бы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни учащихся, ведется журнал по технике безопасности и охране труда на рабочем месте.
На завершающем занятии подводятся итоги с обсуждением того, какими начальными навыками овладели школьники и какие сложности они испытывали при выполнении заданий, выявляются профессиональные намерения учащихся. Кроме того, учащиеся выполняют итоговую работу в соответствии с учебной программой: презентации с дегустацией самостоятельно приготовленных кондитерских изделий, кулинарных блюд, оформление праздничной сервировки стола, защита проектов «Продавец — профессия творческая».
Участникам, освоившим программу профессиональной пробы по профессии в полном объеме, выдается сертификат за подписью директора техникума и приглашение продолжить обучение в НТПП.
Но есть определенные трудности: сложно организовать присутствие на пробах школьников из отдаленных районов города; дублирование специальностей и профессий в профессиональных образовательных организациях; недостаточная популярность среди школьников и их родителей профессий и специальностей СПО.
С октября 2016 г. по апрель 2017 г. профессиональными пробами было охвачено 150 учащихся 8-9-х классов общеобразовательных организаций. Сертификаты получили 30 человек, 17 из них стали студентами нашего техникума и обучаются по выбранным профессиям и специальностям.
Таким образом, профессиональные пробы выступают для учащихся механизмом формирования готовности к выбору профессии и помогают им сделать правильный шаг в будущее, для НТПП — одним из факторов выполнения плана набора мотивированных на получение специальности, профессии студентов.
практическая деятельность как условие профессионального становления обучающихся профессиональных образовательных организаций
Н. В. Козырева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования
Профессиональное образование отвечает за качественное профессиональное становление выпускников, ориентированных на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, обладающих знаниями новых информационных технологий, способностью самостоятельно контролировать этапы своего интеллектуального развития.
Профессиональное образование — формирование и развитие установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией в процессе профессионального обучения, воспитания и профессионального становления.
Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения
квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда) [3, с. 11]. Очевидно, что профессиональное становление заключается не только в совершенствовании трудовых навыков, но и самосовершенствовании личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как развивается личность: из исполнителя человек становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству.
В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:
• предварительный этап — получение общего представления о профессии, осознание собственных потребностей и способностей. Первоначально личность имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях в ходе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т. д. В конце этого этапа личность переходит к непосредственному выбору будущей профессии;
• подготовительный этап — получение среднего и высшего профессионального образования, приобретение необходимых знаний, умений, навыков. В ходе этого этапа личность пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;
• этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда происходит усвоение практических навыков и алгоритма действий, осваивание основных социальных ролей, адаптация к ритму, характеру, особенностям работы;
• этап профессионализации — этап совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. Именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему;
• этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста [2, с. 31].
Осваивая профессиональную сферу в профессиональной образовательной организации, обучающийся формирует смыслы и профессионально важные качества. Профессионально важные качества будущего специалиста — это его индивидуальные особенности, которые способствуют формированию положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремлению к личностному росту, профессиональному совершенствованию. Педагогическая практика подтверждает, что профессионально значимые качества необходимо развивать.
Система обучения в профессиональных образовательных организациях Прокопьевского городского округа способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности. В практике организаций профессионального образования реализуются традиционные формы и методы профориентационной работы: дни открытых дверей, виртуальные экскурсии на предприятия, дни выпускника, фестива-
ли рабочих профессий, профессиональные пробы и практики, профориентационные игры, КВН, конкурсы «Лучший по профессии» и др. В последнее время активность самоопределения и становления обучающихся снизилась, чему в определенной степени способствовали устаревшие формы работы. В связи с этим в профессиональных образовательных организациях происходит поиск эффективных форм и методов содействия профессиональному становлению обучающихся. Возникает потребность в разработке качественно новых практических технологий, направленных на повышение активности обучающихся на этапе самореализации и самоутверждения в выбранной профессии.
Организация и проведение профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организаций позволяет решить проблемы, связанные с содействием профессиональному становлению обучающихся. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся школ формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии, а у обучающихся профессиональных образовательных организаций — готовность организовывать собственную деятельность, ставить и выполнять различные профессиональные задачи, а также оценивать их эффективность и качество.
В профессиональных образовательных организациях реализуются рабочие программы профессиональных проб по разным направлениям. Обучающиеся школ Прокопьевского городского округа проходят по желанию профессиональные пробы по различным специальностям и отраслям, тем самым выбирают для себя профессиональную образовательную организацию для построения дальнейшей перспективы обучения в ней, начиная процесс своего профессионального становления.
На первом курсе обучающиеся адаптируются к образовательному пространству через формирование культурных запросов и потребностей, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. На данном этапе для обучающихся организуются посвящения в студенты, уроки успеха, встречи с людьми, прославившими свою профессию, проводится профессиональная диагностика, разрабатываются рекомендации мастерам производственного обучения, кураторам групп.
На начальном этапе получения специализации происходит укрепление и углубление
профессиональных интересов обучающихся. На этом этапе активно используется проектная технология. Реализуя тот или иной проект, человек решает поставленные проблемы, а не находится в исследовательском поиске чего-то нового. Проектная деятельность, на наш взгляд, предоставляет обучающимся большую степень свободы, позволяет проявить мотивированный интерес к избранному предмету изучения, выработать и отстаивать собственную позицию, развивать критическое мышление и формировать собственную систему взглядов. Работа по выполнению профориентационных проектов позволяет обучающимся познакомиться с выбранной профессией, лучше осознать себя в окружающем мире как личность и как будущего профессионала, самоутвердиться и самореализоваться, сформировать свою жизненную позицию, приобрести умение решать проблемы. Тематика проектов может быть разнообразной: «Я через 5 лет» «Воображение успеха» и др. [1, с. 35].
Внедрение профориентационных методов, основанных на использовании современных форм, способствует формированию активной позиции обучающегося профессионального образования в процессе прогнозирования и планирования своего профессионального будущего. Один из таких профориентационных методов — кейс-метод. Предлагаемый метод относится к имитационным активным методам обучения, в котором совместными усилиями группы обучающиеся анализируют ситуацию, возникающую в реальном личностном или профессиональном пространстве, вырабатывают практическое решение. Целью реализации кейса является содействие профессиональному становлению, формированию профессионально-трудовой самостоятельности, способности самореализации и самоутверждения в выбранной профессии через уточнение личностного смысла выбранной специальности или рабочей профессии; обеспечение перехода от социальной роли и личностной позиции обучающегося (потребителя, иждивенца) к позиции работника; развитие ценности профессионального самообразования. Используется следующая тематика кейсов: «Рынок труда и конкуренция», «Требования работодателей», «Самопознание», «Профессионально важные качества приобретаемой профессии». В рамках данных тем предлагаются задания, где обучающиеся в командном режиме обсуждают описанную ситуацию, принимают оптимальное решение для предлагаемой ситуации, затем пре-
зентуют его всем. Также можно разрабатывать и использовать кейсы по тематике получаемых специальностей, например «Быстрая транспортировка людей в экстренных условиях». Задача данного кейса состоит в том, чтобы придумать образ и конструкцию автомобиля с возможностью полета, определить ее вес и грузоподъемность, высоту полета, условия взлета и посадки. Также проект должен быть достаточно рентабельным. В качестве решения кейса должна быть представлена целостная транспортно-ло-гистическая система доставки больных в условиях территории. Целевым показателем работы системы является безопасность.
Непосредственное углубленное знакомство со специальностью осуществляется во время прохождения учебной и производственной практик. Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество — это этап четвертого курса. Данный этап характеризуется проведением обучающимися профессиональных образовательных организаций различных мастер-классов для старшеклассников школ: «Эксклюзивное оформление блюд», «Экспресс-прическа», «Работа в программах фотошопа» и др. Мастер-класс — это интерактивная форма обучения и обмена опытом. Старшеклассники на мастер-классе не наблюдатели, а участники. Суть мастер-класса состоит в передаче от мастера (обучающегося профессиональной образовательной организации) старшекласснику действующей технологии, также происходит практическое знакомство с технологией профессиональной деятельности, в том числе с авторскими наработками мастера.
Таким образом, содействие в профессиональном становлении обучающихся профессиональных образовательных организаций невозможно без реализации практической деятельности, поскольку именно она позволяет развивать и формировать у обучающихся необходимые профессиональные компетенции.
1. Зеер Э. Ф. Психологические основы профессиональной деятельности. Теоретические основы профессионального становления. — М. : ПЕР СЭ; Логос., 2007.
2. Корнеев Ю. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 11.
3. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М. : Изд-во УРАО, 2002.