Научная статья на тему 'Практическая персонология: опыт рефлексии модели способов жизни Е. Б. Старовойтенко'

Практическая персонология: опыт рефлексии модели способов жизни Е. Б. Старовойтенко Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
528
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБЩАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / МОДЕЛЬ / СПОСОБЫ ЖИЗНИ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ВОПРОСНИК / PERSONALITY / GENERAL PERSONOLOGY / REFLECTION / MODEL / WAYS OF LIFE / REFLEXIVE QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потехина Валентина Евгеньевна

В работе проводится краткий обзор новой области психологического знания общей персонологии, позиционирующей себя как«наука личности о личности для личности во имя личности». Рассматривается категория «рефлексии» как философский и психологический феномен познания человеком самого себя. Выстраивается общее определение рефлексии, на котором базируется дальнейшее раскрытие персонологической модели. Утверждаются потенциалы рефлексии в контексте общей персонологии культурный потенциал рефлексии, психологический, экзистенциальный и практический потенциалы рефлексии. Приводится созданная на основе герменевтики философских и психологических текстов модель способов жизни Е.Б. Старовойтенко. Выделяются семь способов жизни, согласно модели: жизнь-поток, жизнь-путь, жизнь-опыт, жизнь-усилие, жизнь-произведение, жизнь-текст, жизнь-путешествие. Используя категорию «рефлексии» и выходя в область практической психологии личности, предлагается модель рефлексивного вопросника модели способов жизни, разработанной одним из авторов общей персонологии Е.Б. Старовойтенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper provides a brief overview of a new area of psychological knowledgeGeneral personology, positioning itself as "the science of personality about personality for personality in the name of personality." The category of "reflection" as a philosophical and psychological phenomenon of self-knowledge is considered. A General definition of reflection is built on which further disclosure of the personological model is based. The potentials of reflection in the context of General personology cultural potential of reflection, psychological, existential and practical potentials of reflection-are approved. The model of ways of life E.B.Starovoytenko created on the basis of hermeneutics of philosophical and psychological texts is given. There are seven ways of life, according to the model: life-flow, life-path, life-experience, life-effort, life work, life-text, life-journey. Using the category of "reflection" and going into the field of practical psychology of personality, the author proposes a model of reflexive questionnaire model of life, developed by one of the authors of General personology E.B. Starovoytenko.

Текст научной работы на тему «Практическая персонология: опыт рефлексии модели способов жизни Е. Б. Старовойтенко»

УДК 159

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ: ОПЫТ РЕФЛЕКСИИ МОДЕЛИ СПОСОБОВ ЖИЗНИ Е.Б. СТАРОВОЙТЕНКО

Потехина Валентина Евгеньевна, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва E-mail: valiapotekhina@yandex.ru

Аннотация. В работе проводится краткий обзор новой области психологического знания - общей персонологии, позиционирующей себя как «наука личности - о личности - для личности - во имя личности». Рассматривается категория «рефлексии» как философский и психологический феномен познания человеком самого себя. Выстраивается общее определение рефлексии, на котором базируется дальнейшее раскрытие персонологической модели. Утверждаются потенциалы рефлексии в контексте общей персонологии - культурный потенциал рефлексии, психологический, экзистенциальный и практический потенциалы рефлексии. Приводится созданная на основе герменевтики философских и психологических текстов модель способов жизни Е.Б. Старовойтенко. Выделяются семь способов жизни, согласно модели: жизнь-поток, жизнь-путь, жизнь-опыт, жизнь-усилие, жизнь - произведение, жизнь-текст, жизнь-путешествие. Используя категорию «рефлексии» и выходя в область практической психологии личности, предлагается модель рефлексивного вопросника модели способов жизни, разработанной одним из авторов общей персонологии Е.Б. Старовойтенко.

Abstract. The paper provides a brief overview of a new area of psychological knowledge- General personology, positioning itself as "the science of personality -about personality - for personality - in the name of personality." The category of "reflection" as a philosophical and psychological phenomenon of self-knowledge is considered. A General definition of reflection is built on which further disclosure of the personological model is based. The potentials of reflection in the context of General personology - cultural potential of reflection, psychological, existential and practical potentials of reflection-are approved. The model of ways of life E.B.Starovoytenko created on the basis of hermeneutics of philosophical and psychological texts is given. There are seven ways of life, according to the model: life-flow, life-path, life-experience, life-effort, life - work, life-text, life-journey. Using the category of "reflection" and going into the field ofpractical psychology of personality, the author proposes a model of reflexive questionnaire model of life, developed by one of the authors of General personology E.B. Starovoytenko.

Ключевые слова: личность, общая персонология, рефлексия, модель, способы жизни, рефлексивный вопросник.

Key words: personality, general personology, reflection, model, ways of life, reflexive questionnaire.

Введение

Общая персонология - новое направление психологической науки, возникшее на фоне «кризиса несочетаемости» - фундаментальной психологии, практической психологии и герменевтической психологии [7]. В данной статье реализуются потенциалы одной из теоретических моделей общей персонологии в область практики самопознания и самополагания личности, таким образом, чтобы «живые знания» о личности смогли найти свое воплощение в ее действительной жизни.

В первой части статьи кратко рассматривается содержание научного направления в психологии - «Общая персонология». Во второй части более подробно рассматривается категория «рефлексии», раскрываются ее потенциалы, реализующиеся в практике персонологического обращения личности к себе. Третья часть содержит пример создания рефлексивного опросника на базе модели способов жизни Е.Б. Старовойтенко.

Обзор общей персонологии

Общая персонология является подходом, разработанным в рамках синтеза фундаментальной, практической и культурной психологии личности. Он возник в качестве интегрального направления психологии личности и позиционирует себя как наука «личности - о личности - для личности - во имя личности». Общая персонология была разработана профессором, д. псх.н. Е.Б. Старовойтенко и профессором, д. псх.н. В.А. Петровским. Данный подход к изучению личности наиболее полно раскрывается через модель основных направлений развития психологии личности. Символом этой модели является «треугольник», вершины которого обозначают основные направления развития психологии личности: фундаментальная психология личности, практическая психология личности, культурная психология личности (рис. 1) [1, с. 30].

ГЕРМЕНЕВТИКА

КУПЫУВНЛВ ПСИХОЛОГИИ ПЧЧНОСТИ «

ОБЩАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ

/ Y \

/

/ у

« -----------3

теории прдктиед

фундаментальная гтскяологня личности практическая психология личности

Рис. 1 Модель основных направлений развития психологии личности

Фундаментальная психология личности содержит теории, идеи, теоретико-эмпирические разработки, методы сбора и анализа знаний, факты о личности, когда-либо открытые и применяемые в психологии разных направлений. Авторы-разработчики модели общей персонологии называют данный пласт знаний «теоретической персонологией». Они видят перспективу ее развития в обогащении уже известных теорий и открытий о личности культурными знаниями, обращение к культурным источникам рождения, существования и хранения знания. Главным продуктом теоретической персонологии авторы считают создание общей теории личности, как некоего места жизни существующих идей и фактов о личности.

Практическая психология личности является пространством для жизни различных психопрактик, способствующих личностной рефлексии, нахождению внутренних значимостей, изменению жизни личности и ее развитию. Целью практической психологии личности является «возвышение жизни человека на уровень «достижения себя». «Практическая персонология» ставит вопрос об использовании отдельных практик в рамках различных подходов для создания потенциала «искусства индивидуального консультирования» [2, с. 21] в современной психологии и психотерапии.

Культурная психология личности предложена автором общей персонологии Е.Б. Старовойтенко в качестве особой области познания личности через обращение к продуктам культуры - текст, образ, символ, метафору, культурным практикам. Главным вызовом «культурной персонологии» является «обоснование культурной ценности 'индивидуальной жизни' как реальности» [2, с. 20], формирование особого взгляда на человека, как творца в культуре.

В синтезе теоретической, практической и культурной психологии личности рождается «психология самополагания личности» - качественно новое измерение внутри «треугольника». По мнению Е.Б. Старовойтенко и В.А. Петровского, в психологии самополагания интегрируются все процессы и отношения, которые имеют свое начало в «вершинах треугольника» персонологии. Здесь значатся опыты рефлексии, саморефлексии и самопознания личности, жизненные достижения персонологов и их личностные вклады в развитие науки. «Персонология самополагания» является новым измерением, в котором живут и гармонично сосуществуют различные теории, идеи, техники и практики о личности, вплетенные в обширную и богатейшую ткань культуры. Согласно авторам общей персонологии, перспектива персонологии самополагания заключается в разработке и создании исследовательских, консультативных и психотерапевтических моделей, способствующих целостному взгляду на личность и ее природу, ориентированных на воплощение личности в различных ее ипостасях, ее самопознание, научное творчество, развитие диалога в отношение себя и мира [1].

Рассматривая общую персонологию через символ «треугольника», мы можем увидеть, что в данном подходе личность является нам не только в синтезе разнообразных теорий, различных практик и культуры, но как нечто большее, не сводимое лишь к анализу и синтезу. Личность в общей персонологии - это не

только еще одна фигура на фоне мира, и также не фон, на котором отражаются происходящие процессы, отношения и другие люди. Личность сама есть создатель, хранитель и продолжатель теории, практики, культуры. Личность есть «не-хватаемая» тайна, которую мы можем только пережить, попробовать понять и принять через самополагание. Таким образом, личность в общей персонологии - есть больше предлагаемого «треугольника». Она-символ самой себя. Методы общей персонологии помогают ей (личности) пояснить саму себя, найти себя, чтобы прийти к себе и обозначить «Я есть. Я есть такой. Я знаю себя. И это хорошо». Одним из методов общей персонологии, помогающий личности лучше проложить «дорогу» к себе, является метод рефлексии, который будет рассмотрен подробнее в следующем разделе.

Рефлексия в практике персонологического обращения

Рефлексия - центральная тема психологии и психологического консультирования. Понятие «рефлексии» пришло в психологию из философии. Первым о проблеме рефлексии заговорил Сократ, согласно которому знанием является лишь то, что уже найдено, переработано и освоено. Сократ утверждает, что наиболее подвластной человеку деятельностью, через которую он может получить знание, является деятельность его собственной души. По Сократу, самопознание есть самая важная задача человека в жизни. Другой античный философ - Аристотель, рассматривал рефлексию как свойство божественного разума, в котором реализуется тождество мыслимого и мысли, единство предмета познания и познающего [3].

Средневековые философы также не обошли своим вниманием феномен «рефлексии». А. Августин полагал рефлексию как путь познания духом истины. Согласно Августину, знание, которому можно наиболее всего доверять - это знание человека о собственной жизни, своем сознании и бытии. Рефлексию, как способность ума, рассматривает Фома Аквинский, отмечая, что она помогает понять универсальное, благодаря чему человек может познать содержание формы [там же].

Изучая теоретические взгляды философов на содержание феномена «рефлексии», нельзя не упомянуть Дж. Локка, который первым ввел понятие «рефлексия». Он называл ее внутренним опытом, который включает не только мышление, но и чувственное восприятие. По Локку, рефлексия - это «...наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» [4, с.155]. Его оппонент, Лейбниц, не поддерживал деление опыта на чувственный (внешний) и внутренний (рефлексия) [6]. Согласно Лейбницу, рефлексия является самостоятельным актом мысли, способностью мысли осознавать свои действия и заключающиеся в них содержания. Лейбниц считал, что рефлексия, как «внимание, направленное на то, что заключается в нас» [5, с.51], является способностью, присущей только человеку.

В качестве познавательной способности и всегда присущим свойством суждения рассматривал рефлексию Кант. Согласно И. Канту, рефлексия «...есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные

условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу может быть правильно определено» [6, с.264]. Таким образом, рефлексия, по Канту, является не только характеристикой познавательной способности разума человека, но и верным способом образования понятий, которыми мы апеллируем.

Из всех представителей классической философской мысли наибольший вклад в исследование рефлексии внес Г.В.Ф. Гегель. Он считал рефлексию освобожденным знанием, свободным от предметного содержания мышления: «Рефлексия есть прежде всего движение мысли, выходящее за пределы изолированной определенности и приводящее ее в отношение и связь с другими определенностями» [7, с. 206]. Такая связь, как пишет Гегель, приводит к чистым формам и процедурам мышления - они изучаются логикой. Рефлексия здесь является процессом выделения чистых мыслей сознания из «непосредственности и внешней конкретности» [7, с. 206]. По Гегелю, рефлексия является движущей силой развития духа. Однако, ограниченность рефлексии отображается в ее неспособности привести абстрактные определения и чистые формы рассудка к единому знаменателю, к общей целостности. А, значит, рефлексия не может претендовать на абсолютное знание. В учении Гегеля о сущности, рефлексия позволяет высвечивать абстрактные моменты созданной им категориальной системы парных понятий (общее и единичное, причина и следствие, сущность и явление, необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и действительность [7, с. 206]). Таким образом, она позволяет схватить заявленные противоречия в их целостности и выступает способом отображения противоположностей друг в друге.

Экзистенциальные философы продолжали рассматривать сущность рефлексии и развивать мысль Гегеля относительно способности рефлексии быть движущей силой для создания, развития, достижения диалога с собой и миром. С. Кьеркегор обратил внимание на значение рефлексии в диалоге «Я-Другой». Диалог, как форма двойной субъективной рефлексии, создает пространство жизни для двух субъективно разных рефлексий - моей и другого. По Кьеркегору, субъективная рефлексия - это «вид внутреннего, вид обладания, вследствие чего оно принадлежит именно этому субъекту и никакому другому» [3]. Отсюда вытекает, что диалог между двумя людьми всегда будет потенциально содержать в себе проблемность, лежать на территории противоречий: с одной стороны, "внутренне изолированная субъективность «хочет сообщить себя», а с другой -стремится остаться «во внутренности ее субъективной экзистенции»" [3]. В этом противоречии есть свой ресурс - находясь в ситуации отраженной субъектности [8], Я (со своей изолированной субъективностью) в диалоге с Другим (с его изолированной субъективностью) может расширить свою субъективность и, не растворяясь в Другом, иметь возможность быть высвеченным его отображенным субъективным светом (находим сходство данной идеи Кьеркегора с идеей Гегеля о способности рефлексии высвечивать абстрактные элементы у парных понятий).

Другой экзистенциальный философ, Э. Гуссерль, особенно бережно относился к пониманию рефлексии. Он связывал ее с феноменологией и тонкой материей переживания. Согласно взглядам Гуссерля, рефлексия есть "общая рубрика для всех тех актов, в каких становится очевидно схватываемым и анализируемым поток переживания со всем многообразно встречающемся в нем" [9, с. 233]. Он говорил о том, что феноменология реализуется во многом благодаря рефлексии. Рефлексия, по Гуссерлю, является универсальным чистым переживанием, благодаря которому возможен рефлективный поворот взгляда личности на движения и жизнь ее мыслей. Тогда личность имеет возможность внутренне оценить акты своих мыслей, занять позицию по отношению к ним, вынести суждение самой себе о них.

Продолжавший традицию феноменологии, М. Хайдеггер, ставил в оппозицию рефлексии (которую он понимал, как трактовку бытия сущего и мышления как представления этого сущего [3]) герменевтику. Согласно Хайдеггеру, процедуры герменевтического истолкования помогают прийти к осмыслению и пониманию структуры экзистенции личности, бытия-здесь (Dasein), а, главное, заботы. Хайдеггер считал, что экзистенция личности может быть высвечена при условии, если он остается один на один со своей совестью в страхе перед ничто. Хайдеггер придерживался мнения о том, что «Путем субъективной рефлексии над мышлением, уже учредившим себя в качестве субъективности», невозможно достичь бытия...» [10, с. 218]. Таким образом, М. Хайдеггер критиковал существующую метафизику в отношении отождествления бытия с сущим и рефлексию, как репрезентацию подлинной сущности (экзистенции) личности.

Новая критика рефлексии и, в некотором роде, ее «девальвация» в науке философии последующими исследованиями ее природы, метода и позитивного значения (М. Фуко, Ф. Ницше, Н. Бердяев и др.) привели к организации новых научных дисциплин на основе понятия «рефлексии» [3]. Это такие научные направления, как психология, психотерапия, педагогика. В отечественной школе психологии также немало внимания уделялось научным размышлениям, теоретическим исследованиям рефлексии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, Е.Б. Старовойтенко и др.).

С.Л. Рубинштейн считал рефлексию необходимым актом личности в отношении своей персональной жизни. Он дифференцировал рефлексию в качестве активной внешней и внутренней деятельности личности, содержащую в себе наблюдения личности за собой, осмысление себя, нахождение личности наиболее подходящего для нее способа выражения, который был бы ей приятен [11]. Рефлексия, по Рубинштейну, становится тем необходимым феноменом в жизни личности, благодаря которой она имеет возможность расширить свое внутреннее и внешнее пространство за счет углубляющихся связей с собой и миром, установить близкие отношения с собой и Другими, понять себя и свою историю, а также занять мета-позицию по отношению к ней. Таким образом, рефлексия дает возможность личности «встать над» своей жизненной ситуацией, укорениться в своем жизненном пространстве, расширить его, «пустить корни» в

мир, общество, культуру: «...Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней» [11, с. 351].

Для дальнейшей работы и исследования в рамках раскрытия модели способов жизни нам представляется необходимым подвести итог теоретическому анализу феномена рефлексии, определив понятие рефлексии, на которое мы будем опираться в нашей дальнейшей деятельности. Итак, рефлексию мы будем понимать, как процесс самопознания, анализ личностью своего опыта, позволяющий ей расширить границы собственного жизненного пространства, «встать над» потоком своих переживаний, обратиться к себе и другим, создать и развернуть диалог с собой и миром, который предполагает нахождение нового знания о себе и включение его в систему координат, модель -большую, чем «Я-сам».

Базируясь на нашем определении рефлексии, в рамках персонологического исследования модели способов жизни личности важно обратиться к рефлексивному методу и понять, каким образом он может быть использован в применении к теоретической модели способа жизни практическим образом, зачем это нужно, в чем здесь положительный характер такой практики для личности, решившей однажды для себя обратиться к себе. Далее будут представлены потенциалы рефлексии, выявленные современным ученым, автором и создателем общей персонологии, Е.Б. Старовойтенко. Это поможет увидеть важность разработки и применения рефлексивных практик в проживании, становлении, реализации жизни личности.

Культурный потенциал рефлексии заключает в себе опыты познания себя, который существует и берет свое начало со времен Античности до наших дней. Важными источниками рефлексии являются продукты культурогенеза - Я-тексты выдающихся личностей эпох, тексты самопознания и исповеди, произведения искусства, музыка, художественная литература и т.д. На протяжении времен человек стремился познать самого себя, познать истину своего жизненного пути, достичь благополучия, открыть тайну своего бытия, найти ключ к нему. Поэтому культурный потенциал рефлексии с его продуктами культурогенеза имеет неиссякаемый источник моделей «преодоления испытаний, изменения поведения, разрешения жизненных проблем, обновления противоречий» [2, с. 50].

Психологический потенциал рефлексии содержится в множестве взглядов на предмет рефлексии, которые сложились в психологии. В когнитивной психологии рефлексия понимается в качестве способности человека анализировать и синтезировать свои интеллектуальные процессы и содержания собственной мыслительной деятельности. В психологии сознания рефлексия рассматривается как состояние проживания и присутствия личности в тех жизненных событиях, в которые она оказывается включена и задействована, как диалог личности с Я, а также как способ Я-интеграции. В психологии личности рефлексия определяется в связи с активностью личности в создании и

реализации проекта «Я» [2, с. 50], создания личностью аутентичных текстов о самой себе, познания личностью себя в отношениях и складывающихся противоречиях. Психология рефлексии рассматривает рефлексию с позиции логического, рационального использования техник построения индивидуального самопознания, в котором «Акцентируются конкретные смыслы, операции, результаты рефлексии, включенной в конкретные виды деятельности личности» [2, с. 51].

Экзистенциальный потенциал рефлексии может иметь несколько модусов своего содержательного наполнения. Рефлексия может стать способом укрепления и усиления Я личности, «аспектом общей одаренности, иногда гениальности» [2, с. 51]. Потенциал рефлексии может быть раскрыт при ее становлении «жизненным достоянием и творческим самовыражением» личности, благодаря чему личность имеет возможность собрать себя и целостно самореализовать. Для молодых людей рефлексия может помочь собрать и структурировать в систему различные желания, импульсы, мысли, чувства, упорядочить их. Для взрослых людей рефлексия может стать способом преодоления жизненных кризисов, конфликтов и противоречий, «мужественным вызовом отчаянию» [2, с. 52]. Рефлексия может стать источником обновления жизни. Она способна обратить экстраверта к своему личному, глубоко интимному, внутреннему миру, а интроверта побудить к внешне-направленным усилиям для достижения и утверждения себя в мире.

Практический потенциал рефлексии заключает в себе возможности применения и развития техник самопознания личности. Техники самопознания, как практики рефлексии, моделируют различные формы рефлексивной активности личности. Согласно Е.Б. Старовойтенко, к ним относятся: самоисследование, самооценивание, самоосмысление, самовыражение, исповедь [2, с. 52]. В рамках данной статьи мы наиболее подробно рассмотрим самоисследование как рефлексивную активность личности. Главное, что может дать самоисследование личности - это знание. Знание о том, что знают обо мне другие; что я сам о себе знаю; что знают другие обо мне, а Я не знаю; что я знаю о себе, а другие не знают; то неизвестное во мне, которое может быть скрыто или выявлено мне или другим и т.д. Цель, к которой стремится самоисследование - это создание целостной мысленной картины «Я» [2, с. 52].

Процесс построения и применения метода рефлексии в практике раскрытия модели способов жизни рассмотрен в следующем параграфе.

Рефлексивный вопросник на основе теоретической модели способов жизни

В предыдущих параграфах мы рассматривали особенности науки общей персонологии, модель ее модусов и направлений развития, а также понятие рефлексии и потенциалы рефлексивного метода по Е.Б. Старовойтенко. Нами было сконструировано определение рефлексии, на которое будем опираться, реализуя потенциалы теоретической модели способов жизни в практику самопознания. Модель способов жизни была предложена Е.Б. Старовойтенко. Она построена на основе герменевтического метода применительно к

философским и психологическим текстам [12]. Автор выделяет следующие способы жизни, среди которых: жизнь-поток, жизнь-путь, жизнь-опыт, жизнь-усилие, жизнь-произведение, жизнь-текст, жизнь-путешествие. Опишем кратко каждый из перечисленных способов жизни.

Жизнь-поток представляет собой «спонтанное, неосознаваемое или слабо осознанное движение жизни, увлекающее, несущее человека...» [12, с.7]. Жизнь-поток похожа на слитый сплав, который неподвластен изменению человеком. Такая жизнь увлекает своей стремительностью, «набегающими извне событиями, ситуациями или своими внутренними состояниями». Это переживание точнее можно описать словами быть «в струе жизни».

Жизнь-путь знаменует последовательность проживания личностью периодов своей жизни. Человек способен различать себя прошлого, видеть себя настоящего, и намечать стратегически себя будущего. Поступательность развития во времени, стремление к цели и идеалу, поиск своего предназначения, ориентация на ценностное содержание и общественную деятельность освещают способ жизни-пути.

Жизнь-опыт предполагает значимость для личности ее прошлого и настоящего. В такой жизни человеку важно чувствовать, ощущать свою историю, ее связь с предыдущими поколениями и окружающими людьми в настоящем. Жизнь-опыт наполнена значимыми крупными событиями, оказавшими влияние на становление личности, ее сегодняшнее состояние. Для человека важно активно обращаться к своему прошлому и прошлому других людей, чтобы осмыслить его, извлечь из него ценное для себя знание применительно к настоящему для нахождения «личной формы» жизни.

Жизнь-усилие можно обозначить емким выражением «жить здесь и сейчас». Многозадачная каждодневная усердная работа личности, способность собраться в тяжелое для себя время, черпание ресурсного состояния из «взрывов жизни», способность поступать, отвечать, брать на себя ответственность за свои действия составляют напряженную жизнь-усилие. Личность, живущую в таком способе жизни, по праву называют продуктивной, инициативной, амбициозной, участливой.

Жизнь-произведение равно жизнь-шедевр. В таком способе жизни личность стремится к совершенству, красоте, эстетике. Личность есть автор, режиссер творческого сценария своей жизни. Здесь много красок, оттенков, эмоций, творений, музы, драм. Такой является жизнь писателя, поэта, художника, актера, мыслителя, музыканта и др. «Стремление достичь завершенности, совершенства, эстетического идеала жизни, которые будут высоко оценены потомками» [12, с. 8].

Жизнь-текст наиболее сильно реализует потенциал рефлексии в построении жизни. Такой способ жизни предполагает свое выражение в создании рефлексивных текстов о себе (написание дневников, мемуаров, автобиографий, исповеди и др.). Большое значение здесь имеет диалог личности с собой, другими, миром. «Создание авторского внутреннего текста интерпретации или 'чтения' жизни» [12, с. 8].

Жизнь-путешествие приводит личность к опасностям, открытиям, трудностям, самоиспытаниям. Стремление преодолеть имеющиеся границы жизни, встреча с новым и неизвестным, приключение - могут характеризовать способ жизни-путешествие. Это активное освоение человеком стихий, природы, новых пространств, образов, ролей, открытие сокровищ и тайн жизни, обращение к миру бессознательного, а также поиск аутентичного «Я». В таком способе жизни человеку нередко встречаются учителя-наставники, сэнсэи, сопровождающие и знакомящие личность с чем-то новым, интересным. Жизнь-путешествие насыщенная, сочная, событийная, динамичная, разнообразная [12].

Следует отметить, что модель способов жизни, предложенная Е.Б. Старовойтенко, является инструментом для разработки и внедрения рефлексивных практик в работу психолога-консультанта, психотерапевта и в повседневную жизнь каждого человека, интересующегося собой и другими. Для того, чтобы рассмотренную модель сделать рабочей, следует привести ее к виду рефлексивного вопросника - таким образом, чтобы теоретическое знание превратилось в прикладное. Для этого опишем процедуру, которой мы придерживались, чтобы актуализировать разработанную Е.Б. Старовойтенко теоретическую модель способов жизни.

В рамках учебного курса «Модели персонологии» на семинарском занятии современным исследователем и преподавателем дисциплины общей персонологии А.Н. Исаевой было предложено групповое задание. Задача состояла в том, чтобы создать рефлексивный вопросник на основе теоретической модели способов жизни. В ходе выполнения задания студентам-психологам необходимо было разбиться на 4 экспертные группы. Всего в ходе занятия участвовало 18 человек. Каждая экспертная группа проводила свой анализ описания модели способа жизни, на основе которой, при помощи мозгового штурма, участниками разрабатывались рефлексивные вопросы. Перед тем как составить вопрос, необходимо было подумать о том, что мы хотим узнать своим вопросом о человеке и его жизни, про что мы хотим от него услышать, спрашивая его. Главными требованиями вопросов выступали: четкость, однозначность, структурированность. Вопросы должны были быть сформулированы именно как рефлексивные, т.е. человек, читая или слыша такой вопрос, отвечал бы более развернуто, более «про себя», обращаясь к себе, своему опыту и переживаниям. Чтобы ответом на вопрос не было «да», «нет», «у меня такое есть», «у меня такого нет». Ответ на рефлексивный вопрос предполагает обращение к персональному в человеке. Таким образом, одной из важнейших функций рефлексивного вопроса, является побуждение человека к диалогу с собой, обращение к себе, размышление о себе, своей жизни.

На выполнение задания было отведено два академический часа. Далее, каждая группа студентов-экспертов по очереди представляла свою рабочую модель рефлексивного опросника по теоретической модели Е.Б. Старовойтенко «способы жизни». В ходе дальнейшего группового обсуждения (также два академических часа) вопросы реконструировались, уточнялись, шлифовались. Диалог преподавателя со студентами оказал наибольшую пользу и

продуктивность в реконструкции вопросов, доведении их до лаконичной, содержательной формы. Далее приведем модель рефлексивного вопросника, разработанного на основе теоретической модели способов жизни Е.Б. Старовойтенко (табл. 1). Еще раз хотелось бы уточнить, что данная модель является продуктом, созданным совместными усилиями студентов (в т.ч. автором статьи) и преподавателя А.Н. Исаевой.

Таблица 1

Рефлексивный вопросник на основе теоретической модели «способы жизни» Е.Б. Старовойтенко

Способы жизни Рефлексивные вопросы

Жизнь - поток 1. Чувствую ли я себя всецело поглощенным моей жизнью? Что для меня это значит? Как это происходит? 2. В какие моменты я бываю особенно спонтанным? Когда я это делаю? Важно ли для меня быть спонтанным? 3. Важна ли для меня спонтанность жизни, или предсказуемость? Почему для меня это важно? 4. Что в моей жизни зависит только от меня? 5. Что в моей жизни не зависит от меня? 6. Часто ли я ощущаю себя находящимся в нужном месте в нужное время? Опыт значимого совпадения с местом и временем. 7. Когда я оказываюсь сильно увлеченным? Как это происходит? Как я это переживаю? Как эти состояния начинаются и заканчиваются? (Т.е. как я вхожу в них и как выхожу?) 8. Где у меня в жизни появляется вдохновение?

Жизнь - путь 1. Было ли в моей жизни событие, которое раскололо ее на «до» и «после»? Что это за событие? Опишите его. В чем ощутима разница? Что изменилось? 2. Важно ли для меня видеть цель в жизни? (Всегда иметь цель?) Есть ли в моей жизни цель и в чем она состоит? Что я делаю, если я эту цель теряю? Как я себя чувствую, когда теряю цель в жизни? 3. Различаю ли я моменты, этапы своей жизни? Есть ли у меня ощущение изменений моей жизни за эти периоды? Нравятся ли мне эти изменения? Хорошо ли это для меня? 4. Как я ощущаю свое продвижение по дороге жизни? Что позволяет мне ощущать, что это движение есть?

Выпуск №9, 2018 Продолжение таблицы 1

Жизнь - опыт 1. Какое событие в своей жизни я бы назвал «судьбоносным»? Почему? Что в нем особенного для меня? 2. Какие события делают мою жизнь именно моей? 3. Какие значимые события составляют мой путь? 4. Часто ли я ощущаю себя причастным к глобальным процессам? Когда я это переживаю? 5. Важно ли для меня вспоминать и осмысливать события моей жизни? Какие события я вспоминаю чаще всего? В какие из них я возвращаюсь чаще? 6. Важно ли для меня возвращаться назад? К чему тогда я возвращаюсь? Важна ли для меня память моментов? Что самого дорогого для меня в них есть? 8. Чувствую ли я, что моя жизнь укоренена, вплетена в опыт человечества? Важно ли для меня обращаться туда? Что мне это дает? 9. Что мне в моей жизни дает опыт? Нужен ли он мне? Полезен? Каким образом? Почему?

Жизнь - усилие 1. Жизнь для меня-это борьба за место под солнцем? 2. Как мои усилия меняют мою актуальную ситуацию? 3. Попадаю ли я в сложные жизненные ситуации? Что я с ними делаю? Что я в них делаю? 4. Позволяю ли я событиям своей жизни происходить так, как они происходят? 5. Являюсь ли я основной причиной самых значимых событий в моей жизни? 6. Важно ли для меня чувствовать себя причиной значимых событий? Почему это важно? 7. Какие цели нельзя реализовать в масштабах одной человеческой жизни? 8. Есть ли у меня проект собственной жизни? Стремлюсь ли я его реализовать? В чем его основные пункты? Что я уже успел сделать в направлении к ним?

Жизнь - произведение 1. Когда я проживаю себя творцом собственной жизни? 2. Где в моей жизни есть место творчеству? Где оно присутствует? 3. Где в моей жизни я чувствую эстетику и совершенство? Когда я проживаю красоту в своей жизни? 4. В каких сферах моя жизнь может являться (восприниматься) идеалом для других? 5. Какой образ/метафора лучше всего отражает то, что сейчас происходит в моей жизни? 6. Ощущаю ли я себя режиссером своей жизни? Что это за чувство-быть автором «собственной песни»? В чем это проявляется? 7. Если ли у меня образ, картина того, к чему я точно хочу прийти в своей жизнедеятельности? Что мне было бы нужно сделать в своей жизни, чтобы достичь ее завершенности? Такой завершенности, которая была бы для меня венцом творения моей жизни?

Выпуск №9, 2018 Продолжение таблицы 1

Жизнь - текст 1.Часто ли у меня возникают внутренние диалоги? 2. Веду ли я дневник? Значимо ли это для меня? 3. Важно ли для меня обращаться к себе? Как и когда я это делаю? 4. Что в моей жизни я принимаю ближе всего к сердцу? 5. Что заставляет меня особенно переживать? Что затрагивает меня больше всего? Важно ли мне описывать это? 6. Веду ли я разговоры с самим собой? Например, у себя в голове? В чем для ценность таких разговоров? Почему я их веду? 7. Забочусь ли я о том, чтобы относиться к другим? Важно ли для меня прояснять важные для себя моменты в отношениях в диалоге с другим, или мне страшно (или я не считаю нужным) это делать? Почему?

Жизнь - путешествие 1. В чем основной вызов моей жизни? 2. Есть ли в моей жизни наставники, учителя, которые действительно помогли мне прийти к тому, чему я хотел? Научили ли они меня тому, чему мне хотелось научиться? 3. Нравится ли мне мысль о путешествиях? Чем она привлекательна (или непривлекательна) для меня? 4. Чувствую ли я, что моя жизнь полна приключениями? Что это за приключения? 5. Важно ли для меня побывать в тех пространствах (улицах, городах, странах, океанах), в которых я еще не был? Что бы мне это дало? 6. Боюсь ли я испытаний и трудностей в жизни? Почему? 7. Как я отношусь к новому, неизвестному (новым людям, местам, другим культурам, иному мышлению и образу жизни)? Пугает ли это меня, или, наоборот, наполняет и расширяет мою жизнь? Чувствую ли я, что это хорошо для меня-быть открытым «иному»? 8. Осваиваю ли я новые для себя «земли»? Какие они? Что в них нового? Что я приобретаю? 9. Какие чувства у меня бы возникли, если бы я получил приглашение съездить на океан и освоить эту стихию? Например, заняться океанским дайвингом или серфингом?

Подводя итоги, выделим основные моменты результатов проделанной работы. Во-первых, в результате перевода теоретической модели способов жизни в рефлексивный вопросник было получено прикладное знание применения модели в практике консультирования и самопознания - а именно, модель вопросов по каждому способу жизни (табл.1). Во-вторых, выявлена техника процесса построения рефлексивных вопросов с помощью основного инструмента - модели и ее характеристик. В-третьих, предложенная модель способов жизни Е.Б. Старовойтенко послужила достойным примером

герменевтики философско-психологических текстов. Это знание может быть полезным для построения, разработки и развития собственных авторских моделей, которые могут быть использованы в практике психолога-консультанта, психотерапии, преподавании, в написании авторского текста, диссертации и др. Хотелось бы отметить, что самым важным в практике реализации превращения теоретического знания в прикладное выступал диалог студентов друг с другом, диалог студентов с преподавателем и оказанная им помощь в создании аутентичного продукта персонологического знания.

Заключение

В настоящей статье обсуждался опыт рефлексии модели способов жизни Е.Б. Старовойтенко. Было рассмотрено новое научное направление «Общая персонология», разработанная В.А. Петровским и Е.Б. Старовойтенко. Выявлены три ключевые основы понимания общей персонологии, составляющие в совокупности символ «треугольника»: фундаментальная психология личности, практическая психология личности, культурная психология личности. Центральным звеном науки общей персонологии является психология самополагания личности, заключающая в себе силу трех перечисленных основ. Был описан феномен «рефлексии» в его философском и психологическом понимании учеными-философами и психологами. В результате синтезирования научных взглядов на предмет рефлексии было разработано авторское определение рефлексии. Связь практики персонологического обращения и рефлексии была рассмотрена в потенциалах рефлексии, разработанных Е.Б. Старовойтенко. В третьей части настоящей статьи была рассмотрена модель способов жизни Е.Б. Старовойтенко, описана процедура создания рефлексивного вопросника и представлена целостная модель вопросов в форме таблицы по каждому способу жизни. Данная модель не претендует на завершенность и совершенность. Она требует доработок, уточнения задаваемых вопросов, выбора лучших и соответствующих формулировок вопросов для валидности их применения в практике психологии и в жизни.

Список использованных источников:

1. Петровский В.А., Старовойтенко Е. Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. -Т. 9. - № 1. - С. 21-39.

2. Старовойтенко Е.Б. Персонология: жизнь личности в культуре. - М.: Академический проект, 2015. - 431 с.

3. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. Степина В.С. - М.: Мысль, 2001. - 2659 с.

4. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Том 1. - М.: Мысль, 1985. - 621 с.

5. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Том 2. - М.: Мысль, 1983. - 686 с.

6. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. - М.: Наука, 1999. - 655 с. (Серия «Памятники философской мысли»).

7. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. - М.: Мысль, 1974. - 452 с.

8. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности. Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С. 17-31.

9. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. - М.: Академический Проект, 2009. - 489 с.

10. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

12. Старовойтенко Е.Б. Парадигма жизни в персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - Т. 7. - № 1. - С. 3-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.