Научная статья на тему 'Практическая апробация методики оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов'

Практическая апробация методики оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TRANSPORT AND LOGISTICS POTENTIAL / АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / AUTOMOBILE SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Назарычев Дмитрий Валерьевич, Шубный Александр Андреевич

В статье на основе первичных данных произведена практическая апробация методики оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов. Сделан вывод, что разработанная методика целесообразна к применению коммерческими предприятиями и государственными органами, что должно благоприятно сказаться на региональном экономическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Назарычев Дмитрий Валерьевич, Шубный Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical testing of methodology for assessing the transport and logistical potential of the regional automobile system

In this article, a practical testing of methodology for assessing the transport and logistical potential of the regional automobile system has been implemented on the basis of primary data. The article defines that the developed methodology is suitable for use by commercial enterprises and government agencies. In the long term it will favorably impact the economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Практическая апробация методики оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов»

практическая апробация методики оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов

_Аннотация

В статье на основе первичных данных произведена практическая апробация методики оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов. Сделан вывод, что разработанная методика целесообразна к применению коммерческими предприятиями и государственными органами, что должно благоприятно сказаться на региональном экономическом развитии. _

Ключевые слова: регион, транспортно-логистический потенциал, автомобильный комплекс _

Транспортно-логистическая система на региональном уровне представляет собой комплекс, состоящий из определенных элементов, в рамках которого выполняются те или иные функции, в том числе экономического характера [2]. Являясь частью единой экономической макросистемы, она испытывает на себе воздействие различного рода факторов и в то же время сама выступает катализатором их дальнейшего развития в релевантных направлениях.

В России транспортно-логистическое обеспечение автомобильного комплекса субъектов страны традиционно является сдерживающим фактором, продуцируя экономическую дифференциацию в их развитии. Указанное определяет необходимость разработки методического обеспечения для текущей оценки, а также последующего принятия соответствующих управленчес-ко-экономических и финансовых решений на различных уровнях.

Назарычев Дмитрий Валерьевич

аспирант кафедры

коммерции,

Нижегородский

государственный

университет

им. НИ. Лобачевского,

г. Нижний Новгород

dnazarychev@mail.ru

Шубный

Александр Андреевич

специалист по экспорту,

ЗАО «Юроп Фудс ГБ», г. Бор (Нижегородская область)

alexandershubnyy@bk.ru

Интегральный показатель оценки транспортно -логистического потенциала автомобильного комплекса региона

Разработанный нами в [3] интегральный показатель оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса региона, имеющий вид:

<р = 0,319кш + 0,262кп+0,233^ + 0,186^, (1)

где кТП - показатель, отражающий инфраструктурную составляющую; кП - показатель, отражающий производственную составляющую; кЭ - показатель, отражающий экономическую составляющую; кд - показатель, отражающий логистическую составляющую; в своей основе имеет как теорию статистики (с использованием стандартизированного коэффициента регрессии), так и экспертные характеристики, что повышает его объективность. Кроме того, практическая апробация на 31 регионе Приволжского и Центрального федеральных округов России позволила доказать гипотезу о том, что в основе эмпирического распределения его значений лежит закон нормального распределения, тем самым с использованием теории статистики обоснована его значимость. Это, в свою очередь, позволило сформулировать оценочную шкалу дифференциации регионов по уровню их транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса (см. табл. 1). Сформулированная оценочная шкала достаточно скупо отражает уровень дифференциации регионов, однако несомненным ее преимуществом является простота и универсальность практического применения независимо от:

- размеров региона;

- географического расположения;

- наличия международных транспортных коридоров или пограничных выходов;

- особенностей организационно-экономического характера;

- иных индивидуальных особенностей региона. Таким образом, разработанный интегральный показатель оценки транспортно-логистичес-кого потенциала автомобильного комплекса

л.|7Г _

российское предпринимательство,№ 23(269)/декабрь 2014

дики

_в России

транспортно-

_обеспечение

томобильного

_является

_сдерживающим

_фактором

Таблица 1

Оценочная шкала дифференциации регионов по уровню транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса

Уровень региона Диапазон ф

Отстающий Ф < 0,436

Устойчивый 0,436 < ф < 0,502

Перспективный Ф > 0,502

Источник: составлено автором.

региона (1) в совокупности с оценочной шкалой (см. табл. 1) представляют собой законченную методику оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов, которая должна учитываться при формировании стратегий социально-экономического развития конкретного региона, а также иных стратегических документов и мероприятий, направленных на развитие субъекта.

Используя полученную методику оценки транс-портно-логистического потенциала автомобильного комплекса, для большей информативности представим регионы Приволжского и Центрального федеральных округов России в сгруппированном виде (см. табл. 2). По данным таблицы 2 видно, что в настоящее время для регионов Приволжского федерального округа пропорция «Отстающие / Устойчивые / Перспективные» имеет вид «36% / 43% / 21%», а для регионов Центрального федерального округа - «53% / 29% / 18%». Таким образом, констатируя тот факт, что Приволжский федеральный округ опережает Центральный по количеству перспективных регионов и уступает по количеству отстающих, можно сделать вывод, что транс-портно-логистическая система автомобильного комплекса лучше развита у субъектов первого. Осознание этого факта подтверждает необходимость оптимальной перегрузки части транспортной нагрузки с Центрального федерального округа на Приволжский.

Однако разработанная методика и полученные выводы могут учитываться не только соответствующими государственными органами при разработке стратегических документов и мероприятий, но и в бизнес-среде - предприятиями, чья

практическая_

апробация позволила доказать гипотезу о том, что в основе эмпирического распределения его

значений лежит_

закон нормального распределения_

логистика

7"

Таблица 2

Регионы ПФО и ЦФО по уровню транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса

№ Отстающие № Устойчивые № Перспективные

1 Пензенская область 1 Республика Мордовия 1 Республика Башкортостан

2 Самарская область 2 Нижегородская область 2 ПФО Республика Марий-Эл

3 в а Чувашская Республика 3 ПФО Удмуртская Республика 3 Республика Татарстан

4 Оренбургская область 4 Кировская область 1 О Ярославская область

5 Пермский край 5 Саратовская область 2 Ф Московская область

1 Брянская область 6 Ульяновская область 3 Рязанская область

2 Костромская область 1 Белгородская область

3 Орловская область 2 Владимирская область

4 Тверская область 3 О в Ц Калужская область

5 ЦФО Воронежская область 4 Смоленская область

6 Ивановская область 5 Тульская область

7 Курская область

8 Липецкая область

9 Тамбовская область

Источник: составлено автором.

деятельность связана с транспортно-логистичес-ким обслуживанием, в том числе занимающимися внешнеэкономической деятельностью.

Практическая апробация на примере данных ЗАО «Юроп ФудсГБ»

Практическую апробацию приведем на примере данных закрытого акционерного общества «Юроп Фудс ГБ» - нижегородской компании-лидера в производстве дегидратированных продуктов питания быстрого приготовления. В процессе производства и реализации своей продукции предприятие осуществляет экспортно-импортные поставки, одним из направлений которых является Украина. При этом транспортный путь продукции выглядит следующим образом: г. Бор (Нижегородская

^ -Ж о

российское предпринимательство,№ 23(269)/декабрь 2014

Таблица 3

Схема маршрута следования продукции ЗАО «Юроп Фудс ГБ» по территории России (до Украины)

1 2 3 4 5 6

Нижего- Владимирс- Московская Тульская Орловская Брянская

родская кая область область область область область

область «Устойчи- «Перспек- «Устойчи- «Отстаю- «Отстаю-

«Устойчи- ВЫй» тивный» вый» щий» щий»

вый»

Источник: составлено автором.

область) - г. Нижний Новгород (Нижегородская область) - г. Гороховец (Владимирская область) -г. Вязники (Владимирская область) - г. Владимир (Владимирская область) - Московская область -г. Тула (Тульская область) - г. Орел (Орловская область) - с. Троебортное (Брянская область) / с. Бачевск (Украина) - г. Глухов (Украина) -г. Козелец (Украина) - г. Киев (Украина). Используя группировку регионов, представленную в таблице 2, транспортный путь продукции ЗАО «Юроп Фудс ГБ» по территории России можно разделить на шесть точек, что схематично представлено в таблице 3.

При этом доля транспортных затрат в конечной стоимости продукции ЗАО «Юроп Фудс ГБ», поставляемой одному клиенту на Украину по указанному транспортному пути, составляет 5-6%. Снижение значения данного показателя возможно благодаря оптимизации транспортного маршрута через регионы, входящие в группу «Перспективных» или «Устойчивых». Очевидным видится трассировка пути следования продукции в точке «5» не через Орловскую область, входящую в группу «Отстающие», а через соседнюю Калужскую область, относящуюся к группе «Устойчивые», что возможно благодаря единоразовой логистической проработке.

Выводы

Использование разработанной методики оценки транспортно-логистического потенциала автомобильного комплекса регионов широким кругом заинтересованных лиц дает возможность коммерческим организациям снизить транспортные

интегральный_

показатель_

в совокупности с оценочной шкалой представляют собой законченную методику оценки

потенциала_

автомобильного комплекса регионов

логистика

_разработанная

_методика

могутучитываться не только соответствующими

_государственными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_органами,

_но и в бизнес-среде

издержки, а государственным органам сконцентрировать свое внимание на наиболее проблемных регионах, что в перспективе должно благоприятно повлиять на уровень межрегиональной экономической дифференциации.

Источники

1. Буч О.В. Анализ предпосылок создания транс-портно-логистического кластера в Мурманской области // Российское предпринимательство.

- 2014. - № 2 (248). - с. 140-144. - http://www. creativeconomy.ru/articles/31532/.

2. Ларионов В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной промышленной логистики // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24 (246). - с. 145-152. - http://www.creativeconomy.ru/ аЛ^/30993/.

3. Назарычев Д.В. Модернизация автотранспортной системы региона как императив его устойчивого экономического развития // Российское предпринимательство. - 2014. - № 14 (260).- С. 49-60.

- http://www.creativeconomy.ru/articles/32654/.

Dmitry V. Nazarychev

Postgraduate, Department of Commerce,

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhny Novgorod Alexander A. Shubny

Export Specialist,

"Europe Foods" GB", CJSC, Bor (Nizhny Novgorod Region)

Practical testing of methodology for assessing the transport and logistical potential of the regional automobile system

_Abstract

In this article, a practical testing of methodology for assessing the transport and logistical potential of the regional automobile system has been implemented on the basis of primary data. The article defines that the developed methodology is suitablefor use by commercial enterprises and government agencies. In the long term it willfavorably impact the economic development of the region.

Keywords: region, transport and logistics potential, automobile system

российское предпринимательство,№ 23(269)/декабрь 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.