Научная статья на тему 'Прагматизм: основные идеи и представители'

Прагматизм: основные идеи и представители Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2654
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прагматизм / «философия действия» / «познание как деланье» / «истина как успешность» / Чарльз Пирс / Джон Дьюи / Уильям Джеймс. / pragmatism / "philosophy of action" / "knowledge as doing" / "truth as success" / Charles Pierce / John Dewey / William James.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А.В. Ушакова

Статья посвящена истории возникновения «философии действия» (прагматизма). Рассматриваются идеи и теории, оказавшие влияние на становление и развитие этого направления. Показывается актуальность философии прагматизма в контексте современных проблем взаимодействия человека и социума. На материале идей Ч. Пирса, Д. Дьюи и У. Джеймса анализируются основные принципы, лежащие в основе «философии действия» (прагматизма). Особое внимание уделено определениям понятий: истина, успешность и познание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pragmatism: main ideas and representatives

The article is devoted to the history of the emergence of the ";philosophy of action" (pragmatism). The ideas and theories that influenced the formation and development of this direction are considered. The relevance of the philosophy of pragmatism in the context of modern problems of interaction between man and society is shown. Based on the ideas of Ch. Pierce, D. Dewey, and W. James analyzes the basic principles underlying the ";philosophy of action" (pragmatism). Special attention is paid to the definitions of the concepts: truth, success and cognition.

Текст научной работы на тему «Прагматизм: основные идеи и представители»

Прагматизм: основные идеи и представители1

А.В. Ушакова

Статья посвящена истории возникновения «сЬило-сосЬии действия» (прагматизма). Рассматриваются идеи и теории, оказавшие влияние на становление и развитие этого направления. Показывается актуальность философии прагматизма в контексте современных проблем взаимодействия человека и социума. На материале идей Ч. Пирса, Д. Дьюи и У. Джеймса анализируются основные принципы, лежащие в основе «философии действия» (прагматизма). Особое внимание уделено определениям понятий: истина, успешность и познание.

Ключевые слова: прагматизм, «философия действия», «познание как деланье», «истина как успешность», Чарльз Пирс, Джон Дьюи, Уильям Джеймс.

Pragmatism: main ideas and representatives

Anna V. Ushakova

The article is devoted to the history of the emergence of the "philosophy of action" (pragmatism). The ideas and theories that influenced the formation and development of this direction are considered. The relevance of the philosophy of pragmatism in the context of modern problems of interaction between man and society is shown. Based on the ideas of Ch. Pierce, D. Dewey, and W. James analyzes the basic principles underlying the "philosophy of action" (pragmatism). Special attention is paid to the definitions of the concepts: truth, success and cognition.

Keywords: pragmatism, "philosophy of action", "knowledge as doing", "truth as success", Charles Pierce, John Dewey, William James.

1 Статья подготовлена под руководством доктора философских наук Н.Х. Орловой

82

Введение

Философское понятие прагматизм (от греч. pragma - дело, действие) обозначает «¡течение американской мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа философии» [10].

Направление прагматизм возникло в США в 70-е годы XIX века и окончательно оформилось в 40-е XX века. Его зарождение связываютс именем американского философа Чарльза Пирса (1839-1914), который первым сформулировал принципы прагматизма.

Далее его идеи активно разрабатывались в трудах Уильяма Джеймса (1842-1910), Джона Дьюи (1859-1952К Джошжа Мида (1863-1931) и дтжгих сЬилососЬов. Каждый из них внёс вклад в развитие философии прагматизма. Джон Дьюи сосредоточился на оценке комплекса философских проблем, перед которыми стоял Новый Свет. Уильям Джеймс предложил понимать прагматизм как философию одновременно жёсткую (tough-minded) и мягкую (tender-minded). Джордж Мид разработал оригинальную теорию «социального бихевиоризма»2, сфокусировав внимание на становлении индивидуального разума внутри социума.

Прагматизм не исчерпывается этими именами. Американские и европейские философы и по сей день стремятся его возвратить и популяризировать, издавая книги и журналы. На сегодняшний день прагматизм широко распространён в школах и университетах США и развивается как сугубо американское философское направление. Это непосредственно проявляется в проектной деятельности, которую самостоятельно выбирает учащийся. Например, работа в мастерских, садах, фермах и т.д. в соответствии с интересом ребёнка, где он получит знания, которые считает для себя нужными.

2 Бихевиоризм (от англ. Behaviour - поведение) - ведущее направление в американской психологии и социально-политической мысли, изучающее поведение в различных его аспектах.

83

Чарльз Пирс - зарождение прагматизма

Известный американский философ Чарльз Пирс ставил цель реконструировать философию, так как считал, что классическая её форма слишком оторвана от жизни, абстрактна и созерцательна. Главной её целью он видел в объяснении человеческого действия через структуры и психологические механизмы сознания. Большое внимание философ уделял психологии мышления, которая, по его мнению, могла помочь и научить, сделать наши идеиясными. Разработав теорию, в своей книге «Что такое прагматизм?»3 Пирс подчёркивал, что «главной отличительной чертой прагматизма было признание ею неразрывной связи между рациональным познанием и рациональной целью» [6, с.298].

Последователь Ч. Пирса философ У. Джеймс, в своей книге «Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления»4, изложил «Теорию Пирса» так: «<...> наши убеждения (belifs) суть фактические правила для действия; <...> для того чтоб выяснить смысл какого-либо утверждения, мы должны лишь определить тот способ действия (conduct), которое оно способно вызвать: в этом способе действия и заключается для нас всё значение данного утверждения» [2, с.34].

Введённое Пирсом и упоминаемое у Джеймса понятие «убеждение» (belifs)- это способность действовать определённым способом для достижения успеха. Процесс перехода от сознания и сомнения к убеждению и вере философ считал познанием.

Чарльз Пирс считал, что первой ступенью познания выступает не интуиция, как считали многие психо-

3 Peirce C.S. Collected Papers. Ed. by C. Hartshorne and P. Weiss; Arthur W. Burks. Vol. 1-8. Cambridge — Mass: The Belknap Press of Harvard University Press, 1965-1967 [6].

4 James W. Pragmatism, a new name for some old ways of thinking. Pragmatism (Philosophy) [from old catalog] — New York [etc.] Longmans, Green, and co, 1907 [2].

84

логи и философы, а «фанероскопия»5. Согласно его теории, познание истины можно достичь лишь путём рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с объектом. В свою очередь любое знание об объекте всегда является незавершённым и опровержимым, гипотетичным. Он считал истинным лишь то, относительно чего в настоящее время нет достаточно веских сомнений.

Пирс разработал четыре метода закрепления убеждений, тем самым настаивая, что процесс познания невозможен без доказательств:

- упорство - т. е. верование в то, во что нам хочется верить (слепой и непоколебимой приверженности индивида раз навсегда избранным взглядам);

- авторитет- когда верование контролируется извне (навязывание определённого образа мысли какой-то инстанцией или лицом, пользующимся доверием);

- априорный метод - приведение к выводам через естественный свет разума (принятия «согласных с разумом» положений в качестве метафизических предпосылок);

- метод науки (эмпирических наблюдений, анализа, выдвижения и экспериментальной проверки гипотез) [4, с. 231-243].

Особое внимание, в своей теории, он уделял принципу фаллибилизма6, понятию истины, научному методу и кумулятивно-конвергирующей модели процесса научной эволюции. Он настаивал, что фаллибилизм -это доктрина, утверждающая, что наше знание никогда не является абсолютным, оно всегда «<...> плывет в континууме неопределённости и индетерминизма» [9, с.

5 Фанероскопия (фанера - явление, видимость) Пирсом трактуется как учение о взаимодействии духа и реальности, осуществляемое на уровнях бытия и познания.

6 Термин фаллибилизм (от лат. ГаШЬШв «подверженный ошибкам, погрешимый») разработан Ч. Пирсом. Он предполагал, что в любой данный момент времени наше знание о реальности носит частичный и предположительный характер недостоверности и неопределённости.

85

3561. Этим высказыванием сЬилососЬ хотел сказать, что мы не можем точно знать «предмет», а можем только верить в то каким он представляется нам в силу привычки, воспитания, принадлежности к определённому социальному слою. Если в классической сЬилососЬии противоположностью знанию выступаетнезнание, то в прагматизме этим является сомнение.

В дальнейшем, взгляды и разработанная Ч. Пирсом теория, продолжила своё развитие в трудах У. Джеймс и Д. Дьюи. Они видели познание как инструмент приспособления человека к окружающей среде, как к природной, так и к социальной. Но в отличие от своего предшественника они трактовали возможность реализации познания только лишь через опыт. Таким образом процесс познания невозможен без делания, действия. Оно априорно является результатом какого-либо акта, работы, развития человека.

Основные черты философии Уильяма Джеймса

Как уже упоминалось выше, Уильям Джеймс был одним из первых философов, продолживших работу Чарльза Пирса. Он доработал «прагматический принцип», разделив его на методологическую, метафизическую и гносеологическую сферы. Помимо этого, Джеймс предложил трактовать «прагматический принцип» через чувство психологической удовлетворённости индивида в достижении правильного убеждения, которое мыслил, как «успешное» и имеющее «начальную стоимость» в личном опыте.

Уильям Джеймс утверждал, что прагматизм - это лучшее средство улаживания споров и достижения компромисса. Исходя из этого, он выделил важные и наиболее актуальные векторы: свободной воли, социального действия индивида и ответственности. В этих координатах каждый человек должен самостоятельно делать выбор и стремиться к компромиссу между необходимостью следовать закону и своей свободной волей.

86

В первом разделе мы уже упоминали, что понятия «познание» и «истина» Уильям Джеймс трактовал иначе чем Ч. Пирс. Для Джеймса истина как кредитный билет, который имеет силу только в определённых условиях: «<...> истина не является «статическим» свойством идей. Эти последние становятся истинным, делаются истинными благодаря событиям. Истинность идеи сама представляет собой событие, процесс, именно - процесс её «проверки» (verification), её «узаконивания» (validatiov). Истинно то, что проверено» [8, с.22].

В качестве «истины» признается лишь то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше приспособлено к любой части жизни и позволяет опираться на всю совокупность нашего опыта. Истинность знания определяется полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. При этом успех Джеймс мыслит не только как единственный критерий истинности идей, но как само содержание понятия истины. Философ писал, что истина открывает смысл нравственной добродетели и успешности, а не является смысловой информацией об объекте познания.

Подчеркнём, что понятия «истина» и «познание» у Джеймса неотделимы друг от друга. Достижение истины является целью познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.). Она приводит нас к собственному совершенствованию и успеху.

В теории Джеймса также, как и у Пирса присутствуют убеждения (belifs), но для Джеймса они есть импульсы к сознательному ограничению внутренней свободы личности, и одновременно источником «делания» человеком собственной жизни. «Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас обществеиную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но имеем даже прирождённую наклонность обращать на себя внимание других и про-

87

изводить на них благоприятное впечатление» [3, С.83] -читаем в книге «Психология»7. Такого рода трактовка вводит в прагматизм сферу психологических вопросов.

Помимо психологического аспекта в философии Джеймса встречается ещё и антропологический. Он интерпретирует экзистенциальную тоску человека о Боге и гармоничном устройстве мира как стремление к обретению искомого двумя путями: атеистическим (путь чести) и религиозным (второе рождение человека). По мнению Джеймса, жизнь и смерть человека не может являться абсолютным благом или злом. Философ трактует «зло - как абсолютного незнания и благо - как абсолютное знание».

Сильным местом в идеях Джеймса считается размышления о перспективных направлениях самореализации индивида в социуме. Он говорит о социальном организме, о плюралистической Вселенной, указывая на то, что в рамках этого социального организма, каждый человек исполняет свой долг в надежде на то, что другие люди будут делать то же. Джеймс предлагает условия, при которых индивид, взаимодействуя с окружающей социальной средой, достигает наилучших результатов, реализует себя наиболее полно. По мнению философа, социальная среда практически не участвует в принятии человеком решений; она схожа с потоком, который избирает русло в зависимости от того, по какому пути его направят.

В своих философских взглядах Уильяме Джеймс исходил из идеализации социальной реальности: человек реализуется в обществе тогда, когда обретает внутреннюю гармонию Вклад Джеймса в развитие американского прагматизма и институтов гражданского общества ограничивался описанием неких идеальных моделей. Общая направленность его философских установок имеет скорее отношение к проблеме индивида в социуме и носит социально-философс^й характер.

7 W. James. Psychology: Briefer Course. N.Y.: H.Holt & Co, 1891 [6]

88

Джон Дьюи и его философия прагматизма.

Джон Дьюи, продолжая разрабатывать прагматизм, предложил концепцию «образования - как исследования», интегрированную в контекст реконструированной им прагматической философии. В книге «Опыт и природа»8 Дьюи писал: «<...> идеальный мир, включая метафизические абстракции, теологические системы, общественные, политическое и правовые институты и даже моральные принципы, возникающие тогда, кода люди пытаются сделать возможности и ограничения непредсказуемой природы стабильными и предсказуемыми» [1, с.242].

Теоретической основой учения Джона Дьюи послужила, в том числе, концепция натурализма и новое видение теории опыта. Для него натурализм стал результатом отхода от идеалистического, метафизического истолкования реальности, а опыт - как отрицание идеи первотолчка и отказ от поиска первопричины всего сущего. Именно опыт он видел центральным понятием философии и подчёркивал необходимость строить вокруг него все философские исследования.

Под опытом философ понимал все, что имеется в человеческом сознании как врождённое, так и приобретённое в процессе жизни. По его мнению, носителем опыта является сознание, «преднамеренное и тщательное установление связей между действием и его последствием. Оно не просто отмечает наличие связей, но обращает внимание на её детали, эксплицируя смыслы, выраженные в виде отношений» [4, с. 114].

В своей теории Дьюи делит опыт на чувственный, сверхчувственный, религиозный, моральный, политический, художественный, социальный, культурный, «мой и твой», показывая, что опыт охватывает все сферы жизни человека.

8 John Dewey. Art as Experience. Perigee Trade, 1980.

89

Джон Дьюи старался выстроить свою теорию так, чтобы отойти от классической теории праксис (praxis). Для него всё в мире имеет прагматическую цель и единую традицию - помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной задаче и её решению. Такая трактовка опыта сближает Дьюи с Джеймсом, но в отличии от Джеймса, он главной задачей видит в том, чтобы добиваться единых целей и с помощью философии - преобразовать сам опыт и систематически совершенствовать его во всех сферах человеческой жизни.

По мнению Дьюи, философия должна быть источником просвещения, своеобразной школой человеческой мысли, инструментом обучения разумности. Он утверждал, что все основные ценности являются результатом усилий и интеллектуальных достижений в процессе жизненного экспериментирования. Помимо понимания образования как навык исследовать жизнь, он видел его, как своеобразную дорогу к свободе. Такая трактовка, не могла не найти своих сторонников. Она активно внедрялась в образовательный процесс, что позволило практической образовательной деятельности развивать атмосферу постоянного мыслительного поиска, в котором учащиеся не заняты бесполезным запоминанием, а размышляют над важными для них проблемами.

Следует отметить, что разработками в сфере прогрессивного образования Джон Дьюи снискал себе известность реформатора педагогики. Все его изыскания в сфере образования были направлена на претворение в жизнь его философского учения. Он стремился привить ученикам навыки прагматического мышления и воспитать школьников в духе своей философии.

Разработанная Джоном Дьюи философско-педагогическая система, получила широкое распространение в 30-е годы XX века в США. Со временем, стало понятно, что она не обе спечиваеттребование дать

90

учащимся необходимый уровень знаний. Тем не менее, влияние его теории сохраняется в американской школе и по сей день.

Заключение

Подводя итоги нашего обзора о становлении прагматизма как философского направления, подчеркнём, что к началу XX столетия он стал полноденной философской школой, основанной на принципах классической эпистемологии. Далее в первой половине XX века он развился в философское направление, которое может учить «как жить». Во второй половине XX века задачу «учить как жить» делегировалось популярной литературе и публицистике. К началу XXI столетия прагматизм «оброс» и именами, и концепциями, и представительными сообществами. С 2000 г. проводятся регулярные Центрально-европейские прагматистские форумы (CEPF). В 2005 г. было создано Международное прагматическое общество, в 2012 г. - Европейская ассоциация прагматизма. Издаются периодические журналы, как например, "Contemporary Pragmatism"9; "European Journal of Pragmatism and American Philosophy"10; "Pragmatism Today"11. Что касается современной университетской философии, то сегодня прагматизм рассматривается как «не одна теория, а скорее семейство позиций, он охватывает спектр разных, подчас крайне различающихся, подходов» [7].

Литература

1. Американская философия. Введение / Под ред. А.Т. Марсубяна и Джона Райдера. М.: Идея-П^сс, 2008.

9 "Contemporary Pragmatism" URL: https://brill.com/view/journals/

copr/coproverview.xml?lan-guage=en (15.06.2023)

10 "European Journal of Pragmatism and American Philosophy" URL:

https:/ /journals.openedition.org/ ejpap/2735 (15.06.2023)

11 "PragmatismToday" URL: https://pragmatismtoday.eu/ (15.06.2023)

91

2. Джеймс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления / Пер. с англ. П. Юшкевича. СПб.: Шиповник, 1910.

3. Джеймс У. Психология / Под ред. A.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991.

4. Джохадзе И. Прагматизм // Философская антропология 2018. Т. 4. № 1. С. 231-243 URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/pragmatizm (15.06.2023)

5. Дьюи Д. Демократия и образование. М., 2000.

6. Пирс Ч. Что такое прагматизм? / / Пирс Ч. Избранные философские произведения. Пер. с англ. К. Голубович [и др.]; [Ред. - Л. Макеева и др.] М.: Логос, 2000.

7. Медведев Н.В. Метаморфоза прагматизма. URL: https: //cyberleninka.ru/article /n/metamorfoza-pragmatizma (15.06.2023)

8. Эбер M. Прагматизм: Исследование его различных форм: англо-американских, французских, итальянских, и его религиозного значения. М.: Издательство ЛКИ, 2010. C.22

9. Юлина Н.С. Прагматизм. Электронная библиотека ИФ РАН//Новая философская энциклопедия. URL: https:// iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH985c3 51499c04271945098 (15.06.2023)

10. Peirce Ch. The scientific attitude and fallibilism // Philosophical Writings of Peirce. P. 356. URL: https:// cdches-ter.co.uk/wp-content/uploads/2018/05/Philosophical-Writings-of-Peirce-Charles-S.-Peirce-Justus-Buchler-ed..pdf (15.06.2023)

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.