ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В КОМПАНИИ «РОСНЕФТЬ»
Бова Владлена Юрьевна
Российский Университет Дружбы Народов кафедра менеджмента, магистр
АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена изучению особенностей социальной ответственности бизнеса, рассматривает её как важнейший фактор развития человеческого капитала и социальной сферы. Анализ концепции КСО такой Российской компании как «Роснефть», позволяет выявить основную национальную специфику данного, еще только развивающего в России феномена, как КСО, а соответственно и предложить практические рекомендации управления социальными программами. Безусловно, важно отметить, что уникальность человеческого капитала как основного производственного ресурса состоит в том, что влияние на него позволяет наилучшим образом использовать и прочие ресурсы. Особое внимание уделено анализу опыта внедрения системы корпоративной социальной ответственности в России на примере копании «Роснефть».
Ключевые слова: КСО, ответственное финансирование, социальная ответственность бизнеса, защищенность населения, управление корпоративной социальной ответственностью в компании «Роснефть».
ANNOTATION. The article is devoted to the study of the features of the social responsibility of business, considers it as the most important factor in the development of human capital and social sphere. Analysis of the CSR concept of a Russian company such as Rosneft allows us to identify the main national specifics of this phenomenon, which is just developing in Russia, as CSR, and accordingly offer practical recommendations for managing social programs. Of course, it is important to note that the uniqueness of human capital as the main production resource is that the influence on it allows the best use of other resources. Particular attention is paid to the analysis of the experience of introducing a system of corporate social responsibility in Russia using the example of the company Rosneft.
Key words: CSR, responsible financing, social responsibility of business, public security, corporate social responsibility management in Rosneft.
JEL коды: M12, M14.
Все большее число экспертов соглашаются с мнением, что в эпоху постиндустриального производства интенсивно возрастает значение такого производственного фактора как человеческий капитал. Именно этот фактор способен оказывать максимальное позитивное влияние на рост мировой экономики. По этой причине в области корпоративной социальной ответственности ведутся постоянные научные исследования с целью обеспечения устойчивого конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.
Концепция корпоративной социальной ответственности трансформирует бизнес в многосоставную институцию, основывающуюся на социальных принципах, считается быстроразвивающимся направлением менеджмента.
Понятие корпоративной социальной ответственности (далее - КСО) не ново, тем не менее, постоянно увеличивающийся интерес к реализации различных программ КСО, является результатом роста важности социально ответственного бизнес-поведения в достижении компанией конкурентного преимущества.
Отсюда очевидна важность изучения, анализа, теоретического и практического развития концепции КСО. Существенно, что практическое воплощение компаниями теории социальной ответственности бизнеса в России на этапе становления бизнес-среды молодого государства имеет первостепенную важность для достижения стабильно высоких результатов в долгосрочном периоде.
Степень изученности проблемы на сегодняшний день невысока. Зачастую, неясно, что же включает в себя социально ответственное поведение компании. Поэтому изучение данного феномена вызывает еще больший интерес, когда есть возможность предложить стейкхолдерам принципиально новое направление программ КСО.
Теоретические основы корпоративной социальной ответственности в управленческой науке
На сегодняшний день тема корпоративной социальной ответственности (или сокращенно КСО) приобретает популярность в деловом сообществе. Вопросы КСО рассматриваются на самых престижных международных форумах, о своей приверженности к идеям КСО заявляет все больше компаний. Но что в действительности стоит за данным понятием? Для того, чтобы в полном объёме ответить на этот вопрос необходимо немного углубится в историю становления КСО.
К термину социальной ответственности предлагается много определений, но после выхода в 2010 г. Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» большинство специалистов согласились, что данное определение, является на сегодняшний день более полным и точным, а звучит оно следующим образом: «социальная ответственность - это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое: содействует устойчивому развитию, включая здо-
ровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; введено во всей организации» [4, с. 2].
Социальная ответственность применима ко всем сферам деятельности, следовательно, и к любым организациям, но, тем не менее, наибольшее распространение она получила в бизнес-сообществе под названием «корпоративная социальная ответственность (КСО)».
Ассоциацией менеджеров России совместно с Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) был подготовлен доклад «О социальных инвестициях в России в 2004 году. Роль бизнеса в общественном развитии», который дает более широкое определение понятию корпоративной социальной ответственности применительно именно к Российской Федерации: «корпоративная ответственность перед обществом определяется как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по определённым направлениям.
Направления корпоративно социальной деятельности компаний:
- производство продукции и услуг высокого качества для потребителей;
- создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала;
- соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и других;
- эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;
- учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;
- вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества» [5, с. 11].
Не стоит отрицать, что приведенные выше определения КСО имеют некоторые отличия, но важно подчеркнуть, что существует определенное количество общих суждений, которые присущи каждому из них, они дают возможность выделить основную цель реализации программ КСО.
Основная цель КСО - это достижение устойчивого развития общества, под которым предполагается удовлетворение потребностей нынешнего поколения, исключая создание угроз для удовлетворения потребностей будущих поколений.
Получив теоретическое представление о том, что же такое корпоративная социальная ответственность, можно заострить внимание на вопросе, как же компания становится социально ориентированной и какие этапы необходимо пройти на пути от социальной безответственности до самого продвинутого уровня КСО.
М. Портером и М. Креймером, была предложена модель [10, с. 4], в соответствии с которой,
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #5 (50), 2018 КСО условно делится на реагирующую и стратегическую. Реагирующая КСО сосредоточена на обеспечении ослабления уже существующих проблем и негативных результатов деятельности компании, стратегическая КСО предусматривает разработку стратегии компании, с учетом идей социальной ответственности и ориентируется на создание долгосрочных конкурентных преимуществ. Развитие стратегической КСО в наибольшей степени отвечает пониманию перехода от логики «социальных издержек» к логике «социальных инвестиций». Это переворачивает с ног на голову направления развития, безусловно, положительно влияя на прибыли компании, а также на корпоративный имидж организации.
В процессе эволюции концепции КСО определились три её основные интерпретации [2, с. 185]:
Первая (классический подход) отмечает, что одна-единственная ответственность бизнеса - это умножение прибыли акционеров. Данное суждение было оглашено Нобелевским лауреатом по экономике Милтоном Фридманом в 1971 г. В его статье «Социальная ответственность бизнеса - делать деньги» [11, с. 1] и так же называется теорией корпоративного эгоизма. Главный недостаток данного подхода - временная ограниченность. Если компания в краткосрочном периоде несет добавочные расходы, то в долгосрочном выигрывает от улучшения корпоративного имиджа.
Так же, М. Фридман подмечал: «Борьба с бедностью - функция не частного бизнеса, а дело государства. Мы платим налоги и больше ничего не должны никому, кроме Бога и совести». По мнению М. Фридмана, менеджеры, которые стремятся решать вопросы и определять пути развития общества, должны поменять профиль и заняться политикой.
Вторая точка зрения, получившая название теории корпоративного альтруизма, антагонистична теории М. Фридмана и появилась одновременно с его изданиями. Содержание основной идеи: бизнес должен заботиться не только о увеличении прибыли, но и делать максимально доступным вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества, а также в сохранение окружающей среды. Авторство этой теории принадлежало Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни» [1, с. 124].
Третья позиция воспринимается как одна из сильнейших «центристских» теорий, теория «разумного эгоизма». А строится она на том, что социальная ответственность бизнеса - это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Расходы на социальные программы сокращают текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение и, как следствие, устойчивые прибыли. Спонсорские программы в свою очередь
содействуют легитимному снижению налогооблагаемой базы компании и придают «эффект публичности».
Отказ большинства потребителей покупать продукцию социально безответственных организаций - это прослеживаемая тенденция последних лет. Именно по этой причине необходимо разобраться и иметь понимание что же представляет собой КСО. Как протекает процесс формирования деловой репутации, корпоративного имиджа и какое влияние на этот процесс имеет социально ответственное поведение.
Преимущества реализации программ корпоративной социальной ответственности для современных компаний
На данный момент, уже большинство российских компаний осознают, что их коммерческая деятельность имеет высокое влияние на общество, а успехи в бизнесе связаны со следованием общественным ценностям. В 2007 году Россия впервые была представлена в международных базах данных (www.corporateregister.com) как страна, в которой Таблица 1.
Деление преимуществ реализации программ КСО по
компании и организации выпускают нефинансовую отчетность, которая определяет отношение компании к социальной деятельности [3, с. 25].
Круг таких компаний в России с каждым годом растет. Приходит понимание того, что социальная ответственность - это то, без чего не может обойтись ни сам человек, ни государство, ни общество, ни бизнес. Важно отметить, что компании способны применять свой бизнес для борьбы с социальными проблемами. И это не благотворительность или филантропия - это социальная инновация.
Ответственность субъектов бизнеса за следование нормам, которые могут быть неявно определенны или не определенны законом, в сфере этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания; которые так же влияют на качество жизни общества. Введение политики корпоративной ответственности и систематичное следование принципам КСО имеет ряд преимуществ для развития бизнеса.
сферам влияния
Персонал Программа КСО в данном случае может быть направлена на рекрутинг, а также на сохранение кадров, например, на конкурентном рынке выпускников ВУЗов. Наличие комплексной политики может дать следующие преимущества: безопасность сотрудника на рабочем месте, стабильную и достойную выплату з/п, предлагает ДМС, развитие кадров по средствам программ дополнительного обучения.
Управление рисками Важнейший аспект большинства корпоративных стратегий. Положительную репутацию, можно разрушить из-за таких случаев, как связанные с коррупцией скандалы или экологические катастрофы. Подобные события привлекают ненужное внимание со стороны СМИ. Организация культуры «ответственного поведения» в организации способствует минимизации подобных рисков.
Дифференциация марки товара В условиях переполненного рынка предприятия стараются создать уникальное торговое предложение, которое в умах потребителей отличает их от конкурентов. Современные потребители готовы платить больше за «ответственные» продукты.
Доступ к инвестициям Социально ориентированные предприятия получают доступ к социальным инвестициям, при разделении которых инвесторы обращают свое внимание на показатели, характеризующие деятельность компании в этической сфере, а также в разрезе защиты окружающей среды. Существует несколько индексов, позволяющих оценить степень социальной ответственности организаций (FTSE4Good, Dow Jones Sustainable Index и др.).
Налоговые льготы Представители различных органов власти считают, что для развития корпоративной ответственности можно использовать налоговые льготы, доступ к льготным кредитам в качестве поощрений [6, с. 46].
Конкурентоспособность Важно отметить влияние так называемых «гибких» факторах конкуренции, таких как корпоративный имидж, уникальность товарной марки и сервисному обслуживанию, данные факторы повышают социальную ценность продукта.
Открытое информационное поле Компании с развитой КСО на добровольной основе публикуют нефинансовые отчеты по своей деятельности, в соответствии стандартам, дополнительно информируя общество и стейкхолдеров, о принципах КСО в целом и легитимности их деятельности.
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы корпоративной социальной ответственности на примере компании «Роснефть»
Зачастую компании вкладывая огромные финансовые ресурсы в социальные программы, воспринимает их в первую очередь как затратную статью бюджета. Но нефтяная компания «Роснефть» качественно подходит к данной статье затрат, реа-
лизуя социальные программы в первую очередь заботясь о благосостоянии стейкхолдеров, понимая, что, следуя данным принципам социальной ответственности способствует наиболее эффективному достижению стратегических целей компаний, потому что, таким образом производит долгосрочные инвестиции в создание благоприятной социальной среды.
Принципы корпоративной социальной ответственности необходимо внедрять в деятельность предприятия системно и интегрировать их во все без исключения бизнес-процессы. В процессе принятия решений нужно брать во внимание не только экономические, а также социальные и экологические факторы. Это дает возможность компании управлять влиянием своей деятельности на общество и окружающую среду.
Деятельность Компании в области Устойчивого развития построена на следующих общих принципах [7, с. 5]:
- Неукоснительное соблюдение требований законодательства и других обязательств, принятых Компанией. Деятельность осуществляется исключительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Компания стремится следовать принципам, изложенным в Социальной Хартии Российского Бизнеса [8, с. 7].
- Разработка программ КСО с учетом интересов и ожиданий Заинтересованных Сторон. Основным направляющим вектором деятельности Компании является - выявление интересов и ожиданий Заинтересованных Сторон. Мониторинг и оценка интересов стейкхолдеров проводится на регулярной основе.
- Соблюдение прав человека. Компания признает неприкосновенность прав человека, в том числе трудовых прав и права на благоприятную окружающую среду. Компания организует трудовую деятельность недопуска никаких форм нарушений прав человека.
- Внедрение принципов Устойчивого Развития в ежедневную деятельность Компании. Концепция Устойчивого Развития встроена в стратегию развития и берется во внимание при разработке и реализации всех бизнес-процессов.
- Учет региональной специфики. Деятельность непременно ведется с учетом социально-экономических, природных и культурных особенностей регионов присутствия.
- Оценка результативности и постоянное улучшение. Компания регулярно оценивает эффективность деятельности в области Устойчивого Развития. На ежегодной основе руководством Компании устанавливаются цели и проводится оценка результатов.
- Информационная прозрачность. Компания ведет работы по повышению информированности стейкхолдеров обо всех аспектах своей деятельности и обеспечению достоверности, содержательности и оперативности предоставляемой им информации. Преследуя эти цели, ежегодно ве-
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #5 (50), 2018 дется подготовка финансовой и нефинансовой отчетности, предоставляемой на проверку независимым аудитором.
Хочется неголословно отметить эффективность приводимой корпоративной политики «НК «Роснефть» в области Устойчивого развития и реализации корпоративные социальных программ. Итак, по результату третьего выпуска индексов РСПП по устойчивому развитию, корпоративной ответственности и отчетности, компания входит в список лидеров индексов «Ответственность и Открытость» и «Вектор устойчивого развития» [9, с. 3]. В рамках проводимого отбора анализировались компании, входящие в ТОП-100 крупнейших компаний по рейтингам RAEX-600 и РБК-500.
Изучив направления корпоративно социальной ответственности предприятия, можно сказать, что компания АО «РН-Москва» активно реализует программы КСО в различных направлениях, таких как:
- благотворительная помощь (помощь детским домам, а именно детский дом «Алмазово», «Школа-интернат для слабо видящих-слышащих детей», организация новогоднего праздника для детей сирот в Московском государственном цирке, установка ящиков для пожертвований на заправочных станциях «Димина мечта» и «Дорога вместе», финансовая помощь сотрудникам с проблемными жизненными обстоятельствами);
- спортивные мероприятия для сотрудников компании (проведение зимней и летней спартакиады, дней здоровья, организация тренировок по разным видам спорта, конкурс профессионального мастерства, проведение фестиваля талантов «Роснефть зажигает звезды»);
- внутренняя КСО (негосударственное пенсионное обеспечение, дополнительное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, предоставление оздоровительных путёвок для детей и взрослых, предоставление беспроцентного займа на обучение, как для сотрудника, так и для его детей, возможность получения корпоративной ипотеки на более выгодных условиях, повышение квалификации работников за счет общества, компенсация затрат на бензин, оплата мобильной связи (определенные категории работников), предоставление в пользование служебного автомобиля, выдача молока 0,5 литра за смену, работникам с условиями работы «повышенная вредность» (нефтебазы и испытательные лаборатории), подарки к общегосударственным праздникам (Новый год, 8 марта, 1 сентября), материальная помощь при рождении ребенка, смерти работника или ближайшего родственника, денежное вознаграждение в связи с юбилейными датами работника, Общества, профессиональными праздниками).
Несмотря на то, что компания провидит множество социальных мероприятий, направленных на улучшение жизни и условий труда сотрудников, автору работы удалось выявить ряд реально существующих проблем.
Изучив статистику использования сотрудниками всех социальных программ АО «РН-Москва», был сделан вывод, что лишь треть всех работников в полной мере используют предлагаемые корпоративные преимущества.
Причина этому довольно проста и объяснима, так как это нефтегазовая компания, большая часть работников сосредоточена не в офисе предприятия, а на заправочных комплексах и нефтебазах. Поэтому сотрудники отдела мотивации и социальных программ сталкиваются с проблемой невозможности построения эффективной коммуникации.
Так как у компании около 200 тысяч человек, просто невозможно собрать всех в одной аудитории и рассказать о предлагаемых корпоративно социальных программах. Электронный документооборот неэффективен, так как сотрудники не понимают всех преимуществ предлагаемых программ.
Как было сказано, большая часть работников сосредоточена не в офисе предприятия, а на заправочных комплексах и нефтебазах. Работают по сменному графику сутки - трое, поэтому рассказывать о корпоративно социальных программах лично сотрудникам отдела мотивации и социальных программ просто не представляется возможным.
Решить эту проблему предлагается следующим образом: по каждой программе в частности записать видеоролик и разослать по заправочным станциям и нефтебазам, для всеобщего ознакомления с программой. Далее в течении месяца дважды организовать ОпНпе-конференцию, где заинтересовавшиеся сотрудники могут в режиме реального времени задать интересующих их вопросы специалисту.
На мой взгляд, данное мероприятие позволит решить очень серьезную проблему коммуникации, с минимальными затратами средств.
Как уже было отмечено, сотрудники компании получают полис ДМС (дополнительное медицинское страхование), позволяющий проходить медицинское обследование, а также и лечение, с возможностью согласования на проведение операций, в Московских клиниках.
Тут возникает вторая немаловажная проблема, которая заключается в том, что из-за большой сети заправочных комплексов, работники компании зачастую работают и проживают в области. При рабочем графике 5/2, в большинстве случаев не представляется возможным выкроить время и пройти оплаченное компанией обследование/лечение в Московскую клинику.
Можно предложить два пути решения данной проблемы, а именно:
- Провести опрос среди сотрудников, выявить потребность в организации дополнительного пункта лечения в рамках определенного района и заключить договор, на обследование/лечение сотрудников компании, с областными клиниками;
- Организовать ежеквартальный «День здоровья», с двигающимся графиком для управляющих компании, с целью предоставления возможности обследования/лечения в московских клиниках.
Данное мероприятие не повлечет за собой дополнительных расходов, так как в рамках одной территории, управляющие смогут заменять своих коллег в данный период времени.
И третья проблема, которая негативно влияет на дочернюю компанию «РН-Москва», то, что предприятие не публикует личную нефинансовую отчетность, а лишь передает сформированные отчеты по результатам деятельности в «НК «Роснефть», тем самым лишая возможности заинтересованных сторон, в полной мере ознакомится с корпоративной социальной деятельностью компании.
Выводы
Результатом социально ориентированного поведения компании могут стать улучшение инвестиционного климата, рост доверия населения к власти и бизнесу, снижение социальных и политических рисков, максимизация прибыли компаний, улучшение качества жизни стейкхолдеров и общества в целом.
Одним из главных условий для развития КСО является сознательное гражданское общество. К сожалению, это на данный момент самая слабая «сторона» в российском треугольнике общественных отношений: государство, бизнес, гражданское общество. Наличие и других не менее актуальных проблем, таких, как незащищенность прав собственников в России и негативное отношение общества к частной собственности, не способствует укреплению позиций социально ответственного бизнеса.
С получением эмпирических знаний, с усилением рыночной мощи и обострением понимания необходимости соответствия современным тенденциям менеджмент компании будет вынужден уделять аспекту корпоративной социальной ответственности существенно больше внимания, компаниям необходимо осознать весь масштаб выгод, получаемых при внедрении и реализации системы КСО.
Вероятно, текущее состояние российской экономики не позволяет руководству крупнейших российских компаний быть столь уверенными в необходимости социально ориентированных действий. Конечно же, обобщать не стоит, так как ярким примером выступает «НК «Роснефть», компания которая не первый год реализует программы устойчивого развития и КСО, имея свои недочёты и перспективы роста эффективности реализации данных программ.
Предложения, которые входят в программу по улучшению общего корпоративного имиджа повешению деловой репутации дочерней компании «НК «Роснефть» - «РН-Москва», значительно повлияют на показатели корпоративной социально ответственности, повысят качество жизни стейкхолде-ров, так же и сотрудников предприятия. Безусловно, компания расходует значительные средства на реализацию корпоративно социальных программ, но некачественное внедрение этих программ уменьшают результаты в разы.
Подводя итог, можно констатировать, что данное исследование способно отчасти заполнить пробел в теоретических разработках по аспекту КСО с учетом российской специфики.
Список используемой литературы
1. Благов, Ю.А. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.А. Благов. - СПБ.: Высшая школа менеджмента, 2015. -124 с.
2. Робинс С., Коултер М. Менеджмент. М., 2004. С. 185-187.
3. Суева, Ю.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом // Вопросы инновационной экономики. - 2011. - № 10. -С. 25-33.
4. ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» [Электронный ресурс] / РСПП -2015. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://rspp.ru/simplepage/448 (дата обращения: 11.03.2018).
5. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей ред. С.Е. Литовченко -М.: Ассоциация Менеджеров, 2004. - С. 11-13.
6. Корпоративная ответственность в понимании разных категорий населения: менеджеров, потребителей, чиновников и СМИ // Корпоративная
социальная ответственность: общественные ожидания: исследование Ассоциации Менеджеров. - М., 2014. - 46 с.
7. Политика Компании в области устойчивого развития [Электронный ресурс] / «НК «Роснефть» - 2009. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/17 4309/1.pdf (дата обращения: 19.03.2018).
8. Официальный сайт Социальной Хартии Российского бизнеса [Электронный ресурс] / РСПП - 2016. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rspp.ru/simplepage/474 (дата обращения: 02.02.2018).
9. Лидеры-2016 по индексам РСПП [Электронный ресурс] / РСПП - 2016. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://rspp.ru/news/view/11043 (дата обращения: 29.04.2018).
10. Porter M., Kramer M. «Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility»; Harvard Bisness Review, 2009.
11. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits [Электронный ресурс] / M. Friedman - The New York Times Magazine - 1970.
ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА НЕМЕЦКОЙ КОМПАНИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ METRO GROUP
Милютина Кристина Константиновна, Уласевич Павел Игоревич
Российский Университет Дружбы Народов Кафедра менеджмента, магистр
АННОТАЦИЯ:
В данной статье проведен анализ особенностей ведения бизнеса немецкой компанией на примере холдинга METRO GROUP, занимающим второе место в рейтинге Forbes «50 крупнейших иностранных компаний в России» в 2017 году. В статье выведены основные особенности выхода немецких компаний на российский рынок, стратегий ведения бизнеса, корпоративной культуры немецких компаний в России и качества продукции немецких компаний на российском рынке, рассмотрены основные особенности кли-ентоориентированности компании METRO GROUP, которая является одним из факторов успеха данной немецкой компании на рынке России.
Ключевые слова: немецкие компании, Metro group, корпоративная культура, транснациональные компании
Особенности ведения бизнеса немецкой компании на российском рынке на примере компании METRO GROUP
Одной из характерных черт процесса глобализации является стремительное освоение иностранными компаниями внешних рынков. Транснациональные компании в этом процессе занимают особую роль, контролируя огромную часть промышленного производства, влияя на цены, рынки многих стран мира. Так, Германия является отличным примером страны с сильно развитой внешнеэкономической деятельностью, страной, транснациональные компании которой занимают лидирующие позиции в рейтингах многих стран мира, в том числе и в России. В связи с этим, целью данного исследования является проанализировать
особенности ведения бизнеса на российском рынке. Основными задачами исследования являются:
• Проанализировать особенности выхода немецких компаний на российский рынок
• Выявить особенности стратегий ведения бизнеса
• Рассмотреть особенности менеджмента немецких компаний на российском рынке
• Определить особенности корпоративной культуры немецких компаний в России
• Проанализировать особенности качества продукции немецких компаний на российском рынке
Несмотря на то, что данная тема является весьма актуальной, не так много исследователей за-