ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ
Фомичев А.В.
Общество с ограниченной ответственностью "Энерго-строй" (Санкт-Петербург).
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием применением информационно-коммуникационных технологий в целях провоцирования социально-политических конфликтов. Автор статьи рассматривает возможности использования информационно-коммуникационных технологий как средства ведения «информационной войны» и формулирует выводы о перспективах его применения. Далее автор обосновывает возможности использования информационно-коммуникационных технологий в целях урегулирования социальных конфликтов в современной России.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, коммуникации, информационные войны, конфликт.
Для цитирования: Фомичев А.В. Практические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий для управления современными социальными конфликтами// Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №2.
Сведения об авторе: Фомичев Александр Викторович, начальник службы безопасности ООО "Энерго-строй". Адрес: Санкт-Петербург, улица Шателена, дом 26 литера а, помещение 1-н, комната 151. E-mail: vdv-bb@bk.ru
Статья поступила в редакцию: 28.04. 2019. Принята к печати: 24.06.2019.
Известно, что обострение отношений России с западными державами, череда «цветных революций» на постсоветском пространстве делают проблему применения информационно-коммуникационных технологий как средства ведения «информационной войны» одной из наиболее актуальных. Неудивительно, что на современном этапе внимание экспертного сообщества сосредоточено на вопросах, связанных с применением средств массовой информации (СМИ) в целях обеспечения социальной гармонии и национальной безопасности в России. В мировой практике к настоящему моменту накоплено немалое количество механизмов и конкретных способов управления социальными
73
конфликтами. Несмотря на это, воздействие на современные социальные системы дестабилизирующих факторов, - внутренних и внешних угроз национальной безопасности, - не только не ослабевает, но и усиливается. Таким образом, возникает потребность в изучении теоретико-методологических и прикладных аспектов применения информационно-коммуникационных технологий при управлении социальными конфликтами.
Сущность социального конфликта
Определение сущности социального конфликта подталкивает автора к важному для рассматриваемой проблемы выводу: социальный конфликт есть не что иное, как социально организованный процесс, сознательно инициируемый субъектами общественной жизни в целях разрешения возникшего противоречия, препятствующего реализации их коренных интересов. Именно конфликт является тем средством, с помощью которого, исходя из оценочно-ценностных позиций того или иного субъекта, гармонизируется текущее общественное развитие. В то же время функцией сознательно организованных систем, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддерживающей режим деятельности, реализующей программы и цели, является управление, подразумевающее целенаправленное воздействие на общественные процессы для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития их определенной качественной специфики. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что конфликт является своеобразным средством управления общественным процессом и одновременно сам управляем.
Связь социальных конфликтов с разными интересами в обществе, социальным управлением и социальными институтами указывает на истоки возникновения социальных конфликтов - общественные отношения. Действительно, общественные отношения не существуют вне упорядочивающих их социальных институтов. В свою очередь, социальные институты, упорядочивая общественные отношения, выполняют функцию социального управления именно общественными отношениями. Институциональное же управление общественными отношениями, лишь частью которого, а не самостоятельным «ведомством», призваны быть специализированные органы управления в виде государственного управления и управления в фирмах/организациях, и есть управление разными интересами в обществе, поскольку в общественные отношения вступают люди с разными интересами.
Управление социальными конфликтами
Представляется, что управление социальным конфликтом объективно присуще природе самого явления конфликта и, соответственно, не только может, но и должно исследоваться наравне с другими неотъемлемыми элементами его содержания. Говоря о субъектах конфронтации, прежде всего, подразумевают непосредственных участников социального конфликта, его субъектов, то есть тех, кто непосредственно стремится посредством специфической деятельности реализовать свои, противоположные другим социальным силам, интересы [Дракер]. Кроме упомянутых субъектов в ходе социального конфликта (особенно на третьей его стадии — урегулирования) немаловажную роль играет «третья сторона». Важнейшей ее отличительной чертой является то, что она вмешивается в социальный конфликт только с целью его урегулирования и не преследует цели реализации интересов ни одного из субъектов конфликта.
В конце 60-х годов прошедшего столетия американские ученые Л. Блумфилд и А. Лейс разработали комплексную концепцию стратегии контроля над конфликтами внутри развивающегося мира [Bloomfield, Leiss], а в 70-х годах австралийский ученый К. Холбрад создал свою концепцию управления кризисом [Holbraad]. С их точки зрения основным субъектом управления является «третья сторона», а конкретнее -сверхдержавы США и СССР, главными целями которых были предупреждение, сдерживание и регулирование локальных социальных конфликтов.
Обобщая рассмотренные выше точки зрения, следует сформулировать следующий вывод: под управлением социальным конфликтом можно понимать деятельность субъектов социальной практики по предотвращению или урегулированию конфликта либо гармонизации его хода в соответствии с изменяющейся ситуацией для рационального достижения целей участников текущего социального процесса.
Роль СМИ в управлении социальными конфликтами
Безусловно, ключевую роль в управлении социальными конфликтами играют средства массовой информации, обеспечивающие информационное сопровождение противоборства социальным субъектам. И здесь на первый план выходит позиция журналиста, который формирует имидж каждого конкретного конфликта у представителей своей целевой аудитории. В
75
условиях информатизации и глобализации современные информационно-коммуникационные технологии становятся главным средством управления социальными конфликтами [Скакунов]. Средства массовой коммуникации и средства массовой информации применяются как для сплочения социальных групп и снятия общественно-политической напряженности, так и в совершенно противоположных - деструктивных целях. В XXI веке «информационные войны» становятся основной формой протекания социальных и политических конфликтов.
Современные технологии медиа-воздействия на международные конфликты и процесс их мирного урегулирования условно можно разделить на две категории: конструктивные технологии (информирование общественности, формирование и внедрение в сознание участников конфликта установок на сотрудничество и мирное разрешение противоречий, расстановка акцентов, разъяснение сути спорных ситуаций, формирование общественного мнения и пр.); деструктивные технологии (дезинформация, агрессивная пропаганда, провокационные вбросы, разжигание взаимной ненависти и розни, содействие поляризации позиций участников конфликта, внедрение экстремистской идеологии, манипулирование сознанием и пр.).
Влияние информационных технологий в рамках современных конфликтов очень велико: любой политический конфликт следует рассматривать в информационном контексте; борьбу участников противостояния за власть всегда сопровождает информационная война, ведение которой не возможно без посреднических и передаточных функций СМИ, а также изготавливаемого и транслируемого ими контента. Возможности медиа могут использоваться участниками конфликта для оказания информационного давления на соперника, манипулирования общественным сознанием, формирования позитивного или негативного образа конфликта с помощью информационных кампаний [Колесов, Фролов].
Информационно-коммуникационные технологии в управлении социальными конфликтами
При управлении социальными конфликтами информационно -коммуникационные технологии, как правило, используются в деструктивных целях, т.е. для эскалации противоборства сторон. Основное направление использования данного типа технологий в рамках подобных конфликтов сводится к обоюдной дискредитации противоборствующих
сторон в глазах друг друга и мировой общественности. Для этого при освещении тех или иных событий акцент делается на том, что разделает стороны конфликта (насилие, жертвы, потери, оскорбления), а не на том, что могло бы способствовать их сближению [Мельников].
Выводы
На основании высказанных положений представляется, что перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в целях урегулирования социальных конфликтов в современной России связаны, прежде всего, с тем, что сегодня в российском обществе происходит трансформация сложившейся социальной системы. Данные изменения ярко прослеживаются в политической сфере, поскольку власть обратилась к активному использованию современных технологий для предотвращения социальных конфликтов. При этом важно понимать, что роль СМИ в конфликтах должна носить характер деэскалации, предполагающей применение несиловых методов урегулирования споров. Главная задача СМИ при этом будет состоять в превращении масштабных конфликтов в степени кипения в напряженные, но неострые противостояния.
Авторская точка зрения состоит в том, что для реализации роли регулятора конфликтов СМИ должны разработать определенную стратегию, которая должна состоять, прежде всего, в поддержке различных форм сотрудничества для совместного принятия решений в рамках урегулирования конфликтов; содействии свободной жизни идей и мнений; мониторинге доконфликтных ситуаций с целью ранней диагностики политических конфликтов; воспитанию толерантного сознания граждан посредством СМИ и пр.
Чтобы выполнить их, сотрудникам СМИ необходима соответствующая квалификация, конструктивный, деликатный, толерантный подход к освещению в прессе социальных конфликтов и настрой на участие в трудном диалоге сторон. Кроме того, в части реализации стратегий по предупреждению политических конфликтов при участии СМИ, необходимо их изучение в ряде гуманитарных курсов, таких как «Конфликтология», «Журналистика», «Политология»», «Психология».
Источники
Дракер П. (1999). Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе: антология ; под ред. В.Л. Иноземцева. М. С. 97-98.
Колесов П. (2008). Информационная война в Грузии против Южной Осетии и Абхазии // Зарубежное военное обозрение. № 10. С. 18-20.
Мельников М. А. (1992). Средства массовой информации как фактор урегулирования социально-политических конфликтов: дис. канд. полит. наук. М. С. 145.
Скакунов Э.И. (2015). Стратегия управления конфликтами // Юридическая конфликтология. Ч. III / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Изд-во РАН. С. 146.
Фролов А.В. (2008). Россия и Грузия: некоторые итоги конфликта // Власть. № 10. С. 36-38.
Шарков Ф.И., Сперанский В.И. (2014).Общая конфликтология. М.: Дашков и Ко Bloomfield L.P., Leiss A.S. (1969). Controlling Small Wars: Strategy for the 1970s. N.Y.: A.A. Knopf. P. 408-413.
Holbraad C. (1979) Superpowers and International Conflict. London: St. Martin's. P. 110-111.
PRACTICAL ASPECTS OF THE APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR THE MANAGEMENT OF MODERN SOCIAL CONFLICTS
Fomichev A.V.
Limited liability company "Energo-Stroy".
Annotation. The article deals with the issues related to the formation and use of information and communication technologies in order to provoke socio-political conflicts. The author of article considers the possibility of using information and communication technologies as a means of "information war" and formulates conclusions about the prospects of its application. Further, author substantiates the possibility of using information and communication technologies in order to resolve social conflicts in modern Russia.
Keywords: information and communication technologies, communications, information wars, conflict.
For citation: Fomichev A.V. Practical aspects of the use of information and communication technologies for the management of modern social conflicts// Communicology: electronic scientific journal. 2019. Volume 4. No. 2.
Inf. about the author: Fomichev Alexander Viktorovich, head of security service of LLC Energo-Stroy. Address: St. Petersburg, shatelena street, 26 Litera a, room 1-h, room 151. E-mail: vdv-bb@bk.ru
Received: 28.04. 2019. Accepted: 24.06.2009.
References
Bloomfield L. P., Leiss A. S. (1969). Controlling Small Wars: Strategy for the 1970s. N. Y.: A. A. Knopf. P. 408-413.
Drucker P. (1999). Post-capitalist society // New industrial wave in the West: anthology ; edited by V. L. Inozemtsev. M. S. 97-98. (In Rus.).
Frolov A.V. (2008). Russia and Georgia: some results of the conflict // Power. No. 10. P. 36-38. (In Rus.).
Holbraad C. (1979) Superpowers and International Conflict. London: St. Martin's. Horses E. I. (2015). Conflict management strategy // Legal conflictology. Part III / Ed. edited by V. N. Kudryavtsev. M.: publishing house of Russian Academy of Sciences. P.146. (In Rus.).
Kolesov P. (2008). Information war in Georgia against South Ossetia and Abkhazia // Foreign military review. No. 10. P. 18-20. (In Rus.).
Melnikov M. A. (1992). Media as a factor in the settlement of socio-political conflicts: dis. kand. polit. sciences'. M. S. 145. (In Rus.).
Sharkov F. I., Speransky V. I. (2014).The overall conflict. M.: Dashkov and Ko. (In
Rus.).