Practical aspects of development in the sphere of education quality assessment in the conditions of digital transformation
Kharin Alexander Arkadevich, Postgraduate student, Russian New University, Moscow
The purpose of the study is to analyse the practical aspects of assessing the quality of education in the context of digital transformation and substantiate its significance in the field of designing learning experiences. The relevance of the article is due to growing competition in the market of digital educational products and the search for promising tools for increasing business competitiveness in this area. It is substantiated that assessing the quality of education in the context of digital transformation can ensure the achievement of the above goals. It is shown that such an assessment makes it possible to identify problems arising on the path of students and develop operational management decisions, while simultaneously optimizing learning outcomes. Based on the analysis of scientific literature and successful practical experience, it is proposed to clarify the elements of assessing the quality of education that affect the effectiveness of education systems, such as the content of educational programs, their structure, interaction between various participants in the processes (students, teachers), learning outcomes and emerging problems. The components and criteria for assessing the quality of education in the context of digital transformation are highlighted: a simplified user interface, open standards for software development, its scalability and security, student performance, ease of use, accessibility for users, solutions for interaction and security.
Keywords: digital technologies; educational products; specific learning experiences; user; interface; scalability; safety
Цитировать: Харин А.А. Практические аспекты развития сферы оценки качества образования в условиях цифровой трансформации // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 103-106. EDN: FGNLZS. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.17
Харин Александр Аркадьевич, аспирант, Российский новый университет, Москва
SPIN: 6937-7848
ORCID: 0009-0007-2050-8476
Цель исследования заключается в анализе практических аспектов оценки качества образования в условиях цифровой трансформации и обосновании ее значимости в области проектирования опыта обучения. Актуальность статьи обусловлена растущей конкуренцией на рынке цифровых образовательных продуктов и поиском перспективных инструментов повышения конкурентоспособности бизнеса в данной сфере. Обосновано, что оценку качества образования в условиях цифровой трансформации может обеспечить достижение указанных выше целей. Показано, что такая оценка позволяет выявить проблемы, возникающие на пути обучающихся и разработать оперативные управленческие решения, одновременно оптимизируя результаты обучения. На основе анализа научной литературы и успешного практического опыта предложено уточнение элементов оценки качества образования, которые влияют на эффективность систем образования, таких как содержание образовательных программ, их структура, взаимодействие между различными участниками процессов (студентами, преподавателями), результаты обучения и возникающие проблемы. Выделены компоненты и критерии оценки качества образования в условиях цифровой трансформации: упрощенный пользовательский интерфейс, открытые стандарты разработки программного обеспечения, его масштабируемость и безопасность, результативность учащихся, простота в использовании, доступность для пользователей, решения для взаимодействия и безопасности.
Ключевые слова: цифровые технологии; образовательные продукты; специфический опыт обучения; пользователь; интерфейс; масштабируемость; безопасность.
УДК 37.018.4
5.2.6
Харин А.А.
Практические аспекты развития сферы оценки качества образования в условиях цифровой трансформации
Основная проблема, возникающая в результате развития цивилизации, касается знаний и навыков, которыми вооружаются будущие работники, менеджеры и предприниматели, и ответа на вопрос, адекватны ли они потребностям и вызовам XXI века. Взаимосвязь между рынком образовательных услуг и рынками труда определяет социально-экономический потенциал и потенциал развития той или иной страны. С этой точки зрения рынок образовательных услуг, а следовательно, и качество образовательных услуг, представляют собой один из основных факторов, определяющих уровень конкурентных преимуществ конкретных предприятий, организаций и подразделений, действующих в динамично меняющейся реальности [1].
Одним из последствий глобализации и развития информационного общества является общий рост осознания ценности образования и, как следствие, повышение осведомленности заинтересованных сторон рынка образовательных услуг при выборе сферы образования и профессионального развития. Как студенты, выбирающие конкретную научно-профессиональную траекторию, так и сотрудники, выбирающие конкретную программы переподготовки и повышения квалификации, руководствуются преимущественно профессиональной полезностью обучения и образовательных программ (востребованностью рынка труда, потенциальным вознаграждением, повышением уровня знаний и компетенций).
Все более важным критерием отбора в образовании становится модель преподавания, то есть способ распределения знаний в технологическом, методическом, организационном и социальном контексте. Это может означать рост спроса на образование, и в частности, на качественные образовательные услуги с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), на основе электронного обучения или смешанного обучения (гибридного обучения). Очерченная таким образом перспектива указывает на необходимость качественной оценки конкретных образовательных компонентов на всех уровнях: от стратегии образовательного учреждения через актуальность учебных программ до оценки уровня качества систем, инструментов и используемых учебных материалов [2; 5].
Поскольку вопрос оценки тесно связан с проблемой измерения выявленных факторов, определяющих отдельные области качества, необходимо построить модель на основе соответствующего выбора существующих методов, которые могут быть использованы в электронном или смешанном обучении. Выбор и корректировка методов носят субъективный характер и остаются обязанностью исследователя, анализирующего конкретный объект с точки зрения оценки и измерения качества [4].
Пандемия COVID-19 неожиданно и неподготовленно побудила нас попробовать дистанционные встречи и дистанционное обучение студентов. Никому не удалось избежать ошибок, но можно утверждать, что это прекрасная возможность осуществить серьезные изменения в системе образования [3]. Бизнес в сфере оценки качества образования - это быстроразвивающаяся экосистема инноваций в сфере образования, где стартапы, малый и средний бизнес (МСП) разрабатывают инновационные решения, основанные на новейших технологиях для решения задач образовательного сектора. Эта инициатива по цифровой трансформации сферы образования позволяет внедрять новейшие технологии путем внедрения системы стимулирования и поддержки создания и тестирования цифровых образовательных инноваций, что повышает качество образовательных услуг, а также благосостояние общества. Прогнозируется, что в ближайшие пять лет мировой рынок образовательных технологий достигнет 400 миллиардов долларов, при этом темп его роста составит 16% в год [8]. Полагаем, что оценка качества образования приведет к положительным изменениям в системе образования, однако в России на данный момент цифровые решения используются только в государственных образовательных организациях в ограниченном контексте, что не позволяет воспользоваться всем возможным потенциалом цифровых решений оценки качества образования.
В литературе по данной теме можно найти множество теоретических моделей оценки качества и их приложений в виде аналитических методов и приемов. Для оценки систем и инструментов электронного обучения можно использовать концепции оценки качества, основанные на методах SERVQUEL и SERVPERF, а также модели оценки уровня качества ИТ-систем и удовлетворенности пользователей. Вторая группа инструментов, которые могут быть использованы при оценке проблем качества в сфере электронного обучения, представляют собой многокритериальные методы. Наиболее известными являются методы ELECTRE (Elimination et Choice Translating Reality) I и II, III и IV, PROMETHEE I и II, MAPPACC, PRAGMA, искусственные нейронные сети или методы AHP (аналитический иерархический процесс) и ANP (аналитический сетевой процесс) [11-12].
Анализ практических аспектов данных процессов позволил систематизировать Основы структуры оценки качества образования в условиях цифровой трансформации, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основы структуры оценки качества образования в условиях цифровой трансформации [7, 10-11, 13]
Аспект оценки Содержание
Информационный аспект Непрерывный анализ, оценка, прогнозирование и сбор необходимых данных о состоянии и изменении качества образования.
Концепция, предложенная провайдером Непрерывный анализ, оценка, прогнозирование и сбор необходимых данных об образовательных результатах, состоянии и изменении образовательной системы.
Цель Создать условия для принятия всеми субъектами обоснованных решений и осуществления управления, гарантирующего качество образования, а также информирования заинтересованных лиц о состоянии качества образования.
Область применения Оценка качества образования в условиях цифровой трансформации включает в себя: любые виды образования в онлайн-среде; осуществляется по видам и программам обучения, по каждому учащемуся (формальное образование, образовательные программы, неформальное образование, самообразование, образовательная помощь) и другим аспектам.
Задачи 1) исследовать информационные потребности поставщиков образовательных услуг; 2) собирать, хранить и обрабатывать данные о состоянии и качестве образования; 3) анализировать и оценивать состояние и изменение качества образования и влияющие на него факторы с учетом целей и задач, поставленных перед образованием; 4) прогнозировать изменение качества образования; 5) предоставлять и публиковать данные оценки качества образования в условиях цифровой трансформации и (или) аналитическую информацию.
Принципы 1) Целесообразность - собираются только те данные и информация, которые необходимы и пригодны для оценки качества образования в условиях цифровой трансформации и принятия решений субъектами его управления; 2) системность – все процессы образования контролируется планомерно, скоординировано и непрерывно; 3) беспристрастность – оценка качества образования в условиях цифровой трансформации осуществляется без ущерба, в соответствии с профессиональной независимостью от различных групп интересов; 4) достоверность – данные собираются в соответствии со стандартами сбора данных, публикуется информация, соответствующая действительности; 5) конфиденциальность - публикуется только такая информация, которая гарантирует анонимность данных физического лица, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами; 6) модерация – цель – минимизировать бремя предоставления данных и ограничить чрезмерный сбор данных.
Деятельность Организация и проведение оценки качества образования в условиях цифровой трансформации включает в себя следующие мероприятия: 1) исследование информации, показателей и потребностей в данных; 2) составление, утверждение и обновление перечней показателей и описаний показателей; 3) анализ административной нагрузки по оценке качества образования в условиях цифровой трансформации; 4) сбор, хранение и обработка данных и координация этой деятельности; 5) заказ и проведение исследований, необходимых для оценки качества образования в условиях цифровой трансформации; 6) подготовка анализов, обзоров, отчетов и оценок, прогнозирование; 7) предоставление данных, показателей и аналитической информации клиентам и/или информирование пользователей.
Уровни Оценка качества образования в условиях цифровой трансформации организуется и осуществляется на следующих уровнях: 1) государственный; 2) муниципальный; 3) на уровне образовательных организаций
Важной проблемой в оценке качества образования является выявление ключевых критериев, определяющих уровень качества систем электронного обучения. Предварительный анализ проблемы позволил выделить основные детерминанты качества и относительные уровни иерархии принятия решений в процессе оценки: Уровень I. Цель анализа – оценка качества выбранных систем электронного обучения. Уровень II. Критерии – интерфейс (I), администрирование (A), функциональность (F, простота использования), инструменты презентации (P), средства коммуникации (K), инструменты проверки (R), инструменты дизайна учебного контента (D), инструменты организации образовательной программы (О). Уровень III. Альтернативы – сравнение нескольких программных продуктов в сфере образования.
На основе анализа научной литературы мы выделили компоненты технологии оценки качества образования, которые помогают улучшить онлайн-обучение и предоставить комплексное цифровое решение для обучающихся дистанционно (табл. 2).
Таблица 2 - Компоненты и критерии оценки качества образования в условиях цифровой трансформации (составлено автором по материалам [6, 9-11])
Компонент Характеристика
Упрощенный пользовательский интерфейс Оптимизация пользовательского опыта – это важный технологический компонент в расширении возможностей дистанционного обучения.
Открытые стандарты Для эффективного управления контентом и поддержки обучающихся в Интернете важно, чтобы различные системы были связаны друг с другом и постоянно синхронизировали информацию.
Продуктивность обучающихся Оценка качества образования также помогает повысить продуктивность обучающихся, что является серьезной проблемой для многих преподавателей, родителей и самих обучающихся, когда дело доходит до онлайн-обучения.
Масштабируемость и безопасность Сбои в работе системы мешают экзаменуемым и преподавателям, создавая у них негативный опыт. Например, важные данные могут быть потеряны, если произойдет сбой в работе сети во время работы обучающегося над онлайн-экзаменом.
Простота в использовании программного продукта Визуальный дизайн систем и инструментов оценки качества образования также важен для положительного пользовательского опыта. Наиболее эффективные из них обеспечивают понятный путь пользователя для всех.
Доступность Онлайн-образование должно быть инклюзивным, но для достижения этого технология, поддерживающая его, должна быть доступной.
Уровень взаимодействия Технологические платформы цифрового тестирования, которые позволяют создавать различные типы взаимодействия при оценивании, дают вам возможность по-настоящему вовлекать обучающихся в онлайн-режим.
Уровень безопасности Обман часто является серьезной проблемой при онлайн-обучении, без инструктора, который бы следил за экзаменами или тестами, учащемуся было бы гораздо проще списать на экзамене.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что российские бизнес-предприятия не заинтересованы в создании высокоинтерактивных инструментов, поскольку образовательные организации не могут покупать дорогие инструменты, а также возможности разрабатывать или, при необходимости, адаптировать высококачественный цифровой контент, созданный в других странах. Полагаем, что необходимо инвестировать в технологии оценки качества образования, стимулируя бизнес инвестировать в разработку новых продуктов, повышающих качество образовательных услуг, адаптацию бизнес-моделей, то есть, мер, способствующих подъему бизнеса по цепочке создания стоимости к конечному потребителю, чему также соответствует цель содействия внедрению образовательных инноваций на основе цифровых решений в образовательных организациях, создания условий для разработки и апробации инноваций в данной сфере. Анализ показал, что оценка качества позволяет выявить проблемы, возникающие на пути учащихся и разработать оперативные управленческие решения, одновременно оптимизируя результаты обучения.
На основе анализа научной литературы и успешного практического опыта предложено уточнение элементов оценки качества образования, которые влияют на эффективность систем образования, такие как содержание образовательных программ, их структура, взаимодействие между различными участниками процессов (студентами, преподавателями), результаты обучения и возникающие проблемы. Выделены компоненты и критерии оценки качества образования в условиях цифровой трансформации: упрощенный пользовательский интерфейс, открытые стандарты разработки программного обеспечения, его масштабируемость и безопасность, результативность учащихся, простота в использовании, доступность для пользователей, решения для взаимодействия и безопасности.
Литература:
1. Барбосов А.Н., Богатов А.А., Давыдов С.С., Кокорин Е.В., Шаров И.Н. Проблемы обеспечения качества онлайн-обучения в образовательных организациях высшего образования // Современное педагогическое образование. – 2022. – №4. – С.289-293.
2. Васецкая Н.О. Повышение эффективности принятия управленческих решений в организациях высшего образования в аспекте масштабируемости и модульности управленческих структур // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 10-16. EDN: AQYNSE. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.2
3. Воронина Е.А., Курьян М.Л. Взаимосвязь принятия студентами информационных технологий в обучении и удовлетворенности онлайн-дисциплинами в условиях тотального перехода на удаленное образование // Педагогика и психология образования. – 2022. – №2. – С.144-160.
4. Грицова, О.А. Оценка качества онлайн-обучения в системе высшего образования в регионах / О.А. Грицова, Е.В. Тиссен // Экономика региона. - 2021. - № 3. - С. 929-942.
5. Желнина Е.В., Гущина О.М. Методология цифрового поиска целевой аудитории и анализа данных для оценки качества дистанционного образования // Концепт. – 2023. – №4. – С. 1-16. doi: 10.24412/2304-120X-2023-11020.
6. Обучающая аналитика и данные для улучшения обучающего опыта. URL: https://cluelabs.com/blog/обучающая-аналитика-и-данные-основан/
7. Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / под ред. B.А. Болотова, Т.А. Мерцаловой. - М.: Алекс, 2021. – 390 с.
8. Рост до $404 млрд к 2025 году, микрообучение и гонка маркетинговых бюджетов - как обстоят дела в EdTech. URL: https://vc.ru/education/242530-rost-do-404-mlrd-k-2025-godu-mikroobuchenie-i-gonka-marketingovyh-byudzhetov-kak-obstoyat-dela-v-edtech
9. Финогенова, Ю.Ю. Кризис COVID-19 и изменение парадигмы образовательного процесса с использованием онлайн-технологий / Ю.Ю. Финогенова, Г.Н. Селянская // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 4. – С. 334-338.
10. Шелевер Л.В. Construct 2 – создание приложений с нуля // International scientific review. – 2020. – №LXVI. – С.92-94.
11. James N., Humez A., Laufenberg P. Using Technology to Structure and Scaffold Real World Experiential Learning in Distance Education // TechTrends. – 2020. – 64. – P. 636-645.
12. Lowell V. L., Campion L. L. Introduction to TechTrends Special Issue: Authentic Learning Experiences via Distance Learning // TechTrends. – 2020. – 64. – P. 548-549.
13. Ortagus, J. We Know About the Cost and Quality of Online Education / J. Ortagus // Thirdway. – 2020. URL: https://thirdway.imgix.net/pdfs/override/What-We-Know-About-the-Cost-and-Quality-of-Online-Education.pdf