2. Умарова Дилмура Закировна. Технология блочно-модульного обучения как перспектива повышения качества обучения // Проблемы Науки, 2019. № 11-2 (144). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/tehnologiya-Ыochno-modulшgo-obucheniya-kak-perspektiva-povysheniya-kachestva-obucheniya/ (дата обращения: 05.11.2021).
3. Умарова Д.З. Формы, методы и средства развития творческой активности студентов вузов / Д.З. Умарова // Бюллетень науки и практики, 2021. Т. 7. № 7. С. 310-314. DOI 10.33619/2414-2948/68/41.
4. Холматова Дилором Абдусамиевна. Теоретические аспекты изучения этнографии как научной дисциплины // Бюллетень науки и практики, 2020. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7teoreticheskie-aspekty-izucheniya-etnografii-kak-nauchnoy-distsipliny/ (дата обращения: 24.10.2021).
5. Рахматова Одина Кадыржановна, Косимова Дилбархон Рузибаевна. Актуальные проблемы преподавания русского языка в технических вузах // Проблемы Науки, 2019. № 12-2 (145). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-prepodavaniya-russkogo-yazyka-v-tehnicheskih-vuzah/ (дата обращения: 05.11.2021).
ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФЕНОМЕНА
РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ДИСКУРСА
1 2 Рахматова О.К. , Рахимов А.Р.
1Рахматова Одина Кадыржановна - преподаватель,
кафедра узбекского и русского языков, факультет легкой и текстильной промышленности; 2Рахимов Асилбек Расулжон угли - студент, направление: информационно-коммуникационные системы управления технологическими
процессами,
факультет компьютеризированных систем проектирования, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья рассматривает прагмалингвистические концепции феномена речевого поведения и речевого дискурса. Авторы статьи считают, что основным материалом для изучения речевого поведения является диалогический фрагмент в полной семантической конструкции, отражающий реализацию замыслов коммуникантов и представляющий собой одну из форм взаимодействия между собеседниками.
Ключевые слова: речевое поведение, дискурс, коммуниканты, семантическая конструкция, взаимодействие, этнолингвистический, прагматический, лексические и грамматические правила.
Необходимость использования помимо лингвистических средств, культурных и этнолингвистических для обеспечения эффективности дискурса привело к формированию нового направления в отечественной лингвистике -прагмалингвистики [5]. С развитием прагматичного направления ученые стали обращаться к активной стороне языка. Дело в том, что в реальном общении его участники строят высказывания не просто в соответствии с фонетическими, лексическими и грамматическими правилами языка, но и в зависимости от намерений коммуникантов и складывающихся коммуникативных условий. Лингвопрагматика в широком смысле этого понятия относится к процессу речевого общения и направлена на изучение потребностей, целей, мотивов, намерений и речевых действий
коммуникантов. Современная лингвопрагматика включает в себя изучение явных и неявных целей высказываний говорящего, речевых стратегий и типов поведения [6].
Термин "коммуникативная компетентность", по определению Е.А. Быстровой, в настоящее время широко понимается как "способность и реальная готовность к адекватному общению с целями, сферами и ситуациями общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию" [1]. Обладание коммуникативной компетентностью предполагает наличие определенного коммуникативного потенциала (коммуникативные свойства личности, коммуникативные способности), к которому относятся "уровень коммуникативной потребности", ее локализация; наличие отношения к общению с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное ощущение человека в ситуации общения (степень удовлетворенности общением, "уверенность в общении", а также коммуникативные навыки и способности) [1].
Понятие "коммуникативные навыки" чаще всего интерпретируется как навыки и способности речевого общения в конкретной речевой ситуации (коммуникативная ситуация, коммуникативная ситуация). Ученые выделяют в составе этих навыков различные доминанты, с различной степенью конкретизации, но ведущими среди них неизменно остаются умение ориентироваться в речевой ситуации и реализовывать любые высказывания (устные, письменные, диалогические, монологические) с этими условиями.
Вышеперечисленные понятия относятся к сфере методологии обучения языку, которая, в свою очередь, базируется на данных широкого круга лингвистических исследований. Таким образом, современный этап развития лингвистики характеризуется включением языка в широкий контекст коммуникации. Основа этого подхода заложена в исследованиях психолингвистического, социолингвистического, лингвопрагматического риторического и других направлений. Речевое общение изучается ими как процесс взаимодействия как минимум двух партнеров, наделенных социальными атрибутами, в определенной ситуации и с определенной целью обмена разнообразной информацией.
Содержание понятия "речевое общение" рассматривается через связь речевой активности и речевого поведения, отличающуюся уровнем мотивации и осознания, а также результатом. Под речевой деятельностью понимается "сознательно мотивированная человеческая деятельность", результатом которой является мысль и текст, а под речевым поведением - "малосознательная деятельность, ... проявляющаяся в закономерностях и стереотипах действий, которые человек усваивает на основе подражания чужим закономерностям и стереотипам и на основе собственного опыта", результатом которой являются отношения между людьми и эмоции, вызванные этим поведением [4]. Уточним, что данные определения нельзя считать общими, поскольку эти понятия изучаются представителями широкого спектра философской, лингвистической, педагогической, психологической отраслей науки, и каждая из них имеет свои особенности интерпретации, поэтому мы используем их в качестве рабочих формулировок.
Следовательно, формирование и развитие коммуникативной компетентности носителей языка предполагает развитие адекватного речевого поведения в различных коммуникационных ситуациях на основе целенаправленной подготовки речевой деятельности.
Т.Г. Винокур определяет речевое поведение как процесс, находящийся между речевой деятельностью и речевым актом, и является их совокупностью. Мы согласны с мнением Т.Г. Винокура о том, что предметом науки о речевом поведении является "типизированная речь типизированного человека в типизированных условиях" [2]. Под речевым поведением в данной диссертации понимается система сознательных и неосознанных речевых действий, сообщающихся в конкретной ситуации.
Речевое поведение проявляется в коммуникативном процессе, участниками которого являются оратор и слушатель, поэтому, изучая его, мы рассматриваем их основные речевые действия: речь и слушание.
Говорящий выступает инициатором коммуникативного действия, целью которого может быть: 1) передача новой смысловой, эмоциональной и другой информации; 2) выражение собственного отношения к действительности; 3) побуждение собеседника к каким-либо действиям; 4) убеждение собеседника в чем-либо и т.д. Слушатель, воспринимая и понимая речь, в то же время занимает активную позицию по отношению к ней: принимает или не принимает или не принимает информацию, соглашается или не соглашается с ней, дополняет ее, применяет, готовится что-то исполнить и т. д. [3].
Основным материалом для изучения речевого поведения является диалогический фрагмент в полной семантической конструкции, отражающий реализацию замыслов коммуникантов и представляющий собой одну из форм взаимодействия между собеседниками. Диалог рассматривается как дискурс, в котором речевая деятельность коммуникантов реализуется в комплексе их различных видов деятельности. Диалог имеет явную антропологическую направленность, так как отражает как личностную сущность (лингвистическую личность), так и социальную позицию и роль коммуниканта (поведение человека в обществе).
Список литературы
1. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Преподавание русского языка в школе: учебник для студентов педагогических вузов. Москва: Дрофа, 2004. С. 240.
2. Винокур Т.Г. Докладчик и слушатель. Варианты речевого поведения. Москва, 1993. С. 19.
3. Рахматова О.К., Косимова Д.Р. Актуальные проблемы преподавания русского языка в технических вузах // Проблемы науки, 2019. № 12-2 (145). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/aktualnye-problemy-prepodavaniya-russkogo-yazyka-v-tehnicheskih-vuzah/ (дата обращения: 01.06.2021).
4. Справочник по лексике. Педагогическая логопедическая наука. Издание 2. Москва: Флинт, Наука, 1998. С. 312.
5. Холматова Д.А., Рахматова О.К., Косимова Д.Р. Этнографическая терминология и ее лингвистический анализ (на материалах русского и узбекского языков) // Вестник науки и образования, 2019. № 19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnograficheskaya-terminologiya-i-ee-lingvisticheskiy-analiz-na-materialah-russkogo-i-uzbekskogo-yazykov/ (дата обращения: 01.06.2021).
6. Холматова Д.А. Теоретические аспекты изучения этнографии как научной дисциплины // Бюллетень науки и практики, 2020. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/teoreticheskie-aspekty-izuchemya-etnografii-kak-nauchnoy-distsipliny/ (дата обращения: 01.06.2021).