Научная статья на тему 'Практическая реализация мотивационного программноцелевого обеспечения педагогической системы в женском пенитенциарном учреждении'

Практическая реализация мотивационного программноцелевого обеспечения педагогической системы в женском пенитенциарном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННОЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЖЕНЩИНА-ОСУЖДЕННАЯ / ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ / КАРТОГРАММА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА / ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ / MOTIVATIONAL PROGRAM ORIENTED MANAGEMENT / EDUCATIONAL SYSTEM / PRISON / A FEMALE CONVICT / A TREE OF TARGETS / EFFICIENCY CHART / INTEGRATIVE ASSESSMENT / PARAMETERS TO BE MEASURED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Н. С.

Статья посвящена экспериментальной проверке эффективности мотивационного программно-целевого обеспечения педагогической системы пенитенциарного учреждения для женщин-осужденных. Определены измеряемые параметры в структуре картограммы эффективности педагогической системы женского пенитенциарного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зорина Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE MOTIVATIONAL PROGRAM -ORIENTED FOLLOW-UP OF EDUCATIONAL SYSTEM IN THE FEMALE PENITENTIARY INSTITUTIONS

The article is devoted to the experimental verification of the efficiency of the motivational program-oriented follow-up of educational system of the penitentiary institution for female convicts. The measured parameters of the efficiency chart of the educational system in the female penitentiary institution have been determined.

Текст научной работы на тему «Практическая реализация мотивационного программноцелевого обеспечения педагогической системы в женском пенитенциарном учреждении»

3. Marie-Laure Ruan «Beyong Myth and Mtaphor: Narrative in Digital Media // Poetics Today 23:4 ( Winter 002).

4. Ryan, M.-L. Peeling the Onion:Yayers of Interactivity in Digital Narriv Texsts. Based on talk presented at the Conference «Interactivity of Digital

Texts», Munster, Germay, May, 20O5.

5. Aarseth, E. Cybertext: Perspectives on Ergodic Lierature. Baltimore and London: Johus Hopins UP, 1997.

6. Salen, K., Zimmerman E. Rules of Play: Game Design Fundamentals. Cambrige, MA, 2003.

7. http://de.dstu.ed.ru - distance learning portal DSTU

Статья поступила в редакцию 12.12.12

УДК 34.9

Zorina N.S. PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE MOTIVATIONAL PROGRAM - ORIENTED FOLLOW-UP OF EDUCATIONAL SYSTEM IN THE FEMALE PENITENTIARY INSTITUTIONS. The article is devoted to the experimental verification of the efficiency of the motivational program-oriented follow-up of educational system of the penitentiary institution for female convicts. The measured parameters of the efficiency chart of the educational system in the female penitentiary institution have been determined.

Key words: motivational program - oriented management, educational system, prison, a female convict, a tree of targets, efficiency chart, integrative assessment, parameters to be measured.

Н.С. Зорина, аспирант, Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский гос.

технический университет им. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, Е-mail: [email protected]

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ЖЕНСКОМ ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посвящена экспериментальной проверке эффективности мотивационного программно-целевого обеспечения педагогической системы пенитенциарного учреждения для женщин-осужденных. Определены измеряемые параметры в структуре картограммы эффективности педагогической системы женского пенитенциарного учреждения.

Ключевые слова: мотивационное программно-целевое управление, педагогическая система, пенитенциарное учреждение, женщина-осужденная, дерево целей, картограмма эффективности, интегративная оценка, измеряемые параметры.

По определению, мотивационное программно-целевое управление (МПЦУ) это наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе дерева целей с мотивационным началом в виде цели психологической подготовки коллектива к соответствующему труду, адекватной дереву целей исполняющей программы в виде норм-образцов под каждую цель и управляющей программы, сочетающей в себе социально-психологическую стратегию, социально-психологическую тактику и традиционный управленческий цикл [1].

Структура дерева целей эффективности педагогической системы женского пенитенциарного учреждения в логике «хочу - могу - делаю -получаю» будет иметь следующий вид:

Генеральная цель: ГЦ - повышение эффективности управления педагогической системой пенитенциарного учреждения.

Ведущие цели:

цП - развитие профессионально-личностных качеств субъектов педагогической системы;

цТ - повышение уровня технологического обеспечения мотивационным программно-целевым управлением педагогической системы пенитенциарного учреждения;

цФ - повышение уровня функционально-ресурсного обеспечения педагогической системы;

цК - повышение качества ресоциализации женщин-осужденных как процесса и результата труда педагогов и женщин-осужденных [2].

Цели: группы П:

А - обеспечение самоактуализации;

И - формирование идейности и личностных ценностей субъекта управления;

Э - повышение эрудиции и роста профессионализма;

О - формирование организаторских способностей и умения управлять собой;

Рис. 1. Дерево целей повышения эффективности управления педагогической системой пенитенциарного учреждения Гэнеральная цель: ГЦ - повышение эффективности управления педагогической системой пенитенциарного учреждения.

Ч - совершенствование человечности и личных целей;

С - обогащение стиля управления и знания современных управленческих подходов;

Р - развитие управленческой эмпатии и управленческой рефлексии. группы Т:

са - познание сущности системного анализа и его осуществление;

Пдц - познание сущности дерева целей и построение его; Рип - овладение разработкой исполняющей программы и ее реализацией;

сп - овладение системным планированием в структуре МПЦУ;

со - овладение системной организацией в структуре МПЦУ; ск - овладение системным контролем в структуре МПЦУ; ср - овладение системным регулированием в структуре МПЦУ.

группы Ф:

Ф1 - обеспечение целевой ориентации сотрудников пенитенциарного учреждения, формирование их ценностно-ориентационного единства и психологического климата, стимулирование их труда,

Ф2 - повышение профессионализма субъектов педагогической системы, организовывать методическую и инновационную работу коллектива;

Ф3 - реализация комплексного подхода к организации и проведению с осужденными социальной, психологической и воспитательной работы, направленной на достижение целей исправления, предупреждения совершения новых преступлений;

Ф4 - обеспечивать функционирование отряда, как коллектива женщин-осужденных, объединенных производственными и общественными интересами, функционирование самодеятельных организаций и формирование актива отряда женщин-осуж-денных;

Ф5 - разрабатывать содержание и методы реализации воспитательной работы с женщинами-осужденными на основе уголовно-исполнительного законодательства и особенностей условий, в которых оно работает;

Ф6 - повышение оперативности и качества реализации государственных программ развития пенитенциарной системы;

Ф7 - регулировать восстановления, поддержания и развития социально полезных связей женщин-осужденных с родственниками, трудовыми коллективами, общественными и религиозными объединениями и иными организациями. Организовывать порядок свиданий, телефонных разговоров, получения писем и посылок женщинами-осужденными в соответствии с нормами законодательства;

Ф8 - обеспечивать рациональное использование материально-технической базы для воспитательной работы с осужденными, созданной в соответствии с нормами, установленными правительством РФ,

Ф9 - контролировать исполнение требования Закона и конституционных прав в части защиты прав, свобод и законных интересов осужденных, сохранении и поддержании их здоровья, оказании им помощи в социальной и психологической адаптации [3];

Ф10 - использование технологии картограммирования эффективности функционирования педагогической системы и картограмм в принятии управленческих решений, в планировании педагогической работы, в аттестации управленческих и педагогических кадров пенитенциарных учреждений; группы К:

А1 - повышение психологической готовности к профессиональному труду сотрудников пенитенциарного учреждения;

А2 - повышение технологической готовности к профессиональному труду сотрудников пенитенциарного учреждения;

П1 - совершенствование планирования педагогической работы на основе теоретико-методологических положений МПЦУ, пенитенциарной педагогики и психологии;

П2 - обеспечение участия педагогов в общественной жизни пените2нциарного учреждения;

П3 - повышение уровня организации труда и отдыха, укрепление здоровья (своего и женщин-осужденных);

П4 - повышение педагогического мастерства и совершенствование его практической реализации;

П5 - совершенствование нравственных качеств пенитенциарных сотрудников, обеспечение соблюдения прав и свободы женщин-осужденных;

П6 - обеспечение взаимодействия сотрудников пенитенциарного учреждения с женщинами-осужденными в трудовой, коммуникативной, общественной, учебной, познавательной видах деятельности, в соблюдении режимных требований;

П7 - совершенствование взаимодействия в коллективе сотрудников пенитенциарного учреждения (педагогическое сотрудничество);

П8 - повышение уровня организации рационального применения мер принуждения, средств исправления женщин-осужден-ных и стимулирования их правопослушного поведения;

Х - обеспечение психологической готовности женщин-пре-ступниц к достижению высоких показателей по параметрам К1, К2, Кз, К4, К5;

М - обеспечение технологической подготовленности жен-щин-преступниц к достижению высоких показателей по параметрам К1, К2, К3, К4 К5;

Д1 - обеспечение самоанализа и самодиагностики женщинами- осужденными;

Д2 - обеспечение планирования женщинами-осужденными собственной деятельности по параметрам К1, К2, К3, К4 К5;

Д3 - совершенствование самоорганизации и самостоятельного планирования деятельности женщинами-преступницами по достижению параметров К1, К2, К3, К4 К5;

К1 - повышение самоорганизации и социальной активности женщин-осужденных, их адаптивных возможностей, как показателя готовности к возвращению их в общество как полноценных граждан;

К2 - повышение образовательного, культурного уровня и нравственной воспитанности женщин-преступниц [4];

К3 - повышение гумманизации межличностных отношений в коллективе женщин-осужденных, в общении с персоналом учреждения;

К4 - развитие у женщин-осужденных полезной инициативы, стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию, к участию в работе самодеятельных организаций, в общественно полезной деятельности (оказание помощи и поддержке товарищам и др.).

К5 - повышение качества соблюдения требований режима в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством.

Эксперимент реализации технологии МПЦУ в пенитенциарной системе потребовал введения соответствующих измеряемых параметров. Так как совокупность параметров профессионализма субъекта управления инвариантна, то для анализа и оценки состав этих параметров остаётся неизменным: А, И, Э, О, Ч, С, Р, са, Пдц, Рип, сп, со, ск, ср. При этом квалиметричес-кие правила оценки интегративного показателя уровня развития профессионально-личностных качеств субъекта управления (рп) и уровня технологического обеспечения управления (рт) естественно остаются неизменными. В соответствии с установленными максимальными значениями качественного состояния управляемой системы и уровня функционально-ресурсного обеспечения управляемой системы компетентными экспертами были определены квалиметрические правила для вычисления значений рф, рк.

Для оценки уровней измеряемых параметров были проведены самоэкспертиза сотрудников пенитенциарного учреждения и экспертиза группой компетентных экспертов, по правилу

2пэ, + пэ2

Ипэ=-----------определяется интегративный показатель экспер-

тной оценки. Здесь: пэ1 - оценка экспертов, пэ2 - самооценка сотрудников пенитенциарного учреждения.

На начало эксперимента нами были получены следующие интегративные оценки измеряемых параметров:

- по блоку профессионально - личностных качеств -рп=44,3; П= 63,3%;

- по блоку технологического обеспечения - рт=228,3; Т=58,6%;

- по блоку функционально ресурсного обеспечения -РФ=101,3; Ф=50,6%;

- по блоку качества труда - рк=165,7; К=48,7%.

Итоговый уровень эффективности управления к началу эксперимента составил ИУ=553.

Согласно шкалы уровневых интервалов, эффективность управления педагогической системой в пенитенциарном учреждении к началу эксперимента находилась на допустимом уровне, однако ближе к нижней границе уровня (849> ИУ>550). В структуре управляющих подсистем (показателей) блок функ-

Рис. 2. Динамика развития уровня профессионально-личностных качеств субъектов педагогической системы за время эксперимента

Рис. 3. Динамика повышения уровня технологического обеспечения педагогической системы пенитенциарного учреждения

Рис. 4. Динамика повышения уровня функционально-ресурсного обеспечения педагогической системы

Рис. 5. Динамика повышения качества ресоциализации женщин-осужденных как процесса и результата труда педагогов и женщин-осужденных

ционально-ресурсного обеспечения находится на критическом уровне, также «провальным» является блок «К», хотя остальные блоки находятся на допустимом уровне.

Совершенно определенно можно прогнозировать: повышение показателя блока «Ф» повлечёт за собой повышение показателя блока «К» и в целом рейтинговый показатель эффективности управления педагогической системой пенитенциарного учреждения повысится.

Распределение результатов по уровням измеряемых параметров до и после эксперимента отображены графически на рис. 2-5.

Интегративные оценки измеряемых параметров на конец эксперимента получили следующие значения:

- по блоку профессионально - личностных качеств -рп=65,3; П= 93%;

- по блоку технологического обеспечения - рт=331,3; Т=85%;

- по блоку функционально ресурсного обеспечения -РФ=175,3; Ф=87,7%;

- по блоку качества труда персонала - рк=291; К=86%.

Как показали результаты выполненного нами контрольного обследования уровень эффективности управления пенитенциарного учреждения, участвующего в эксперименте по всем показателям превысил 80%.

Столь высокий уровень анализируемых показателей можно объяснить тем обстоятельством, что практически весь персонал пенитенциарного учреждения прошел обучение методам МПЦУ и активно применяет их в своей деятельности. В тоже время самооценка по трем показателям, по мнению испытуемых, оказалась ниже, чем оценка, данная контролирующими экспертами и по одному показателю совпала с экспертной оценкой. Это свидетельствует о строгой самооценке своих достижений по каждому блоку.

После обучения итоговый уровень эффективности управления педагогической системой пенитенциарного учреждения достиг оптимального уровня (1000

і 863 і 850), хотя с резервом возможного роста до 1000 (верхнего порога оптимального уровня).

Достижение столь высоких показателей по всем блокам параметров явилось результатом целеустремленной и достаточно сложной работы женщин-осуж-денных и коллектива сотрудников исправительного учреждения, на базе которого проводился эксперимент.

Библиографический список

1. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учеб. пособие. - Барнаул, 2007.

2. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. - Барнаул, 2010.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 сентября 2008 года). - Новосибирск, 2008.

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Э/р]. - Р/д: Ь|Нр://фсин.рф^оситепУ index.php?ELEMENT_ID=6663

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: ucheb. posobie. - Barnaul, 2007.

2. Shalaev, I.K. Povihshenie kachestva obrazovateljnogo servisa na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya: monografiya. - Barnaul, 2010.

3. Ugolovno-ispolniteljnihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii (po sostoyaniyu na 20 sentyabrya 2008 goda). - Novosibirsk, 2008.

4. Koncepciya razvitiya ugolovno-ispolniteljnoyj sistemih Rossiyjskoyj Federacii do 2020 goda [Eh/r]. - R/d: http://fsin.rf/document/ index.php?ELEMENT_ID=6663

Статья поступила в редакцию 06.12.12

УДК 376.6

Klepikova S.V., Kulikova N.A. ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF THE CORRESPONDENCE FORM OF TRAINING IN THE EVENING (SHIFT) SCHOOL IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS. The article considers the specificity of the training school in the evening, the necessity of interaction between educational institutions of the correctional colonies, are the main form of organization of the educational process.

Key words: evening (shift) school, penal institutions, penitentiary system, the correspondence group and the individual part-time work forms, block-modular training.

С.В. Клепикова, зам. директора по учебной работе КОУ РА «Вечерняя школа», г. Горно-Алтайск; Н.А. Куликова, канд. филол. наук, доц., Горно-Алтайский гос. Университет, г. Горно-Алтайск,

E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕРНЕЙ [СМЕННОЙ] ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассматривается специфика обучения в вечерней школе, обосновывается необходимость взаимодействия между образовательными учреждениями при исправительных колониях, приводятся основные формы организации учебного процесса.

Ключевые слова: вечерня (сменная) школа, исправительные учреждения, пенитенциарная система, заочная групповая и заочная индивидуальная формы работы, блочно-модульное обучение.

В последнее время образование оказалось в центре внимания общества и государства. На сегодняшний день статус вечерней школы в системе образования не определен. Это проявляется в отсутствии нового базисного учебного плана, программ и учебно-методического комплекса для вечерних школ, в критериальном подходе при оценке качества работы - он такой же, как и для массовых школ. Очевидно, что вечерняя школа не может сравняться по показателям с дневной школой (особенно с лицеями и гимназиями). Там - высокие успеваемость и качество обученности, призеры различных олимпиад, конкурсов, медалисты, что за пределами возможностей педагогов вечерних школ. Вечерняя школа все свое время тратит на «работу над ошибками» дневных общеобразовательных школ, а в вечерних школах при исправительных колониях обучаются далеко не детей, и уже не по разу оступившихся в жизни, а сознательно вставших на путь преступления.

Общество воспринимает вечернюю школу как учреждение «на окраине системы образования», в глазах руководителей разных ведомств это своеобразная низшая ступень, где скапливается так называемый отсев из дневных школ. Лишь немногие, кто прошел вечернюю школу, знают о незыблемом законе «вечерки» - жить, учиться и общаться по нормам душевной чуткости и участия, гуманизма и милосердия. Объективная реальность создала ряд противоречий:

• между постепенным накоплением проблем в образовании и концентрацией внимания педагогической науки на модернизации образовательной системы;

• между необходимостью поиска пути развития вечерних школ и отсутствии проработанных путей развития на уровне органов управления образованием;

• между наличием потенциала вечерних школ при ИУ и отсутствием научно обоснованной системы его реализации.

Опыт работы в вечерней школе при ИУ показывает, что обновление содержания общего образования может быть осуще-

ствлено только через разработку и принятие нового Базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. До сегодняшнего дня мы пользуемся примерным Базисным планом 1998 г. [1].

Вызывают нарекание и примерные программы, и учебнометодический комплекс дневных общеобразовательных школ, не отвечающий специфике вечерних школ, и без учета возраста обучающихся (20-30 лет). Количество часов на изучение предмета в вечерней школе в 2-3 раза меньше, а объем изучаемого материала остается таким же, как и в дневной общеобразовательной школе.

На наш взгляд, возникла необходимость создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров вечерних школ (и в частности при исправительных колониях). Большую роль в этом сыграет создание системы обмена опытом. Вечерние школы при ИУ - это закрытые школы со своеобразной спецификой, в корне отличающиеся даже от обычных вечерних школ. Поэтому взаимодействие с образовательными учреждениями при исправительных колониях, обмен опытом, имеющим практическую направленность, -это необходимость сегодняшнего дня.

Общеобразовательное обучение лиц, отбывающих уголовные наказания, рассматривается Международными стандартными правилами обращения с заключенными и действующими законодательными актами как одно из основных средств исправления данных лиц и подготовки их к жизни на свободе.

В соответствии с законами Российской Федерации в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное получение осужденными, не достигшими 30-летнего возраста, среднего (полного) общего образования. В целях создания необходимых условий для его получения Минюстом России совместно с Минобразования России утверждено положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) образования лицами, отбывающи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.