Научная статья на тему 'Практические аспекты автоматизации бизнес-процесса продажи товаров и услуг в банно-гостиничном комплексе'

Практические аспекты автоматизации бизнес-процесса продажи товаров и услуг в банно-гостиничном комплексе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / ТЕРМИНАЛ САМООБСЛУЖИВАНИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / AUTOMATION / BUSINESS PROCESS / WORKSTATION / SELF-SERVICE TERMINAL / USER INTERFACE / PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Журавлев О. Э., Рысин М. Л.

В статье приведены особенности проектирования и реализации автоматизированного рабочего места клиента банно-гостиничного комплекса на основе терминала самообслуживания. Обоснована эффективность предложенногопрограммного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF AUTOMATING THE BUSINESS PROCESS OF SELLING GOODS AND SERVICES IN THE BATH-AND-HOTEL COMPANY

The article shows the features of the design and making of the automated workplace of the client of the bath and hotel complex, which is based on the self-service terminal. The effectiveness of the proposed software solution is substantiated.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты автоматизации бизнес-процесса продажи товаров и услуг в банно-гостиничном комплексе»

УДК 004.5

Журавлев О.Э., Рысин М.Л. ФБГОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» Р01: 10.24411/2520-6990-2019-10557 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И УСЛУГ В БАННО-ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ

Zhuravlev O.E., Rysin M.L.

K.G. Razumovsky MSUTM (FCU)

PRACTICAL ASPECTS OF AUTOMATING THE BUSINESS PROCESS OF SELLING GOODS AND SERVICES IN THE BATH-AND-HOTEL COMPANY

Аннотация

В статье приведены особенности проектирования и реализации автоматизированного рабочего места клиента банно-гостиничного комплекса на основе терминала самообслуживания. Обоснована эффективность предложенного программного решения.

Abstract

The article shows the features of the design and making of the automated workplace of the client of the bath and hotel complex, which is based on the self-service terminal. The effectiveness of the proposed software solution is substantiated.

Ключевые слова: автоматизация, бизнес-процесс, автоматизированное рабочее место, терминал самообслуживания, пользовательский интерфейс, программирование.

Key words: automation, business process, workstation, self-service terminal, user interface, programming.

Автоматизация в настоящее время является обязательным условием выживания на рынке для любого предприятия, в том числе специализирующегося на реализации социально-ориентированных товаров и услуг. Автоматизация, в свою очередь, подразумевает разработку и внедрение корпоративной информационной системы (КИС), повышающей эффективность управленческой деятельности, внутренних бизнес-процессов предприятия, взаимодействия персонала с потребителями, учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности [3,

5].

Группой студентов ФБГОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» различных направлений подготовки выполнялся комплексный проект для ООО «БГК "Ангел"» (г. Москва). Это малое предприятие включает в себя банно-гостиничный комплекс (БГК) и фитнес-центр.

Одной из задач этого комплексного проекта стала разработка и внедрение в деятельность БГК автоматизированных рабочих мест (АРМ) работника и клиента на основе терминалов самообслуживания как компонентов существующей КИС [1]. Рационализация бизнес-процессов взаимодействия

персонала БГК и его клиентов за счет разработки и внедрения этих АРМ стала целью выпускной квалификационной работы (одного из результатов комплексного проекта). Объект изучения - само предприятие, а предмет - АРМ на основе терминала самообслуживания как компонент существующей КИС этого предприятия.

Для проектирования использовалась методология IDEF0 и соответствующая программная среда Ramus. IDEF0 отражает механизмы реализации рассматриваемых процессов [6].

Диаграммы бизнес-процесса продажи товара или услуги в БГК до внедрения АРМ и после представлены на рис. 1 и 2.

Представленные диаграммы показывают, что терминал самообслуживания (основа АРМ) берет на себя задачи продавца-кассира, а также часть задач менеджера отдела продаж и бухгалтера. Таким образом за счет разработки и внедрения АРМ достигается заявленная в цели работы рационализация бизнес-процессов взаимодействия персонала БГК и его клиентов.

Рисунок 1. Второй уровень ЮЕЕ0 диаграммы бизнес-процесса до внедрения АРМ на основе терминала самообслуживания.

Рисунок 2. Второй уровень ЮЕЕ0 диаграммы бизнес-процесса после внедрения АРМ на основе терминала самообслуживания.

На основе анализа бизнес-процессов предприятия и пожеланий заказчика сформировано техническое задание (ТЗ), включающее в себя в том числе описание процесса продажи товаров и услуг с помощью АРМ на основе терминала самообслуживания:

1) клиент выбирает товары и/или услуги с помощью сенсорной панели терминала самообслуживания;

2) клиент вносит наличные средства в купю-роприемник, который распознает подлинность наличных денег, их номинал, и производит возврат купюр, не прошедших проверку на подлинность;

3) терминал распечатывает чек о совершенной операции и выдается сдача;

4) сумма оплаты передается на сервер;

5) сервер фиксирует оплату и актуализирует данные в основной БД предприятия.

На сегодняшний день существует большое количество организаций, предоставляющих терминалы самообслуживания. На рынке представлено множество видов терминалов, отличающихся своими функциональными возможностями. Например, терминал может иметь тачскрин и принтер, но без возможности принимать или выдавать денежные средства. В более полной комплектации может быть наличие не только тачскрина и принтера, но и фискального регистратора, купюроприёмника с пачечным вводом с функцией выдачи сдачи, приема банковских карт, монетоприемника с функцией выдачи сдачи, сканера штрих-кода.

Для реализации АРМ помимо аппаратной части терминала необходимо соответствующее программное обеспечение (ПО). Помимо обеспечения основной функциональности терминала, данное ПО чаще всего реализует также сетевое взаимодействие, в том числе возможность удалённого мониторинга состояния терминала, резервное копирование на удаленный сервер и восстановление базы данных, интеграция со сторонними программами (например, с «1С:Предприятием»).

В составе ПО терминала обязательно присутствует пользовательский интерфейс (оболочка). Интерфейс является важной частью терминала, т.к. именно посредством интерфейса пользователь (персонал или клиент) реализует свои задачи. Интерфейс предоставляет пользователю доступ к ресурсам аппаратной части терминала посредством ядра операционной системы, которое, в свою очередь, посредством драйверов имеет доступ ко всем подключенным устройствам.

Интерфейс может быть создан различными средствами, например, Adobe Flash (swf-файлы в среде Shockwave Flash); HTML, CSS и JavaScript (гипертекстовые документы и браузерные приложения); 1С-формы (модули для платформы «1С :Предприятие»).

Интерфейс средствами платформы «1С:Пред-приятие» образуется формами, функциональность которых определяется алгоритмами в соответствующих модулях. При разработке интерфейса программный код в модулях определяет переходы между формами, производит подсчеты, поиск, выгрузку, добавление или создание различных данных. Платформа «1С:Предприятие» имеет средства интеграции с фискальными регистраторами (компонент онлайн-кассы), сенсорными экранами и другими устройствами терминала.

Было решено производить разработку интерфейса средствами «1С:Предприятия», т.к. в составе КИС предприятия уже задействованы конфигурации для данной платформы, также для нее имеется большой выбор справочной и иной документации [2].

Интерфейс представляет собой управляемую форму, отражающую всю необходимую информацию для пользователя. Информация о товаре (название, цена, фото) берется по запросам из номенклатуры. Для изменения цены, добавления или удаления товара достаточно внести соответствующие изменения в номенклатуру, после чего в интерфейсе будет отражаться актуальная информация.

Интерфейс должен соответствовать нескольким критериям [4]:

1. Интуитивно понятный - пользователь должен легко находить нужные ему элементы и сразу понимать, как с ними взаимодействовать. Для этого интерфейс не должен быть перегружен лишними элементами. В окне должно находиться только то, что нужно на данном этапе.

2. Минимизация ошибок пользователя. Интерфейс должен свести к минимуму возможность ошибочных действий пользователя. Для этого, при разработке, нужно уделить внимание различным проверкам. Например, для поля «количество товаров» установить только положительные значения, т.к. купить отрицательное количество товаров невозможно.

3. Ненавязчивость. Избыточное количество подтверждений, проверок, уточнений, может отрицательно отразится на желании клиента продолжать взаимодействие с интерфейсом. Путь от начальной страницы до оплаты выбранного товара должен быть как можно короче.

Разработанная в соответствии с ТЗ структура интерфейса включает:

А. Главная страница: начальный экран, на котором отображены четыре кнопки: «товары банного комплекса», «услуги банного комплекса», «товары фитнес-центра», «услуги фитнес-центра», а также корзина с отображением общей суммы выбранных товаров (рис. 3).

(а) (б)

Рисунок 3. Макет (а) и окончательный вид (б) главной страницы интерфейса.

Б. Товары и услуги: при нажатии на соответствующие кнопки, происходит переход на нужную страницу (форму), отражающую товары/услуги БГК (рис. 4).

При этом происходит запрос на выборку имеющихся в номенклатуре товаров или услуг с актуальной информацией по ним (рис. 5).

Ш Конфигурация Конфигурация: РабочаяОбласть Корзина

&На Клиенте

1^1 Процедура ТоварыБаня (Команда) // нажатие кнопки Товары раздела Бани

АдресТаблицнТоваров = ПоместитьНаСервере (ПредопределенноеЗначение ( "Перечисление.ВидыНоменклатуры.ТоварБаня") ) ;

// открытие новой формы с товарами взятыми ив номенклатуры с видом номенклатуры Товар Баня ОткрытьФорму("Справочник.Номенклатура.Форма.ФормаПодбораВКорзину",Новый Структура("ВидНоменклатуры,ТаблицаТоваров" ПредопределенноеЗначение("Перечисление.ВидыНоменклатуры.ТоварБаня")гАдресТаблицнТоваров),Этаформа);

КонецПроцедуры

£НаКлиенте

□ Процедура УслутиБаня (Команда) // нажатие кнопки Услуги раздела Бани

АдресТаблицнТоваров = ПоместитьНаСервере(ПредопределенноеЗначение("Перечисление.ВидыНоменклатуры.УслугаБаня"));

ОткрытьФорму("Справочник.Номенклатура.Форма.ФормаПодбораВКорзину",Новый Структура("ВидНоменклатуры,ТаблицаТоваров" ПредопределенноеЗначение ("Перечисление . ВидыНоменклатуры.УслугаБаня") , АдресТаблицыТоваров) , Этаформа) ;

КокецПр оцедуры

£НаКлиенте

П Процедура ТоварыФитнес(Команда) // нажатие кнопки Товары раздела Фитнес

АдресТаблицнТоваров = ПоместитьНаСервере(ПредопределенноеЗначение("Перечисление.ВидыНоменклатуры.ТоварФитнес"));

ОткрытьФорму("Справочник.Номенклатура.Форма.ФормаПодбораВКорзину",Новый Структура("ВидНоменклатуры,ТаблицаТоваров" ПредопределенноеЗначение("Перечисление.ВидыНоменклатуры.ТоварФитнес"),АдресТаблицнТоваров),Этаформа);

КонецПроцедуры

Рисунок 4. Фрагмент кода обработки нажатий кнопок при выборе товаров или услуг

в конфигураторе 1С.

I^jI Конфигурация Конфигурация: f

¿НаСервере

Р1 Функция Помес^ишьНаСервере (ВидНоменклатуры=Неопределено ) // выборка данных из таблицы товаров ТекстЗапроса = "ВЫБРАТЬ

ТаблицаТоваров . Номенклатура КАК Номенклатура, ТаблицаТоваров . Количество КАК Количество,. ТаблицаТоваров . Цена КАК Цена, ТаблицаТоваров.Сумма КАК Сумма ПОМЕСТИТЬ ВТ_Таблша ИЗ

¿ТаблицаТоваров КАК ТаблицаТоваров

ВЫБРАТЬ

ВТ Таблица. Номенклатура КАК Номенклатура,

ВТ_Таблица.Количество КАК Количество,

ВТ_Таблица.Цена КАК Цена, ВТ_Таблица. Сумма КАК Сумма

ИЗ

ВТ_Таблица КАК ВТ_Таблица

ГДЕ

ВТ_Таблица . Номенклатура . ВидНоменклатуры = £ВидНоменклатуры

РОТИ &ВидНоменклатуры = Неопределено гг

// создание нового запроса с данными из таблицы товаров) Запрос = Новый Запрос(ТекстЗапроса);

Запрос . Установит ьПарамеггр ( "ТаблицаТоваров " г ТаблицаТоваров Корзины. Выгрузить [} ) ; Запрос . УстановитьПараметр ( "ВидНоменклатуры" , ВидНоменклатуры) ;

Возврат ПоместитьВоВременноеХранилище(Запрос.Выполнить().Выгрузить());

Рисунок 5. Фрагмент кода для работы с таблицами в конфигураторе 1С.

Добавление или удаление товара/услуги из корзины происходит по нажатию на соответствующие кнопки (рис. 6). Кнопка «назад» для перехода в главное меню.

1 - 250 руб.

(б)

Рисунок 6. Макет (а) и окончательный вид (б) элемента товар/услуга.

В. Корзина - страница (форма), на которой присутствует таблица, с всеми выбранными товарами (наименования, количество/время, цена, стоимость), кнопки «оплатить» и «назад», возвращающая на главную страницу (форму).

Г. Оплата. После нажатия кнопки «оплатить», открывается страница (форма) «оплата». На экране отображена сумма к оплате. Терминал просит оплатить сумму путем внесения денежных средств. В случае успешной оплаты, терминал выдает чек и возвращается на главную страницу, предварительно обнулив корзину (рис. 7).

Конфигурация Конфигурация: РабочаяОбласть Корзин а

¿НаКлиенте

Е] Процедура Заказать(Команда) // нажатие кнопки заказать

// проверка наличия товаров в корзине Е ели не Т аблицаТ о в аро в Корзины.Количе ст в о () Тогда Сообщить("Карзина пуста!"); Возврат; КонецЕсли;

// вызов процедуры СоздатьРасходНаСервере();

- КокецПроцедуры

¿НаСервере П Процедура СоздатьРасходНаСервере()

// создание документа в расходной наклодной Документ = Документы.РасходнаяНакладная.СоздатьДокумент(); Документ.Дата = ТекущаяДата();

Для Каждого ТС Из Таблица!оваровКорзины Цикл // запись товаров в таблицу товаров НоваяСтрока = Документ.Товары.Добавить(); ЗаполнитьЗначенияСвойств(НоваяСтрока,ТС);

КонецЦикла;

// при удачном создании записи сообпшй о том что заказ сформирован и очистить поля

Попытка

Документ. Записать (РежимЗаписиДокумента. Запись) ; Сообщить("Заказ сформирован!"); ТаблицаТоваровКорзины.Очистить();

Элементы.ДекорацияКоличествоВКорзине.Заголовок = "Корзина пуста"; Исключение // обработка исключений]

Сообщить("Не удалось сформировать заказ! Повторите попытку или обратитесь к администратору!")

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КонецПопыт ки;

Рисунок 7. Фрагмент кода для работы с документами по заказу из корзины.

Периодически терминалы сохраняют информацию об операциях по кассе в облачной среде. Посредством защищенного протокола HTTPS реализуется периодическая загрузка данных об операциях по кассе терминала в облачную среду, а с неё - выгрузка на сервер БД в корпоративной сети предприятия. Схема взаимодействия терминалов и сервера в структуре КИС предприятия представлена на рис. 8.

Рисунок 8. Схема сетевого взаимодействия терминалов с сервером БД предприятия.

Таким образом, все поставленные перед проектной группой задачи были решены, цель достигнута. Эффективность предложенного решения подтверждается экспертным заключением заказчика в форме акта о внедрении.

Список литературы:

1. ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Термины и определения.

2. 1С: Предприятие 8. Конфигурация «Фит-нес клуб», редакция 4.0. Руководство пользователя. - М.: Фирма «1С», 2016.

3. Иванов И.В. Теория информационных процессов и систем: учебное пособие / И.В. Иванов. -2-е изд., перераб, и доп. - Белгород: БГТУ, 2014. -203 с.

4. Джонсон Д. Умный дизайн. Простые приемы разработки пользовательских интерфейсов. -СПб.: Питер, 2012. - 224 с.

5. Макеева О.В., Зайцева Е.С. Проблемы организации информационного менеджмента в управлении предприятием // Colloquium-journal. -2019. - № 13-2 (37). - С. 114-115.

6. Соловьев И.В. Проектирование информационных систем. Фундаментальный курс. Учеб. пос. для высшей школы. - М: Академический проект, 2009. - 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.