Научная статья на тему 'Познавательный туризм России как объект управления'

Познавательный туризм России как объект управления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1513
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИЗМА РОССИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Филушкина М. И.

в статье рассмотрено содержание познавательного туризма в качестве объекта управления. Проанализированы уникальные природные ресурсы и богатейшее историко-культурное наследие России. Охарактеризовано развитие познавательного туризма в Центральной России и северо-западном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познавательный туризм России как объект управления»

разработке фирменного стиля, который призван создать такой образ санатория, который близок основному контингенту отдыхающих в нем. Основными носителями фирменного стиля могут выступать элементы делопроизводства (бланки, конверты, папки, календари и т.д.), реклама в печатных и электронных СМИ, сувениры, наружная реклама, выставочные стенды, документы и удостоверения, служебная одежда сотрудников, визитки, постельное белье, скатерти и салфетки, посуда и многое другое. При этом необходимо обеспечить единство всех оформительских элементов в виде определенного заданного образа.

Таким образом, каждый элемент коммуникаций должен применяться строго по назначению с учетом тех ограничений, которые он сам на себя накладывает. Однако все они преследуют общую цель - содействовать успешному решению задач сбытовой политики. Вместе с тем, очевидно, что эффективность мероприятий по продвижению санаторно-курортного продукта тем выше, чем лучше достигается их взаимодействие с другими составляющими сбытовой политики.

Литература

1. Ветитнев А.М., Боков М.А., Угрюмов Е.С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. - Сочи: РИО СГУ, 2G12. - 95с.

М.И. Филушкина

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ INFORMATIVE TOURISM OF RUSSIA AS OBJECT OF MANAGEMENT

Аннотация: в статье рассмотрено содержание познавательного туризма в качестве объекта управления. Проанализированы уникальные природные ресурсы и богатейшее историко-культурное наследие России. Охарактеризовано развитие познавательного туризма в Центральной России и северо-западном регионе.

Ключевые слова: познавательный туризм, объект управления, природные ресурсы, историко-культурное наследие России, оценка конкурентоспособности туризма России.

Abstract: in article the content of informative tourism as object of management is considered. Unique natural resources and the most rich historical and cultural heritage of Russia are analysed. Development of informative tourism in the Central Russia and northwest region is characterized.

Keywords: informative tourism, object of management, natural resources, historical and cultural heritage of Russia, assessment of competitiveness of tourism of Russia.

Путешествие, имеющее в своей основе познавательный интерес, на сегодняшний день является одним из самых распространенных видов туризма. Познавательный туризм охватывает все аспекты, посредством которых человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. По прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО) в ближайшие десятилетия темпы роста объемов туризма будут сохранены. Несмотря на объективные трудности в последние годы, неравномерности пространственного развития, в 2G2G году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2GGG г. - с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок.

© М.И. Филушкина, 2G12

1З6

Познание как совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира, присутствует в программах практически любого путешествия, Познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Например, по своему содержанию познавательными являются автобусные туры. Круизы, как правило, предполагают увлекательную экскурсионную программу. Если речь идет о культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим.

В любом случае познавательный туризм представляет собой концентрацию объектов культурного наследия, таких как: 1) памятники археологии; 2) культовая и гражданская архитектура; 3) малые и большие исторические города; 4) сельские поселения; 5) музеи, театры, выставки; 6) социальная инфраструктура; 7) объекты этнографии, центры прикладного творчества; 8) технические комплексы и сооружения. В XXI веке всеми специалистами, связанными с туристическим бизнесом, наиболее перспективным направлением в туризме признается именно познавательный туризм. Только он способен способствовать человеку в открытии по-настоящему нового, интересного, непознанного ранее.

В таблице представлена динамика туристских прибытий за последние годы.

Таблица

Показатели въезда иностранных граждан в Россию, прибытий [2]_

Цели поездки 2010 г. 2011 г. Изменение численности иностранных граждан, въехавших в РФ за 2011г. по сравнению с аналогичным показателем 2010г. (+- %)

Всего 22 281 217 24 932 061 12

Туризм 2 133 869 2 335 977 9

На Москву и Санкт-Петербург приходится до 75% международных прибытий. Наибольший поток иностранных граждан в Россию из дальнего зарубежья прибывает из Польши, Финляндии, Народно-Демократической Республики Корея, Литвы, Германии.

Сложились благоприятные условия, определившие рост количества поездок в пределах России. В 2009 года внутренний туристский поток составил 32,0 млн. поездок или на 1,6% больше уровня 2008 года. При этом лидирует Южный федеральный округ (16,2 млн. прибытий, прирост составил 6,5%) [1].

Наибольшее развитие познавательный туризм получил в Центральной России и северо-западном регионе, где сосредоточены основные достопримечательности страны. Основные экскурсионные центры России - Москва с величественным архитектурным ансамблем Кремля, дворцовый Санкт-Петербург, древние города Золотого кольца -известны во всем мире. Помимо них есть еще и другие уникальные места и достопримечательности, посетив которые каждый россиянин или иностранец получит новые незабываемые впечатления.

В Московской области насчитывается и охраняется около 2,2 тыс. культурных, исторических и природных памятников. На северо-западе страны находится «Серебряное кольцо России», охватывающее древнерусские города Новгород, знаменитый кремлем Х1-ХУ веков, и Псков с музеем-заповедником «Пушкинские горы», а также города Ивангород, Гдов и Порхов с их старинными крепостями.

Жемчужиной Беломорья и гордостью Русского Севера называют Соловецкие острова. За свою долгую историю превратились в интереснейшие экскурсионные центры севера России города Вологда, Архангельск и Каргополь, а также знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь с ценнейшей коллекцией икон ХУ-ХУШ веков.

Поволжские города - Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Астрахань -крупнейшие туристские центры. Нижний Новгород, много веков назад основанный на месте слияния Волги и Оки, известен как крупнейший торговый, научный и культурный центр. Эта земля славится своими народными промыслами - хохломской и городецкой росписью, а также городецкой резьбой.

Сибирь - это прежде всего Красноярский край. Его столица - Красноярск -уникальна множеством оригинальных фонтанов. В этом же городе находится местный краеведческий музей с богатой коллекцией сибирских древностей, признанный в 2001 году лучшим провинциальным музеем России. Старейший в Восточной Сибири город Енисейск, основанный в 1619 году, привлекает своими архитектурными памятниками, деревянными кружевными украшениями старинных деревянных домов.

Экскурсионные туры, предлагаемые на юге России, в ряде городов Краснодарского края (Анапе, Тамани), интересны, прежде всего, любителям античного прошлого.

Лидеры познавательного туризма - это Санкт-Петербург, Золотое кольцо России, Карелия, Калининградская область и речные туризмы. Туры в Санкт-Петербург занимают около 30-40% всех экскурсионных поездок страны. Второе место принадлежит ближнему и дальнему Подмосковью. Москвичи все чаще едут в провинции - Тверскую, Калужскую, Рязанскую области, Золотое кольцо, Псков, Великий Новгород. Путешественников интересует местный уклад жизни, пейзажи городов. А региональные агентства, наоборот, больше оформляют туры в крупные города: Москву и Санкт-Петербург.

«Золотое кольцо» России является направлением, спрос на который поддерживается круглый год. Основной поток туристов по этому направлению составляет «дикий» туризм, то есть путешественники чаще приезжают на собственных автомобилях без помощи туроператоров. Еще одним популярным направлением является Карелия. В качестве основных поездок россияне выбирают экскурсионные туры в Петрозаводск, Кижи, Валаам, на Соловецкие острова.

В настоящее время на долю России приходится около 1% мирового туристского потока. Туристская система России к настоящему времени остается недостаточно развитой, хотя страна обладает уникальными природными ресурсами и богатейшим историко-культурным наследием. По данным Всемирного экономического форума Россия занимает 5 место из 133 стран по наличию природных туристских ресурсов мирового значения, по культурным - 9-ое. Однако в рейтинге конкурентоспособности 130 стран мира в сфере путешествий и туризма Россия находится на 64 позиции, по объемам услуг туристского сектора в абсолютных показателях страна занимает 22 место, а в относительных - 156. Российские туристы тратят за рубежом в 10 раз больше денег, чем иностранные туристы в России. В 2009 году доля туризма в валовом внутреннем продукте достигла лишь 2,5% (с учетом мультипликативного эффекта -6,3%) [1].

Всемирный экономический форум (^ЕБ) в рамках международной программы по оценке конкурентоспособности стран выполнил исследование международной конкурентоспособности сектора туризма и путешествий. Индекс конкурентоспособности сектора туризма и путешествий строился на основе трех субиндексов: субиндекс А - государственное регулирование, включающее оценивание законодательных норм, защиту окружающей среды, безопасность, медицину и гигиену, приоритетность сектора; субиндекс В - бизнес-климат и инфраструктура сектора, опирающийся на оценивание воздушного и наземного транспорта, инфраструктуру и

ценовую конкурентоспособность туристского сектора; субиндекс С - ресурсы, включая людские, природные, культурные и отношение к внешним туристам. По общему индексу конкурентоспособности России занимает 59 место в мире, в том числе по субиндексу А находится на 79 месте, по субиндексу В - на 61 месте, по субиндексу С - на 38 месте. В рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий европейских стран Россия также находится среди аутсайдеров. Выполненные прогнозы (с интервалами в несколько месяцев) индекса конкурентоспособности в России довольно пессимистичны, однако в среднесрочном периоде указывают на его тенденцию к росту.

В исследовании WEF оценка конкурентоспособности ставится в зависимость от общей конкурентоспособности и экономического развития страны, а ключевым фактором конкурентоспособности туристского сектора России названы природные и культурные туристские активы. Положительная репутация и имидж России базируются на признанных достижениях в спорте, науке, культуре, на огромном культурном наследии, на обширном природном богатстве. По спортивным достижениям Россия занимает в рейтинге стран 3-е место, уступая только США и Германии, в области музыки, кино и литературы России принадлежит 13 место.

В России находится 8 природных объектов Фонда всемирного наследия, что позволяет ей занимать 5 место в мире. По масштабам охраняемой территории страна находится на 67 месте. Количество культурных объектов Фонда всемирного наследия достигает 17 единиц, что ставит Россию на 9-е место в мире. Исследователи подчеркивают, что потенциал российских ресурсов используется явно недостаточно, преобразование средств в добавочный капитал, добавочные факторы производства происходит крайне замедленно. Так, за период 2005-2007 гг. в среднем ежегодно в США проводилось 619 международных ярмарок и выставок, в России - только 41.

Развитие туристских кластеров в России происходит еще более неоднородно, чем развитие туристских регионов. Подавляющее большинство из них характеризуется низкой производительностью и низкой специализацией. Исследователи WEF оценивают продвижение туристских активов в качестве важного направления продвижения туристского имиджа России. Рекомендуемыми направлениями продвижения могут быть: деловой оазис России, Российские дестинации, общемировые ценности в России, мировое культурное наследие, развитие форм продвижения российского туризма за рубеж, информация о качестве жизни в России.

Исследователи WEF не рекомендуют единую стратегию продвижения туристского продукта для всех туристических регионов России. Они подчеркивают, что различные российские регионы требуют совершенно разных стратегий повышения конкурентоспособности туристских секторов. Однако для этого необходимы детальные исследования особенностей туристских регионов.

Таким образом, анализ свидетельствует о сложности содержания понятия познавательный туризм, необходимости его дальнейшего развития, что предопределяет особенности его управления.

Литература

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.avtotravel.com.

2. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://russiatourism.ru/rubriki/-1124140896/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.