Научная статья на тему 'Практические аспекты оценки стоимости посреднических компаний'

Практические аспекты оценки стоимости посреднических компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова О.В.

Теоретические подходы к оценке стоимости посреднических компаний были рассмотрены в статье, вышедшей в № 3 журнала. Здесь мы попытаемся на конкретном примере рассмотреть технологию оценки. В качестве примера выбрана некая типичная компания, занимающаяся транспортно-экспедиторским обслуживанием перевозок внешнеторговых грузов в контейнерах. Компания, назовем ее ООО «Альфа», представляет собой собирательный образ, созданный автором на основе анализа деятельности целого ряда реальных компаний, работающих сегодня на российском рынке международных транспортно-экспедиторских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты оценки стоимости посреднических компаний»

Оценка стоимости посреднических кампаний

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

(на примере международного транспортно-экспедиторского бизнеса)

О.В. СОКОЛОВА,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой Всероссийской академии внешней торговли

Теоретические подходы к оценке стоимости посреднических компаний были рассмотрены в ранее вышедшей статье*. Здесь мы попытаемся на конкретном примере рассмотреть технологию оценки. В качестве примера выбрана некая типичная компания, занимающаяся транспор-тно-экспедиторским обслуживанием перевозок внешнеторговых грузов в контейнерах. Компания, назовем ее ООО «Альфа», представляет собой собирательный образ, созданный автором на основе анализа деятельности целого ряда реальных компаний, работающих сегодня на российском рынке международных транспортно-экспедиторских услуг (табл. 1).

Уставный капитал компании составляет всего 10 тыс. руб., нераспределенная прибыль в 2006 г. — 8 296 тыс. руб. Если оценивать эту компанию по балансу, то ее балансовая стоимость составит чуть более 300 тыс. долл. США.

Сложность оценки транспортно-посредни-ческой компании состоит в том, что, исходя из ее финансового состояния, стоимости долгосрочных активов и уставного капитала в течение исследуемого предыдущего периода (иными словами, размеров самой компании) эта компания «не стоит ничего». Так, уставной капитал компании составляет всего 10 тыс. руб., а доля собственных средств в сумме пассивов — менее 9 %. Отметим,

Таблица 1

Укрупненные балансовые отчеты компании «Альфа», тыс. руб.

Статья баланса 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Денежные средства 6 271 11 508 8 325

Краткосрочные финансовые вложения 330 342 342

Дебиторы (срок до 12 мес.), 42 304 118 658 85 618

в том числе покупатели и заказчики 41 523 116 362 85 218

НДС по приобретенным ценностям 226 228 204

Запасы, 125 63 72

в т. ч. расходы будущих периодов 125 63 72

Итого: оборотные активы 49 256 130 799 94 561

Внеоборотные активы 568 570 582

ИТОГО: АКТИВЫ 49 824 131 369 95 143

Кредиторская задолженность (поставщики и подрядчики) 46 294 124 871 86 077

Другие виды краткосрочных обязательств 720 822 760

Итого: краткосрочные обязательства 47 004 125 693 86 837

Уставный капитал 10 10 10

Нераспределенная прибыль 2 810 5 666 8 296

Итого: собственный капитал 2 820 5 676 8 306

ИТОГО: ПАССИВЫ 49 824 131 369 95 143

Источник: приводится некий усредненный вариант данных, характерных для подобного рода компаний.

* См.: Экономический анализ. — 2007.—№ 3(84).

что соотношение собственных и заемных средств в структуре пассивов должно быть, по крайней мере, 1:1, т. е. доля собственных средств должна составлять 50 % пассивов. Более того, у нашей компании обязательства состоят только из краткосрочных, в основном это кредиторская задолженность. Структура пассивов компании ООО «Альфа» делает ее в глазах потенциальных инвесторов крайне ненадежной и рискованной. В активах преобладает дебиторская задолженность, доля внеоборотных активов крайне низка.

Однако можно предположить, что перспективы данной компании достаточно широки. Она активно работает на рынке международных транспортно-экспедиторских (логистических) услуг в России и за рубежом, занимает определенные позиции на рынке экспедирования международных контейнерных перевозок, имеет возможности для развития вследствие как расширения самого контейнерного рынка, так и международной торговли между Европой и Азией. Кроме того, преимуществами компании ООО «Альфа» являются: хорошо организованный менеджмент, искусство руководства, налаженные и углубленные связи с клиентами. С этой точки зрения компания должна иметь весьма высокую стоимость.

Используем поэтому наиболее часто применяемый в таких случаях метод оценки — метод дисконтирования будущих доходов компании.

Метод оценки по будущим доходам основан на предположении, что покупатель готов заплатить за компанию сегодня не более той суммы, которую он получит от нее в будущем. Или нынешние владельцы готовы продать эту компанию не дешевле, чем сумма доходов, которую она принесет в будущем покупателю.

Продавец и покупатель, независимо друг от друга, оценивают будущие доходы компании. Поскольку методика оценки предусматривает множество субъективных моментов, цена продавца и цена покупателя всегда будут различными. Речь может идти только об определении диапазона, внутри которого и может оказаться реальная цена (цена, по которой данная компания фактически будет продана или куплена).

Для оценки возможного роста компании на ближайший и более отдаленный периоды необходимо в общих чертах оценить состояние рынка транспортно-экспедиторских услуг и его внешней среды. Конкретно речь пойдет об оценке внешних факторов, которые повлияют на доходы компании в будущем, а именно: тенденции развития между-

народной торговли и внешней торговли России, темпы роста российской экономики, перспективы развития международных перевозок, контейнерных перевозок и экспедиторского бизнеса в мире, регионе, стране.

1. Международная торговля. В соответствии с прогнозами ВТО и Всемирного банка ежегодный рост объемов международной торговли оценивается в 10 — 12 % на период до 2010 г.

2. Международная торговля между странами Юго-Восточной Азии и Европы. По данным ЭСКАТО и ЕЭК ООН, прогнозируемые показатели роста объемов международных перевозок между странами Юго-Восточной Азии и Европы оцениваются как 10 — 15 % ежегодно.

3. Контейнеризация международных перевозок. Динамика объемов международных контейнерных перевозок свидетельствует о том, что в мире продолжается глобальный процесс контейнеризации перевозок, т. е. увеличения объемов перевозки в контейнерах контейнеропригодных грузов. Рост объемов контейнерных перевозок в мире составляет 8 — 10 % в год.

4. Экономика Российской Федерации. В России принята Программа развития экономики страны до 2010 г., в соответствии с которой прогнозируется ежегодный рост ВВП на 12,5 %.

5. Международный транспортно-экспедиторский бизнес. Международная транспортно-экспеди-торская деятельность занимает промежуточное место между контрактным формированием продукта международной торговли, а также внешней торговли стран и регионов, и перевозочной деятельностью. В индустриальной мировой экономике транспортно-экспедиторс-кий бизнес был вспомогательным и дополняющим транспортно-перевозочную деятельность. В нынешней, глобальной, мировой экономике экспедиторское дело уже не зависит, а определяет загрузку транспортно-логистических систем по направлениям, видам транспорта и способам перевозки, одним из которых как раз и являются контейнерные перевозки. Транспортно-экспедиторская деятельность, включая интермодальные перевозки, стала своеобразным регулятором развития международных перевозок грузов. Из сказанного можно сделать следующие основные выводы: • международная транспортно-экспедиторс-

кая отрасль останется стабильным по темпам роста объемов и доходов сектором мировой экономики. Ее динамика будет определяться

по законам развития международной торговли товарами и услугами. Как будет развиваться мировая экономика, так же будет развиваться и международная транспортно-экспедиторская деятельность;

• международный контейнерный транспор-тно-экспедиторский бизнес имеет более высокую положительную динамику и по темпам развития будет опережать темпы развития транспортно-экспедиторской деятельности в целом.

6. Контейнерные перевозки в России:

• за период с 1999 по 2005 г. объемы контейнерных перевозок в России выросли в 2 раза, что означает средний ежегодный рост перевозок на 10 — 12 %. По данным ОАО «Трансконтейнер», дочерней компании ОАО «Российские железные дороги» (ОАО РЖД), прогнозируется темп роста контейнерных перевозок на 15 — 18 % в год на период до 2010 г. По данным Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, рост транзитных и экспортно-импортных контейнерных перевозок составил в 2005 г. 14,1 %. Рост этого показателя за 9 мес. 2006 г. обозначен в том же диапазоне, что дает основание полагать показатель по всему 2006 г. также в пределах 15 — 18 %;

• по данным Координационного совета, возможности Транссиба в отношении контейнерных перевозок транзитных и экспортно-импортных грузов оцениваются в 1 млн ДФЭ1. Однако сейчас эти возможности используются не в полной мере. В 2005 г. — 360 — 370 тыс. ДФЭ, т. е. не более чем на 36 — 37 %;

• ежегодный рост объемов экспедирования перевозок составил около 20 %. Доля компании на рынке международного контейнерного экспедирования составляет примерно 3 %.

Посылки к прогнозу оценки компании ООО «Альфа» по будущим доходам

1. Компания «Альфа» осуществляет (и будет осуществлять) свою основную деятельность, экспедируя международные грузы в контейнерах, связанных в основном каким-либо образом с их перевозкой по Транссибирской магистрали.

1 ДФЭ — двадцатифутовый эквивалент — общепринятая во всем мире мера исчисления количества перевезенных (обработанных) контейнеров.

2. По оценке Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, емкость рынка международных контейнерных перевозок на Транссибе составляет примерно 1 000 000 ДФЭ.

3. Компания «Альфа» последние 3 года развивается стабильными темпами, которые составляют примерно по 10 — 15 % в год (по прибыли).

4. Другие компании в том же сегменте транспор-тно-экспедиторского рынка (международные контейнерные перевозки) развиваются примерно теми же темпами.

5. Компания «Альфа», как и ее прямые конкуренты по данному сегменту транспортно-экспедиторского бизнеса, будут (или могут) развиваться теми же темпами.

6. Поступательное развитие объемов и доходов от основной деятельности (международное транспортное экспедирование) будет приостановлено насыщением объемов перевозок данного сегмента рынка международных контейнерных перевозок на Транссибе (1 млн ДФЭ в год).

7. Дальнейшее развитие деятельности компании будет осуществляться темпами, которые будут соответствовать темпам роста международной торговли и темпам роста ведущих мировых компаний-экспедиторов. Для расчетов приняты темпы роста доходов компании в долгосрочной перспективе, соответствующие темпам роста ведущих мировых компаний — лидеров транспортно-экспедиторского бизнеса («Кюне и Нагель», «Панальпина», «Ниппон Экспресс» и др.) — 2 — 6 % ежегодно.

Выбор будущих темпов роста доходов компании

В качестве измерителя будущих доходов, как уже было указано ранее, принимаются чистые денежные поступления компании «Альфа» (денежные поступления за минусом платежей).

Для всех компаний чистые денежные поступления рассчитываются как чистая прибыль компании плюс амортизация, с корректировкой на дополнительные денежные поступления (например, поступления от продажи активов, доходы от продажи акций и др.) и дополнительные денежные расходы (например, денежные дивидендные выплаты, выкуп собственных акций, вложения в рабочий капитал и денежные расходы на приобретение внеоборотных активов и т. п.). Поскольку компания «Альфа» не имеет перечисленных выше денежных поступлений и платежей, а также долгосрочных

активов, применительно к ней чистые денежные поступления будут приблизительно равны чистой прибыли после выплаты налогов.

Исходные данные для оценки стоимости компании «Альфа» по будущим доходам представлены в табл. 2.

В табл. 2 прогнозируется рост доходов в 10 — 15 % до конца 2009 г. Далее предполагается, что развитие будет осуществляться стабильно и более низкими темпами.

Для оценки стоимости компании сегодня мы должны учесть все доходы, которые она может принести, начиная с 2010 г. и до бесконечности. Однако прогноз в табл. 2 составлен только на 3 года, по 2009 г. включительно. Потому что именно на этот срок у нас есть обоснованный прогноз темпов развития компании ООО «Альфа» и транспортно-экспедиторс-кого рынка, на котором она работает. Это 15 — 20 % прироста оборота и 10 — 15 % прироста прибыли до момента насыщения объемов международных и внешнеторговых контейнерных перевозок.

Исходя из логики, отражающей суть применяемого метода оценки, к концу 2009 г. компания будет стоить тех доходов, которые она принесет, начиная с 2010 г. и до неопределенного, практически бесконечного периода своего существования.

Сегодня трудно представить себе, что будет происходить с доходами ООО «Альфа» начиная с 2010 г. и далее. Естественно, что чем на более отдаленный от нас срок дается прогноз, тем менее он точен. Поэтому понятно, что прогнозы стоимости компании по денежным поступлениям в этом периоде более приблизительны. Но они позволяют определить порядок цифр, а это самое главное.

Темпы роста ведущих международных транс-портно-экспедиторских компаний за последние 3 года:

• компания «Панальпина» — около 6 % в год;

• компания «Кюне и Нагель» — около 5 — 6 % в год;

• компания EXEL — около 4 — 5 % в год;

• компания «Ниппон Экспресс» — около 2 % в год.

Мы можем предположить, что начиная с 2010 г. и в дальнейшем периоде компания ООО «Альфа»

будет продолжать успешно развиваться с определенным ежегодным темпом. Вряд ли высокие темпы роста прибыли могут сохраниться бесконечно долго. Данные по развитию крупнейших международных экспедиторов говорят о том (см. выше), что в среднем их темпы ежегодного роста составляют 2 — 6 %.

При прогнозировании оценки стоимости компании ООО «Альфа» с начала 2010 г. по будущим денежным поступлениям будем исходить из следующих предположений:

• рынок международных контейнерных транс-портно-экспедиторских услуг в России и странах СНГ станет насыщенным, и его можно будет квалифицировать как конкурентный;

• российский рынок международных транспор-тно-экспедиторских услуг и соответствующие рынки стран ближнего зарубежья будут интегрированы с рынками Европы, стран Юго-Восточной Азии и Китая;

• присоединение России ко Всемирной торговой организации откроет отечественный рынок для активного присутствия на нем мировых лидеров международного транспортно-экс-педиторского бизнеса, в том числе и в сфере организации и обеспечения контейнерных перевозок.

Поэтому мы не можем прогнозировать рост в периоде начиная с 2010 г., выше чем рост мировых экспедиторских компаний-лидеров. Считаем, что темпы роста именно мировых компаний-лидеров, а не иных показателей рынка (международная торговля, экономика России, контейнерные перевозки и др.) могут лежать в основе при прогнозировании темпов роста доходов ООО «Альфа». Поэтому предлагаем следующую шкалу «годового роста», по которой рассчитаем варианты денежных поступлений начиная с 2008 г.

1. С 2010 г. компания ООО «Альфа» будет расти на 2 % ежегодно.

2. С 2010 г. компания ООО «Альфа» будет расти на 4 % ежегодно.

3. С 2010 г. компания ООО «Альфа» будет расти на 6 % ежегодно.

В результате мы получим.

Таблица 2

Исходные данные для выбора измерителя доходов и последующих расчетов

Поступления 2007 г. (прогноз) 2008 г. (прогноз) 2009 г. (прогноз) Темп роста

Чистые поступления (чистая прибыль), тыс. руб. 2 700 2 950 3 020 10 %

Чистые поступления (чистая прибыль), тыс. руб. 3 100 3 500 4 020 15 %

1. Реальный горизонт прогнозирования. Два варианта оценки будущих доходов компании на период, в котором возможно реальное прогнозирование (ближайшие годы). Другими словами, два варианта сегодняшней стоимости трехлетних доходов компании (для прогнозируемых темпов роста с 2007 — 2009 г. в 10 и в 15 %, соответственно).

2. Определение остаточной стоимости компании (конца периода реального прогноза). Здесь формируется 2 раза по три варианта остаточной стоимости компании к концу 2009 г. (три для прогнозируемого дохода 2009 г. при 10 %-ном ежегодном росте и три для прогнозирования дохода 2009 г. при 15 %-ном росте). Получается, что каждая тройка вариантов остаточного прогноза стоимости ООО «Альфа» соответствует одному из вариантов, обозначенных в п. 1.

Полученные варианты стоимости компании дадут нам тот диапазон, внутри которого находится реальная стоимость.

Выбор ставки для дисконтирования будущих доходов

Для того чтобы привести будущие денежные поступления к сегодняшнему дню, применяем методику дисконтирования. Выбор ставки для дисконтирования — очень сложный, субъективный и многофакторный процесс принятия решения конкретным лицом при его представлениях о стоимости денег во времени. Ставка количественно представляет собой ожидаемую доходность инвестора при вложении своих средств в данную компанию.

Для выбора ставки дисконтирования применительно к данной методике в целом и к компании ООО «Альфа» в частности были конкретизированы и учтены следующие факторы, влияющие на уменьшение (факторы стабильности) или увеличение (факторы неопределенности) ставки.

1. Экспедиторский бизнес является относительно стабильным в любом временном промежутке, существует всегда, поскольку существует международная торговля (в глобальном и региональном масштабах), внешняя торговля России и ее транспортное обеспечение (фактор стабильности).

2. Вложение в транспортно-экспедиторский бизнес приносит в среднем около 10 — 15 % доходности (ROE компаний в 2001 — 2005 гг.): «Кюне и Нагель» — 20 %, «Панальпина» — 14 — 16 %, «Ниппон Экспресс» — 6 % (фактор стабильности).

3. В России транспортно-экспедиторский бизнес, тесно связанный с железными дорогами, обладает высокой степенью риска из-за непредсказуемости действий со стороны ОАО РЖД (фактор неопределенности). Доходность, которую должна обеспечить компания, зависит не только от страновых и отраслевых факторов, но также и от факторов, связанных с работой самой компании. Применительно к компании ООО «Альфа» выделим факторы, увеличивающие риск, и факторы, снижающие риск. Факторы, увеличивающие риск:

1) низкий уровень ликвидности. Показатель текущей ликвидности (отношение оборотных активов к текущим обязательствам) примерно равен единице. Это означает, что ликвидность находится «на грани». Рекомендуется иметь данный показатель примерно равный двум;

2) низкий показатель устойчивости (доля собственных средств). Как уже отмечалось выше, этот показатель составляет менее 9 %;

3) крайне низкий размер уставного капитала (10 000 руб.);

4) очевидное отсутствие финансовой открытости. Данные, содержащиеся в финансовых документах, мягко говоря, не внушают доверия. Факторы, снижающие риск:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) авторитет компании на рынке;

2) налаженные и долгосрочные связи с клиентами;

3) наличие дочерних компаний и агентской сети;

4) диверсификация деятельности в качестве стратегии;

5) стабильные договорные отношения с перевозчиками и другими сторонами, причастными к продвижению контейнеров через границы и внутри страны;

6) высокий уровень договорно-правовой базы;

7) высококвалифицированный менеджмент. Принимая во внимание темпы инфляции в

России, процентные ставки банков, общеэкономическую ситуацию, перспективы развития транспортно-экспедиторского бизнеса вообще и т. п., доходность в 25 — 30 % была бы, на наш взгляд, достаточной для приведения будущих доходов транспортно-экспедиторской компании к настоящему моменту. Такую доходность (25 — 30 %) можно выбрать в качестве ставки дисконтирования будущих доходов компании ООО «Альфа».

Вывод (по разделу выбора ставки дисконтирования): проведем расчет стоимости компании при ставке дисконтирования 25 и 30 % с учетом фактора риска.

2.

Этапы оценки стоимости компании ООО «Альфа»

Проводим расчеты, выбрав два варианта ставок дисконтирования: 25 % (средний риск) и 30 % (более высокий риск с учетом фактического отсутствия у компании собственных средств, высокого влияния синхронности расчетов на ликвидность и т. п.).

Используем прогноз денежных поступлений компании на 2007 — 2009 гг. (два варианта). За пределами прогнозного периода предпола-

гаем ежегодный рост денежных поступлений от 2 до 6 % и рассчитываем различные варианты остаточной стоимости компании, т. е. стоимости ООО «Альфа» конца 2009 г.

Расчет вариантов стоимости компании ООО «Альфа»

I. Ставка дисконтирования — 25 %. Вариант 1.1. Прогноз на 2007 — 2009 гг. предусматривает в 10 % рост прибыли в течение трех лет, далее — стабильное развития с ежегодным темпом от 2 до (табл. 3,4).

Таблица 3

Определение стоимости доходов фирмы «Альфа» на ближайшие три года

Поступления 2007 г. (прогноз) 2008 г. (прогноз) 2009 (прогноз) Применения

Чистые поступления (чистая прибыль), тыс. руб. 2 700 2 950 3 020

Множитель при ставке 25 % 0,800 0,640 0,512

Дисконтированные поступления 2 160 1 888 1546

Итого дисконтированные поступления за 3 года, тыс. руб. 5 594

5 594 тыс. руб. — это сегодняшняя стоимость будущих доходов компании ООО «Альфа» на период с 2007 по 2009 г. (при ставке дисконтирования 25 %).

Таблица 4

Расчет стоимости компании «Альфа»

Темп роста доходов компании после 2009 г. Остаточная стоимость компании в 2009 г., тыс. руб. Дисконтированная остаточная стоимость компании (приведена к началу 2007 г.), тыс. руб. Стоимость компании ООО «Альфа»: Дисконтированная остаточная стоимость + Стоимость трехлетних поступлений (5 594 тыс. руб.), тыс. руб.

2 % 13 130 6 723 12 317

4 % 14 381 7 363 12 957

6 % 15 895 8 138 13 732

Вариант 1.2. Прогноз на 2007 — 2009 гг. предусматривает 15 % рост прибыли в течение трех лет, далее — стабильное развитие с ежегодным темпом от 2 до 6 % (табл. 5, 6).

Таблица 5

Определение стоимости доходов фирмы «Альфа» на ближайшие три года

Поступления 2007 г. (прогноз) 2008 г. (прогноз) 2009 г. (прогноз) Примечания

Чистые поступления (чистая прибыль), тыс. руб. 3 100 3 500 4 020

Множитель при ставке 25 % 0,800 0,640 0,512

Дисконтированные поступления 2 480 2 240 2 058

Итого дисконтированные поступления за 3 года, тыс. руб. 6 778

6 778 тыс. руб. — это сегодняшняя стоимость будущих доходов компании ООО «Альфа» на период с 2007 по 2009 г. (при ставке дисконтирования 25 %).

Таблица 6

Расчет стоимости компании «Альфа»

Темп роста доходов компании после 2009 г. Остаточная стоимость компании в 2009 г., тыс. руб. Дисконтированная остаточная стоимость компании (приведена к началу 2007 г.), тыс. руб. Стоимость компании ООО «Альфа»: Дисконтированная остаточная стоимость + Стоимость трехлетних поступления (6 778 тыс. руб.), тыс. руб.

2 % 17 478 8 949 15 727

4 % 19 143 9 801 16 579

6 % 21 158 10 833 17 611

II. Ставка дисконтирования — 30 %. Вариант 2.1. Прогноз на 2007 — 2009гг. предусматривает 10 % -ный рост прибыли в течение трех лет, далее — стабильное развитие с ежегодным темпом от 2 до 6 % (табл. 7, 8).

Таблица 7

Определение стоимости доходов фирмы «Альфа» на ближайшие три года

Поступления 2007 (прогноз) 2008 (прогноз) 2009 (прогноз) Примечания

Чистые поступления (чистая прибыль), тыс. руб. 2 700 2 950 3 020

Множитель при ставке 30 % 0,769 0,592 0,455

Дисконтированные поступления 2 076 1 746 1 374

Итого дисконтированные поступления за 3 года, тыс. руб. 5 196

5 196 тыс. руб. — это сегодняшняя стоимость будущих доходов компании ООО «Альфа» на период с 2007 по 2009 г. (при ставке дисконтирования 30 %).

Таблица 8

Расчет стоимости компании «Альфа»

Темп роста доходов компании после 2009 г. Остаточная стоимость компании в 2009 г., тыс. руб. Дисконтированная остаточная стоимость компании (приведена к началу 2007 г.), тыс. руб. Стоимость компании ООО «Альфа»: Дисконтированная остаточная стоимость + Стоимость трехлетних поступления (5 196 тыс. руб.), тыс. руб.

2 % 10 786 4 908 10 104

4 % 11 615 5 285 10 481

6 % 12 583 5 725 10 921

Вариант 2.2. Прогноз на 2007 — 2009 гг. предусматривает 15 %-ный рост прибыли в течение трех лет, далее — стабильное развитие с ежегодным темпом от 2 до 6 % (табл. 9, 10).

Таблица 9

Определение стоимости доходов фирмы «Альфа» на ближайшие три года

Поступление 2007 г. (прогноз) 2008 г. (прогноз) 2007 г. (прогноз) Примечания

Чистые поступления (чистая прибыль), тыс. руб. 3 100 3 500 4 020

Множитель при ставке 30 % 0,769 0,592 0,455

Дисконтированные поступления 2 384 2 072 1 829

Итого дисконтированные поступления за 3 года, тыс. руб. 6 285

6 285 тыс. руб. — это сегодняшняя стоимость будущих доходов компании ООО «Альфа» на период с 2007 по 2009 г. (при ставке дисконтирования 30 %).

Таблица 10

Расчет стоимости компании «Альфа»

Темп роста доходов компании после 2009 г., тыс. руб. Остаточная стоимость компании в 2009 г., тыс. руб. Дисконтированная остаточная стоимость компании (приведена к началу 2007 г.), тыс. руб. Стоимость компании ООО «Альфа»: Дисконтированная остаточная стоимость + Стоимость трехлетних поступления (6 285 тыс. руб.), тыс. руб.

2 14 357 6 532 12 817

4 15 462 7 035 13 320

6 16 750 7 621 13 906

Результаты расчетов сведем в общую таблицу и получим 12 вариантов стоимости компании «Альфа» (табл. 11).

В соответствии с приведенными расчетами, самая низкая стоимость составляет 10,1 млн руб., самая высокая — 17,6 млн руб.

Таким образом, компания, которая не имеет имущества (зданий, оборудования и т. п. — что может само по себе иметь стоимость), получает ежегодный доход (чистую прибыль) около 100 тыс. долл. США и предполагает развиваться в дальнейшем умеренными темпами, сегодня может быть оценена в 500 — 600 тыс. долл. США.

Таблица 11

Разброс стоимости компании ООО «Альфа» при различных вариантах будущего развития (тыс. руб.)

Стоимость ООО «Альфа», тыс. руб.

Прогноз Ставка дисконтирования 25 % (средний риск) Ставка дисконтирования 30 % (повышенный риск)

Прогноз составляется на 3 г. (2007 — 2009 гг.) при 10 % ежегодном росте, далее (от 2010 г. и до бесконечности) ожидается стабильное развития с ежегодным темпом от 2 до 6 % 12 317 12 957 13 732 (вариант 1.1.) 10 104 10 481 10 921 (вариант 2.1.)

Прогноз составляется на 3 г. (2007 — 2009 гг.) при 15 % ежегодном росте, далее (от 2010 г. и до бесконечности) ожидается стабильное развитие с ежегодным темпом от 2 до 6 % 15 727 16 579 17 611 (вариант 1.2.) 12 817 13 320 13 906 (вариант 2.2.)

Литература

1. Закон РФ от 29. 07.1998. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 21.12.2001, 21.03, 14.11.2002, 10.01, 27.02.2003, 22.08.2004).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519 «Об утверждении стандартов оценки».

3. Оценка бизнеса / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Холопов К. В., Антонов Д. Л. Процессы глобализации в сфере международной торговли транспортно-экспедиторскими услугами // Внешнеэкономический бюллетень. — 2005. — №1. — С. 74 — 79.

6. Антонов Д. Л. Проблемы международного транспортно-экспедиторского бизнеса в России на современном этапе // Практика международного бизнеса. — 2005. — №1. — С. 68 — 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.