Научная статья на тему 'Практическая деятельность как условие профессионального становления обучающихся профессиональных образовательных организаций'

Практическая деятельность как условие профессионального становления обучающихся профессиональных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая деятельность как условие профессионального становления обучающихся профессиональных образовательных организаций»

бы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни учащихся, ведется журнал по технике безопасности и охране труда на рабочем месте.

На завершающем занятии подводятся итоги с обсуждением того, какими начальными навыками овладели школьники и какие сложности они испытывали при выполнении заданий, выявляются профессиональные намерения учащихся. Кроме того, учащиеся выполняют итоговую работу в соответствии с учебной программой: презентации с дегустацией самостоятельно приготовленных кондитерских изделий, кулинарных блюд, оформление праздничной сервировки стола, защита проектов «Продавец — профессия творческая».

Участникам, освоившим программу профессиональной пробы по профессии в полном объеме, выдается сертификат за подписью директора техникума и приглашение продолжить обучение в НТПП.

Но есть определенные трудности: сложно организовать присутствие на пробах школьников из отдаленных районов города; дублирование специальностей и профессий в профессиональных образовательных организациях; недостаточная популярность среди школьников и их родителей профессий и специальностей СПО.

С октября 2016 г. по апрель 2017 г. профессиональными пробами было охвачено 150 учащихся 8-9-х классов общеобразовательных организаций. Сертификаты получили 30 человек, 17 из них стали студентами нашего техникума и обучаются по выбранным профессиям и специальностям.

Таким образом, профессиональные пробы выступают для учащихся механизмом формирования готовности к выбору профессии и помогают им сделать правильный шаг в будущее, для НТПП — одним из факторов выполнения плана набора мотивированных на получение специальности, профессии студентов.

практическая деятельность как условие профессионального становления обучающихся профессиональных образовательных организаций

Н. В. Козырева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Профессиональное образование отвечает за качественное профессиональное становление выпускников, ориентированных на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, обладающих знаниями новых информационных технологий, способностью самостоятельно контролировать этапы своего интеллектуального развития.

Профессиональное образование — формирование и развитие установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией в процессе профессионального обучения, воспитания и профессионального становления.

Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения

квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда) [3, с. 11]. Очевидно, что профессиональное становление заключается не только в совершенствовании трудовых навыков, но и самосовершенствовании личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как развивается личность: из исполнителя человек становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

• предварительный этап — получение общего представления о профессии, осознание собственных потребностей и способностей. Первоначально личность имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях в ходе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т. д. В конце этого этапа личность переходит к непосредственному выбору будущей профессии;

• подготовительный этап — получение среднего и высшего профессионального образования, приобретение необходимых знаний, умений, навыков. В ходе этого этапа личность пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;

• этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда происходит усвоение практических навыков и алгоритма действий, осваивание основных социальных ролей, адаптация к ритму, характеру, особенностям работы;

• этап профессионализации — этап совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. Именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему;

• этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста [2, с. 31].

Осваивая профессиональную сферу в профессиональной образовательной организации, обучающийся формирует смыслы и профессионально важные качества. Профессионально важные качества будущего специалиста — это его индивидуальные особенности, которые способствуют формированию положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремлению к личностному росту, профессиональному совершенствованию. Педагогическая практика подтверждает, что профессионально значимые качества необходимо развивать.

Система обучения в профессиональных образовательных организациях Прокопьевского городского округа способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности. В практике организаций профессионального образования реализуются традиционные формы и методы профориентационной работы: дни открытых дверей, виртуальные экскурсии на предприятия, дни выпускника, фестива-

ли рабочих профессий, профессиональные пробы и практики, профориентационные игры, КВН, конкурсы «Лучший по профессии» и др. В последнее время активность самоопределения и становления обучающихся снизилась, чему в определенной степени способствовали устаревшие формы работы. В связи с этим в профессиональных образовательных организациях происходит поиск эффективных форм и методов содействия профессиональному становлению обучающихся. Возникает потребность в разработке качественно новых практических технологий, направленных на повышение активности обучающихся на этапе самореализации и самоутверждения в выбранной профессии.

Организация и проведение профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организаций позволяет решить проблемы, связанные с содействием профессиональному становлению обучающихся. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся школ формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии, а у обучающихся профессиональных образовательных организаций — готовность организовывать собственную деятельность, ставить и выполнять различные профессиональные задачи, а также оценивать их эффективность и качество.

В профессиональных образовательных организациях реализуются рабочие программы профессиональных проб по разным направлениям. Обучающиеся школ Прокопьевского городского округа проходят по желанию профессиональные пробы по различным специальностям и отраслям, тем самым выбирают для себя профессиональную образовательную организацию для построения дальнейшей перспективы обучения в ней, начиная процесс своего профессионального становления.

На первом курсе обучающиеся адаптируются к образовательному пространству через формирование культурных запросов и потребностей, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. На данном этапе для обучающихся организуются посвящения в студенты, уроки успеха, встречи с людьми, прославившими свою профессию, проводится профессиональная диагностика, разрабатываются рекомендации мастерам производственного обучения, кураторам групп.

На начальном этапе получения специализации происходит укрепление и углубление

профессиональных интересов обучающихся. На этом этапе активно используется проектная технология. Реализуя тот или иной проект, человек решает поставленные проблемы, а не находится в исследовательском поиске чего-то нового. Проектная деятельность, на наш взгляд, предоставляет обучающимся большую степень свободы, позволяет проявить мотивированный интерес к избранному предмету изучения, выработать и отстаивать собственную позицию, развивать критическое мышление и формировать собственную систему взглядов. Работа по выполнению профориентационных проектов позволяет обучающимся познакомиться с выбранной профессией, лучше осознать себя в окружающем мире как личность и как будущего профессионала, самоутвердиться и самореализоваться, сформировать свою жизненную позицию, приобрести умение решать проблемы. Тематика проектов может быть разнообразной: «Я через 5 лет» «Воображение успеха» и др. [1, с. 35].

Внедрение профориентационных методов, основанных на использовании современных форм, способствует формированию активной позиции обучающегося профессионального образования в процессе прогнозирования и планирования своего профессионального будущего. Один из таких профориентационных методов — кейс-метод. Предлагаемый метод относится к имитационным активным методам обучения, в котором совместными усилиями группы обучающиеся анализируют ситуацию, возникающую в реальном личностном или профессиональном пространстве, вырабатывают практическое решение. Целью реализации кейса является содействие профессиональному становлению, формированию профессионально-трудовой самостоятельности, способности самореализации и самоутверждения в выбранной профессии через уточнение личностного смысла выбранной специальности или рабочей профессии; обеспечение перехода от социальной роли и личностной позиции обучающегося (потребителя, иждивенца) к позиции работника; развитие ценности профессионального самообразования. Используется следующая тематика кейсов: «Рынок труда и конкуренция», «Требования работодателей», «Самопознание», «Профессионально важные качества приобретаемой профессии». В рамках данных тем предлагаются задания, где обучающиеся в командном режиме обсуждают описанную ситуацию, принимают оптимальное решение для предлагаемой ситуации, затем пре-

зентуют его всем. Также можно разрабатывать и использовать кейсы по тематике получаемых специальностей, например «Быстрая транспортировка людей в экстренных условиях». Задача данного кейса состоит в том, чтобы придумать образ и конструкцию автомобиля с возможностью полета, определить ее вес и грузоподъемность, высоту полета, условия взлета и посадки. Также проект должен быть достаточно рентабельным. В качестве решения кейса должна быть представлена целостная транспортно-ло-гистическая система доставки больных в условиях территории. Целевым показателем работы системы является безопасность.

Непосредственное углубленное знакомство со специальностью осуществляется во время прохождения учебной и производственной практик. Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество — это этап четвертого курса. Данный этап характеризуется проведением обучающимися профессиональных образовательных организаций различных мастер-классов для старшеклассников школ: «Эксклюзивное оформление блюд», «Экспресс-прическа», «Работа в программах фотошопа» и др. Мастер-класс — это интерактивная форма обучения и обмена опытом. Старшеклассники на мастер-классе не наблюдатели, а участники. Суть мастер-класса состоит в передаче от мастера (обучающегося профессиональной образовательной организации) старшекласснику действующей технологии, также происходит практическое знакомство с технологией профессиональной деятельности, в том числе с авторскими наработками мастера.

Таким образом, содействие в профессиональном становлении обучающихся профессиональных образовательных организаций невозможно без реализации практической деятельности, поскольку именно она позволяет развивать и формировать у обучающихся необходимые профессиональные компетенции.

1. Зеер Э. Ф. Психологические основы профессиональной деятельности. Теоретические основы профессионального становления. — М. : ПЕР СЭ; Логос., 2007.

2. Корнеев Ю. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 11.

3. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М. : Изд-во УРАО, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.