— если 1п L<0 — исследуемая компания находится в кризисном состоянии [3].

Отслеживая изменения обобщенного показателя состояния компании — оценку логарифма отношения правдоподобия 1п L ф во времени, можно узнать, насколько близко или далеко находится она от кризиса. При этом если 1п L ф <0, то в данный момент времени имеет место кризис. Если 1п L ф >0, то состояние компании нормальное. 1п L (^ = 0 характеризует «порог», ниже которого определяется кризис.

На практике целесообразно для анализа принимать не более 10 предприятий — конкурентов, веду-

щих деятельность в этой же отрасли, акцентируя внимание на причины, послужившие крайним скачкам. Информацию для анализа можно получить в областной администрации, всероссийских и мировых рейтинговых агентствах, специализированных маркетинговых организациях и отделениях Росстата.

Прогноз

5. Прогнозные оценки финансово-экономического положения компании. Для определения направления стратегического развития компании возможно применение метода аналитического выравнивания ряда выявленных на первом этапе характеристик деловой активности. Это позволит в дальнейшем применить данные оценки в расчетах «будущих» относительных показателей финансового состояния компании. В качестве методологии принятия управленческих решений по реализации проектов, находящихся на стадии рассмотрения и реализуемых проектов предлагается внутренний мониторинг. Методы анализа эффективности реализации проектов применяются в зависимости от условий и выявленных основополагающих факторов, оказывающих определяющее влияние на реализацию (эффективность) проекта. При этом конечным результатом выступает стоимостная оценка проекта на каждом этапе его реализации. Ключевым ориентиром при выборе проектов предлагается субординация по принципу построения пирамиды потребностей Маслоу. Ъэ есть ориентация на то, в какой мере реализация каждого проекта удовлетворяет потребности людей,

ограниченные их волей или желанием, располагаемыми ресурсами и временем.

Фактические стоимостные показатели текущей деятельности компании и каждого реализуемого проекта консолидируются. Это позволяет контролировать происходящие процессы и в случае необходимости детализировать доходные и затратные участки, корректировать и прогнозировать направление деятельности предприятия и стратегию развития. При этом общий приведенный доход деятельности компании (ЫРУ) формируется исходя из формулы: ЫРУ компании = = !(ЫРУ1+ ЫРУ2+ .... + ЫРУп), где п — количество реализуемых и реализованных проектов (продуктов проекта) в компании. Результаты, в целях облегчения понимания и наглядности, интерпретируются как в графической форме, так и в таблично-цифровой. Под проектом мы понимаем целенаправленную деятельность, ограниченную ресурсами и временем, несущую в себе инновацию. Исходя из нашего определения, «проект», не являющийся инновационным, представляет текущую деятельность организации и должен рассматриваться в рамках этой деятельности.

Что показал практический анализ?

Анализ динамики развития агропромышленного холдинга позволил выявить следующую общую зависимость изменения выручки в условиях реализации самоокупаемых проектов, принимая во внимание, что с начала анализируемого периода

управление проектами

управление проектами

(1998 г.) значения темпов инфляции были по годам сопоставимы: ЫРУ = N х е0,28хап , где N — выручка в 1998 г., ап = а1+(п-1)^ d = 1,19; темп роста относительно первого года а1=0. Условия роста потребления сельхозпродукции, связанного с увеличением численности населения и освоением внутреннего рынка сбыта, характерны для агропроиз-водителей региона и будут сохранены с незначительными отклонениями в течение последующих лет. Из опыта развития агропромышленного холдинга видно, что целесообразно внедрение и функционирование проектной системы управления как блока, отвечающего за внедрение и апробирование инноваций. В данных условиях компетенция

по координации проектных работ компании может быть сосредоточена в отдельном корпоративном блоке (проектном офисе или группе), включающем ряд ключевых специалистов. К такому же решению пришли, например, в группе компаний «Губкинагрохолдинг».

Литература

1. Чижов С.Ф., Чижова Е.Н. Управление проектами. — Белгород. Изд-во БГТУ, 2006. — 250с.

2. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 349 с.

3. Давнис В.В., Нагина Е.К., Тинякова В.И., Ищенко В.А. Прогноз и стратегический выбор. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. — 209 с.

Doroshenko Yu.A.

Doct. of Econ. Sci., professor, Director of the Institute of Economics and Management in Belgorod State Technological University n.a. V.G. Shukhov Mishenin S.S.

chief financial officer of agro-industrial company «BEZRK-Belgrankorm» Rastopchina Yu.L.

Cand. of Econ. Sci., associate professor of Chair of the global economy in Belgorod State University Lysykh M.N.

Post-graduate student, Belgorod State Technological University

n.a. V.G. Shukhov, Vice Executive Director of «Troitskoye» JSC,

«Gubkinagroholding» SC

Project management and diagnosis of the crisis

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Practical methods of organization of project management company operation

Annotattion

The article describes the technique of diagnosing the approach of crisis events. It consists of two parts: 1) assessment of the current financial and economic policies, 2) diagnosis of the crisis in the dynamic development of the company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.