10. Москвин, В. П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В. П. Москвин. -Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 940 с.
11. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский; науч. ред. И. Роднянская. - М.: Сов. энцикл., 1966. - 376 с.
12. Пекарская, И. В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. Часть 1 / И. В. Пекарская. -Абакан: Издательство ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2000. - 248 с.
13. Пекарская, И. В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. Часть 2 / И. В. Пекарская. -Абакан: Издательство ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2000. - 344 с.
14. Храмцова, Р. Поэзия обериутов в контексте литературы абсурда / Р. Храмцова // Литература. - 2000. - № 35. - URL: http ://lit. 1 september.ru/article.php?ID=200003 501 (дата обращения: 29.10.2014).
15. Гусев, Д. А. Краткий курс логики: Искусство правильного мышления / Д. А. Гусев. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с.
© Вольф О. А., 2014 УДК 659.4
«PR ЦВЕТА НЕБА»: ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Ю. Б. Костякова, В. С. Кабардина, А. Ю. Кульпина, А. А. Мухина, Д. И. Потылицына
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается технология разработки проекта, направленного на формирование позитивных моделей поведения жителей г. Абакана в отношении городских парков и скверов как мест и средств релаксации, а также осознания горожанами парковых зон как их общего историко-культурного, национального и экологического достояния. Авторы ввели в научный оборот термин «PR цвета неба», трактуя его как одно из направлений социального пабликрилейшнз. Кроме того, в статье представлены результаты исследования парковых зон Абакана, проанализировано отношение горожан к паркам и скверам, выявлены особенности взаимодействия городской администрации, СМИ и горожан в процессе PR-продвижения парковых зон.
Ключевые слова: паблик рилейшнз, социальный PR, «PR цвета неба», проектирование, парковые зоны, социально-психологический климат.
Паблик рилейшнз - чрезвычайно многоплановое явление. Исследователи, в зависимости от реализуемой цели и используемых методов, выделяют внутренний и внешний PR; «черный», «белый» или «серый»; «кровавый», «жёлтый», «зелёный», «цвета хаки» [1]. Следуя подобной логике, мы предлагаем выделить ещё один вид паблик рилейшнз - «PR цвета неба». Разрабатывая его обоснование, мы опирались на определение А. Д. Кри-воносова. Исследователь рассматривает PR как специфические коммуникации, целью которых является установление диалогических отношений между различными группами общественности, различными субъектами публичной сферы, своего рода систему коммуникационных техник, предназначенную для оптимизации коммуникационной среды базисного субъекта PR [2]. Диалогические отношения между субъектом и объектом PR-деятельности могут использоваться для достижения различных коммерческих, политических и прочих целей. Но диалог также является наиболее эффективным средством решения и многих социальных задач: сплочения общества, улучшения социально-психологического климата в коллективе, городе или стране, формирования позитивно настроенного общественного мнения. Такое направление PR-деятельности чаще всего характеризуют как социальный паблик рилейшнз. Под ним понимается «деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных) отношений, формирование позитивных моделей поведения и т. д.» [см., напр.: 3]. В широком понимании социальный PR, на наш взгляд, можно представить как информационное сопровождение и продвижение различных социальных проектов и программ, идей и устремлений, нацеленных на решение социальных проблем.
Одной из таких важных проблем является, по нашему мнению, формирование благоприятного социально-психологического климата в населённых пунктах и прежде всего в городах, жители которых постоянно подвергаются негативному воздействию окружающей среды, испытывают стрессы и остро нуждаются в доступных и эффективных средствах релаксации. Достижению внутреннего равновесия и гармонии прежде всего способствует общение с природой. Таким образом, «PR цвета неба» можно определить как деятельность, целью которой является формирование у людей позитивных моделей поведения по отношению к собственной жизни, духовного единства, основанного на идеях уважения себя и других людей как личностей.
«PR цвета неба» нельзя синонимизировать с «голубым PR». Во-первых, определение «голубой» далеко не всегда воспринимается обществом позитивно, учитывая распространённость обозначения этим «цветом» людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Во-вторых, небо обладает широким цветовым спектром. Поэтому, обозначая разновидность социального паблик рилейшнз как «PR цвета неба», мы отмечаем, что деятельность в рамках данного направления тоже может быть многоаспектной и учитывать различные нюансы социальных проблем, интересов и потребностей людей, их отношения к окружающей действительности.
Так, для многих горожан свободное и регулярное общение с природой нередко представляет проблему. Отсутствие личного транспорта, дачи или домика в деревне затрудняет выезд за город. Организация туристического похода требует времени, сил и средств, в которых люди бывают ограничены. Выходом из создавшегося положения могут служить городские парки, скверы, аллеи, набережные. Эти «зелёные лёгкие» города служат местом не только отдыха, но и общения с природой, где человек может отдохнуть душой, полюбоваться глубиной и красками неба, подумать о смысле жизни, снять накопившееся психологическое напряжение и почувствовать себя лучше.
Но формирование благоприятного социально-психологического климата в городе зависит не только от наличия достаточного количества парковых зон, степени активности мэрии в создании новых и облагораживании уже имеющихся зелёных уголков. Важным, на наш взгляд, является и отношение людей к ним как к местам релаксации, восприятие ими парков как неотъемлемой части города и общего достояния. Осознание этого позволило сформулировать концепцию проекта «PR цвета неба», определить технологии его реализации.
Цель проекта - формирование позитивных моделей поведения жителей г. Абакана в отношении городских парковых зон как мест и средств релаксации. Данная модель включает в себя также осознание горожанами парков и скверов как их общего историко-культурного, национального и экологического достояния. Под термином «парковые зоны» мы подразумеваем предназначенные для отдыха открытые озеленённые территории. Задачами проекта являются: 1) подготовка и распространение информации о результатах анализа состояния парковых зон и отношения к ним горожан через средства массовой информации и интернет-форумы; 2) организация ньюсмейкинга с целью привлечения внимания СМИ, городских властей и аудитории к проблеме использования парковых зон как мест и средств релаксации; 3) содействие укреплению взаимодействия между мэрией, СМИ и городской общественностью при обсуждении проектов создания и реконструкции парковых зон.
Поскольку основная часть публичных мероприятий проекта будет проводиться под открытым небом, для комфорта участников данных акций и достижения наилучшего результата реализация PR-кампании запланирована на период с марта по сентябрь.
Проект рассматривается нами как волонтерская инициатива, поэтому его бюджет ограничен личными средствами участников. Это определило выбор методов PR-продвижения проекта, среди которых наиболее эффективными и при этом не требующими затрат являются социологические (кабинетные и полевые исследования) и маркетинговые методы паблик рилейшнз (общение со СМИ, устные выступления, интерактивное общение).
Основными этапами проектирования стали анализ ситуации, описание реализации проекта и его результатов.
Состояние парковых зон в г. Абакане
В рекламных буклетах, посвящённых Абакану нередко отмечается великолепие его скверов, садов и чистый воздух. Зелёные насаждения, в том числе и в пределах парковых зон, занимают до трети площади города. Обилие зелени, особенно заметное в летний период, отмечают и сами горожане, и приезжающие в Абакан из разных уголков страны и из-за границы гости. Усиленное внимание к озеленению города обусловлено рядом факторов.
Во-первых, исторически центральная часть города располагалась, как правило, в низине. В 1930-е годы, когда началась её массовая застройка, возникла проблема осушения и благоустройства болотистых территорий, в решении которой активное участие принимали комсомольцы. Так, в 1933 году усилиями молодёжи на месте бывшего озера Игир коль (Кривое озеро) были заложены первый городской парк (сейчас детский парк «Орлёнок») и первая аллея, ставшая прообразом бульвара вдоль проспекта Ленина [4, с. 126].
В 1960-е гг., после сооружения Красноярской ГЭС, когда воды Красноярского водохранилища стали угрожать городу, вокруг Абакана был возведены дамбы и дренажные каналы. Но чтобы эффективно бороться с повысившимся уровнем грунтовых вод, вдоль этих сооружений и по всему городу стали активно высаживать тополя, которые до сих пор являются визитной карточкой Абакана и определяют «лицо» его центральной части.
Во-вторых, основная часть города расположена в степной зоне. Поэтому создание зелёных насаждений - это не только украшение, но и насущная необходимость, обеспечивающая укрытие от палящего солнца и улучшение экологической обстановки в республиканском центре.
В-третьих, активное «зелёное» благоустройство города связано с отношением самих горожан к данному процессу и его результатам. В озеленении города всегда активно участвовали владельцы частных домов. Переезжая в Хакасию, начиная с 1920-х годов, в том числе из Центральной России, они привозили с собой и свои традиции: высаживали в палисаднике или около дома цветы и деревья. Эта традиция сохранилась, когда началось массовое переселение в «хрущевки», и сейчас, когда новосёлы высаживают возле подъездов своей новостройки саженцы наиболее живучих деревьев, обживая и украшая новую территорию.
В 1970-1980-е годы сформировалась традиция, когда каждый абаканец был обязан посадить на территории города одно дерево в год [4, с. 197]. Поэтому озеленение города стало одним из важных проявлений народной инициативы, способствовавшей формированию отношения горожан к зелёным насаждениям как к общему богатству, в создание которого каждый вносит свой вклад.
В-четвёртых, портрет Абакана как «зелёного» города - важная составляющая его коммерческого имиджа. Зелёные насаждения, обилие парков и скверов свидетельствуют о благоприятных условиях проживания в городе, что привлекает, например, переселенцев из северных районов Красноярского края, из экологически неблагоприятных регионов Сибири.
По масштабам и способу устройства зелёные территории можно разделить на парки, скверы (в том числе мини-скверы), аллеи, набережные. Всего в Абакане нами было обнаружено 25 парковых зон, в том числе 6 больших парков, 17 скверов, одна аллея (пр. Ленина) и одна набережная (Северная дамба).
Большинство парковых зон Абакана имеют центральные скульптурные композиции, которые задают общий стиль их внешнего вида и содержательного наполнения (Парк Победы, Преображенский парк). Иногда центральным элементом сквера является памятник известной персоне (Н. Ф. Катанов, И. С. Ярыгин, С. П. Кады-шев) или памятник-символ памяти (чернобыльцев, воинов-интернационалистов). Такие скульптуры психологически не довлеют над парковой зоной и её посетителями, поскольку становятся местом для торжественного
мероприятия лишь раз в году - по случаю празднования очередной годовщины события или дня рождения героя. Больший интерес горожан вызывают скверы и мини-скверы, центральным элементом которых являются скульптурные композиции, посвящённые героям известных сказок - Маленькому принцу, Мальчишу-Кибальчишу, Алисе из Страны чудес и др.
По степени доступности можно выделить следующие виды парков: платные (топиарные парки «Сады мечты» и «Вдохновение»), частично платные (парк «Орлёнок», ПКиО «Комсомольский» с платными аттракционами) и бесплатные (все остальные парки и скверы города).
Исследование, основанное на личных наблюдениях и результатах опроса горожан, позволило сделать выводы о том, что наиболее перспективными для использования в решении проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата в Абакане являются парковые зоны с бесплатным доступом, имеющие фонтаны, забавные скульптурные композиции, достаточное количество сооружений для комфортного отдыха и детские развлекательные сооружения.
Отношение горожан к парковым зонам
Чтобы выявить предпочтения и отношение жителей Абакана к паркам и скверам, нами было проведено выборочное анкетирование горожан (112 участников). Опрашивались представители различных возрастных (от 10 до 86 лет), социальных и национальных групп.
Выбирая место отдыха, большинство опрошенных, преимущественно от 10 до 40 лет, отдают предпочтение большому парку (59 %). Люди старшего возраста и, в первую очередь пожилые, посещают небольшой, но уютный и комфортный сквер (41 %). Свой выбор некоторые из них объясняли тем, что такое место более подходит, когда хочется не развлекаться, а действительно отдохнуть от суеты, на свежем воздухе, на лоне природы. Многие респонденты предпочитают для отдыха парк или сквер рядом с домом (81 %), не желая тратить время на дорогу. Остальные (19 %) готовы совершить такое путешествие, пятеро из них даже утверждали, что подобная поездка тоже может быть отдыхом.
Горожане оказались единодушны во мнении, что городу нужны новые парковые зоны, и только один собеседник заявил, что без подобных зелёных территорий можно обойтись. Из сторонников озеленения города большинство (66 %) высказалось за сооружение новых скверов рядом с их домом, остальные (34 %) будут рады любому парку, вне зависимости от его месторасположения. Подавляющее большинство опрошенных (88 %) считают, что в любой парковой зоне должен быть оригинальный центральный элемент (скульптура, фонтан, другое сооружение), который бы логически объединил территорию и привлекал внимание посетителей. Многие респонденты (73 %) готовы принять участие в создании нового парка, но некоторые оговаривались, что это участие не должно отнимать много времени и сил, и лучше всего - чтобы ограничивалось моральной поддержкой нового проекта на уровне советов, рекомендаций, пожеланий, обсуждения проекта на форумах и проч.
Мы попросили участников опроса выделить главные критерии, по которым они определяют привлекательность парковой зоны и её комфортность как места отдыха. На первом месте по популярности оказались аттракционы и другие сооружения для развлечения, а также спортивные площадки. Важными элементами парка или сквера опрошенные считают скамейки и обилие зелени, которая радует глаз и позволяет укрыться от солнца. Горожанам импонируют скульптуры и беседки, фонтаны и другие водоёмы. Несколько человек посчитали важным наличие мест для удобной парковки. Почти все опрошенные отметили, что главным для них при выборе места отдыха являются уютная атмосфера и своеобразная «изюминка», которая отличает «их» парк от всех остальных.
Предварительное исследование общественного мнения позволило сделать вывод о том, что реализация проекта будет эффективной, поскольку опирается на уже сформированное позитивное отношение горожан, прежде всего, к «своим» парковым зонам (знакомым, часто посещаемым, расположенным рядом с домом). В то же время аудиторией проекта будет востребована общая информация о городских парковых зонах. Распространение сведений о месторасположении парков и скверов, их достопримечательностях и проводимых в них мероприятиях позволит горожанам расширить круг посещаемых парков, повысит их привлекательность как мест отдыха и поможет участникам проекта сформировать у горожан представление о парковых зонах как об общем историко-культурном, национальном и экологическом достоянии.
Взаимодействие городской администрации, СМИ и горожан в процессе PR-продвижения парковых
зон
Сооружение парковой зоны - затратный и технически сложный проект, для реализации которого требуются значительные средства и волевое решение городских властей. В ряде случаев такое сооружение позволяет городской администрации решить сразу две сложные проблемы: благоустройства города и ликвидации стихийных свалок, на месте которых и создаётся новый сквер.
Местные СМИ о парковых зонах рассказывают мало. Информационным поводом чаще всего становятся проводимые в таких местах мероприятия, посвящённые праздникам (День Победы, День защиты детей) или памятным датам. Анализ публикаций СМИ, входящих в медиахолдинг ИРТА-Абакан, которые наиболее активно освещают вопросы благоустройства республиканского центра, не позволил выявить примеры, когда подобные парковые зоны сооружались бы по просьбам горожан, с учётом их пожеланий, предложений, советов.
При решении важных вопросов городского устройства мэрией используется такая форма взаимодействия с жителями Абакана, как общественные слушания. Но, судя по телесюжетам, на открытых обсуждениях проектов представители общественности присутствуют редко. У горожан есть возможность высказать своё отношение к содержанию, сооружению, благоустройству парковых зон на форуме «Абакан РФ. Абаканский городской пор-
тал» и получить ответ мэра Н. Г. Булакина, а также отклик со стороны участников дискуссии. Но анализ сообщений на форуме показал, что горожан больше интересуют вопросы о сроках и финансовой стороне реконструкции парковых сооружений, уборке территории крупных парков, о видах высаживаемых деревьев и проч.
Властями практически не поддерживается традиция участия горожан в озеленении новых территорий. Одно из последних мероприятий прошло в 2011 году в рамках акции «День признания в любви родному городу», когда в Комсомольском парке 150 молодых людей посадили «Аллею молодёжи». Мероприятия такого плана проводятся редко и используются для PR-поддержки деятельности представителей мэрии или саморекламы местных бизнесменов.
Таким образом, несмотря на активизацию в городе работ по сооружению и облагораживанию мест отдыха, абаканцы остаются пассивными наблюдателями этого процесса. Содействовать привлечению их к обсуждению будущего парковых зон могут не только PR-мероприятия, но и заинтересованность городской администрации в подобной дискуссии, адекватность ответов на предложения горожан, демонстрация того, что городские власти действительно учитывают в своей деятельности пожелания общественности. Аудитория проекта
Проведённый опрос горожан показал, что у представителей различных возрастных и социальных групп существенно различаются представления об отдыхе в парковых зонах и способах релаксации, критерии выбора места отдыха и знания о парках и скверах Абакана. Поэтому нами были выделены четыре аудиторные группы:
- целевая аудитория - школьники и студенты как наиболее организованная и восприимчивая к новым идеям часть горожан;
- потенциальная аудитория, которая может быть вовлечена в реализацию проекта. Это представители любых возрастных, национальных, профессиональных и социальных групп населения города, которые пожелают принять участие в мероприятиях и дискуссиях по теме проекта;
- ключевая аудитория проекта - журналисты местных СМИ. От их отношения к идее проекта и создаваемым в его рамках событиям, мнения и профессиональной заинтересованности во многом зависит не только эффективность воздействия на массовую аудиторию, но и успешность реализации проекта в целом;
- особая аудитория проекта - представители городской администрации и депутаты городского Совета, воздействие на которых носит опосредованный характер.
Мы отмечаем, что в ходе реализации проекта все группы аудитории будут взаимодействовать друг с другом непосредственно (на мероприятиях в учебных заведениях, на акциях в парковых зонах) или опосредованно (через СМИ, с использованием интернет-ресурсов и т. д.). Это обеспечит участникам проекта дополнительные возможности для информирования граждан и коммуникационного воздействия на них через первичную (школьники и студены, журналисты) на вторичную аудиторию (горожане, представители власти). Стратегия и тактики
Стратегия реализации проекта основывается на системном взаимодействии с целевой аудиторией посредством организации специальных мероприятий при информационной поддержке СМИ. Стратегия поддерживает программу действий, направленных на информирование всех групп аудитории (целевая, потенциальная, ключевая и особая) о целях и задачах проекта; убеждение аудитории в том, что реализация проекта, достижение его цели будет содействовать улучшению социально-психологического климата в городе; разъяснение общественности того, каким образом её представители могут внести свой вклад в пропаганду парковых зон Абакана как мест отдыха, содействовать благоустройству существующих парков и скверов и сооружению новых.
При выборе тактик учитывались: содержание транслируемой информации; психологические особенности восприятия целевой аудиторией новых сведений; условия реализации и бюджет проекта. Исходя из этого, были выбраны ключевые сообщения проекта и определены средства (каналы) их передачи целевой аудитории.
Медиарилейшнз (взаимодействие со СМИ) даст максимальный эффект при распространении информации. Установление и поддержание контактов с журналистами на личном уровне, создание у них мотивации для освещения мероприятий и пропаганды основных идей проекта позволит использовать авторитет работников СМИ как лидеров общественного мнения и усилить коммуникационное воздействие на все виды аудитории проекта.
Использование интернет-технологий позволит расширить круг потенциальной аудитории за счёт тех, кто не является постоянным потребителем информационного продукта СМИ, и установить новые каналы для оказания коммуникационного воздействия на представителей власти.
Привлечение представителей целевой и потенциальной аудитории к реализации проекта через организацию мероприятий локального (на уровне школьных классов, студенческих групп в вузах) и публичного характера (праздники, акции, флешмобы) даёт возможность оказывать непосредственное коммуникационное воздействие на аудиторию для создания у неё ощущения соучастия в общем полезном деле. Технологии реализации
Современные PR-технологии, которые используются специалистами в практической деятельности или анализируются теоретиками паблик рилейшнз, весьма разнообразны. Их описание в научной литературе содержит подчас диаметрально противоположные оценки и характеристики. Попытки систематизации PR-технологий (см. работы В. Ф. Кузнецова, Д. П. Гавра и др.) не позволили пока выработать общепринятые критерии их оценки и описания, провести чёткое разделение между понятиями «технологии PR» и «технологии реализации PR-проекта». Поэтому мы будем опираться на определение А. А. Калмыкова и М. А. Денисовой, обозначая технологии паблик рилейшнз в широком значении (технологии PR) как «единство определённого плана, программы практической деятельности и самой деятельности по реализации этой программы», а в узком значении
(технологии реализации PR-проекта) - как программу «взаимоувязанных действий (процедур и операций) по использованию социальных коммуникаций для достижения заданного социально значимого результата» [5].
Для описания технологий, вне зависимости от понимания их масштаба, традиционно используется классическая формула RACE: Research (исследование) Action (действие) Communication (общение) Evaluation (оценка). Развивая эту тему, Л. В. Пелленен конкретизировал состав PR-технологии: целеполагание, выбор средств воздействия, порядок выполнения операций, выбор методик и инструментов, оценка результата [6, с. 148]. По нашему мнению, такая формула более конкретна, что позволяет применять её при описании технологии реализации нашего PR-проекта.
Целеполагание проекта. Основываясь на позитивном отношении горожан к паркам и скверам, авторы проекта ставят своей целью формирование таких моделей поведения жителей Абакана, при которых городские парковые зоны активно используются как места и средства релаксации, а совокупность таких зон расценивается общественностью как общее для всех горожан историко-культурное, национальное и экологическое достояние. Постановка такой цели помогает выйти за рамки традиционной пропаганды здорового образа жизни или культурного досуга и сосредоточиться на улучшении социально-психологического климата в городе.
Средства воздействия на аудиторию проекта. Для достижения поставленной цели предполагается использовать преимущественно средства вербальной внешней коммуникации для оказания как непосредственного, так и опосредованного воздействия на аудиторию. С помощью лекций, открытых уроков и тематических классных часов организуется непосредственное общение участников проекта с представителями целевой аудитории -школьниками и студентами г. Абакана. Мероприятия, проводимые в городских парках и скверах, будут содействовать налаживанию групповой коммуникации - между группами представителей целевой и реальной аудитории.
Опосредованное коммуникационное общение с аудиторией предполагается осуществлять через лидеров общественного мнения: учителей (преподавателей вуза), старост микрорайонов, представителей городской администрации и журналистов. Основными средствами такого воздействия являются публикации СМИ, которые способны оказывать массовое коммуникативное воздействие на абаканцев. Использование возможностей Интернета позволит инициировать обсуждение на сайтах самих СМИ и форумах тех тем, которые были подняты в статьях, радио- и телесюжетах. Использование интернет-ресурсов даст возможность вовлечь в дискуссию дополнительную аудиторию и в то же время проанализировать эффективность формирования общественного мнения.
В силу ограниченности бюджета только средствами самих участников проекта из широкого спектра рекламных средств воздействия на аудиторию предполагается использовать листовки с анонсом о предстоящих мероприятиях и пресс-релизы, предназначенные для информирования СМИ.
Порядок реализации проекта. Реализация проекта предполагает выполнение запланированных действий в три этапа.
На первом этапе (март-апрель) основным действием является анализ общественного мнения, официальных документов, публикаций СМИ и ситуации в городе с обеспечением абаканцев возможностями и средствами для отдыха под открытым небом. На основе полученной информации у участников проекта формируется представление о наиболее эффективных формах и методах взаимодействия с аудиторией.
На втором этапе (май-август) будет реализован комплекс мероприятий, направленных на установление и поддержание диалога с представителями целевой и потенциальной аудитории проекта. В мае планируется проведение цикла мероприятий в школах Абакана, в ходе которых учащимся будет представлена информация о городских парковых зонах, истории их создания, наличии в них интересных сооружений и возможностей для полноценного и разнообразного отдыха. Аналогичные мероприятия, ориентированные на студентов, пройдут в институтах Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. С июня по август специальные мероприятия пройдут в парковых зонах Абакана и будут приурочены к традиционным праздникам, дням рождения известных персон (А. де Сент-Экзюпери, А. С. Пушкин). Для акций в формате флешмоба достаточно будет ясной погоды и чистого неба.
Организация и проведение мероприятий в парках и скверах - важная составляющая ньюсмейкинга. Взаимодействие со средствами массовой информации при освещении мероприятий предполагает пресс-релизы и личные контакты с журналистами для убеждения их в социальной значимости реализуемого проекта.
Для ознакомления широкой аудитории с результатами анализа общественного мнения, официальных документов, публикаций СМИ по теме проекта в период с мая по август планируется создать темы для обсуждения на региональных интернет-порталах (Nakaba, MamaAbakana), группы единомышленников в социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте, Instagram и др.), регулярно выкладывать ролики о проведённых мероприятиях в Твиттере и на Фейсбуке. Также для развертывания дискуссии в Интернете предполагается на муниципальном портале «Абакан РФ» инициировать вопросы к мэру г. Абакана, касающиеся состояния городских парковых зон, строительства новых скверов, необходимости привлечения горожан к планированию, сооружению и благоустройству таких мест отдыха.
На третьем этапе (сентябрь) будут подведены итоги реализации проекта.
Инструменты реализации проекта. Для воздействия на аудиторию проекта и общественное мнение в целом нами были выбраны следующие инструменты реализации PR-проекта: публичные выступления; организация специальных, преимущественно культурных и праздничных мероприятий; материалы для публикации в СМИ, подготовленные участниками проекта; пресс-релизы; интернет-блоги и форумы.
Результаты реализации проекта
Авторы проекта предполагают, что в результате проведения специальных мероприятий, информационной кампании в СМИ и Интернете удастся привлечь внимание горожан к парковым зонам как местам отдыха и общения с природой, изменить их утилитарное отношение к паркам, сформировать комплексное восприятие таких сооружений как достопримечательностей города. Результатом осуществления разработанной нами технологии реализации проекта «PR цвета неба» должны стать: повышение уровня информированности аба-канцев о преимуществах и особенностях парковых зон Абакана; активизация информационного и культуро-формирующего воздействия СМИ на жителей республиканского центра; усиление интереса горожан к вопросам содержания, создания и обустройства парковых зон; повышение внимания городской администрации к запросам, нуждам, просьбам и пожеланиям граждан. Осознание жителями Абакана парков и скверов как общего национально-культурного, исторического и экологического достояния будет способствовать формированию у них позитивных моделей поведения и в целом - созданию благоприятного социально-психологического климата в городе.
Библиографический список
1. Бакланова, Ю. О. Цветной PR: целевые установки и оценка эффективности / Ю. О. Бакланова, И. Н. Захарова // Управление экономическими системами. - URL: http://www.uecs.ru/uecs-10-102007/item/72--pr- (дата обращения: 12.12.2014).
2. Кривоносов, А. Д. PR-текст в контексте публичной коммуникации / А. Д. Кривоносов. - 2-е изд., доп. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. - URL: http://pr.i-dl.ru/downloads/file/48 (дата обращения: 7.12.2009).
3. Даченков И. Что такое социальный PR? / И. Даченков. - URL: http://www.dachenkov.ru/ 2012/05/29/что-такое-социальный-pr-2/ (дата обращения: 27.06.2013).
4. Торосов В. М. Абакан / В. М. Торосов. - М.: Цицеро, 1994. - 208 с.
5. Калмыков, А. А. Системное описание PR-технологии / А. А. Калмыков, М. А. Денисова. - URL: http://jarki.ru/wpress/2010/02/15/430/ (дата обращения: 4.01.2015).
6. Пелленен, Л. В. Технологические аспекты паблик рилейшнз / Л. В. Пелленен // Вестник ЮУрГУ. - 2005. - № 7(47) - С. 147-149. © Костякова Ю. Б., Кабардина В. С., Кульпина А. Ю., Мухина А. А., Потылицына Д. И., 2014
УДК 82.09:821.161.1
ЖИВОПИСНЫЙ ОБРАЗ В. МАЯКОВСКОГО В АСПЕКТЕ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Т. Ю. Кравченко,
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Статья посвящена проблеме межъязыкового взаимодействия живописи и литературы, что позволяет говорить об интермедиально-сти в ранней поэзии В. В. Маяковского. Показаны особенности выбора поэтом разных форм взаимодействия живописи и литературы. Ключевые слова: стиль, композиция, живописная образность, изобразительная метафора, кубизм, футуризм.
В начале ХХ века в отечественной литературе происходят значительные изменения, связанные со становлением нового литературно-художественного языка, с выработкой новой философии искусства. В первую очередь это связано с развитием литературы и авангардного искусства. В работе предлагается исследование взаимодействия литературного и живописного начал в образном строе произведений Маяковского, исследование влияния изобразительного искусства на мировоззрение и творческий метод поэта. Доказывается, что становление Маяковского как поэта происходило под влиянием знакомой ему с детства живописи. В результате художественно-эстетические принципы изобразительного искусства были переосмыслены поэтом в его литературных произведениях.
В современном литературоведении обсуждаются разные методы работы с художественными произведениями. Одним из них является интермедиальный подход, под которым понимается разбор отношений и форм взаимодействия языков разных видов искусства.
В целом интермедиальность - это «наличие в художественном произведении таких образных структур, которые заключают информацию о другом виде искусства» [1, с. 153].
Наиболее последовательно концепция интермедиального взаимодействия литературы с другими видами искусств изложена в книге Н. В. Тишуниной «Западноевропейский символизм и проблемы взаимодействия искусств. Опыт интермедиального анализа». Изучению проблемы взаимодействия искусств в рамках интермедиального анализа посвящена монография Н. М. Мышьяковой «Лирика А. А. Фета (интермедиальные аспекты поэтики)». Этот метод исследования разрабатывается в ряде последних диссертаций (А. Х. Сат-ретдинова «Интертекстуальность поэзии Брюсова», В. Е. Фельдман «Риторический дискурс в романах Диккенса» и др.).
Характерные глубокие интермедиальные связи языка литературы и живописи ярко проявились в художественном стиле ранней поэзии Владимира Маяковского.
Цель данного исследования - определение принципов соотношения искусства слова и живописи в раннем творчестве Маяковского.
Искусство - это мышление в образах, но средства создания художественного образа разнятся в разных видах искусства - словесном и изобразительном. В самом общем виде художественный образ определяется как