ПРАВО
Зделшс ^Шале^шИ ЖшкклаеЛим
ЗТ^ашки/гескме а/угьешпмрясили^олщи; гюштитущштлтж прмёа шь ю^шри/шжуло помощь
п^ш шужклмелиш; ужш>&иют шта^аш ё&ире лилллтша сёос/ы
горы,
Для реализации права на юридическую помощь осужденным к лишению свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством предоставляются свидания с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, а также право на переписку и телефонные разговоры. Как показывает анализ существующей судебной практики, понадобился довольно долгий отрезок времени для выявления и устранения имевшихся нарушений прав и свобод осужденных.
Право на квалифицированную юридическую помощь, права осужденных к лишению свободы, право на получение юридической помощи, нарушений прав и свобод осужденных, свидания с адвокатами, порядок проведения свиданий, право на переписку и телефонные разговоры, судебный контроль, судебная практика, исправительные учреждения, воспитательные колонии, осужденные военнослужащие, штрафной изолятор, администрация исправительных учреждений.
ля реализации права на юридическую помощь, установленного ч. 8 ст. 12 УИК РФ, осужденным к лишению свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством предоставляются свидания с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи (ст. 89 УИК РФ), а также право на переписку (ст. 91 УИК РФ) и телефонные разговоры (ст. 92 УИК РФ).
В отличие от действовавшего ранее Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. данные права в УИК РФ в значительной степени регламентированы, более подробно разъяснены и детализированы. Это позволило сократить роль личностного усмотрения должностных лиц уголовно-исполнительной системы, что, как известно, впрямую влияет на реализацию прав и свобод личности, особенно в местах изоляции от общества.
Право на свидания является основополагающим правовым механизмом при обеспечении правовой защиты осужденных к лишению свободы. С учетом из важности этого права данное положение закреплено в самостоятельной статье УИК РФ, а предоставление свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, детализировано в ч. 4 ст. 89.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений [1] при проведении свиданий запрещено передавать осужденным продукты питания или вещи, кроме продуктов питания во время длительных свиданий, за исключением вино-водочных изделий и пива (ст. 80 Правил). При этом осужденные до и после свидания подвергаются полному обыску, а у лиц, прибывших на свидание, досматриваются одежда и вещи (ст. 73 и 77 Правил). Кроме того, в соответствии с положениями ч. 6 ст. 82 УИК РФ и п. 6 ст. 14 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» администрация исправительных учреждений вправе производить досмотр лиц и
вещей, а также изымать запрещенные вещи и документы.
Хотя, как показывает анализ существующей судебной практики, понадобился довольно долгий отрезок времени для выявления и устранения имевшихся нарушений прав и свобод осужденных.
В предыдущей редакции п. 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений было установлено, что свидания для получения юридической помощи проводятся в нерабочее для осужденных время и лишь в часы от подъема до отбоя.
Верховный Суд Российской Федерации решением от 2 марта 2006 г. дело №ГКПИ 06-54 признал недействующим со дня вступления в законную силу п. 83 Правил в части предоставления свиданий с адвокатами «в нерабочее для осужденных время». Основанием для такого решения послужило противоречие установленного запрета предоставлять осужденным свидания в рабочее время нормам Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса, общим принципам и нормам международного права [2]. В результате данного решения в настоящее время свидания осужденных для получения юридической помощи в исправительных учреждениях проводятся в любое время от подъема до отбоя.
Конституционный суд РФ вынес определение от 6 марта 2008 г. №428-0-П по жалобе И.П. Кирюхиной, являющейся адвокатом, прибывшим в исправительное учреждение для оказания юридической помощи осужденному. Конституционный суд указал, что «положения части шестой статьи 82 УИК Российской Федерации и пункта 6 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не могут рассматриваться как допускающие произвольное проведение личного досмотра адвоката, осуществляющего юридическую помощь осужденному к лишению свободы, без достаточных фактических оснований, свидетельствующих о его намерении пронести на территорию исправительного учреждения запрещенные предметы, и без принятия администрацией исправительного учреждения мотивированного решения о проведении личного досмотра и письменной фиксации хода и результата соответствующих действий».
Таким образом, процедура личного досмотра адвоката получила особенный регламент, позволяющий обеспечить дополнительные гарантии адвокатам для надлежащего осуществления профессиональной деятельности.
Также в п. 76 и 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений указывалось, что защитникам, получившим свидания с осужденными, не разрешено проносить и пользоваться во время свидания запрещенными вещами, к которым относятся в том числе и средства связи.
Указанные пункты были признаны решением Верховного суда РФ от 15.04.2009 г. №ГКПИ 09-13 недействующими в части, допускающей распространение положений этих пунктов на пронос и использование адвокатом (защитником) при свиданиях с осужденным средств связи.
Свидания для получения юридической помощи по заявлению осужденного проводятся наедине и не прослушиваются, но они в общем порядке могут просматриваться визуально сотрудниками мест лишения свободы (ч. 4 ст. 89 УИК РФ и ст. 83 Правил). Предоставление свиданий для получения юридической помощи осужденным, отбывающим лишение свободы в воспитательных колониях, имеет свои незначительные особенности. В ст. 220 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы установлено, что юридическая помощь может также быть оказана по письменному заявлению его родственников либо представителей попечительского совета, родительского комитета [3]. В остальном предоставление свиданий для получения юридической помощи соответствует порядку, установленному Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Свидания, предоставляемые в целях оказания юридической помощи осужденным военнослужащим, имеют ряд особенностей. В соответствии с ч. 6 ст. 158 УИК РФ и ст. 55 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими [4] для получения юридической помощи осужденным военнослужащим по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. В данной статье сказано, что по желанию осужденного и указанных лиц свидания могут предоставляться наедине. В указанных нормах отсутствует положение о конфиденциальности свиданий, о их проведении вне пределов слышимости третьих лиц и об отсутствии прослушивания. Также
не регламентирован порядок, в соответствии с которым не ограничиваются их число и продолжительность. Кроме того, указано, что осужденным военнослужащим такие свидания могут предоставляться наедине, несмотря на то, что другим категориям осужденных к лишению свободы, свидания для получения юридической помощи по заявлению осужденного должны предоставляться наедине (ч. 4 ст. 89 УИК РФ).
Из этого следует, что порядок и условия проведения свидания с осужденным военнослужащим находится в большей зависимости от усмотрения командования воинской части, чем в случае проведения свиданий с другими категориями осужденных к лишению свободы.
Имеет свои особенности порядок проведения свиданий для получения юридической помощи с осужденными, водворенными в штрафной изолятор, помещения камерного типа, в единые помещения камерного типа и одиночные камеры. Статья 118 УИК РФ устанавливает, что в штрафа изоляторах свидания осужденным запрещаются, а в помещениях камерного типа, единых поме: щениях камерного типа и одиночных камерах с разрешения администрации предоставляется в течение шести месяцев одно краткосрочное свидание (п. «г» ч. 2 ст. 118 УИК РФ). Ранее администрация исправительных учреждений, не разграничивая специфику предоставляемых свиданий, отказывала осужденным, отбывающим данную меру взыскания, в свиданиях для получения юридической помощи.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2003 г. N220-11 [5], признавшего отдельные положения ч. 1 и 2 ст. 118 УИК РФ противоречащими ста. 45(ч. 1), 48 (ч.1) и 50 (ч. 2 и 3) Конституции РФ, отмечено, что с учетом особенностей статуса осужденного право на квалифицированную юридическую помощь гарантируется ему не только для обеспечения возможности отстаивать свои интересы в рамках уголовного процесса, но и для защиты от ущемляющих его права и законные интересы действий и решений органов и учреждений, исполняющих наказание. То обстоятельство, что осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, и тем более водворенный в штрафной изолятор или переведенный в помещение камерного типа, находится в подчиненном, зависимом от администрации исполняющего наказание учреждения положении и ограничен в правомочиях лично защищать свои права и законные интересы, предопределяет особую значимость безотлагательного обеспечения ему права пригласить для оказания юридической помощи адвоката (защитника) и реальной возможности воспользоваться ею [6, С.163].
Данным Постановлением Конституционный суд РФ разграничил по своей правовой природе и сущности виды свиданий, разделяя их на свидания с родственниками и свидания для получения юридической помощи, которые должны предоставляться без ограничения их количества и продолжительности на основаниях, установленных ч. 4 ст. 89 УИК РФ.
В последующем это нашло свое отражение в положениях Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ст. 83) и Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (ст. 219) о том, что свидания для получения юридической помощи не засчитываются в число свиданий, установленных законодательством.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ не предусматривает досрочное прекращение свиданий. Данное положение закреплено в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений (ст. 79), а также в Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (ст. 132). Таким основанием является нарушение прибывшими на свидание или любой из сторон установленного порядка проведения свиданий. Данная норма распространяется и на адвокатов (защитников), за исключением вышеупомянутых изменений, внесенных Верховным судом РФ (ст. 76 и 80 Правил), в части проноса и использования адвокатом (защитником), при свиданиях с осужденным, средств связи. Положение, предусматривающее досрочное прекращение свиданий, не предусмотрено в Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.
Праву осужденного на получение юридической помощи корреспондирует закрепленное Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» право адвоката беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность, без ограничения числа свиданий и их продолжительности (п. 5 ч. 3 ст. 6).
В соответствии со ст. 85 УИК РФ осуществление некоторых прав, включая право осужден-
ных на получение юридической помощи, может быть приостановлено в период действия режима особых условий в исправительном учреждении, который может вводиться в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении. Указанный режим вводится уполномоченным должностным лицом на срок до 30 суток, в исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено дополнительно на 30 суток.
Право каждого задержанного или находящегося в заключении лица связываться и консультироваться с адвокатом провозглашено в утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г. Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (п. 1, 2, 3; принцип 18), предусматривающем предоставление необходимых для этого времени и условий и недопустимость временной отмены или ограничения права на посещение заключенного адвокатом без промедления и цензуры, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка.
Конкретизированы международные стандарты оказания юридической помощи заключенным в Рекомендации Ree (2006)2 Комитета Министров к государствам-членам Совета Европы, касающейся Европейских пенитенциарных правил [7, С. 60], участником которых является Российская Федерация. Согласно им все заключенные имеют право на получение правовой помощи, и администрация пенитенциарного учреждения обязана предоставить разумные возможности для получения доступа к такой помощи.
Несмотря на то что переписка осужденных в целях получения юридической помощи является не таким действенным способом обеспечения права на защиту, как, например, свидания, проводимые для этих целей, в уголовно-исполнительном законодательстве реализации этого права уделяется достаточное количество внимания.
В соответствии со ст. 91 УИК РФ переписка осужденных не ограничивается ни по числу отправлений, ни по числу получаемой корреспонденции. Отправление и получение корреспонденции (писем и телеграмм) осуществляется за счет средств осужденных.
Порядок переписки осужденных регламентирован гл. 12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В ст. 49 Правил указано, что в каждом изолированном участке колонии вывешиваются почтовые ящики, кроме тюрем, единых помещений камерного типа, помещений камерного типа колоний, в которых письма для отправления передаются представителям администрации.
В ст. 50 Правил также указано, что письма опускаются и передаются представителю администрации в незапечатанном виде, за исключением адресованных в органы, осуществляющие контроль за деятельностью исправительных учреждений.
Уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. 91 УИК РФ) установлено, что переписка осужденного к лишению свободы подвергается цензуре. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях цензура почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя.
Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежит.
Уголовно-исполнительным кодексом не предусмотрены особенности по переписке осужденных к лишению свободы в воспитательных колониях. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы практически дублируют соответ-
ствующие нормы УИК РФ (гл. 15 Правил).
Не производится цензура писем и телеграмм, получаемых осужденным военнослужащим (ст. 160 УИК РФ). Вручение поступивших писем производится представителем дисциплинарной воинской части, под контролем которого осужденные военнослужащие обязаны их вскрывать, в целях обнаружения и изъятия запрещенных вложений. При этом содержание писем и телеграмм осужденных военнослужащих не проверяется.
Данные нормы закреплены Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (ст. 48,49).
Обнаруженные в письмах запрещенные предметы, которые не вошли в перечень вещей и предметов, которые осужденным военнослужащим разрешается иметь при себе (приложение №1 к Правилам), но не запрещенные к гражданскому обороту, изымаются, вносятся в опись личных вещей и хранятся до отбытия срока наказания.
Поэтому можно констатировать, что конфиденциальность общения между осужденными военнослужащими и адвокатами гарантируется в полном объеме [8, С.432]."
В п. 17 Резолюции (62)2 1962 г. указано, что у заключенного есть право составить соответствующее письменное обращение к правительственным или другим органам, чтобы защитить свои интересы. Вся корреспонденция из официальных инстанций должна немедленно передаваться адресату [9].
В п. 4 ст. 23 новых Европейских пенитенциарных правил рекомендуется переписке придавать конфиденциальный характер [10], кроме исключительных случаев, когда судебный орган может установить ограничения конфиденциальности переписки осужденных для получения юридической помощи в целях предотвращения тяжких преступлений или угрозы безопасности в пенитенциарном учреждении.
Несмотря на это, принятое 29 ноября 2010 г. Постановление Конституционного Суда РФ по делу «О проверке конституционности положений статей 20 и 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в связи с жалобами граждан Д.Р. Барановского, Ю.Н. Волхонского и И.В. Плотникова» [11] поставило барьер в деле расширения судебного контроля в пенитенциарной деятельности в части ограничения права на юридическую помощь со стороны администрации, выраженного в нарушении конфиденциальности консультаций, переписки и другого общения адвоката с доверителем, находящимся в условиях изоляции от общества.
Телефонные разговоры в целях получения юридической помощи являются довольно оперативным способом для получения такой помощи.
Статьей 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. Как указано в данной статье, при отсутствии технических возможностей администраций исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность одного разговора не должна превышать 15 минут.
Кроме того, на основании ч. 2 указанной статьи осужденному по его просьбе может быть дополнительно разрешен телефонный разговор по прибытии в исправительное учреждение, а также при наличии исключительных личных обстоятельств.
Запрет распространяется на телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, а также находящимися на строгих условиях отбывания наказания, а также в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. В данном случае телефонный разговор может быть предоставлен только при исключительных личных обстоятельствах, к которым, видимо, можно отнести и звонок адвокату (ч. 3 и 4 ст. 92 УИК РФ), что навряд ли встречается в правоприменительной практике.
По телефону осужденный может получить срочные юридические консультации от адвоката, а также договориться о свидании для получения юридической помощи.
В соответствии с ч. 1 стоимость телефонного разговора оплачивает сам осужденный за счет собственных средств или средств родственников или иных лиц.
На основании ч. 5 за содержанием разговора может осуществляться контроль со стороны персонала исправительного учреждения, т.е. телефонные разговоры с адвокатами не выделяются с точки зрения их конфиденциальности, как в случае свиданий и переписки для полу-
чения юридической помощи.
Порядок предоставления телефонных разговоров осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях имеет определенные особенности, которые закреплены в гл. 17 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы.
Так, осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, телефонный разговор может быть разрешен при исключительных личных обстоятельствах.
У осужденных военнослужащих ограничивается возможность общения для получения юридической помощи по телефону, так как в дисциплинарных воинских частях телефонные переговоры предоставляются осужденным военнослужащим как мера поощрения, которые в соответствие с п. «г» ч. 1 ст. 167 УИК РФ предоставляются только с родственниками.
Для обеспечения должного уровня правовой защиты осужденных необходимо подвергать судебному контролю любые действия администрации исправительных учреждений, направленные на ограничение права осужденных на квалифицированную юридическую помощь, а именно: досмотр адвокатов, прибывших на свидания с осужденными, досрочное прекращение свиданий, контроль переписки и телефонных разговоров для получения юридической помощи.
В настоящее время актуальным является создание в Российской Федерации системы судебных органов специальной юстиции. В частности, положительным, с точки зрения соблюдения прав и свобод осужденных, может быть создание пенитенциарных судов, процессуально обеспечивающих и контролирующих деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы,
Литература
[1] Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка неправильных учреждений» //«Российская газета». 29.03.2008. - №68.
[2] Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Ч. II. Особенная часть, специализация: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. - М.: Эксмо, 2007. (Российское юридическое образование).
[3] Приказ Министерства юстиции РФ от 06.10.2006 г. №311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» II Правовая система ГАРАНТ.
[4] Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29.07.1997 г. №302 «О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» II Правовая система ГАРАНТ.
[5] Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 г. - №2. - С. 160.
Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2003 г. №20-П. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. - №2, - С. 163.
[6] Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов I Под общ. ред. Ю.И. Калинина, Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2008. - С. 60.
[7] Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Ч. II. Особенная часть, специализация: Учебник I Под ред. И.Л. Трунова. - М.: Эксмо, 2007. (Российское юридическое образование).
[8] Резолюция (62)2 «Избирательные, гражданские и социальные права заключенных в Рекомендации №195». Утверждена заместителями министров 01.02.1962.
[9] Рекомендация Ree (2006)2. Утверждена решением 952 заседания Кабинета Министров Совета Европы от 11.01.2006 г.
[10] Российская газета. 2010.17 декабря.